АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Как Акмарал Сейдигалиева хозяйничает на Экибастузской ГРЭС-2

Героиня сегодняшней истории Акмарал СЕЙДИГАЛИЕВА родилась 9 января 1973 года. Из анкетных данных известно, что образование у нее высшее, в настоящий момент она не замужем, а ее единственный сын живет в США. С декабря 2019 года по июль 2023 года Сейдигалиева работала заместителем Председателя Правления по экономике и финансам на Экибастузской ГРЭС-2. Если кто не в курсе, ГРЭС-2 — это крупная электростанция в городе Экибастуз Павлодарской области, государственный стратегический объект. А если быть еще точнее, ГРЭС-2 входит в структуру Фонда Самрук-Казына, являясь дочерней компанией Самрук-Энерго и Самрук-Казына в соотношении 50/50 с годовым оборотом в несколько десятков миллиардов тенге.

     Как известно, в середине июня 2023 года сменилось руководство Самрук-Энерго — Председателем Правления вместо Серика ТЮТЕБАЕВА назначили Кайрата МАКСУТОВА.  Вслед за этим произошли кадровые изменения в руководстве большинства дочерних компаний Самрук-Энерго: на Экибастузской ГРЭС-1, Экибастузской ГРЭС-2,  Алматинских электрических станциях и др. Все это вполне традиционно — пришла новая команда и привела с собой «своих» топ-менеджеров и закупщиков. Однако в ситуации с ГРЭС-2 все оказалось чуть более замысловато — стандартные, рутинные кадровые решения новой команды были остро приправлены «художествами» главной героини нашей истории.

     А началась наша история 22 июня 2023 года. Именно в этот день Акмарал СЕЙДИГАЛИЕВА пошла на прямой конфликт со своим непосредственным на тот момент руководителем — Председателем Правления Экибастузской ГРЭС-2 Жандосом МЕДЕУОВЫМ. Поводом стала служебная машина. Случилось это следующим образом. Во второй половине июня по указанию нового руководства Самрук-Энерго служебную машину, на которой ездил Медеуов, передали во временное пользование в Самрук-Энерго, в Астану — обычная практика, поскольку у холдинговых компаний нет возможности покупать собственные машины. Соответственно Медеуов должен был пересесть на другую машину, однако, как вы понимаете, свободных машин представительского класса в госкомпаниях не бывает в принципе, поскольку спрос всегда превышает предложение. Соответственно он устно распорядился перераспределить машины между членами правления ГРЭС-2, а именно пересадить Сейдигалиеву с Лексуса-570 на Ландкрузер-200, чтобы самому ездить на Лексусе, — по сути обычное рутинное перераспределение, которым вынужден заниматься любой первый руководитель. Однако реакция Сейдигалиевой была неожиданной: она наотрез отказалась отдать Лексус. Медеуов вынужден был выпустить письменное распоряжение от 23 июня 2023 года о приеме-передаче машин. Однако и его Сейдигалиева не выполнила. Налицо грубое неподчинение, саботаж — невероятно, но факт! «Глупое, недальновидное поведение подчиненного по отношению к руководителю», — скажете вы, но не настолько глупа Сейдигалиева! Да, как говорят ее бывшие коллеги, компетентность Сейдигалиевой в области экономики и финансов вызывает некоторые сомнения, однако в ее практичности никто никогда не сомневался. Конечно же, здесь нужно учитывать контекст. Дело в том, что момент конфликта Сейдигалиевой и Медеуова совпал с «инициацией» Сейдигалиевой в качестве верного солдата новой команды, и она уже знала, что перейдет с ГРЭС-2 на соседнюю ГРЭС-1, которая контролируется той же командой. И действительно, буквально через несколько дней по данному переходу появилась официальная информация, а 10 июля 2023 года она уже исполняла обязанности управляющего директора на Экибастузской ГРЭС-1. «Вот и замечательно!» воскликнете вы — «инцидент исчерпан!». Однако на этом история не заканчивается, а, напротив, только набирает обороты!

     Свидетели и участники описываемых событий — все как один — утверждают, что, став членом новой команды, Сейдигалиева поймала «звезду». С этого момента она уже не воспринимала Медеуова как руководителя. Скорее наоборот, руководителем в ее понимании стала она сама! Далее сантиметр за сантиметром с нашей героини сползает маска — отдельные разрозненные высказывания о некорректном поведении Сейдигалиевой, эпизодически звучавшие последние несколько лет из уст ее бывших   и действующих коллег, фрагмент за фрагментом, как пазл, складываются в целостную картину, а точнее портрет, характерными чертами которого являются непомерное самомнение и неудержимое стремление манипулировать людьми. Вот некоторые факты:

1) В период с 23 июня по 9 июля 2023 года Сейдигалиева демонстративно игнорировала рабочие совещания и поручения Медеуова. Уволившись с 10 июля с ГРЭС-2 и перейдя на ГРЭС-1, Сейдигалиева не успокоилась, а напротив, еще активнее продолжила деятельность по дискредитации имени Медеуова. Вероятно, в какой-то степени это ей удалось, потому что через 2 месяца — 22 августа 2023 года решением совета директоров полномочия Медеуова были прекращены, и был назначен новый Председатель Правления.

2) С 23 июня по 9 июля 2023 года, т.е. вплоть до увольнения, Сейдигалиева продолжала ездить на Лексусе-570, проигнорировав распоряжение Медеуова от 23 июня 2023 года.

