АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Профессиональная квалификация: быть в тренде[:]

[:ru]

Развитие технологий, мобильность рабочей силы и усиление конкуренции изменили характер сферы труда и занятости.

В современных условиях квалификации становятся инструментом экономического планирования, прогноза потребностей в умениях и развития системы образования.

Изменения в организации труда требуют от работников постоянной адаптации и совершенствования компетенций, а от государства и работодателей – признания нового качества компетенций, независимо от места и способа их освоения. Иными словами, в современном обществе, основанном на знаниях, практически невозможно получить образование «раз и навсегда» и точечно его совершенствовать. Важно не то, какой диплом имеет работник, а его квалификация, измеряемая в компетенциях. А это, в свою очередь, требует механизма описания и классификации квалификаций, который будет понятен работнику, работодателю и государству.

Для структурированного описания уровней квалификации в той или иной отрасли используются отраслевые рамки квалификаций или ОРК. По данным UNESCO, Cedefop (Европейский центр по развитию профессионального образования) и Европейского фонда образования, в 2017 году процесс разработки и внедрения рамок квалификаций охватил более 150 стран. Казахстан не стал исключением: в 2016 году Министерством труда и социальной защиты населения РК был запущен проект по развитию трудовых навыков и стимулированию рабочих мест, одной из задач которого является совершенствование системы ОРК.

Методические рекомендации по разработке ОРК функционируют в Казахстане с 2016 года, но работа по совершенствованию ведется постоянно. В рамках реализации проекта внесены рекомендации по совершенствованию методики разработки ОРК. В частности, предложено ориентировать ОРК на компетенции работников и результаты обучения, поскольку на данный момент, согласно проведенному анализу, они являются практически единственным средством объективно связать требования системы образования и рынка труда.  Предложенная в рамках проекта единая структура формирования ОРК построена на основе анализа лучшего международного опыта, поэтому согласуется с европейскими и другими рамками квалификаций, существующими в мире. В качестве нововведения предложен механизм периодической актуализации ОРК. Обновление квалификаций, добавление новых и исключение устаревших квалификаций и компетенций будет проходить по результатам мониторинга экономической ситуации. В процесс модернизации будут включены все участники рынка труда, включая профессиональные сообщества и самих трудящихся.

Разработка и модернизация отраслевых рамок, а также систем квалификаций обусловлена объективной необходимостью, вызванной серьезным качественным разрывом между спросом и предложением рабочей силы, а также возрастающей мобильностью трудовых ресурсов. Для работодателей рамки квалификаций служат надежными индикаторами для понимания уровня компетенций у работников, а также средством выявления недостатка в квалификациях и потребностей в обучении. Работникам рамки квалификаций позволят планировать приобретение новых компетенций для успешного трудоустройства и карьерного роста.  Чем прозрачнее описаны квалификации, тем работникам понятнее, как «продвигаться» от одной квалификации к другой и планировать собственное обучение. На уровне образовательных организаций внедрение ОРК позволит обеспечить понимание официально признаваемых квалификаций в отрасли, на основании которого они смогут четко формулировать цели программ обучения и методы оценки.

В более широком смысле применение рамок квалификаций позволит оптимизировать профориентационную деятельность, что будет способствовать снижению уровня безработицы и повышению качества труда.

bnews.kz

[:]