АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Влияние налогов на развитие экономики государства

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ И ИХ

ВЛИЯНИЕ НАРАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ………………………………………..6

1.1. Налоги как инструмент государственного регулирования

       экономики………………………………………………………………….6

1.2. Типы и функции налоговой политики………………………………….13

 

Глава 2. Налоговая система в Республике Казахстан:

проблемы реформирования и тенденции развития……………19

2.1 Особенности реформирования налоговой системы в Казахстане………19

2.2 Значение налогов на развитие экономики страны………………………….22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство может воздействовать на формирование рыночной экономики, важная роль отводится налогам. Рыночное развитие любого государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон жизни государства и особенно его экономики. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что налоги и налоговая система являются одним из наиболее мобильных финансовых институтов управления экономикой.

На этапе перехода Казахстана к рыночным отношениям важность налогов, как главного орудия воздействия на развитие экономики страны, очевидно. Сегодня среди различных источников средств для органов местного самоуправления (поступление от местного хозяйства, государственных дотаций, субсидий и других).

В организации экономических взаимоотношений между бюджетом и налогов серьезной проблемой становится оптимизация налогового регулирования, позволяющая успешно сочетать фискальную и регулирующую функции налогов. От скорейшего решения этого вопроса зависят успех проводимых экономических реформ, продолжительность экономического кризиса. Однако, даже сами по себе прогрессивные налоги еще не гарантируют больших поступлений в казну. Такое положение дел обязывает нас глубже и всесторонне изучать преимущества и недостатки налогов в республике Казахстан.

Ввиду того, что в условиях плановой экономики роль налогов была сведена на нет, отсутствовали теоретические обоснования необходимости и роли налогов. Объекты взимаемых налогов, порядок их исчисления и взимания были едиными для всех союзных республик.

При нынешних условиях формирования и функционирования рыночного хозяйства возрастает практическая значимость налогообложения, что соответственно подтверждает актуальность данной проблемы.

В Казахстане в период социально-экономических преобразований, в условиях нестабильности экономики и реформирования ее секторов, слепое использование налогов в хозяйственных экспериментах лишь дестабилизирует положение. Не секрет, что сегодня общество преувеличивает возможности налогов и не прочь приписать им несвойственные для них функции. При такой ситуации необходимо проанализировать роль и значение данных налогов, и на этой основе изучить новые  тенденции в изменениях налогового законодательства, правильно определить область применения налоговых механизмов, налоговые отношения между государством и населением. Вместе с тем, возрастает значение координации налоговой политики в бюджетной и кредитной политике, с оплатой труда и др. А это требует совершенствования налоговой системы в республике в комплексе с другими финансовыми системами.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать ) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

 

 

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ И ИХ

ВЛИЯНИЕ НАРАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

 

1.1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

 

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП). Объективная возможность ГРЭ  появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики — это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и налоговую политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Налоги и их функции

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства. “В налогах воплощено экономически выраженное существование государства”, — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов” считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных операций (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших социально-экономических проблем.

Пере распределительная функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.

Основные налоговые теории и их современные интерпретации

Эволюция различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от политики государства.

Формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов и налоговой системе. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна. Налоги играли роль источников дохода бюджета государства, и полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью. Но с усложнением экономических отношений в обществе, действий объективных циклических процессов возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влияния его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли — кейнсианское и неоклассическое.

Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания “эффективного спроса” как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой.

Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.

В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения “эффективного спроса” перестала отвечать требованиям экономического развития.

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

Дж. Мид, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории — обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории — утверждение, что лучший регулятор рынка — сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам.

Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет. Но, чтобы ее найти, необходимо провести исследование активности предприятий в случае применения тех или иных процентных ставок. Их уровень, однако, не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции экономического регулятора.

Теория монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридманом, приверженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Делается также ставка и на снижение налогов. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы — изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. Таким образом сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

 

1.2. Типы и функции налоговой политики

 

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой — на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории — при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно — расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Государство проводит налоговую политику — систему мероприятий в области налогов — в соответствии с выработанной финансовой политикой в зависимости от социально-экономических и других целей и задач общества каждого конкретного периода его развития. В условиях формирования рыночных отношений основным направлением налоговой политики является отход от не оправдавшего себя принципа формирования значительной части реальных доходов населения через централизованные общественные фонды потребления. Это позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности.

При разработке налоговой политики, государство руководствуется следующими задачами:

  1. Экономическими (обеспечение экономического роста, ликвидация диспропорции, преодоление инфляции)
  2. Социальными (перераспределение национальных доходов в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения снижения уровня доходов населения).
  3. Фискальными (повышение доходов государства).
  4. Международными задачами (укрепление экономических связей с другими странами).

