АЛТЫНОРДА
Новости КазахстанаНовости мира

[:ru]Раз система, два система. Зачем ЕС планирует создать в Центральной Азии систему быстрого оповещения?[:]

[:ru]

Распространение по всему миру COVID-19 и связанных с ним процессов, в очередной раз показало необходимость создания системы оповещения, обмена информацией между странами. Не остался в стороне  и Центрально-азиатский регион. При этом создаваемая система быстрого оповещения для Центральной Азии (Rapid Alert System Central Asia — RASCA) не только должна информировать страны о возникающих очередных штампах ковида, но и предоставлять более объективную информацию, чем та, которая распространяется в виртуальном пространстве любым желающим, имеющим доступ к интернету.

К слову, пандемия 2019-2020 гг. породила новую форму распространения информации – инфодемию. Так, согласно определению ВОЗ, инфодемия представляет собой переизбыток как онлайновой, так и офлайновой информации. Она включает в себя намеренные попытки распространения ложных сведений в целях срыва ответных мер общественного здравоохранения и продвижения альтернативных групповых или индивидуальных целей. При этом недостоверная и заведомо ложная информация может наносить вред физическому и психическому здоровью людей, ставить под угрозу важнейшие завоевания здравоохранения и порождать пренебрежительное отношение к мерам по защите здоровья населения, тем самым снижая их эффективность и ограничивая способность стран положить конец пандемии.

 

Как много систем, хороших и разных

Уже сегодня в ЕС действуют несколько региональных систем оперативного оповещения между странами (RAS), способных в короткие сроки реагировать при обнаружении рисков для общественного здравоохранения. Вот несколько из них.

EWRS – система раннего предупреждения и реагирования ЕС, созданная для противодействия угрозам, связанным с инфекционными заболеваниями.

RAS BICHAT – система оперативного оповещения ЕС, используемая для обмена информацией об угрозах для здоровья, вызванных преднамеренным выбросом химических, биологических и радиологических-ядерных веществ/агентов/.

RAS CHEM – система быстрого оповещения, связывающая различные токсикологические центры стран ЕС для обмена информацией об инцидентах, в том числе о химических веществах, имеющих отношение к терроризму и других событиях, приводящих к выбросу химических веществ

RASFF – система быстрого реагирования при обнаружении рисков для общественного здоровья в продуктах, кормах, пищевой цепи.

Если рассматривать более глобальный масштаб, то в мире действуют такие межгосударственные механизмы мониторинга и быстрого реагирования, как Глобальная система раннего оповещения (GLEWS) в рамках организаций ФАО-МЭБ-ВОЗ, Международная сеть органов по безопасности пищевых продуктов (INFOSAN), Всемирная информационная система по здоровью животных (WAHIS) и другие.

Спрашивается – зачем на фоне многочисленных систем создавать очередной проект, фактически идентичный действующим? Но на этот вопрос пока не найдено ответа.

 

А может, «систематизировать» Азию?

Как оказалось, европейским странам стало недостаточно пользоваться уже существующими механизмами. И сейчас речь идет о создании системы быстрого оповещения для Центральной Азии – RASCA. Ожидается, что участвовать в этом проекте будут Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан. Ключевым звеном создаваемой системы будет Генеральный директорат по международному сотрудничеству и развитию Европейской Комиссии (DEVCO).

И, вроде общая цель нового проекта святая – повысить безопасность здоровья населения стран Центральной Азии.

И задачи вполне понятные – система быстрого реагирования позволит остановить распространение патогенных микроорганизмов, так как страны смогут выявлять их на ранних этапах и быстро внедрять меры контроля.

И финансирование идет за счет европейских партнеров. Но создается впечатление о некоей недосказанности. Может быть инициаторы проекта «не успели» указать, что основная причина запуска сети RASCA кроется в довольно динамичном развитии транспортного коридора «Западная Европа-Западный Китай», проекта «Один Пояс – Один Путь» и происходящих вокруг торговых маршрутов процессов.

В Брюсселе считают, что возросший объем перевозимых грузов, пассажиров и в перспективе – туристов, в значительной степени увеличит риск ввоза и распространения инфекционных заболеваний в Центральной Азии. А значит, транзит грузо- и пассажироперевозок необходимо взять под контроль, с целью организации эпидемиологического надзора и оперативного оповещения о возникающих угрозах.

При этом Система быстрого оповещения RASCA призвана в формате 24/7 обмениваться информацией между странами-партнерами о движении грузов и потенциальных угроз, исходящих от транзита.

 

Вопросы без ответов

Вроде как понятно, что ЕС заинтересован в своей безопасности и готов платить за предупреждение рисков, исходящих из Азии. Но возникает вопрос: почему в проекте по созданию сети RASCA не участвует Китай, который является начальной точкой в транспортном коридоре, грузы которого как раз и направляются в ЕС?

Возросший интерес Европы к Центральной Азии порождает и другой вопрос: зачем ЕС нужна оперативная информация о событиях в регионе? Ведь, создаваемый механизм мониторинга позволит Брюсселю, что называется, из первых рук получать информацию о ситуации во всех сферах жизнедеятельности стран Центральной Азии. Конечно, можно вспомнить о происходящих событиях в Афганистане, но тогда зачем создание системы связывать с задачей о реагировании на новые вызовы в условиях пандемии?

Есть и другой вопрос: почему бы данную систему RASCA не предложить в рамках ШОС? Тем более, что главными задачами Шанхайской организации сотрудничества указано в том числе укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников.

Тогда, реально, страны-члены проекта, делясь друг с другом информацией, могли бы оперативно предпринимать меры по нейтрализации угроз, сохраняя тем самым здоровье своих граждан. Кроме этого повысился бы уровень эпидемиологического надзора и оповещения об рисках как для стран региона, так и для стран ЕС.

Однако, инициатива исходит из Брюсселя. Поэтому встает другой вопрос: может для Европы национальные интересы более актуальны, чем забота о здоровье населения Центральной Азии?

Андрей Королев

Altyn-Orda.kz

[:]