АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Взаимоотношения казахской степи с сибирским ханом Кучумом

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Казахская степь в XVI в……………………………………………….9

  • Объединение казахских степей……………………………9
  • Политика казахских ханов………………………………..10

Глава 2. Взаимоотношения казахской степи с сибирским ханом

               Кучумом……………………………………………………………….15

2.1. Хан Кучум……………………………………………………15

2.2. Взаимопонимания между Кучумом и Казахскими

ханами……………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………30

Список использованной литературы…………………………………………..33

 

Введение

 

Актуальность темы. История государств, народов, социальных объединений развивается зачастую как бы по спирали: старые проблемы, казалось бы давно известные, вновь и вновь обретают свою злободневность. Каждое новое поколение по-своему их переосмысливает, пытается дать им собственную оценку, понять взаимосвязь явлений далекого прошлого в контексте событий современности. В данном случае уместным будет привести цитату нашего Президента Н. А. Назарбаева: «Современная территория Казахстана – единственное на планете пространство, в границах которого казахский народ имеет исторически и политически  оправданный шанс реализовать многовековую мечту о собственной государственности»[1]. Обретение Казахстаном государственной независимости вынесло на повестку дня многие актуальные проблемы истории казахского народа, формирования его этнической территории, вековой борьбы за самоутверждение на своей древней, исконной земле. И решение этих проблем зависит от развития собственной казахстанской исторической традиции, независимой, самостоятельной, свободной от теоретико-идеологических догм и стереотипов имперского прошлого.

«Главное содержание многосложной и многотрудной истории казахской нации до сегодняшнего дня определяется ее борьбой за свободу. Эта борьба во имя сохранения народа и жизненного пространства нашла отражение в длинной летописи от далеких наших предков – скифов, гуннов, саков, усуней до скорбных событий в декабре 1986 г»[2].

История Казахстана богата блестящими подъемами и трагическими спадами; богата она и фигурами крупных государственных деятелей, ханов, султанов, биев, батыров, оставивших в ней свой неизгладимый след. К числу таких известных и в то же время малоизвестных деятелей прошлого относится и хан Кучум.

Более 400 лет имя сибирского хана Кучума известно в истории. Многие ошибочно считают, что о Кучуме впервые заговорили благодаря походу казачьего атамана Ермака, когда тот разгромил Сибирское ханство и занял его столицу Искер. На самом деле имя Кучума, правителя обширного сибирского государства, занимавшего территорию современной Западной Сибири, Зауралья и Северного Казахстана в бассейне рек Иртыш, Есиль и Тобол, хорошо знали на Руси, в Казахском ханстве, Ногайской орде и Средней Азии задолго до русского завоевания Сибири. Основу его ханства составляли земли казахских племен аргын, жалаир, карлык, канлы, керей, кыпшак, найман, табын и других.

Причина нынешнего особого интереса к личности Кучума кроется не только в его собственной трагической судьбе, драматической истории его потомков, но прежде всего в том, что именно он, его дети и внуки были первыми, кто противостоял агрессивной политике русского самодержавия на востоке, встали на пути проникновения Русского государства в Сибирь и Северный Казахстан. Хан Кучум стал первой жертвой формировавшейся Российской колониальной империи — за ним последовали хан Кенесары, имам Шамиль и другие вожди национально-освободительных движений.

На протяжении 400 лет оценка исторической роли хана Кучума страдает односторонностью, необъективностью, поверхностным подходом. В российской дореволюционной и особенно в советской исторической литературе утвердились крайне негативные и стереотипные отзывы о его личности: характеристики типа «жестокий», «коварный», «злобный», «деспотический» и т.п.

И наоборот, образ его противника Ермака прошлая и современная российская историография рисуют исключительно в положительном свете — как «национального героя», «сказочного удальца», «талантливого землепроходца», «великодушного человека», «народного предводителя», «гордости русского народа».[3]

В дореволюционной русской и ранней советской историографии господствующие позиции занимал тезис о «завоевании», «покорении», «захвате», «военной оккупации», «невольной колонизации» Сибири. С конца 30-х и особенно с середины 50-х годов нашего века этот тезис постепенно отвергается и происходит замена его новыми терминами: «присоединение», «освоение», «вхождение», «приобретение».

Покорению Сибири и «подвигам» Ермака посвятили свои труды дореволюционные российские историки Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, П.И. Небольсин, Г.Ф. Миллер, С.М. Соловьев, И.Г. Фишер, В.Н. Татищев, Д.И. Завалишин, В.В. Радлов, С.У. Ремезов, П.А. Словцов, А.В. Оксенов, Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, Ф.Н. Усов, государственный деятель М.М. Сперанский и многие другие. Приведем «объективное» свидетельство только одного ученого, П. И. Небольсина, писавшего: «Действительно, в своем роде, Ермак был великий человек. Велик он как воин, велик как администратор, велик как политик и дипломат… Ермак был бесстрашный боец, мудрый хозяин, ловкий хитрец… Ермак все-таки останется велик для нашей истории»3. Как говорится, комментарии излишни.

Степень разработанности проблемы.

Много внимания этой исторической теме уделили  современные российские ученые С. В. Бахрушин, А. П. Окладников, Р. Г. Скрынников, Д. И. Копылов и другие, оценки и выводы которых, к сожалению, не всегда отличались особой оригинальностью. Так, известный исследователь истории Сибири академик А. П. Окладников писал, что Ермак —»казачий храбрый атаман», а Кучум, разумеется,-один из «хищных степных феодалов», «коварный татарский царь», не забыв добавить при этом, что «освоение Сибири неправильно называли завоеванием»4.

А что же о грозном сибирском хане сообщали казахские историки и писатели? К великому сожалению, почти ничего, кроме коротких статей в различных энциклопедиях, бесстрастного упоминания в многотомной «Истории Казахской ССР» (т. 2). В книге «История Казахстана: белые пятна» исследование малоизученных проблем отечественной истории начинается с XVIII века5, как будто до этого все уже досконально исследовано и нет никаких «белых пятен». В выпущенном не так давно учебном пособии по истории Казахстана6 о Сибирском ханстве и Кучуме вообще нет даже упоминания. Прискорбный факт, но о Сибири и Кучуме куда больше, чем казахские, написали узбекские историки7.

Скудный материал, созданный отечественными учеными по исследуемому вопросу повторяет в основном оценки и выводы российских исследователей. Литераторы же тщательно избегали этой темы.

При написании работы были использованы работы следующих авторов: Абдиров М[4]., Назаралиев В.Д[5]., Сафаргалиев М.Г[6], книгу  Кайназаровых[7] и других.

Наше повествование о сибирском хане Кучуме основано на исторических документах, исследованиях ученых, художественных произведениях, как дореволюционных, так и современных.

