АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Влияние средств массовой информации СМИ на общественность

 

План

 

 

Введение

 

 

 

Ι. Влияние СМИ на духовное развитие человека.

 

ІІ. Качества диктора.

 

ІІІ. Радио и жизнь.

 

  1. Информационно-публицистические жанры радиожурналистики.

 

 

 

Заключение

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе вам предлагается рассмотреть такие темы как: влияние СМИ на духовное развитие, на самовоспитание и воспитание человека; какими качествами должен обладать диктор радио; репортаж и жизнь; информационно-публицистические жанры радиожурналистики.

Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации и пропаганды. Они «при­званы глубоко анализировать события и предлагать пу­ти их решения, убеждать своей содержательностью, опе­ративностью, информационной насыщенностью». О всевозрастающей роли печати, радио, телевидения в духовной жизни общества свидетельствует их бурный рост, распространенность и доступность массовой инфор­мации: печатное и устное слово, телевизионное изобра­жение способны в кратчайший срок достигать самых от­даленных районов, проникать в любую социальную среду.

Широкие возможности средств массовой информации (СМИ) вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию.

В сложившихся как внутренних, так и международ­ных условиях помощь науки средствам массовой инфор­мации крайне необходима. За последние десять лет со­циологами, психологами, журналистами и представите­лями других наук проведена большая исследовательская работа по изучению средств массовой информации и по­вышению их эффективности. Ученые все более активно исследуют сущность, условия, факторы и показатели эффективности средств массовой информации.

Исследование различных аспектов дея­тельности средств массовой информации, в том числе их эффективности, имеет свои особенности. Во-первых, проблемы эффективности средств массовой информации анализируются с позиции системного подхода. Во-вто­рых, ученые и журналисты стремятся решать эти пробле­мы совместными усилиями, в результате чего обозначи­лась тенденция на разработку и внедрение конкретных рекомендаций в практику деятельности газет, радио, те­левидения.

Установлено, например, что массово-коммуника­тивная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массо­вой информации, при тотальной распространенности и доступности информации становится необходимым ус­ловием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и др. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой инфор­мации изменяются в соответствии с информационными интересами и потребностями людей

 

 

 

Глава I. Влияние СМИ на духовное развитие, на самовоспитание и воспитание человека

 

При более низких уровнях образованности большинства населения, осо­бенно молодежи, не так отчетливо выявлялась сложная, подчас противоречивая взаимосвязь образованности и нравственности. Сейчас же, когда получение полного среднего образования стало нормой жизни человека, нормой, которую можно превзойти, но нельзя недовыполнить, противоречивость взаимосвязи различ­ных сторон духовной жизни стала более выраженной. Мы нередко встречаемся с такими коллизиями, когда человек, получивший аттестат зрелости и даже вузов­ский диплом, а порой и ученую степень, в нравственном отношении оказывается весьма далеким от той типоло­гической модели личности, которая соответствует мо­ральным принципам общества. Если повышение уровня образования людей является состав­ным компонентом в едином процессе комплексного вос­питания — идейно-политического, трудового, нравствен­ного, то у того или иного индивида могут сложиться искаженные представления о жизненных ценностях. Возможность таких диспропорций необходимо учиты­вать в деятельности средств массовой информации: со­вершенствовать программы, тематическую направлен­ность публикаций, радио- и телепередач.

Творческой, умелой, хорошо аргументированной, эмо­ционально насыщенной пропагандой нравственных цен­ностей, смысла жизни, долга, совести, ответственности средства массовой информации могут и должны оказать воздействие на духовное созревание и развитие молодежи.

Возьмем другую проблему — соотношение духовных и материальных потребностей и их влияние на ценностные ориентации и жизненные позиции людей. В усло­виях значительного подъема народного благосостояния встречаются негативные явления, обусловленные тем, что не везде и не всегда подъем материального уровня жизни людей сопровождается столь же заметным подъемом уровня и качества идейно-нравственного воспитания, вследствие чего приходится сталкиваться с рецидивами мелкобуржуазной психологии и морали, с болезненными и ущербными в духовном смысле проявлениями стяжательства, вещизма, потребительства. Как только тот или иной человек превращает потребление матери­альных благ из условий жизни в цель и смысл своего существования — он становится мещанином, человеком, соизмеряющим свои симпатии и антипатии, свои устремления и поступки по извращенной системе ценностей. Средства массовой информации в последнее время зна­чительно острее и смелее обнажают подобные духовные пороки, но вести эту важную работу нужно более мас­штабно и эффективно.

Чтобы выяснить место и роль системы СМИ в механизме функционирования динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции ее ценностей, необходимо уточнить само понятие культуры. Культура представляет собой активную творческую деятельность людей по освоению и потреблению общественно значи­мых материальных и духовных ценностей, в ходе кото­рой происходит развитие общества и личности. Функ­ционируя как сложноструктурированное и многогран­ное социальное явление, она охватывает все сферы фор­мирования и проявления человеческих сил и выступает качественной характеристикой развития индивида, его духовного мира. При таком понимании в центре культу­ры оказывается человек как субъект культурной дея­тельности, создатель, носитель и потребитель культур­ных ценностей. Такое понимание неизбежно включает в себя представление о процессуальном характере куль­туры, критерием прогрессивности которой выступает возрастание роли субъекта в истори­ческом процессе развития и обогащения культуры, со­здания реальных условий для преумножения и широко­го использования духовных ценностей в целях полити­ческого, нравственного и эстетического воспитания.

Разумеется, «перевод» достижений культуры в лич­ностный духовный мир человека представляет сложный и противоречивый процесс. Здесь необходимо учитывать своеобразие самой структуры духовного мира личности, основными компонентами которой являются: 1) обще­человеческие черты, так как каждая личность усваивает общечеловеческие духовные ценности; 2) социальная сущность определенного типа личности как продукта определенной эпохи; 3) индивидуально-особенные черты духовного мира конкретной личности, по-своему вопло­щающей в себе жизненные обстоятельства и идущие от макро- и микросистемы (общество в целом, семья, тру­довой коллектив, группа по интересам и т. д.) культур­ные влияния. В процессе этого «перевода» все более важную роль играют средства массовой информации. При выяснении этой роли первостепенное значение име­ет учет двух моментов.

Во-первых, какими путями осуществляется сближе­ние так называемой традиционной культуры, ценности которой выражаются в камне, металле, слове, музыке, в изобразительных средствах живописи и т. д., с новыми ценностями культуры, рожденными самим развитием массовой коммуникации, такими, например, как аудио­визуальный образ на телевидении. Отсюда возникает целый ряд специфических задач: выяснение связи меж­ду учреждениями традиционной культуры (театрами, музеями и т. д.) и средствами массовой информации; определение наиболее эффективных путей использования массовой коммуникации в целях широкого «тиражиро­вания» подлинных ценностей национальной и мировой культуры; уточнение того, какие из этих ценностей в процессе массовой коммуникации выступают на передний план, а какие оттесняются с прежних позиций; в какой мере средства массовой информации «шагают в ногу» с изменениями в содержании и структуре культуры (в частности, в какой мере они учитывают возникновение новых, так называемых синтетических, видов художест­венного творчества-цветомузыки, дизайна и т. д.).

Во-вторых, уяснение того, что коммуникативное рас­пространение культуры имеет свою культуру, называе­мую коммуникативной. По мнению некоторых исследо­вателей, к числу ее основных компонентов относятся: количественные характеристики коммуникативной сети общества и его отдельных слоев и групп, регулярность (интенсивность) использования; точки пересечения раз­личных видов коммуникации, главным образом средств массовой информации, с межличностным общением; семистические параметры коммуникации, включая усло­вия кодирования сообщений, а также формы, на основе которых осуществляется убеждение в актах коммуника­ции — риторика, ораторская речь, интервью, беседа со зрителем или слушателем и т. д.

Рассматривая роль средств массовой информации в формировании и обогащении духовного мира личности, необходимо иметь в виду, что, хотя распространяемая с их помощью информация адресована массам, восприни­мается (принимается или отвергается) она конкретной личностью. Целостность личности в ее соотнесенности с целостностью и направленностью функционирующей в обществе культуры во многом определяет достижение целевых установок, на которые ориентирована деятель­ность средств массовой информации в социалистическом обществе. Специфика деятельности этих средств состо­ит в том, что в сообщениях, транслируемых с помощью СМИ, раскрывается искусственный символический мир, посредством которого культивируются определенные образцы, эталоны поведения, нормы морали, художест­венные вкусы, ориентирующие личность в том, что важ­но и существенно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно и низменно, что с чем и ка­ким образом взаимосвязано. Воздействуя через много­образие каналов на духовный мир личности, средства массовой информации в социалистическом обществе ориентируют развитие этого мира в направлении его гармонизации, создания материальных и духовных усло­вий, формирования идейно зрелой, нравственно разви­той, духовно богатой личности. Поскольку духовная жизнь общества и духовный мир каждого человека пред­ставляют собой сложноструктурированную, многогран­ную и многокрасочную систему, то эффективно влиять на духовные процессы можно только при системной ор­ганизации деятельности всех средств идеологического воздействия, включая и средства массовой информации. А это предполагает последовательное проведение в жизнь общих принципов, имеющих важное значение как в исследовании деятельности СМИ, так и в социоло­гическом анализе эффективности этой деятельности, ме­ры ее влияния на создание условий для гармонизации духовной жизни людей.

