Содержание: 1. Введение 2. Краткая биографическая справка 3. Личные качества, характеристики 4. »Наследие» 5. Признание положения страны в мире 6. Итоги первых полутора лет у »штурвала» станы 7. Краткое описание внешней и внутренней политики президента РФ В.В. Путина 1. Введение Прошло без малого два года с того момента, как Владимир Путин стал первымлицом государства. Он принял управление страной, которая не тольконаходится в процессе внутренней системной трансформации, но и утратила своюпрежнюю международную роль и идентичность. Как внутренняя трансформация,так и международная реидентификация потребуют, в конечном счете,десятилетий. Результаты обоих процессов ни в коем случае не предрешены.Разброс возможных сценариев все еще велик. В этой связи президент Путин также является не столько «загадкой»,сколько деятелем, находящимся в процессе становления и как политик, и какглава государства. Он не столько скрывает свои далеко идущие планы, сколькопока лишь определяется с ними. Его реальная политическая сила пока неизвестна. Ясно, что Путин стремится избегать серьезных внутреннихконфликтов, пока не накопит достаточных, по его мнению, властных ресурсов. Эти общие соображения следует иметь в виду, рассуждая о внешней политикеВладимира Путина. В этом реферате я коснусь внешнеполитического наследства,оставленного новому президенту его предшественником; постараюсь определитьобщие подходы Путина к внешней политике и его отношение к движущим силам,определяющим российскую внешнюю политику на рубеже XXI столетия и, наконец,подведу предварительный итог первых полутора лет деятельности Путина навнешнеполитическом поприще. Помня, что прогноз — дело неблагодарное, язавершу реферат самым общим видением перспектив российской внешнейполитики. Но сначала кратко о биографии Владимира Владимировича Путина. 2.Краткая биографическая справка Родился 7 октября 1952 в Ленинграде. В 1975 г. окончил юридическийфакультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) и пораспределению был направлен работать в КГБ СССР. Во время обучения в университете познакомился с Анатолием Собчаком,который в качестве ассистента некоторое время вел у него занятия. Послеокончания института был направлен по распределению в КГБ СССР. С 1975 по1990 год служил в Первом Главном управлении (ПГУ) КГБ СССР (внешняяразведка, ныне — Служба внешней разведки РФ), длительное время работал вГермании. Подполковник запаса. В начале 90-х годов Путин сам сообщил о своей работе в органахгосбезопасности — после того, как ряд политиков обвинили его всотрудничестве с КГБ. По возвращении в Ленинград стал помощником проректора ЛГУ помеждународным вопросам. В 1990 году благодаря ректору ЛГУ СтаниславуМеркурьеву возобновил знакомство с А.Собчаком, избранным в мае 1990председателем Ленсовета. С.Меркурьев отрекомендовал Путина какисполнительного работника и А.Собчак взял его к себе на должностьсоветника. С 1991 г. по июнь 1996 г. возглавлял в мэрии Санкт-Петербургакомитет по внешним связям. С марта 1994 г. — июнь 1996 г. первый заместитель мэра Санкт-Петербурга.Июнь 1996 г. — март 1997 г. — заместитель управляющего делами администрациипрезидента РФ 2 ноября 1996 г. избран руководителем петербургскогоотделения движения «Наш дом — Россия». С марта 1997 г. — заместительруководителя Администрации президента РФ — начальник Контрольногоуправления администрации президента РФ. 26 марта 1997 Указом Президента РФбыл назначен заместителем Руководителя Администрации Президента РФ -начальником Главного контрольного управления Президента РФ, сменив на этомпосту Алексея Кудрина, ставшего заместителем Министра финансов. По словамПутина, на этот пост его рекомендовал сам Кудрин. В июне 1997 года Путинбыл освобожден от должности председателя совета Санкт- Петербургскойрегиональной организации НДР. 19 сентября 1997 включен в составМежведомственной комиссии СБ РФ по экономической безопасности. 25 мая 1998был назначен первым заместителем Руководителя Администрации Президента РФ,ответственным за работу с регионами, оставшись также начальникомКонтрольного управления Администрации Президента (до начала июня, когда этоупралвение возглавил Николай Патрушев). 