План:
- Введение ……………………………………………………………3
- Политическая обстановка в Казахстане к середине XV века..4-5
- Родословная Жанибека и Керея ………………………………..5-6
- Откочёвка в Могулистан …………………………………………..6-7
- Образование Казахского ханства …………………………………7
- Вывод ………………………………………………………………..7-8
Введение
В этом году наша страна празднует десятилетие своей независимости. Естественно возникает вопрос: Чего же мы смогли добиться за столь короткий для истории отрезок времени? Среди того, что было сделано, можно выделить: введение национальной символики, валюты, альтернативные выборы президента, конституцию 95 года, строительство новой столицы, становление рыночной экономики и демократии. Но нельзя забывать про другие, не менее важные процессы, происходящие в жизни общества. Обретение суверенитета в 1991 году заставило по-новому взглянуть на историю Казахстана. На протяжении долгого времени, в период колониальной зависимости у народа Казахстана была отнята его история, знание своих корней и предков. Колониальный режим диктовал историю в своих корыстных целях, проводил политику восхваления метрополии и одновременно истреблял у народа чувство национального самосознания и патриотизма. Шовинистические взгляды некоторых советских учёных отвергали важный вклад кочевников, тюрков, казахов в мировую цивилизацию. Кочевников считали не способными к созиданию паразитами на теле человечества, хотя именно они сыграли важную роль в соприкосновении культур Запада и Востока. До сих пор, подвергаются переосмыслению многие исторические процессы, происходившие на территории Казахстана. Не нужно думать, что такое понятие, как “независимость” характерно для нашей страны только на современном этапе её развития. В своей работе я хочу показать борьбу за независимость великих ханов казахского народа Жанибека и Керея. Именно благодаря им огромная территория от притоков Волги на западе до гор Алтая на востоке зовётся Казахстаном, а её население казахами.
Политическая обстановка в Казахстане к середине XV века
К середине пятнадцатого века пришли в упадок государства Абулхаира и Могулистана. Население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам. Борьба Абулхайра с Джучидами не прекращалась на протяжении всего времени его правления, и он так и не смог подчинить себе все земли Ак-Орды. В то же время падает роль Нижнего Поволжья как экономического центра Евразии, и происходит миграция кочевого населения на территорию Казахстана из западных земель Улуг Улуса. Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов. Власть потомков ханов Уруса и Барака сохранялась в южных районах Ак-Орды и после 20-х годов. Вожди казахских родов и племён стремились к созданию независимого государства и искали покровителя из рода Джучидов. В условиях смуты и постоянного поиска выделяются два казахских султана Жанибек и Керей. Ещё в 40-х годах пятнадцатого века большая часть племён, населяющих предгорья Каратау и низовья Сырдарьи объединяется вокруг первых казахских ханов. Первые сведения о Жанибеке и Керее появляются в “Тарих-и Рашиди” Мухаммада Хайдар-мирзы Дуглата. Вокруг них сплотились значительные круги родоплеменной кочевой знати и особенно та часть верхушки, которая поддерживала Барак-хана, и была связана с городами на Сырдарье. Эти слои знати были заинтересованы в твёрдой ханской власти, обеспечивавшей их притязания на эксплуатацию осёдло-земледельческого населения оазисов Присырдарьи и получение прибыли от торговли и ремесленного производства местных городов. К Жанибеку и Керею стекались недовольные Абулхайром вожди родов и племён, а так же в их руках находились города Сузак, Сыгнак и Сауран. Абулхайр в 1446 году отбрал у них эти земли. Подтверждение пребывания потомков Уруса и Барака на территориях Сырдарьи и Каратау ещё до откочёвки есть у Махмуда ибн Вали, он пишет: “Когда Абулхайр-хан одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дешт-и Кыпчака, …Кирай-хан и Жанибек-хан … вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину”. Но нельзя думать, что положение во владениях казахских султанов на юге было безоблачным, по сравнению с тем, что в целом происходило в государстве кочевых узбеков. Тимуриды постоянно атаковали крепости в северном Туркестане, с востока нападали могулы, были нарушены сезонные меридиальные кочёвки на весну-лето в центральный Казахстан. Очень сильно ухудшилась обстановка кочевых родов и племен казахов, подчинённых Жанибеку и Керею после поражения Абулхайра от ойратов в 1457 году, которые являлись представителями левого крыла Монгольской Империи ещё при Чингиз-хане. После поражения Абулхайр начал наводить порядок в государстве весьма жесткими мерами. Ханство окончательно пришло в упадок, и это ускорило разделение казахских и узбекских племён.
