АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Влияние безработицы на экономический рост

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ……………….….7

  • Сущность и виды безработицы……………………………………………7
  • Причины возникновения безработицы в переходной экономике…….11

 

ГЛАВА 2. НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ……………………………………………………….17

2.1 Влияние безработицы на экономический рост………………………….17

2.2 Проблемы безработицы в Казахстане и ее влияние на экономический рост……………………………………………………………………………..21

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

 

Список  использованной  литературы………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Осуществляемый в Казахстане в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них — проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения — наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.

Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение  межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.   Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для Казахстан она будет иметь двоякое последствие — с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой — ухудшится ее качество[1].

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер[2].

Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление — превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец-то общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле.

 

Актуальность данной темы заключается в том, что именно сейчас, когда мировое сообщество признало Казахстан как государство с рыночной экономикой резко возрастает роль труда как главного фактора производства.

Методологической базой для написания данной работы послужили материалы, собранные со средств массовой информации и литература экономического характера.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

 

  • Сущность и виды безработицы

В рыночной экономике потребовалось такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей,  поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый  сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость — цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых — изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производства предстоящая структурная перестройка.  Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Начнем с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически в любом обществе и которая во многом является необходимым следствием активных структурных перестроек экономики. Это фрикционная (или структурная) безработица. Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей.

Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Экономисты называют такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, фрикционная безработица носит устойчивый характер.

Структурные сдвиги не являются единственной причиной постоянного высвобождения работников и фрикционной безработицы. Помимо этого, рабочие неожиданно для себя оказываются уволенными в случае, если предприятие становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным или если их конкретная квалификация более не требуется. Если речь идет о систематическом высвобождении работников предприятий, которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее технологической или экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно  считаться безусловно позитивным процессом, так как это высвобождение работников в одних сферах всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность только при условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения, обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы и производства, при том, что перестройка структуры занятости является не принудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к системе переквалификации, получения дополнительного образования, смене места работы, жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в Казахстане инженеры и ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков.

Второй классической формой безработицы является циклическая безработица. Традиционно она связана с фазой спада в воспроизводственном цикле, в условиях которого существенно возрастает объем безработицы.

Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию безработицы, чем это можно было ожидать[3].

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста прежде всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике. Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.

Итак, застойная безработица — это третья форма, наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.

Завершая характеристику форм безработицы, хотелось бы подчеркнуть, что для Казахстана, находящейся в состоянии перехода от прошлой жизни в условиях «реального социализма» к некоему (пока еще непонятно к какому именно) новому качеству, становится реальностью действие так называемого «всеобщего закона капиталистического накопления», в свое время сформулированного К.Марксом применительно к буржуазному обществу классического периода — периода середины XIX века. Тогда, по словам Маркса, нарастание безработицы, абсолютного и относительного обнищания масс на одном полюсе; нарастание богатства, концентрация и централизация капитала — на другом, было законом воспроизводства буржуазного общества.

Борьба наемных работников и других общественных сил буржуазных стран на протяжении не одного столетия (а особенно — в течение XX века) привела к тому, что в развитых странах этот закон сегодня фактически не действует или проявляется в иных, переходных формах. В отличие от этих стран почти полная пассивность наемных работников бывшего «социалистического лагеря» в сочетании с рождением примитивных форм «номенклатурного капитализма» привела к тому, что для экономики переходного общества во многих странах стало характерно действие тенденции нарастания социально-экономической поляризации в переходных обществах, чем-то напоминающей всеобщий закон капиталистического накопления. В условиях системного кризиса здесь происходит огромная поляризация общественного богатства, концентрация капитала в руках бывшей номенклатуры и «новых богатых» — на одном полюсе; не только относительное, но и абсолютное обнищание, нарастание безработицы — на другом полюсе. Разрыв доходов между 10% наиболее богатых и наиболее бедных семей в Казахстане уже вдвое превышает аналогичный показатель в развитых странах Западной Европы. Более того, он превышает даже разрыв, характерный для новых индустриальных государств. Безусловно, такое положение не может продолжаться бесконечно долго, и важнейшей задачей сейчас является поиск путей преодоления такого рода противоречий и, в частности, преодоления безработицы в переходной экономике Казахстана. Возможно начинать такой поиск следует начинать с выявления причин возникновения казахстанской безработицы.

