АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Влияние стандартизации на реализацию продукции

План

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы ценообразования

  • Экономическая сущность цены.
  • Ценообразующие факторы.
  • Цена и ее функции в рыночных отношениях.
  • Виды цен, элементы цен, структура цен.

 

Глава 2.Методология ценообразования в период перехода Казахстана к рыночной экономике

2.1.     Принципы ценообразования.

  • Методы формирования цен на рынке Казахстана.
  • Государственное регулирование цен.
  • Виды сертификации.
  • Стандартизация продукции.
  • Взаимосвязь стандартизации продукции и ценообразования.

 

Глава 3. Стратегия ценообразования – основа стратегии бизнеса

  • Стратегия ценообразования в зависимости от целей предприятия.
  • Методы ценообразования и виды цен в зависимости от типов рынка и конкретной ситуации на рынке.

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

Введение

 

Эта работа посвящена вопросам ценообразования. В рыночной экономике цены, являясь регулятором рынка, играют важную роль в создании рыночных отношений. Они выполняют две основные функции. Первая и наиболее важная состоит в том, что они влияют на распределение товаров между продавцами и покупателями, таким образом, стимулируя производство и распределение, развитие отдельных отраслей и всей экономики страны.

Вторая их функция состоит в том  что, направляя потребительский спрос  и производственное предложение, они, через сложившуюся систему ценообразования, отражают экономическую и политическую систему данного государства.

Цена – это следствие, а не причина экономических явлений. Поэтому при изменении цены нужно искать, изучать и изменять более глубинные экономические процессы, влияющие на благосостояние народа и экономическое состояние государства. Однако цены не слепое отражение экономической системы.  Они в свою очередь оказывают большое влияние на стимулирование развития тех или иных отраслей, обеспечения необходимых пропорций между личными  отраслями и видами производства в экономике, экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Цены, выполняя распределительную функцию, позволяют достичь эффективного использования ресурсов, направляют дефицитные ресурсы туда, где в них существует наибольшая потребность. Когда дорожает дефицитный продукт, то на рынке остаются лишь те, кто использует его наиболее выгодно. Большие предприятия и отдельные индивидумы способны обходиться более дешевым заменителем, переключаться на него, когда цена дефицитного ресурса станет слишком велика. Таким образом, только рыночные отношения заставляют цены играть свою истинную роль регулятора рынка.

В рыночных отношениях цены устанавливает не государство, а каждый отдельный  производитель товара или его владелец, исходя из спроса и предложения на него. Государство вмешивается в цены лишь через механизм налогов и обязательных выплат, регулирует цены через принятую в данной стране методологию ценообразования. Поэтому каждый, кто устанавливает цены, должен обязательно знать законы государства, в котором он живет или работает и которые в той или иной степени влияют на уровень цен его товара. В наибольшей степени это касается предпринимателей.

Рыночная экономика предполагает, что свои благополучием цивилизованные страны обязаны предпринимателям, то есть свободной личности, которая сама выбирает что производить, из чего производить, сколько производить,  кому и по каким ценам  реализовать свой продукт. Этим естественно – историческим процессом идет большинство стран. Конечно, полной идентичности нет.

Рыночная экономика США, Великобритании и Японии – не одно и то же. Тем не менее в большинстве стран мира предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития. Этот тип деятельности делает экономику эффективной. Предпринимательство оценивается как поиск нового в производстве и реализации, открытие новых возможностей для хозяйственной деятельности. Поэтому предпринимательство – это риск, это характер.

Лишь там, где развито цивилизованное предпринимательство с развитыми формами демократии и четко выполняемыми законами государства, рыночная экономика выводит страну на высокую ступень развития благосостояния всего населения.

Цивилизованное предпринимательство опирается на рыночные законы, в том числе и на законы ценообразования.

 

Глава 1. Теоретические основы ценообразования

 

  • Экономическая сущность цены.

 

Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. В экономике под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен. Цена – эта форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Цена – это денежное выражение стоимости. Ее роль и значение видны из функции выполняемых ценой. При этом становится ясно, что понятие цены намного сложнее, богаче и ярче, чем теория стоимости. В рыночных условиях цена однако забывает о социальных, духовных ценностей человека, делая жизнь лишь процессом борьбы за дележ продукта,  за выживание.