Налоговая политика призвана выполнять следующие задачи:

  • Обеспечение государства финансовыми ресурсами.
  • Создание условий для регулирования хозяйства страны в целом.
  • Сглаживание возникшего в условиях рынка

По типам налоговая политика подразделяется на:

  1. Политику максимальных налогов. Данный тип налоговой политики характеризуется принципом “взять все, что можно”. Государству уготована налоговая “ловушка”, когда повышение ставок не сопровождается приростом государственных доходов в результате уклонения от налогов и снижения предпринимательской активности.
  2. Политику разумных налогов. Данный тип налоговой политики способствует развитию предпринимательской деятельности, обеспечению благоприятного налогового климата. Предприниматель в таком случае максимально высвобождается из-под налогового бремени. Но такая политика имеет и свои недостатки. Ведь уменьшение налогообложения ведет к сокращению государственных социальных программ.
  3. Политику, предусматривающую высокий уровень обложения, но и значительную социальную защиту. Казалось бы, данный тип идеален для благополучного существования граждан. Ведь налоговые доходы могут направляться на увеличение различных социальных фондов. Но это может привести к раскручиванию инфляции.

При сильной и развитой экономике страны могут успешно сочетаться все три типа налоговой политики. Для нашего государства, учитывая все налоговые реформы и развитие экономики наиболее  подходят 1 и 3 типы налоговой политики.

Налоговая политика реализуется с помощью налогового механизма, упоминавшегося нами ранее. Хочется только сказать, что налоговый механизм включает в себя большое количество элементов, например элементы формы налоговых отношений, конкретные наименования видов налогов, а также порядок и методы их применения и способы действия. К элементам налогообложения относятся: субъект, носитель, объект, источник налога; единица обложения, налоговая ставка, квота, налоговый оклад; налоговые льготы; сроки и порядок уплаты; права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов; контроль за уплатой налогов; санкции за нарушение налогового законодательства.

Субъект налога (налогоплательщик)  —  это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог; носители налогов — физические лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя, то есть граждане государства.

Объект налога  —  доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (товарно-материальные ценности), которые являются основой налогообложения (с которых исчисляется налог). Объектом обложения являются также передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, хозяйственный оборот и т. д. Номенклатура налогов (их виды и перечень) берет свое начало от объектов обложения.

Источником налога является доход, из которого уплачивается налог; по некоторым налогам (например, налог на прибыль) объект и источники совпадают; в некоторых случаях источником налога может быть часть имущества, которую продает плательщик, чтобы выплатить налог.

Единица обложения — единица измерения объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге или др.), 1 гектар, единица измерения товара и т. д.

Налоговая ставка (твердая и процентная). —  это величина налога на единицу обложения, она характеризует норму налогового обложения; выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой.

Налоговый оклад- сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством.

Льготный период — время, в течение которого действует установленная законом льгота по налогам.

Период обложения (налоговый период) — время, за которое производится обложение налогом или сбором (например, по подоходному налогу  —  месяц; двухразовые авансовые платежи в месяц или ежемесячные платежи по налогу на прибыль; трехразовые (в месяц), ежемесячно, квартальные и годовые платежи (в зависимости от объема оборота) по налогу на добавленную стоимость и т. д.

Последовательность при уплате налогов установлена законодательством в следующем порядке:

  • в начале уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины;
  • на сумму этих платежей уменьшается налогооблагаемая прибыль или доход, после чего рассчитываются и уплачиваются местные налоги;
  • на сумму уплачиваемых местных налогов уменьшается налогооблагаемая прибыль или доход, после чего рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги.

          Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов регулируются налоговым законодательством органов власти и управления.

          Контроль за правильностью взимания налогов и других обязательных платежей осуществляется государственной налоговой службой по месту нахождения плательщиков или по месту их деятельности; задачи, компетенция, порядок деятельности налоговых органов и их должностных лиц, ответственность за нарушение прав и интересов плательщиков определяются законодательством государства.

К налогоплательщикам, нарушающим налоговое законодательство, применяются санкции в виде взысканий сумм, скрытых ими, заниженных доходов, штрафов в долевом или кратном размере в зависимости от тяжести нарушения, пени за просрочку платежей в бюджет.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный включают два противоположенных направления:

  • Планирование (волевое регулирование экономики центральной властью).
  • Свободно-рыночная конкуренция (принцип laissez — faire).

 

 

 

 

Глава 2. Налоговая система в Республике Казахстан: проблемы реформирования и тенденции развития

 

2.1 Особенности реформирования налоговой системы в Казахстане.

 

Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

  • Стабильность налоговой системы;
  • Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);
  • Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);
  • Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);
  • Простота налоговой системы (Способ реального упрощения — значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);
  • Нейтральность системы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляет неизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективно действующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства). В 1985 г. профессорами Р. Холмсом и А Рабушка из института Гувера разработан нейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижения нейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговой системы, которая является действенным механизмом проведения экономической политики государства.

Налоговые системы многих стран мира развивались постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.

Период 1991-95 г. — первый этап, 1996 — 2000г, — второй, 2001-2002, третий — создание новой налоговой системы.

На первом этапе 1991-95 — разработан и введен в действие налоговый кодекс закладывающий базовую основу новой системы.