Первый принцип связан с последовательным приме­нением методологии системности как необходимого ис­ходного пункта в понимании диалектической целостности всех средств массовой информации в процессе соеди­нения их в единую, четко скоординированную и действу­ющую во имя достижения общих целей систему, осно­ванную на взаимодополнении и взаимозависимости всех СМИ. Ежедневно люди слушают радио и смотрят теле­визор, читают газеты и журналы. Поэтому каждое средство массовой информации как компонент общей коммуникационной инфраструктуры должно вместе с тем и в содержании, и в формах подачи информационных потоков выражать свою специфику. А это означает, что последовательное применение принципа системности как важного фактора повышения эффективности воздей­ствия средств массовой информации на духовный мир личности связано с выяснением особенностей действия, каждого из них.. Если речь идет о радио, то оно, давая столь же ши­рокую информацию о мировых и локальных событиях, выполняет своеобразную роль  «сопровождающего» средства массовой информации, дающего определенный ориентир для избирательной интериоризации индивидом определенных видов сообщений из общего потока ин­формации, проходящего через различные компоненты коммуникационной системы. Этот принцип предполагает наряду с пониманием единства информационно-идеоло­гического процесса, осуществляемого сложной системой средств, четкое представление о реальной соотнесенно­сти в общем потоке информации ее организованной (институализированной) и неорганизованной (неофици­альной) информации. Под первым видом информации подразумеваются все сообщения, поступающие по раз­личным каналам из институциональных источников — прессы, радио, телевидения. Под вторым — сообщения, поступающие к индивиду стихийно, вне контроля об­щественных институтов (слухи, анекдоты, сведения из зарубежных источников информации и пропаганды). Точный учет этого аспекта позволяет определить зави­симость объема и значение организованной информации для духовной жизни людей от ее направленности, науч­ной обоснованности, связи с жизнью, объективности, наступательности, оперативности, а также в какой мере возрастает роль неорганизованной информации в тех случаях, когда институализированная информация не дает ответа на волнующие человека вопросы или же дает их с опозданием и без достаточной аргументированно-сти.

Второй принцип повышения эффективности средств массовой информации и пропаганды в расширении воз­можностей для гармоничной духовной жизни людей ре­ализуется в комплексном подходе к исследованию ме­ста и роли печати, радио, телевидения, кинематографа, информационных агентств в процессе их скоординирован­ной деятельности по пропаганде коммунистических иде­алов, активного участия в коммунистическом воспита­нии трудящихся. Он предполагает дифференциацию ин­тересов в получении того или иного вида информации различными социально-демографическими группами на­селения.

Последовательное применение принципа комплекс­ности позволяет повышать информационную насыщен­ность публикуемых в газетах и журналах материалов, телевизионных и радиопередач, разнообразить жанры информационных потоков, усиливать воздействие как на рациональную, так и на эмоциональную сферу лич­ности, целенаправленнее и эффективнее влиять на ее, духовный мир.

Наряду с принципом комплексности в повышении эффективности влияния средств массовой информации и пропаганды на духовную жизнь людей существенную роль играет принцип спецификации, ориентирующий на учет особенностей каждого из средств идеологического влияния, на поиск оптимальных воздействий присущих ему языка, форм и средств передачи материала на че­ловека.

Четвертый принцип, играющий важную роль в усилении влияния средств массовой информации и про­паганды,- это необходимость понимания того, что зна­чение информационно-идеологического потока не сводит­ся лишь к информированию читателя, слушателя, зри­теля, а определяется в возрастающей степени активным взаимодействием средств массовой информации и лич­ности. Поэтому при разработке различных аспектов спе­циальной теории духовного обогащения людей следует иметь в виду, что средства массовой коммуникации не только не являются единственным источником инфор­мации, но составляют своего рода «вторичное» образо­вание, базирующееся на таких первичных системах со­циального информирования, как социальный опыт лич­ности и неформальное межличностное общение.

Наличие вокруг индивида сразу нескольких источни­ков социального информирования порождает его изби­рательность, определенную автономию по отношению к каждому из источников, дает возможность различать, сопоставлять, выбирать, практически оценивать, воспри­нимать или отвергать соответствующую информацию. К тому же каждый источник взаимодействует с другими, источниками. Следовательно, изучение путей повыше­ния эффективности воздействия средств массовой ин­формации и пропаганды на духовный мир личности мо­жет быть продуктивным только при углубленном изуче­нии с применением методов и средств конкретного со­циологического исследования, реальных процессов вза­имодействия различных источников информации, в част­ности, взаимодействия средств массовой коммуникации, с одной стороны, с социальным опытом субъекта (лич­ность, социальная группа и т. д.), а с другой — нефор­мальным межличностным общением, которое может служить и простым транслятором уже переданных по средствам массовой информации сообщений, и интер­претатором этих сообщений, и «заменителем» их, когда средства массовой информации запаздывают с опреде­ленными видами сообщений, интересующими определен­ные, подчас широкие круги общественности, что может привести к возникновению слухов и кривотолков.

Пятый принцип, позволяющий повысить роль средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничной духовной жизни людей,- это принцип наступательности, последовательное проведение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового, прогрессивного.

Шестой принцип состоит в упрочении прямых и обратных связей между всеми компонентами системы ду­ховной жизни общества и всей системой идеологических средств, функционирующих в общест­ве.

Таким образом, для практического претворения всех принципов повышения эффективности  деятельности коммуникационной системы необходимо достичь полно­го единства содержания, направленности и функций средств массовой информации.

 

Глава II. Качества диктора

 

Перед дикторами, как и перед всеми работниками радио и телевидения, стоит большая и почетная задача — поднять свое мастерство до уровня, соответствующего этим высоким целям.

Живое слово может обладать могучей силой и убедительностью.

Диктор должен быть широко образо­ванным человеком, отлично разбирающимся в вопросах внут­ренней и внешней политики правительства, хо­рошо знающим, чем живет наша страна в данный момент, сво­бодно ориентирующимся в международных событиях.

Когда одного из популярных в свое время дикторов Ва­дима Гладкого· спрашивали, как он добивается при чтении правдивой и доходчивой интерпретации, он отвечал: «Надо знать жизнь и уметь к ней прислушиваться. Если диктор не знает, не «интересуется, чем живет сегодня страна, он никогда не прочитает как следует ни одной самой маленькой, неслож­ной информации. А потом надо быть уверенным в значитель­ности каждого слова передачи. Я верю в актуальность и необ­ходимость каждой заметки, которую передаю по радио. Я убежден, что все, о чем говорится в передаче, и есть то глав­ное, о чем должны узнать радиослушатели, поэтому, ког­да я подхожу к микрофону, у меня появляется непреодолимая потребность рассказать всем-всем-всем (так начинались тогда передачи. — Н. Т.). Если передача меня взволновала, если я заинтересовался ею, то я становлюсь как бы ее соавто­ром и читаю обо всем, как о своем кровном деле. Отсюда по­являются верный тон и правдивые интонации. Все это проис­ходит постепенно, в процессе постоянного наблюдения за жизнью, за событиями, за людьми».

Для выражения глубоких мыслей и ярких чувств, заложен­ных в тексте передачи, для правдивой и выразительной ин­терпретации самых разнообразных по содержанию и по фор­ме материалов диктору надо обладать хорошими голосовыми данными.

В чем заключается красота дикторского голоса? Он дол­жен быть чистым, мелодичным, приятным на слух, чтобы сво­им звучанием привлекать внимание слушателя. При этом дик­тор должен обладать поставленным, т. е. разработанным во всех качествах голосом

Голосу диктора необходимы легкость, гибкость, по­движность. Эти качества дают ему возможность пользо­ваться всем богатством и разнообразием мелодических оттен­ков речи, ее тембровыми красками.

Голос диктора должен быть достаточной силы, которая позволяла бы ему без напряжения и форсирования звука быть хорошо слышным через микрофон.

Практика показала, что лучше всего звучат по радио чи­стые, не очень звонкие, мягкие, гибкие голоса широкого диа­пазона. Такие голоса «льются» легко и свободно, не перегру­жая микрофон, они приятны на слух.

Если голос красив, но слишком громок, то по радио он звучит резко и неприятно. Если красивый голос прерывается тя­желым и коротким дыханием, то красота его тоже меркнет: учащенные вдохи и выдохи создают впечатление напряженно­сти и усталости. Неприятное впечатление производит сдавлен­ный, горловой звук. Зато «широкие», грудные, «теплые» голо­са всегда приятно слушать.

Неотъемлемыми качествами речи диктора должны быть безукоризненная дикция и четкая артикуляция.