3) В начале сентября Сейдигалиева добилась того, чтобы новый руководитель ГРЭС-2 официально прикомандировал ее водителя на ГРЭС-1. Т.е. сейчас этот самый водитель, будучи штатным сотрудником ГРЭС-2, продолжает возить Сейдигалиеву, которая работает на ГРЭС-1. Почему бы просто не устроить водителя на ГРЭС-1, спросите вы? Ответ простой — на ГРЭС-2 зарплата выше! Удивительная уверенность в собственной безнаказанности — ради нескольких десятков тысяч тенге для своего водителя Сейдигалиева пошла на грубое нарушение процедур!

4) Несмотря на то, что с 10 июля 2023 года Сейдигалиева уже не является сотрудником ГРЭС-2, она по сей день продолжает жить в коттедже ГРЭС-2 в поселке Солнечном, что рядом с электростанцией. Подчеркну, что она не ищет другое жилье, она намерена жить в нем на постоянной основе. И это при том, что на самой ГРЭС-2 есть желающие заселиться в этот коттедж, однако они «нервно курят в сторонке». Вообще, эпизоды с Лексусом, водителем и коттеджем напомнили мне ситуацию, когда ребенок, вопреки уговорам и аргументам окружающих, уносит из гостей понравившуюся игрушку. Детский эгоизм перевешивает любые аргументы. Оно и понятно: ребенок не способен оценить ситуацию объективно, ведь психика и логическое мышление еще не сформировались. Но как объяснить такое поведение, когда человеку 50 лет?..

5) СотрудникиГРЭС-2 рассказывают о телефонных звонках от Сейдигалиевой с намеками и даже угрозами увольнения. В первую очередь под ударом оказались те, кто имел неосторожность поддерживать хорошие отношения с Медеуовым. Особенно сильно, как говорят на электростанции, она кипела возмущением по отношению к начальнику автохозяйства Казбеку КАИРБАЕВУ — очевидно, из-за истории с Лексусом.

6) Сейдигалиева не ограничилась звонками, а перешла к прямому давлению на «провинившихся»  — используя, впрочем, при этом своих людей. Так, по ее указанию комплаенс-офицер ГРЭС-2 Канат САРСЕНБАЕВ вызывал на «разговор» неугодных Сейдигалиевой сотрудников ГРЭС-2 и предлагал уволиться, подсовывая  при этом ручку и бумагу. Серьезный, взрослый, на первый взгляд человек и, кстати, бывший сотрудник «конторы»,- однако, удивительное дело, послушно исполнял волю Сейдигалиевой. Характерно,что новый руководитель ГРЭС-2 не был в курсе этих «бесед» и узнавал все пост-фактум.

7) В конце августа было выдано несколько уведомлений об увольнении работающим пенсионерам, в том числе главному инженеру по ремонту Серикбаю ЖАЛИЕВУ и заместителю начальника цеха централизованного ремонта Ивану МИШИНУ. Казалось бы логично —  дорогу молодым.  На самом деле — совсем не логично! Во-первых, это два ключевых человека, отвечающих за ежегодные ремонты энергоблоков, во-вторых, новый Председатель Правления увольняет двух опытных производственников, фактически не успев даже познакомиться с ними, — ведь прошло буквально несколько дней с момента его назначения. К чему такая поспешность?! Очевидно, кто-то «подсказал».

Люди на ГРЭС-2 говорят, что Сейдигалиева «испытывала личную неприязнь», как сказал один киногерой в известном фильме, к Жалиеву. Вот и думайте, кто нашептал. Кстати, о ремонтах и личных взаимоотношениях: еще большую неприязнь испытывает Сейдигалиева к начальнику управления планирования и контроля ремонтов Арстанбеку АБЕЙЛЬДИНОВУ. В чем причина, доподлинно неизвестно (известно лишь, что «проблема» была в его жене: то ли в ее внешнем виде, то ли в манере разговаривать что-то не понравилось нашей героине), но с некоторых пор Абейльдинов не чувствует себя в полной безопасности…

В общем, атмосфера на ГРЭС-2 та еще. Сотрудники явно обеспокоены за свою дальнейшую судьбу. И если Медеуов спокойно уехал в родную Астану, прихватив с собой четыре оклада выходного пособия, то что делать тем, кто посвятив всю свою сознательную жизнь городу шахтеров и энергетиков, по стечению обстоятельств окажется в числе неугодных или «случайно» попадет под сокращение?

Неудивительно, что на ГРЭС-2 в последнее время только и разговоров, что есть, дескать, некие списки — люди говорят, что Сейдигалиева как доверенный человек из новой команды, знающий все «изнутри», составила списки, кого надо уволить. Это, конечно, из области мнений и версий, но уж очень часто в этом передаваемом из уст в уста виртуальном списке упоминаются сотрудники, которые каким-то образом не угодили Сейдигалиевой. Хотелось бы верить в то, что это неправда.

И вообще, хочется верить только в хорошее. Например, в то, что крупным государственным стратегическим объектом жизнеобеспечения управляют адекватные руководители. Но, странное дело, почти каждый день бывшие коллеги видят Сейдигалиеву на ГРЭС-2.  Похоже, Сейдигалиева объезжает свои владения, чтобы все держать под личным контролем и чтобы подчиненные знали, кто здесь реальный хозяин, а точнее хозяйка. Другого объяснения я не вижу.

Дария ДУНЬЦОВА

Altyn-Orda.kz