АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Влияние войны США с Ираком на Казахстан

 

                        План

I Введение.

  Влияние войны США с Ираком на Казахстан.

   а) основные инструменты влияния США на   политику стран данного региона.

   б) план двустороннего военного сотрудничества на 2002 г.

   в) задачи поставленные Н.А.Назарбаевым перед ВС РК.

II Cодержение.

    Состав ВС РК и экспорт вооружения.

   а) где рождаются мифы.

   б) экспорт вооружения и военной техники.

   в) испытания на полигоне Сары-Шагане.                                                                                                             г) реализация МиГов-21.

III Заключение.

     Программы президента на 2003-2006 годы.

   а) отправка войнского контингента в Ирак.

   б) учения «Запад-2003».

   в) усиление группировки войск ПВО.

 

 

 

Введение.                                                         Казахстан: уроки войны США с Ираком.

Неожиданно для многих экспертов относительно быстро завершившаяся война США и их союзников против Ирака вопреки ожиданием и прогнозом не привела к каким-либо серьезным критическим последствиям в экономике и политической жизни государств Центральной Азии, включая и Казахстан. Тем не менее ряд проблемных вопросов, так или иначе связанных с этой войной, остаются и требуют выработки оптимальных подходов для своего решения.

  Прежде всего война продемонстрировала усиление во внешнеполитической стратегии США тенденции стремления к мировому господству. Руководствуясь им, США ведут активную политико-экономическую экспансию в страны, представляющие для них зону определенных геостратегических интересов.

  После сентября 2001 г. на волне антитеррористической операции США и их союзников в Афганистане Вашингтон заметно активизировал политико-экономическое проникновение в Центральную Азию и Закавказье. Главная геостратегическая цель Штатов состоит в том, чтобы подчинить страны этого региона своему максимальному влиянию и закрепиться в них, создав здесь своего рода плацдарм для воздействия на соседние государства, с которыми США ведут давние соперничество на международной арене. Это, в первую очередь, Россия, Китай, и Иран.

  Основными инструментами влияния США на политику стран данного региона являются:

  А) военно-техническое сотрудничество, в рамках которого вооруженные силы этих стран, в частности, получают новейшую технику, проводят совместные военные учения с подразделениями Пентагона и имеют возможность посылать представителей офицерского состава для повышения квалификации в военно-учебные заведения США. Причем такое сотрудничество идет как на двустороннем уровне, так и в рамках программы НАТО “Партнерство во имя мира”;

  Б) инвестиции в экономику данных государств, превратившиеся в некоторых из них фактически в ведущий фактор стабилизации и дальнейшего развития социально-экономической инфраструктуры;

  В) займы и кредиты, предоставляемые США правительствам рассматриваемого региона. В этом плане фактор давления может быть выражен в урезании размеров займов и кредитов вплоть до их полного прекращения, а также в требовании выполнить долговые обязательства перед Вашингтоном;

  Г) влияние на международные донорские организации, в первую очередь МВФ, с целью изменить их политику в отношении данных стран в нужном США направлении.

 Все эти моменты так или иначе вынуждают республики Центральной Азии и Закавказье лавировать в своей внешней политике между интересами США, с которыми ему выгодно поддерживать и развивать отношения, и других не менее значимых зарубежных партнеров, находящихся в неоднозначных отношениях с США, прежде всего России и Китая. Зачастую подобное лавирование создает этим государствам немалые проблемы.

  Если рассматривать в этом отношении отдельно Казахстан, нужно отметить, что США уже давно активно проникают в республику, пытаются усилить свои позиции. Так, они привлекли РК к участию в различных программах военного сотрудничества и обеспечения региональной безопасности, таких, как “ международное военное обучение”, “Иностранное военное финансирование”, “Инициатива обеспечения безопасности в Центральной Азии”, натовская “Партнерство во имя мира” и.т.д.

  В рамках этих программ в марте 2002 г. на базе одной из частей Южного военного округа прошли совместная учения “Жардем-2002”, в которых приняли участие горно-егерский батальон Вооруженных Сил Республики Казахстан и подразделение спецназа Соединенных Штатов Америки. Американцы выступали в качестве инструкторов. Можно сделать предположение, что эта группа одновременно осуществляла разведку данной местности на случай возможного использования ее для проведения Пентагоном определенных военных операций, включая размещения на территории Казахстана своих военных баз.

  В соответствии с планом двустороннего военного сотрудничества на 2002 г. и программой сотрудничества между вооруженными силами РК и США, подписанными по итогам прошедшего 20 апреля 2002 г. в Алматы первого заседания казахстанско-американской рабочей группы в области обороны и безопасности, США выделяют ВС РК 5 млн. долл. для строительства военного городка в Атырау и размещения в нем новой мотострелковой бригады. Они также выразили готовность оказать поддержку в размещении воинских частей и развитии инфраструктуры в Актау.

  Обращает на себя внимание тот факт, что США проявляют особый интерес к созданию и укреплению военного потенциала и инфраструктуры Казахстана в богатых нефтью и газом западных областях республики, где работают такие крупные американские компании, как “Шеврон-Тексако”, “Мобил” и др.  Не исключено, что строительство военного городка в Атырау американцы рассчитывают сделать руками казахстанцев для будущего возможного размещения здесь своих военных. 

  Существует прямая связь между внедрением и активностью американского капитала в нашей стране и углублением военно-политического сотрудничества США с Казахстаном. Ни для кого не секрет факт наличия у крупных нефтяных компаний лобби в Конгрессе и администрации США, что видимо, определяет и солидную финансовую, и иную помощь Казахстану. Вместе с тем, обеспечивая безопасность Казахстана, США заботятся и о безопасности  действующих на его территории американских компании, их капиталовложении и интересов.

  Нисколько не умаляя положительные моменты сотрудничества Казахстана с США, нельзя не отметить, что оно способно привести и к нежелательным для страны последствиям.

  Прежде всего расширение казахстанско-американских отношений не может не назвать определенной реакции у Москвы и Пекина. Россия при всей заметной в последнее время нормализации отношений с США вряд ли захочет потесниться в их пользу в зоне своего традиционного геополитического притяжения. Китай же практически еще не вышел из стадии холодной войны с США и резонно осознает угрозу своей безопасности и интересам в Центральной Азии от активизации США в регионе. То же самое можно сказать и про Иран, который не желает проникновения США в зону Каспия. В связи с этим Казахстан вполне может столкнуться с пусть даже и непрямым или полускрытым, но все же ощутимым давлением со стороны этих стран по тем или иным вопросам своего взаимодействия с ними.

  Не исключено также, что Россия и Китай обеспокоены подписанием между Казахстаном и США в июле 2002 г. Меморандума о взаимопонимании. Согласно этому документу Казахстан выразил готовность предоставить международный аэропорт Алматы в чрезвычайных ситуациях для посадки самолетов антитеррористической коалиции, и в первую очередь самолетов США. Правда, в основном речь шла о поддержке антитеррористической операции США и их союзников в Афганистане. Но в то же время это хороший предлог для американцев создать дополнительный “плацдарм” для присутствия в Казахстане.