 

  • Причины возникновения безработицы в переходной экономике.

 

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется. Сегодня (а точнее, наверное, еще вчера) для Казахстана приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий. Однако прежде всего следует сказать о характере кризиса, порождающего безработицу в казахстанских условиях. Это не циклический кризис, известный из экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по себе» выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой существует только фрикционная и ограниченная  структурная безработица. В Казахстане массовая безработица порождается  трансформационным экономическим  кризисом. Он отражает глубокие противоречия  условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

Отсюда следует, что выход из этого кризиса может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве.  Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства.

Успех реформ в Казахстане в решающей  мере зависит оттого, сумеет ли народное хозяйство страны вписаться в систему мирохозяйственных  связей, эффективно найти свое место в системе международного разделения труда. Если страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, ее обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную  продукцию; конкурентоспособную  и на мировых рынках, и, тем более, на своем  собственном внутреннем рынке, причем не опирающемся на искусственные и не могущие быть долговечными в рыночной экономике подпорки в виде взвинченных таможенных,  лицензионных и иных барьеров. Иначе говоря, путь к подлинной экономической  стабилизации и, в частности, к предотвращению условий появления массовой  безработицы лежит через повышение производительности труда, снижение трудо- и зарплатоемкости, оптимизацию численности персонала. Среди конкретных причин, обусловливающих  сокращение занятости трудоспособного  населения в Казахстана, можно отметить следующие:

— первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики  являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий.  В литературе уже давно отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении  с аналогичными по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,  препятствовало росту производительности  труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно  завышала издержки производства с вытекающим  отсюда ослаблением конкурентоспособности  производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал  широкому распространению «выводиловки» в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические  ведомства и директора советских предприятий руководствовались укоренившимся догматом экономической теории о принципиальной  несовместимости социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся  к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, — и это, наверное, главное, — излишек персонала  можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года. Короче, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица.

Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело — частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации:  они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает  выталкивание в ряды безработных значительных  масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

  • вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий  обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить  производственные инвестиции. Очевидно,  что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это — еще один канал, пополняющий  безработицу.
  • третья. Многие госпредприятия восприняли  либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось.  Однако такое положение не может сохраняться  долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете — кризисом неплатежей по всем технологическим  цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия,  продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис — еще один фактор, питающий безработицу.

— четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:  ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые  имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в Казахстане, для экономики которой характерны  глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой  форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую  структурную безработицу.

— пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют  и репродуцирующие безработицу специфические  факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне  независимыми осударствами), а также между Казахстана и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение  предприятий и по материально-техническому  снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. ормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении  общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных  предприятий оказалось на практике делом далеко не простым  и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации  военных заводов.[4]

Проблемы занятости населения Казахстана на современном  этапе.

Процесс реформирования экономики Казахстане показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто казахстанские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью  инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований  в Казахстане выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

 

ГЛАВА 2. НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

 

2.1 Влияние безработицы на экономический рост.

 

Проблемы, связанные оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

 Экономические издержки безработицы.

Экономические издержки безработицы, выраженные в отставании объема ВНП, — это товары и услуги, которые общество теряет, когда его ресурсы находятся в вынужденном простое. Закон Оукена устанавливает, что один процент прироста безработицы сверх естественно уровня приводит к 2.5 %-ному увеличению отставания ВНП.

Внеэкономические издержки безработицы.

Циклическая безработица – социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

Существует огромная разница в уровнях безработицы и инфляции в разных странах. Уровни безработицы отличаются потому, что страны имеют разные естественные уровни безработицы и часто находятся в разных фарах экономического цикла. В течение последних нескольких лет уровни инфляции и безработицы в США. Были низки по сравнению с целым рядом других промышленных стран. 