Рыночная система представляет собой многосложную систему связей, которая посредством цен уравновешивается.Цены играют роль основной организующей силы в системе рынков наряду с конкуренцией, являясь одним из главных рычагов рынка. Цена отражает полезность товара, т.е. то удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди  от потребления товаров или пользование услугами. При возникновении спроса на товар возникает его цена, которая растет с повышением спроса. Высокая цена порождает желание производителей создавать этот  продукт. В результате возникает рост предложения, который, в свою очередь, снижает цену и отражается на спросе. Конечно, эти колебания не столь примитивны. На них оказывает также множество других факторов (мода, конкуренция, постоянная потребность в данном товаре и т.д.).

Однако, даже из этой простой схемы видно, что существует внутренне противоречивый характер связи основных инструментов рынка: спроса, цены и предложения. Так, связь «спрос – цена – предложение» прямо пропорциональна и соответственно,  при росте одного показателя растут другие. Связь «предложение – цена – спрос» обратно пропорциональна. Характер этих связей от множества факторов и причин, называемых ценообразующими факторами.  Следовательно, цена есть денежное выражение системы ценообразующих факторов, воздействующих в данное время на данном рынке на определенный товар. 

 

  • Ценообразующие факторы.

 

Цена на рынке образуется под воздействием  различных факторов, действие которых далеко не равнозначно и количество которых на разных рынках разное.

Известны следующие виды факторов:

  • общественная цена производства, состоящая  из:
  • общественных издержек производства (равнозначно среднеотраслевой себестоимости);
  • средней прибыли (среднеотраслевой норматив рентабельности).
  • состояние денежной сферы, которая состоит из:
  • покупательной способности денег;
  • уровень валютных курсов.

—     3. соотношение спроса и предложения:

  • спрос;
  • предложение.
  • конкуренция;
  • государственное регулирование цен:
  • прямое;
  • косвенное.
  • монопольное регулирование цен:
  • прямое;
  • косвенное.
  • качество товара:
  • объем поставок.
  • взаимоотношения между продавцом и покупателем
  • условия поставок.
  • тип рынка.
  • ценовая стратегия предприятия.

Взаимосвязь этих факторов и определяет конкретную конечную цену на каждый конкретный  товар, почему эти факторы называются основополагающими.  По мере удаления от центра влияние факторов  на рыночную цену ослабевает, взаимосвязи между факторами становятся

все более  сложными и разнообразными. К ним добавляется необходимость учитывать фактические условия производства и реализации конкретно взятого товара.  причем одни факторы действуют всегда, другие в конкретно – исторических условиях. При этом факторы можно классифицировать следующим образом:

  1. Длительного воздействия на цены (природно–географические, научно – технический прогресс, политика государства и т.д.);
  2. Среднесрочного воздействия на колебания цен ( соотношения спроса и предложения, финансовое состояние государства и т.п.);
  3. Краткосрочного влияния на цены (сезонные, случайные факторы и т.п.).

Логикой кажется, что в первую очередь необходимо, при расчете уровня цены, учитывать факторы длительного воздействия. Однако сила воздействия краткосрочных и случайных факторов может оказаться такой большой, что именно им станет под силу повлиять на размер цены в какой-то отдельный период. Поэтому необходимо анализировать все факторы постоянно для данного рынка и на конкретный товар. Разные факторы по разному воздействуют на разные товары и товарные группы. Сырье подвержено более резким колебаниям цен в зависимости от меняющихся условий на рынке, промышленные товары не так резко реагируют на изменение ценнобразующих факторов. Внутри групп  товаров   тоже наблюдается разная реакция на изменение ценообразующих факторов. Так, цены на сырье органического происхождения (нефть, уголь, сельскохозяйственные продукты), больше зависят от природно-географических факторов.  Цены на сырье неорганического происхождения больше реагируют на производственно-технологические факторы.

Сумма всех факторов действующих на рынке формирует рыночную цену.

Рыночная цена – это фактическая цена, установившаяся на рынке в соответствии со спросом и предложением конкретного товара. Рыночная цена становится универсальным рычагом регулирования рынка и координирования производства.

Спрос отражает потребности общества в определенных товарах. Он складывается из производственного и личного потребления и очень зависит от финансового состояния общества и покупательной способности населения.

Потребность – это отношение человека к внешнему и внутреннему миру, социальные, материальные и духовные блага, необходимые человеку, необходимые для обеспечения его жизнедеятельности, к обладанию которыми стремиться все общество, а также отдельные его слои и члены.