  Еще одно негативное последствие американской гегемонии-рост политического экстремизма исламского толка, что не может не отразиться и в Центральной Азии, пережившей бурные всплески этого явления за последние четыре года. Здесь и сегодня ожидают очередного Баткена. Тем более что по информации спецслужб некоторых государств в недоступных и практически неконтролируемых властями районах Таджикистана до сих пор базируется несколько крупных отрядов исламских боевиков общей численностью до 1500 человек.

   Кроме того, заметим, что во время войны США с Ираком Казахстан из-за существующих отношений с Вашингтоном рисковал вызвать огонь на себя со стороны Багдада. Не случайно во время состоявшегося 17 февраля этого года в Парламенте правительственного часа министр обороны РК Мухтар Алтынбаев отметил, что Ирак располагает ракетами дальностью 200-250 км, которые могут достигнуть прикаспийских регионов страны. В то же время нужно признать, что фактор такого риска положительно повлиял на военное строительство и совершенствование системы национальной обороны Казахстана. Если прежде соответствующая работа велась довольно слабо, то накануне войны руководство Министерства обороны РК активно взялось за укрепление Западного и Южного военных округов. В частности, были проведены организационные и практические мероприятия по усилению радиолокационного контроля, антитеррористической противодиверсионной подготовки, радиационной, химической и биологической защите войск и объектов данных округов, а также Астаны и некоторых других регионов страны. С окончанием американо-иракской войны данное направление государственной политики Казахстана не ослабело. Выступая перед военными 7 мая 2003 г. по случаю Дня защитника Отечества, Президент РК Нурсултан Назарбаев поставил перед Вооруженными Силами Казахстана следующие задачи:

  • повышение качества бюджетного планирования военных расходов с переносом акцентов на развитие войск, а не их текущее содержание;
  • обеспечение боевой и мобилизационной готовности войск путем улучшения качества специальной боевой подготовки;
  • существенное укрепление воинской дисциплины и организованного порядка в войсках;
  • устранение дублирования и разобщенности системы военного образования;
  • создание полноценной системы территориальной обороны, восстановление института шефской помощи в войсках, усовершенствование подходов к военной подготовке;
  • усиление социальной составляющей в военном деле для повышения престижа воинской службы;
  • разработка и реализация государственной военно-технической политики;

Судя по всему, в сфере военного строительства сделан значительный шаг вперед. Однако обращает внимание и вызывает некоторые сомнения относительно своей целесообразности рост военных расходов. Если в 2001 г. бюджет Минобороны составлял 24 млрд. тенге, то в 2002 г. он поднялся до 33,7 млрд., а в этом году вырос до 41,9 млрд. тенге. Возможно, следовало бы пустить часть этих денег на улучшение ситуации в социальной сфере.

 

 Состав вооруженных сил Республики Казахстан

ВСРК имеют трехгодовой состав: Силы общего назначения (СОН), Силы воздушной обороны (СВО), Силы охраны государственной границы {СОГГ).

Силы общего назначения: мотострелковые и танковые войска, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО, части и подразделения специальных войск (инженерных, химических, связи, радиолокационных и пр.). Принцип организации: батальон — бригада (полк) — дивизия — корпус. Два армейских корпуса, две дивизии (танковая и мотострелковая), пять отдельных бригад. Общая численность СОН — 46,8 тыс. чел. На вооружении танков. -4Э_41.{Т-62.Т-64.Т-72). 6_оевых ма-шин_-_345.8т.(БМП-1^.БМГ).-2,Б1?1. 1852 орудия и 468 минометов, 495 пусковых установок тактических и оперативно-тактических ракет, 292 пусковые установки зенитных рэкет, 116 вертолетов (из них 42 боевых).

Силы воздушной обороны созданы путем слияния ВВС и ПВО, исходя из общности выполняемых задач. Общая численность личного состава — 19 тыс. человек. 36 эскадрилий боевой авиации, 153 бомбардировщика  (Ту-16 и Су-24) 374 истребителя и истребителя бомбардировщика .(МиГ-21 МиГ-23 МиГ-25, МиГ-27, МиГ- 29, МиГ-31, Су-25, Су-28), 18 транспортных  самолетов и 38 самолетов общего назначения. По более поздним данным, истребители МиГ- 21 сняты с вооружения. Вертолеты: 125_( Ми :24._Ми-8. Ми-6 Ми-26) . Высшим соединением авиации является база ВВС (приравнивается к авиа дивизии). По оценкам специалистов, авиация Казахстана находится на высоком уровне боеготовности, средний налет у летчиков достигает 100 часов (в ВВС РФ — чуть более 20 часов)

Силы охраны государственной границы: объединяют Пограничные войска и Силы береговой охраны. Об общем численном составе СОГГ не сообщается. Личный состав бывших ВМС страны, дислоцированных в основном на ‘(ас !ии и вошедших с ноября 1997 г. в состав СОГГ, достигает 3 тыс. человек, вооружение ~ 10 катеров береговой охраны и 2 мало гидрографических катера.

Источник: «Красная звезда». 77. 01. 1999 г.

го ВПК увидели огромную заинтересованность, массу намерений сотрудничать. Не было никаких «подножек».

Не правда ли, странно; откуда берутся мысли и заявления. что республике якобы нет смысла представляться на внешних рынках как экспортеру вооружений, что торговать военной техникой для нас — дело безнадежное? Где рождаются такие псевдоидеологические «фишки» и кто в них заинтересован?

Где рождаются мифы

Чтобы ответить на эти вопросы, вернемся в Казахстан и попытаемся вникнуть в те проблемы, вокруг которых сейчас витает так много эмоций.

Долгое время экспорт вооружений как государственная задача не был подчинен ‘ нас единой системной концепции, в этом [еле не существовало четких приоритетов i отработанной практики. Производители оружия выступали разрозненно и если участвовали в выставках, то лишь на, узком, региональном уровне. Работа экспортеров троилась главным образом через фирмы-посредники, причем малоизвестные, и ограничивалась рамками единичных сделок. Вот почему в мире, как нам стало ясно в Абу-Даби. почти ничего не знают о казахстанском оружии. (О чем свидетельствовал. в частности, просто жадный интерес нашему оружию в течение всей выставки.) От дефицита информации идет и оши-1чнып стереотип, что якобы весь ВПК бывшего СССР достался России с Украиной, а в Казахстане все производства развалены, и он торгует только секонд-хэндом. Для многих достаточно высокопоставленных  посетителей стенда Kaspex (уровня. например, командующего родом иск) представленные на нем образцы становились откровением: «Вы что, действительно это делаете?»

Отсутствие единой государственной политики в области экспорта вооружения этого направления. Кто в Казахстане торговал оружием? Непосредственно сделками занимались представители Вооруженных сил. Они, бесспорно, хорошо разбираются в военной технике, но они не бизнесмены, они привыкли действовать по приказу, согласованию, звонку. Характерный пример, которым с нами поделились в Kaspex, — решение вопроса о цене на ту или иную технику б/у. Была распространена такая схема: запрос в МО РК — консультативный запрос коллегам в МО РФ -сделка. При этом российские -специалисты, во избежание лишней конкуренции, вполне могли завысить или. напротив, занизить стоимость запрашиваемых изделий. Соответственно вокруг некомпетентно совершенных сделок возникала нездоровая атмосфера, начинались подозрения, разгорались скандалы.