Незаурядным голосом, в котором удачно сочетались все не­обходимые качества, являлся голос Ю. Б. Левитана. Это — голос большой полноты, широкого диапазона, достаточно боль­шой силы, сочетающейся к тому же с широким и плавным зву­чанием. Голосовые данные Ю. Б. Левитана позволяли ему совершенно свободно, без всякого напряжения, не форсируя звука, а лишь слегка усиливая его, эмоционально, с большим богатством интонационных красок и оттенков читать любой материал.

Много искренности и тепла было в мягком, несильном голосе О. А. Дмитриевой. Ее своеобразная манера посыла звука, как бы чуть-чуть распевно, без открытого, назойливого растягива­ния гласных, не отвлекая на себя внимания слушателя, застав­ляла внимательно слушать то, что она читала.

Некоторые дикторы спрашивают, можно ли совершенство­вать природные голосовые данные, устранить недостатки. На этот вопрос нужно ответить следующее: недостатки голоса, ко­торые зависят от несовершенного анатомического строения звукового аппарата, трудно или почти невозможно устранить. Например, нельзя изменить тембр голоса. Визгливый или скрипучий, пронзительно-резкий или глухой голос нельзя «пе­ределать» до неузнаваемости. Можно слегка сгладить, смяг­чить эти недостатки, но никогда из визгливого голоса не сде­лаешь низкого и грудного, как не «перекуешь» скрипучий го­лос в певучий и мягкий. Люди с такими голосами не могут быть дикторами.

При помощи упражнений, повседневной тренировки можно несколько расширить диапазон голоса, усилить слабый голос, сделать голос более гибким, послушным, добиться свободного перехода из одного регистра в другой. Всякий, даже самый красивый голос, нуждается в постоянной обработке, упражнениях, тренировке.

Работа диктора заключается главным образом в чтении у микрофона различного рода материалов. Чтение — первая и основная обязанность диктора. Отсюда вытекает требование к диктору — в совершенстве знать методы и приемы вырази­тельного логического чтения и безукоризненно владеть ими на практике. Он должен глубоко вживаться в содержание текста, чтобы интонации, темп, ритм и все другие качества чтения на­ходились в полном и строгом соответствии с авторским замыс­лом. Тогда диктору легко будет выступать не только в роли чтеца, но стать как бы и соавтором передачи.

Чтение диктора должно как можно больше походить на разговорную речь, чтобы слушатели не чувствовали печатного листа, а были бы убеждены, что диктор разговаривает с ними, ведет задушевную беседу, передает им свои мысли, свои чув­ства, говорит о своих наблюдениях и переживаниях, вскрывая свое отношение к передаваемым материалам, стремясь при­близить свое чтение к разговорной интонации.

Разговорность требует, чтобы диктор разнообразно, со сме­ной ритмов, темпа, интонаций, с насыщенными паузами и верными логическими ударениями передавал текст, живо и убедительно раскрывал авторский замысел. При таком чтении диктор становится как бы соавтором: читая, он как бы говорит от себя.

Есть дикторы-автоматы и дикторы-индивидуалисты. Что такое диктор-автомат? А это такой самоуверенный, само­успокоившийся товарищ, который выработал для себя приемы чтения, пригодные для всех случаев жизни, и шпарит их под­ряд. Последние известия, в которых сообщается о наших успехах, «рвану» на полном мажоре… И так все без раздумья, без анализа содержания, по заранее затверженному закону, как дьячок на клиросе, — на такой-то глас.

А диктор-индивидуалист — это другое. Он все окрашивает в свое «я», он не меняется ни в одной передаче, он всегда оди­наков, всюду несет свою персону. Долго слушать его невоз­можно — надоест».

Надо не забывать о цели и характере того, о чем читаете, избегать поучающего тона; его не любит слушатель, не укрупнять материал; не перенасыщать его гиперболи­ческими интонациями; не читайте каждое слово с большой буквы, не выражать голосом не нажитых чувств; все равно это прозвучит фальшиво и не убедит слушателя. Гораздо важнее разобрать суть произведения, чем щеголять красивым голо­сом. Надо избегать равнодушия к слушателю, но и не расшарки­ваться перед ним, не злоупотреблять излишней «уважитель­ностью»: все хорошо в меру.

Диктора должен волновать его материал, как бы «сух» он ни был. У спокойного, безразличного диктора — плоские, пу­стые интонации, у него нет эмоциональной и «эстетической границы» между Пушкиным и Энгельсом. Он все читает оди­наково и бездушно.

Диктору надо уметь сразу, при самом беглом знакомстве с текстом, усваивать содержание и стиль передачи, чтобы взять верный тон и правильно прочитать ее у микрофона.

Для того чтобы выработать у себя этот навык, надо долго и постоянно тренироваться. Лучшим упражнением для этого является каждодневное чтение вслух с листа. Смело берите са­мые различные материалы различных авторов, различных эпох и стилей. Это поможет вам не только выработать в себе умение быстро и точно схватывать идею, но и научит разли­чать богатое разнообразие стилей, отчего ваше чтение тоже сделается разнообразней, ярче и интересней».

Образцом дикторского исполнения  являлось  чтение Ю. Б. Левитана: он читал просто, ясно, убедительно, разго­ворно. Его интерпретации всегда были строго подчинены смыслу, содержанию передаваемого материала, замыслу автора, кото­рые он раскрывал с предельной полнотой и глубиной. Для каждого материала у него находились свои голосовые краски, нюансы и свой тон. Повествовательные тексты Левитан читал эпически спокойно, не спеша, как будто рассказывал и объяс­нял слушателю то, о чем узнал от автора. Описательные тек­сты передавал выпукло и рельефно, будто сам видел описывае­мое и тем заставлял и слушателя зримо представлять его.

Каждый хороший диктор стремится выработать свою, ему присущую манеру чтения, «свой почерк в эфире». По этому «почерку» их узнают радиослушатели.         

В понятие радио почерка входят все особенности, отличающие одного диктора от другого: тембр голоса, дикция, манера подачи материала. Иногда начинающие дикторы опасаются, что, сохраняя свой индивидуальный радио почерк, они могут «заштамповаться». Такие опасения напрасны. Радио почерк это не штамп. Штампы появляются у диктора лишь тогда, когда он, успокоившись на достигнутом, перестал работать над собой, над повышением своей творческой квалификации.  

Правильному Пониманию радио почерка мешает то, что иногда смешивают работу диктора с работой актера, пытаясь установить между ними полное сходство. При этом ссылаются на труды К. С. Станиславского (а ведь если бы К. С. Стани­славский обращал свое слово к дикторам, то, вероятно, он ска­зал бы нечто иное, чем об актерском труде). Иногда говорят:

«Как мало интересен актер, у которого во всех ролях выпи­рает его индивидуальность и который одинаков, какую бы роль он ни исполнял!» Если говорить об актерах, то это пра­вильно. Но какое отношение имеет это к диктору? Представь­те себе, что диктор начнет до неузнаваемости перевоплощаться то в лектора, то в председателя колхоза, то в дипломата… Этот порочный прием недопустим в дикторской практике. Уме­ние перевоплощаться необходимо актеру, но что хорошо ак­теру, то не всегда нужно и полезно диктору.

Вершиной дикторского мастерства является умение, всегда оставаясь самим собой, по-разному, в зависимости от содержа­ния, творчески интерпретировать самые разнообразные мате­риалы.

Речь диктора, его чтение должны быть безукоризненно пра­вильными и образцовыми с точки зрения соблюдения правил орфоэпии и постановки ударений.

Само собой разумеется, что диктор должен в совершенстве знать свой родной язык — особенности его структуры, оборо­тов речи, лексики, фонетики и пр. Радио, выполняя свои пря­мые задачи, призвано вместе с тем поднимать культуру речи, учить правильному произношению, очищая родной язык от диалектизмов, от словесного мусора. И эту свою функцию ра­дио выполняет прежде всего и главным образом через жи­вую, безукоризненно правильную речь диктора. Диктору ни­когда не следует забывать об этой стороне дела и быть до щепетильности строгим и требовательным к своей орфоэпии: не только на работе, у микрофона, но и повседневно в быту следить за собой, за чистотой своей речи.

Дикторам всегда необходима четкая договоренность об ударениях в словах родного языка, а также в словах ино­странного происхождения, в неруссифицированных фамилиях, в названиях, терминах.

Материалы, которые приходится читать диктору, разнооб­разны: это — информация, публицистические статьи, лекции ученых, беседы, статьи из газет, художественная проза, стихи и т. д. Диктору надо уметь быстро и верно ориентироваться в материалах любого содержания, любой трудности, правильно и свободно произносить незнакомые слова, наименования, лег­ко разбираться в иностранных терминах. От диктора требует­ся способность быстро переключаться с одного материала на другой.

Успешно справиться с этими нелегкими задачами может диктор, обладающий всесторонними, энциклопедическими зна­ниями, эрудированный в современных достижениях науки и техники, литературы и искусства, знакомый с музыкальной грамотой. Ему нужно знать также по крайней мере один из иностранных языков, а еще лучше, если диктор ориентируется в нескольких иностранных языках, т. е. знаком с основами фо­нетики, транскрипции, ударениями этих языков. Это даст ему возможность правильно и свободно произносить иностранные слова.

