План
Введение
Глава 1. Занятость и безработица: некоторые социальные аспекты и проблемы
Глава 2. Занятость в Казахстане по видам экономической деятельности среди мужчин и женщин
Глава 3. Занятость населения по полу и возрасту
заключение
список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из самых значительных событий последних десяти лет был распад Советского Союза и образование на его территории 15 независимых государств. Распад такой великой державы не мог пройти незаметно для населения. В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи между союзными республиками. Прежде всего разрыв этих связей сказался на жизни людей в пост советском пространстве. Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновением почти во всех союзных республиках. Также идёт обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, наблюдается резкий рост национализма, дискриминации русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза. Все эти последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкой дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентному росту потока беженцев.
Все это породило острейшую кризисную ситуацию, привело к резкому усилению социальной и политической напряженности в обществе и представляет собой своего рода “бомбу замедленного действия”.
Неравенство доходов, создаваемое в рыночной экономике, которое усиливается особенно в период спада производства и инфляции, должно быть ослаблено и в определенной мере компенсировано системой мер, программ и законов по социальной защите наименее обеспеченных групп населения. Во всех развитых странах с рыночной экономикой такие программы давно работают и способствуют ослаблению социальной напряженности.
Переход к рыночной экономике в Казахстане приводит к еще большей дифференциации и неравенству в доходах, причем количество людей, живущих ниже черты бедности, катастрофически увеличивается, несмотря на запоздалые меры по повышению заработной платы и ее индексации. Хотя в этих условиях программы и меры по социальной защите не могут не отличаться от западных, где давно существует рынок, тем не менее их опыт по социальной защите населения, обеспечению его занятости и стабилизации экономики с определенными коррективами может быть с успехом использован и у нас.
Система мер, программ и законов по социальной защите исходит из основного положения Декларации прав человека, где человеческая жизнь признается высшей ценностью для общества. Поэтому любое цивилизованное государство обязано защищать своего гражданина от экономических и социальных невзгод, потрясений, вызванных потерей работы, или от резкого падения доходов, инвалидности, старости, болезни и т.д. В экономическом плане социальная защита зависит прежде всего от финансирования соответствующих мер и программ, но само финансирование во многом определяется возможностями экономики страны, показателем ее душевого дохода.
Глава 1. Занятость и безработица: некоторые социальные аспекты и проблемы
Десять лет назад в жизни нашего общества произошло знаменательное событие. Было отменено внеэкономическое принуждение к труду в виде обязанности добросовестно трудиться на государство, провозглашено право граждан на свободно избираемую занятость. Была легализована безработица и началась регистрация безработных. Службы занятости, созданные для регулирования ситуации на рынке труда в условиях безработицы, взяли на себя практическую и методическую работу по реализации Закона «О занятости населения». Основными гарантиями занятости стали такие, как профессиональное обучение, создание новых рабочих мест, временные работы. Стартовый уровень безработицы, как правило, не превышал 1% трудоспособного населения.
Дальнейшее развитие службы занятости было связано с внесением изменений и дополнений о ее статусе в законодательство, гарантиях занятости, регистрации безработицы, обеспечивавших усиление централизации регулирования рынков труда. Финансирование программ занятости населения осуществлялось в пределах средств государственного фонда занятости. В плановой экономике практически не было безработных по тем критериям, по каким граждане регистрируются в качестве безработных сегодня. Существовала проблема трудоустройства в южных республиках страны, которая обусловливала необходимость поиска работы в других регионах. Часть незанятых в общественном хозяйстве безработных фактически работала и имела трудовые доходы, занимаясь торговлей фруктами и овощами на колхозных рынках. Часть имела возможность сезонных заработков, поскольку в период сбора урожая не хватало рабочей силы и к сельхозработам привлекали даже школьников и студентов. Главной причиной такой относительной трудоизбыточности в южных регионах страны, в отличие от тех классических для рыночных экономик причин, была демографическая ситуация. Часть временно неработающих, как и в других странах, составляли опустившиеся люди -пьяницы, бомжи, скрывающиеся от правосудия и т. д.
Первые экономические реформы в виде кооперативов, индивидуальной трудовой деятельности при всех их недостатках облегчили положение незанятого населения; часть из них получила возможность работать в новых структурах, так как высокий совокупный платежеспособный спрос населения на фоне возрастающего товарного дефицита и неизменности цен в государственном секторе гарантировал сбыт товаров и услуг и обеспечивал хорошие доходы.
В Казахстане массовый и классический характер безработица приобрела после начала рыночных реформ. За годы рыночных преобразований в Казахстане значительно сократилась экономическая активность трудоспособного населения. С 1995 по 1996 годы среднегодовая численность занятых во всех секторах экономики сократилась на 1,1 млн. человек, а с 1996 по 1997 год -еще на 0,7 млн. человек. Наибольшее сокращение занятых происходило в легкой, химической промышленности, машиностроении, геологии, проектных организациях и т. д.