15 июля 1998 года возглавилКомиссию при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничениипредметов ведения и полномочий между федеральными органами государственнойвласти и органами государственной власти субъектов Российской Федерациивместо С.Шахрая. 25 июля 1998 года Указом Президента был инзанчентдиректором Федеральной службы безопасности России (ФСБ). 1 октября 1998введен в состав постоянных членов Совета Безопасности РФ. 18 ноября 1998Указом Президента РФ включен в новый состав постоянных членов СоветаБезопасности РФ. В декабре 1998 г. вошел в состав попечительского советаМеждународного фонда защиты от дискриминации. 1 декабря 1998 г. вошел всостав Межведомственной комиссии по оптимизации государственного оборонногозаказа. 3. Личные качества, характеристики Во время работы в мэрии Санкт-Петербурга получил прозвище «серый кардинал» — он не любил бывать на виду, но без его ведома в мэрии практически ничего не решалось. Анатолий Собчак любил пошутить что с Путиным «можно ходить в разведку»[1]. Обладает хорошими организаторскими способностями. Очень осторожен. Одноиз постоянных выражений — «А это законно?» Не любит принимать быстрыхрешений. Путину часто приходилось выступать перед Законодательным собраниемСанкт-Петербурга. Он выступал на трибуне четко, кратко и жестко. Путин нескрывал, что это дается ему очень тяжело и стоит огромного психологическогонапряжения. В разговоре с одним депутатом мэр Собчак даже посетовал -дескать, «пришел Путин из собрания — я его таким никогда не видел: онпочему-то весь синий и, кажется, на несколько килограммов похудел!»[2]. «Чекист-перестройщик. Путин считался «серым кардиналом», одним из самыхзагадочных, но и самых влиятельных руководителей города. «Для печати оПутине я ничего говорить не стану, особенно после его нового назначения вМоскве!» — так реагировали некоторые информированные питерские политики напредложение поделиться впечатлениями о Владимире Путине. И чтобыокончательно обозначить отношение к этой фигуре, торопились добавить: «Ноне нужно писать, что я ничего не захотел сказать о Путине!»[3] «В разгар больших экономических преобразований в начале 90-х годовзадачей ВВ (так за глаза называли Путина в городских политических кругах)было формирование условий для начала инвестиций в регион. Он личнокурировал создание в Петербурге валютной биржи и подписание крупногоконсультативного договора между мэрией и KPMG в 1992 году. Он жеспособствовал приходу в город ряда крупных германских финансистов, являясь,по выражению одного из питерских бизнесменов, «мостиком» для немецкихкапиталов. В частности, не без помощи Путина был открыт BNP-Drezdner Bank(Rossija) — один из первых иностранных банков на территории России. Крометого, Путин участвовал в подготовке иностранных инвестиций в отели «Европа»и «Невский палас». В нескончаемых встречах с иностранцами в Петербурге и заграницей Владимир Путин демонстрировал недюжинную энергию»[4]. 4. »Наследие». Свой первый визит в новом качестве и.о. Президента — ВерховногоГлавнокомандующего Путин совершил в Чечню. Рубеж XXI века войдет в новейшуюроссийскую историю как эпоха затяжных и тяжелых кавказских войн. Чечня -самая тяжелая часть ельцинского наследства. Кампания 1999-2000 годов отбросила длинную тень на международныеотношения России, прежде всего (хотя и не только) со странами Запада. Всочетании с кризисом вокруг Косово и воздушной войной НАТО противЮгославии, а также коррупционными скандалами, связанными с Россией, этопривело к обострению отношений между Москвой и западными столицами.