Только обладая этими качествами, диктор может быстро и правильно разобраться в содержании материала, читать его уверенно и свободно, как бы делясь со слушателями своими знаниями, своими чувствами.

 Чтобы слово звучало живо, убедительно, доходчиво, диктор должен не только уметь читать любой текст, но и уметь вести устный разговор, говорить не по бумажке, а от себя. Практика иногда требует от диктора умения сказать от себя несколько слов, сократить на ходу текст вступительного кон­феранса к спектаклю, чтобы успеть вовремя включить зри­тельный зал, кратко изложить содержание действия, сформу­лировать концовку передачи, сообщить слушателям о внезап­ном изменении в программе и т. д.

Разумеется, если диктор читает политический материал, директивные документы или научную статью, он обязан прочи­тать их, ни на одну букву не отступая от текста. Зато объявле­ние в концерте только тогда звучит хорошо, когда диктор не читает его по заранее заготовленной бумажке, а говорит свои­ми словами, как ведущий с эстрады. Папка концерта — толь­ко конспект, только тезисы, по которым диктор должен вести передачу. К сожалению, далеко не все дикторы решаются «ото­рваться от текста».

 А как приятно бывает услышать от диктора живое слово во время трансляции оперы, драматического спектакля или концерта, когда он своими словами рассказывает, что проис­ходит на сцене, комментирует концертный номер. Эти живые, непосредственные впечатления неизменно импонируют слуша­телю.

Нам остается назвать еще одно важное качество, которым должен обладать диктор, — это хорошие организаторские спо­собности. Ведь диктору приходится не только читать мате­риал, но и следить за хронометражем передачи, смотреть на часы, связываться с диспетчером, договариваться с операто­ром, с исполнителем, снимать или добавлять музыкальные но­мера, быстро находить выход из самых трудных положений.

Для этого нужны большая собранность и внимание, четкость в работе и оперативность.         

Таковы качества, определяющие творческое лицо диктора на радио.

 

 

Глава III. РЕПОРТАЖ И ЖИЗНЬ

 

Успех радиопередачи зависит от ее содержания, формы подачи, технических возможностей и учета психологии слушателя.

Все авторы, которые пишут о радиорепортаже, приходят к единому мнению, что этот жанр лучше других позво­ляет рассказать о событии так, что радиослушатель стано­вится как бы непосредственным свидетелем или участником его. Итак, репортер находится в гуще жизни. Казалось бы, простая вещь, тысячу раз повторенная на страницах печати, на различных творческих совещаниях. Но может быть имен­но потому, что эти слова привычны, мы часто произносим их, не задумываясь над сущностью выражений «гуща жиз­ни», «знание жизни».

Действительно, корреспондент, который по своей прямой служебной обязанности должен следить за всеми событиями, отбирая наиболее важные из них, и информировать об этом радиослушателей или читателей газет, должен хорошо знать жизнь. Но как ни странно, многие журналисты проходят ми­мо важных явлений, не умеют глубоко раскрыть тему, до конца осмыслить события, свидетелями которых они были.

В записной книжке одного писателя есть любопытное; наблюдение: «Когда кондуктор объявляет, что трамвай идет только до определенной остановки, среди присутствующих обязательно найдется человек, который обязательно спросит:

«А дальше не пойдет?» Сколько раз наблюдали подобные сцены многие из вас, но подметил этот психологический мо­мент писатель!

У юристов бытует полушутливое-полусерьезное мнение:

— Никто так не ошибается, как очевидцы.

Действительно, очень часто непосредственные впечатле­ния очевидца мешают человеку быть объективным. Как пра­вило, он обращает внимание на детали, которые успел уло­вить, которые ему сейчас, в данный момент, кажутся наибо­лее важными. Общеизвестно, что чем больше времени про­ходит со дня какого-нибудь события или факта, тем объек­тивнее становится наше суждение о нем.

Искусство журналиста в том-то и заключается, чтобы среди множества фактов и событий найти главные, характер­ные, типические.

Наш век — век высоких скоростей и удивительно быстрого темпа. Мы — свидетели того, как необычайно ускоряются шаги истории. Десятки веков потребовались людям, чтобы перейти от каменного топора к железному. Прошло много столетий, прежде чем появились ручные станки.

А в двадцатом веке ученые, техники подарили нам сразу: автоматику, чудеса химии, самолеты, кинематограф, радио, телевидение, спутники, космические корабли. Причем, дости­жения науки и техники широко используются в трудовой дея­тельности человека, в быту. В процессе труда создаются не только материальные, но и духовные богатства. В этом сложном процессе происходит развитие самого человека. В труде человек утверждает себя как личность, проявляя свою подлинно человеческую сущность. Всеми своими способ­ностями, умственными и физическими, он обязан прежде все­го труду. Отношение к труду выступает как важнейший оп­ределитель ценности человеческой личности, ее моральных принципов, взглядов на жизнь.

«…Всякая так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом…»,- писал Карл Маркс ·.

Вот на это влияние труда на развитие человеческой лич­ности, развитие духовного богатства человека, как мне кажется, многие журналисты не обращают достаточного внимания.

Они отстают от быстрого темпа жизни и забывают, что радиослушатель сегодня не тот, каким был, скажем, десять лет или даже год назад. Возьмем, например, информирован­ность людей о событиях в стране и за рубежом. Если раньше для того, чтобы новость дошла из столицы куда-нибудь, ска­жем, в Сибирь или на Дальний Восток, нужны были многие месяцы, то сейчас достаточно включить радиоприемник или телевизор, чтобы эти новости из Москвы или другого круп­ного культурного центра были доставлены прямо на дом.

Хорошей лектор всегда должен отчетливо представлять, перед какой аудиторией он будет выступать. Было бы странно лекцию, подготовленную для школьников, услышать, до, пустим, в стенах Академии наук.

Хороший репортер также всегда думает о том, когда, в какое время пойдет его репортаж. Причем, он учитывает не только время суток, но и место, которое должен занять репортаж в выпуске. Ибо одно требование к репортажу, который идет на открытии выпуска, и иное к пленке, которая будет заверстана в конце. Точно так же одно требование предъявляется к материалу, предназначенному для радиожурнала, и другое — к самостоятельной, отдель­ной передаче.

Журналист всегда должен помнить об интересах радио­слушателя, знать, что волнует умы и сердца его современни­ков. Недаром А. Толстой заметил, что «журналистика — это секундная стрелка истории».

Всегда ли мы учитываем требование радиослушателя, его интересы, запросы, его уровень и кругозор, возможности к восприятию наших материалов? Всегда ли мы отвечаем на вопросы, которые волнуют определенную аудиторию радио­слушателей?

Многое зависит и от умения репортера за случайным, ча­стным явлением жизни, отдельным случаем, эпизодом уви­деть общественный смысл, а это умение определяется сте­пенью идейно-политической зрелости автора. Журналисту никогда не следует забывать, что у печати, радио и телеви­дения есть две функции: они являются орудием целенаправ­ленного формирования общественного мнения и одновремен­но его рупором.

То, что волнует людей сегодня, те задачи, которые они в настоящее время решают,-именно это является предметом общественного мнения. Как известно, общественному сознанию, а значит, и общественному мнению как одной из его категорий, при всей зависимости их от общественного бытия присуща относительная самостоятельность. Иными словами, общественное мнение является большой силой в жизни общества. В связи с этим все возрастающее значение приобретает вопрос о сознательном, целеустремленном формировании общественного мнения в условиях нашей действительности и о роли в этом процессе радиожурналистики.

Бурное развитие связи, техники сблизило народы, и то, что происходит сегодня на одном конце планеты, моментально становится известно и на другом.

Большое внимание информационным материалам уде­ляется всеми радиокомпаниями мира. Так, в программах американских радиостанций и сетей первое место занимают комментарии на актуальные темы, ин­тервью, озвученная информация (на них падает более 30 про­центов объема вещания). Проведенный во Франции опрос по­казал, что 25 процентов радиослушателей отдают предпочтение такой форме передач, как репортаж. В программы нашего радио все чаще стали включаться интервью, документаль­ные записи.

Особенно большую роль играют репортажи. Нашими радио-журналистами накоплен богатейший опыт в этой области. Сейчас уже есть возможность проследить, как изменился репортаж за минувшие годы и каковы тенденции его дальнейшего развития. Вопросы эти немаловажные. Ведь теоретическое осмысливание накопленной практики в конечном итоге помогает совершенствовать эту практику.

 Опыт работы на радио позволяет утверждать, что многие начинающие репортеры на ощупь открывают то, что давно известно их старшим товарищам. Они впустую тратят много времени на выяснение вопросов, которые в свое время разрешила сама жизнь.

Прежде чем перейти к рассмотрению эволюции этого жанра на радио, отметим, что репортажи разделяются на два вида: эфирный и записанный на пленку. Такое деление позволит лучше разобраться в структуре репортажа и его осо­бенностях.

Вначале-об эфирном репортаже. Чтобы разобраться, каким он должен быть сегодня, очевидно, уместно вспом­нить историю его возникновения.