 

Средние уровни безработицы и инфляции в девяти странах за пятилетний период

Страна

Средний ежегодный уровень безработицы в 1983-1987 гг. (%)

Средний ежегодный уровень безработицы в 1987-1991 гг. (%)

США

7.5

3.3

Канада

10.4

4.6

Австралия

8.7

7.7

Япония

2.8

1.3

Франция

10.1

5.7

Германия

7.2

1.6

Италия

6.6

8.9

Швеция

2.8

6.6

Великобритания

11.3

4.7

 

Появляется вопрос, а как же безработица влияет на каждого из нас?

То, что безработица несет ощутимые экономические потери для страны ясно каждому, но каковы же реальные масштабы этих потерь? Обратимся к цифрам (см. табл. 1 и 2)[5].

Экономические потери РК от существующего уровня официально зарегистрированной безработицы (данные за 1998г.)

Виды экономических потерь

Расчетная сумма

1

Потери по возможному фонду оплаты труда

Зарегистрированных безработных

23,5 млн.тен.

2

Потери по возможному начислению

подоходного налога с заработной платы

3,2 млн.. тен.

3

Расходы Гос. фонда занятости на выплату

пособий зарегистрированным безработным

7,2 млн.. тен.

4

Потери по возможному начислению в

социальные фонды с заработной платы

10,4 млн.тен.

5

Потери от существующего уровня неполной

занятости (недополученная заработная плата +

недоначисления в социальные фонды +

невыплата подоходного налога

22,7 млн.тен

 

Итого:

 

Расчетная сумма экономических потерь от

существующего уровня официальной

безработицы

63,8 млн.тен

 

Потери по возможному фонду оплаты труда безработных —  это средства, которые могли быть получены  в виде заработной платы, если бы безработные были заняты в экономике. Если бы люди их получили, то истратили в основном на покупку продуктов питания, предметов первой необходимости, коммунальные платежи и т.д., а также отложили бы на «черный день» или для дорогостоящей покупки, это так называемый отложенный спрос. Все эти финансовые средства казахстанская экономика потеряла. Как потеряли их и местные бюджеты, которые при нормальном развитии событий получили бы налоги.

Далее. Так как безработные не получили заработную плату, то социальные фонды лишились соответствующих процентов. Поскольку это финансовые потери социальных фондов федерального уровня, они входят составной частью в экономические издержки безработицы.

Понятно, что расходы Государственного фонда занятости населения на выплату пособий являются потерям уже в силу своего экономического смысла.

Теперь проанализируем потери из-за неполной занятости. Это явление у нас очень распространено. На многих предприятиях люди работают в режиме неполной рабочей недели (дня) или находятся в административных отпусках.

Естественно, они недополучают часть заработной платы. Каковы при этом экономические потери? Вычтем недопроизведенный ВВП, недополученный фонд заработной платы, подоходный налог, отчисления в социальные фонды.

Существуют закономерности. Так, закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание ВВП составляет 2,5%. Тогда отставание Казахстана из-за сложившегося уровня безработицы (общей) можно оценить в 10-15% от существующего  А это значит, что только решение проблемы безработицы (достижение ее естественного уровня) даст экономический рост в стране дополнительно 10-15% за год. Но это лишь экономическая сторона проблемы. У проблемы безработицы есть и социальная сторона, не менее весомая и важная для развития общества.

В настоящее время государство берет безработных на иждивение, обеспечивая им прожиточный минимум. Но при этом остается масса проблем. Дело в том, что нынешний размер прожиточного минимума не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного неконтролируемого роста цен не только на предметы роскоши, но и на предметы первой необходимости. Отсюда, проблемы роста преступности, количества самоубийств, возрастание числа разводов. Так, повышение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 7-8%. По данным исследований, год безработицы укорачивает жизнь человека на 5 лет. Возрастает число нервных и физических расстройств, снижена сопротивляемость к болезням. Симптомы депрессии встречаются у каждого второго безработного. Алкоголь и наркотики часто становятся единственным средством снятия озлобленности и агрессивности, появляющихся уже на шестом месяце вынужденного безделья. По негативному влиянию на самочувствие людей безработица в развитых странах стоит в одном ряду с преступностью и СПИДом. Поэтому даже при относительно большом пособии по безработице она не является благом. В Казахстане за годы рыночных реформ резко возросла доля работников, считающих безработицу недопустимой ни при каких обстоятельствах: с 37 до 67% среди рабочих и с 29 до 54% среди служащих[6].

