АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Происхождение государства и права.

Происхождение государства и права

 

По данным науки, наша планета образовалась примерно 4-5 млрд лет назад. Древний человек появился примерно 2 млн лет назад. На территории нашей республики, по данным археоло­гов, первый человек появился около 1 млн лет назад. Человек разумный — homo sapiens — появился 40 тысяч лет назад. Пер­вые государственные образования появились 4-5 тысяч лет

до нашей эры. Соответственно, более 35 тысяч лет люди жили без государства.

До государственный период получил в науке название пер­вобытнообщинный строй или родовой строй, поскольку люди жили родами — большими группами, основанными на кровном род­стве, совместном проживании и совместной трудовой деятель­ности.

Первобытнообщинный строй был неразвитым обществом, где основными видами трудовой деятельности являлись соби­рательство, охота и рыболовство. Соответственно, орудия тру­да были примитивными, неразвитыми.

В первобытном обществе существовала социальная власть. Она основывалась прежде всего не на принуждении, а на доб­ровольности. Люди исполняли свои обязанности доброволь­но, трудовая деятельность была едина для всех, добытая пища делилась поровну между всеми членами рода, все были равны как в правах, обязанностях, так и в ответственности.

Основными органами управления в родовом обществе яв­лялись вождь, советы старейшин и общее собрание всех чле­нов рода, на которых решались важнейшие вопросы жизни рода, такие как вопросы войны и мира, усыновление чужих людей и другие.

Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса.

Для оперативного управления избирался старейшина — наи­более уважаемый член рода. Эта должность была выборной и сменяемой, не давала никаких привилегий.

Старейшина был равен со всеми остальными членами рода и получал равную долю, как все. Его власть основывалась ис­ключительно на авторитете, уважении к нему других членов рода. Для военного руководства избирался военный вождь. Так­же внутри рода образовывался совет старейшин.

Роды объединялись в племена, которые, в свою очередь, уп­равлялись советами старейшин, представляющих соответству­ющие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сме­няемой и не давала никаких привилегий.

Союз племен управлялся советом племенных вождей, ко­торый избирал вождя союза. С развитием общества вожди ста­ли осуществлять свои функции пожизненно.

Можно выделить следующие основные характерные черты родового строя:

  1. Наличие кровного родства, общей территории прожива­ния и общей совместной хозяйственной деятельности у чле­нов рода.
  • Наличие общего языка, общих традиций, обычаев.
  1. Запрет на брачные отношения внутри рода. В казахском обществе этот запрет распространялся на родственников до
    «седьмого колена», т.е. не только на близких, но и на дальних родственников.
  • Наличие общего места погребения.
  • Каждый род имел свое наименование.
  1. Возглавлял род вождь или старейшина — наиболее авто­ритетный член рода, избираемый на общем собрании рода.

Таким образом, можно утверждать, что социальная власть в догосударственный период была непосредственно обществен­ной, строилась на началах первобытной демократии, самоуп­равления; распространялась только в рамках рода, выражала его волю, основывалась на кровных связях, а органами власти выступали родовые собрания, старейшины, вожди, которые первоначально не имели никаких привилегий.

Ф. Энгельс называл первобытное общество «первобытным коммунизмом», «золотым веком человечества».

Нормативная регуляция общественных отношений в пер­вобытный период характеризовалась тем, что социальные нор­мы по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, вы­ражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в со­вместном проживании, в общественной собственности на сред­ства производства и в распределении продуктов на основе ра­венства, что оказывало существенное влияние на природу норм первобытного общества.

Первоначально нормы существовали в виде запретов — «табу», которые постепенно перерастали в обычаи, позднее появились моральные нормы.

Первобытные нормы, правила поведения носят характер мононорм. Мононормы — это такие нормы, в которых сливают­ся черты обычаев, морали, религий, традиций и привычек.

Можно выделить следующие признаки норм, существовав­ших в догосударственный период:

1) отношения в первобытном обществе регулировались глав­ным образом обычаями, т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате мно­гократного применения в течение длительного времени;

      2)они существовали в поведении и сознании  людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

     3)обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуж­дения (изгнание из рода);

      4)ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу, отсутствие собственно прав и обязанностей);

5)    они выражали интересы всех членов рода и племени.
Причины возникновения государства и права до сих пор носят дискуссионный характер. Из всех теорий возникнове­ния государства и права на сегодняшний день наиболее разра­ботанной остается марксистская теория, поскольку только она обладает научными и практическими доказательствами своей правоты, по крайней мере, сегодня. Марксистская теория свя­зывает возникновение государства и права с развитием произ­водства и появлением частной собственности на землю, сред­ства производства и другие блага. Поскольку собственник стре­мился как-то оградить от посягательств свое имущество, то ему требовался некий аппарат насилия, способный оградить его от посягательств. Поскольку частная собственность появи­лась вследствие появившихся излишков благ, вызванных в свою очередь развитием средств производства, то, естественно, она начала сосредотачиваться в руках лиц, обладавших той или иной властью. Если говорить о первобытнообщинном строе, это были жрецы, вожди, военачальники и они самостоятельно начали устанавливать систему государственных органов, а также пра­во, которое необходимо было соблюдать. В первую очередь внедрялся принцип «частная собственность священна», что об­ществу было трудно понять после бывшей общественной соб­ственности на землю. По-видимому, этим и объясняется край­няя жестокость наказаний за посягательство на чужую собственность.

