АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Бензин в Казахстане. Почему он дешевый и чей он, казахский или российский? Даем полный расклад. [:]

[:ru]

Одна из любимых тем в российских социальных сетях – ценовая разница на целые категории продуктов в Казахстане и России.

Россияне неизменно отмечая высокое качество казахстанской продукции, одновременно подмечают и ее более низкую цену по сравнению с российскими аналогами.

При этом любимая тема многих российских блогеров – казахстанский бензин и цена на него.

Россияне искренне полагают, что в Казахстане продается российский бензин, но по ценам ниже российских. Что служит основанием для гневных комментариев в адрес российского правительства и президента.

Однако насколько подобные утверждения соответствуют истине.

Даем полный расклад. Так, если до 2018 года доля российского бензина в общем объеме ГСМ в Казахстане составляла третью часть, то уже с завершившейся модернизацией трех казахстанских НПЗ, длившейся несколько лет, ситуация в 2019 году в республике кардинальным образом изменилась.  И теперь казахстанцам не только хватает собственного бензина, но и появились излишки.

По данным информационного ресурса FinReview.Info,

в 2018 году после завершения модернизации крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов казахстанским производителям впервые за долгое время удалось удовлетворить потребности внутреннего рынка с избытком. По данным «КазМунайГаз», три казахстанских НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит возникнет не ранее 2032 года. Производство бензина после модернизации НПЗ выросло на 84%, дизеля — на 36%. Авиатоплива, в свою очередь, производят в три раза больше.

В Казахстане производство бензина, в том числе авиационного ежемесячно увеличивается в среднем на 12%. За десять месяцев 2019 года произведено 3,6 млн тонн топлива. Прирост по отношению к аналогичному периоду 2018 года составил 12,4%. При этом в сентябре 2019 года отечественные НПЗ произвели рекордный объем бензина — 465,6 тыс. тонн. По сравнению с сентябрем 2018 года объемы выросли на 22,8%, а по итогам трех кварталов – на 14,7%.

Наибольшие объемы выпуска пришлись на город Шымкент – произведено 1,5 млн тонн бензина или 42,5% от общего объема продукции. В регионе функционирует новейший в республике нефтеперерабатывающий завод. 30% производства бензина обеспечил Павлодарский нефтехимический завод, а 26,7% — Атырауский НПЗ.

Повышенные объемы производства позволили снизить импорт до минимума — если в январе — августе 2018 года объем импорта составлял около 590 тыс. тонн, то за девять месяцев 2019 года он снизился до 18,7 тыс. тонн. Однако и доля экспорта бензина составляет лишь 0,3%.

Кроме того, в стране сократилось потребление бензина – за семь месяцев 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 2,33 млн тонн, что на 12,8%, меньше, чем за аналогичный период 2018 года. То есть в стране увеличивается объем нереализованного бензина.

Также известно, что за январь-сентябрь экспортировано 32,6 тыс. тонн бензина, из которых 1 827 тонн бензина класса К5 уже отправилось в Европу. В планах министерства энергетики была поставка на европейский рынок еще 35 606 тонн только в ноябре этого года.

При этом для недопущения возникновения дефицита на бензин на внутреннем рынке в августе 2019 года принят приказ «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан». Согласно документу введен запрет на вывоз бензинов, дизельного топлива и других отдельных видов нефтепродуктов.

Указанная мера сказалась на уровне отгрузки нефтепродуктов. В сентябре отгрузка бензина марки Аи-92 с НПЗ РК в регионы составила 391 тыс. тонн, то в октябре объем отгрузки составил 354,5 тыс. тонн, то есть на 35,5 тыс. тонн меньше.

Например, объем поставок в Алматинскую область снизился на 20,2 тыс. тонн в сравнении с августом месяцем и на 37,8 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Поставки в ВКО снизились на 11 тыс. тонн в сравнении с августом и на 17,7 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Это может говорить о том, что часть бензина вывозилась в пограничные территории, а запрет сработал.

В 2018 году министр энергетики Канат Бозумбаев отмечал, что в ЗКО и Костанайской областях, где живет порядка 700-800 тысяч людей, расход горюче-смазочных материалов в несколько раз выше, чем на юге страны. При этом в Туркестанской области и Шымкенте проживает в общей сложности около трех миллионов человек.

За последние пять лет стоимость бензина увеличилась на 30%

В 2014 году после глобального падения цен на нефть, стоимость топлива в странах Таможенного союза повысилась со 112 до 115 тенге за литр. В конце августа на рынке образовался дефицит топлива и в целях недопущения роста цен Правительство приняло приказ, согласно которому стоимость бензина АИ92 составила 115 тенге за литр.

Уже в январе 2015 года цены опустились до 105 тенге за литр. В феврале снижение продолжилось и бензин марки АИ92 стал торговаться по 99 тенге.

Однако в сентябре 2015 года Правительством было решено отменить регулирование цен на бензин из-за неспособности отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом и перехода на плавающий курс тенге. В результате цена за литр бензина выросла со 108 тенге до 129 тенге за литр.

В последующем тенденция роста сохранилась — в 2016 году цена увеличилась до 135 тенге, в 2017 году – до 143 тенге.

В результате модернизации НПЗ в стране появился переизбыток собственного топлива, а цены ежемесячно снижались на 0,5%. Если в январе 2018 года стоимость бензина составляла 159,4 тенге за литр, то уже в конце года она снизилась до 154,85 тенге, а в ноябре 2019 года составила 148,49 тенге. После увеличения акциза на 10 тенге с 1 января 2020 года цена снова вырастет.