B ноябре 1965 года эфирному репортажу на советском радио исполнилось 40 лет. Многие тысячи восторженных пи­сем получили работники радио в 1925 году, после первого репортажа с Красной площади о праздновании восьмой го­довщины Великой Октябрьской социалистической революции. Сохранились и воспоминания о том, как проводились репортажы в те годы.

Так, 7 ноября 1925 года в Москве у Политехнического му­зея была установлена трибуна с будкой. На трибуне полот­нище с надписью: «Пролетарии Москвы! Голос вашей Ок­тябрьской демонстрации слушают по радио рабочие всего мира!»

А через улицу был, протянут плакат с надписью: «Микро­фон включен. Пойте вместе снами!»

Студенты, приглашенные для участия в трансляции, пели революционные и народные песни. Стоя на трибунах, они начинали песню, которую подхватывали проходившие колон­ны. Здесь же, на трибуне находились музыканты. Это было трио гармонистов, барабанщик и горнист.

В то время считали (как об этом писалось в журнале «Радиослушатель»), что «в дни массовых демонстраций ми­крофон должен стать огромным звуковым зеркалом, отра­жающим всю гигантскую картину нашего социалистического строительства».

Прямые эфирные передачи велись с различных совеща­ний, митингов. Микрофоны радио поднимались на стратоста­те, опускались под воду, включались на Днепрострое, в кол­хозах, на заводах. Организация эфирных передач была очень ясной она требовала основательной технической подготовленности и журналистского мастерства.

Подчас подготовка к эфирному репортажу длилась не­сколько недель. Немалую сложность представляла и техни­ческая сторона передачи. Так, например, на разных участках Днепрогэса было установлено 16 микрофонов. В течение передачи 25 раз производилось переключение с одного микро­фона на другой.

Не приходится говорить о том, какие высокие требова­ния предъявлялись к комментаторам тех лет.

От них требовались изобретательность, находчивость, моментальность реакции.

После Великой Отечественной войны широкое распространение получила магнитофонная запись. Магнитофонная лента крыла новые возможности в творчестве радиожурналистов. Запись на пленку быстро завоевала право гражданства и оттеснила микрофон, установленный на месте события. Эфирный репортаж был вытеснен из сетки радиопередач.

В первые годы вещания само появление журналиста с микрофоном уже было событием. Теперь же людей трудно удивить микрофоном. Сегодня имеется практическая возможность вести прямые эфирные репортажи из любого места нашей страны. А репортажи из космоса! Вспомним, как наши космонавты рассказывали о том, что происходит у них в кабине корабля, как выглядит космос, как они чувствуют себя в состоянии невесомости… Вот этого-то и не хватало этим радиожурналам. В то время в редакции «Последних известий» Всесоюзного радио велось много дискуссий о репортаже. Проблемами ра­диорепортажа интересовались и журналисты на местах.

Раньше не было и материального сти­мула для работы над радиорепортажем. Ведь каждый журна­лист, занимающийся звукозаписью, знает, что радиорепор­таж — это очень трудоемкая форма. На него нужно затратить минимум 2-3 дня. Нужно провести много времени в аппарат­ной для того, чтобы отмонтировать документальные записи.

Репортажем занимались только одни энтузиасты. Они и попытались возродить этот жанр.

Прошло еще некоторое время, и вернулись к старой фор­ме «С микрофоном по родной стране». В эти выпуски включа­лись различные документальные записи, а дежурный репор­тер в меру своих способностей комментировал те события, ко­торые были зафиксированы на магнитофонной ленте.

В это же время широко использовалась передача докумен­тальных записей по проводам. Причем, документально звуча­ли рассказы корреспондентов, полученные по проводам для записи на магнитофонную пленку.

Прошло еще некоторое время. Однако и эта радиоформа вскоре изжила себя, так как она не смогла соперничать с дру­гими выпусками. Большое влияние на выпуски в то время имели творческие поиски международной редак­ции. Коллектив журналистов-международников неустанно искал новые формы передачи событий между­народной жизни. В эфире звучали голоса людей, записанные по телефону из разных концов нашей планеты. Включались короткие документальные записи о сегодняшних событиях в международной жизни.

Надо отметить, что в это время резко стало меняться лицо многих газет. Они перестали быть похожими одна на другую. С читателем стали говорить более откровенно, просто, заду­шевно. Такой разговор был необходим ‘и с радиослушателем. Появились газеты, в которых радиожурналисты отвечали на письма радиослушателей, поднимали важные во­просы, но, как правило, это делалось без документальных записей.

Ритм жизни заставил поставлять радиослушателю но­вости в тот же час. И многие литературные, и технические огрехи в документальных записях прощались потому, что пленки подготавливались очень оперативно.

В достаточной степени не была проявлена требователь­ность к слову, к мастерству, к выбору тем и их решению. И снова как когда-то резко упало количество откликов.

Между тем жизнь шла вперед. Репортаж продолжал раз­виваться. Шло постепенное накопление журналистского опы­та в этой области. Отношение к документальным записям ста­ло более требовательным. Появились и исследования о репор­таже.

Большинство радиожурналистов, которые занимаются ис­следованием этого жанра вещания, выделяют следующие из них:

  1. «Живой» репортаж, передаваемый непосредственно с 1 места события, то есть эфирный репортаж.
  2. Текстовой репортаж или репортаж из студии, т. е. ре­портаж, который создается после возвращения журналиста с места события. При этом отмечается, что, работая над созда­нием репортажа в студии, журналист уже утрачивает то эмо­циональное состояние, в каком он был на месте события. Но зато этот репортаж дает возможность отобрать самое главное, дать концентрированную информацию.
  3. Проблемный репортаж или репортаж-лекция. Здесь имеется в виду выступление специалиста не из студии, а не­посредственно с места», где он работает (конструктора или ра­бочего у машины, агронома в поле, ученого из лаборатории и т.д.).
  4. Репортаж-композиция или инсценированный репортаж. Он состоит из документальных записей, рассказывающих о конкретных людях и событиях. Но для усиления эмоциональ­ного воздействия на слушателя в такой репортаж вводятся звуки, не только записанные на месте события, но и взятые из фонотеки. В эти репортажи включается также музыка и стихи.
  5. Репортаж-комментарий. Здесь журналист выступает в роли комментатора события, стремясь за короткое время поз­накомить радиослушателя с событием, длившимся значитель­ное время. Отдельные мысли и положения комментария ре­портер иллюстрирует документальными записями, сделанны­ми на месте события, то есть в этой форме журналист стремит­ся как бы дать звуковую «фотографию» события.
  6. Репортаж в форме коллективной беседы или дискуссии
  7. Репортаж-очерк или познавательный репортаж. Этот вид репортажа очень близок к путевым заметкам. Он расска­зывает не только о событии, но и знакомит радиослушателя со всем новым, что увидел журналист во время поездки по стране, городу или при посещении какого-нибудь интересного объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ΙV. Информационно-публицистические жанры радиожурналистики

 

Мне бы хотелось представить вам один из жанров радиожурналистики. Это радиобеседа.

Как и в ряде других жанров, например комментарии, в радио­беседе используется только одно главное выразительное средство радиожурналистики ~ звучащее слово. Назначение беседы на радио во многом сходно с назначением различных жанров научно-популяр­ной литературы. Научные идеи, сложные проблемы политики, эконо­мики, искусства в беседе излагаются популярно, с расчетом на ак­тивное восприятие содержания беседы разнообразной по составу мас­совой аудитории.

Лекция в зале почти всегда предназначается для определенно­го круга людей, специально интересующихся данной темой, обладаю­щих определенными общими представлениями и знаниями в этой обла­сти, знакомых со специальной терминологией.

Радиоаудитория слушающая беседу, как правило, представляет самые разные слои населения, различавшиеся по своим запросам и интересам, по уровню общих и специальных знаний.

Всякая беседа предполагает особую ситуацию речевого общения-собеседования, то есть разговора, в котором принимают участие собеседники. Рассматриваемый нами здесь жанр радиожурналистики потому и получил свое название — радиобеседа, что ему свойствен­на эта ситуация, однако не в обычной форме (как это имеет место в бытовой или деловой беседе), а в преобразованном виде. Своеобразие радиобеседы состоит, во-первых, в том, что собеседники не присут­ствуют физически в одном месте, а отделены друг от друга прост­ранством — часто многими тысячами километров. Во-вторых, в про­цессе радио собеседования один из собеседников — автор — находит­ся у микрофона и действительно обращается к другому — радиослу­шателю, который мыслится как активный участник этого двустороннего контакта. Пожалуй, некоторую аналогию этому процессу можно обнаружить в таком жанре эпистолярной литературы, как письмо. Автор письма также ведет мысленный разговор с человеком, которому адресовано письмо.

Беседа — это не просто описание и оценка явления или собы­тия. Нередко она бывает вызвана определенным оперативным поводом, у нее есть посылка. Автор привлекает к участию в анализе своего материала слушателей. Слушатели с самого начала и в течение всей беседы должны чувствовать ход мыслей автора. Этот процесс можно было бы назвать параллельным мышлением, сопереживанием, когда слушатель одновременно с выступающим у микрофона оказывается пе­ред проблемой и вместе с ним на основе им обоим известных фактов приходит к определенным правильным выводам. Это требует от беседы последовательного, логического развития одной главной идеи. От­ступления, которые возможны и часто неизбежны в беседе, должен лишь подтверждать, иллюстрировать, усиливать развитие главной идеи.

