АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РК

Тема Внешнеэкономическая политика Казахстана

 

Содержание

 

Введение

 

 I Внешнеэкономическая политика государства

 

  1. Сущность внешнеэкономической политики
  2. Комплекс государственных мер
  3. Выработка внешнеэкономической политики государства
  4. Факторы, формирующие внешнеэкономическую политику государств
  5. Казахстан в системе внешнеэкономических стратегий развития стран ДТР

 

Заключение

Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Республика Казахстан относится к государствам со средним уровнем экономического развития, при этом исторически сложившийся производственный сектор обслуживался профессиональной, высококвалифицированной рабочей силой. В отличие от Китая, превратившегося в мировой «цех» по производству товаров, Казахстан по всей вероятности должен занять место между данной моделью и моделью технологически высокого порядка. Этому способствуют исторически сложившиеся производственные заделы в экономике, а также профессионализм рабочей силы. Несмотря на то, что на мировой арене многие государства пытаются снизить темпы развития добывающей промышленности, она в Республике Казахстан в ближайшие годы сохранит свою важность, поскольку относится к отраслям, поддерживающим рост экономики. В условиях же усиления интеграционных тенденций ее странами АТР Казахстан может упрочить свои позиции, поскольку страны этого региона с каждым годом все более будут увеличивать спрос на энергоносители. Кроме того, спрос на сырьевую продукцию все более будет возрастать, особенно на такие виды, как средства тибетской медицины, а также на продукцию черной металлургии, сталь и стальные изделия азотные удобрения, на продукцию нефтехимии, строительную и сельскохозяйственную продукцию, угольную, углеводороды. Таким образом, на среднесрочный период конъюнктура рынка создает благоприятные условия для наращивания экспортные производств. Однако в длительной перспективе серьезным препятствием устойчивому росту экономики Республики Казахстан может послужить обрабатывающая промышленность.

 

 

 

 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Современное мировое хозяйство, включающее в себя 188 государственных образований, представляет собой динамический мир, где взаимосвязи ассиметричны, а различные группировки стран втянуты в процесс сотрудничества не на равных условиях и не в одинаковой степени.

Начавшаяся с Европейского Союза политика регионализма дала нам понятие, именуемое развитием государств «на разных скоростях». Это значит, что в конце XX века в условиях развития научно-технического прогресса многие государства, когда-то находившиеся в одинаковом экономическом положении, все больше стали отдаляться друг от друга и по мере своего развития становились причастными к различным группировкам стран. Такое явление, как увеличение расхождения в скорости развития, было предопределено содержательностью внешнеэкономической политики отдельной страны, блока стран, а также многими внешними факторами развития мирового хозяйства. Распад СССР, усиление невоенных методов экспансии национальных государств сделали процессы расхождения в скорости все более возрастающими, а их темпы и качество весьма различными. Примерами могут служить Юго-Восточная Азия, Средняя Азия, пространство СНГ, прибалтийские страны. Все это свидетельствует о том, что тот или иной баланс экономических сил на мировой арене в современный век характеризуется наличием не только объективных факторообразующих условий, но и целенаправленной внешнеэкономической политикой. При этом следует отметить, что последняя зачастую уже не дает возможности реализовываться многим объективным процессам, базирующимся на таких параметрах, как природно-климатические, экономические и другие преимущества стран, а также предреформенное состояние экономики. Многие страны с идентичными характеристиками и уровнями развития сегодня можно зафиксировать на разных иерархических уровнях интеграции в международном разделении труда.

Вышеотмеченное предполагает, что более целесообразно рассматривать внешнеэкономическую политику как вполне автономное явление, поскольку в настоящее время важны не столько межстрановые сопоставления сами по себе, а сопоставления факторов, рычагов, инструментария, обусловившие их те или иные общественные преобразования, превращающиеся во внешний фактор воздействия.