Родословная Жанибека и Керея
Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов. Некоторые исследователи считают, что последние происходят из дома Орда-Эджена, однако большинство учёных-историков полагают, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Основу для этой версии многие черпают из трудов Абу-л-Гази и Махмуда ибн Вали. В частности первый в своей родословной говорит следующее: “Джучи хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус хан, его сын Барак хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек хан”. Историк Меруерт Абусеитова считает, что сведения Абу-л-Гази являются наиболее достоверными из всех существующих, так как он был потомком Чингиз-хана, сыном Араб Мухаммад-хана из рода Шейбана, из поколения узбеков и наверняка знал точно свою родословную. Родословная Керея выглядит так: Урус хан – Тохта Кыйа – Пулад – Кирай хан. Не имеет принципиального значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходящей от Тука-Тимура или к линии, происходившей от Орда-Эджена, так как и те и другие считались соправителями в Ак-Орде. Кирей и Жанибек унаследовали власть Барака на территории южного Казахстана и находились в союзе и под опекой Ахмад-хана и Махмуд-хана. Они были их ровесниками и соратниками. Точных данных о датах рождения Жанибека и Керея нет, но многие косвенные факты позволяют определить их возраст. По “Таварих-и гузида-йи нусрат наме” основатели Казахского ханства Жанибек и Керей были троюродными братьями. В источниках, повествующих об их действиях во второй половине пятнадцатого века, нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Жанибек-хан был прямым наследником трона Барак-хана, но Керей-хан был старше по возрасту, нежели Жанибек и был внуком Тохта-Кыйа. Умер Жанибек-хан раньше Кирея в 1480 году, в возрасте 68-70 лет. Из этого следует, что Жанибек родился в примерно 1410 году (хотя по другим данным годом его рождения принято считать 1420 год). Всё это говорит о том, что казахские ханы были сознательными противниками Абулхайр-хана уже с первых лет его правления, то есть с 1428 года.
Откочёвка в Могулистан
Традиционной формой сопротивления народа в кочевом мире является уход из традиционных мест обитания, то есть и уход из под власти правителя, хана. В условиях средневековой вольницы этим воспользовались Жанибек и Керей. Откочевка Жанибека и Керея стала важным звеном в цепи политических событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Первое упоминание об этом появилось в “Тарих-и Рашиди”. Мухаммед Хайдар говорит: ”В то время в Дешт-и Кыпчаке владычествовал Абулхайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Жанибек и Керей бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, которые составляют западную окраину Могулистана”. Откочёвка приобрела массовый характер. Началом откочёвки кыпчакских племён и родов из Восточного Дешт-и Кыпчака и районов Сырдарьи в западный Жетысу принято считать 1458-1459 годы. Махмуд ибн Вали говорит, что откочёвка носила не единичный характер, а явилась долговременным перемещением недовольного Абулхайром населения и протянулась на десяток лет. Особенно откочёвка усилилась после смерти Абулхайра, когда к власти пришёл его сын Шейх-Хайдар, чьё правление было недолгим из-за того, что все противники Абулхайр-хана объединились и выступили против Шейх-Хайдара. Откочёвка стала весьма заметным событием того времени из-за её размера, ведь количество откочевавших составило 200.000 человек. Труды на эту тему писали Хондемир, Мухаммад Хайдар, Махмуд ибн Вали, Мирхонд и многие другие. Откочёвка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на политическую карту региона, изменила места проживания различных племён и родов, стала началом консолидации казахского народа. Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно, на то есть четыре причины:
- этническая близость населения;
- давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды;
- слабость феодально-разробленного Могулистана;
- природный фактор (плодородность земель в долинах рек).
Действительно в Жетысу жило родственное тюркское население. Могулистан продолжал испытывать серьёзные кризисы, которые вели к распаду государства. Казахи Жанибека и Керея сражались с калмаками и киргизами на окраине Могулистана и помогали Есен-Буге отражать набеги ойратов.
Образование Казахского ханства
Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса. Становление казахской государственности было делом времени. Первым ханом стал Керей который правил с 1469 по 1474 годы, хотя в принципе он с Жанибеком являлись соправителями. Мнение считать началом образования Казахского ханства откочёвку в конце 50-х годов не нашло подтверждение в источниках. Годом основания Казахского ханства принято считать 870 год хиджры или 1465/1466 год нашей эры. Видный исследователь средневековой истории Султанов склоняется к дате 1470 год, когда Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть, тем самым существенно расширив территории кочевий казахов.
Вывод
Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана очень велик. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин “казак” имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочёвки Жанибека и Керея в Могулистан значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Наша страна уже не первый год является суверенным государством, и мы должны знать и помнить имена и подвиги своих героев, тем более таких, как Жанибек и Керей.
Список использованной литературы:
Еркин Абиль – “История государства и права Республики Казахстан с древнейших времён до начала XX века” (курс лекций). Астана 2000 год.
Аманжол Кузембайулы, Еркин Абиль – “История Республики Казахстан”. Астана 1999 год.
История Казахстана (с древнейших времён до наших дней) В пяти томах. Том 2. Под редакцией Адильхана Прманова. Алматы 1997 год.
Меруерт Абусеитова – “Казахское ханство во второй половине XVI века ”. Алматы 1985 год.
Абу-л-Гази – “Родословная туркмен”. Перевод А.Н. Кононова. Москва 1958 год.