[:ru]
Казахстан ввел запрет на экспорт ряда продовольственных товаров: гречихи, муки, семён льна, подсолнечника, рапса, соевых бобов, а также масла подсолнечного, рапсового и хлопкового. Предполагается, что запрет будет действовать на период чрезвычайного положения. Информацию об этом в среду, 25 марта, во время брифинга озвучил министр информации и общественного развития РК Даурен Абаев
Слабый экспорт
Мукомолы с обоснованностью введённого ограничения не согласны и считают, что оно никакой пользы не принесет, а напротив, ударит по всей отрасли.
Дос-Мукасан Таукебаев, директор мукомольной компании «Мутлу», отметил, что если в 2018 в Казахстане работало 350 мельничных комплексов, то по итогам 2019 их осталось всего 260.
— Остальные 90 разорились, — рассказал он. — В среднем на каждом работало 150 человек. То есть 13,5 тыс. казахстанцев остались без работы. Эту цифру мы можем смело умножить на четыре, включив членов семей. Получается, без средств к существованию оказались 52 тыс. человек.
Проблемы у казахстанских мукомолов начались лет десять назад. Тогда страна вышла на первое место в мире по экспорту муки. Однако соседи начали развивать собственный мукомольный бизнес, вводя заградительные пошлины на казахстанскую муку и обнуляя их для импортного зерна. Также увеличивались тарифы на железнодорожные перевозки для транзита муки в третьи страны. Правительство Казахстана, к сожалению, интересы своих мукомолов не отстаивало.
В результате первое место в рейтинге экспортеров муки Казахстан потерял и сейчас крайне неуверенно держится на втором, уступив лидерство Турции. В последние годы выручал главным образом Афганистан. Но и тут позиции нашей страны выглядели очень шаткими — в случае высокого урожая в Пакистане или Узбекистане эти страны за счёт более низких расходов на транспортировку имели возможность вытеснить казахстанских мукомолов.
— Так случилось в прошлом маркетинговом году, — пояснил Дос-Мукасан Таукебаев. — Если до этого мы экспортировали в год в среднем 2 млн 800 тыс. тонн, то в прошлом смогли продать раза в два меньше, порядка 1 млн 400 тыс. Причина была и в слишком высоких ценах на пшеницу на нашем внутреннем рынке, и в том, что Узбекистан получил хороший урожай и смог нас потеснить в Афганистане.
Нужный объем
Таким образом, в Казахстане остался достаточный запас как зерна, так и муки. Более того – избыточный. Нынешняя ситуация, когда на фоне распространения коронавируса подскочил спрос на продовольствие, в том числе в соседних с Казахстаном странах, обещала мукомолам отбить осенние потери на ожившем рынке. Однако распоряжение о запрете на экспорт муки спутало все планы.
Что особенно удивило переработчиков — запрет на экспорт пшеницы введен не был.
— Все страны стараются поддерживать именно свою, отечественную переработку, — отметил Дос-Мукасан Таукебаев. — И это правильно с любой точки зрения. Вот смотрите, тонна зерна сейчас на границе стоит примерно $215, а тонна муки – $350. Получается, продавая муку, мы обеспечиваем поступление в страну валютной выручки в полтора раза больше, чем торгуя сырьем. Кроме того, чтобы отгрузить за границу тонну зерна, достаточно трёх человек. В случае с мукой в цепочке занято 150 человек. Это — рабочие места. И сейчас не то время, чтобы ими разбрасываться.
Кроме того, мукомолы уверены, что ситуацией могут воспользоваться конкуренты из соседних стран, чтобы вывезти зерно для переработки на своих мощностях. И их обеспеченность Казахстана мукой волновать точно не будет. А вот отечественные мукомолы обещают, что тот объем, который нужен стране, они без вопросов поставят в торговые сети.
— Казахстан съедает в год 1 млн 800 тыс. тонн муки, — привел цифры Дос-Мукасан Таукебаев. — Для ее производства зерна в Казахстане достаточно, учитывая, что новый урожай мы получим в сентябре. Более того, его запасено с избытком. И даже если по какой-то причине возникнет дополнительная потребность, мы ввезем весь нужный объем сырья из России. Дефицита не будет! Даже сейчас, в праздничные дни, мы работали и отгружали муку в Алматы и Нур-Султан, поскольку видели выросший там спрос. Кстати, хочу от имени Союза мукомолов и хлебопеков обратиться к казахстанцам: не поддавайтесь ажиотажу! Всю потребность страны в муке мы гарантировано закроем!
Второй плюс
Таким образом, проблемы в стране могут возникнуть не от нехватки муки, а от запретов. У мукомолов есть информация о том, что правительство хоть и с опозданием, но думает над введением запрета и на экспорт пшеницы. С этим они согласны и готовы переработать весь объем отечественного зерна на своих мощностях. Ведь у этого есть ещё один резон — отруби, продукты переработки остаются в стране и служат для создания кормовой базы казахстанским животноводам. При экспорте зерна все это сопутствующее добро достается импортёру.
Однако, чтобы переработка имела смысл, экспорт муки необходимо разрешить. Иначе внутренний рынок быстро перенасытится, сбыт встанет и мукомолам придется останавливать производство.
— Есть у ситуации и гуманитарный аспект, — считает Дос-Мукасан Таукебаев. — Контракты нами уже заключены, покупатели в Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Афганистане ждут нашу муку. Мы не можем обречь наших соседей на голод — это не в характере нашего народа.
[:]