Хан Кучум принадлежит истории не только и даже не столько России или Узбекистана, а в первую очередь Казахстана. Он должен возвратиться в казахскую историографию в новом качестве — на этот раз в роли положительного героя, а не в насаждавшемся веками образе отрицательной личности, «ангела тьмы». Восстановление исторической справедливости в оценке прошлого казахского народа требует развенчания легенд и мифов о Ермаке и Кучуме, воздаяния каждому по истинным историческим заслугам.

Первым такую попытку предпринял в своей обстоятельной статье «Правда и мифы о Ермаке» академик М. К. Козыбаев, положив начало новому мышлению в казахстанской историографии, в частности, в оценке деятельности казачьего атамана Ермака8.

Цель работы.  Рассмотрение особенностей отношений между Сибирью и казахами.

Задачи работы.

1.Увидеть стратегию внешней политики казахских ханов.

2.Изучить личность хана Кучума.

3.Найти основные проблемы возникшие между Кучумом и Казахской степью.

Новизна работы. Наступило время переосмыслить место и роль Кучума в истории Сибири и Казахстана, дать объективную оценку его деятельности с позиций исторической правды и конкретных знаний, не подстраиваясь под чужие политические взгляды. Свое прошлое мы должны оценивать сами, опираясь на суверенитет и самостоятельность в области исторических знаний, собственную историческую концепцию.

Методологическая основа работы.

Работа над темой проводилась в хронологическом порядке на основе принципа единства исторического и логического. В работе применялись следующие методы исследования: системный подход, метод исследования, принцип исторической конкретики, сравнительный метод.

Методологическим ориентиром явились труды Президента РК Н. А. Назарбаева: «На пороге ХХ I века», «Европейский Союз: идеи, практика,  перспектива», «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана», «Пять лет независимости».

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, в которой изложены актуальность, цели и задачи темы, а также новизна, историография и степень разработанности, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Итак, перенесемся на 400 лет назад, в эпоху сибирских ханов и русских царей, в эпоху правления династий Тай-буги и Шейбани, Рюриковичей и Романовых, в таинственную страну Ибирь-Сибирь, привлекавшую жадные взгляды Московской Руси, европейских государств, Средней Азии и Китая своими сказочными богатствами и неисчислимыми сокровищами.

 

Глава 1. Казахская степь в XVI в.

1.1. Объединение казахских племен

Впервые после монгольского завоевания Казахстана были объединены в одном государстве почти все казахские роды и племена.

Это было время правления сына Джанибека хана Касыма (годы правления – 1512-1521). Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. На западе под его власть откочевали группы из родов и племен переживавшей кризис Ногайской Орды. Границы ханства расширились до бассейна реки Яик. На юге владения Касым-хана доходили до Сырдарьи, на севере и северо-востоке простирались далеко за Улутау и озеро Балхаш.

Число подданных хана Касыма определялось современниками в миллион человек. При нем узнали о Казахском государстве в западных странах, начались посольские контакты с Московским государством.

Хакк-Назар-хан. В 20-х годах XVI в. после смерти Касыма междоусобицы Джучидов на время ослабили Казахское ханство. Против казахов сложился союз узбекских и могульских правителей. Были потеряны присырдарьинские города. Туркестанский вилайет оказался в подчинении Шайбанида Убайдаллах-султана.

Казахский хан Тахир (1523—1533) потерпел неудачу в борьбе с Ногайской Ордой, безуспешно пытался отвоевать сырдарьинские города. Распри заставили Тахира бежать в Семиречье, где он вступил в союз с кыргызами против могульского хана Султан Сайда.

До конца XVI в. присырдарьинские города Сыгнак, Отрар, Туркестан (так стал называться с XVI в. город Яссы) и другие входили в состав государства Шайбанидов Мавераннахра.

 

 

 

1.2.. Политика казахских ханов.

Основными направлениями политической активности казахских ханов второй трети XVI в. были: юго-восток, где в союзе с кыргызами они воевали против могулов и ойратов, а также запад и север, где у казахов были сложные взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами.

Успешно вначале действовал в этих направлениях видный казахский хан Хакк-Назар (1538—1580). Он боролся против ойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния сибирскому хану Кучуму Хакк-Назар вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом.

Хакк-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. К границам казахских степей приблизилось Русское государство, завоевав Казанское, Астраханское, затем Сибирское ханства. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сырдарье появились каракалпаки. В Семиречье теснили казахов ойраты. В какой-то период казахские власти контролировали лишь территории к югу от Улутау, на Сарысу, в Северном Приаралье, Каратау, в Западном Семиречье. Границы ханства менялись не только в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед или поражений ханов, но, в основном, от внешнеполитических обстоятельств. В то же время часть казахов оставалась на местах своего обитания и попадала в подчинение к правителям соседних государств. Особенно часто переходило под власть других правителей кочевое скотоводческое население степных пространств. Перемешались кочевья казахов и джунгар на землях Восточного Казахстана и Джунгарии. Под власть Хакк-Назара перешла часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе. На западных и северных границах Казахского ханства препятствием для их расширения стало Русское государство.

На юге Хакк-Назар попытался раздвинуть свои владения в поисках выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Вскоре Хакк-Назар-хан погиб.

в конце XVI—XVII вв. ханом казахов стал Шигай, потомок хана Джаныбека. Но он правил всего два года. Шигай участвовал в знаменитом походе узбекского хана Абдаллаха через Туркестан. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, и он поставил там своих наместников. Казахским же правителям в награду достались земли в Средней Азии. Нужны были другие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов и усиления ханства таким путем.

В 1586 г. Таваккул (Тевеккел, сын Шигая) захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 годы ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Таваккул-хан в 1598 г. предпринял новый поход в Среднюю Азию. Затем он успешно завершает длительную борьбу за сырдарьинские города. В одной из битв он был тяжело ранен и умер в том же году в Ташкенте.

При новом казахском хане Есиме (1598—1628), сыне Шигая, в состав Казахского Ханства вошел Туркестан с его городами, а также Ташкент и на некоторое время Фергана.

Так окончилась длительная борьба казахских ханов за оседло- земледельческие районы Южного Казахстана и города на Средней Сырдарье. С этого времени в состав Казахского государства окончательно вошел этот регион и на двести лет Ташкент.

Длительные войны на территории присырдарьинских городов вели к разорению местного населения, упадку городского хозяйства, разрушению ирригационной системы, сокращению земледелия. Военные действия, грабительские набеги противников нарушали торговлю и отрицательно сказывались на экономическом положении и степных скотоводческих районов. После вхождения Южного Казахстана в состав единого государства эти негативные явления стали преодолимы.

В XVII в. внутриполитическая жизнь в Казахстане не отличалась стабильностью. Казахское ханство все более распадалось на части, усиливались феодальные распри. Различные группы кочевой знати соперничали между собой. Постепенно в каждом из трех жузов появились самостоятельные ханы. Осложнилось внешнее положение Казахского ханства.