 Потребность имеет двойную природу: биологическую и общественную. Потребности человека, объясняемые как необходимостью существования в этом мире, так и необходимостью повышения своего духовного и социального статуса, находят свое выражение в спросе.

Цена – посредник между спросом и предложением. отражающая стоимость товара в деньгах. Поэтому на ее размер влияет не только спрос, но и предложение.

 Предложение представляет собой результат производственной деятельности людей, отражающейся в виде товарной массы, предназначенной для реализации.

На объемы предложения оказывают влияние следующие факторы:

  1. Ограниченность ресурсов, так как в природе их не так уж много и образуются они тысячелетиями, а люди тратят их полностью за несколько десятков лет.
  2. Соотношение между фондом накопления и фондом потребления в национальной экономике. Если мы тратим больше, чем имеем, то долго хорошо жить не сможем, что ясно даже и не экономистам.
  3. Соотношение между темпами роста производства средств производства и производства предметов потребления.
  4. Пропорции. в которых темпы роста реальных доходов населения и темпы роста производительности труда.
  5. Финансово-кредитная система государства, ее стабильность.
  6. Развитие внешней торговли, позволяющая использовать экспорт и импорт товаров для вывоза излишков товара или покрытия недостатков товаров на внутреннем рынке государства.

Спрос может изменяться вследствие колебания потребительских вкусов или доходов, изменений  в потребительских ожиданиях или колебания на сопряженные товары. Предложение может изменяться под влиянием технологии, ресурсных цен или налогов.

 

1.3 Цена и ее функции в рыночных  отношениях.

 

Значение и роль цены проявляется через функции, которые она выполняет. В рыночной экономике система ценообразования решает коренные проблемы общества.  Поэтому в ценообразовании выделяют следующие функции цен:

  1. Учетная, суть, которой в том, что цена показывает, во что обходится обществу производство той или иной продукции. На основе цен определяется эффективность производства потребления (использования) различных видов изделий.
  2. Стимулирующая, которая состоит в том, что цена, отклоняясь от своего относительного значения в большую сторону на передовые, наиболее модные товары, товары, в которых отражается научно-технический прогресс и лучшее качество, способствует наибольшему их производству. На отсталые, мало необходимые людям обществу товары, цена назначается ниже и таким образом останавливает или уменьшает их производство. Таким образом, цена стимулирует научно-технический прогресс общества, воздействуя главным образом на величину заключенной в ней прибыли.
  3. Распределительная (перераспределительная) функция заключается в том, что устанавливая цены, активно учитывающие покупательную способность разных групп населения, производитель расширяет свою долю рынка, увеличивает объем продаж и, следовательно, объем производства, стабилизирует его.
  4. регулирующая функция выражается в том, что наибольшая цена устанавливается на товар, пользующийся наибольшим спросом. Устанавливая цены, активно воздействующие на производство и потребление, производитель тем самым использует их в качестве регулятора спроса и предложения. Эта функция является основной в системе рыночных отношений.
  5. Координирующая функция показывает, в какую отрасль нужно направлять инвестиции. Таким образом, та или иная отрасль получает наибольшее развитие в определенный период времени. Отстающие, в свою очередь, образуют соответствующие ниши рынка, которые со временем заполняются очередным вливанием средств.

  В результате главным ведущими отраслями в экономике становятся те, которые наилучшим образом отражают потребности общества в данный период.

  1. Функция учета спроса и предложения, достижения сбалансированности между ними. Цены, взаимодействуя со спросом и предложением, формируют конъюнктуру рынка, ассортимент отдельных видов товаров. Размеры платежеспособного спроса изменяются в зависимости от уровня цен. Цены влияют на структуру потребления и предложения, социальную политику государства. Формируя совокупный спрос, цены направляют потребности личного потребления, валовые инвестиции, общий уровень текущего производства, развитие основного капитала, спрос на сырье и полуфабрикаты, физический объем и структуру экспорта и импорта.

Таким образом, выполняя свои функции, цены, в сущности, составляют экономические условия производства. Понять систему товарно-денежных отношений вне цены невозможно.

 

1.4 Виды цен, элементы цены, структура цены.

 

Виды цен – это система взаимосвязанных и дополняющих друг друга цен, которые классифицируются по ряду признаков. Один и тот же вид цен в разных экономических ситуациях может классифицироваться по- разному, в зависимости от целей анализа. Классификация цен необходима для того, чтобы лучше  разобраться в том, как использовать цены наилучшим образом для той стратегии ценообразования, которую выбирает предприятие. Существует следующая система ценообразования:

  1. В зависимости от участия в общественном процессе –

а) цены организованного рынка, которые определяются органами государственного ценообразования.