В целом по республике среднегодовая численность безработных в 1996-2000 гг. по сравнению с 1992-1995 гг. выросла на 211,5 тысячи человек или в 3 раза. За это время потребность в работниках уменьшилась в 2,7 раза или на 13,3 тысячи человек (за указанные периоды).
С 1999 года в экономике Казахстана наметился положительный сдвиг. Темпы роста ВВП относительно предыдущего года составили более 2%, что, однако, не повлияло на продолжающееся устойчивое сокращение спроса на рабочую силу. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 4,5% от экономически активного населения. Удельный вес общего числа безработных на начало 2000 г. составлял более 13,5% от экономически активного населения, а по отдельным регионам (Мангистауская область) — до 20 и более процентов населения. На одно рабочее место по республике претендовало 29 официально зарегистрированных безработных. Статистические данные за декабрь 2000 года свидетельствуют о том, что наиболее высокий уровень безработицы зарегистрирован в Кызылординской (6%), Мангиста-уской (5,8%), Павлодарской (6,3%) областях. В этих регионах на одно рабочее место претендовало: в Кызылординской области — 622 человека, в Мангистауской — 7,3 человека, в Павлодарской — 26 человек. Не случайно количество зарегистрированных преступлений за январь — декабрь 2000 г. составило: в Кызылординской — 3729, в Мангистауской -3066, в Павлодарской — 9866.
Девальвации трудового потенциала общества способствует также скрытая или латентная безработица. Под видом неполной занятости такая безработица на рабочих местах еще больше понижает цену рабочей силы, устраняя конкуренцию работников на открытом рынке. Разрушая механизм спроса и предложения, она угрожает распадом локальных трудовых рынков, деформирует отраслевую структуру занятости. Более того, искажая истинное положение дел на рынке труда и производства, она накапливает потенциал обвальной безработицы.
В Казахстане наибольшее распространение получили две ее формы — отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов рабочего времени.
В республике на 1.01.1999 г. по различным экономическим причинам 584 предприятия полностью остановили производство, 939 — частично, 308 — перешли на режим неполного рабочего времени. Численность работников, находившихся в вынужденных отпусках, составила 137,4 тыс. человек, из них без оплаты отпусков — 110,1 тысяча или 80% от вынужденно неработающих. Уровень скрытой безработицы на 1.01.1999 г. составил 3,7% (к экономически активному населению). Скрытая безработица прямо или косвенно затронула около 500 тыс. человек (расчетно) или почти в 2 раза больше, чем численность официально зарегистрированных безработных.
Можно сказать, что главной чертой казахстанского рынка труда становится преобладание латентной безработицы. Негативными экономическими и социальными последствиями существования скрытой безработицы является консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабления стимулов к высокопроизводительному труду и т. д. Но это не все. Здесь есть еще один аспект проблемы.
В государственной политике занятости, как правило, преобладают меры защитного характера, причем, в основном, в отношении лиц, уже оставшихся без работы. С точки зрения конкретных функций правительства, в рамках сегодняшнего законодательства, зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, а вот формально занятые, но лишенные постоянного источника трудовых доходов люди оказываются за рамками социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.
Для оздоровления экономики и формирования свободного рынка труда гораздо выгоднее и честнее выплачивать таким формально занятым пособия по социальному страхованию безработицы на бирже труда, чем содержать их на работе, не получая должную отдачу.
По методологии Международной организации труда (МОТ) безработным считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее и готов к ней приступить. Конкретизация данного определения позволяет разделить трудоспособное население как минимум на пять категорий: 1 — занятые (имеют работу и заняты полный рабочий день и неделю); 2 — частично занятые (имеют работу, но заняты неполное рабочее время, а хотели бы быть заняты полностью); 3 — безработные (не имеют работы, но ищут ее, готовы приступить к работе, как только найдут); 4 — полубезработные (не имеют работы, в данный момент ее не ищут или не готовы пока начать работу по разным обстоятельствам); 5 — не занятые, безработные (не имеют работы, не ищут ее и не хотят выходить на работу).
Признание за человеком статуса безработного неизбежно содержит в себе сильный субъективный элемент. Проблема заключается в том, что труд — не просто способ получения заработка. В действительности это средство обретения целой совокупности статусов, с которыми неразрывно связана повседневная жизнь человека. Потеря занятости грозит чем-то большим, нежели потерей дохода, — потеря благ, которые ценят даже больше, чем денежный доход, ощущение своей причастности к общему делу, каждодневная дисциплина, общение с товарищами по работе, новые возможности и разнообразия. Среди безработных выше уровень преступности, суицида, психических заболеваний и т. д. Для общества более значимыми являются экономические потери от безработицы. Зависимость между уровнем безработицы и темпами экономического роста обобщает так называемый Закон Оукена, смысл которого состоит в том, что увеличение уровня безработицы на 1% выше ее естественной нормы приводит к уменьшению ВНП на 2,5% и наоборот. Эта связь не так проста, как это следует из Закона Оукена. Многое зависит и от тех факторов, которые обусловили рост производства, от особенностей научно-технического прогресса. Трудосберегающий технический процесс приводит к увеличению численности безработных, а материале- и энергосберегающий прогресс может привести к увеличению числа рабочих мест. Наибольшее позитивное влияние на безработицу оказывает такое увеличение темпов производства, которое обусловлено ростом совокупного спроса при неизменной технической базе производства.