В этом плане представляется правомерным мнение Э.П. Бабина о том, что внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, откуда следует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и экономической политики государства. Содержательность внешнеэкономической политики обусловливается природой общественного строя страны и соответственно задачами национального хозяйства, а также совокупностью внешних факторов. Органическая взаимосвязь внешнеэкономической политики с внешней и внутренней политикой страны все более наполняется в своем содержании растущим взаимодействием национальной экономики в сложной системе координат мирового хозяйства. Тенденции в мирохозяйственных связях предопределяют следующие цепи модификации: национальная экономика все более втягивается в интернационализированные воспроизводственные звенья, превращаясь в их составные части и оказывая воздействие на всю совокупность элементов цепи. Интернационализация экономики принципиальным образом меняет политическую карту мира, зарождая новые экономические границы с собственными национальными интересами, ареалами стратегических целей и схемой интеграционных явлений. Безусловно, такой расклад обусловливает сложную пирамиду, в которой особо выделяются финансово-кредитные и информационные структуры мирового хозяйства. На такой арене функционирует широкий арсенал приемов и правил, норм взаимодействия с внешним миром, при умелом использовании которых возможно разрешение задач без задействования военных, а иногда и дипломатических методов.

Комплекс государственных мер

Комплекс государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей:

-созданию условий для доступа и функционирования отечественным производственным звеньям на мировых рынках;

— обеспечению национальным субъектам благоприятных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, странами-кредиторами и дебиторами;

— обеспечению защиты внешнеэкономических интересов страны.

При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера: преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую ( выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.). С этой точки зрения внешнеэкономическая политика позволяет фиксировать ход трансформации моделей развития отдельных стран и определять общие ценности (преодоление противоречий внутри страны, адаптация к новому экономическому механизму, к чужеродной неорганичной для данного общества культуре), а также характер методических приемов реализации политики. Несмотря на наличие в экономической природе многовидового чуда (японского, германского и т.д.), шкала ценностных ориентиров, задействованность тех или иных инструментов во внешнеэкономической политике, ход трансформации полученных результатов позволяют зафиксировать различные сочетания национальной специфики с общепринятыми элементами политики и механизмы их реализации.

Основные направления экономической политики регулируют всю совокупность внешнеэкономической деятельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно являются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области иностранных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

 

Выработка внешнеэкономической политики государства

Выработка внешнеэкономической политики государства требует наличия определенной базы;

— соответствующей системы экономических институтов;

— теоретической базы для формирования внешнеэкономической политики, учитывающей национальную специфику государства;

— необходимый уровень демократизации общества, обеспечивающий заслон лоббированию;

— формирование широкой сети национальных рыночных структур, не обеспечивающих тому или иному звену лидирующей роли в экономике.

В связи с этим вполне закономерно возникает необходимость выделить общие черты, тенденции международного разделения труда на современном этапе и одновременно отразить формулу успехов и достижений одних стран и упущений других. В итоге, признавая необходимость приведения межстрановых сопоставлений, обязательным и дополняющим ее компонентом становится оценка их политики.

Общепризнанно, что внешнеэкономическая политика выполняет две функции, такие, как защитная и наступательная. Такое разделение функций включает широкое толкование каждой из них, отдельно взятой. В частности, в разряд наступательной политики таких государств, как США, Китай, могут быть включены экспансионистские меры по обеспечению сфер влияния. По отношению к другим государствам «наступательная» может означать активизацию наращивания форм сотрудничества наряду с мероприятиями по воплощению в жизнь принципов добрососедства и мира. Вполне очевидно, что выбранная та или иная модель преобразования экономики государств строилась на одном и том же арсенале элементов внешнеэкономической политики, а различия определялись в выборе того или иного количества этих элементов и сочетания стратегий лидирования (высокий процент рабочей силы, занятой в производстве, ведущая роль новейших технологий — «high-trust societies»), догоняющего развития («low-trust societies»). Две трети населения Китая проживает на селе, а доля рабочей силы, занятой в производственных операциях, невелика. Основной упор делается на западные технологии, которые сосредоточены в относительно примитивном производстве, и модернизацию общества с характерной переходной экономикой смешанного типа (преобладание фактора использования природных ресурсов и снятие природной ренты). Проблема состоит в выборе модели преобразования экономической политики, которая обеспечивает стабильность государства, так как любое изменение несет с собой перемену в системе взаимосвязей между странами.