Хакк-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Русское государство после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского ханства. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские тигры, на Сыр-дарье появились каракалпаки. В Семиречье, тем временем, земли занимали, тесня казахов Старшего жуза, ойраты (джунгары). В какой-то период казахские власти контролировали лишь территории к югу от Улутау, на Сарысу. в Северном Приаралье, Каратау. в Западном Семиречье, примерно в пределах, показанных в «Книге Большому Чертежу». Границы ханства менялись, таким образом, не только в зависимости от военных и дипломатических способностей побед или поражений ханов, но, в основном, от внешнеполитических обстоятельств, В то же время часть казахов оставалась в местах своего обитания и попадала в подчинение соседних государств и правителей. Казахи, проживавшие на территории Туркестана, подчинялись узбекскому хану Бараку, его сыну Баба-султану. Особенно часто переходило под власть других правителей кочевое скотоводческое население степных пространств, например, казахские роды кочевали на территории 0ибирского ханства, выходили в Барабинские степи, населенные в то время чатскими татарами. Перемежались кочевья казахов и ойратов на землях Восточного Казахстана и Джунгарии в зависимости от военных успехов предводителей тех или других народов. А под власть Хакк-Назара на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходила часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе.

Процесс включения в состав Казахского государства западных земель, входивших после распада Золотой Орды в состав Ногайской Орды, был сложным и длительным. В середине XVI в. на Эмбе освободилась от Ногайской Орды, находившейся в состоянии упадка и разброда, и фактически была самостоятельной до начала XVII в. Алтаульская Орда14. Хакк-Назар-хану удалось взять под свой контроль земли от Сырдарьи, Приаралья до Эмбы и по левобережью Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В намерениях его было продвинуться и далее на запад. Однако на западных, как и северных границах Казахского ханства препятствие м для их расширения стало Русское государство.

В Южном Казахстане Хакк-Назар-хан попытался раздвинуть замкнутый круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Оказав поддержку Шайбаниду Абдаллаху в его борьбе с мятежным Баба-султаном, он получил от шайбанидского хана обещание на право владения несколькими городами в Туркестанском вилайете. Баба-султан тоже искал помощи у казахского хана и тоже обещал отдать в суюргал «вилайеты Ясы и Сауран», но сам же убил прибывших к нему на переговоры казахских султанов, в том числе двух сыновей Хакк-Назара. Вскоре погиб и сам Хакк-Назар.

Ханом казахов стал Шигай (1580—1582), потомок хана Джаныбека. Он со своими сыновьями также оказал поддержку узбекскому хану в борьбе с Баба-султаном, в частности участвовал в знаменитом походе Абдаллаха 1582 г. через Туркестан, где последний осаждал крепости Сайрам, Сауран, Туркестан. На обратном пути Баба-султан был убит казахским султаном Таваккулом (Тевеккелем), сыном Шигая. Сырдарьинские города сдались Абдаллах-хану, где он поставил своих наместников. Казахским же правителям в награду за помощь достались пожалования не здесь, а в Средней Азии. Нужны были другие пути для закрепления в регионе сырдарьинских городов, а значит, усиления ханства.

В 1586 г. Таваккул захватил ряд городов в Туркестане, пытался взять Ташкент. В период с 1586 до 1594 г. ему пришлось утверждать свое право на ханствование в длительной борьбе с другими казахскими султанами, сыновьями Хакк-Назара. Наладив отношения с Москвой, в которых он видел возможность военного союза для борьбы с узбекским ханом, Таваккул-хан в 1598 г. предпринял новый поход в Среднюю Азию, в одном из сражений разбил войско Абдаллаха вернулся в Туркестан. В этом же году, используя мирную обстановку на северо-западных границах своего государства и междоусобицу Шайбанидов в Средней Азии, замену этой династии новой династией Аштарханидов, он успешно завершает длительную борьбу за сыр-дарьинские города. Предприняв новый поход в Среднюю Азию, Таваккул-хан занял города Ахси, Андижан, Ташкент, но в одной из битв был тяжело ранен и умер в том же году в Ташкенте. По договору нового казахского хана Есима (1598—1628), сына Шигай-хана, с представителем Аштарханидов в состав Казахского ханства вошли Туркестан с его городами, а также Ташкент с вилайетом, и на некоторое время Фергана. Но на Ташкент распространялся суверенитет Аштарханидов (упоминание имени хана этой династии в хутбе и на монетах, чеканенных в Ташкенте, отправка ему части собранных в вилайете налогов и др.). Казахские правители нарушали эти условия договора, что вызвало длительную борьбу в начале XVII в. между казахскими и узбекскими ханами.

 

Глава 2. Взаимоотношения казахской степи с сибирским ханом Кучумом.

 

2.1.  Хан Кучум.

 

Где он мог появиться на свет? Принимая версию Абул-гази о происхождении Кучума из династии тюменских шейбанидов, которые остались в казахской степи и не ушли вместе с Мухаммед Шейбани-ханом на завоевание Средней Азии, можно с большой вероятностью утверждать, что Кучум родился не в Бухаре, а скорее всего в Ногайской Орде, то есть на территории Западного или Северо-Западного Казахстана. На это указывают и его тесные родственные связи с ногайскими мурзами Алтыульской Орды, кочевавшей к востоку от реки Эмбы до Аральского моря и находившейся под политическим и военным влиянием Бухарского ханства.

Некоторые русские источники (например, Есиповская летопись) утверждали, что Кучум пришел в Сибирь из «Казачьей Орды», то есть из Казахской степи,— утверждение в пользу того, что Кучум был родом все-таки казах, управлявший казахскими племенами, жившими в степной зоне юга Сибири. Он принадлежал к династии чингизидов, потомков Шейбани, и как представитель этой степной аристократии мог занять ханский трон где угодно: в Астрахани или Казани, Бухаре или Хиве, в Сибири или в Крыму — везде, где сохранились осколки Золотой Орды. Таковыми утвердились порядки того времени. Были бы только приглашения на престол, а претенденты ханского происхождения всегда находились в достаточном количестве.

Мы уже говорили, что у пятого сына Джучи-хана Шейбани было двенадцать сыновей и семнадцать внуков, а у тринадцатого сына Джучи-хана Тука-Тимура, родоначальника казахских ханов, насчитывалось четыре сына и десять внуков. Они и их потомки позже схватились в смертельной борьбе за власть в Великой Степи. Победили тука-тимуриды, основавшие в середине XV века Казахское ханство.