б) цены неорганизованного рынка, которые устанавливаются на конкретном виде рынка по спросу и предложению, являются рыночными ценами.

  1. По отношению к потребительской стоимости –

а)Цена на материальную продукцию, всегда называемая «ценой».

б) Цена на услуги и нематериальную продукцию. В этой группе стоимость товара может называться либо «ценой», либо тарифами. Тарифы – это цена услуги, когда совпадают процесс производства и потребления.

  1. По времени действия цены различаются:
  • постоянные, действия которых неизменно в течение срока более двух лет и которых в республике сейчас практически нет:
  • временные, действующие какой-то отрезок времени;
  • сезонные, колеблющиеся на какой-то товар по сезонам календарного года (например, цены на сельхозпродукты);
  • цены на определенную партию товара;
  • разовые, представляющие собой цену на какой-то один товар в единственном исполнении.
  1. По масштабам действия:
  • единые республиканские цены;
  • зональные, поясные или региональные, представляющие собой единый уровень цены на какой-либо особо нужный товар в рамках целого региона;
  • местные, устанавливаемые местными органами ценообразования на конкретный товар производителем или владельцем товара.
  1. По отношению к условиям формирования прибыли:
  • свободные цены, в которых прибыль получается как разница между ценой реализации, установленной по спросу и предложению, и затратами на производство и реализацию товара;
  • регулируемые цены, в которых прибыль определяется по нормативу рентабельности (норме прибыли), установленной органами ценообразования антимонопольного комитета РК.
  1. По виду утверждения цен:
  • свободные, уровень которых определяется производителем или владельцем товара – по спросу и предложению;
  • фиксированные, размер которых на определенные виды продукции устанавливаются органами ценообразования или дополнительной властью государства;
  • предельные, у которых установлен государственными организациями верхний уровень цен, выше которого ее поднимать нельзя, а низший предел который находится в ведении производителя.
  1. В зависимости от типа рынка:
  • цены рынка чистой конкуренции,
  • цены рынка монополистической конкуренции,
  • цены чистой монополии,
  • цены олигополистического рынка.
  1. В зависимости то жизненного цикла товаров:
  • цены внедрения на рынок,
  • цены этапа роста продаж,
  • цены этапа спада продаж,
  • цены этапа отмирания товаров,
  • цены, не зависящие от этапов жизненного цикла товаров.
  1. В зависимости от целей фирмы:
  • цены, обеспечивающие выживаемость на рынке. Это низкие цены в надежде на ответную реакцию потребителей;
  • цены максимизации текущей прибыли, то есть высокие цены, когда текущие финансовые показатели важнее долговременных результатов;
  • цены завоевания лидерства по показателям доли рынка, что зоначает цену несколько ниже, чем у основных конкурентов;
  • цены завоевания лидерства на рынке по показателям качества и представляет равную цену с ценами кокурентов на одинаковый товар, но значительно более высокого качества или с новыми потребительскими свойствами.
  1. По отношению к государственному рынку:
  • цены внутреннего рынка,
  • цены внешнего рынка,
  • мировые цены.
  1. По отношению к обслуживаемому обороту:
  • закупочные цены,
  • оптовые цены.

 Определенная цена на каждый вид товара устанавливается в зависимости от входящих в нее элементов, стадии ценообразования, сферы производства и обращения товаров. Наиболее отличительным признаком является ее структура.

Под структурой цен понимается удельный вес различных частей в денежном выражении (затраты, прибыль, налоги, торговые наценки).

Уровень цены представляет собой отражение ценами в денежном выражении стоимости продукции.

Большое значение для анализа системы ценообразования и объективного определения величины цены на тот или иной товар имеет определение динамики цен  за какой-то календарный период. Изучение динамики изменения цен по отношению к выбранному базовому периоду позволяет оценить не только движение цен на группы и виды товаров, но и покупательную способность денег, благосостояние населения, спрос и предложение на рынке государства или на любом другом виде рынка.

Индексы изменения цен на продукцию различных отраслей позволяют проследить за экономическими процессами, протекающими в этих отраслях. Часто взаимное влияние изменений цен носит характер цепных связей, что может помочь предварительно спрогнозировать изменения цен во взаимозависимых отраслях.

 

 

Глава 2. Методология ценообразования в период перехода Казахстана к рыночной экономике.