В итоге возникла парадоксальная ситуация: внутри Казахстана сложилась резко негативная эмоциональная направленность в отношении экспорта вооружений. Общественное мнение не поддерживает этот бизнес. И это при том. что торговля оружием для страны — один из перспективных источников пополнения казны. Нонсенс! Ведь никому пока не пришло в голову, основываясь на каких-то коррупционных или административных проблемах, требовать, скажем, прекратить добычу нефти. Что же касается оружия, то здесь следуют скандал за скандалом, общая направленность которых -явно деструктивная и антигосударственная. Во многом «благодаря» всем этим скандалам экспорт вооружения и военной техники из Казахстана за минувший год не превысил $15 млн. Смехотворная сумма в контексте количества лишней военной, техники б/у в войсках и возможностей ВПК страны. Кто может быть в этом заинтересован? Только те, кому выгодно сохранение старой «келейной» системы торговли вооружениями.

Во всем мире экспорт оружия давно структурирован по трем основным направлениям: новое, модернизированное и секонд-хэнд. В каждой из этих категорий есть свои приоритеты, определенные ценовые планки, постоянные продавцы и потребители. И в каждый из этих сегментов рынка Казахстан может войти вполне цивилизованно, руководствуясь существующими нормами. Эксперты отметили по повод} экспозиции ЮЕХ’2001, что наиболее перспективным направлением рынка становится модернизация оружия (новые образцы часто получаются «сырыми»). Но ближайшее будущее все же за новейшими технологиями. Сейчас в ведущих странах-экспортерах проводятся интенсивные разработки оружия пятого поколения. Россия уже сейчас тратит на такие разработки 80% целевых ассигнований на перевооружение. Очевидно, что при таких тенденциях устойчивый спрос на военный «секонд-хонд» продлится недолго.

При этом Казахстан в силу уникальности отдельных своих образцов уже сейчас может вести торговлю по всем трем направлениям. Он имеет как совершенна новые уникальные разработки  [ПП-90. «Омар»), так и много качественного модернизированного оружия (пулеметы НСВП-12,7 и ПКД, торпеды, мины, катера). Наконец, республика имеет очень много секонд-хэнда, который можно и нужно продавать: так, значительная часть парка самолетов устаревших моделей сегодня «прикована к земле» из-за дорогостоящего ремонта. Рациональнее их продать, чем спустя два-три года сдавать на металлолом.

Как видим, выставки, подобные IDEX’2001, ценны для страны уже тем. что позволяют ей стать равноправным участником мирового рынка оружия. Руководители Kaspex утверждают, что республике необходимо не реже одного раза в год участвовать в подобных форумах. В Абу-Даби Казахстан заявил о себе — теперь нужно выстроить систему государственных подходов и четкую концепцию торговли оружием. Взяв экспорт вооружений в одни руки и заручившись высоким государственным лобби, остается только наладить профессиональный маркетинг подобно тому, как это сделали англичане.

И у нас все получится.

Географически мы расположены в самом центре континента Евразия между двумя региональными ракетными сверхдержавами – Россией и Китаем, а также в непосредственной близости от новых ракетных стран, претендующих на усиление своих позиций в регионе – Индии, Пакистана и Ирана. Совокупные возможности населения м валового внутреннего продукта всех этих стран составляют весомую долю в масштабах всего человечества. Соответственно новая гонка вооружений потребует многого от стран, занимающих стратегически важное месторасположение на континенте Евразия. И тут Казахстан вне конкуренции в разных смыслах этого слова. А так как речь идет о гонке ракетных вооружений, то вопрос пространства приобретает приоритетное значение. Ну а с пространством, как известно, у нас все в порядке.

Причем наше всем известное выгодное транзитное расположение в центре континента в новых условиях приобретает совершенно иной смысл. Опять актуальным становится вопрос о стратегически важном в военном смысле этого слова местоположении Казахстана для системы безопасности в первую очередь России как наследницы бывшего СССР. ‘Если начнется новое «издание» холод­ной войны, то наша много векторная политика последних лет становится очень уязвимой. России будет крайне важно сохранить Казахстан в своей сфере влияния. Это будет связано не только с глобальными геополитическими преимуществами положения Казахстана, но и с вполне конкретными вопросами системы противоракетной обороны. В этом смысле речь идет не только о Байконуре, речь идет о системе безопасности в целом.

Любая система противоракетной обороны состоит из трех ключевых компонентов: и нформацинонно-разведывательной системы; системы боевого управления и связи, а также ракет-перехватчиков или баллистических ракет в зависимости от задачи. В советские времена система ракетного предупреждения о ракетном нападении имела 9 радиолокационных станций на территории России. Украины. Казахстана. Белоруссии. Латвии и Азербайджана. Причем только 3 находились на территории России. Станция в Латвии в Скрунде была ликвидирована. Остальные работают в более или менее тесной кооперации в рамках системы ПВО стран СНГ. В том числе это касается станции в Казахстане. Насколько важным будет сохранение и развитие данной системы в случае начала гонки вооружений — можно себе представить.

2 ноября 1999 года на полигоне   Сары-Шаган около озера Балхаш впервые после шести лет  простоя было проведено испытание ракеты ближнего   перехвата   А-135, Главком ракетных войск стратегического назначения России генерал-полковник Яковлев заявил одну  из целей  проведения  учений как «определение перспективы и путей дальнейшего развития испытательной базы сары-шаганского полигона с точки зрения организации испытании боевого оснащения МБР различного назначения — как сухопутных, так и морского базирования». Причем россияне рассматривают полигон в Сары-Шагане как важную составную часть ответа на нарушение США договора об ограничении ПРО, а следовательно, как часть единого комплекса обороны страны в случае начала новой гонки вооружений.

Одновременно Россия постепенно сворачивает свои военные программы на космодроме Байконур. На космодром Плесецк в Архангельской области планируется поэтапно провести все запуски военных спутников, частично — гражданских и коммерческих. В настоящее время в Плесецке уже совершается 60% российских и 38% мировых запусков. Завершается подготовка нового старта ракет «Рокот», созданных на базе межконтинентальной ракеты PC-I8. Кроме того, по заявлению генерала Яковлева с Плесецка планируется запускать ракеты тяжелого и среднего класса РС-20 (ранее запускалась только с Байконура) и РС-22.

В этом случае Россия достигнет полной технологической независимости от Казахстана. Таким образом, получается, что с одной стороны, Россия, сворачивает свои военные космические и ракетные программы на территории Казахстана с целью подготовки к возможному выходу США из договора по ПРО, с другой — восстанавливает полигон в Сары-Шагане все с той же целью противодействия тем же США.

 Заокеанские стратеги недвусмысленно и жестко определили роль суверенного Казахстана на международных рынках вооружения. Знай, сверчок, свой шесток.

Есть два способа отнестись к этому.

Первый способ: проглотить обиду, взглянув на вещи философски. Смириться с новым status quo Отчизны — ведь ничего странного в самом факте постановки нас на место нет. Мировой расклад за десять лет существенно изменился, эпоха геостратегического противостояния двух сверх держав ушла в прошлое, вышедшие из Советского Союза республики заняли новые позиции в мировой «табели о рангах» — позиции, безусловно, иного уровня, нежели имел большой СССР. Только Россия не позволяет говорить с собой в повелительном тоне. Но у нее, как известно, особенная стать.

Второй способ: не соглашаться с ролью «сверчка», задавшись вопросами: могло ли руководство Казахстана, после того как последовали претензии американской администрации по поводу продажи МиГов, занять более независимую позицию? Стоило ли нам сразу извиняться?