Многолетний опыт радиожурналистики свидетельствует о том, что подобный процесс параллельного мышления чаще возникает у слу­шателя тогда, когда автор беседы говорит у микрофона без текста, выступает с импровизированной беседой. Именно естественный про­цесс мышления, который обязательно отражается в эмоциональной окраске беседы, в живой разговорной интонации, больше, чем что-нибудь иное, вовлекает слушателя в собеседование, заражает его предметом разговора. Устность синтаксиса, непосредственное обра­щение к слушателю (однако не такое, как с трибуны в зале, а по­добное обращению к слушающему нас собеседнику) создают тот эф­фект присутствия, который считался привилегией внестудийных пе­редач, в основном репортажа.

Действительно, для внестудийных передач, для радиорепортажа этот эффект характерен. Но создание эффекта присутствия должно быть целью каждой передачи (а не только внестудийной), в каком бы жанре она ни была решена.

Если в репортаже микрофон переносит нас на место события, превращает слушателя в его участника, то в других жанрах, напри­мер в беседе, этот эффект достигается благодаря тому, что автор, выступающий у микрофона, «приходит» к слушателю домой и говорит с ним в привычных для него условиях. Решавшую роль в данном слу­чае играет слово — форма его подачи, интонация. Слушающий в про­цессе восприятия передачи должен забыть о том, что с ним говорит радио, а не конкретный пришедший к нему домой человек. Только в этом случае передача создает эффект присутствия. Только при этом передача по-настоящему волнует и увлекает слушателей, а личность выступающего становится им небезразличной. Помехой для установ­ления контакта говорящего со слушателем является, как это ни парадоксально, использование таких, казалось бы, естественных для радиовещания слов, как «радиослушатели», «микрофон», «плен­ка». Эту помеху можно, да и нужно устранить. Ибо общение говоря­щего у микрофона и слушающего у себя дома с помощью радиоприем­ника или репродуктора совсем не требует, а, наоборот, исключает постоянное напоминание о том, что один из них слушатель, что бе­седа происходит посредством радио.

Слова: «Рядом со мной сейчас Михаил Михайлович Иванов» — более уместны, чем: «Рядом со мной у микрофона сейчас находится Михаил Михайлович Иванов». А разве обращение: «Здравствуйте, то­варищи!» — хуже и несет меньше информации, чем: «Здравствуйте, то­варищи радиослушатели!»

Создать атмосферу общения журналисту помогут актуальность рассматриваемой в беседе темы, такие качества передачи, как за­нимательность, оригинальный сюжет, живое начало.

Нередко уже само название передачи предопределяет интерес к ней и чем удачнее выбрана тема, тем меньше необходимость в ее пространной мотивировке.

Решающим фактором для возбуждения интереса к беседе может быть и личность выступавшего. Ибо одно имя автора, его компетент­ность в той области, которой посвящена данная беседа, могут сами по себе привлечь внимание слушателя.

Беседа по радио отличается от непосредственной живой беседы тем, что слушающий не в состоянии прервать выступающего, задать ему вопрос, переспросить. Поэтому выступающий должен предвидеть возможные вопросы и отвечать на них так, как он отвечал бы в «живой» аудитории.

Для того чтобы контакт говорящего и слушающего был действительно прочным, устойчивым, полезно употреблять формы прямого обращения к слушателям. Это, на первый взгляд, формальное требо­вание психологически глубоко обосновано. В самом деле, если ав­тор решит использовать слово «вы», он обязательно должен будет ответить на вопрос, какое отношение к слушателю имеет предмет бе­седы. Иначе говоря, будет вынужден объяснить слушателю важность для него, слушателя, обсуждаемого предмета. И если ему это уда­ется, слушатель примет беседу близко к разуму и сердцу, она за­тронет его мысли и чувства, глубоко заинтересует его.

Приведем в качестве примера фрагменты беседы из цикла «Здо­ровье». Общий объем беседы 9 минут. Она посвящена профилактике нервных заболеваний.

«… Надо сказать, что люди, у которых только-только начинаются невротические расстройства, редко обращаются к врачу. Они объясняют их просто плохим настроением, уста­лостью. И только тогда, когда такие болезненные состояния переходят в ярко выраженный невроз, они наконец обращаются к врачу.

Что же главное в профилактике нервных заболеваний? Отвечая на этот вопрос, хочу еще и еще раз подчеркнуть — правильный ре­жим жизни. Он касается труда, отдыха, питания, сна.

Нормальный, достаточно продолжительный сон — важная форма пассивного отдыха. В состоянии сна человек проводит приблизитель­но треть жизни. Достаточный сон ограждает человека от развития невроза и его последствий — гипертонии, язвенной болезни, холе­цистита и других заболеваний. Как говорится, нормальный сон -это здоровье…

… Многочисленные факты свидетельствуют, что эмоциональное состояние, то есть то, что в быту, в жизни называют обычно на­строением, оказывает первостепенное влияние на работоспособность. Горе и радость, грусть и веселье, страх накладывают отпечаток на трудовую деятельность человека.

Эмоция — это выражение жизни. Проблема эмоций в физиологии до сих пор остается одной из наименее изученных. Это объясняет­ся сложностью самой проблемы и тем, что не так легко найти мето­ды, которые бы полностью раскрыли происходящие в организме под влиянием эмоций физиологические сдвиги. Но вы можете спросить, можно ли управлять эмоциями? Воспитывать их, трезво оценивать случившееся? Да, эмоции поддаются воспитанию и тренировке. Вос­питание эмоций — это воспитание чувств, воспитание умения прео­долевать отрицательные эмоции, ослаблять их, закалять силу воли, воспитывать выдержку, твердость характера.

Если речь идет о разочаровании, раздражении, связанных с невозможностью достигнуть поставленную цель или выполнить какие-либо планы, — убедите себя, что данная цель — не единственная, что достижение ее не так уж много дало бы вам. Вы увидите, что чувство неудовлетворенности исчезнет. Другой способ — увлечение новым делом. Когда вы поставите перед собой новую цель, важность прежней покажется вам уже меньшей.

Практический опыт показывает, что отрицательные эмоции снижают работоспособность, приводят к нарушению регулирующего влияния коры головного мозга на деятельность внутренних ор­ганов, могут вызвать и нервные заболевания. Эмоции же поло­жительные воодушевляют человека. Под влиянием положительных эмоций человек спокоен, уравновешен, без заметной усталости выполняет любую работу.

Вот почему так важно, повторяю, уметь управлять своими эмоциональными реакциями, не допуская развития отрицатель­ных эмоции. Вот почему у людей и здоровых и больных следует пробуждать эмоции положительные. Достигается это многими способами. Одному человеку может поднять настроение музыка, другому — прогулки на свежем воздухе, третьему — хороший, спокойный сон и так далее.

Очень важное значение для сохранения нервной системы, для поднятия настроения имеет обстановка в доме, в рабочем коллективе. Слишком дорогой ценой расплачиваются люди за хамство, грубость, невоспитанность. «Ничто не дается так дешево и не ценится так высоко, как вежливость», — говорит­ся в известном изречении, и в этом большая правда.

Наша медицинская статистика — один из показателей бла­гополучия или неблагополучия в деловых отношениях на любом предприятии. Вы знаете по себе, как легко и приятно рабо­тать, когда обстановка в коллективе товарищеская, когда ува­жительно относятся друг к другу, когда мастер, бригадир, заведующий отделом — справедливый, принципиальный человек.

На службе здоровья должны стоять не только врачи, но и те, кто имеет непосредственное отношение к человеку».

Хотя беседе, как жанру, присуши широкие обобщения, она, как правило, бывает удачной лишь тогда, когда в ней рассматривается одна основная, можно сказать, сквозная тема. Взаимосвязь событий порой вызывает соблазн показать эту широкую взаимозависимость. Но здесь автора подстерегает опасность многотемья, а следователь­но, поверхностного, торопливого, мимоходного разговора обо всем понемногу. В беседе целесообразно последовательное рассмотрение новых фактов и явлений. Каждый новый термин, который может быть неизвестен слушателю, должен быть пояснен через понятия, уже из­вестные ему. В беседе допустимо минимальное использование цифр, да и то при условии их наглядности, сравнимости.

Беседа — один из тех жанров, которые не могут быть состав­ной частью другой большой передачи.

В последнее время удобной формой общения со слушателями стала передача «Беседа за круглым столом». В данном случае много­сторонний анализ проблемы выигрывает от различных подходов к ее решению, к анализу ее различными специалистами по данному вопро­су. Сопоставление их мнений, за которым обычно следует признанный всеми участниками беседы вывод, значительно глубже и больше убеждает слушателя в его закономерности, поскольку проблема об­суждается группой ведущих специалистов по проблеме.