Таким образом, проблема безработицы является актуальной не только  для каждого конкретного казахстанца, но и затрагивает общегосударственные интересы, что требует применения активной государственной политики в области занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно  из главных негативных  последствий  безработицы —  нерабочее состояния трудоспособных граждан и, соответственно, не выпущенная продукция. Если  экономика не в состояния удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может  работать, кто ищет работу и готов  приступить к ней, то  теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это  рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные  социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияния на общественные ценности и жизненные  интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной  массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои и растет преступность теряется самоуважение и распадаются  семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая  характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно- сосудистых заболеваний.

В конечном итоге, подрывается моральные и физическое здоровье  общества. 

 

2.2 Проблемы безработицы в Казахстане и ее влияние на

экономический рост

 

Структурные преобразования, необходимые для экономического роста, предполагают высвобождение значительной части работников. Вместе с тем  необходимость поддержания социальной стабильности требует обеспечения максимальной занятости населения, что, с другой стороны, оборачивается снижением производительности труда и доходов занятых.

Для решения этих проблем можно идти двумя путями, выбрать за основу европейский или американский подходы. В соответствии с европейским это выглядит в такой последовательности: увольняются работники, не обладающие  необходимой квалификацией и современным образованием;  набираются более качественные работники и идет общее увеличение численности персонала  предприятий, нашедших свое место на рынке товаров и услуг.     Однако результатом такого подхода явится формирование устойчивого  контингента незанятых, которые уже никогда не смогут найти работу и будут нуждаться в длительной поддержке со стороны государства. На фоне хронического дефицита средств для финансирования социальных программ трудно рассчитывать на создание надежной системы социальной защиты высвобожденных работников.

Более эффективным является американский подход, при которым безработица рассматривается как распространенное, но кратковременное для каждого индивида явление; государство должно обеспечить занятости  максимальному числу высвобожденных работников даже за счет снижения производительности труда и их доходов, создавая рабочие места даже невысокого качества.

Изменение ситуации на рынке труда в пользу молодежи невозможно без вмешательства государства. Государственная молодежная политика  должна быть направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развитие молодежных объединений, движений, инициатив. Это будет способствовать поддержанию социальной стабильности и достижению долгосрочных стратегий, нравственному и культурному молодежи, а значит, и всего общества.

Государственное  регулирование труда необходимо, поскольку «рабочая сила»- особый товар. Отсутствие спроса на некоторые товары на рынке товаров ведет к снижению  их цены или к прекращению их производства, а отсутствие спроса на рабочую силу влечет за собой тяжелые социальные последствия- беды и страдания людей, угрозу их жизни, что недопустимо в цивилизованном обществе. К самым эффективным можно отнести оперативные меры государственного регулирования рынка труда: их информирование, социальная поддержка, трудоустройство на имеющиеся рабочие места, создание рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса для временной  и постоянной занятости организация общественных работ, профессиональная подготовка молодежи, впервые ищущей работу, и переподготовка безработных, имеющих профессии, не востребованные на рынке труда, то есть действия, связанные с «обслуживанием»  сложившейся безработицы. С  этой целью у нас создана Государственная служба занятости населения. Здесь представляет интерес практика решения этой проблемы в западных странах. В нашей правительство ежегодно утверждает программу обеспечения занятости и сокращения безработицы в целом по стране в отдельным ее регионам. В длительной перспективе состояние  рынка труда определяет экономическая стратегия государства.

Стратегическое и оперативное планирование необходимо для разработки долгосрочных прогнозов развития процессов на рынке труда и определения конкретных действий в целях дальнейшего развития общества.

