АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Почему уятмены не нужны? О кризисе. Перевод с казахского Алтын орды [:]

[:ru]

Сегодня мы наблюдаем  кризис. Этот кризис коснулся не только  экономики, политики, но и сферы духовности.  А началось все  с развала  советского союза. Та страна была тоталитарной и сектантской. Однако, мощной в умении контролировать и управлять массами.

Что такое «уят»? С казахского слово  переводится как стыд. Стыд-это социальное чувство, оно далеко не биологическое. В стыде есть некая польза. Стыд позволяет нам регулировать социальные связи и отношения. Поэтому, мы никогда не пойдем танцевать голыми на улицу. А если и есть такие «смельчаки», то часто у них нарушена психика.  В стыде есть своя польза. Однако, и вреда от стыда не меньше.

 В коллективистских обществах, стыд является доминирующей эмоцией.  Взгляните на ту же Японию. Правители используют стыд для управления массами. В советском союзе, стыдили всех и нещадно. Стыдили тунеядцев, спекулянтов, было стыдно хотеть денег, стыдно было говорить о сексе и удовольствиях. Стыдно было мечтать о материальном благополучии. Общество было воспитано в духе жесткого коллективизма, где любое уклонение от социальной нормы каралось. И каралось нещадно.

Похожее изображение

Советский коллективизм 

  В той же Японии, часты случаи самоубийства на почве стыда. Общество подчинено запретам.   В нем не поощряется индивидуализм ни в каком виде. Стыд позволяет регулировать всех и вся.   Кроме того, Япония является лидером по количеству социофобов. В стране даже есть феномен хикикамори. Это личности, которые изолировали себя от общества целиком и полностью. Их численность перевалила за миллион.  Часто в основе такого поведения лежит стыд. Человеку непереносимо, что его стыдят. Он не соответствует неким стандартам, и он закрывается.   

Картинки по запросу япония коллективизм

Японский коллективизм 

Стыд — телесное чувство. Оно непереносимо. Люди готовы порой покончить с собой, лишь не сталкиваться со стыдом. Особенно в Японии.  Часто люди даже не подозревают, что испытывают стыд. Когда-то нашим предкам необходимо было держаться вместе. Отвержение означало смерть.  В казахской степи самым страшным наказанием  был статус кара бета. Это человек, который считался отверженным. Отвержение толпы и  изгнание из социальной группы, означало, что дни человека сочтены.  Без толпы было не выжить. Люди держались друг за друга. Клановость и слияние обеспечивали выживание.  Такая система регулировалась чувством стыда. Стыд помогал  управлять каждым.  Стыд-это реакция на отвержение.

Однако, мозг современного человека полон предрассудков и не нужной генной памяти. Для современного человека не страшно отойти от толпы. Не страшно стать собой. Быть индивидуалистом.  Заниматься тем, чем он сам хочет. Работать по найму. Или  заняться индивидуальным предпринимательством.  Женщина на западе может сама выбрать, быть ей домохозяйкой или строить карьеру. Однако,  наш мозг прошедший советские метаморфозы ( и не только), до сих пор зациклен на идее слияния.  Многим до сих пор страшно отойти от некоего абстрактного коллектива.

Когда произошел некий разлом в сознании наших граждан, появились уятмены. Морализаторы,  апеллирующие к традициям и обычаям столетней давности.   И все бы ничего! Но, уятмены были похожи на тех же советских граждан. А многие и являются бывшими совками.

 

Народ послушал их и осознал, что требования уятменов никак не соответствуют тому,  что предлагает нам нынешнее время. 21 век-век технологий, развития, новых возможностей.  Мораль в обществе постоянно меняется и трансформируется, потому, что меняется сам человек, и его взгляды.  Наше сознание регулярно эволюционирует. И в век глобализации и интернета,  это ощущается гораздо сильнее.

Идеалы же уятменов, это идеалы,  противоречащие временным вызовам. Давление концепцией «уята» ни к чему хорошему не приводят. Напротив, участились случаи, когда девушки под воздействием уята бросают новорождённых.  Это опасная тенденция.  Это означает, что страх «потерять лицо» становится сильнее, чем гуманизм, инстинкты, и банальная человечность.

К уятменам общество относится иронично. Часто посмеивается над ними. Но, стоит отметить, что в основе их поведения лежит все то же невежество.  Это невежество подкрепляется абсолютно необоснованными доводами. Эти люди считают, что обладают неким моральным компасом. И только им знать, в каком направлении обществу нужно двигаться. Это первый признак фанатика. Когда человек не способен принять чужую точку зрения, зациклен лишь на своей правде, он фанатик и сектант.  

 

Для уятмена катастрофой является девушка с голой грудью и в короткой юбке. Однако, уровень деградации и нищеты для него абсолютно нормальные явления.

А между тем, гордыня, которой переполнены уятмены является страшным грехом.  Ибо сказано было «Не суди, и  не судим будешь!»

Хорошо бы в современном обществе  придерживаться этой установки, чтобы каждый мог жить так, как хочется ему.

 Мариям Айбарова.

Массагет.кз

 

[:]