Видный историк Туркестана В. В. Бартольд писал: «Кучум-хан — татарский хан Сибири, при котором эта страна была завоевана русскими». Далее он упоминает, что достоверные сведения о его происхождении сообщает Абулгази, по словам которого тот правил якобы 40 лет. Кучум не получил свое царство в наследство от отца, пишет Бартольд, а изгнал оттуда своего предшественника Ядигера: в 1563 году владетелем Сибири был Ядигер, а в 1569 году — уже Кучум. Последнее поражение в войне с русскими Кучум потерпел 20 августа 1598 года, а ногайцы, у которых он искал убежища, убили его в отместку за набеги отца9.

Нам не известны его молодые годы, где он их провел, чем занимался. По некоторым сведениям можно предположить, что в это время Кучум находился в Ногайской Орде, поскольку позже установил тесные родственные связи с известными ногайскими мурзами. У Кучума было два брата Жан-Керей и Ахмет-Керей, сыном одного из них и племянником Кучума являлся известный его военачальник Мухаммед-кул, воевавший с Ермаком, попавший к тому в плен и отправленный затем в Москву, где впоследствии служил русским царям (об этом мы расскажем отдельно). Кучум был средним сыном Муртазы, но, видимо, выделялся среди своих братьев, если именно на него пал выбор Бухары и Ногаев при подборе кандидатуры на должность сибирского хана.

Примерно в 1555 году Кучум вместе с отцом Муртазой и отрядами бухарцев и ногайцев появился на территории Сибирского улуса. Видимо, это также явилось одной из причин принятия Жадигером и Бекбулатом зависимости от Москвы. Начинается длительная борьба за власть в Сибири. Непрочное внутреннее положение самого ханства, недовольство простого народа своим положением, постоянные междоусобицы, выступления угорских и башкирских племен подрывали единство ханства. Да и сами его владетели-тайбугинцы не обладали, видимо, необходимыми качествами и способностями, чтобы удержать народы в покорности. Всеми этими обстоятельствами и воспользовался Кучум. В 1563 году он разгромил войско Жадигера и захватил его столицу Искер. Жадигер и Бекбулат были убиты, уничтожены также все их родственники.

Лишь к 1570—1571 гг. Кучуму удалось объединить под своей властью всю территорию бывшего улуса Шейбани, включая Тюменское ханство шейбанидов на Тоболе, Сибирский юрт тайбугинцев на Иртыше, небольшое ханство легендарного Сары-Каска-хана на Есиле при впадении в Иртыш с центром в Кызыл-Туре, и создать более или менее единое государство со столицей в Искере (Кашлыке). Ханство занимало теперь огромный регион в Приуралье, Западной Сибири и Северном Казахстане, по площади равный территории Франции. Уральские горы были естественной границей между Сибирским ханством и Московской Русью. Государство Кучума располагалось в виде большого треугольника, один угол которого находился на Тоболе, другой — на Иртыше, а вершина упиралась в низовья Оби.

На западе Сибирское ханство соседствовало с Ногайской Ордой в районе Уфы, граница между ними проходила по реке Орь при впадении в Яик, на Урале — с Казанским ханством, на северо-западе по реке Чусовой граничило с Пермью. На севере земли нового государства простирались до самого Обского залива, а на юге, в верховьях Тобола и Есиля, соприкасались с Казахским ханством. Фактически власть Кучума распространялась еще дальше: на юго-востоке между Иртышом и Обью до барабинской степи, а на западе — до владений Строгановых. Таким образом. Сибирское ханство Кучума занимало огромную территорию от восточных склонов Уральских гор до Оби и Иртыша10.

Сибирский юрт Кучума представлял из себя государство, объединившее кочевое и полукочевое тюркское и оседлое местное угорское население, в его состав вошли владения полунезависимых князей, мурз, беков, биев, тарханов и огланов, подчинившихся новой верховной власти. Все население ханства разделялось на две части: на массу зависимых, так называемых «черных людей» («кара халык» или «кыстым»), плативших ясак хану и своим князьям, и на довольно многочисленную группу господствующей феодальной верхушки «тарханов», состоящую из всевозможных мурз, беков, огланов и пр. Опорой Кучума стала аристократия тюркоязычной кочевой массы, а также пришедшие с ним ногайцы и бухарцы. К ним примкнула также племенная знать остяков (ханты) и вогулов (манси), принявшая ислам.

Центрами этих небольших улусов являлись городки и крепости, где находились ставки князей и мурз, через которых Кучум осуществлял свою власть над подчиненным ему ханством. Эти мелкие феодальные владения возглавляли, как правило, потомки местных тюркских племенных и родовых вождей, получивших власть по наследству от своих предков. Однако и сам хан Кучум за верную службу мог также пожаловать своим есаулам и приближенным отдельные улусы, городки, крепости и юрты (т. е. небольшие поселения). Так вокруг Кучума сложилась значительная группа местной знати, тесно связанная с ним служебными, родственными и другими связями.

В документах и источниках упоминаются, например, имя Бабасан-мурзы, владения которого расположились на западе ханства по Тоболу, улус князя Жапанши на реке Тура; на этой же реке находился городок, которым управлял брат самого Кучума, отдельное владение было и у племянника хана Мухаммед-кула. Есаулу Алышаю принадлежали города по рекам Тобол, Тура и Есет на западе ханства, на месте современного Кургана находилось древнее тюркское городище Шубар-кала, а также городки Явлу-Тура, Кыныр и др. Выше Искера располагались земли Аттик-мурзы, а рядом со столицей находился улус приближенного хана — Карачи; в устье Вагая стоял городок Касым-тура, выше — поселение мурзы Бегиша. Потомкам Сары-Каска-хана принадлежало небольшое владение при впадении Есиля в Иртыш, дальше по Есилю располагались улусы мурзы Шангула, Шын-мурзы Жусупова, а также юрты Орыс, Тогыз и Сыпра с городком Куллары.

Вниз по Иртышу, к северу, находились владения местных князей остяков и вогулов. Среди них известны имена Лабуты, правившего на реке Тавда, Кашука, Демьяна, Бояра, Самара. Некоторые из них властвовали так далеко от столицы ханства, что скорее были не вассалами, а союзниками Кучума, как например, князь Воня — глава Пегой Орды на Оби. Они поставляли хану ясак и по его требованию спешили со своими воинами в ставку для участия в войнах и набегах Кучума.

К Кучуму в момент его наивысшего могущества поступали на службу князья и мурзы из Казани, Астрахани, Ногайской Орды, Казахского ханства, Бухары и Ургенча, Туркестана и Ташкента, Саурана и других мест. Многие из них приходили со своими улусами и людьми, получали от хана новые территории, пополняя его служилую знать.11 Так постепенно вокруг Кучума сложился разнообразный по составу слой феодальной знати — беки, мурзы, тарханы, князья, огланы, есаулы, бывшие его социальной опорой в управлении государством.

