[:ru]
События, происходившие в Ливии, Сирии, Украине, Беларуси и Кыргызстане показали необходимость повсеместного развития диалога между гражданами и властью. В данных странах диалог власти и общества был слабо развитым, результатом стали протестные настроения, смена власти и стагнация экономики.
Яркой иллюстрацией тому являются события в Украине, именуемые Евромайданом. Между населением и правительством отсутствовал консенсус, вызванный отказом подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это привело к массовым акциям протеста, переросшим в вооруженные конфликты между демонстрантами и сотрудниками силовых органов.
Результатом отсутствия диалога между народом и государством стали тяжелые последствия вроде фрагментации страны. Часть территорий вышла из-под контроля центральной власти – Автономная Республика Крым и город Севастополь присоединились к России, а Луганская и Донецкая области провозгласили себя самостоятельными республиками, что вызвало вооруженный конфликт на востоке Украины.
Главной проблемой украинского общества явилось отсутствие диалоговой культуры. Внутриукраинские противоречия в течение независимости не обсуждались на государственном уровне, а только усиливались и использовались политической элитой для получения собственных электоральных и других преимуществ. В итоге, события 2013-2014 годов привели к чехарде в высших кабинетах власти. Страна погрузилась в череду кризисов политического и экономического характера.
И здесь можно провести параллель с Сирией. Там массовые протесты привели страну в состояние гражданской войны. А всё потому, что правительство не прислушивалось к народу, и проводило свою провальную политику. Вроде реформ в сфере сельского хозяйства, из-за которых страна была вынуждена бесконтрольно использовать водоемы. Это привело к засухе, сохранявшейся на протяжении нескольких лет.
И это при том, что аграрная сфера составляла 25% ВВП страны в 2003 году. К 2008 году доля снизилась до 17%. Согласно оценкам ООН, шаги руководства Сирии привели страну к голоду. Около миллиона жителей не могли обеспечить себя пропитанием.
Народ стал мигрировать, поскольку больше не мог заниматься сельским хозяйством. Массовое переселение усугубило другие факторы гражданского недовольства — безработицу, коррупцию, социальное неравенство, а также неэффективного реагирования власти на чрезвычайные обстоятельства.
Ещё один пример отсутствия диалога — это массовые акции протестов в Беларуси. Поводом к ним послужили результаты президентских выборов в стране, в которых Лукашенко одержал победу. Но, разумеется, это лишь повод к волнениям, и как любые долгоиграющие процессы они имеют и свои предпосылки.
Одной из причин для белорусских волнений можно назвать слабую развитость диалога общества и правительства. Это также повлияло на переход митингов из мирной формы в вооруженные столкновения с силовыми органами.
Чтобы не допустить повторения подобного сценария в нашей стране, руководство государства должно учитывать негативные события и их предпосылки. Также необходимо развивать диалог между обществом и государственной властью. Именно с этой целью в Казахстане был создан национальный совет общественного доверия, первое заседание которого состоялось в августе 2019 года.
«Наших граждан сильно волнует развитие диалога власти и общества. Такой диалог должен строиться на признании плюрализма мнений. Разные мнения, но единая нация. Вот главный ориентир», — заявил президент Республики Казахстан, Касым-Жомарт Токаев на церемонии инаугурации.
«Мы четко видим актуальные вопросы общества, граждане желают справедливости во всем, честные службы, честная работа госорганов. Народ волнует снижение уровня доходов, девальвация. Более 1 млн человек вынуждены брать кредиты. Разрыв между гражданами с высокими и низкими доходом – волнует. Такие явления есть во всем мире, но нельзя сидеть, нам необходимо принять среднесрочные комплексные меры», — подчеркнул глава государства.
Кроме того, включению большого количества молодежи в политические процессы способствовала перезагрузка партии, инициированная Председателем «Nur Otan» Н.А. Назарбаевым. Эта мера освежила ведущее политическое объединение страны, привнесла новые взгляды и идеи.
Нельзя не отметить и реализуемую Главой Государства К.К. Токаевым концепцию «Слышащего государства». Она нацелена на создание и поддержание конструктивного диалога между населением и властью.
Уже спустя несколько месяцев после обнародования Послания Президента с инициативой «Слышащего государства», казахстанские пользователи соцсетей отметили повышение оперативности реагирования государственных органов на вопросы и проблемы граждан.
Нурбулат Куанышев
Новости Казахстана. Алтынорда.
[:]