Однозначно ответить на эти вопросы, конечно, могут только люди, принимавшие решения на всех этапах сделки и последовавших затем разбирательств. Но есть смысл проанализировать сами эти решения.

  Казахстанские предприятия не были новичками на мировых рынках вооружений, но после распада СССР республика оказалась там в положении маленького мальчика, которому то и дело грозят пальчиком взрослые дяди.

Уральский завод «Металлист» освоил не имеющий в мире аналогов по характеристикам пехотный стрелковый комплекс. Приобретать его крупными партиями изъявило желание военное командование одной крупной дружественной нам страны. Делу помешало лобби правительства западного государства, чьи оружейные фирмы традиционно господствуют в регионе. Противодействие, правда, носило скрытый характер. В другой раз одной дальневосточной стране была продана партия зенитно-ракетных комплексов. На сей раз последовало уже открытое неудовольствие ‘Запада.

  Все познается в сравнении. Каково положение Казахстана-экспортера на рынках оружия среди собратьев по СНГ. Вот только две цифры.

 Российская Федерация (компания «Рос вооружение» без учета заводов ВПК) продала в I998 году военной техники н вооружении приблизительно на $3 млрд.

  Казахстан — на $12 млн.

  А был ли мальчик, собственно? Его и под столом-то не видно.

  В декабре 1996 года Министерство обороны Казахстана приступило к выполнению постановления правительства о реализации 133 состоявших на вооружении ВВС республики истребителей МиГ-21. Постановление не выходило за рамки политической практики многих государств — продажи военного «секонд-хэнда» странам, на которые не распространяется эмбарго ООН. Кстати, отметим, что в отношении Северной Кореи Совет Безопасности ООН и не предпринимал каких-либо санкций. КНДР не принадлежит к числу государств, куда запрещен экспорт оружия и военной техники. Существует лишь односторонняя рекомендация Соединенных Штатов не поставлять военное имущество а КНДР.

  Итак, первый покупатель нашелся в октябре 1998 года — чешская фирма «Агропласт», пожелавшая приобрести 40 МиГов по цене 200 тысяч долларов за штуку. Поскольку Министерство обороны не является хозяйствующим субъектом и не имеет права торговать, оно, заручившись специальным постановлением правительства, передает подготовленную   партию   самолетов уральскому заводу «Металлист», обладающему лицензией на торговлю вооружением. Уже затем де юре и де-факто состоялся контракт  между ЗАО «Металлист» и чехами, после чего самолеты стали собственностью “Агропласта”.

19 марта 1999 года в Бакинском аэропорту задерживают транспортный самолет «Руслан», груженный шестью разобранными МиГами. После относительно недолгого разбирательства азербайджанских властей последовало их заявление о том, что конечным пунктом пути «двадцать первых» является КНДР.  Эго утверждение, ставшее отправной точкой скандала, не было опровергнуто официальными   лицами   Казахстана. Между тем представители «Агропласта» немедленно открестились от любого партнерства с еверокорейцами, заявив, что везли  шесть комплектов авиационных запчастей к себе в Братиславу. Казахстанские дипломаты промолчали, хотя в тот момент никто не поймал республику за руку. И по сей день никем не предъявлен документ, свидетельствующий о прямой договоренности на поставку МиГов между Пхеньяном и Астаной.

   Арестованным в Баку  «Русланом» немедленно за интересовались  спецслужбы США. Показательно, что внимание вашингтонских стратегов могло быть продиктовано не только информацией о якобы имевшей место сделке с КНДР, но и иными обстоятельствами. По некоторым данным, представители «Агропласта» имели на руках  ин-юзер (сертификат конечного пользователя) Боснии и Герцеговины. «По определению», это не могло не встревожить американцев, воевавших в те дни на Балканах. Чешская фирма собирается перепродать наши МиГи боснийцам, а северокорейцев имеет в виду как запасной вариант?!

Заключение.                                                     Нурсултан  Назарбаев своим указом утвердил программу правительства на 2003-2006 годы. Основные приоритеты программы: сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов, снижение бедности и безработицы, качественное улучшение условии жизни в ауле, реализация стратегии индустриально-инновационного развития, стабилизация качества окружающей среды, развитие малого и среднего предпринимательства, развитие производственной и социальной инфраструктуры.

   По расчетам правительства, реализация этих задач позволит обеспечить реальный прирост ВВП на 7-7,5 проц. в том числе по промышленному производству – на 9-9,5 проц. а уровень ВВП на душу населения – довести в 2006 году до суммы, эквивалентной 2600 долларов.

  Для Казахстана отправка воинского контингента в Ирак – событие беспрецедентное. Казахстан впервые принимает участие миротворческой миссии на территории государства, с которым у нас не только никогда не было дипломатических отношений, но и которое разделило на противоположные лагеря государств СНГ, да и всего мира. Что это, жест доброй воли или большая политика? Ответа на этот, казалось бы, простой вопрос так и не дал. Группа из 14 бойцов казахстанского батальона уже вылетела в Багдад.

    Первый этап миротворческой миссии, в котором будет участвовать команда из 27 человек, рассчитан на полгода. Как заверяют представители Министерства обороны, казахстанский контингент будет задействован исключительно в гуманитарных целях. Ему предстоят работы по разминированию и поиску источников питьевой воды в районе Вавилона, где расквартированы специальная дивизия Войска Польского и украинская бригада.

По заявлению Мухтара Алтынбаева, решение о выборе инженерно-саперных работ принято для того, чтобы исключить контакт с местным населением и противодействие со стороны воюющих в Ираке группировок.

  В состав подразделения входят 16 военнослужащих-контрактников, 8 офицеров и 3 переводчика. Кроме того, еще 3 офицера из Министерства обороны будут выполнять функции группы поддержки. Команда сформирована на добровольной основе. Расходы по проживанию и питанию берет на себя американская сторона. Денежное довольствие военнослужащим- казахстанская. Контрактникам будет выплачиваться утроенное денежное довольствие, а также командировочные в размере 40 долларов в сутки. В случае, если миротворцы будут выполнять свои задачи в условиях боевых действий, их оклад вырастет в девятикратном размере и составит около 2 тыс. долларов в месяц.

 Учения «Запад-2003» стали своего рода многоуровневой пробой силы на одном из самых важных для безопасности Казахстана военно-стратегических направлений. «Многоуровневость» действий войск обусловлена прежде всего тем, что в комплексе отрабатывалось решение как общих, так и локальных задач по пересечению возможных угроз. Это и общее обеспечение военного прикрытия западного региона всеми имеющимся в распоряжении командования родами войск, и защита конкретных объектов нефтегазодобывающей инфраструктуры, и локальные контр террористические операции. Учения начались еще в марте в подразделениях Восточного военного округа, затем в них были вовлечены части и соединения Сухопутных войск, Ракетных войск и артиллерии, Сил воздушной обороны.

  14 апреля на западе республики завершился показательный этап учений «Батыс-2003», в котором принял участие Верховный Главнокомандующий Нурсултан Назарбаев. Именно там нам и довелось побывать. Наблюдая за тем, как всепогодные истрибители-бомбардировщики поражают цели на суше и на море, как выдвигаются к позициям танковые и пехотные соединения, как специальные мобильные группы отрабатывают приемы борьбы с банд формированиями, «просочившимися» на условную территорию, обращаешь внимание прежде всего на комплексность действий.