Основным населением ханства являлись сибирские казахи — местное кочевое тюркоязычное население, проживавшее здесь с давних пор. Тюрки-кыпчаки смешались с потомками древних угров-сыпыров, с пришедшими сюда завоевателями-монголами, ассимилировали их. В этногенезе сибирских казахов приняли участие и бежавшие в Сибирь казанские татары, а также башкиры и ногайцы, местные угорские племена. Жители ханства разговаривали на языке кыпчакской группы тюркских языков. Князья остяков и вогулов приняли ислам и мусульманские имена: Аблай-Керей, Жусуп, Аксеит и т. п. Основное население называло себя по-разному: жившие по р. Тобол -«тоболик», по р. Тара -«тарлик», в степи между Иртышом и Обью -«бараба», пришедшие с юга -«бухарлык», проживавшие на р. Есиль — «есильские»12, а также «чаты», «эуштинцы», «теренинцы» и др.

Основу общественной организации заложили родовые отношения, население проживало в аулах и «юртах»- т. е. большими семьями. Эти семьи объединялись в улусы во главе со своими князьями или назначенными есаулами.

Опорой суверенитету Сибири, ее независимости должны были стать собственные мощные и боеспособные вооруженные силы. И это хорошо понимал Кучум. После войны с тайбугинцами в 1563 году и взятия власти в Сибири сам Кучум в походы больше не ходил, оставив военное поприще. Государственными делами занимался главный ханский визирь Карача, духовными — бухарские шейхи и сеиды во главе с Дин-Аул-ходжой, а военные дела хан поручил своему сыну Али и любимому племяннику Мухаммед-кулу. Тем не менее Кучум уделял особое внимание укреплению своего государства.

Как уже говорилось, столица Искер со всех сторон прикрывалась целой системой городков и крепостей улусных мурз и беков. Но поскольку за всю историю Сибирского ханства до похода Ермака не было вторжений врага на его территорию, крепости эти были слабы в военном отношении, могли выдержать осаду кочевников, однако вряд ли могли противостоять сильному противнику. Что и показало позднейшее: почти все городки и укрепления ханства пали под натиском казаков.

Армия Кучума состояла как бы из двух частей. В ядро ее вошли собственно ханское войско, конница ногайской гвардии, бухарцы, огланы во главе с Мухаммед-кулом, есаулы, ханские слуги — все хорошо вооруженные и обученные, дисциплинированные, стойкие в бою. Но оно было сравнительно немногочисленным. Большую часть армии составляло феодальное ополчение улусных князей, мурз и беков. Сюда входили легковооруженные воины-кочевники во главе со своими племенными и родовыми вождями и батырами, отряды остяков и вогулов под началом князей с низкой воинской подготовкой и дисциплиной. Ненадежность этого войска проявилась позже при отражении нашествия Ермака.13

Общая численность воинов Кучума при полной мобилизации всего населения достигала 10—15 тыс. человек. Эта армия могла успешно воевать с отрядами кочевников в степных условиях, нападать на мирных жителей, но, слабо организованная, пренебрегающая дисциплиной, она не могла противостоять немногочисленному, однако более сплоченному и лучше вооруженному противнику.

Основными тактическими приемами армии Кучума, как и у всех кочевников, являлись стремительная атака на открытом пространстве и в рассыпном строю, массовое поражение врага стрелами, охват с флангов, притворное отступление14. Но ханские воины плохо сражались на ограниченном пространстве, в пешем строю и в рукопашном бою, где конница теряла свои преимущества, а численное превосходство не имело большого значения. Кочевники были храбрыми и мужественными на поле брани, об этом говорит, например, тот факт, что в сибирских боях погибла большая часть отряда Ермака (из 600 казаков уцелело примерно около 100 человек), были убиты сам Ермак и пять главных его атаманов.

Воины Кучума, особенно ханское войско, были хорошо вооружены всеми видами холодного оружия, традиционного для кочевников: саблями, мечами, луками со стрелами, копьями, кинжалами, шокпарами, боевыми топорами-айбалта и пр. Неплохо у Кучума было налажено производство такого вооружения. Хорошо поставленная металлообработка позволяла самим изготавливать необходимое, включая также и кольчуги, панцири, щиты, шлемы. Оружие производилось в мастерских в самом Искере, в городке Карачи и в местности Абалак; там же находились и ханские арсеналы.

Самым серьезным недостатком армии Кучума было отсутствие у воинского состава огнестрельного оружия. В 1577 году Кучум обращался к крымскому хану с просьбой прислать пушки и другое вооружение для борьбы с русскими отрядами, однако неизвестно, получил ли он его. Впрочем, у Кучума были две железные пушки, как они к нему попали — неясно. Но то ли пушки были неисправны, то ли с ними не умели обращаться, только в борьбе с казаками Ермака они не помогли и их просто сбросили за ненадобностью в Иртыш, когда Ермак предпринял штурм.

Конечно, сибирские воины были уже знакомы с огнестрельным оружием, но не знали, как от него защититься. Захваченный Ермаком в плен и затем отпущенный воин Кутугай рассказывал Кучуму: «Когда из луков своих стреляют, тогда пышет огонь и дым бывает великий и так стучит, как гром на небе, и ничем защититься нельзя: ни панцыри, ни кольчуги, ни щиты наши не выдерживают». Преимуществом Ермака поэтому в первую очередь было наличие огнестрельного оружия и его массовое применение в боях, что давало огромный перевес над конным и пешим ополчением Кучума.

В целом, нужно признать относительную военную слабость Сибирского ханства. Наступательные возможности армии Кучума преобладали над оборонительными; привыкшие сами нападать на врага полководцы и воины хана не сумели должным образом организовать оборону городков и крепостей. На равных с казаками Ермака могли сражаться только воины-тюрки, но и они не в силах были решить исход войны в свою пользу. Наступавшие толпой, без должного порядка и организованности вогулы и остяки бросались в паническое бегство при первых же залпах пушек и пищалей. Военную мощь Кучума подрывали и межродовые распри, взаимная борьба улусных князей и беков, случаи измены и предательства близких.

Хан Кучум был энергичным и честолюбивым человеком, воинственным и властным правителем, стремившимся в Сибири создать централизованное и сильное ханство, сплоченное единой верой, армией, волей одного хана. И это ему в значительной мере удалось. При нем Сибирское ханство достигло кратковременного могущества и подъема, расцвета экономики, культуры и торговли, международного признания. Но удержать обширную Сибирь с разноэтническим населением только с помощью военной силы было, конечно, невозможно. Все кочевые и полукочевые государства Дешт-и-Кыпчака существовали относительно недолго и распадались после первых же неудачных войн и внутренних междоусобиц. Более стабильным оказалось только Казахское ханство, сумевшее удержать в рамках единого государства этнически близкие племенные и родовые группы на естественной территории Великой Степи, в зоне ее центра — Сарыарки.