Один из участников «Беседы за круглым столом» выполняет роль ведущего. Он обычно ставит вопросы, предоставляет слово дру­гим участникам, сводит воедино их мнения и делает обобщавшие вы­воды.

Подготовка «Беседы за круглым столом» отличается немалым своеобразием. Тексты выступлений участников беседы, как правило, не пишутся. Это в полном смысле слова живая бестекстовая беседа. В то же время в большинстве случаев такие беседы предварительно записываются на пленку. Это позволяет участникам вести разговор более легко, свободно, непринужденно, не опасаясь неудачно выра­женных мыслей, оговорок. При необходимости они могут быть выреза­ны, а отдельные фрагменты беседы можно записать на пленку снова.

Одну из разновидностей «Беседы за круглым столом» представ­ляет собой широко используемая в вещании на зарубежные страны передача, которая ведется в форме ответов на письма радиослу­шателей. В такой передаче, как и в обычной беседе за круглым сто­лом, три-четыре участника, один из них — ведущий. Он открывает передачу, знакомит слушателей со своими коллегами, читает вопро­сы слушателей, называя при этом их фамилии и адреса, и предостав­ляет слово для ответа на письма, иногда дополняет своих собесед­ников, подытоживает сказанное и делает общие выводы. Участие ве­дущего в такой передаче, его вопросы, реплики, дополнения актив­но помогают поддерживать контакт со слушателями, способствуют возникновению «эффекта собеседования».

Как готовится эта передача? Обычно вначале редакция отбира­ет интересные вопросы, которые касаются разных сфер — политики, экономики, быта. Иногда, чтобы сделать передачу более живой, за­нимательной, в этот перечень включают один-два смешных или даже курьезных вопроса. Вопросы отпечатываются и раздаются участникам передачи за несколько дней до записи. Каждый из них готовит от­веты на все вопросы без исключения. Причем в процессе подготов­ки участники не консультируются друг с другом. Передача никогда не репетируется и сразу же записывается на пленку. Участники пе­редачи имеют лишь планы ответов или краткие заметки для памяти, но ни в коем случае не пишут предварительно текстов. Так как каж­дый обдумывает ответы на все вопросы, он всегда может по ходу пе­редачи дополнить своего товарища. Ответ на каждый вопрос занимает не больше одной-двух минут и касается самого главного. Быстрое чередование ответов, частая смена голосов усиливают динамичность обсуждения. Эта передача никогда не идет в эфир в «живом» вари­анте. Она записывается на пленку, и если возникает необходимость, то любая ее часть переписывается.

На примере ответов на письма радиослушателей видно, насколь­ко обогащает передачу, усиливает ее эмоциональное воздействие звучание живой человеческой речи, голосов участников передачи. Ин­тересные вопросы радиослушателей, бестекстовая импровизированная беседа, элементы обсуждения, дискуссии, естественные разговорные интонации — все это делает передачу особенно убедительной и дей­ственной. К тому же ее можно записать таким образом, чтобы она по объему точно соответствовала выделенному для нее отрезку вре­мени в программе, и при этом ни один из вопросов, которые хотят обсудить участники передачи, не будет упущен.

В зависимости от объема предоставленного времени каждый участник беседы строит свою часть так, чтобы добиться нужного пропагандистского эффекта. Если времени мало, его выступление бу­дет напоминать тезисы комментария, если больше, например, четы­ре-пять минут — собственно комментарий. Успех передачи зависит от таких условий, как правильный учет психологии, характера ауди­тории, ее основных нужд и проблем, удачный выбор темы, исполь­зование специфики радио.

 Остановимся на некоторых чертах таких жанров, как ра­диоочерк, радиорассказ, радиофельетон, на тех элементах, которые сближают их с информационными и позволяет использовать их в информационных передачах или в передачах, сочетающих в себе информации и публицистику.

В отличие от уже рассмотренного нами жанра, радиорассказ, радиоочерк, радиофэльетон представляют собой жанры художественно-публицистические. Они находятся на границе между собственно радиожурналистикой и радиодраматургией. Практически в каждом из них в различных соотношениях фигурируют, переплетаясь, информа­ции, корреспонденция, беседа, интервью, репортаж. Таким образом, в определенном смысле они могут быть названы производными, вклю­чающими в себя элементы вышеназванных основных жанров.

Структура их характеризуется синтезом и взаимодействием до­кументальных в литературно-художественных элементов. Документаль­ные факты, портреты и характеристики конкретных людей, реально существующих и действующих, сочетаются в них с широкими обобще­ниями, художественными отступлениями, художественным домыслом. Причем преобладать в этом сочетании могут иногда одни, иногда другие элементы. В тех случаях, когда эти жанры используются в информационных передачах, когда они, следовательно, несут инфор­мационную нагрузку, документальные элементы в них усиливаются, акцентируются.

В основе раднорассказа и радиоочерка лежат не редкие или частные случаи, а типичные факты, жизненно важные коллизии, в центре их всегда находится человек — творец события. Через дела и поступки, действия, чувства и мысли людей радиожурналист рас­крывает суть фактов, показывает жизнь, ее глубинное течение. Герои событий при всей своей индивидуальности обладают типически­ми чертами, присущими многим людям, целым социальным группам нашего общества.

В процессе анализа и обобщения жизненного документального материала журналист вправе переходить к размышлениям общего пла­на, обобщениям, художественным предположениям. Таким образом, ра­диорассказ и радиоочерк закономерно становятся в ряд литературных произведений.

Но, с другой стороны, использование в радиорассказе, радио­очерке документальных звуковых записей, специфических для радио средств выразительности, включение в их ткань живых голосов, ин­тервью или репортажных фрагментов повышает степень их докумен­тальности, информативности. Эти радиожанры представляют собой не просто журналистское или литературное описание событий, диалогов, размышлений героев, а звуковую, звучащую запись событий и той акустической среды, в которой происходит действие. Живой докумен­тальный рассказ героев событий усиливает достоверность передач. Все это позволяет успешно использовать эти жанры в информационном вещании.

Вместе с тем едва ли целесообразно игнорировать два следую­щих обстоятельства. Во-первых, то, что оперативные информационные радиопередачи постоянно взаимодействуют в общей, единой вещатель­ной программе с передачами неоперативными и неинформационными. Во-вторых, то, что внутри ряда не чисто информационных форм (например, радиогазеты, радиожурналы) информационные и неинформа­ционные публицистические жанры сосуществуют и выполняют общую работу с жанрами художественно-публицистическими. Эти обстоятель­ства обусловливают процесс непрерывного взаимовлияния всех жанро­вых групп, существующих в радиовещании.

Один из структурных элементов этих радиожанров — живой, не­посредственный рассказ журналиста у микрофона. Радиорассказ, ра­диоочерк, радиофельетон сильно выигрывают от того, что их читает сам автор, встречавший людей, о которых он говорит, наблюдавший их в жизни, в труде, в быту. Индивидуальная окраска голоса, ин­тонационное своеобразие звучащей авторской речи, авторское отно­шение также обогащают выразительные средства радиожанров, привлекают внимание слушателей.

Если автор читает материал, а затем включает в свой рассказ сделанные им на месте документальные записи (репортаж, интервью, зарисовку), то это усиливает документальность передачи, а значит, еще более убеждает слушателей в достоверности сказанного.

Степень документальности радиорассказа и радиоочерка зна­чительно превосходит степень документальности аналогичных жанров в печатной журналистике. Вернее сказать, в первом случае документальность предстает в ином виде, в ином качестве, чем во втором.

В газетном очерке автор неизбежно прибегает к литературному описанию своих героев. Он говорит о том, как они выглядят, сколько им лет, выделяет какие-то характерные детали их внешнего вида, поведения. Некоторые из этих моментов сохраняются и в радиоочер­ке, другие же нет, так как они не требуют пояснений, потому что слушатель, находясь у радиоприемника, слышит и воспринимает их также, как и журналист, находясь на месте события. Манера речи ге­роя, его голос, общий тон разговора дорисует образ, созданный автором.

Важную роль в радиорассказах и радиоочерках часто играет музыка. Она может быть и составным элементом передачи, выполняя те же функции, какие выполняют включенные в радиорассказ, радио­очерк интервью или репортах, если речь идет о герое, связанном с музыкой. Но это частный случай. Обычно же музыка используется как дополнительное выразительное средство: иллюстрация, фон или как обобщение. В подобных случаях музыка играет примерно ту же роль, которую она играет в театральных спектаклях или кинофиль­мах.

Музыкальное произведение или его часть могут служить обоим фоном для характеристики всего рассказа. При этом музыкальная тема совпадает с темой радиорассказа, радиоочерка, музыка может активно способствовать созданию характеристики одного из героев. Тогда она характерна и специфична, созвучна образу героя.

Таким образом, в качестве одной из характерных особенностей этих жанров можно отметить соединение, совмещение конкретных элементов и деталей описания человека, конкретного лица с общим, типическим, присущим многим. Это соединение — предпосылка всяко­го удачного, яркого, убедительного радиорассказа, радиоочерка.

