[:ru]
С утра пошла в поликлинику, чтобы сдать анализы. В очереди казахи примерно от 28 до 50 лет. Все с высшим образованием. Потому, что это клиника при Управлении делами Президента. Все они государственные служащие. Спрашиваю на казахском языке: «Кто последний?». Видно, что талонный аппарат вышел из строя. Все на меня посмотрели с недоумением. Мол, что она несет. Опять повторяюсь на казахском: «Кто крайний? Вы воды в рот набрали или как?».
И тут одна женщина отвечает: «Я крайняя». Отвечает на русском языке. Стоим в длинной очереди. Знаете, что меня поразило? Ни один из пришедших сюда казахов не говорил на казахском языке. Все переговаривались между собой на русском. Ни один не заговорил на родном языке. Что это такое? Кто виноват в том, что язык не развивается? Да сами казахи и виноваты. Казахи себя не уважают. Мне захотелось плакать после этого случая. Я была разочарована.
В литературе есть такой жанр как драматургия. В этом жанре рассматривается внутренний конфликт персонажей. Внутренний конфликт переплетается с человеческой природой. Сознательный конфликт, эмоциональный конфликт, плотский конфликт. Вечная борьба! Сознание в вечном противостоянии (конфликте) с подсознанием. Эмоции тоже…Хочется кричать. Рыдать. Но, ты скрываешь свою боль. Мы хотим скрыть свои недостатки, и казаться идеальными на людях. Это тоже конфликт.
Вот в клинике я увидела людей без внутреннего конфликта. У них нет противостояния ни на эмоциональном, ни на сознательном уровне. Они мертвы! Глядя на них, мне начало казаться, что у многих казахов нет внутреннего сопротивления. Они смирились. Их сознание полностью стало рабским. Они даже о будущем своих детей не думают, что там говорить о государстве и о национальных ценностях. Такие люди отпугивают.
Роза Мұқанова
Abai.kz
[:]