Отношения с США достигли самой низкой точки за весь период после окончания«холодной войны». На Востоке Путин унаследовал от Ельцина хорошие, но неглубокие отношенияс Китаем, стратегическое партнерство с которым основывается на узкойплатформе политического диалога и военно-технического сотрудничества. В тоже время Ельцин поставил своего преемника в трудное положение на японскомнаправлении, необдуманно пообещав заключить мирный договор (и, значит,пойти на территориальные уступки) в нынешнем, 2000-м году. Наиболее угрожающее положение для России сложилось к концу правленияЕльцина на южном фланге, где постсоветские режимы стран Центральной Азииоказались перед вызовом исламского радикализма и трайбализма. Афганистан,долгое время являвшийся генератором региональной напряженности, фактическипревратился в базу международного терроризма. Более отдаленные, но ещеболее грозные проблемы на южном направлении связаны с активнымраспространением ядерного оружия и ракетных технологий в регионе, что впринципе меняет стратегическую ситуацию в мире в целом. На этом фоне отношения России с ее ближайшими соседями — странами СНГстановились все более дифференцированными и в большинстве случаев все болееотдаленными. Более того, будучи объективно слабее России, новые государствапереигрывали Москву, заставляя ее идти на уступки. В то же время к моменту передачи власти в Кремле положение России в миреимело ряд положительных аспектов, и страна все еще располагала некоторымиважными ресурсами. При Ельцине произошла первичная интеграция России вмировую экономику. Несмотря на растущее отчуждение в отношениях с Западом,конфронтация все еще не стала фактом. Москва добилась привилегированныхотношений с «семеркой» (по формуле G-8), Европейским Союзом (в формеинституализации диалога), НАТО (через создание Совместного постоянногосовета). Россия в конце ельцинской эры находилась не только в ослабленном, но ив расслабленном положении. При условии проведения Москвой энергичной,скоординированной и целеустремленной внешней политики некоторые изобъективных слабостей можно было частично компенсировать. Это и попыталсясделать Путин. 5. Признание положения страны в мире. Новый президент начал с того, что признал скромные размеры российскойэкономики и отсталость ее по сравнению не только с ведущими державами, но ис вторым-третьим эшелоном стран современного мира. Одновременно Путинпризнал ответственность самих россиян (в советскую и постсоветскую эпоху)за такое положение дел. Вместо того, чтобы повторять риторику онепреходящем величии державы, Путин сместил акцент на необходимость сделатьРоссию «сильной страной». При этом он подчеркнул, что сила этой будущейРоссии будет заключаться прежде всего в ее экономической состоятельности -остальное приложится. Экономика, о которой говорит Путин как о цели, это,безусловно, экономика капиталистического типа, преодолевшая искривленияпериода первоначального накопления капитала. Соответственно, Путинформулирует главные задачи страны в терминах модернизации при помощиинтеграции в мировые процессы и привлечения иностранных инвестиций. Впринципе, в этих положениях заключена не только внешнеэкономическая, но ивнешнеполитическая стратегия страны. Если исходить только из этого, можнобыло бы вывести примерно такую формулу: при Путине внешняя политикапризвана стать ресурсом для реализации «российского экономическогопроекта», а не наоборот (когда внутренние ресурсы растрачиваются дляудовлетворения внешних амбиций). Несмотря на свою привлекательность, такойвывод, однако, был бы по крайней мере поспешным. Наряду с либеральным подходом к экономике (и ее месту в общем проектереформирования России) Путин демонстрирует черты довольно традиционногогосударственника, что также имеет последствия для российской внешнейполитики. Логика действий нового президента, по-видимому, подразумеваетпервоочередное создание административного аппарата — орудия будущих реформ.На это уйдет не менее полутора-двух лет, в течение которых главным деломПутина будет не экономика, а политика. Борьба за укрепление реальнойвласти, а затем ее удержание может не только поглотить основные наличныесилы, но и со временем превратиться в самодовлеющую задачу. Расчистка поляможет оказаться важнее самого проекта, т.е. собственно созидания. Вроссийской истории довольно примеров, когда сил хватало лишь для заточкиинструментов, после чего содержание инструментов становилось самоцелью.