На показатели безработицы оказывает влияние изменение структуры совокупного спроса, которое определяет изменение структуры производства. Так, увеличение в структуре производства относительно трудоемких отраслей при прочих равных условиях будет способствовать снижению уровня безработицы, а их уменьшение — увеличению уровня безработицы. Особенностью безработицы в Казахстане следует назвать ее низкий уровень по сравнению с тем, каким он должен был быть на фоне очень сильного сокращения производства. В данном случае ни о каком соблюдении Закона Оукена не могло быть и речи. В середине 90-х годов на фоне сокращения производства вдвое безработной не стала не только половина, но даже и четверть рабочей силы.
Фактором, сдерживающим рост безработицы в Казахстане, стало появление множества рабочих мест в новых или получивших бурное развитие прежних секторах экономики. Возросла численность государственного аппарата, даже несмотря на то, что государство сложило с себя многие из имевшихся у него ранее важнейших функций, многократно возросла численность работников банков и других финансовых институтов, налоговых и таможенных органов, усложнившееся законодательство резко увеличило потребность в юристах, расширяются год от года органы внутренних дел, частные охранные службы и т. д.
Другой особенностью безработицы является то, что снижается временная безработица и растет хроническая (свыше 1 года). Если в 1998 г. безработные до 1 месяца составляли 12,7%, то в 1999 г. — 8,6%. От 1 до 3 месяцев в 1998 г. безработные составляли 22,4%, а уже 1999 г. -18,6%. Безработных «со стажем» в 1998 г. было 13,8%, а в 2000 г. уже — 22%. На начало 2000 г. в поисках работы более года находилось 55,3% человек, то есть каждый пятый имел статус хронически безработного.
Эти данные свидетельствуют о том, что люди, теряющие работу, с каждым годом имеют все меньше шансов получить новое рабочее место. Анкетный опрос, проведенный газетой «Вакансия» по проспекту Сейфуллина, показал, что более 50 % стоящих вдоль проспекта людей ищут работу таким способом 5 лет. Ежегодно в поисках работы только по г. Алматы находятся более 200 тысяч человек.
Таким образом в экономике наблюдается формирование такой негативной тенденции, как образование армии хронически безработных, неработающих по многу лег. Это расширяет сферу влияния стихийных рынков труда, где существует постоянная угроза социальных конфликтов.
Существенным амортизатором негативных процессов в области занятости становятся теневые структуры, которые мультиплицируют нелегальную занятость и не учитываемые налогообложением доходы. Речь здесь идет о возможности заниматься подчас крайне сомнительными, с позиции права, всякого рода торговыми операциями, включая элементарную спекуляцию, при полном игнорировании требований налогового законодательства. Подобного рода деятельность позволила многим полностью, либо частично безработным и даже сохраняющим обычную занятость, получать ощутимые доходы, нередко существенно большие, чем основные и официально фиксируемые на государственных и частных предприятиях. За очень короткое время в эту деятельность были втянуты тысячи людей. Все это приводит к росту преступности, криминализирует экономику, происходит деградация системы наемного труда, без которой немыслима рыночная экономика.
На устойчивую тенденцию перетока рабочей силы, высвобожденной из официального сектора занятости, в сферу неформальной экономики специалисты обращали внимание еще,с середины 90-х годов.
Нелегальная (неформальная занятость) — это незарегистрированная, в соответствии с действующим законодательством экономическая деятельность, осуществляемая индивидуально или коллективно лицами, которые уклоняются от уплаты налогов. Это — уличная и рыночная торговля, услуги населению по ремонту квартир, строительству, пошиву одежды, частный извоз, репетиторство и т. д. В западных странах подобного рода деятельность в качестве регулярной для безработного, получающего пособие по безработице, была бы невозможной или же такие «безработные» просто не считались бы безработными.
Неформальный сектор — новое явление для казахстанской экономики, хотя отдельные виды неформальной (теневой) занятости существовали и в советские времена. Этот сектор оказывает заметное влияние на состояние занятости и социально-экономическую ситуацию в стране в целом. Причины и факторы роста числа занятых в неформальном секторе — сокращение рабочих мест в официальном секторе, рост миграционных процессов, рост налогов, снижающих доходы работающих, длительные задержки зарплаты и низкий ее уровень, наличие принудительных отпусков без оплаты и т. д. Особенность неформального сектора экономики Казахстана состоит в том, что в этот сектор вовлечены нередко высокообразованные работники, имеющие среднее и даже высшее образование, тогда как в развитых странах в этом секторе находятся, в основном, мигранты и малограмотные работники.