В живых рассказах о людях, об их сильных и слабых сторонах, их радостях и заботах заключена огромная эмоциональная сила, ко­торая делает радио сильнейшим воспитательным и пропагандистским средством. Эта сила, как показывает практика нашего радио, может успешно помогать повышению эффективности информационных передач.

 

Воспитание и самовоспитание

Сегодняшние молодые люди — акселераты. Быстрее достигая физической зрелости, сов­ременный подросток претендует на право быть взрослым (в частности, самому выбирать спо­соб времяпрепровождения, прическу, одеж­ду и т. д.). Но в отличие от своих сверстников, скажем, 20-х годов, которые в этом возрасте начинали самостоятельную трудовую жизнь, нынешнее поколение на длительное время ос­вобождается от обязанностей взрослых. Се­годня не редкость, когда молодые люди, уже создав семью, продолжают оставаться на ма­териальном обеспечении родителей.

Когда-то отличительным свойством зрело­го человека была более широкая, чем у детей и юношества, информированность. И уже по­этому взрослый, особенно учитель, пользовался авторитетом у молодых.

Современные молодые лю­ди порою информированы больше взрослых. Дети и молодежь стали эрудированнее за счет совершенствования системы образования, не­виданного развития средств массовой инфор­мации и пропаганды, повышения культурного уровня родителей. И как следствие — они бо­лее рациональны и критичны в отношении к своим воспитателям.

Однако, как отмечают социологи, психоло­ги и педагоги, несмотря на свою большую ин­формированность, раннее физическое и ин­теллектуальное развитие, современные моло­дые люди дольше остаются детьми и в нрав­ственном, и в социальном плане. По сравне­нию со старшими поколениями, намного позд­нее включаются в самостоятельную трудовую жизнь, зачастую не умеют соотносить личные желания с интересами семьи и общества, не привыкли отвечать за свои поступки. Другими «словами, ускоренное физическое и интеллек­туальное развитие современной молодежи еще не влечет за собой ускоренного нравственно­го совершенствования. Ныне, как и сто лет назад, доброта, честность, трудолюбие, способ­ность к сопереживанию требуют длительных усилий со стороны наставников и самой моло­дежи, взаимодополнения методов воспитания и самовоспитания.

Как известно, специфичность нравственно­сти заключается в том, что она требует актив­ного  самовоспитания  личности, взаимо­согласования «ума, души и сердца», которое должно осуществляться самим человеком. Вне этого процесса невозможно самоусовершенст­вование личности, и потому средства массо­вой информации и пропаганды большое вни­мание уделяют проблемам самовоспитания.

Специфика воздействия средств массо­вой информации и пропаганды на нравствен­ное становление личности состоит, в частности, в практической невозможности использо­вать какие бы то ни было методы принужде­ния. Это предполагает такую постановку идейно-воспитательной работы, когда непрерывно воспроизводится теоретический фон «ситуации нравственного выбора». Средства массовой информации имеют огромные возможности для того, чтобы слушатель или зритель стал непосредственным наблюдателем и в опреде­ленной степени участником самых различных ситуации, будь то космический полет или борьба повстанцев в Сальвадоре.

Выше уже говорилось о том, что юноши и девушки строят зачастую идеальные (нере­альные) планы массовой ориентации на по­лучение высшего образования после оконча­ния средней школы. Эти ориентации были сформированы во многом благодаря деятель­ности газет, радио, телевидения и кино.

В науке справедливо требование — «не изобретать велосипед заново». Но в сфере нравственности каждый человек должен сам открывать для себя простые и вечные истины: что такое добро, справедливость? в чем пред­назначение человека, смысл его жизни? Что­бы как можно полнее ответить на эти вопро­сы, молодежные редакции Казахского радио и телевидения часто приглашают к микрофону психологов, социологов, педагогов, вовлека­ют в дискуссию по проблемам морали аудиторию.

Истоки и корни инфантильности, нравст­венной незрелости части молодежи заключа­ются в упрощенном взгляде на жизнь. Часто бывает, что человек усваивает прописные истины автоматически, попав в сложную си­туацию нравственного выбора, теряется и не может проявить самостоятельность, а потому не в состоянии отвечать за свои поступки. От­сюда вовсе не следует, что задача воспитате­лей — устраивать искусственные трудности. Важно смело вводить молодых во «взрослую» жизнь с ее проблемами и поисками, не обере­гать от сложностей, а научить преодолевать их.

В решении этой задачи трудно переоценить роль искусства, главным объектом которого всегда был человек. Читая книги, слушая му­зыку, человек включается в тысячи вариантов всевозможных ситуаций, которые, возможно, и не встретятся в его реальной жизни. Тем не менее именно искусство готовит его к нрав­ственному выбору, который он делает.

Всякая реальная жизненная ситуация ста­вит проблему несколько в иной плоскости, чем теоретическая ее постановка (в литературе, в искусстве, средствами массовой информации и пропаганды). Но, не овладев теорией, че­ловек совершает бессознательные поступки. Для того, чтобы жить, творить высокооргани­зованно, он должен быть обязательно воору­жен теми 999 вариантами, которые прожило за него все человечество в книгах, стихах, по­эмах, в лучших картинах, в прекрасных соз­даниях музыкального искусства, в запомина­ющихся репортажах и интересных передачах. Вот тогда он уже будет способен прожить свою жизнь как неповторимую вечность в истории вселенной.

У современного радио и телевидения ог­ромные возможности нравственного и эстети­ческого воспитания молодежи.

Воспитательное, эстетическое воздействие слова, звучащего по радио, исключительно велико. Тем более слова художественного, ко­торое призвано образно и поэтически пропа­гандировать высокие идеалы, доставлять людям эмоциональную радость, да­вать пищу для размышлений, духовно и нравственно обогащать их, пропагандировать образ жизни.

Может создаться впечатление, что телевидение более «приспособлено» для эстетического воспитания общества. Это, видимо, действительно так, если иметь в виду экранизации литературных произведений, беседы о художниках и т.п. но применительно к пропаганде симфонической музыке, оперного искусства радио продолжает оставаться важным каналом эстетического воздействия. Более того, определенная свобода восприятия, присущая радиоинформации, способствует большей ориентации на радио в сфере музыкальных передач.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Радио прочно сохраняет свои позиции и в передачах драматических произведений. В этом случае особенно наглядно выступает «эффект компенсации», присущий радиотеат­ру: у слушателя, подобно человеку, лишенно­му зрения, обостряется чуткость восприятия. В определенном смысле художественная палитра радио уже, чем изобразительные воз­можности кино или телевидения, но «радио искусство, лишенное зрительных образов, тяго­теет в своем содержании не столько к миру видимому, к физическим действиям и поступ­кам (обязательным в зрелищных искусствах), сколько к «жизни человеческого духа», кон­фликтам чувств и мыслей, выраженным пре­имущественно в словесных действиях героев- размышлениях-монологах, диалогах и т. п.»».

Роль нравственного и эстетического воспи­тания особенно возрастает в современных ус­ловиях. Средства массовой информации и про­паганды при формировании всесторонне гар­монически развитой личности стремятся раз­вить в ней все богатство способностей и пот­ребностей, ибо человек должен обязательно сохранить ту живость восприятия, то любо­пытство к жизни и к людям, ту непосредст­венность и чистоту, которые характерны для детства и юности. Именно эти качества ду­ховно и эмоционально обогащают его в дальнейшем.

Никогда не нужно забывать о детях. В дошкольные годы жизни ребенка журналисты стремятся в простой и доступной форме помочь малышам познакомиться с окружающей его действительностью, разбудить воображение и фантазию, вместе с родителями ответить на тысячи «почему» маленьких слушателей.

Рассмотрев качества, которыми должен обладать диктор, не нужно забывать, что диктор радио – член коллектива. Его работа тесно связана с работой партнера у микрофона. Каждому диктору необходима квалифицированная критика и творческая помощь его коллег.

Много полезного дают встречи дикторов с учеными, журналистами, актерами, певцами и т.д.

В настоящее время существует множество интересных различных передач, конкурсов, игр. С каждым днем радиопрограммы представляют что-нибудь новое и полезное для слушателя.        

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Н.А.Толстова «Беседы о дикторском мастерстве» М., 1993г.
  2. В.Н.Ярошенко «Информационные жанры радиожурналистики» Центр научного программирования, М., 1988г.
  3. «Радиорепортаж» Комитет по радиовещанию и телевидению, М., 1987г.
  4. М.Тиморшин. «Звучащее слово» Алма-Ата, 1993г.
  5. «Эффективность средств массовой информации» «Наука и техника», Минск, 1991.
  • В. А. Гладкий — один из первых дикторов Московского радио. Его дикторское дарование было необычайно многогранным. С большим ма­стерством, всегда увлеченно и живо читал он все материалы — от передо­вых статей, информации и научных бесед до детских рассказов и эпизоди­ческих ролей в радиоинсценировках. Он был в числе основателей студии им. Шаляпина, существовавшей в Москве в начале 20-х годов. Игру В. Глад­кого в студийных постановках видел Ф. И. Шаляпин и отзывался о ней с большим одобрением.
  • Маркс. Из ранних произведений, 1956, стр. 598.