 

2.1. Принципы ценообразования.

 

Цены, представляя собой тонкий и гибкий инструмент, являются в тоже время мощным рычагом управления экономикой, хотя их реальные возможности порой значительно меньше, чем возлагаемые на них надежды. В экономике любой страны порядок действия цен определяется как ценовой механизм, в котором следует различать и выделять две части, взаимодействующие между собой. С одной стороны – это сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменений. С другой стороны – система ценообразования, как способ, правила установления, формирование новых цен и изменение действующих.

К принципам ценообразования относятся:

  • цены отражают сложившиеся спрос и предложение на рынке;
  • цены всегда стремятся к равновесной цене на данном рынке;
  • цены стремятся к отражению общественно-необходимым затратам, находящим свое выражение в максимальной общественной полезности, поэтому являются нормой вложения в товар конкретного труда;
  • цены всегда стремятся к возмещению полных затрат, то есть издержек производства и обращения, и получения прибыли каждым нормально работающим предприятием;
  • цены отражают сложившуюся конъюнктуру рынка;
  • цены опираются на научность ценообразования;
  • цены имеют конкретность и адресность, т.е. конкретный размер на каждый конкретный товар;
  • цены обеспечивают централизованный доход государства, получаемый через применение тех или иных налогов, проходящих через цены;
  • цены решают вопросы взаимозаменяемости продукции и развития научно-технического прогресса;
  • гибкость цен на отдельные виды продукции, меняющихся в определенный отрезок времени в зависимости от конкретной ситуации на рынке, маркетинговой стратегии и тактики производителей, необходимости решения хозяй1ственных, социальных и политических вопросов, как государством, так и владельцем товара;
  • демократический централизм;
  • принцип государственной дисциплины цен;
  • единство установки методологических основ ценообразования в государстве и контроля за его выполнением, возложенное на один и тот же государственный орган – комитет по антимонопольной и ценовой политики РК.

 

2.2. Методы формирования цен на рынке Казахстана.

 

Перед предприятиями разных форм собственности, коммерческими и некоммерческими организациями встает задача установления цен на свои товары и услуги. От правильности установления цен во многом зависит рентабельность предприятия, конкурентоспособность, объем реализации продукции и многие другие показатели хозяйственной деятельности.

На рынке Казахстана существует два вида цен: регулируемые и свободные. Свои названия они получили от форм определения прибыли в них. Методической основой расчета этих видов цен является концепция «усредненной» стоимости, рассчитанная путем прибавления к себестоимости производства продукции чистого дохода пропорционально самой себестоимости.

Регулируемые цены – это цены на определенные виды продукции и социальных условий жизни населения. Особенность их в том, что у них регулируется прибыль по нормативу рентабельности, устанавливаемому органами ценообразования республики. Данный норматив служит антимонопольным инструментом борьбы  с монополистами определенных видов продукции, так как монополист может установить любые удобные для него цены и населению, хочет оно или нет, придется покупать эту продукцию по установленным ценам. В республике существуют предприятия – естественные монополии, и даже целые отрасли. Поэтому уровень прибыли на продукцию естественных монополий (электроэнергия, водоканализация, железнодорожный транспорт и т.д.) приходится сдерживать в первую очередь.

Для полноценного расчета прибыли этим методом  предприятиям необходимо:

  • иметь четкое и ясное представление о своем финансовом состоянии;
  • знать учет всех фактических платежей и момента их наступления;
  • знать все статьи расхода и прихода своей прибыли;
  • в финансовых расчетах при составлении плановой сметы прибыли нужно очень четко представлять существенные проблемы предприятия те, которые можно считать не очень важными.

Свободные цены назначаются так потому что прибыль в них определяется свободно, без установления каких-то рамок государством. Она рассчитывается как разница между рыночной ценой и затратами, которые несет производитель или владелец товара. Они устанавливаются изготовителями по согласованию на равноправной основе с учетом налога на добавленную стоимость при расчетах со всеми покупателями.

Формирование свободных оптово-отпускных цен на продукцию, товары и услуги производится в соответствии с Положением о механизме регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов, а также Положением о декларировании свободных цен и тарифов на продукцию, производимую предприятиями – монополистами.

 

 

2.3 Государственное регулирование цен.

 

Рыночная экономика порой бывает непредсказуема. Поэтому во всем мире и во всех странах государство контролирует и регулирует в разнообразных формах отдельные отрасли экономики. Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из важнейших во все времена развития человеческого общества.