Позитивное влияние неформального сектора на социально-экономическую обстановку в стране очевидно. Это, в первую очередь, решение проблемы занятости и доходов отдельной части населения. Далее, это расширение рынка товаров и услуг и даже, где-то, создание конкурентной среды, что весьма выгодно для населения в целом. (К примеру, для ремонта своей квартиры можно делать выбор среди предлагаемых услуг по качеству и цене). Здесь можно отметить также и то, что этот сектор создает базу для развития малого бизнеса.
Как две стороны одной медали, так и неформальный сектор, кроме позитивных, оказывает и негативное влияние. Он создает условия для криминализации экономики. Поэтому, для усиления позитивных моментов формирования неформального сектора экономики необходима государственная программа помощи этому сектору, что требует пересмотра налоговой политики в отношении малого, семейного бизнеса, упрощения бухгалтерского учета и отчетности и т. д. Оценивая ситуацию в области занятости, следует сказать, что простого пути сокращения безработицы не существует. «Нулевая» безработица недостижима даже в такой экономике, как американская. Необходимо признать, что безработица — есть оборотная сторона свободы труда, а в условиях рынка — постоянно возрастающий социальный риск, особенно при трансформации латентной безработицы в открытые формы. Занятость должна рассматриваться не как самоцель, а как условие для эффективного труда.
Задачей государства является обеспечение гарантий занятости, но не социальная благотворительность.
Сегодня требуется реализация новых подходов в решении проблемы занятости, а именно: государственная макроэкономическая политика, включающая в себя финансово-кредитную, налоговую, инвестиционную политику. Вся существующая система мер, как правило, ограничивается административными ограничениями на темпы высвобождения работников и декларативными призывами развивать общественные работы. Но в условиях, когда основную массу безработных составляют женщины и специалисты с высшим передним специальным образованием, применять такие меры становится бесперспективно. Так, в 2000 г. с помощью уполномоченных органов работу получил лишь каждый пятый от общей численности обратившихся. По сравнению с 1998 годом число трудоустроенных лиц по республике уменьшилось на 30,8%. В числе безработных — каждая вторая женщина. Более 40% безработных имеют высшее и среднеспециальное образование.
Государственная политика занятости, наряду со сказанным выше, должна содержать систему социального страхования безработицы и законы, регулирующие заключение коллективных договоров. Страхование безработицы соответствует идеологии трудовых отношений рынка, где наем рабочей силы связан с риском потери рабочего места по экономическим причинам. Оно как бы компенсирует этот объективный риск за счет предоставления заработанных, а не дарованных государством гарантий работникам, включенным в страховую систему, и тем самым укрепляет связь труда и капитала, служит целям поддержания социального мира. В своем послании на 2000-2001 годы глава государства Казахстан назвал «реализацию права на достойные экономические условия жизни и безопасность» одним из основных тезисов, которым должно следовать правительство в целях продолжения демократических реформ.
Страхование вселяет уверенность в надежности защиты при вынужденной безработице. Это — понятная для трудящихся социальная помощь, когда увязаны трудовой вклад и страховка по нему. Таким образом, система социального страхования становится условием перехода к эффективной занятости и формированию цивилизованного рынка труда, а следовательно, будет способствовать созданию условий жизни, достойных человеческого существования.
Глава 2. Занятость в Казахстане по видам экономической деятельности среди мужчин и жнщин
По видам экономической деятельности увеличение численности занятых отмечено в финансовой деятельности (на 9.5%), прочих коммунальных, социальных и персональных услугах (на 19.9%), гостинично-ресторанном бизнесе (на 28.6%), торговле; ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования (на 31.5%).
Списочная численность работников за январь-сентябрь тыс. человек |
|||||||
|
Всего |
Женщины |
Мужчины |
% к итогу |
|||
жен. |
муж. |
||||||
Всего: |
251.1 |
120.2 |
130.9 |
100 |
100 |
||
Сельское хозяйство, лесоводство, охота |
6.7 |
1.7 |
5.0 |
1.4 |
3.8 |
||
Рыбоводство, рыболовство |
0.3 |
0.1 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
||
Промышленность |
84.7 |
26.1 |
58.6 |
21.7 |
44.8 |
||
Строительство |
10.5 |
1.7 |
8.8 |
1.4 |
6.7 |
||
Торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования |
4.4 |
2.0 |
2.4 |
1.7 |
1.8 |
||
Гостиницы и рестораны |
0.6 |
0.4 |
0.2 |
0.3 |
0.2 |
||
Транспорт и связь |
19.6 |
7.3 |
12.3 |
6.1 |
9.4 |
||
Финансовая деятельность |
2.7 |
1.9 |
0.8 |
1.5 |
0.6 |
||
Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги |
9.0 |
3.8 |
5.2 |
3.2 |
4.0 |
||
Государственное управление |
28.0 |
10.6 |
17.4 |
8.8 |
13.3 |
||
Образование |
51.9 |
38.7 |
13.2 |
32.2 |
10.1 |
||
Здравоохранение и социальные услуги |
27.8 |
23.3 |
4.5 |
19.4 |
3.4 |
||
Прочие коммунальные и социальные услуги |
4.9 |
2.6 |
2.3 |
2.2 |
1.8 |
||
Более 70% женщин заняты в образовании, промышленности, здравоохранении и 68% мужчин в промышленности, государственном управлении, образовании.