Перед принятием, в апреле 1995г. нового налогового законодательства положение в Казахстане было крайне тяжелое. Но работали вовсе, либо функционировали с неполной неделей или с большими перерывами до 60% промышленных предприятий. В списке кандидатов в банкроты 12 крупнейших предприятий. Всеобщие неплатежи, огромный дефицит государственного бюджета (т.к. налогов в казну практически никто не платит). Правительство, принимая новый налоговый кодекс, ставило перед собой следующие цели:

  • Упрощение, устранение противоречий;

Предполагалось сократить количество налогов до 40-45%, а подоходного налога с граждан до 40%, чтобы не ослаблять стимулы деловой активности, уточнить ставки всех налогов: земельного, на имущество, физических лиц, рентные платежи и т.д. Главное должна быть прекращена практика ведения новых неэффективных налогов. По заданию Правительства республики, Минфина и других государственных структур было разработано несколько альтернативных проектов Кодекса о налогах. Принципы “правительственного проекта” по утверждению разработчиков, практиков и ученых следующие: справедливость, то есть исключение льготирования одних налогоплательщиков за счет других, простота и экономическая нейтральность, сопоставимость налоговых ставок, чтобы на одни и те же товары не было бы большого развития в налогах республики и у партнеров в других странах. Продумывалась также прогрессивно-регрессивная форма налогообложения, ужесточающая ответственности, как налогоплательщика, так и налоговых служб за нарушение закона, создание налоговой милиции.

Налоговые отношения укрепились практикой. С 1 июля 1995 г. В Казахстане действует Налоговый Кодекс. Он основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений — важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью. Государственная налоговая служба Казахстана была еще создана в 1991 г. по Назарбаева в целях дальнейшего совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства. 1995 год стал самым революционным в первом пятилетии — год больших экспериментов радикального реформирования налоговой системы республики Казахстан. За время существования налогового кодекса выявилось целый ряд его недостатков. Главный из них – огромное количество крайне неэффективных налогов, тяжёлым бременем лежащих на отечественном производители товаров.

В конце 2000 года был принят новый Налоговый кодекс, который также страдал рядом существенных недостатков, но всё же больше отвечает современному уровню развития Казахстана и его налоговой системы.

С наступлением 2002 года в Республике Казахстан был принят новый, более совершенный и менее уязвимый Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)

 

2.2 Значение налогов на развитие экономики страны

 

В СНГ не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в Казахстане система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

В этом отношении объективно необходимым и чрезвычайно важным для совершенствования налоговой системы Казахстана является изучение опыта организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зарубежных стран- США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и искоренению следов крайней идеологизации в отечественной науке, объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому вопросу.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в  финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или  даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и  скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности,  новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное  значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4%-50% и не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.

На самом деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах — «налоговых гаванях». Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и «налоговыми гаванями» далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

Снижение высоких и нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой  деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами стран — «налоговых гаваней», особенно если учесть, что для реальной деятельности важны состояние инфраструктуры,  доступности источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, в чем «налоговые гавани», очевидно, уступают развитым странам.

Но даже и для «базовых» компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения  может оказаться не менее выгодным, чем в стране — «налоговой гавани». Дело в том, что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Компании с международным масштабом деятельности могут даже пользоваться весьма существенными льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями; страны — «налоговые гавани» таких соглашений не имеют.

Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в «налоговые убежища»,  которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.

При всем этом давление развитых стран Запада на страны — «налоговые гавани» никогда не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых властей западных стран к «налоговым гаваням», при всей остроте официальной критики, остается в рамках «резервируемой благосклонности».  Большинство из стран — «налоговых гаваней» при желании могли бы быть сокрушены простыми  политическими и экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только «базируются» в налоговых гаванях», а реально они вкладываются и функционируют в тех же западных странах.  Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к «налоговым гаваням» могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, страны — «налоговые убежища» играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на наличие этих «налоговых убежищ» за рубежом.

Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении укажем пути оптимизации налоговой системы. Для этих целей необходимо  существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа — обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

Основные направления налоговой реформы в Казахстане в этом общем контексте видятся следующими: 1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды; 2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”; 3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц; 4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На данный момент целесообразно:

  • резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;
  • расширить права местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
  • унифицировать прямое налогообложение всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли (увеличив для этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);
  • расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
  • усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой — ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Какие стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайшие пять лет? Очевидно, ответ на этот вопрос таков:

1) ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков;

2) упрощение налоговой системы;

3) налоговое стимулирование производства и реализации конкурентоспособных отечественных товаров;

4) совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития казахстанской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (12 июня 2001 г. N 209-II ЗРК) (с изменениями, внесенными Законами РК от 21.03.02 г. N 310-II; от 21.03.2002 г. N 312-II)
  2. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана — 1999- 6.
  3. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: //Юридическая газета — 2001 г. — 17 июля.
  4. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) //Финансы Казахстана — 2002 — 4.
  5. …И хочется жить и работать хочется: (Из проекта Концепции налоговой реформы Республики Казахстан) // Экспресс — 1994 — 7 октября.
  6. Кадырбеков Б. Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь — 1995 — №3-4 с 17-21.
  7. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть? // Казахстан: Экономика и жизнь — 1995 -№3-4 — стр. 24-26.
  8. Камаев В. Д. Основы экономической теории. Москва 1995.
  9. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко — 1995 №1 -стр. 179-186.
  10. Шамиль Абдулкадыров. От налога, как от судьбы // Ковчег — 28 ноября — 1996 г.