[:ru]
Представьте себе такую ситуацию: работает вы себе где-нибудь, ну, скажем, в Росреестре и неожиданно начальник вам говорит: «Ирина, тут новый приказ пришел: с понедельника выходишь на работу в хиджабе». А вы такая: «Погодите, Максим Викторович, какой еще хиджаб?!» А босс только руками разводит в стороны, мол, ну что поделаешь, распоряжение свыше. Примерно с такой ситуацией, только вовсе не комичной, столкнулись иранские женщины в 1979 году. Тогда победила исламская революция и был принят закон об обязательном ношении хиджаба в общественных местах.
Сразу хочу обозначить: я – историк и пишу об обществе, а не о религии. То, что случилось в Иране – сложная история. Да, последний шах Мохаммед Реза Пехлеви проводил радикальную вестернизацию страны. Он был сильно зависим от США, городил реформы и даже календарь пытался изменить. Оппозицию задавил, коррупция процветала. Вот и скинул его бедный народ вместе с духовенством во главе с аятоллой Хомейни. Люди в Иране были рады переменам. Но чтобы держать в послушании неспокойные массы потребовалась исламизация всех сфер жизни и быта общества.
В марте 1979 года был принят закон о хиджабе. В глубинке по сути ничего и не менялось, но в то же время в городах сотни тысяч женщин уже и думать забыли о том, чтобы покрывать голову и тело согласно исламским предписаниям. Многие работали на госслужбе, судьями, в полиции, избирались в местные органы власти. И вдруг нате – забудьте. Ходить в черном платке и укутанной от кистей до щиколоток нужно, считай, везде, кроме дома. Нельзя петь и танцевать в присутствии мужчин, пляжи, спорт, учеба – тоже раздельно. Зато замуж можно с девяти (позже возраст подняли до 13 лет).
8 марта 1979 года в Тегеране больше 100 тысяч иранских женщин вышли на акцию протеста. Фотографии оттуда нигде не публиковались до недавнего времени. Но 27-летняя Хенгаме Голестан взяла аппаратуру у мужа-фотографа и сняла кадры, которые сегодня мало кого могут оставить равнодушными. Она бегала от служителей закона и тайком делала фото за фото. На них – прекрасные иранские женщины с непокрытой головой. На улицы вышли студентки, медсестры, учителя, юристы – да много кто!
Как вспоминает Хенгаме Голестан, которая, побыв ассистентом у мужа, позже сама стала известным фотографом-документалистом, в толпе царило позитивное настроение. Шах не был популярен, все радовались, когда он сбежал в Америку. Люди думали, что наступили новые времена и, если что-то не нравится, надо просто громко заявить об этом. Многие смеялись. Группа медсестер останавливала машины с водителями-мужчинами и кричала им: «Мы требуем равноправия! Где ваши платки?!»
Это были последние дни, когда иранские девушки ходили по улицам с непокрытой головой. Акция протеста, продлившаяся почти неделю, не имела эффекта. Хенгаме Голестан вместе с мужем уехали в Англию в 1984-м. Только там она смогла организовать выставку со своими яркими кадрами из 1979-го. На родине её снимки никто печатать не стал.
Сегодня 40 миллионов женщин в Иране не могут путешествовать без разрешения мужа, при перемещении общественным транспортом сидят только в задней части автобуса, не могут самостоятельно выбрать себе работу по душе. Совсем недавно трех женщин приговорили в общей сложности к 55 годам лишения свободы за мирный протест против закона об обязательном ношении хиджаба, во время которого которого они просто раздавали розы.
А мы в соцсетях постоянно натыкаемся на снимки 50-летней давности с подписью «Иранские женщины до исламской революции». На них – жизнерадостные, веселые девушки в светских нарядах. Даже не верится, как быстро всё может поменяться.ъ
[:]