[:ru]
Каким-то «избранным» людям в нашем государстве достаются миллиардные гранты на реализацию всяких научных и научно-прикладных проектов, в том числе по специальностям философии, политологии, религиоведения, психологии, по программам типа «Рухани жангыру», посвященных темам духовной интеграции казахстанского общества, межэтническим проблемам. А воз и ныне там. Мы имеем в виду нерешенные проблемы казахского и казахстанского сознания, которые наглядно отразились в недавно вспыхнувшем «языковом конфликте».
На самом деле никто в Казахстане не работает над корнем проблемы, исходя из того, что в сущности есть низшее национальное «я» (точнее, темные бессознательные этнические чувства и инстинкты) и высшее, светлое, оформленное «я» каждой нации. Были в истории великие националисты, как Ганди, Неру, Алихан Бокейханов, Николай Бердяев и др. Их национализм уважает весь мир, эти личности умели быть одновременно гуманистами, и в целом, оставались высококультурными людьми.
Разработанная ими идеология нациестроительства, обоснованные ими национальные идеалы и проекты, непременно увязанные с духовным самосознанием, вовсе не противоречили правам человека и демократии. Такое мировоззрение не несет в себе ксенофобию, не опускает общество до первобытных правил, с перепалками и драками «усатых-хвостатых».
Как известно, слово «национализм» в современной научной литературе не имеет в себе негативного смысла (Э. Геллнер «Нации и национализм», К. Хирши «Происхождение национализма» и др). Кстати, модернистские теории национализма, т.е. о том, что нация – это поздний искусственный конструкт, ныне отвергнуты теорией швейцарского историка Каспара Хирши.
Если иметь правильное понимание феномена национального сознания и проблем казахской коллективной ментальности, то можно (и нужно) проснувшиеся этнические чувства, энергию «коллективного бессознательного» народа направлять в позитивное русло, чтобы гармонично стремиться «возвысить степь, не унижая горы» (О. Сулейменов).
То есть именно не подавлять, запрещать, штрафовать и пр., а воспитывать молодые души, использовать их пассионарную энергию в целях созидания, в конечном счете, для интеграции и совершенствования всего социума. А как это делать? Как облагораживать национальные чувства и понятии? Как одухотворять, а не профанировать любовь казахов к своему языку и культуре? На эту тему надо было, конечно, по-настоящему думать все эти 30 лет.
Но, к сожаленью, думающие люди (притом не на тему IT-технологий, а общественного сознания) в современном Казахстане – большая редкость. У этих редких людей есть ценные идеи, определенный опыт, научный и духовный задел. Но зачем они будут всенародно и бесплатно раскрывать свое ноу-хау, свои методологические и практические рекомендации?! Чтобы это нахально сплагиатили серые липовые казахские ученые-обществоведы и бездарные чиновники?! Которые и без того всегда воруют из СМИ и откуда только можно идеи и предложения честных талантливых людей (а то и целые произведения), чтобы от своего громкого имени хитро и оперативно, через тайные коррупционные схемы выиграть грант, отломив очередной кусочек от государственного пирога?! И потом, задирая нос, ходить с высокими титулами и регалиями, слыть разного рода экспертами в РК, «экспертами ЮНЕСКО» и пр.
А еще можно дать такой совет нашему государству и бизнесу: дарите дорогие машины, квартиры и бриллианты Их Величеству Спортсменам, Певцам и Артистам! Быть может, они помогут Казахстану в судьбоносный час истории распутать узлы больного казахского сознания, оздоровить моральные устои, предупреждать этнические конфликты, войны и религиозный радикализм.
Н.Нуртазина,
доктор исторических наук
[:]