 Позднее практически все наблюдатели казахстанские военные, и военные атташе других государства отметили, что в Казахстане впервые проводятся совместные учения с участием всех родов войск- сухопутных, ракетных, воздушных и морских частей.

  Военные учения «Батыс-2003» фактически завершили строительство новой «дуги безопасности» в западном регионе страны. Это сделано в рамках Концепции новой военно-стратегической географии Казахстана, которая, сообразно его оборонительной доктрине, родилась из анализа целого ряда экономических и политических факторов, возникших в начале нового тысячелетия. Прежде всего, это обострение геополитической борьбы вокруг Каспия, нефтяные запасы которого привлекают внимание многих мировых центров силы.

  Нужно также учитывать, что именно в Каспийском море Казахстан имеет самые протяженные – более 800 км – морские границы, и именно здесь, в западном регионе, сосредоточены стратегические ресурсы нашей страны – Карачаганак, Узень, Кашаган, Тенгиз. Защита «нефтяного запада» от возможных, даже теоретически, военных эксцессов стало одной из важнейших стратегических задач государства с точки зрения национальной безопасности. Тем более что война в Ираке наглядно продемонстрировала всем: стабильности в Азиатском регионе нет, и едва ли приходиться ожидать ее в обозримом будущем. И одна из основных причин этого – опять таки нефть.

  Для эффективного контроля воздушного пространства по всей территории Казахстана значительно усилены группировки войск ПВО, усовершенствована система их боевого дежурства. Вся система военного управления, как отмечают представители Минобороны, на всех уровнях – от государственного до войскового – приведена в соответствие с «новыми геополитическими реалиями». Последние события в мире и регионе, как подчеркнул министр обороны Мухтар Алтынбаев, продемонстрировали, что предпринятые его ведомством меры были своевременными: западный регион страны требует пристального внимания с точки зрения военной безопасности. Именно по этому заключительный этап крупномасштабных учений «Батыс-2003» состоялся на берегу Каспийского моря: это была своего рода демонстрация возможностей казахстанской армии в рамках новой концепции безопасности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

  1. «Континент» журнал 2001г.№4

                                         2001 г.№8

                                         2001 г.№9

                                         2000 г.№9

                                         2002 г.№3

                                         2002 г.№4

  1. «Поиск» журнал 2002 г.№3 ст.16.
  2. «Военнно-техническая тактика» М.И.Яно

                                  Москва 1993 г.

 

Introduction. Kazakhstan: lessons of war the USA with Iraq

Unexpectedly for many experts rather quickly come to the end war the USA and their allies against Iraq contrary to expectation and the forecast has not led to any serious critical consequences in economy and a political life of the states of the Central Asia, switching and Kazakhstan. Nevertheless a number  of the problem questions anyhow connected to this war, remain and development manufacture of optimum approaches for the decision demand.

  First of all war has shown amplification strengthening in foreign policy strategy the USA to the tendency of aspiration to world supremacy. Being guided by him{it}, the USA conduct active political-economical expansion to the countries representing for them a zone of certain geostrategic interests.

  After September 2001 on a wave of antiterrorist operation the USA and their allies in Afghanistan Washington appreciably made active political-economical penetration into the Central Asia and Transcaucasia. The main geostrategic purpose of the States will be to subordinate the countries of this region to the maximal influence and to be fixed in them, having created here some kind of jumping-off place for influence on the next states with which the USA conduct old rivalry on international scene. It, first of all, Russia, China, and Iran.

  The basic tools of influence the USA on a policy of the countries of the given region are:

  А) Military — technical cooperation within the framework of which armed forces of these countries, in particular, receive the newest technical equipment, joint military doctrines with divisions of the Pentagon carry out and have an opportunity to send representatives of an officers for improvement of professional skill in military schools the USA. And such cooperation goes both at a bilateral level, and within the framework of the program of the NATO « Partnership in the name of the world »;

  Б) Investments into economy of the given states, turned into some from them actually in conducting factor of stabilization and the further development of a social and economic infrastructure;

  В) Loans and the credits, the given USA to the governments of considered region. In this plan the factor of pressure can be expressed in reduction of the sizes of loans and credits down to their full termination, and also in the requirement to execute liabilities in front of Washington;

  Г) Influence on the international donor organizations, first of all IMF, with the purpose to change their policy concerning the given countries in the direction necessary the USA.

 All these moments anyhow compel republics of the Central Asia and Transcaucasia to maneuver in the foreign policy between interests the USA with which it is favorable to it to support and develop relations, and other not less significant foreign partners, which are taking place in ambiguous relations with the USA, first of all Russia and China. Frequently similar maneuvering creates to these states considerable problems.

  If to consider in this respect separately Kazakhstan, it is necessary to note, that the USA already for a long time will actively penetrate into republic, try to strengthen the positions. So, they have involved РК in participation in various programs of military cooperation and maintenance of regional safety, such, as « the international military training », « Foreign military financing », « the Initiative of a safety in the Central Asia », NATO « Partnership in the name of the world » и.т.д.

  Within the framework of these programs in March, 2002 on the basis of one of parts of Southern military district have passed joint doctrines «Aid-2002» in which have taken part it mountain — еgery a battalion of Armed forces of Republic Kazakhstan and division of special troops of the United States of America. Americans represented itself as instructors. It is possible to make the assumption, that this group simultaneously carried out investigation of the given district on a case of probable its use for carrying out by the Pentagon of the certain military operations, including accommodations in territory of Kazakhstan of the military bases.

  According to the plan of bilateral military cooperation for 2002 and the program of cooperation between armed forces of Kz and the USA, signed on results of first session of the кazakh-American working group past on April, 20, 2002 in Almaty in the field of defense and safety, the USA allocate Armed Forces of Kz 5 million dollars for construction of military station in Atirau and accommodations in it of a new motor-shooting brigade. They also have expressed readiness to support in accommodation of military units and development of an infrastructure in Аktau.

  The attention that fact pays to itself, that the USA show special interest to creation and strengthening of military potential and an infrastructure of Kazakhstan in rich oil and gas the western areas of republic where such large American companies as «Shevron-Texaka», «Mobile» work, etc. It is possible, that construction of military station in Аtirau Americans expect to make hands кazakh people for the future possible accommodation here the militarians. 

  There is a direct communication between introduction and activity of the American capital in our country and a deepening of military-political cooperation the USA with Kazakhstan. For anybody not a secret the fact of presence at the large oil companies of a lobby in the Congress and administration the USA, that probably, defines both solid financial, and other help to Kazakhstan. At the same time, providing safety of Kazakhstan, the USA care and of safety working on its territory American the companies, their capital investment and interests.

  At all not belittling the positive moments of cooperation of Kazakhstan with the USA, it is necessary to note, that it is capable to result and to undesirable to the country to consequences.

  First of all expansion of the kazakh-American relations should name the certain reaction at Moscow and Peking. Russia at all normalization of relations appreciable recently with the USA hardly will want to move in their advantage in a zone of the traditional geopolitic attraction. China practically has not left yet a stage of cold war with the USA and reasonably realizes threat of the safety and to interests in the Central Asia from activization the USA in region. The same is possible to tell and about Iran which does not wish penetration the USA in a zone of Caspian sea. In this connection Kazakhstan can quite collide with let even indirect or half-closed, but nevertheless appreciable pressure on the part of these countries on those or other questions of the interaction them.

