АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Законность и правопорядок.

Законность и правопорядок

Законность — это принцип, метод и режим строгого, неуклон­ного исполнения и соблюдения норм права всеми участниками об­щественных отношений.

Законность провозглашается и закрепляется в законодатель­стве в качестве принципа, требования соблюдать правовые пред­писания. Но вместе с тем законность (соблюдение норм права) проявляется в конкретном поведении, деятельности субъектов власти и управления, т.е. становится методом их деятельности. В результате возникает режим общественной жизни, выража­ющийся в том, что большинство участников общественных от­ношений соблюдают и исполняют правовые предписания.

Сама по себе правоприменительная и правореализующая деятельность еще не является законностью. Коль скоро они со­ответствуют законности, то выступают не элементами ее со­держания, а ее носителями.

Законность — это особое состояние деятельности, выражаю­щееся в свойствах юридической правомерности последней.

Когда говорится о законности, то имеется в виду соответ­ствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Термин законосообраз­ность, пожалуй, дает возможность провести четкую границу между тесно связанными явлениями законности и реализацией права (Л.С. Явич).

Понятие режим законности обозначает определенное со­стояние соответствия общественных отношений законам и дру­гим подзаконным актам, которое может быть зафиксировано, охвачено одним словом — правомерность. Таким образом, ре­жим законности есть состояние правомерности общественных отношений, законосообразности поведения.

Суть законности заключается в добросовестном, ответствен­ном соблюдении, исполнении, использовании и применении правовых норм, оно предусматривает прежде всего активное участие в управлении государственными и общественными де­лами на основе и в рамках закона.

Законность тесно связана с государством и обусловлена та­кими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие публичной власти.

Разделение граждан по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое как центральны­ми, так и местными органами власти. Законность, рассматри­ваемая в этом аспекте, обозначает иерархию правовых норм (за­конов и подзаконных актов), известное соответствие и подчи­нение нормам права, установленным высшими и центральны­ми органами государства.

В условиях законности государственные органы и должно­стные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать конкретные вопросы, касающи­еся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. В свою очередь граждане должны исполнять обязанности, возложенные на них правовы­ми нормами.

Законность связана и с государственным суверенитетом. Законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные орга­ны, должностных лиц и граждан, но и на все иные организации и их органы.

Право как регулятор общественных отношений выполняет свои функции прежде всего в процессе соблюдения, исполне­ния, использования и применения юридических норм в общест­венной практике, поэтому законность существует, пока суще­ствует право, является правовым режимом общественных от­ношений.

Для понимания природы законности нужно выяснить ее основные принципы.

Принципы законности — это основные идеи, начала, выража­ющие содержание законности. К ним относятся:

/. Принцип всеобщности. Всеобщность законности заключе­на в ее обязательности, обращенной ко всем и каждому без иск­лючения, независимо от положения, чина и ранга. Перед зако­ном все равны и все должны ему подчиняться, в противном слу­чае предполагается неотвратимость ответственности.

  1. Принцип единства. Единство законности состоит в рас­пространении этого требования на всю территорию данного государства — Республики Казахстан. В.И. Ленин в свое время справедливо отмечал, что законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единой для всего государства. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества — противозаконное явление. Мест­ные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.
  2. Принцип верховенства закона. Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативных правовых актов, что закрепляется в Конституции Республики Ка­захстан. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Казахстана.

Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполни­тельно-распорядительную и правоохранительную. Оно не по­зволяет должностным лицам — исполнителям норм права (преж­де всего, закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

  • Принцип неотвратимости реализации законности. Неотвра­тимость реализации законности обозначает пресечение любых
    нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость
    ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть
    одновременно и нарушение законности. Праву должны быть
    чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но
    не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация его как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общест­венных отношений.
  • Принцип недопустимости противопоставления законности
    и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность.
    Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление
    от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», «моральными соображениями» и т.п. приводит
    к дестабилизации в обществе, способствует росту правового
    нигилизма.

Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно из­менить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом. До тех пор,пока изменения не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: «Закон суров, но это закон» («Dura lex, sed lex»).

В то же время законность предполагает учет целесообраз­ности, пользы в процессе применения права, когда назначается конкретная мера наказания за совершенное правонарушение.

Но в любых случаях соображения целесообразности учи­тываются на основании и в рамках закона.

  1. Принцип неразрывной связи законности и культурности. Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности.

Единство права и законности вытекает из свойства права как регулятора общественных отношений. Государство не привно­сит законность в право, а учитывает природу последнего и обес­печивает реализацию его функций посредством законности. Так как законность связана с реализацией права, то из этого выте­кает целый ряд свойств, конкретизирующий сказанное выше.

Законность, рассматриваемая как режим государственной и общественной жизни, включает не только требование законо­сообразного поведения, но и само такое поведение. Только в единстве этих сторон может быть осуществлен режим законнос­ти, который неразрывно связан с демократией, является ее вы­ражением. Если право демократично по своему содержанию, то его нормы обеспечивают действие институтов демократии, прежде всего прав и свобод граждан. Реализация законов есть не только правовое, но и политическое требование, поскольку нарушение законности причиняет ущерб общественным инте­ресам.

Законность включает равенство всех перед законом, ра­венство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реа­лизация требований законности и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным боль­шинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает заин­тересованность людей в исполнении законодательства и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

Законность как режим государственной и общественной жизни есть единство объективно необходимых требований стро­гого и неукоснительного практического осуществления законов и иных нормативных правовых актов, т. е. строжайшей факти­ческой реализации, воплощения в жизнь.

С законностью связано другое правовое явление — правовой порядок (правопорядок).

Правопорядок — это состояние упорядоченности обществен­ных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых предписаний, результат соблюде­ния, исполнения правовых норм, т.е. законности.

Законность — идеальное, правопорядок — сущее, реальное. Пер­вое — требование, второе — практика выполнения этих требова­ний. Цель правового регулирования — правопорядок, именно для его достижения издаются законы и другие нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законода­тельства, принимаются меры по укреплению законности.

Порядок — это форма упрочения отношений, которые под­держиваются как стабильные, отвечающие интересам всего об­щества. Они урегулированы многообразными социальными нормами (морали, обычаев, общественных организаций, права и др.).

Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившей­ся как образ жизни в результате воздействия всей системы нор­мативного регулирования, отражающей идеи социальной спра­ведливости.

Правопорядок является частью общественного порядка, но складывается он в результате регулятивного действия не всех социальных норм, а только норм права. Следовательно, право­порядок — это часть системы общественных отношений, урегу­лированных нормами права. Это такая же реальность, как вся­кие фактические отношения, существующие в обществе. По­этому правопорядок выступает его социальной ценностью. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве гос­подствующего и тем самым «воспроизводится».

Правопорядок существует в результате того, что участники юридически регулируемых общественных отношений реа­лизуют свои субъективные права и обязанности, следуют режиму законности. Иными словами, правопорядок складывает­ся в результате соблюдения, исполнения, использования и при­менения норм права. В его сфере находятся все общественные отношения, регулируемые нормами права.

Правопорядок — это объективная необходимость и законо­мерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в вы­боре ими поведенческих решений.

Важная для юридической науки задача — правильно оп­ределить соотношение правопорядка и законности. Эти явле­ния нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе.

Законность это в большей степени требование государ­ства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, это господство права в общественных отношениях. Говоря философским язы­ком, законность есть область долженствования.

Правопорядок, как результат проявления законности, есть состояние-фактической упорядоченности общественных отно­шений, приобретших форму правовых, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязан­ности. Можно сказать, что правопорядок — это законность в действии. Наиболее существенным моментом в правопорядке является то, что законность должна не только провозглашать­ся, но и реально проводиться в жизнь. Существует прямая за­висимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопо­рядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Деятельность правоохранительных органов тщательно рег­ламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответству­ют принципам нравственности.