Первый вариант стратегии характерен для внешнеэкономической политики основных центров международного соперничества США, Японии, Европы. В целом, всем трем центрам свойственна либеральная промышленная экономика, но в глобальном контексте внешнеэкономическая политика стран направлена на создание для их экономики «тепличных» условий. Ярко проявляется данная стратегия в опыте установления форм международного сотрудничества в США. Следует отметить, что опыт американского партнерства основан на практике сотрудничества с более слабыми государствами. На внешнеэкономической политике США не мог не отразиться и тот факт, что после второй мировой войны взаимодействие с Японией и Германией осуществлялось с «позиции превосходства». Победа в войне с этими странами обусловила перераспределение финансового бремени в пользу союзников и безусловное лидерство США. Поэтому партнерство, в американском понимании, не предполагает наличия равноправия в политике и можно смело отметить, что во все времена США проводят старую политику баланса сил. Хотя нельзя умалить и тот факт, что на рубеже середины 70-х годов правительство США выбрало выжидающую политику по отношению к странам Юго-Восточной Азии и что через 20 лет это обеспечило сужение сферы влияния американской экономики в результате непредвиденного «азиатского вызова». Какой бы из элементов внешнеэкономической политики не использовала Америка, она защищает свои интересы на любом континенте, пытаясь перевоплотить их в ранг интернациональных проблем и, лидируя в принятии решений на совещаниях международных экономических, финансовых организаций, придать им обличие межгосударственных, повышая свой статус в иерархии международных отношений. Декларируемый курс США представляется стремлением оказать содействие интеграции национальных государств в мировое сообщество, а на практике проявляется тенденция ограничения сфер интересов соперников и создания условий для воздействия на развитие ситуаций в масштабе любой территории. Подобная тактика обусловлена в определенной мере и тем, что США не выходят за пределы той модели взаимодействия, которая определяется ядерным превосходством.

Второй вариант стратегии предопределен в какой-то степени нарушением баланса сил в рамках взаимодействий двух сверхдержав. Развал Союза, а также кризис ролевых ожиданий обусловил ряду стран высокие темпы экономического развития и активизацию невоенных методов экспансии на территории бывшего СССР, Центральной, Средней и Юго-Восточной Азии. Интенсивный рост экономики этих государств явился в новом качественном виде — возросшим в значительной мере емким рынком на всем пространстве, где каждая страна находила возможности для наращивания экспортных позиций товаров, на которые повысился спрос. Это способствовало и стимулированию импорта. Данная ситуация отражает не столько тот факт, что страны не могут покрыть свои потребности на достаточно высоком уровне, сколько тот, что их производство ориентировано на обслуживание внешнего рынка — произошло взаимодополнение экономики стран-партнеров.

Современный мир таков, что многие страны так называемого «порогового уровня» в своем самосознании обозначили контуры той роли, которую могли бы играть на мировой арене. Опыт показывает, что экономический рост государства обусловливается не только эффективным использованием имеющихся природных ресурсов — более того, отсутствует автоматическая связь между понятиями экономический рост и богатство природных ресурсов. Сырьевая обеспеченность перестает быть решающим фактором роста и по отношению к внешнеэкономической политике становится ценностью вторичного порядка. Данная группа стран в своей стратегии занята снятием ренты от внедрения научно-технических достижений в национальную экономику, что обусловлено использованием разумного государственного вмешательства в процесс управления данным явлением. Примером может служить внешнеэкономическая политика «азиатских тигров» и прежде всего КНР, которые свои повороты в социально-экономическом развитии связывают с силовым навязыванием извне, а также прогнозом места и роли своего государства и соответственно принципиально разным подходом к определению сущности, форм и методов международной внешней политики.

Сформированная японской экономикой «догоняющая» модель вызвала шлейф перестроечных явлений, в промышленной, общественно-производственной и социальной структуре. В течение 30-ти лет переливание капитала, технологии и других финансовых, и товарных потоков создало несколько «эшелонов» стран.

Первый эшелон представлен группой новых индустриальных стран, второй — странами Юго-Восточной Азии, а все государства Южной Азии отнесены к разряду стран третьего эшелона. Такая пирамида моделей развития в литературе часто именуется «стаей летящих гусей», или каскадным развитием. Практически, каскад развития поставил в выигрышное положение японскую экономику, которая за счет внедрения в Азиатско-тихоокеанский Регион незападных моделей развития расширила экспортные возможности, обойдя барьеры, воздвигнутые американским правительством, и перевоплотилась в скрытый экспорт в виде товаров из стран «азиатских драконов» на территории США и Запада.

Стратегию Казахстана, отнесенного к третьему типу, за годы независимого развития обусловили в определенной мере стихийность и перепады принимаемых мер во внешнеэкономических связях. Приобретя статус субъекта межстремлением оказать содействие интеграции национальных государств в мировое сообщество, а на практике проявляется тенденция ограничения сфер интересов соперников и создания условий для воздействия на развитие ситуаций в масштабе любой территории. Подобная тактика обусловлена в определенной мере и тем, что США не выходят за пределы той модели взаимодействия, которая определяется ядерным превосходством.