в 2018 году после завершения модернизации крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов казахстанским производителям впервые за долгое время удалось удовлетворить потребности внутреннего рынка с избытком. По данным «КазМунайГаз», три казахстанских НПЗ способны произвести бензина на 24% больше потребностей рынка, а ближайший дефицит возникнет не ранее 2032 года. Производство бензина после модернизации НПЗ выросло на 84%, дизеля — на 36%. Авиатоплива, в свою очередь, производят в три раза больше.

В Казахстане производство бензина, в том числе авиационного ежемесячно увеличивается в среднем на 12%. За десять месяцев 2019 года произведено 3,6 млн тонн топлива. Прирост по отношению к аналогичному периоду 2018 года составил 12,4%. При этом в сентябре 2019 года отечественные НПЗ произвели рекордный объем бензина — 465,6 тыс. тонн. По сравнению с сентябрем 2018 года объемы выросли на 22,8%, а по итогам трех кварталов – на 14,7%.

Наибольшие объемы выпуска пришлись на город Шымкент – произведено 1,5 млн тонн бензина или 42,5% от общего объема продукции. В регионе функционирует новейший в республике нефтеперерабатывающий завод. 30% производства бензина обеспечил Павлодарский нефтехимический завод, а 26,7% — Атырауский НПЗ.

Повышенные объемы производства позволили снизить импорт до минимума — если в январе — августе 2018 года объем импорта составлял около 590 тыс. тонн, то за девять месяцев 2019 года он снизился до 18,7 тыс. тонн. Однако и доля экспорта бензина составляет лишь 0,3%.

Кроме того, в стране сократилось потребление бензина – за семь месяцев 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 2,33 млн тонн, что на 12,8%, меньше, чем за аналогичный период 2018 года. То есть в стране увеличивается объем нереализованного бензина.

Также известно, что за январь-сентябрь экспортировано 32,6 тыс. тонн бензина, из которых 1 827 тонн бензина класса К5 уже отправилось в Европу. В планах министерства энергетики была поставка на европейский рынок еще 35 606 тонн только в ноябре этого года.

При этом для недопущения возникновения дефицита на бензин на внутреннем рынке в августе 2019 года принят приказ «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан». Согласно документу введен запрет на вывоз бензинов, дизельного топлива и других отдельных видов нефтепродуктов.

Указанная мера сказалась на уровне отгрузки нефтепродуктов. В сентябре отгрузка бензина марки Аи-92 с НПЗ РК в регионы составила 391 тыс. тонн, то в октябре объем отгрузки составил 354,5 тыс. тонн, то есть на 35,5 тыс. тонн меньше.

Например, объем поставок в Алматинскую область снизился на 20,2 тыс. тонн в сравнении с августом месяцем и на 37,8 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Поставки в ВКО снизились на 11 тыс. тонн в сравнении с августом и на 17,7 тыс. тонн в сравнении с сентябрем. Это может говорить о том, что часть бензина вывозилась в пограничные территории, а запрет сработал.

В 2018 году министр энергетики Канат Бозумбаев отмечал, что в ЗКО и Костанайской областях, где живет порядка 700-800 тысяч людей, расход горюче-смазочных материалов в несколько раз выше, чем на юге страны. При этом в Туркестанской области и Шымкенте проживает в общей сложности около трех миллионов человек.

За последние пять лет стоимость бензина увеличилась на 30%

В 2014 году после глобального падения цен на нефть, стоимость топлива в странах Таможенного союза повысилась со 112 до 115 тенге за литр. В конце августа на рынке образовался дефицит топлива и в целях недопущения роста цен Правительство приняло приказ, согласно которому стоимость бензина АИ92 составила 115 тенге за литр.

Уже в январе 2015 года цены опустились до 105 тенге за литр. В феврале снижение продолжилось и бензин марки АИ92 стал торговаться по 99 тенге.

Однако в сентябре 2015 года Правительством было решено отменить регулирование цен на бензин из-за неспособности отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом и перехода на плавающий курс тенге. В результате цена за литр бензина выросла со 108 тенге до 129 тенге за литр.

В последующем тенденция роста сохранилась — в 2016 году цена увеличилась до 135 тенге, в 2017 году – до 143 тенге.

В результате модернизации НПЗ в стране появился переизбыток собственного топлива, а цены ежемесячно снижались на 0,5%. Если в январе 2018 года стоимость бензина составляла 159,4 тенге за литр, то уже в конце года она снизилась до 154,85 тенге, а в ноябре 2019 года составила 148,49 тенге.  В пересчете на цены в России это порядка 24,6 рублей за литр.

По состоянию на начало июля 2019 года в рейтинге стран Европы по доступности топлива для населения Казахстан стал лидером среди 33 стран по стоимости, которая составляла 169,35 тенге за литр АИ95. После изменения акциза РК по-прежнему останется лидером, так как на втором месте расположилась Россия с ценой в 276,19 тенге, а тройку замкнула Беларусь, где литр топлива стоил около 315,64 тенге.

Однако по доступности бензина для населения Казахстан занимает 18 место. Согласно исследованию на среднюю заработную плату казахстанцев можно приобрести 843,5 литр бензина. По данному показателю в ТОП-3 стран входят Люксембург, Норвегия и Австрия, а самые низкие показатели у Румынии, Болгарии и Украины.

Новости Казахстана. Алтынорда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[:]