Государство, действительно, поначалу крепло, но затем, не будучиподдержанным процветающей экономикой и не уравновешенное институтамигражданского общества, деградировало и иногда распадалось. Кроме того, вроссийских условиях примат государства очень часто реализуется по формуле»лес рубят — щепки летят». Некоторые «щепки», полетевшие уже в периодправления Путина (методы «Антитеррора» в Чечне, «дело Бабицкого», история сГусинским), уже создали проблемы для достижения внешнеполитических целейнового президента. Пока что — количественные. Впрочем, приведенные выше примеры свидетельствуют, что хотя основныенаправления внешней политики страны определяет именно президент, он,конечно, действует не в вакууме. При Ельцине внешняя политика делилась надве части — «царская», рассматривавшаяся долгое время через призму личных(почти монарших) отношений российского президента с его коллегами изведущих государств мира, и вся остальная. Последняя была поделена на зонывлияния и отчасти приватизирована отдельными профильными ведомствами ичастными группами интересов. В отличие от Ельцина, Путин стремится крецентрализации и формализации внешнеполитической деятельности. При этом,однако, он не может не учитывать сложившегося баланса интересов вовнешнеполитической сфере. Пытаясь преодолеть местничество, президентвыдвигает в качестве координирующего органа Совет безопасности, постепенностановящегося не только кризисным штабом, но и мастерской российскойвнешней политики. В принципе, это выглядит логично и оправданно, но естьриск, что в таком случае внешняя политика станет рассматриватьсяпреимущественно через призму вопросов безопасности, (речь идет не только омощной силе инерции, но и о том, что такой крен соответствует интересамряда влиятельных игроков). Это, в свою очередь, неизбежно придет впротиворечие с декларированной «экономизацией» генерального курса. Проблемааналогична известной максиме о том, что война — слишком серьезное дело,чтобы доверять ее генералам. 6. Итоги первых полутора лет у »штурвала» станы. Внешнеполитические итоги первых полутора лет пребывания Путина у власти,естественно, не очень велики, но довольно показательны. За эти полтора годапрезидент прошел проверку двумя испытаниями, имеющим важное значение длявнешней политики. Речь идет о второй чеченской войне и о остро вставшей впоследнее время проблеме мирового терроризма, неразрывно связанны с именемвначале премьера, а затем президента Путина. Во-первых, Чечня для Путина — больше, чем Чечня. Речь в егопредставлении, по-видимому, идет о борьбе с широким наступлением исламскогоэкстремизма от Алжира до Афганистана, от Косово до Киргизии, координируемымизвне (тезис о «международном терроризме»). Уступка в Чечне можетобернуться стратегическим поражением от Северного Кавказа до ЦентральнойАзии и привести к дестабилизации Поволжья. Во-вторых, Путин сумел удержаться от соблазна использовать жесткуюзападную критику войны в Чечне для консолидации власти на национал-патриотической основе. Вместо этого он был предельно корректен в реакции накритику и беспредельно терпелив в отстаивании своей позиции. С самогоначала отказавшись от конфронтации, он проявил устойчивость по отношению кзападному давлению и западным советам. В то же время позиция того или иногоправительства по отношению к действиям России в Чечне стала определяющейдля формирования политики Москвы на соответствующем направлении. Не похоже,чтобы эта линия была Путину подсказана. Скорее всего, это личный выбор. По отношению к странам Запада Путин выступает явным прагматиком, ноотнюдь не странником, вечно шатающимся по оси восток-запад. Аккуратноотложена в сторону квазиидеология «многополярного мира». Президентнегромко, но убедительно дал понять, что считает Россию европейской страной(что опять-таки представляется глубоким личным убеждением, учитываяленинградско-петербургское происхождение Путина). Именно Европа выдвигаетсяна место потенциального стратегического партнера постимперской России.