У государства множество возможностей воздействовать на рынок:

  • фискальная политика;
  • политика регулирования доходов;
  • денежная политика;
  • социальная политика;
  • внешнеэкономическое регулирование;
  • субсидии определенным социальным группам;
  • привилегии, предоставляемые отдельным группам населения,
  • административно- правовое регулирование рынка;
  • финансово-кредитная политика;
  • инвестиционная политика.

Цены, являясь инструментом рынка, привлекают интерес государства к себе во всех странах мира. Ни одно государство не оставляет цены без внимания, без осуществления определенной ценовой политики.

Регулирование цен представляет собой деятельность государства, направленную на установление определенного уровня цен, обеспечивающего максимальную прибыль и устойчивую конкурентоспособность, для устранения экономических и социальных противоречий. Регулирование цен рассматривается как комплекс мероприятий, политику государства по активизации всех ценообразующих факторов. При проведении ценовой политики государством могут применяться как административные, так и экономические методы.

Государственное вмешательство в процесс рыночного ценообразования может быть разнообразным. Цель такого вмешательства – перераспределение прибыли между различными группами предпринимателей, решение социальных задач, повышение конкурентоспособности национального экспорта и других задач, которые государство считает наиболее важным.

 

 

2.4. Виды сертификации в РК.

 

Требования государства  по стандартизации и сертификации товаров, продукции являются условиями, устанавливаемыми большинством стран для импортируемых товаров и в определенной степени к экспортируемой продукции, а также используемой внутри страны отечественные товары.

Государственная система сертификации обеспечивает проведение единой научно – технической политики в области сертификации и  устанавливает основные положения и правили сертификации, принцип и структуру системы, требования к органам по сертификации, лабораториям и порядок их аккредитации, методику аттестации производств сертифицируемой продукции, инспекционный контроль за сертифицированной продукцией и деятельностью аккредитованных органов по сертификации, лабораторией, иные правила и требования, необходимые для реализации целей сертификации.

В Казахстане установлены два вида сертификации – обязательная и добровольная (см. Закон от 18 января 1993г. «О стандартизации и сертификации»).

Обязательная сертификация – сертификация продукции на соответствие обязательным требованиям стандарта или иного нормативного документа, обеспечивающим ее безопасность для жизни, здоровья людей, имущества граждан и окружающей среды.

Правительством устанавливаются перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, согласно которым государственные органы осуществляют соответствующий контроль.

Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции на ее соответствие стандарту или иному нормативному документу с учетом потребительских свойств по условиям договора между заявителем и органом по сертификации.

 Необходимо полнее применять государственное регулирование к импортируемым товарам и использовать репутацию на рынке планируемых товаров к ввозу.

Такая характеристика, как «репутация на рынке», существует в качестве одной из характеристик применения метода определения стоимости, расширение использования ее позволит изменить инфраструктуру в сторону улучшения  качества товаров, тем более что внутренний рынок уже перенасыщен товарами сомнительного качества и происхождения.

Государством устанавливаются обязательные в отношении товаров требования к государственным стандартам и  техническим условиям. Обязательные требования в отношении товаров должны обеспечивать безопасность для жизни и здоровья; охрану окружающей среды; совместимость и взаимозаменяемость; правила упаковки, маркировки и методы контроля на соответствие обязательным требованиям. Рекомендуемые требования направлены на обеспечение потребительских характеристик качества продукции. Реализация продукции, выпускаемой юридическими и физическими лицами на территории РК и подлежащей обязательной сертификации, без сертификата соответствия запрещена.

Должностные и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, несут установленную Законом дисциплинарную, материальную, административную или уголовную ответственность за нарушение законодательства о стандартизации и сертификации.

Таможенным органам необходимо руководствоваться и нормами от 5 июня 1991г. «О защите прав потребителей», закрепляющими правовые, экономические и социальные основы, а также гарантии защиты прав потребителей. При этом все государственные органы власти обязаны осуществлять эффективные меры, связанные с защитой личных прав потребителей по обеспечению их качественными товарами, работами и услугами.

 

2.5. Стандартизация продукции.

 

Государственная система стандартизации обеспечивает проведение единой научно-технической политики в области стандартизации и предусматривает создание, применение различных категорий нормативных актов, порядок их разработки, согласования, утверждения государственную регистрацию, государственный надзор за соблюдением требований стандартов и технических условий. Она предусматривает разработку и применение следующих категорий нормативных документов:

  • межгосударственные стандарты (ГОСТ);
  • государственные стандарты РК;
  • технические условия.

