[:ru]
…Привезли-таки наконец…35 казахов из Афганистана. Как говорится, кот наплакал. И курам на смех. Небось, ходили и отбирали только чистеньких, причесанных, городских, не вшивых и не паршивых, в зубы заглядывали, и чтобы бороды и чадры не было….А то как же! Ведь «уят болады» перед Москвой и своими, приготовившими во всю варежку кричать диванными KZ-батырами-мастерами фейков!
Так или иначе, это повод поднять больную и всячески замалчиваемую у нас властями проблему отношения к репатриантам-казахам в САМОМ Казахстане!
Упрощение получения гражданства, трудоустройство, жилье, материальная помощь – это, конечно, само собой разумеется, это очень важно. Но, помимо этого, как сказано, не хлебом единым жив человек, и если та или иная группа или сегмент общества считается негласно в стране «второсортным», якобы «потомками изменников Родины или сбежавших из страны баев» (?!!!), подвергаясь на каждом шагу дискриминации по языковому принципу, по внешнему виду и одежде, ношению бороды или платка, по факту рождения в соседней мусульманской стране, принадлежности временно к категории «кандас» и т.д., терпит из-за этого унижения и насмешки на улицах, в школах, в соцсетях (как и было все эти 30 лет с нашими репатриантами), то о каком счастье на Родине можно вообще говорить?! И даже элементарном равенстве, благополучии и психическом здоровье?!
А значит, различные министерства и ведомства – информации, культуры и пр., правозащитные организации, да и все нормальные неравнодушные граждане в стране обязаны системно заниматься проблемой изменения в РК общественного мнения об «оралманах»/кандасах (особенно в русскоязычной среде, до которых всегда доходит искаженная информация).
При этом в высшей степени интересно и любопытно, что именно сами казахи, в особенности, обрусевшие казахи, относятся к переехавшим из Узбекистана, Китая, Монголии, Афганистана и др. своим соплеменникам-казахам более агрессивно, нетерпимо и высокомерно, нежели этнические русские или другие русскоговорящие группы населения РК.
Да, поистине, чудовищности и извращенности казахского постсоветского коллективного сознания нет предела и никакого сравнения! И это духовное уродство надо бы изучать независимым зарубежным ученым и научным центрам. Когда-то на научной конференции в Южной Корее, в Сеуле я собственными ушами слышала, как один тамошний ученый, занимающийся изучением репатриантов-казахов, отметил в своем докладе, что нигде в мире нет такого отрицательного, дружно негативного отношения к своим репатриантам, вернувшимся на историческую Родину, кроме постсоветского Казахстана. Лично я была готова провалиться сквозь землю от стыда, слушая это. Да, от ученых невозможно скрыть явные и странные факты, настоящие тенденции социальной жизни.
Но этот южнокорейский ученый не знал, что общее негативное мнение о вернувшихся на историческую родину казахах формируют вовсе не русские (которых обычно спешат обвинить во всех грехах), а сами же казахи, местные, «совки»! Мне приходилось встречать в жизни немало русских людей в Казахстане, мирно и доброжелательно, порой с жалостью относящихся к казахам-репатриантам (хотя чаще — просто равнодушно-спокойно), таких же добрых корейцев, граждан кавказского происхождения или местных уйгур. Многие из них даже хвалят казахов-репатриантов при приеме на работу за их трудолюбие, трезвенничество, довольство малым, скромность, верность исконно казахским традициям и этикету, в том числе за нравственное превосходство женщин из этой среды над нашими, неравнодушными к спиртному «коренными» казашками, «с гонором».
Да, парадоксально, но именно сами казахи (и не будем скрывать, что даже большинство) из-за своего невежества и малограмотности, исторического беспамятства, агрессивности, патологического чувства зависти (черты, которые критиковал еще великий Абай), полной утраты многими из них присущего нормальному человеку из рода Homo sapiens элементарного чувства этнического братства, мусульманской идентичности и др. готовы первыми ненавидеть, ругать и начать травлю бедных казахов-репатриантов, которые, как правило, на первых порах чувствуют себя неловко и отчужденно в нашей социальной среде из-за незнания русского языка.