 

2.2. Взаимопонимания между Кучумом и Казахскими ханами.

 

Государственное устройство Сибирского ханства напоминало структуру государства кочевых узбеков Абул-Хайр-хана или Ногайской Орды, но с заметным влиянием тогдашнего Бухарского ханства, возглавляемого покровителем Кучума из династии шейбанидов Абдуллой-ханом II (1557—1598 гг.).

Опорой хана на местах были племенные и родовые улусные князья, мурзы, беки и «тарханы, которые управляли отдельными владениями в разных концах ханства. Свои улусы они получили либо в качестве наследства, либо от Кучума за верную службу. Хан мало вмешивался в их внутренние дела, поручив им главным образом сбор ясака и мобилизацию воинов для набегов и защиты границ ханства от внешних врагов. Известны такие имена князей сибирских, как Токаш, Тоян, Кожбахтый, Абага, Ашкеней, Басандай и другие.

Значительную роль при дворе играла родовая и местная знать. При государе действовал своего рода «диван»— высший орган, где обсуждались и решались все важнейшие задачи государственной жизни. Вторым человеком в ханстве являлся его главный визирь — Карача, на которого были возложены вопросы государственного управления. Благодаря своему высокому положению карача обладал и большим богатством, и наиболее крупным и сильным улусом вблизи столицы с укрепленным городком. Измена карачи в период борьбы с Ермаком сильно подорвала позиции хана и привела к падению его власти. Кроме карачи, в окружение Кучума входили и советники —»аталыки», знатные люди бухарского или ногайского происхождения, без которых Кучум не принимал важных решений. На аталыков возлагались более обширные функции, чем просто воспитание многочисленных детей хана. Таких советников имели и улусные мурзы и беки.

Для реализации решений, принятых на ханском совете —»диване» у Кучума существовали специальные люди — даруги или есаулы (от монгольского «йасавул»). Они были как бы домашними слугами хана, их главными задачами являлись сбор ясака, подсчет военной добычи, исполнение разного рода поручений административного характера. Известны есаулы Кучума, такие как Алышай, Кирпик, Токтамыс, Есенгельды, Жанбулат, Сейткул, Мамык, Кызылбай, Кайдаул Байсеитов и другие. Некоторые из них позже перешли на службу к царским воеводам и поэтому сохранили под собственным управлением свои земли.

В административный аппарат хана входили также «кази»— судьи, «жаршы»— глашатаи ханских указов и «бии»— управители родов.

На вершине этой пирамиды власти находился сам хан Кучум — представитель династии шейбанидов на сибирском троне. После переворота 1563 года, когда Кучум захватил власть в ханстве, никто не осмеливался оспаривать его положение верховного правителя Сибирского юрта; потомок самого Чингиз-хана имел на это право. Однако улусные мурзы и беки служили ему, пока он был удачлив; когда же Кучум лишился власти, с таким трудом созданное им государство тут же распалось; многие князья не только покинули его, но даже перешли на сторону врага ради сохранения своих территорий и власти. Такова судьба всех кочевых и полукочевых феодальных государственных образований, не имеющих прочных связей и державшихся лишь на авторитете сильного государя. Феодально-родовая аристократия после первых же военных неудач Кучума переметнулась на сторону его врагов — Ермака и царских воевод.

Важное внимание Кучум уделял укреплению дружественных связей с южным соседом — набирающим грозную силу молодым Казахским ханством. О красавице Сузге мы уже говорили. Старший брат Кучума Ахмет-Керей был также женат на дочери одного из самых влиятельных казахских султанов, а затем и хана — Шыгая (1580— 1582 гг.). Таким образом, Кучум обеспечил себе более или менее мирные взаимоотношения и с Казахским ханством.

С далеким расчетом Кучум женил и своих сыновей, выдавал замуж дочерей. Старший сын Али-султан был женат на красавице Ханзаде — дочери ногайского князя Дин-Ахмета; другой наследник, Канай-султан, взял в жены Данай — дочь ногайского князя Уруса. Все они были потомками знаменитого бия Едыге, повелителя и основателя Ногайской Орды. Старшую дочь Кучум также выдал за ногайского князя Ак-Мырзу.

Сибирские казахи, т. е. местное тюркоязычное население (племена аргын, кыпчак, найман, жалаир и др.), вели полукочевой образ жизни, занимались в основном скотоводством, разводя овец, коров, лошадей и верблюдов. Но скота содержали не много. Главным поставщиком издавна были Ногайская Орда и Казахское ханство, располагавшие громадными стадами и табунами. Самых породистых лошадей для хана, его приближенных и нукеров пригоняли из Бухары и Хивы.

В поймах рек .Тобол, Есиль и Иртыш практиковалось и земледелие. В городках занимались гончарным производством, ткачеством, плавили и обрабатывали металл, изготавливали из него оружие, необходимые орудия труда, котлы, таганы. Главным занятием остяков и вогулов оставались охота и рыболовство, собирательство и примитивное земледелие.

Население ханства обязано было платить дань — «ясак»— своим князьям и верховному правителю. С наступлением весны из Искера во все концы ханства разъезжались ханские есаулы и даруги для сбора ясака. Помощь им оказывали местные мурзы и беки. Для бесперебойного поступления дани брали в заложники кого-нибудь из представителей местных племен и народов, т. е. в «аманаты». От ясака освобождались только те мурзы и князья, кто имел звание «тархан», такое право распространялось и на их потомков. Ясак состоял из определенного количества пушнины, разных мехов, шкур зверей, кожи, скота, рыбы, оружия, коней, драгоценных камней, золота и серебра в слитках, ткани, меда и т. п.

Купцы и торговцы играли теперь немаловажную роль в государстве Кучума, выводя Сибирское ханство на международную арену. Караванные пути из Сибири в Среднюю Азию шли через казахскую степь. Идти приходилось долго, нередко дорога занимала месяц-полтора. Один путь шел из Искера через реку Вагай на юг, до местности Атбас, далее до урочища Шамши-Карагай на реке Есиль, через горы Улытау по реке Сары-су; затем, перевалив через горы Каратау, караваны выходили к Саурану, от него двигались к Туркестану, потом к Сыр-Дарье, оттуда, переправившись через бурную реку, направлялись к местности Торт-кудук и далее через пески выходили к Бухаре15. Из Бухары дорога вела в Хиву и Ургенч.

Другой путь из Сибири на юг шел вдоль Иртыша, его правого берега, до современного Омска, затем переправа на левый берег и путь через верховья Есиля. Еще одна дорога в Бухару вела из Чимги-Тура через небольшой городок Явлу-Тура, потом к Шубар-кале, где русские позже построили крепость Царево городище (ныне г. Курган), далее караван шел степью до Есиля, после переправы — знакомой Туркестанской дорогой. Таким образом, Сибирь имела давние караванные пути сообщения со Средней Азией, и все они проходили через казахскую степь.