За 9 месяцев текущего года предприятиями области принято 50.4 тыс. человек, из них 4.2 тыс. человек на вновь созданные рабочие места.
Выбыло за январь-сентябрь 50.7 тыс. человек, из них 32.9 тыс. (64.9%) – по собственному желанию, 3.4 тыс. (6.7%) в связи с сокращением численности персонала или ликвидацией предприятия, 14.4 тыс. (28.4%) – по другим причинам.
Интенсивность оборота рабочей силы по отдельным видам (в % к списочной численности работников) |
||||
|
Принято (H) |
Уволено (S) |
Оборот (H+S) |
Изменение (H-S) |
Всего: |
20.1 |
20.2 |
40.3 |
— 0.1 |
Сельское хозяйство и лесоводство |
38.2 |
35.0 |
73.2 |
3.2 |
Промышленность |
20.3 |
24.3 |
44.6 |
— 4.0 |
Строительство |
51.5 |
43.6 |
95.1 |
7.9 |
Транспорт и связь |
23.4 |
22.9 |
46.3 |
0.5 |
Финансовая деятельность |
26.6 |
19.7 |
46.3 |
6.9 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям |
26.1 |
21.0 |
47.1 |
5.1 |
Государственное управление |
21.6 |
15.8 |
37.4 |
5.8 |
Образование |
9.0 |
10.8 |
19.8 |
— 1.8 |
Здравоохранение и социальные слуги |
11.4 |
10.3 |
21.7 |
1.1 |
Безработное население по возрасту человек |
||||
|
Всего |
15-24 года |
25-54 года |
55 и старше |
Всего: |
49319 |
12835 |
34560 |
1924 |
Женщины |
30555 |
6370 |
23163 |
1022 |
Мужчины |
18764 |
6465 |
11397 |
902 |
За январь-сентябрь 2001 года оборот рабочей силы составлял 40.1%, в текущем году – 40.3%
На конец сентября число вакантных мест на предприятиях области составило 711, из них наибольшее число приходилось на государственные учреждения (487), на предприятия промышленности (113), транспорта и связи (57), операций с недвижимым имуществом, аренды и услуг предприятиям (22).
Итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости и безработицы за III квартал
По данным выборочного обследования населения по вопросам занятости и безработицы численность экономически активного населения составила 740.1 тыс. человек. В общей численности экономически активного населения на долю городского приходится 58.8% (435.5 тыс. человек), на долю женщин – 50.0% (370.3 тыс. человек). Уровень экономической активности населения сложился 66.3%.
В экономике области были заняты 690.8 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте – 678.4 тыс. человек (98.2%). В числе занятого населения наёмные работники составили 60.2% или 415.9 тыс. человек, самозанятые – 39.8% или 274.9 тыс. человек. В структуре занятого населения доля работающих в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве (включая личное подсобное хозяйство) составила 41.0%, в промышленности и строительстве – 18.6%, в торговле; ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования, на транспорте и связи – 10.9%.
Занятое население по статусу занятости в III квартале 2002 г. (в %)
Наёмные работники Самозанятое население
Из общего числа наёмных работников в негосударственных организациях трудились 200.6 тыс. человек, в государственных – 122.8 тыс. человек, у физических лиц – 51.9 тыс. человек, в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 40.6 тыс. человек. Более 3/4 (220.4 тыс. человек) самозанятого населения работали на личном подворье, 44.7 тыс. человек – на индивидуальной основе, 8.0 тыс. человек – являлись работодателями, 1.8 тыс. человек – были заняты в производственных кооперативах и на семейных предприятиях без оплаты.
Каждый пятый из числа занятых имел высшее и незаконченное высшее образование, третий – среднее профессиональное (специальное) образование, одиннадцатый – начальное профессиональное и второй – среднее, основное и начальное общее образование.
Численность безработных, т.е. лиц, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему составила 49.3 тыс. человек. Уровень безработицы сложился 6.7%.
Среди безработных на долю женщин приходится 62%, в возрасте от 15 до 24 лет – 26.0%, от 25 до 54 лет – 70.1%, от 54 лет и старше – 3.9%.
