АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

[:ru]Демократия берет свое начало с казахской земли. Перевод с казахского Алтын орды. [:]

[:ru]

Как степная демократия повлияла на формирование нации? Почему хан соблюдал свободу слова в среде  казахов? Почему народ мог отречься от своего хана?

С 2015 года, я стал увлекаться исторической литературой. Скажу честно, мое увлечение помогло поступить на магистратуру исторического факультета.  Самый больший интерес во мне вызвала история древних казахов, цивилизация кочевников и ханов.

Сегодня мы много говорим о демократии. Но, понимаем ли мы что это такое? Большинство людей считают, что демократия берет свое начало из древней Греции. А вот молодежь Европы, пропитанная демократическими ценностями, вообще считает, что у других народов демократии не было. Только у них.  Да, греки внесли  хороший вклад в развитие демократии. Именно в древней Греции народ стал собираться и высказывать свое мнение.  Но, если вы прочтете историю кочевников, вы поймете что такое степная демократия.

Не будем брать в расчет даже времена Алтын орды. В XV веке  у нас была самая настоящая демократия. И знаете, на чем держались основы степной демократии? На праве откочевки. Тебе не нравится твой хан, отлично! Ты имеешь право откочевать в другое место, к другому хану. Степь-то огромная. И кочевой образ жизни  был привычным для казаха. Поэтому, и ханы были проще. Старались быть ближе к народу.  Правители старались в захваченных городах ставить во власть своих людей.  Но, сами не вставали у руля. Почему же? Они боялись, что степной  народ это воспримет  как предательство. Поэтому, старались быть ближе к степнякам.

Касым Хан был великим правителем в истории Казахской орды. Именно он расширил Орду.  В одном из писем монгол хану, Касым хан писал следующее: « Мы степная нация. Нас много. У нас нет дорогих вещей. Наше главное богатство это лошади.  Лошади помогают нам передвигаться, обеспечивают пропитанием и кумысом.   На нашей земле нет прекрасных садов и великолепных дворцов.   Мы степной народ. Наше богатство это природа и лошади.  Дворцы нас удручают. Они сковывают человека. Зато, степь безгранична. Она дарит наслаждение и чувство свободы».

Из этого письма можно многое понять. Лишь в степи  Касым хан ощущал себя подлинно-свободным и подлинным ханом.  Это и есть близость к народу. Хан слышал свой народ.  Хан жил  рядом с народом.   Прекрасно  видя степной  быт,  зная все нужды, выпивая воду из одного колодца. И это было честно. Если же хан вел себя нечестно, народ могут откочевать от такого хана.

Это и есть степная демократия. Народ сам мог выбрать своего хана.

А  вот откочевка к другому хану и возможность просить его о помощи, это признак плюрализма.

Были в степи такие ханы как Тахир, Буйдаш, Тогым.  Кочевой народ их не признал, и откочевал от них. Позже когда их место занял Хакназар, народ вернулся. Ибо видел силу этого хана. Демократия.

Конечно, сейчас другое время. Другой век. Мы не в степи живем. И вести себя так не получится. Однако, демократия не чужда нашему народу. У наших предков была демократия и свобода выбора, о которой нам лишь мечтать. Я верю, что однажды дух демократии возродится на этой земле. Мы сможем познать, что такое свобода выбора. Появится плюрализм и ценности свободы. Я верю в  наш народ!  

 

 

Асхат Қасенғали

Abai.kz

[:]