Из Средней Азии в Сибирь везли в основном предметы восточной роскоши: различные шелковые и бумажные ткани, типа бархата и атласа, одежду (халаты, кушаки), обувь и т. п., различные украшения, бухарские, хорасан-ские ковры, оружие (в частности, знаменитые бухарские луки), гончарную посуду, а также лекарства и многое другое. Среднеазиатские купцы служили и торговыми посредниками между Сибирью и кочевниками казахской степи и ногайских улусов, пригоняя в Искер табуны степных коней, стада овец, верблюдов; привозили из Кашгара предметы китайского производства: например, фарфоровую посуду; при археологических раскопках Искера находили позже и арабские монеты, что говорило и о связях с Ближним Востоком.

Из Сибири вывозили главным образом пушнину — драгоценные меха соболей, лисиц и других зверей; ценились восточными правителями и сибирские охотничьи кречеты, соколы и ястребы. Так, Абдулла-хан неоднократно просил Кучума прислать ему хороших охотничьих птиц. Важную роль в торговле Сибири со Средней Азией играл город Сауран на Сырдарье, через который шли караванные дороги в Бухару, Хиву и Самарканд. Интересно отметить, что торговые связи Средней Азии и Сибири не прервались даже и после падения Кучума. Торговые караваны по-прежнему ходили в Сибирь, в кочевья Кучума и его близких, а затем направлялись в русские крепости Тобольск, Тару, Тюмень, шли дальше за Урал. Для среднеазиатских купцов было безразлично, кто у власти в Сибири,— главное заключалось в получении баснословной прибыли и доходов от продажи сибирских богатств. Поэтому бухарский двор был готов пожертвовать и самим Кучумом, если его торговым интересам что-нибудь угрожало. Так оно и вышло позже, когда Ермак захватил Искер: несмотря на просьбы Кучума о военной помощи, бухарский хан Абдулла отказал ему в этом. Среднеазиатское купечество помогло Кучуму захватить сибирский трон, однако оно же и бросило его на произвол судьбы, когда он лишился власти.

Неровно складывались взаимоотношения между Кучумом и казахскими ханами. Население Ногайской Орды, Сибирского и Казахского ханств было одно — кочевые родственные тюркоязычные племена, только входившие в состав разных государств. Им нечего было делить — широкой степи всем хватало: и аргынам, и кыпчакам, и найманам, и карлукам, и канлы, и жалаирам, и другим племенам и родам. Но власть никак не могли поделить их правители: ханы и султаны, мурзы и беки. После ухода шейбанидов в Среднюю Азию казахские ханы считали себя законными хозяевами степи от Иртыша до Яика и Едиля, от Южной Сибири до Сырдарьи. С этим не могли мириться сибирские ханы и ногайские князья, поэтому в степи не прекращалась междоусобная борьба.

Правление Кучума совпало с правлением ханов Хак-Назара (1538—1580 гг.), Шыгая (1580—1582 гг.) и Тауекеля (1586—1598 гг.), заложивших основы могучего Казахского ханства. Ему приходилось считаться со своими воинственными соседями. Вскоре после прихода к власти Кучум ввязался в войну с Хак-Назаром, но безуспешно. В 1570 году он сообщал царскому послу Ивашке Поздееву, что ведет борьбу с казахским ханом, причем Кучум не был уверен в благоприятном для него исходе: «Ныне деи дань сбираю Господарю вашему царю и великому князю послов пошлю, а нынеча деи мне война с казацким царем, и одолеет деи меня царь казацкий и сядет на Сибири, ино и тот Господарю дань учнет не давати»16.

К счастью для Кучума, в 1580 г. Хак-Назар был убит и угроза вторжения казахских войск миновала. На трон взошел престарелый хан Шыгай, который первоначально был вынужден пойти на услужение к бухарскому хану Абдулле. Кучум решил воспользоваться этим обстоятельством и укрепить связи с новым ханом. Видимо, по его подсказке старший брат Кучума Ахмет-Керей взял в жены одну из дочерей Шыгай-хана, тем самым сибирские и казахские ханы породнились, клятвенно пообещав больше не нападать друг на друга.

Однако мир длился недолго. Источники сообщают, что Ахмет-Керей плохо обращался со своей женой, издевался над ней и унижал, несмотря на ее ханское происхождение. Одним словом, совместной жизни у них не получилось, как и в любом браке по расчету. Дочь постоянно жаловалась отцу на свою невыносимую жизнь, и разгневанный Шыгай-хан искал удобный случай отомстить неблагодарному зятю. Он послал своих верных нукеров в Сибирь с тайной целью убить Ахмет-Керея. Те прибыли к Иртышу в окрестностях Искера — на их счастье Ахмет-Керей в это самое время охотился на другой стороне реки. Увидев среди охотников Ахмет-Керея, нукеры закричали ему, что прибыли от Шыгая с письмом и попросили быстрее переправиться в лодке на их берег. Ничего не подозревавший Ахмет-Керей перебрался через Иртыш без охраны, один, и был сразу же схвачен казахскими джигитами. Попавшего в ловушку брата Кучума на глазах его спутников, оставшихся на той стороне реки, привязали к хвосту лошади и пустили вскачь; сами же шыгаевские нукеры скрылись. Через несколько дней в степи люди хана нашли только разодранное в клочья мертвое тело Ахмет-Керея. Кучум, конечно, не простил Шыгай-хану коварное убийство своего брата: вражда между ними еще более обострилась.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кучум принес современную цивилизацию в отсталую Сибирь, усиленно распространял ислам — более передовое вероучение среди кочевников и местных народов, приглашал на жительство в Сибирь ученых и духовных лиц из Бухары и Ургенча, других городов Средней Азии, строил города и крепости, дороги и караван-сараи, развивал торговлю с Казанью, Бухарой, Хивой и Ташкентом, Китаем, присырдарьинскими городами Туркестаном, Сыг-наком и Саураном. При нем Сибирь вышла на международную арену, укреплялись связи с Бухарским и Хивинским ханствами, Ногайской Ордой, Восточным Туркестаном, Крымским ханством и даже Турцией. Кучум активно противостоял агрессивной политике России на Урале, прекратил платить сам и освободил другие народы Урала и Сибири от уплаты дани Москве, разговаривал как с равным с самим царем Иваном Грозным. Хан Кучум был достойным противником России, Ермака, царских воевод, не смирившимся с потерей своего государства и до самой смерти сопротивлявшимся завоеванию Сибири.

Придя в Сибирь, русские во многом заимствовали систему управления краем у Кучума, в том числе и формы обложения местных народов данью. Даже строили свои городки и крепости в тех местах, где стояли города Кучума, как, например, Тобольск, Тара, Тюмень и другие.