Итак, правопорядок — это тот социальный результат, к ко­торому стремятся государство и весь народ, используя раз­нообразные рычаги и средства.

Для существования законности и правопорядка необходи­ма система гарантий и условий их обеспечения.

Гарантии — это совокупность условий и способов, позволя­ющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, Пользоваться субъективными правами и исполнять юридические обязанности.

Под гарантиями понимаются как объективные условия су­ществования общества, так и специально выработанные госу­дарством и общественностью средства, обеспечивающие точ­ную реализацию норм права всеми субъектами.

Экономическими (материальными) гарантиями являются прежде всего материальные условия жизни общества, сердце­вину которых составляют социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многооб­разие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.

Социальные гарантии включают весь комплекс обществен­ных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Это профилактическая деятельность по преду­преждению правонарушений, контрольная функция общест­венности, использование возможностей учета общественного мнения. Например, к социальным гарантиям можно отнести институт понятых в уголовном процессе.

Политические гарантии — это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании по­литической системы в целом, с присущими демократическому обществу политическим плюрализмом, реальным разделением властей, наличием правового государства (или хотя бы тен­денции к его построению).

Идеологические гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества, идейное воспитание граждан, включая все формы общественного созна­ния, в первую очередь правовое, глубокое уважение к праву как социальной ценности.

Юридические гарантии выступают как система специальных средств укрепления законности и правопорядка, деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресече­нию правонарушений.

К специальным юридическим средствам следует отнести прежде всего все нормы права, в которых выражено требова­ние законности. Правовая регламентация общественных отно­шений ставит правоохранительные органы в четкие правовые рамки, лишает их возможности действовать, исходя из интере­сов целесообразности.Юридическое требование законности состоит в следующем: 1) справедливое наказание за неисполнение норм права; 2) за­конодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны; 3) возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресе­кать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов по реализации функции охраны законности и правопорядка; 4) законодательное закрепление за гражданами возможности от­стаивать свои права, запрещение использовать их в ущерб дру­гим лицам, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности. Эти способы закреплены в Конституции РК, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию.

Правоохранительные органы пресекают нарушения закон­ности, восстанавливают права, устраняют неблагоприятные последствия правонарушений. По действующему законодатель­ству органы дознания, прокурор, следователь, суд обязаны вы­явить причины и условия, способствовавшие совершению пре­ступления, и принять меры к их устранению.

Прокуратура — это специальный орган, на который возло­жены обязанности общего надзора за законностью следствия и дознания, содержания в местах изоляции, за актами судебных органов с точки зрения их обоснованности и законности. Ее деятельность осуществляется в специфических формах: привле­чение к уголовной ответственности; поддержание государствен­ного обвинения в суде; разрешение жалоб граждан; выдача ор­деров на арест и обыск; принесение протеста на незаконные нормативные акты и индивидуальные решения государствен­ных органов, должностных лиц, учреждений и организаций; проверка состояния законности в учреждениях и организаци­ях; надзор за деятельностью органов следствия и дознания; об­ращение с исками в суд в целях защиты прав и законных инте­ресов граждан и организаций.

Важной гарантией является судебный контроль, так как «третьей властью» является вся система правосудия.

Деятельность судебных органов на основе гласности долж­на создавать условия для укрепления законности и правопо­рядка.

В современных условиях особую важность имеет норма­тивное закрепление обязанностей Президента Республики Казахстан быть гарантом конституционной законности, исполь­зуя для этого все дозволенные средства, включая в первую оче­редь деятельность правоохранительных органов по пресечению правонарушений и устранению их вредных последствий, про­филактическую работу. Кроме того, важно личное восприятие каждым идей законности и понимания необходимости укреп­ления правопорядка.

Большое значение в современных условиях приобретает комп­лексная разработка системы мер и государственно-правовых механизмов, призванных защищать конституционные права и законные интересы граждан, предотвращать злоупотребления своими правами со стороны государственных органов, обеспе­чивать единство правовой системы.