РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра Экономики и менеджмента в связи
На тему: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
По дисциплине: Внешнеэкономические связи
Принял: ст. пр.
кафедры ЭМС
А. П. Полторацкий
«____» декабря 2003
Выполнил: студент
Б. М. Абдыкадыров
Группа ЭМСп-03-1
Специальность ЭУПС
Алматы 2003
Содержание
Введение …………………………………………………………..3
Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия .….4
Глава 2 Цели и принципы государственного регулирования ….5
Заключение ………………………………………………………..8
Список литературы …………………………………………..…..9
Введение
Переход к рынку обусловил необходимость становления в стране экономики открытого типа, развивающейся в качестве составной части мировой экономики. В этих условиях главной фигурой во внешнеэкономической деятельности становится предприятие, которое наделено правом самостоятельно осуществлять эту деятельность в соответствии с действующим законодательством
Субъекты внешнеэкономических отношений вправе осуществлять следующие виды деятельности:
экспортно-импортные операции в отношении товаров, капиталов, рабочей силы;
предоставление иностранным фирмам производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, юридических, аудиторских, туристических и других услуг, которые не запрещены законодательством Казахстана;
научную, научно-техническую, научно-производственную, производственную и другую кооперацию с иностранными фирмами; обучение и подготовку специалистов на коммерческой основе;
международные финансовые операции и операции с ценными бумагами; создание банковских. кредитных и страховых учреждений на территории Казахстана и за ее пределами;
совместную предпринимательскую деятельность, включающую создание совместных предприятий различных видов и форм, осуществление совместных хозяйственных операций и общее владение имуществом;
проведение выставок, аукционов, торгов на коммерческой основе;
бартерные. арендные операции с иностранными фирмами;
операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах и биржах;
деятельность в области международного туризма в любых формах и видах; другие виды внешнеэкономической деятельности, которые прямо и в исключительной форме не запрещены законодательством Казахстана.
Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Предприятие самостоятельно осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия является частью внешнеэкономической деятельности Казахстана и регулируется законами Казахстана.
- Валютная выручка зачисляется на валютный балансовый счет предприятия и используется им самостоятельно. Валютные отчисления в республиканский местный бюджеты производятся из валютной выручки предприятия после вычета прямых валютных затрат, произведенных данным предприятием из своих валютных средств. Ставки отчислений в пользу республиканского и местного бюджетов регулируются законами Казахстана.
Иные изъятия валютных средств предприятия запрещаются.
- Предприятие вправе получать кредиты от своих зарубежных партнеров. При этом валюта зачисляется на баланс предприятия и используется им самостоятельно. По полученным предприятием кредитам государство ответственности не несет.
Предприятие, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность, может открывать за пределами Казахстана свои представительства и производственные подразделения, содержание которых осуществляется за средства предприятия.
- Предприятие в своей внешнеэкономической деятельности по вопросам экономической, технологической и социальной безопасности контролируется государственными органами.
Глава 2 Цели и принципы государственного регулирования
Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:
- использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в Казахстане рыночной экономики;
- содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения Казахстанских предприятий в мировую конкуренцию;
- создание условий доступа Казахстанских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
- защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
- создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование ВЭД в Казахстане в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
- единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
- единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
- перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
- четкое разграничение прав и ответственности Республики и ее субъектов в области управления ВЭД;
- обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Республики и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
- определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне экономической политики Казахстана в целом;
- разработка соответствующих федеральных программ;
- защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
- разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
- подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
- организация и контроль деятельности торгпредств РК за рубежом;
- определение и реализация валютной политики страны;
- формирование и использование золотовалютных резервов РК;
- контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
- разработка платежного баланса РК и т.д. Субъекты РК в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РК (по ним Республика не отвечает);
- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
- иметь представителей в торговых представительствах РК за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Республики. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Республики и ее субъектов. В их числе:
- координация действий участников ВЭД;
- выполнение договоров РК с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
- разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
- регулирование приграничной торговли;
- информационное обеспечение ВЭД.
Заключение.
На современном языке вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
Структура ресурсов и уровень технологический знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир — и каждая свободно торгующая страна — может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают.
Протекционизм — барьеры на пути свободной торговли — уменьшают или сводят на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.
Список литературы.
- К.Р. Макконел, С.Л. Брю «Экономикс» , Москва «Республика» 1992
- Ю.А. Григорьев «Практика внешнеэкономической деятельности» , Москва «Паимс» 1993
- И.Т. Балабанов «Валютные операции» , Москва «Финансы и статистика» 1993