Правда, речь пока идет лишь о самых общих намерениях, изменении погоды, ноеще не климата. В отношениях с Америкой Путин решает задачу-минимум: избежатьконфронтации. Не только партнерство, но даже сколь-нибудь тесноесотрудничество отодвинулись далеко за горизонт, а в центре отношений, какво времена «холодной войны», доминируют проблемы безопасности которые сталиособенно актуальны после ввода НАТО’вских войск в Афганистан. Пока чтоПутин довольно умело разыграл имевшиеся у него карты: ратификация СНВ-2 иДВЗЯИ, инициатива по европейской ПРО ТВД, объявление о визите в СевернуюКорею. В личном плане приезд Клинтона в Москву был явно полезен: Путинпрошел кандидатский стаж для принятия в клуб руководителей «восьмерки»,что, безусловно, является для него важной целью. Сосредоточившись поначалу на отношениях с Западом и странами СНГ, Путинсовсем не игнорирует восточное направление. Выступая как природный«западник», а не диковинный евразиец, он не может позволить себе нипренебрегать отношениями с Китаем, Японией, Индией, Кореей, ни склонять ихк сплочению в рамках антизападной коалиции. Вероятно, Путин хорошо осознаетзначение Китая для международных отношений начала XXI века и — болееконкретно — для будущего внутреннего развития и международного положенияРоссии. Во всяком случае, идея совершить визит в Китай до прибытия наОкинаву — не просто тактически удачное, но и стратегически значимоерешение. Предстоящий визит в Пхеньян также имеет не только очевидныйтактический смысл (повлиять на американские дебаты по НПРО), но и отражаетболее долгосрочное видение (перспективы корейского сближения и последующегообъединения, в результате которого ситуация на восточных границах Россиисущественно изменится). Путин идет на интенсивные контакты с Японией также,как представляется, не только для выхода из «красноярской ловушки», но сцелью найти стратегическое решение проблем двусторонних отношений. В этомконтексте Путин лучше, чем кто-либо другой, может по достоинству оценитьстремление Японии стать для России «Германией на Востоке». Отношения сИндией при новом президенте также переведены в основном в плоскостьпрактических дел, а не геополитических проектов. Военно-техническоесотрудничество, взаимодействие в борьбе с терроризмом и исламскимэкстремизмом представляются наиболее перспективными направлениями. Южное направление, в отличие от западного и восточного, рассматриваетсяновым президентом как наиболее уязвимое и опасное. Наибольший риск при этомтаит в себе развитие ситуации в Центральной Азии. Два визита Путина вУзбекистан меньше чем за полгода — явное тому свидетельство. Москва явноготовится к отражению удара, активно консолидируя союзников и запугиваявероятных противников. Создается, однако, впечатление, что Путин и егокоманда, развивая тезис о международном характере вызова, с которым онивстречаются на южном направлении, сами начинают верить в то, что основныепроблемы на Северном Кавказе и в Центральной Азии импортированы извне.Между тем это серьезная ошибка, которая может иметь трагическиепоследствия. Ферганские «ваххабиты», как и дагестанские, — это прежде всегопродукт развития конкретной социально-политической ситуации. Ракетно-бомбовые удары по Афганистану способны усугубить, но никак не улучшитьположение. Наконец, на постсоветском пространстве Москва при Путине впервые начинаетпоследовательно защищать свои конкретные интересы. Она стремится избежатьчрезмерной зависимости от транзитных стран, настаивает на выплате газовыхдолгов, консолидирует позицию российских участников на Каспии, отказываетсяот явно невыгодных положений соглашения о зоне свободной торговли, а такжеот безвизового режима поездок между странами СНГ. Создается впечатление,что главными российскими фигурами в отношениях с бывшими республиками СССРстановятся газовики, нефтяники и борцы с международным терроризмом. До сих пор Путин использовал, как говорили прежде, ельцинские «резервы».Они еще не исчерпаны, но их массив довольно ограничен. Чем дальше, тембольше успех внешней политики Путина будет зависеть от того направления, вкотором будет двигаться его «российский проект». Успехи в реформеэкономики, управления, судебно-правовой системы создадут возможности дляболее результативной внешней политики, которая, в свою очередь, придастреформам новый импульс. С другой стороны, неудача преобразований, котораяпочти наверняка будет сопровождаться репрессивной внутренней политикой,логично приведет к внешнеполитической изоляции и самоизоляции России. Уже в ближайшей перспективе Путина ждет несколько международныхиспытаний, исход которых может серьезно повлиять на внешнеполитический курсРоссии и ее позиции в мире. Это — результативность политическогоурегулирования в Чечне; возможность приемлемого компромисса с США по всемукомплексу проблем стратегической стабильности; кризис в Центральной Азии.