  It is possible also, that Russia and China are concerned with signing between Kazakhstan and the USA in July, 2002. The memorandum of mutual understanding. According to this document Kazakhstan has expressed readiness to give the international airport Almaty in extreme situations for landing planes of an antiterrorist coalition, and first of all planes the USA. To tell the truth, basically the question was support of antiterrorist operation the USA and their allies in Afghanistan. But at the same time it is a good pretext for Americans to create additional «jumping-off place» for presence at Kazakhstan.

  One more negative consequence American hegemony — growth of political extremism of Islamic sense that should be reflected and in the Central Asia which has survived rough splashes of this phenomenon for last four years. Here and today expect next Batken. As according to special services of some states in inaccessible and practically uncontrollable authorities areas of Tadjikistan till now base some large groups of Islamic insurgents by an aggregate number up to 1500 person.

   Besides we shall notice, that during war the USA with Iraq Kazakhstan because of existing relations with Washington risked to cause fire on itself on the part of Bagdad. Not casually during this year taken place on February, 17 in Parliament of the governmental hour Minister of Defence of Kz Muhtar Altinbaev has noted, that Iraq has rockets range of 200-250 kms which can reach near Kaspi regions of the country. At the same time it is necessary to recognize, that the factor of such risk has positively affected military construction and perfection of system of national defense of Kazakhstan. If before corresponding work was conducted rather poorly before war the management of Ministry of Defence RK has actively undertaken strengthening of the Western and Southern military districts. In particular, organizational and practical actions on amplification of the radar-tracking control, antiterrorist antidiversion preparations, radiating, chemical and biological protection of armies and objects of the given districts, and also Astana and some other regions of the country have been carried out. With the termination of the American — Iraq war the given direction of a state policy of Kazakhstan has not weakened. Addressing to militarians on May, 7, 2003 on the occasion of Day of the defender of Fatherland, President of Kz Noursultan Nazarbaev has put the following problems before Armed forces of Kazakhstan:

  • Improvement of quality of budgetary planning of military charges with carry of accents on development of armies, instead of their current maintenance;
  • Maintenance of fighting and mobilization readiness of armies by improvement of quality of special combat training;
  • Essential strengthening of military discipline and the organized order in armies;
  • Elimination of duplication and dissociation of system of military formation;
  • Creation of high-grade system of territorial defense, restoration of institute chief the help in armies, improvement of approaches to military preparation;
  • Amplification of a social component in military science for increase of prestige of military service;
  • Development and realization of the state military — technical policy;

Apparently, in sphere of military construction the significant step forward is made. However pays attention and causes some doubts concerning the expediency growth of military charges. If in 2001 the budget of Ministry of Defence made 24 billion tenge in 2002 it has risen up to 33,7 billion, and this year has grown up to 41,9 billion tenge. Probably, it was necessary to start up a part of this money to improvement of a situation in social sphere.

 

Structure of armed forces of Republic Kazakhstan

Armed Forces of Kz have three-annual structure: general purpose Forces (DREAM), Forces of air defense (СВО), Forces of protection of frontier .

General purpose forces: motor-shooting and tank armies, rocket armies and artillery, armies of air defence, a part and division of special armies (engineering, chemical, communications, radar-tracking and so forth). A principle of the organization: a battalion — a brigade (shelfs) — a division — the case. Two army cases, two divisions (tank and motor-shooting), five separate brigades. An aggregate number DREAM — 46,8 thousand men. On arms of tanks.-4Э_41. {Æ-62. Æ-64. Æ-72). Military mashines_-_ 345.8т. (БМП-1, БМП-2), Б1 1.1852 instruments and 468 mortars, 495 launchers of tactical and operational and tactical rockets, 292 launchers antiaircraft racket, 116 helicopters (from them 42 fighting).

Forces of air defense are created by merge of the Air Forces and air defence, proceeding from a generality of carried out problems. An aggregate number of staff — 19 thousand person. 36 squadrons of fighting aircraft, 153 bombers (That — 16 and Су-24) 374 fighter and a fighter of a bomber. (the Instant — 21 the Instant — 23 the Instant — 25, the Instant — 27, the Instant 29, the Instant — 31, Су-25, Су-28), 18 transport planes and 38 general purpose planes. On later data, fighters the Instant 21 are removed from arms. Helicopters: 125 _ (МiG-24.  МiG-8. Ми-6 МiG-26). The maximum connection of aircraft is the base of the Air Forces (it is equated to air divisions). According to experts, the aircraft of Kazakhstan is at a high level of battle readiness, the average strike at pilots reaches100 hours (in the Air Forces of the Russian Federation — hardly more than 20 hours)

Forces of protection of frontier: unite Boundary armies and Forces of a coast guard. On general numerical structure SOGG it is not informed. Staff former Naval Forces of the country, deployed basically on ‘ (the expert! ии and including since November, 1997 in structure SOGG, 3 thousand person, arms ~ 10 boats of a coast guard and 2 a little hydrographic a boat reaches.

Source: » the Red star «. 77.01.1999.

го VPK have seen huge interest, weight of intentions to cooperate. There were no «footsteps».

Is not that so, strange; ideas and applications whence undertake. That the republic ostensibly does not have sense to be represented on foreign markets as to the exporter of arms, what to trade in military technical equipment for us — business hopeless? Where such pseudo-ideological «chesspieces» and who is interested in them are born?

Where myths are born

To answer these questions, we shall return to Kazakhstan and we shall try to penetrate into those problems around of which now soars so many emotions.

Long time export of arms as  a problem has not been subordinated ‘ us to the uniform system concept, in it [hardly there were no precise priorities i the fulfilled practice. Manufacturers of the weapon acted is isolated and if participated in exhibitions, only on, a narrow, regional level. Work of exporters троилась mainly through firms — intermediaries, and little-known, also was limited to frameworks of individual transactions. That is why in the world as it became clear to us in Abu-Dhabi. Almost know nothing about the Kazakhstan weapon. (To what testified. In particular, simply avid interest to our weapon during all exhibition.) From deficiency of the information goes and оши-1чнып a stereotype, that ostensibly all ВПК the former USSR has got to Russia with Ukraine, and in Kazakhstan all manufactures are disorganized, and it trades only in a second-hand. For high-ranking visitors of stand Kaspex much enough (a level. For example, it come from the commander the claim) the samples submitted on it.

 

Became revelation: » you that, really do it? «

Absence of a uniform state policy in the field of export of arms

This direction. Who in Kazakhstan traded in the weapon? Directly representatives of Armed forces were engaged in transactions. They, indoubtedly, well understand military technical equipment, but they not businessmen, they have got used to operate under the order, the coordination, a bell. A characteristic example which with us have shared in Kaspex, — the decision of a question on the price for this or that technical equipment second-hand. Such circuit has been distributed: inquiry in МD of Kz — advisory inquiry to colleagues in МD the Russian Federation the transaction. Thus the Russian experts, in order to prevent a superfluous competition, quite could overestimate or. On the contrary, to underestimate cost of required products. Accordingly around incompetently perfect transactions there was a unhealthy atmosphere, suspicions began, scandals inflamed,

In a result there was a paradoxical situation: inside Kazakhstan there was sharply negative emotional orientation concerning export of arms. The public opinion does not support this business. And it at that. That traffic in arms for the country — one of perspective sources of updating of treasury. A nonsense! In fact to anybody yet has not occurred, being based on any corruption or administrative problems to demand, say, to stop an oil recovery. As if to the weapon here follow scandal scandal which general orientation obviously destructive and antistate. In many respects «due to» all these scandals export of arms and military technical equipment from Kazakhstan for the last year has not exceeded $15 one million. The Ridiculous sum of a context of quantity superfluous military, technical equipment second-hand in armies and opportunities of the country VPK. Who can be interested in it? Only those to whom preservation of old «private» system of trade by arms is favourable.