Кучум остановил продвижение русских на юг, в сторону казахской степи более чем на сто лет. Встретив упорное сопротивление самого Кучума и его потомков, местных казахских племен, русские пошли на восток, в сторону Тихого океана, где на их пути уже не было таких сильных государств, как Сибирское и. Казахское ханства. Лишь в начале XVIII века царские воеводы стали постепенно продвигаться вверх по Иртышу, к озеру Зайсан, где начали строить свои укрепления, возводить военные линии.

Взаимоотношения между Кучумом и казахскими ханами складывались неровно. Можно выделить несколько линий:

1 Торговая. Через территорию Казахстана проходили торговые пути. Казахская степь служила посредниками и проводниками купцов.

2.Военная. Известно о войне между Кучумом и Хан-Назаром. За помощью казахский хан обратился к бухарскому Абдаллах-хану. Цель войны: захват территории от Яика до Иртыша.

3.Дипломатическая.

Старший брат Кучума Ахмет-Перей взял в жены дочь Шыгай-Хана.

А любимой женой Кучума была казахская красавица Сузи.

4.Родовая.

Общее происхождение Кучума и казахских ханов от потомков Чингизхана (смотри таблицу).

5.Личная.

В русских летописях упоминается о дружбе между племянником Кучума Куя-Мухаммедом и старшим сыном Назарханом.

 

Родословное древо Хана Кучума представлено в следующем виде:

ЧИНГИЗ-ХАН

 

ДЖУЧИ-ХАН

 

ШЕЙБАНИ-ХАН

 

БАХАДУР-ХАН

 

ДЖОЧИ-БУКА

 

БАДАКУЛ

 

МИНГ-ТИМУР-ХАН

 

БЕККОНДИ-ОГЛАН

 

АЛИ-ОГЛАН

 

ХАДЖИ-МУХАММЕД-ХАН

 

МАХМУДЕК-ХАН

 

МУРТАЗА-ХАН

 

КУЧУМ,

Хан Сибири в 1563-1598 г.г.

 

АЛИ, старший сын,             ЕСИМ, второй сын,                         ШУАК,

Хан Сибири в 1601-            хан Сибири с 1608 г.                            сын

1608 г.г.                                                                               Кучума

 

АРСЛАН, старший                АБЛАЙ-КЕРЕЙ,                   ДАУЛЕТ-КЕРЕЙ,

 сын, Касимовский              хан Сибири с 1628г.               хан Сибири с 1636г.

царь в 1614-1626 г.г.

 

Список литературы

 

Работы общетеоретического характера.

 

  1. Н. А. Назарбаев Историческая память, национальное согласие и демократические реформы – гражданский выбор народа Казахстана. // Отан сақшысы. 1997. № 3
  2. Речь Назарбаева на заседании Всемирного Курултая казахов. / в кн.: Государственные символы РК. А., 1997.
  3. Назарбаев Н.А На пороге ХХ I века. – А.: Îíåð, -288 с.
  4. Назарбаев Н.А Европейский Союз: идеи, практика, перспектива. 1994-1997. —  М.: Партиздат ,1997.- 189 с.
  5. Назарбаев Н. А. Пять лет независимости. – А.: Казахстан, 1996. – 624 с

 

Монографии  и статьи.

 

  1. Абдиров М. Хан Качум.- А.: Әдебиет, 1996. 216 с.
  2. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. – Астана: Азимут, 1999. — 467 с.
  3. Асфендияров С. История Казахстана – А.: Атамура — Казахстан, 1993. – 386 с.
  4. Бартольд В.В. 12 лекций . — М.: Наука, 1998. – 637 с.
  5. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в древние времена. Том 1-3, М., Л.: Прогресс. 1950. 538 с.
  6. Кайназаров Е. К. , Кайназарова А. Е. История Казахстана с древнейших
  7. времен до наших дней. — А.: Атамура –Казахстан ,1992.- 452 с.
  8. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трёх тысячелетий.- А.: Баспа, 1992. -358 с.
  9. Материалы по истории Казахских ханств 15-18 веков. – А.: Әдебиет. 1969.- 271с.
  10. Назаров В.Д. Зауральская эпопея XVIв — // Вопросы Истории. 1969, №12
  11. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой орды. — С.: Учкомбинат, 1960. – 461 с.

[1] Н. А. Назарбаев Историческая память, национальное согласие и демократические реформы – гражданский выбор народа Казахстана. // Отан са?шысы. 1997. № 3. С. 5

[2] Из речи президента Республики Казахстан Н.Назарбаева на торжественном заседании Всемирного курултая казахов /в кн. :Государственные символы РК.. А.,1997. С.29-30

[3] Тумилевич Г. И., Сибирский поход Ермака (на материале донских преданий); в кн.: Филологические этюды. Ростов, 1974, стр. 134—145.

 

3 Небольсин П. И., Покорение Сибири. Историческое исследование, Спб., 1849, стр. 144.

4 Окладников А. П., Открытие Сибири, 2-е изд., М., 1981, стр. 9, 163.

5 История Казахстана: белые пятна. Сб. ст., А—А., 1991.

6 Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней, А—А., 1992.

7 Зияев X., Узбеки в Сибири, Ташкент, 1968; Его же. Экономические связи Средней Азии с Сибирью в XVI—XIX вв., Ташкент, 1983.

[4] Абдиров М. Хан Качум. — А.: ?дебиет, 1996.

[5] Назаров В.Д. Зауральская эпопея XVIв — // Вопросы Истории. 1969, №12

[6] Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой орды. С.: Учкомбинат, 1960.

[7] Е.К.Кайназаров, А.Е.Кайназарова  История Казахстана с древнейших времен до наших дней. — А.: Атамура –Казахстан ,1992

8 Козыбаев М. К., История и современность — А—А.: Алматыкытап, 1991, стр. 136—161.

9 Бартольд В. В., Сочинения, т. 5, М., 1968, стр. 554—555; в «Истории Казахской ССР», т. 2, утверждается, что полной ясности в вопросе о происхождении Кучума еще нет (стр. 281).

10 Сафаргалиев М. Г., Распад Золотой Орды, Саранск, I960, стр. 221.

11 Бахрушин С. В., Научные труды, т. III, ч. 2, М., 1955, стр. 156.

12 Народы Сибири. Этнографические очерки, М.—Л., 1956, стр. 473

13 Соловьев А. И. Военное дело коренного населения Западной Сибири: Эпоха средневеквья.— Новосибирск, 1987, с. 110, 124.

14 Худяков Ю. С. Вооружение средневековых кочевников южной Сибири и Центральной Азии.— Новосибирск, 1986, с. 225, 226.

15 Сибирские летописи, с. 342.

16 Чулошников А. П. Очерки по истории казак-киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских племен. Часть I.— Оренбург, 1924, с. 137.