Более 30% безработных от общего их числа были незаняты по причине отсутствия любой работы, 28.0% – в связи с сокращением штата, ликвидацией предприятия или окончания срока договора, 16.1% – из-за её отсутствия после окончания учебного заведения, 8.1% – по причине увольнения по собственному желанию.
Численность экономически неактивного населения сложилась 376.0 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте – 166.1 тыс. человек. Уровень экономической неактивности (пассивности) населения составил 33.7%. В структуре экономической неактивности женщины занимают 59.6% (или 224.0 тыс. человек), мужчины – 40.4% (152.0 тыс. человек), две трети из них составляет городское население, одну треть – сельское.
В общей численности экономически неактивного населения на долю лиц вышедших на пенсию приходится 61.1% (229.6 тыс. человек), учащихся дневных форм обучения – 25.5% (96.0 тыс. человек), нетрудоспособных в связи с инвалидностью – 7.6% (28.5 тыс. человек), ведущих домашнее хозяйство – 2.0% (7.7 тыс. человек), других – 3.8% (14.2 тыс. человек).
По данным Управления труда, занятости и социальной защиты населения, на 1 ноября т.г. в службы занятости области обратилось 40.3 тыс. человек, из них по вопросам трудоустройства – 30.3 тыс., для получения консультации – 10.0 тыс. человек, в октябре месяце, соответственно, 3.5 тыс. человек, 2.4 тыс. и 1.1 тыс.
При содействии службы занятости работу получили 10.7 тыс. человек, из их числа в октябре – 1.0 тыс. человек. Уровень трудоустройства по области за январь-октябрь составил 35.4%. Выше, чем в среднем по области он сложился в Уланском (72.7%), Урджарском (65.6%), Курчумском (43.6%), Жарминском (39.2%), Шемонаихинском (37.9%), Глубоковском (37.4%) районах и в городах Усть-Каменогорске (51.2%), Курчатове (49.9%), Риддере (46.5%). В общественных работах за 10 месяцев 2002 года приняли участие 13.1 тыс. безработных, в октябре – 1.0 тыс. человек.
По данным Минтрудсоцзащиты РК в среднем по республике уровень безработицы сложился 2.8%, выше, чем в среднем по РК уровень безработицы отмечается в Атырауской (7.1%), Кызылординской (5.7%), Мангистауской (3.7%), Актюбинской (3.6%), Акмолинской (3.5%), Восточно-Казахстанской (3.3%), Костанайской (3.3%), Жамбылской (3.1%), Павлодарской (3.1%) и Западно-Казахстанской (3.0) областях.
На профессиональное обучение было направлено 2536 человек, из них 786 – жители сельской местности.
Потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями в органы занятости на 1 ноября текущего года составила 2002 человека. Наибольшее количество заявок от работодателей поступило в гг. Усть-Каменогорске и Семипалатинске, где требовались работники на 1033 и 733 вакантных места, соответственно. На одно место в среднем претендовало 12 зарегистрированных безработных. Отсутствовали заявки на работу в Абайском, Зайсанском и Тарбагатайском районах.
По состоянию на 1 ноября 2002 года в области по различным экономическим причинам полностью остановили производство 12 предприятий со списочной численностью 0.9 тыс. человек, на 1 ноября 2001 года – 11 предприятий с численностью 0.7 тыс. человек. Частично приостановили производство 17 предприятий, что на 7 предприятий меньше, чем на аналогичную дату прошлого года. Количество занятых на этих предприятиях в январе-октябре 2002 года насчитывало 2.4 тыс., в январе-октябре прошлого года – 5.7 тыс. человек. Перешли полностью или частично на режим неполного рабочего времени 12 предприятий (2.0 тыс. человек). В вынужденных отпусках на начало ноября текущего года находилось 2364 человека, из них 99.7% – без оплаты.
Глава 3. Занятость населения по полу и возрасту
Численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше в третьем квартале текущего года (по материалам обследования домашних хозяйств) составила 7,8 млн. человек, что больше чем в предыдущем квартале на 137,5 тыс. человек или на 1,8%. Уровень экономической активности сложился в 72,8% и возрос против предыдущего квартала на 1,3 процентных пункта.
Численность экономически неактивного населения в названном возрасте сложилась в 2,9 млн. человек и сократилась против предыдущего квартала на 135,5 тыс. человек, или на 4,5%. Уровень экономической неактивности (пассивности) населения составил 27,2%, что на 1,3 процентных пункта ниже, чем в предыдущем квартале. При этом основную долю экономически неактивного населения составляют вышедшие на пенсию — 52%, учащиеся дневной формы обучения — 28,1% и по состоянию здоровья (по причине инвалидности или нетрудоспособности) — 8,3%.
ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО И НЕАКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15 ЛЕТ И СТАРШЕ В 2001 году
|
Численность экономически активного населения
|
Численность экономически неактивного населения
|
|||
тыс. человек
|
в % к:
|
тыс. человек
|
в % к предыдущему периоду
|
||
соответствующему периоду предыдущего года
|
предыдущему периоду
|
||||
1 квартал
|
7124,3
|
103,0
|
100,2
|
3544,4
|
85,4
|
II квартал
|
7626,8
|
109,2
|
107,1
|
3039,4
|
85,8
|
III квартал
|
7764,3
|
108,5
|
101,8
|
2904,0
|
95,5
|
ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15 ЛЕТ И СТАРШЕ В 2003 году
|
Занятое население
|
в том числе
|
|||||||
наемные работники
|
самозанятые работники
|
||||||||
тыс. человек
|
в % к:
|
тыс. человек
|
в % к:
|
тыс. чело век
|
в % к:
|
||||
соотв. периоду предыдущего года
|
пред, пери оду
|
соотв. периоду предыдущего года
|
пред, периоду
|
соот. периоду предыдущего года
|
пред, пери оду
|
||||
1 квартал
|
6221,9
|
104,2
|
98,3
|
3570,2
|
107,8
|
101,9
|
2651,7
|
101,8
|
98,3
|
II квартал
|
6880,4
|
113,3
|
110,6
|
3888,3
|
112,0
|
108,9
|
2992,1
|
105,6
|
112,8
|
III квартал
|
7049,2
|
112,5
|
102,5
|
4006,8
|
111,0
|
103,0
|
3042,4
|
103,5
|
101,7
|
Труд в Казахстане, 12/2003
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ И УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
В 2003 году
|
Безработные, всего
|
Мужчины
|
Женщины
|
Молодежь (15-24 лет)
|
||||
тыс. человек
|
уровень безработицы, %
|
тыс. человек
|
уровень безработицы, %
|
тыс. человек
|
уровень безработицы, %
|
тыс. человек
|
уровень безработицы, %
|
|
1 квартал
|
902,4
|
12,7
|
414,9
|
11,3
|
487,5
|
14,2
|
273,2
|
22,7
|
II квартал
|
746,4
|
9,8
|
316,1
|
8,2
|
430,3
|
11,4
|
238,6
|
18,0
|
III квартал
|
715,1
|
9,2
|
302,0
|
7,7
|
413,1
|
10,7
|
220,7
|
16,9
|
В экономике республики были заняты более 7 млн. человек, что на 2,5% (на 168,8 тыс. человек) больше, чем в предыдущем квартале, из них в трудоспособном возрасте, соответственно, 6,6 млн. человек и на 2% (на 127,8 тыс. человек). Среди занятого населения численность наемных работников превышает 4 млн. человек, или 56,8%, самозанятых — 3 млн. человек, или 43,2%. В численности экономически активного населения доля мужчин незначительно превышает долю женщин и составила соответственно 50,4% и 49,6%. Уровень экономической активности у мужчин выше чем у женщин на 9,7 процентных пункта. У мужчин он сложился в 77,9% и увеличился против предыдущего квартала на 1,3 процентных пункта, у женщин — соответственно 68,2% и 1,2 процентных пункта.
В структуре занятого населения численность мужчин превысила 3,6 млн. человек, или более половины (51,2%), женщин — 3,4 млн. человек (48,8%). Из общего числа занятых мужчин 61,3 % (2,2 млн. человек) -наемные работники, 38,7% (1,4 млн. человек) — самостоятельно занятые. Среди женщин распределение по статусу занятости более равномерно: доля работающих по найму составила 52.1% (1,8 млн. человек), самостоятельно занятых — 47,9% (1,6 млн. человек).
Безработные (лица, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) в третьем квартале т.г. составили 715,1 тыс. человек, что на 31,3 тыс. человек ниже, чем в предыдущем квартале, или на 4,2%. Уровень безработицы сложился в 9,2%.
Среди безработных:
- каждая вторая (57,8%) — женщина,
- каждый третий (30,9%) — молодой человек в возрасте 15-24 года.
В третьем квартале, по сравнению с предыдущим кварталом, число безработных мужчин сократилось на 14,1 тыс. человек, женщин — на 17,2 тыс., молодежи — на 17,9 тыс. человек.
В уполномоченные органы по вопросам занятости в поисках работы за девять месяцев 2003 г. (по данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан) обратилось 258 тыс. человек, в том числе проживающие в сельской местности — 88,2 тыс. человек. В сентябре т.г. их число составило 27,1 тыс. человек, что на 3,9 тыс. человек (на 16,9%) больше, чем в августе, из жителей сельской местности — соответственно 9,3 тыс. человек, на 2 тыс. больше (на 27,5%), в августе — 7,3 тыс.