Второй вариант стратегии предопределен в какой-то степени нарушением баланса сил в рамках взаимодействий двух сверхдержав. Развал Союза, а также кризис ролевых ожиданий обусловил ряду стран высокие темпы экономического развития и активизацию невоенных методов экспансии на территории бывшего СССР, Центральной, Средней и Юго-Восточной Азии. Интенсивный рост экономики этих государств явился в \ новом качественном виде — возросшим в значительной мере емким рынком на всем пространстве, где каждая страна находила возможности для наращивания экспортных позиций товаров, на которые повысился спрос. Это способствовало и стимулированию импорта. Данная ситуация отражает не столько тот факт, что страны не могут покрыть свои потребности на достаточно высоком уровне, сколько тот, что их производство ориентировано на обслуживание внешнего рынка — произошло взаимодополнение экономики стран-партнеров.

Современный мир таков, что многие страны так называемого «порогового уровня» в своем самосознании обозначили контуры той роли, которую могли бы играть на мировой арене. Опыт показывает, что экономический рост государства обусловливается не только эффективным использованием имеющихся природных ресурсов — более того, отсутствует автоматическая связь между понятиями экономический рост и богатство природных ресурсов. Сырьевая обеспеченность перестает быть решающим фактором роста и по отношению к внешнеэкономической политике становится ценностью вторичного порядка. Данная группа стран в своей стратегии занята снятием ренты от внедрения научно-технических достижений в национальную экономику, что обусловлено использованием разумного государственного вмешательства в процесс управления данным явлением. Примером может служить внешнеэкономическая политика «азиатских тигров» и прежде всего КНР, которые свои повороты в социально-экономическом развитии связывают с силовым навязыванием извне, а также прогнозом места и роли своего государства и соответственно принципиально разным подходом к определению сущности, форм и методов международной внешней политики.

Сформированная японской экономикой «догоняющая» модель вызвала шлейф перестроечных явлений, в промышленной, общественно-производственной и социальной структуре. В течение 30-ти лет переливание капитала, технологии и других финансовых, и товарных потоков создало несколько «эшелонов» стран.

Первый эшелон представлен группой новых индустриальных стран, второй — странами Юго-Восточной Азии, а все государства Южной Азии отнесены к разряду стран третьего эшелона. Такая пирамида моделей развития в литературе часто именуется «стаей летящих гусей», или каскадным развитием. Практически, каскад развития поставил в выигрышное положение японскую экономику, которая за счет внедрения в Азиатско-тихоокеанский Регион незападных моделей развития расширила экспортные возможности, обойдя барьеры, воздвигнутые американским правительством, и перевоплотилась в скрытый экспорт в виде товаров из стран «азиатских драконов» на территории США и Запада.

Стратегию Казахстана, отнесенного к третьему типу, за годы независимого развития обусловили в определенной мере стихийность и перепады принимаемых мер во внешнеэкономических связях. Приобретя статус субъекта международных экономических отношений, Республика Казахстан, как и многие страны СНГ, столкнулась с нормами общения, принятыми в процессе всемирного хозяйственного развития, которые требуют определения возможностей его общения с партнерами. Эта составляющая находится в неразрывной связи со следующей, сущность которой заключается в выработке концепции связей национальной экономики с внешней средой. Третья составляющая -возможность маневрирования инструментами мирохозяйственного общения. Развитие геоэкономики столь динамично и изменчиво, что страна должна предвидеть события и продвигаться по пути достижения мирового геоэкономического равновесия, если не в качестве сильного партнера, то хотя бы избавившись от статуса придатка мирового хозяйства преодолевая формы торговой, валютно-финансовой, технической, технологической и т.п. уязвимости.

Факторы, формирующие внешнеэкономическую политику государств

Изучение мирового опыта осуществления внешнеэкономической политики показало, что значительная часть стран мира, которым свойственен высокий темп роста экономики в силу жесткой внешней детерминации, характеризуется общностью выбора «комплекта» средств и методов регулирования. Многие из этих стран мы можем объединить по стандартности набора действий, хотя, если рассматривать в частностях, отличия проявляются в темпах и качестве исполнения, в сумме издержек, посредством которых осуществлялось реформирование, в степени успешности реформ, и в широте охвата тех или иных секторов экономики. Большинство из них в первую очередь ставили целью достижение макроэкономической стабилизации, при этом проводились налоговые реформы, направленные на увеличение сбора налогов, подвергались резкому снижению государственные расходы. Отмеченное, а кроме того, доходы от приватизации многим из них позволили сократить дефицит бюджета или обеспечить положительное сальдо. Естественно, все это обеспечивало резкое замедление роста цен и, по мере достижения определенной макроэкономической стабилизации, структурная и институциональная среда подвергалась реформе, целью которой являлось свертывание прямого государственного вмешательства при усилении его регулирующей и регламентирующей функций.