Государственные стандарты устанавливают требования к группам однородной продукции, в необходимых случаях, требования к конкретной продукции, положениям, обеспечивающим техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации, применении продукции и другим общетехническим правилам и нормам. Требования государственных стандартов и технических условий обязательны для всех юридических и физических лиц, разрабатывающих, изготавливающих, поставляющих, хранящих, транспортирующих, использующих, ремонтирующих продукцию и выполняющих услуги.

Стандарты, технические условия и изменения к ним, а также решения об их отмене подлежат обязательной государственной регистрации в государственном органе по стандартизации.

Изготовителям продукции предоставляется право непосредственно применять международные, региональные и национальные стандарты зарубежных стран, если их требования не противоречат соответствующим стандартам РК и отвечают интересам потребителей. Иное запрещено законом.

 

2.6 Взаимосвязь стандартизации продукции и ценообразования.

 

В республике Казахстан существует многообразие форм собственности. Соответственно множество различных видов предприятий, в том числе есть и государственные.

Но независимо от формы собственности  принципы ценообразования в государстве одни. Соответственно механизм ценообразования в принципе один и во многом он определяется самим предприятием в частном характере.

Требования, предъявляемые к качеству продукции в нашем государстве, регламентируются одним и тем же законодательством, независимо от формы собственности предприятий. Ведь государство в первую очередь заботится о своих гражданах, т.е. о  потребителях продукции. И забота эта заключается в установлении законодательства по качеству продукции, что обеспечивается стандартизацией продукции.

Если рассматривать процесс ценообразования в зависимости от качества продукции, то соответственно чем выше качество, тем выше цена и наоборот. Возможен и такой вариант, что низкосортная продукция не будет реализована и соответственно предприятие понесет убытки.

Поэтому предприятия для своего же блага заботятся о качестве выпускаемой продукции. Тем более с развитием рыночных отношений в РК, конкуренция существует  на самом деле, обеспечивая тем самым качество продукции.

Если речь вести о предприятиях монополистах, то, как было отмечено ранее, процесс ценообразования в них контролируется государством и естественно напрямую зависит от качества, определяемое в соответствии со стандартами на качество. Чем выше качество, тем дороже можно реализовать продукцию. Стандартизация продукции определяет сортность продукции.

Кроме того, устанавливая стандарты на те или иные виды продукции, государство заботится о потребителе, который естественно, старается приобрести продукцию качественную, но в тоже время не очень дорогую. Стандарты обеспечивают равноправное положение предприятий при выпуске аналогичной продукции, выбор в таком случае за потребителем. И если существует два предприятия по производству одинаковой продукции, различием в них является лишь форма собственности предприятий, то при производстве продукций одинакового качества и одинаковой цены оба эти предприятия получать в классическом варианте одинаковую прибыль. Это зависит от реализации, а для потребителя нет разницы какой формы собственности предприятие-изготовитель, для него главное продукция, ее качество (при одинаковой цене реализации).

Введение стандартизации обеспечивает зависимость качества и цены. Более качественная продукция обеспечивает большую прибыль. Используется механизм уровня рентабельности при реализации продукции.

 

 

Глава 3.Стратегия ценообразования — основа стратегии бизнеса.

 

3.1. Стратегия ценообразования в зависимости от целей предприятия.

 

Ценовая стратегия представляет собой определение путей  достижения целей фирмы методом установления конкретного размера цен. При помощи стратегии ценообразования руководство предприятия может выбрать вид цены и необходимый ее уровень в зависимости от многих факторов, действующих на рынке. Чаще всего стратегия ценообразования на предприятиях направлена на создание гибких цен, позволяющих маркетологам менять цены в зависимости от способностей потребителей торговаться или их покупательной силой.

Основной принцип стратегии ценообразования – получить и сохранить прибыль, на определенном уровне, не сокращая объемов производства и постоянно снижая издержки производства и обращения. Она зависит от целей предприятия:

  • обеспечение выживаемости на рынке;
  • максимизации ежедневно получаемой прибыли, т.е. текущей прибыли;
  • завоевание своей доли рынка;
  • завоевание лидерства на данном рынке по определенным показателям или качеству товара.