Трудоустроено за прошедшие девять месяцев т.г. 109,1 тыс. человек, в их числе сельских жителей — 30,4 тыс. В сентябре т.г. работу получили 15,7 тыс. человек, или 57,9% от числа граждан, обратившихся в органы занятости в поисках работы в этом же месяце, в том числе проживающие в сельской местности — 5 тыс. человек, или каждый второй из числа желающих получить работу селян.
Численность граждан, состоящих на учете в уполномоченных органах занятости в качестве безработных, на конец сентября 2003 г. составила 222,8 тыс. человек, что на 5,5 тыс., или на 2,4% меньше, чем в предыдущем периоде и на 24,8 тыс., или на 10%, — чем в соответствующем периоде 2002 г. Доля зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения относительно предыдущего месяца уменьшилась на 0,1 процентных пункта и составила 2,9%.
Из числа зарегистрированных безработных более половины (122,3 тыс. человек) — женщины, причем треть из них — жительницы села (35,2 тыс.). Относительно августа т.г. число безработных женщин уменьшилось на 0,5 тыс. человек (на 0,4%).
Заключение
Отсутствие опыта жизни в ситуации ломки привычных стереотипов и массового объединения определяет разнообразие стратегий выживания населения, и в частности возрастание миграции как одной из таких стратегий. Результатом эмиграции русских, немцев, украинцев, можно считать неумение людей, а также официальных властей решать возникшие проблемы и обустраивать жизнь на старом месте в новых социально — политических условиях.
В итоге такого неумелого управления Казахстан перестаёт быть многонациональной страной которой он когда — то мог считаться т.к. в прошлом отношение русскоязычные/казахи составляло примерно 64% / 36%. В настоящее же время Казахстан практически превратился в мононациональную страну при соотношении русскоязычного населения к коренному казахскому как 40% к 60%.
Анализ хода реализации Программы по борьбе с бедностью и безработицей за 8 мес. т.г. свидетельствует о необходимости внесения в нее существенных корректив, в связи с чем представляется целесообразным пересмотреть установленные областям задания по созданию рабочих мест, ряду других показателей, характеризующих меры по содействию занятости населения. Анализ показал, что в ряде областей (Актюбинская, Карагандинская, Западно-Казахстанская, Южно-Казахстанская) были установлены заведомо заниженные плановые задания по созданию рабочих мест. Одновременно областям с низким уровнем социально-экономического развития были установлены напряженные задания (Акмолинская, Алматинская). По информации с мест решениями акимов семи областей внесены существенные изменения в региональные программы на 2001 год в части показателя «создание рабочих мест». Так, решением акима Акмолинской области от 08.02.01 г. № 20 данный показатель составил 3,1 тыс. рабочих мест, тогда как по Программе — 14,3 тыс. Решением акима Павлодарской области от 12.07.2000 г. об утверждении Комплексной программы области по борьбе с бедностью и безработицей на 2001 год было предусмотрено создание лишь 8,5 тыс. новых рабочих мест при установленном республиканской Программой задании создать 18,2 тыс. рабочих мест. В Алматинской области эти показатели составили соответственно 1988 и 2988, в Мангистауской — 4907 и 6607. В то же время, решениями акимов других областей указанные показатели скорректированы в сторону увеличения: по Западно-Казахстанской области — на 2148 рабочих мест, по Карагандинской — на 11714, Южно-Казахстанской — на 10122 рабочих места. В этой связи представляется целесообразным внести в правительство Республики Казахстан проект постановления «О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 года № 833 «О Программе по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2003 годы».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Асанбаев Е.М. Казахстан: отчет по человеческому развитию. Алматы, 2000
- Барановский Н.В. Миграция населения: причины, следствие и пути развития. 1998
- Бейсенов С.Д. Управление трудом в условиях формирования рыночной экономикой. Алматы, 2000
- Боярский А.Я, Население и методы его изучения. Москва, 1995
- Бодрова В. Социально-демографические интересы населения при переходе к рынку. Вестник статистики, 1999
- Демографический ежегодник. Информационно-издательское управление Статкомитета СНГ, 1999
- Каменский А. Миграция и рынок труда. 1998
- Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге 21 века. Алматы, 1997
- Коровкин А.Г. Движение трудовых ресурсов: анализ и прогнозирование. Москва, 1998
- Татимов М. Демографическая де популяция: стратегические последствия сложившейся ситуации в Казахстане. Москва, 1999
- Хуснитдинов Р.А. Региональный статистический ежегодник Казахстана. Алматы, 1998
- Юбилейный Статистический ежегодник РК – 1992-2002. Агентство по статистике РК.
- Курасова А. Опыт работы Кыргызстана по упорядочению стихийных рынков труда. «Труд в Казахстане», № 4, 2002.
- Социально-экономическое положение Республики Казахстан за 2002 г. Алматы, 2003.
- Проблемы государственного регулирования общественной жизни. — Вестник КазНУ – 2002 г. №5