АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Почему выросли цены на продукты в «магазинах у дома» и как с этим борются[:]

[:ru]

Эксперты и представители акимата Алматы рассказали о причинах резкого повышения цен на многие продукты в «магазинах у дома» после январских событий, передает Tengrinews.kz.

На одном из совещаний по восстановлению жизнедеятельности города, прошедшем 20 января, аким Алматы Бакытжан Сагинтаев заявил, что по жалобам горожан было зафиксировано множество фактов необоснованного повышения цен на продукты «магазинами у дома» после январских событий. Аким сообщал, что недобросовестные предприниматели, пользуясь ситуацией, превышали торговую надбавку в 15 процентов на социально значимые продукты. Аким поручил проводить мониторинг цен в таких небольших магазинах.

Президент ассоциации «Лига потребителей Казахстана» Светлана Романовская отмечает, что к ним также поступало много жалоб на завышенные цены в магазинах после начала января. Больше всего, по словам Романовской, цены в «магазинах у дома» поднялись на продукты первой необходимости, такие как хлеб, популярные крупы – гречка и рис, подсолнечное и сливочное масло. Некоторые продукты за короткий период подорожали минимум в два раза. Президент Лиги потребителей считает, что это связано в целом с проблемами, возникшими у бизнеса после январских событий.

«Многие работодатели вообще не знают, смогут ли они заплатить своим сотрудникам. Бизнес значительно пострадал, некоторые предприятия не смогут открыться после погромов и будут добиваться возмещений ущерба. При такой ситуации нельзя обвинять во всем только «магазины у дома». До поднятия цен в магазинах цены значительно выросли на оптовых рынках. Некоторые продукты в городе в течение почти недели вообще не производили, например хлеб. Надо разбираться не с магазинами, которые зачастую в самый сложный период были единственным источником продуктов для населения, а с посредниками и оптовыми рынками. Как аким может обвинять во всем людей, которые с риском для жизни обеспечивали город? Разбираться с проблемой нужно комплексно. К примеру, до сих пор сохраняются трудности с доставкой товаров через границу», — отметила Романовская.

По мнению председателя ассоциации «Лига потребителей Казахстана», в Алматы практически не проводится работа по контролю цен и защите потребителей. В штате местного департамента по защите прав потребителей работает всего несколько человек, и они просто не могут проверить всех предпринимателей. При этом к работе не подключают общественные организации, в то время как правоохранительные органы и акимат не имеют необходимых знаний и компетенции для работы с жалобами покупателей.

«Госорганы фактически бездействует. Однозначно есть продуктовая корзина, 19 видов продуктов, торговая наценка на которые не должна превышать 15 процентов. Чтобы следить за злоупотребления, в том числе и в «магазинах у дома», нужен совместный контроль департамента по защите потребителей и общественных организаций. Сначала нужно предупреждать о нарушениях, ведь, как показало наше исследование, проведенное с участием более 7000 предпринимателей, почти 97 процентов предпринимателей у нас не знают закона о защите прав потребителей», — добавила Светлана Романовская.

В управлении предпринимательства Алматы сообщили, что в период беспорядков основные каналы продаж и торговые сети были закрыты. Также прервались поставки продовольственных товаров, и горожане имели возможность приобрести товары только в «магазинах у дома». Возросший спрос и общий дефицит продуктов привел к повышению цен на прилавках этих магазинов.

«Основное, на что подорожали цены в этот период, — это хлебобулочная продукция, бакалейная продукция, крупы различные, гречка, рис, а также масло, яйца и молочная продукция. В дальнейшем, по мере того, как постепенно возобновлялась работа всех торговых сетей, рынков, с середины января большинство каналов продажи продуктов заработали в штатном режиме и ситуация стабилизировалась. В связи с этим можно ожидать стабилизацию цен также и в «магазинах у дома». В первую неделю после январских событий наши усилия были направлены на решение проблемы с дефицитом продуктов. После обращения предпринимателей мы организовали поставку около 60 тонн продукции в более чем 50 магазинов. На сегодня эта горячая линия по поставкам продолжает работу. С магазинов, куда поставляют продукты, берут обязательство соблюдать торговую наценку в 15 процентов», — отметил руководить управления предпринимательства Еркебулан Оразалин.

Оразалин добавил, что жалобы по завышению цен принимались по горячей линии, организованной агентством по защите конкуренции. В первое время жалобы шли без конкретных адресов, но многие отмечали завышение цен. Совместно с районными акиматами проводился обход магазинов, на которые поступали жалобы. Магазинам предлагали альтернативные источники поставок с пониженными ценами.

«По горячей линии поступило около 50 звонков за неделю от горожан на цены в «магазинах у дома». В среднем в процентом отношении наблюдалось завышение цен на 30 процентов. Сейчас для стабилизации цен от поставщиков до магазинов у нас восстановлена вся цепочка, и мы в полной мере видим ситуацию и можем стабилизировать их», — добавил Оразалин.

Заместитель акима Максат Кикимов, которому аким города в том числе поручил вопрос снижения цен в «магазинах у дома», отметил, что на них приходится всего 20 процентов от продуктового рынка города. Когда восстановилась работа торговых сетей и рынков, магазины вынуждены были также корректировать цены.

К 24 января в ходе совместного мониторинга районных акиматов, управления предпринимательства и представителей партии Nur Otan было проверено 1773 алматинских магазина из 3583 «магазинов у дома», которые официально работают в городе. В Алатауском районе проверили 500 магазинов, в Алмалинском – 395, в Ауэзовском — 605, в Бостандыкском — 488, в Жетысуском – 400, в Медеуском – 325, в Наурызбайском – 350, в Турксибском – 525.

«По итогам мониторинга в 61 магазине семи районов (кроме Турксибского) выявлены факты необоснованного повышения цен на социально значимые продукты», — сообщили Максат Кикимов на совещании акима.

В результате профилактических работ в проверенных магазинах были снижены цены на подсолнечное масло на 15 процентов — с 920 до 780 тенге за литр, на хлеб на 10 процентов – со 100 до 90 тенге за булку, на муку первого сорта на 10,2 процента – с 250 до 220 тенге, на яйца на 6,2 процента – с 490 до 460 за десяток, на молочную продукцию на 5 процентов – с 315 до 300 тенге за литр кефира. Оставшиеся 1810 магазинов обещают проверить до конца января. В целом работа по мониторингу будет проводиться на постоянной основе.

Также аким города Алматы на совещании 24 января заявил, что акиматам можно принять решение о регулировании цен, и призвал «магазины у дома» «не баловаться».

https://timeskz.kz/90467-pochemu-vyrosli-ceny-na-produkty-v-magazinah-u-doma-i-kak-s-etim-boryutsya.html

[:]