All over the world export of the weapon for a long time is structured on three basic directions: new, modernized and a second-hand. In each of these categories there are the priorities, the certain price rods, constant sellers and consumers. And Kazakhstan can enter each of these segments of the market quite in a civilized way, being guided by existing norms. Experts have noted on an occasion expositions ЮЕХ ‘ 2001, that the most perspective direction of the market becomes modernization of the weapon (new samples frequently turn out «crude»). But the near future nevertheless behind the newest technologies. Now in leading countries — exporters intensive development of the weapon of the fifth generation are carried out. Russia already now spends for such development of 80 % of target assignments for reequipment. It is obvious, that at such tendencies steady demand on military «secon-hand» will be prolonged not for long.

Thus Kazakhstan by virtue of uniqueness separate the is exemplary already now can to do business on all three directions. It has as the qualitative modernized weapon (machine guns НСВП-12,7 and ПКД, torpedos, mines, boats) is perfect new unique development [Software — 90. «Lobster»), and a lot of. At last, the republic has a lot of second-hand which it is possible and it is necessary to sell: so, the significant part of park of planes of out-of-date models today » is chained to the ground » because of expensive repair. It is more rational to sell them, than after two — three years to hand over on scrap metal.

As we see, the exhibitions similar IDEX ‘ 2001, be valuable for the country already by that. That allow it to become the equal in rights participant of the world market of the weapon. Heads Kaspex assert, that it is necessary for republic not less often than an once in one year to participate in similar forums. In Abu-Dhabi Kazakhstan has declared itself — now it is necessary to build system of the state approaches and the precise concept of traffic in And at us all will turn out.     

arms. Having taken export of arms per customer and having secured with a high state lobby, it is necessary to adjust only professional marketing just as it was made by Englishman.

 

 

We are geographically located in the center of continent Eurasia between two regional rocket superstates Russia and China,and also in immediate proximity from the new rocket countries applying for amplification strengthening the positions in region-India,Pakistan and Iran.Cumulative opportunities of the population of a total internal product of all these countries make a powerful share in scales of all mankind.Accordingly new race arms will demand much from the countries occupying strategically important site on continent Eurasia. And here Kazakhstan out of competition in different senses of this word. And as the question is race of rocket arms the question of space gets priority value. Well and with space, as is known, at us everything is all right.

And ours all the known favorable transit arrangement in the center of continent in new conditions gets completely other sense. Again actual there is a question about strategically important in military sense of this word a site of Kazakhstan for system of safety first of all Russia as successors of the former USSR .’If new «edition» of cold war our multivector policy of last years becomes very vulnerable will begin. It will be extremely important for Russia to keep Kazakhstan in the sphere of influence. It will be connected not only to global geopolitic advantages of position of Kazakhstan, but also with quite concrete questions of system of antimissile defense. In this sense the question is not only Baikonur, the question is system of safety as a whole.

Any system of antimissile defense will consist of three key components: and informationaly-prospecting system; systems of fighting management and communication, and also rockets — interceptors or ballistic missiles depending on a problem. During Soviet times the system of the rocket prevention of a rocket attack had 9 radar stations in territory of Russia. Ukraine. Kazakhstan. Belarus. Latvia and Azerbaijan. And only 3 were in territory of Russia. The station in Latvia in Scrund has been liquidated. The others work in more or less close cooperation within the framework of system of air defence of the countries CIS. Including it concerns station in Kazakhstan. As far as preservation and development of the given system will be important in case of the beginning of race of arms — it is possible for itself to present.

On November, 2, 1999 on range Sary-Shagan about lake Balkhash for the first time after six years of idle time test of a rocket of near interception Ç-135 has been carried out, the Commander-in-chief of rocket armies of strategic assignment of Russia general — colonel Jakovlev has declared one of the purposes of carrying out of doctrines as « definition of prospect and ways of the further development of test base Sary-Shagan range from the point of view of the organization test of fighting equipment МБР of various assignment — both overland, and sea basing ». And Russians consider range in Sary-Shagan as the important component of the answer to infringement the USA contracts about restriction about, and consequently, as a part of a uniform complex of defense of the country in case of the beginning of new race of arms.

Simultaneously Russia gradually turns off the military programs at the cosmodrome Baikonur. On the cosmodrome Plesetsk in the Arkhangelsk area is planned to lead stage by stage all start of military satellites, in part — civil and commercial. Now in Plesetsk 60 % of the Russian and 38 % of world  start are already made. Preparation of new start of rockets the «Roar» created on the basis of intercontinental rocket PC-I8 comes to the end. Besides under the application of general Jakovleva from Plesetsk it is planned to start rockets heavy and middle class РС-20 (it was earlier started only from Baikonur) and РС-22.

In this case Russia will achieve full technological independence of Kazakhstan. Thus, it turns out, that on the one hand, Russia, turns off the military space and rocket programs in territory of Kazakhstan with the purpose of preparation for a possible  output the USA from the contract on ABOUT, with another — restores range in Sary-Shagan all with the same purpose of counteraction same the USA.

 

 

 

 

Transatlantic strategists have unambiguously and rigidly defined a role of sovereign Kazakhstan in the international markets of arms. Know, a cricket.

There are two ways to consider this.

The first way: to swallow insult, having looked on things philosophically. To reconcile with new status quo Fatherland — in fact anything strange in the fact of statement of us on a place is not present. World  selection for ten years has essentially changed, the epoch of a geostrategic opposition of two superstates has become a thing of the past, the republics which have left Soviet Union have occupied new positions in world «tables of ranks» — positions, certainly, other level, rather than had the big USSR. Only Russia does not allow to speak with itself in imperative tone. But at it, as is known, especial to begin.

The second way: to not agree with a role of «cricket», having set by questions: whether the management of Kazakhstan after claims of the American administration concerning sale of Instants have followed could, to take more independent position? Whether it was necessary to us to apologize at once?

Unequivocally to answer these questions only people accepting the decisions at all stages of the transaction and followed then trials, certainly, can. But there is a sense to analyse these decisions.

  The Kazakhstan enterprises were not beginners in the world markets of arms, but after disintegration of the USSR the republic appeared there in position of the little boy to  adults of the uncle continually threaten.

Ural factory «Metallist» has mastered not having in the world of analogues under characteristics an infantry shooting complex. To get his large parties has expressed desire military command of one large friendly to us the countries. To business has prevented a lobby of the government of the western state, whose weapon firms traditionally dominate in region. Counteraction, the truth, had the latent character. Another time to one Far East country the party of antiaircraft — rocket complexes has been sold. On this time already open displeasure ‘ the West has followed.