Пока президент проявил себя хорошим дипломатом. Вопрос в том, сумеет ли онвырасти до стратега. Краткое описание внешней и внутренней политики президента РФ В.В. ПутинаИнтеллект полководца (архистратега): — объединение страны; — РФ — мировой финансово-политический лидер (фактически).Ориентируется на исторические фигуры как на образец: — Александр III; — Петр I и т.п.Распределение власти: — президент должен обладать максимальным количеством власти, далее понисходящей; — любые попытки изменить распределение власти в пользу от президента будутнейтрализовываться; — региональные лидеры рассматриваются как исполнители центральной власти,где промежуточным, вторым по значимости — это администрация, третьим -генерал-губернатор; — Дума и Совет Федерации рассматриваются как образования, утверждающие(разрабатывающие) удобные (необходимые) инструменты (законы).Распределение рычагов воздействия: — для народа — глава государства — сбалансированный лидер; — для финансово-политических лидеров — обладатель информации, способной ихскомпрометировать, уничтожить и являющейся рычагом их полного подчиненногоположения первому лицу.Особое место среднего бизнеса: — максимальное развитие, как основной «кровеносной системы» страны.Армия: — профессионализация; — отсутствие доминирующего рода войск; — требование к быстрому реагированию по локализации и нейтрализации любыхконфликтных ситуаций по всей территории РФ.Финансовая база как накопительная система: — запасы ценностей РФ (стратегические) должны иметь стабильную тенденцию кнаращиванию; — использование инвестиций в максимальной степени; — при стимуляции и создании условий благосостояния людей требования кчеткой (жесткой) работе налоговой системы (сборы) с одновременнымповышением цен до реального уровня взаимоотношений между рядовым человекоми административной системой РФ (например: повышение пенсий, снижениеналогов, но повышение цен на топливо, коммунальные услуги); — абсолютная прозрачность всего финансового механизма как внутри РФ, так иза ее пределами; — нейтрализация любых попыток выйти из-под контроля: — уклонение от налогов; — вывоз капиталов; — любые другие способы сокрытия финансовых средств; — возврат капиталов в РФ, вывезенных ранее (включая недвижимость); — основа развития РФ — германский вариант восстановления в послевоенныйпериод с адаптацией к российской специфике.Усиление правоохранительных органов, в особенности служб безопасности. Цель — повсеместное отслеживание работы системы как общего механизма подостижению финансово-политического лидерства РФ. Критерий подходов — результативность по нахождению и использованию рычаговпо управлению местного административного аппарата. Критерием к кадрам служббезопасности — морально-этические нормы в сумме с жестким давлением кпроявлению неподчинения требованиям системы (не воруй, будь законопослушнымналогоплательщиком и т.д.).Общие положения: Постоянно совершенствующаяся система с одновременным расширениемэрудированности, накоплением информации, опыта — достижение недостижимогоэталона. Цель — увековечивание себя в анналах истории (Кир, Цезарь, М.Аврелий, Петр I и т.д.) Постоянный самоанализ. Нейтрализация любого очага угрозы по отношению к иерархии власти любымиметодами. Подпадание под влияние научного подхода, авторитета в сумме с реальнымрезультатом от предлагаемой аргументируемой технологии достижения ивысочайшими морально-этическими (христианскими) принципами носителя. Значительное влияние на выработку принципиальных позиций как тактических,так и стратегических происходит в семье (жена). Список используемой литературы 1. Газета «Московские новости» , 8 октября 1996 г 2. «Коммерсантъ-Daily», 14 сентября 1996 г 3. Электронная статья »Обменный пункт Путина» – http://byebye.narod.ru/article/article.html 4. Интернет-проект »Антитеррор в России» — http://www.master.cea.ru/terror/putin.shtml 5. Электронная версия журнала »Русский Журнал» — www.russ.ru/politics/articles/20000606_zemlyano.html 6. Статьи опубликованные на сайте WSO (World Security Organization) – www.wso.com