Что сказать? Стыд и позор, да и только! Посмотрели бы бессовестные на карту мира: ведь земли, «места под солнцем» в нашем малонаселенном Казахстане с огромнейшей площадью хватит всем: и казахам, и русским, и уйгурам, и дунганам, и репатриантам, и даже беженцам с чужой кровью и культурой, если вдруг волею судьбы мы будем вынуждены дать кому-то временный приют! Да какой степени морально деградировал наш «великий и гостеприимный» (по официальным речам правителей) казахский народ! И это, между прочим, дурной знак. Как бы не ударила бумерангом «карма», что мало не покажется!
До каких пор государство будет замалчивать подобную душевную, ментальную болезнь казахов-«совков», где гарантии и превентивные меры, чтобы ранее прибывшие и вновь прибывающие в страну казахи-репатрианты и их дети не подвергались скрытой дискриминации, психологическому буллингу?! Кто и как остановит поток фейков в интернете о том, что эти «аралманы»- такие-сякие, что они якобы чужды нам?!
Мы не слышали никогда и не слышим из уст Елбасы, нынешнего Президента РК, высокопоставленных чиновников РК какого-то яркого заявления, открытого замечания о недопустимости пренебрежения к кандасам на уровне общественного сознания, а также искажения истории зарубежных казахов в интернет-пространстве. Все таки такая фраза, цитата из уст государственных мужей возымела бы эффект. Кстати, само слово «кандас» в будущем тоже должно диалектически отрицаться и выходить из употребления, по мере полной интеграции этих групп в казахстанское общество.
Скорее необходимо принятие еще каких-то дополнительных мер юридического характера, предусматривающих строгие наказания за фейки, в том числе распространение мифов о происхождения «кандасов» (значительная часть которых даже не имеет отношения к миграциям Советской эпохи, а оказались «иностранцами» попросту из-за делимитации государственной границы между Россией и Китаем в 19-ом веке).
В целом, ясно, что одними лишь прекраснодушными или ура-патриотическими официальными заявлениями и формальными жестами по приему и обустройству репатриантов, также единичными усилиями активистов-энтузиастов из творческой интеллигенции не решается суть проблемы казахов-возвращенцев.
И вот, ниже я привожу в качестве красноречивого примера враждебного отношения местных казахов к своим соотечественникам-репатриантам случайный, первый попавший мне под руку комментарий в интернете, принадлежащий гражданке РК, местной казашке, которая, оказывается, не так давно пустилась в «глубокие» размышления о «кандасах» и сотворила наглый фейк.
Прошу ознакомиться с ним, господа министры, депутаты, интеллигенция, и решить наконец: как бороться с такими болезненными наклонностями постсовкового казахского сознания?! Как остановить эти фейки, бессовестную фальсификацию историю Казахстана именно в гуще народного сознания? Откуда берутся такие «перлы», такие извращенные антиказахские и античеловеческие версии и трактовки Отечественной истории? Кто преподавал этим людям когда-то «Историю Казахстана» в школе и в вузах? Где эффект от многомиллиардных грантов «кабинетным ученым» на научные проекты по истории, культуре, философии казахов? Как вы собираетесь выправлять теперь эти мозги и лечить больные сознания?
06.04.2021. Интернет-комментарий некоей Галии Керей на статью «Около 4 тысяч этнических казахов получили статус «кандас» с начала года»: «Все-таки это неправильная трактовка слова «кандас», что означат – «одной крови». Они являются всего-навсего возвращенцами, потомками тех казахов, которые когда-то сбежали из страны, забрав с собой все то, с чем жил народ Казахстана. В то время в стране в основном занимались разведением скотоводства. Вот они все забрали и сбежали с богатством, чтобы никому ничего не досталось, считая себя хозяевами, оставив народ ни с чем, голодным. И люди решили создавать по своему усмотрению КОЛЛЕКТИВНЫЕ ХОЗЯЙСТВА, которые в тот период являлись основой молодой республики Казахстан. Поэтому «кандас» не являются людьми одной крови. Сейчас возвращаются их дети – потомки, которые там родились, они уже со смешанной кровью, тех племен, куда они попали. Поэтому они всего-навсего возвращенцы, которые ничего не вкладывали для развития этой страны, а вернулись, чтобы пользоваться всем тем, что нажило коренное население Казахстана…».
Н.Д. Нуртазина,
доктор исторических наук
[:]