При разработке ценовой стратегии  важно не только определить уровень цен, но и определить стратегическую линию ценового поведения фирмы в настоящем и будущем. Ценовая стратегия фирмы служит основой принятия решений в отношении цены в каждой сделке. Стратегические ценовые цели и рассчитанная на длительный срок линия ценового поведения фирмы позволяет максимально приблизить объемы прибылей к желаемым результатам, долю на рынке в расчете на перспективу, иметь определенный финансовый и временный резерв для манипулирования различными рычагами воздействия на рынок.

Однако разработка ценовой стратегии невозможна без определения типов рынка и этапов жизненного цикла товаров, оказывающих на уровень и систему цен очень большое влияние.

 

3.2  Методы ценообразования и виды цен в зависимости от типов рынка и конкретной ситуации на рынке.

 

В рыночной экономике цены образуются по-разному в зависимости от форм рынка. По отношению к стратегии ценообразования различают рынок чистой конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок и чистую монополию.

Стратегия ценообразования на рынке несовершенной конкуренции опирается на близость мест реализации к месту  пребывания покупателей, широком ассортименте товаров, их качестве, комфортности, форме, окраске, оформлении, возможностей недостаточно прозрачного рынка, неполной информатированности клиентов, что не требует индивидуализации продукта.

Стратегия ценообразования на монополистическом рынке, основана на возможности продавца, проводит политику цен, не опасаясь, что при повышении цен покупатель переметнется к конкурентам, то есть, имеет свободу маневра. Ограничение маневра  может лежать лишь в области качества товара. При несовершенной монополии различают стратегию цен, направленную на максимизацию прибыли и на удовлетворение потребностей. При этом количество продаж зависит в первую очередь от цены. Чем выше цена, тем меньше объем продаж и наоборот. Поэтому самая высокая цена не обеспечивает максимальной прибыли. При стратегии удовлетворения  потребностей, цены едва покрывают издержки. Такая стратегия направлена на решение социальных проблем общества и обычно присуща государству и общественным организациям. На рынке олигополии предсказуемо поведение конкурентов. Поэтому стратегия ценообразования на этом рынке направлена на стандарт и опирается на наблюдение за конкурентами и опыт. На таком рынке может быть выбрана стратегия отказа от максимальной прибыли с целью разорить конкурентов в борьбе  цен, но тогда реакцию конкурентов предвидеть сложно.

Цены могут быть установлены в зависимости от  качества товаров. При этом они подразделяются  по уровням: высокий, средний и низкий.

При высоком уровне возможны следующие виды стратегии предприятия стратегия премиальных наценок, стратегия глубокого проникновения на рынок, стратегия  повышенной потребительской значимости при среднем уровне – стратегии завышенной цены, стратегии среднего уровня и стратегии доброкачественности. При низком уровне стратегии ограбления, стратегия показного блеска и стратегии низкой ценностной значимости.

 

Заключение

 

Знать механизм ценообразования потому, что открытие границ Республики Казахстана дало возможность широко применять демпинговые цены на территории республики, что в дальнейшем может привести к полному разрушению республиканской экономики. Все население, проживающее на территории Республики Казахстан, должны точно уяснить себе, что не один зарубежный предприниматель не будет делать с большим риском для себя этой территории. Принимая на себя обязанности менеджеров казахстанских уникальных предприятий, иностранные инвесторы хорошо знают о своих обязанностях определения цен на продукцию этих предприятий, которая реализуется не только за рубежом, но и казахстанским предприятием.

Предпринимательская деятельность очень сложная и трудоемкая. Умение правильно определить цены на результат своего бизнеса, одна из важнейших задач, которую должен иметь решать предприниматель, одновременно помогая государству обуздать инфляцию и улучшить населения республики. Чем лучше живут люди, тем больше процветают бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Верхан. П.: Предприниматель. (перевод с немецкого) – 1991 год.
  2. Нурсеитов А.А.: Основы рыночного ценообразования. Алматы – 1993 год.
  3. Котлер Ф.: Основы маркетинга. М.: 1991 год.
  4. Козлова К.Б.: Теория цены. М.: 1992 год.
  5. Самуэльсон П.: Экономика. М.: 1992 год.
  6. Бенке И.Ю.: Бизнес и ценообразование. Алматы: 1995 год.
  7. Хруцкий В.Е.: Современный маркетинг. М.: 1991 год.
  8. Ноздрева Р.Б.: Маркетинг. М.: 1991 год.
  9. Райзберг Б.А.: Рыночная экономика. М.: 1995 год.
  10. Дербисов Е.Ж.: Налоги в Казахстане. Алматы 1992 год.