Портал forbes.kz приводит мнение казахстанского конфликтолога о том, как избежать конфликтов во время раздачи еды.
В первый день Наурыза, 22 марта, во многих городах Казахстана на улицах стояли столы с угощением. Плов, баурсаки, наурыз-коже раздавали бесплатно. Не обошлось без неприятных инцидентов: в некоторых местах участники праздника устроили скандалы. Почему так произошло и можно ли предотвратить подобные случаи, рассуждает социолог, специалист по психологии толпы, руководитель консалтинговой компании ECPM Ербол Исмаилов.
Гипноз толпы
За последние 80 лет в мире зафиксировано более 50 эпизодов массовой давки, в которых погибло от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Очень часто люди, которые посещают крупные массовые мероприятия, не могут представить, что может случиться в этот день. Хорошо, если мероприятие четко организовано, обеспечены меры безопасности. А если нет?
В случае с бесплатной раздачей еды во время празднования Наурыза во внимание не были взяты характеристики толпы и ее поведение во время массовых мероприятий. Ажиотаж был предсказуемым.
И это характерно не только для Казахстана. В других странах случаются многочисленные прецеденты, когда из-за скидок во время «черной пятницы» или иных распродаж были насмерть затоптаны люди. Подобное поведение людей в толпе и сам феномен толпы изучается уже очень давно.
В частности, социолог Гюстав Лебон, автор книги «Психология народов и масс», отмечал, что собрание индивидов, объединенных в толпу, в итоге образует совершенно новую комбинацию, новое «существо», обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждый человек в отдельности. Лебон, как и ряд других ученых, отмечал, что индивид в толпе приобретает, благодаря только ее численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание позволяет ему поддаться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. То есть толпе свойственно ощущение собственной силы и уменьшение чувства ответственности за совершаемые поступки.
Во время массовых сходов и мероприятий на первый план выходит бессознательное и иррациональное, люди перестают обуздывать инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности, сдерживающей отдельных индивидов. То есть человек как бы обезличивается, снижается его способность к критическому восприятию происходящего. Он видит все в черно-белых красках, логичность его поступков размывается.
Как следствие, толпе свойственны нетерпимость и авторитарность суждений, она хочет слышать ясные выражения и сильные доводы. Ученые и практики подчеркивают, что массы уважают только силу и доброта их мало трогает: они смотрят на нее как на одну из форм слабости.
В то же время есть и другая точка зрения о том, что толпу образуют люди с похожими личностными чертами, поэтому, попадая в толпу, человек реализует те способы поведения, которых он придерживается в обыденной жизни.
Тем не менее эксперты сходятся в том, что с человеком, который оказался в толпе, происходят определенные психологические изменения, он попадет под своего рода «гипноз толпы». Происходит «заражение» психическим или психоэмоциональным состоянием, настроением, происходит утрата рационального контроля (эффект «снежного кома»), непроизвольно передается повышенная возбудимость в отношении собственных социальных чувств, происходит многократное взаимное усиление эмоционального воздействия. Отсюда в толпе даже случайно брошенное слово, оскорбляющее политические пристрастия, может стать толчком или триггером к погромам и насилию. После случившегося могут нахлынуть сожаление, грусть, отчаяние и эмоциональное опустошение – и всё это влияние толпы.
Поздние исследования подтверждают эту точку зрения, в частности, в 1950-х гарвардский психолог Соломон Аш продемонстрировал, что люди часто принимают точку зрения большинства, даже если она заведомо неверна и даже если при этом им приходится отрицать собственные ощущения.
Эффект толпы в виртуальной реальности
Площадкой для формирования толпы сегодня является и виртуальное пространство. Отдельные индивиды могут находиться даже в разных точках земного шара, будучи объединены в толпу при помощи интернета. При этом в информационном обществе для создания толпы физический контакт вовсе необязателен.
Здесь применима теория французского социолога Габриэля Тарда, которая легла в основу современной теории массовой коммуникации. Тард разводил толпу и публику, исходя из того, что публика – это та же толпа, но люди в данном случае не находятся в непосредственной близости друг от друга, а влияют на умы других участников на расстоянии, будучи объединены общей идеей. Основное влияние на развитие публики оказали СМИ, а теперь уже и социальные сети.
Действительно, как доказывает практика, в сети, вследствие ее анонимности, пользователи могут свободно и неподконтрольно обозначать собственную идентичность, что может быть использовано заинтересованными лицами для манипулирования сознанием других пользователей.