Политика занятости молодежи должна тесно интегрироваться с образовательной политикой государства. Поскольку качество  рабочей силы является определяющим показателем конкурентоспособности на рынке труда, необходимо создать организационные, правовые, экономические условия для увеличения числа обучаемых в системе профессионального образования  всех уровней: законодательно определить меры по обязательному переобучению работников, подлежащих высвобождению с последующей компенсацией затрат работодателю; установить порядок; предусматривающий  обязательное согласование планов учреждений профессионального образования по подготовке специалистов с региональными  органами труду и занятости; повысить гибкость образовательной системы в целях оперативной  организация обучения по новым профессиям[7].

Последовательное выполнение перечисленных мер по регулированию процессов на рынке труда позволит создать необходимые условия для его нормального функционирования и развития. Специальные меры обеспечивающие выравнивание возможностей  молодежи как субъекта рынка труда с другими его участниками, позволят избежать обострения социальной обстановки, наиболее полно согласовать интересы молодых людей и всего общества.

В настоящее время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в промышленно развитых странах.

Первая  как уже говорилось, европейская, предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, росте доходов работающих. Такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Вторая модель — скандинавская, основанная на обеспечении занятости практически всех трудящихся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда.

Эта политика   рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

Третья — американская, ориентированная на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной  части экономически активного населения.  При таком подходе уровень безработицы формально уменьшается, зато увеличивается количество людей с низкими доходами.

Использование того или иного подхода влияет на политику занятости как на макро -, так и на микроуровне. На  макроуровне новые подходы в  политике занятости способствуют  повышению гибкости рынка труда, уменьшению  расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ, однако расширяются системы подготовки и переподготовки безработных, создаются дополнительные рабочие места, ожесточаются условия выплаты пособий.  Принимаются меры по усилению роли малого и среднего бизнеса в решении проблем занятости, других социальных проблем. На мироуровне проводится  политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, широко используются различные формы неполной занятости.

В результате создается кризисная ситуация.

Реагируя на сложившуюся ситуацию, работодатели сокращают программы социального страхование. В то же  время повышение требований к качеству рабочей силы вынуждает работодателей расширять программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, проявлять гибкость при найме работников, применять разнообразные формы занятости в интересах предприятий.

В странах Центральной и Восточной Европы довольно долго придерживались мнения, что активные мероприятия на рынке труда могут решить проблему безработицы  даже тогда, когда макроэкономическая политика на это не полностью  ориентирована.

Тем не менее, по мнению, специалистов это привело к росту  безработицы. Это позволяет сделать вывод, что решение проблем занятости должно проводиться в рамках общей экономической политики государства.

Ученые выделяют три  основных варианта набора средств политики занятости пассивный, умеренно пассивный, активный. Первый вариант предусматривает выплату пособий безработным и предоставление им  простейших услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Умеренно пассивная политика  предполагает материальную поддержку безработных и более разнообразные услуги по подбору рабочих мест. С точки зрения текущих государственных  расходов оба эти варианта экономичны. Пассивная политика в решении проблем занятости может оправдать себя при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в  целом, позитивных экономических перспективах, при которых высоко  возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики окажутся слабыми и  будут способствовать ухудшению ситуации. Отсутствие активной  политики занятости может значительно сузить функции службы занятости, превратив ее в обычное социальное обеспечение.

Активная политика на рынке труда является одним из традиционных инструментов государственного регулирования экономики зарубежных стран. Она включает в себя все формы государственного воздействия на спрос и предложение рабочей силы. Под активной политикой  на рынке труда понимаются прямые правительственные меры по  * структуры  спроса на рабочую силу за счет сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, меры по регулированию  предложения и повышению качества рабочей силы за счет ее трудоустройства, профессиональной ориентации и стимулирования. Интенсивность активной политики на рынке труда колеблется в широких пределах. Лидерами здесь являются Бельгия, Швеция.

Казахстану необходима активная политика на рынке труда, способная обеспечить максимально возможную занятость населения и качество рабочей силы на фоне стимулирования выпуска конкурентоспособной продукции, создания условий экономического процветания общества.

