[:ru]
Abay.kz опубликовал мнение философа и публициста Абдрашита Бакира об инициативе ввести в школьную программу еще один обязательный предмет.
С предложением в обязательном порядке обучать арабскому языку со школьной скамьи к министру образования обратился академик Гарифолла Есим. Возможное нововведение в систему отечественного образования вызвало массу споров в казнете.
Абдрашит Бакир прокомментировал предложение так:
Некоторые не понимают сути проблемы. Например, в комментариях пишут, мол, наши предки читали и писали по-арабски. Но эти люди путают символы и язык. Наши предки использовали арабские буквы, потом латиницу, потом кириллицу, но писали и читали всегда на казахском. Любой язык можно представить сотнями символов, даже азбукой Морзе. Но ведь нельзя сказать, что мы писали и читали на Морзе.
По его словам, язык развивается в тесной связи с логическим мышлением, мировоззрением, традициями. А потребность в иностранном языке во многом зависит от политических факторов.
Сейчас перед казахской государственностью не стоит потребность в арабском языке. Даже те, кто посещает ОАЭ, свободно пользуются английским. А на счет довода «арабский нужен, чтобы знать религию, — скажу, что ислам у нас по своей радикализации уже превзошел арабов и приблизился к талибам.
Переход к деструктивным и запрещенным законом государства течениям может идти на любом языке», — сказал Абдрашит Бакир.
Оставьте для факультативов
По его мнению, на данный момент арабский язык не представляет для страны никакого интереса. Ни с экономической точки зрения, ни с позиции национальных интересов. Не интересен он также в плане науки, философии, искусства и литературы.
Мы должны начать думать об общем для тюркского мира языке. То есть тюркском мире, который станет конкурентом арабскому, русскому, китайскому мирам,» — отметил Абдрашит Бакир.
Он также подчеркнул, что в целом арабский мир противоречит номадному мировоззрению прототюрка, типичному для казахов.
Казахский мир основан на правилах рыцарской эпохи (героизм, честность и соответственно доверчивость, т. е. открытая психология). Арабский мир опирается на оседлые традиции (торгашество — соответственно хитрость, т. е. замкнутая психология). Эта противоречивая картина уже начала разрушать нашу национальную целостность, — пояснил он.
В целом Абдрашит Бакир считает, что детей в школах надо обязательно и качественно учить казахскому языку, а изучение других языков оставить в рамках факультативных потребностей и желаний самих детей и их родителей.
[:]