Существует множество теорий возникновения государства и права, и, как правило, каждая из них имеет рациональное зер­но, поэтому изучение всех теорий не только повышает юри­дическую культуру, но и ведет к более глубокому уяснению вопроса.

Основными теориями возникновения государства на сегодняшний день являются:    

 

  1. Теологическая теория (Фома Аквинский, все религии).Согласно данной теории, творец всего сущего на земле — Бог. Государство существует вечно в силу божественной воли, как средство поддержания Богом порядка на земле, хотя бы в оп­ределенных рамках.
  2. Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский). Данная теория зародилась в Древней Греции, но в определенной степени дошла и до наших дней. Согласно этой теории, люди есть существа общественные и стремятся к со­зданию семьи, где главным является отец семейства (патер фамилиас). Увеличение же числа семейств приводит к образованию государства.
  3. Теория общественного договора (Т. Гоббс, Жан-Жак Рус­со, Джон Локк, А. Радищев).Основой теории является утверж­дение о том, что общество в лице каждого своего члена заключает договор с государством, передавая ему как часть своих прав, так и права в отношении себя; например, право государства наказать гражданина в случае совершения им правонарушения. Любой руководитель государства становится уполномоченным воли народа. Каждый гражданин подчиняется общей воле (воле государства), но в то же время является инициа­тором этой воли.
  4. Теория Гегеля о происхождении государства. Немецкий фи­лософ Гегель выводил происхождение государства из требова­ний разума и нравственности. По его мнению, государство есть высшая форма реализации нравственности. Каковы нравственность и развитие общества, такое государство общество и за­служивает. Государство — это цель, к которой должно стремиться общество, вершиной же достижения этой цели является правовое государство.
  5. Теория насилия (завоевания). Основоположниками дан­ной теории являлись Каутский, Дюринг и другие. Сторонники данной теории связывают возникновение государства с ведением захватнических войн. Государство образуется для удержания в подчинении порабощенных народов и управления ими.
  6. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Данная теория связывает возникновение государства с развитием средств производства, разделением труда, возник­новением частной собственности, расколом общества на клас­сы и классовым антагонизмом. Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий. Тщательно изучив указанные теории, необходимо уяснить, что не стоит полностью отвергать ту или иную теорию, важно взять из нее все то рациональное, что в ней имеется.

Кроме того, необходимо понять и уяснить само назначение государства — оно призвано быть орудием примирения различ­ных социальных и иных слоев населения.

Основными теориями возникновения права являются:

  • Теологическая теория права. Определяет право как нечто божественное, вечное, но вместе с тем приспособленное для земных порядков.
  • Теория естественного права. Сторонники данной теории утверждают, что наряду с правом, устанавливаемым государ­ством, существует и естественное право, вытекающее из природы человека.
  • Историческая школа права. Данная теория определяет право, как нечто возникающее и развивающееся исторически, с учетом национальных особенностей, а не утверждаемое законодателем.
  • Нормативистская школа права. Согласно данной теории право возникает само по себе и никаких причин правообразование не существует. Норма права подчиняется вышестоящей норме права, венчает же эту пирамиду некая норма права, законность которой не оспаривается. Психологическая теория права. Усматривает причины правообразования в психике людей. Право — это психологическое желание людей закрепить правила поведения, одобряемые в
    обществе, ведь человек не терпит неопределенности.
  • Марксистская теория права. Сторонниками этой теории убедительно доказано, что корни права лежат в экономике и право зависит от экономического бизнеса. Право не может быть выше экономики, ведь именно экономика диктует, какие нор­мы права необходимы на данный момент. Однако связывание права с борьбой классов и видение в праве лишь воли господ­ствующего класса излишне, так как все зависит скорее от типа
    общества и государства, ведь в правовом обществе право на­правлено не на подавление низших классов, а на развитие от­ношений в обществе и, причем, на равных условиях.

Особенности возникновения государства и права

Возникновение и формирование государства — это длитель­ный процесс, который у различных народов пошел по-разному. Различают два исторических пути возникновения государ­ства:

  • Восточный путь возникновения государства {Древний Восток, Африка, Америка). Этот путь характеризуется тем, что зе­мельная община и коллективная собственность, как атрибуты родового строя, сосредоточившиеся в руках родоплеменной знати (жрецы, военачальники и др.) сохранились и при разло­жении родового строя. При этом общественные структуры уп­равления превратились в государственные органы, а родоплеменная знать, в чиновничий аппарат, земля же из обществен­ной стала государственной.
  • Европейский путь развития государства. Для этого пути
    характерно было активное разложение первобытнообщинного
    строя, появление частной собственности, появление классов.
    По европейскому пути развития последовали Рим, Афины. На­
    пример, в Риме большое влияние на появление государства ока­
    зала борьба плебса и патрициев, в результате которой плебс
    добился демократических уступок.

Несмотря на разные пути возникновения государства, все они были обусловлены одним фактором — разложением родо­вого строя и необходимостью организованной государственной власти.

Возникновение права также не носило одинаковый харак­тер, в каждом государстве на его развитие оказывали влияние разные факторы. Существует два пути развития права:

1.Восточный путь возникновения права (Древний Восток). Здесь на право оказывали сильное влияние традиции, поэтому до сих пор в некоторых странах в качестве главного источника права используются нормы религии.

2.Европейский путь возникновения права (Англия). В этих странах, кроме обычного права, также развивается формали­зованное законодательство и прецедентное право.

Однако общим фактором, обусловившим необходимость возникновения права, была необходимость урегулировать воз­никшие разного рода общественные отношения, которые не вмещались в рамки норм обычаев.