В Конвенции 1988 года о содействовании занятости и защите от безработицы, принятой Генеральной конференцией Международной организации труда, вступившей в силу в 1991 году, отмечается, что каждое государство определяет свою собственную политику в области занятости, обеспечивающую  продуктивный труд по свободно избранной профессии. Чтобы добиться этого, следует выделить следующие направления активной политики занятости населения:

  • особое внимание необходимо уделять повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего , высшего и дополнительного образования, ориентируя ее на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;
  • постоянно корректировать систему подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы среди выпускников учебных заведений, готовя нужных для рыночной экономики специалистов;
  • содействовать организациям в подготовке и повышение квалификации работников на самом предприятии;
  • обеспечивать выделение работодателями необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобождающихся  работников для новых сфер приложения труда;
  • развивать и совершенствовать гибкую, ориентированную на трудоустройство, систему профессионального обучения безработных и незанятого населения, адекватную потребностями рыночной экономики;
  • формировать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте расширять возможности обучения;
  • совершенствовать систему профориентации и психологической поддержки населения;
  • уделять особое внимание сохранению эффективных и созданию новых рабочих мест за счет льготных налогообложения и кредитования, поддержки конкурентоспособных производств, развития малого и среднего бизнеса стимулирования предпринимательской деятельности;
  • содействовать трудоустройству слабо защищенных слоев населения (инвалидов, женщин, молодежи, беженцев и др.)

Решение проблем занятости обусловливается общей экономической политикой и активной социальной политикой. Социальная политика включает в себя формирование  динамичной структуры рабочей силы с помощью системы профессиональной подготовки и стимулирования создания гибкого рынка труда на основе использования возможностей  постоянной и временной занятости, самозанятости, предпринимательства, надомничества и других ее форм.

В общественном производстве безработица выража­ет не занятость трудоспособного населения,  желающего  иметь работу  и  заинтересованного  в

 

перемещении по тер­ритории с переменой местожительства и вида занятий -квалификации при необходимости и возможности.

В соответствии с юридическим Законом о занятости в Республике Казахстан безработными признаются гражда­не, которые по независящим от них причинам не имеют заработка — трудового дохода, зарегистрированы в государ­ственной службе занятости как неработающие, способны и готовы трудиться.

В Казахстане за 2000 г. безработными являлись 925 тыс. чел., что составляло 10,9% от трудовых ресурсов стра­ны.

Виды безработицы:

  • Циклическая безработица. Имеет место в услови­ях спада производства, когда число претендующих на ра­бочие места выше количества рабочих мест.
  • Фрикционная безработица. Связана с региональ­ными, профессиональными и возрастными перемещениями работников — переезд на новое место жительства, получе­ние новой квалификации, учеба, уход за детьми и т.д.
  • Структурная безработица. Вызывается изменени­ями технологическими в производстве и структурными в спросе на рабочую силу.

Новой структуре рабочих мест не соответствует сло­жившаяся структура рабочей силы и часть работников ста­новится ненужной.

Показатели безработицы:

  • Уровень безработицы — отношение количества без­работных к численности рабочей силы, выраженное про­центах

Продолжительность безработицы. Из общего числа безработных не мало лиц, которые не трудоустроены в условиях формирования рыночных отно­шений и бездействия многих предприятий. Несмотря на это, в службах занятости на учете состоят лишь около 250, из них в сельской местности — 93,3

 

тысячи человек. Пособия по безработице получают ежегодно до 150 тысяч человек. Из обратившихся в службы занятости в поисках работы за 2000 год 537 тысяч человек были трудоустроены 105300, в том числе женщин — 46,8% и молодежи — 34,5%[8].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В вышесказанной закономерности, показанная американским экономистом А. Оукеном (закон Оукена). Превышение фактического уровня безработицы на 1 % над ее естественным уровнем приводит к отставанию объема фактического ВНП по сравнению с потенциальным на 2,5 %.

На характер современной безработицы воздействует несколько факторов:

— научно-технический прогресс;

— структурные и региональные сдвиги в экономике;

—  резкое усиление внешнеэкономической конкуренции. В этих условиях рынок труда должен:

  1. Приобретать более высокую   мобильность   (в   рамках профессионального, квалификационного, регионального и международного аспектов).
  2. Приобретать большую гибкость, лучшую приспособляемость к современным-условиям.
  3. Индивидуализировать ставки оплаты труда (заработную плату необходимо строить не только с текущим трудовым вкладом, но и с учетом компетенции, потенциальных возможностей и ростом квалификации конкретного работника).