Показательны результаты исследования, которые демонстрируют, что пользователи соцсетей характеризуются большим уровнем невротизма, подверженностью негативному воздействию, социальной тревожностью. Они чаще бывают одиноки и ищут поддержку и компанию. По сути, интернет является удобной площадкой для распространения материалов пропагандистского характера, подвигающих людей объединяться для создания массовости и масштаба. Для большей убедительности используется определенное лексическое поле, визуальный ряд, способные активно влиять на психику индивидов, побуждая к определенным поступкам. Информация в социальных сетях зачастую направлена на получение эмоционального отклика, живого вовлечения в обсуждение. В результате пользователи невольно воспринимают себя участниками тех или иных движений. Тем самым создается иллюзия массовости и значимости. Этот механизм является одним из основных, посредством которого происходит в том числе вербовка в объединения сектантского или экстремистского толка.
Кто всем управляет? Кукловоды толпы
Образование толпы может происходить двумя способами: случайным и целенаправленным. В первом случае к столпотворению ведет внезапно случившееся событие. И в данном случае это как раз бесплатная раздача еды в рамках празднования Наурыза или, как было указано выше, – распродажи.
Здесь можно отметить и трагическую ситуацию в Сеуле в 2022 году году, когда во время празднования Хеллоуина произошла давка и погибли более ста пятидесяти человек, в том числе наша соотечественница.
В качестве примера можно также привести ситуацию, которая произошла в Шымкенте в прошлом году, когда магазин спортивной одежды устроил акцию на свои товары. К счастью, тогда все обошлось без жертв. Позже, как сообщалось, хозяин этого магазина был оштрафован. Тем не менее этот прецедент не был принят во внимание, то есть уроки остались невыученным. В который раз.
Подобные инциденты с завидной периодичностью происходят в Казахстане. Это очень печально, особенно с учетом того, что следующая подобная ситуация может быть трагичнее, чем предыдущие.
Да, многие сетуют на культуру и воспитание наших граждан. Думаю, что здесь проблема имеет разные грани, и в первую очередь мы должны говорить о культуре и практике организаций культурно-массовых мероприятий с точки зрения процесса и учета рисков.
Есть и другая сторона массовых происшествий, когда толпу организуют целенаправленно, с целью достижения личных интересов ее зачинщиками. При этом данный подход не нов: манипуляции массовым сознанием применялись во все времена и при этом как раз таки детально просчитывалась и учитывалась психология толпы: внушаемость, противопоставление, снижение критичности восприятия информации, размытие поведенческой идентичности, психоэмоциональное заражение.
Наиболее распространенные методы сегодня — это пропаганда и дезинформация, или фейки. При этом дезинформация или манипулятивный контент, намеренно созданный для нанесения вреда, изначально используется для создания враждебного образа в глазах масс, с целью получить какой-то контроль и выгоду, подтолкнуть оппонента к желаемым действиям или бездействию. Так, в Казахстане все чаще бывают случаи массового ажиотажа, которые как раз вызваны фейковой информацией о тех или иных акциях или событиях. Целью дезинформации в самом глобальном смысле является посеять недоверие, разобщить общество. А целью власти в этом ключе должно являться, напротив, сплотить своих граждан, что с ее стороны должно осуществляться посредством качественного исполнения своих функций, в том числе посредством качественной организации процессов.
Что делать?
Во-первых: любое массовое мероприятие должно быть четко спланировано.
Во-вторых: должны быть определены ответственные, имеющие опыт проведения подобных ивентов, а также имеющие четкий алгоритм действий.
В-третьих: необходимо разработать систему рисков на случай любой внештатной ситуации (прибытие большего количества людей, чем ожидалось, изменение погодных условий, транспортная загруженность в районе проведения, возникновение межличностных конфликтов, способных перерасти в массовые беспорядки и пр.).
В-четвертых: наличие достаточного количества ресурсов для поддержания общественного порядка.
В-пятых: использование современных средств наблюдения за поведением толпы (коптеры, которые снимают и фиксируют происходящее для своевременного вмешательства и недопущения инцидентов).
В-шестых: использование всех доступных средств коммуникаций для информирования населения до и во время мероприятия. Это также важно в целях недопущения распространения фейковой информации.
В-седьмых: каждый инцидент нужно тщательно проанализировать, сделать выводы и извлечь уроки для недопущения подобных случаев.
Многие как думают: «Этого у нас не может произойти». Еще как может. Любое массовое мероприятие – большая ответственность, и эту ответственность должны нести все.
Ербол Исмаилов