  All is learnt in comparison. What position of the Кazakhstan-exporter in the markets of the weapon among colleagues across the CIS. Only two figures.

 The Russian Federation (company » Rosvooruzheniye » without taking into account factories ВПК) has sold in I998 to year of military technical equipments arms approximately on $3 billion.

  Kazakhstan — on $12 one million.

  Whether and the boy, actually was? It and under a table it is not visible.

  In December, 1996 the Ministry of Defence of Kazakhstan has started performance of the decision of the government about realization of 133 Air Forces of republic of fighters consisted on arms the Instant — 21. The decision was not beyond political practice of many states — sale of military «second-hand» to the countries to which embargo of the United Nations is not distributed. By the way, we shall note, that concerning Northern Korea the Security Council of the United Nations and did not undertake any sanctions. China does not belong to number of the states where export of the weapon and military technics are forbidden. There is only unilateral recommendation of the United States to not deliver military property and China.

  So, the first buyer was found in October, 1998 — the Czech firm » Аgroplast «, wished to get 40 Instants at the price of 200 thousand dollars for a piece. As the Ministry of Defence is not the managing subject and has no right to trade, it, having secured with the special decision of the government, transfers the prepared set of planes to the Ural factory «Мetallist» possessing the license for trade by arms. Already then  the contract between Joint-Stock Company » Меtallist» and chehs then planes became property «Аgroplast» also has de facto taken place.

On March, 19, 1999 at the Baku airport detain transport plane » Ruslan «, with six disassembled Instants. The ambassador concerning short trial of the Azerbaijan authorities their application that a terminal point of a way » twenty first » is China has followed. The ego the statement becoming a starting point of scandal, have not been denied by officials of Kazakhstan. Meanwhile representatives «Аgroplast» immediately refused from any partnership with north-koreans, having declared, that carried six complete sets of aviation spare parts to themselves to Bratislava. The Kazakhstan diplomats have kept silent, though during that moment nobody has caught republic for a hand. And to this day nobody presents the document testifying to the direct arrangement on delivery of Instants between Pyongyang and Astana.

   In Baku «Ruslan» immediately for special services the USA were interested in the arrested person. It is indicative, that the attention of the Washington strategists could be dictated not only the information on the transaction ostensibly having a place with China, but also other circumstances. According to some information, representatives of «Agroplast» had on hands the in-user (the certificate to the user)Bosnia and Herzegovina. “By definition”,it shoud disturb the Americans struggled those days on the Balkans.The Czech firm is going to resell our Instants to bosnians and north-koreans,it means as a spare variant?!

 Noursultan Nazarbaev the decree has ratified the program of the government for 2003-2006. The basic priorities of the program: reduction of distinctions in a level of social and economic development of regions, reduction in poverty and unemployment, qualitative improvement a condition of a life in an aul, realization of strategy of industrial-innovative development, stabilization of quality of an environment, development of small and average business, development of an industrial and social infrastructure.

   By calculations of the government, realization of these problems{tasks} will allow to provide a real gain of gross national product on 7-7,5 percents including on industrial production — on 9-9,5 percents and a level of gross national product per capita — to finish in 2006 with the sum equivalent of 2600 dollars.

  For Kazakhstan sending of a military contingent to Iraq — event unprecedented. Kazakhstan for the first time takes part peace-making mission in territory of the state with which at us not only never was diplomatic relations but also which has shared on opposite camp of the states CIS, and all world. What it, gesture of good will or the big policy{politics}?, apparently, the simple question and has not given the answer to this. The group of 14 fighters of the Kazakhstan battalion has already taken off for Bagdad.

    The first stage of peace-making mission in which the team from 27 person will participate, is designed for half-year. As representatives of the Ministry of Defence assure, the Kazakhstan contingent will be exclusively involved in the humanitarian purposes. Works on mine clearing and search of sources of potable water in area of Babylon where are billeted a special division of the Army Polish and the Ukrainian brigade are coming it.

Under application of Muhtar Altinbaev, the decision on a choice engineering — saper works is accepted to exclude contact to local population and counteraction on the part of groupings struggling in Iraq.

  The structure of division includes 16 military men — contracters, 8 officers and 3 translators. Besides 3 more officers from the Ministry of Defence will carry out functions of group of support. The team is generated on a voluntary basis. Charges on residing and a meal are incured by the American side. A monetary contentment the military man Kazakhstan. Contracters the trebled monetary contentment, and also travellers will be paid at a rate of 40 dollars day. In case peacemakers will carry out the problems in conditions of operations, their salary will grow in the ninefold size and will make about 2 thousand dollars a month.   

Doctrines «West — 2003» of steel some kind of multilevel breakdown of force on one of the most important for safety of Kazakhstan of strategic directions. «Мanylevelness» actions of armies it is caused first of all by that in a complex the decision as the general was fulfilled, and local tasks in crossing possible threats. This and general maintenance of military covering of the western region with all available of command by arms of the service, and protection of concrete objects of an oil and gas extraction infrastructure, and local counterterrorist operations. Doctrines have begun in March in divisions of East military district, then parts have been involved in them and connections of the Land forces, Rocket armies and artilleries, Forces of air defense.

  On April, 14 in the West of republic the indicative stage of doctrines «West-2003» in which Supreme commander in chief Noursultan Nazarbaev has taken part has come to the end. There we also could visit. Observing of how all-weather istrebitels-bombers amaze the purposes on land and on the sea as tank and infantry connections as special mobile groups fulfil receptions of struggle against the bands «filtered» on conditional territory are put forward to positions, you pay attention first of all to integrated approach of actions.

 Later practically both the Kazakhstan militarians, and military attaches of others state — have noted all, that in Kazakhstan joint doctrines with participation of all arms of the service — overland, rocket, air and sea parts for the first time are carried out.

  Military doctrines «West-2003» have actually finished construction new « arches of safety » in the western region of the country. It is made within the framework of the Concept of new strategic geography of Kazakhstan which, in compliance with his defensive doctrine, was born from the analysis of a lot economic and the political factors which have arisen in the beginning of a new millenium. First of all, this aggravation of geopolitic struggle around of Caspian sea which oil stocks draw attention of many world centers of force.

  It is necessary to take into account also what exactly in Caspian sea Kazakhstan has the most extended — more than 800 kms — sea borders, and here, in the western region, strategic resources of our country — Кarachaganak, Uzen, Кashagan, Теngiz are concentrated. Protection of » the oil West » from possible, even theoretically, military excesses began one of the major strategic problems of the state from the point of view of national safety. As war in Iraq has evidently shown to all: stability in the Asian region are not present, and hardly probable to have to expect it in the foreseeable future. And one of principal causes of it is again  oil.

 

  For an effective control of air space on all territory of Kazakhstan considerably repowered groupings of armies of air defence, the system of their fighting watch is advanced. All system of military management as representatives of Ministry of Defence mark, at all levels — from state up to army — is harmonized with « new geopolitic realities ». Last events in the world and region as Minister of Defence Muhtar Altynbaev has emphasized, have shown, that the measures undertaken by his department were duly: the western region of the country demands steadfast attention from the point of view of military safety. On this the final stage of large-scale doctrines «West-2003» has taken place on coast of Caspian sea: it was some kind of demonstration of opportunities of the Kazakhstan army within the framework of the new concept of safety.