Таким образом, формой регулирования рынка труда должно стать не только общее трудовое законодательство, действующее в Республике Казахстан, сколько институт трудовых соглашений.

Сфера социально-трудовых отношений является в Казахстане одной из наиболее неурегулированных, конфликтных. Республика живет уже в другую эпоху, а социально-трудовые отношения до 1 января 2000 г. регулировались советским КЗОТом.

С 1 января 2000 г. действует новый Закон РК «О труде в Республике Казахстан», а также Закон РК «О занятости» и др. Они регулируют трудовые отношения,   возникающие   в   процессе   реализации   гражданами конституционного права на свободу труда в РК, общественные отношения в сфере занятости населения, включая меры социальной защиты безработных[9].

Становятся нормой, особенно в негосударственных секторах экономики, многочисленные нарушения прав работников на охрану труда, на возмещение ущерба, причиненного им увечьем или профессиональным заболеванием.

Первое крупномасштабное исследование в Казахстане под эгидой Международной организации труда (МОТ) в 1999 г. показало, что на более чем 30 % обследованных предприятиях, где необходима безопасность труда, нет даже служб его охраны, не говоря уже о специальных механизмах, технике, приборах.

По данным отчета МОТ в 1999 г. скрытая безработица в казахстанской промышленности превысила 41 % трудовых ресурсов страны. А ситуацию с безопасностью труда в Казахстане МОТ оценил как тревожную.

Кризисное положение в уровне жизни и в развитии социальной сферы, обострение  экологической  ситуации,  ухудшение  демографических показателей обусловливают объективную необходимость трансформации социально-экономических отношений и разработки институциональных и финансовых механизмов обеспечения прироста производительной силы трудовых ресурсов для обеспечения стабилизации и устойчивого развития Казахстана.

 

Список  использованной  литературы

 

  1. Конституция РК.- Алматы:  Жеты жаргы, 1995-. 176стр.
  2. Кодекс законов о труде Казахской ССР. Официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 1996г.
  3. Реформирование экономики Казахстана: проблемы и их решение \ Под. ред. М.Б. Кенжегузина — Алматы: Министерство науки — АН РК Институт Экономики,1997- 352 с.
  4. Гражданский кодекс РК (Общая часть).- Алматы. 1997г.
  5. Нургалиева Е.Н. Механизм правового регулирования труда. — Алматы. Жети жаргы,1996г.
  6. Сабденов О. Экономическая политика переходного периода на рубеже XXI века. — Алматы: Казахстан 1997г.
  7. Сагиндыкова А.Н. Конституционно- правовые проблемы охраны здоровья граждан в РК.-Алматы: Билим,1994г.
  8. Сансызбаева Г.Н. Государственное регулирование экономики зарубежных стран. Уч. пособие. — Алматы: РИК МО,1994г
  9. Журнал «Вопросы экономики» за 1985-1999гг.
  10. Журнал «Человек и труд» за 1995-1997г.
  11. Статистический ежегодник Республики Казахстан. Агентство по статистике РК. — А.: 2001. с-103.

[1] Журнал «Вопросы экономики» за 1985-1999гг.

[2] Сансызбаева Г.Н. Государственное регулирование экономики зарубежных стран. Уч. пособие. — Алматы: РИК МО,1994г

[3] Сабденов О. Экономическая политика переходного периода на рубеже XXI века. — Алматы: Казахстан 1997г.

[4] Журнал «Вопросы экономики» за 1985-1999гг.

[5] Статистический ежегодник Республики Казахстан. Агентство по статистике РК. — А.: 2001. с-103.

[6] Статистический ежегодник Республики Казахстан. Агентство по статистике РК. — А.: 2001. с-103.

[7] Кодекс законов о труде Казахской ССР. Официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 1996г.

[8] Статистический ежегодник Республики Казахстан. Агентство по статистике РК. — А.: 2001. с-103.

[9] Конституция  РК.- Алматы:  Жеты жаргы, 1995-. 176стр.