Внешнеэкономическая политика формируется при наличии сложной системы факторов, к основным из которых можно отнести:

— однородность национальной структуры государства. Переход к новой модели развития вызывал необходимость смены авторитарной формы правления на более демократическую, однако этнически однородные пространства значительно облегчают эту задачу. В более выгодном положении, если речь идет о «большой китайской экономике» остается Китай: условность понятия «коренное население», компактные анклавы мигрантов (США, ЕС), несовпадение государственных границ с этническими;

— отсутствие рыночной экономики, наличие среднего класса, дающие противоположные промежуточные и конечные результаты (Аргентина-Бразилия; Венгрия-Польша, Словения);

— стратегия глобализации экономики (стремление к занятию лидирующего положения в том или ином регионе;

— стратегия сдерживания, обусловленная не желаниями, а реальной оценкой возможностей страны; стратегия изолированного развития). Так, например, переориентация России на Запад оставила ряду азиатских государств незаполненную нишу, поскольку для усиления своего экономического влияния среди них не оказалось претендента на роль лидера;

— определение динамики развития национальной экономики состоянием мирового рынка, сегменты которого ориентированы на высокие технологии. Однако в этом плане многие рынки стран пока не в состоянии впитать суперсовременные технологии, что предопределяет необходимость стратегическим партнерам очертить круг пороговых государств;

— высокая степень монополизированности мирового рынка, особенно ряда его сегментов. Влияние отдельных транснациональных корпораций (ТНК) настолько существенно, что превосходит мощь и влияние национальных правительств, а создающиеся финансово-промышленные группы (ФПГ) превращаются в самостоятельный субъект международных отношений. Зачастую возникают две полярные системы, вакуум между которыми заполняют региональные сообщества и ТНК;

— незначительность масштабов отечественных монополий в отдельных сегментах рынка по сравнению с монополизацией ТНК на мировых рынках;

— активизация региональных движений, когда местные интересы становятся выше общегосударственных (ЕС, Балтия, Казахстан);

— нахождение мирового пространства в условиях становления нового (третьего) международного порядка;

— меняющаяся система международной торговли сужает возможность развивающихся стран в проведении интервенционистской экономической политики. Развивающимся странам приходится прикладывать все больше адаптационных усилий к внешним воздействиям техногенной цивилизации. При этом велика возможность не всегда иметь эффект модернизирующегося фактора. Многие из развивающихся стран, вливаясь в поток мирового развития, создают принципиально новую социально-экономическую и правовую систему. Так, сегодняшняя Япония -это не пример использования своей национальной специфики, а новый феномен мировой общественной эволюции, что свидетельствует о качественно новой содержательности процесса вхождения развивающихся государств в рыночное пространство;

— местонахождение того или иного государства, которое, в силу качественности своих характеристик, может служить фактором, повышающим преимущества одной страны по отношению к другим (интенсивность использования сухопутного, морского и воздушного пространства);

— благоприятные природно-климатические условия, масштабы территории;

— превращение мира из биполярного в единый, снятие угроз ядерной войны, которые позволили бы всем государственным образованиям сосредоточить усилия на экономических проблемах и активизации процесса развития взаимных отношений.

Вышеназванные многочисленные факторы, формирующие внешнеэкономическую политику страны, можно объединить в несколько групп, такие, как национальные, экономические, политические, региональные. Между тем следует отметить, что глубокая разница (масштабность, приоритетность, соотношение отдельных компонентов) заложена в них самих и определяет внешнеэкономическую политику развивающихся государств.

Так, в становлении «корейского чуда» все более видится руководящая сознательная роль государства, использовавшая меры недемократического характера (централизованное правление, кредитно-финансовая монополия, контроль за внешней торговлей и протекционизм). Реформы «азиатских тигров» базировались на сильных потоках внешнего позитивного воздействия США в сочетании с опытом развития Японии, у которой заимствовался ряд элементов трансформации.

Модель Южной Кореи сработала в условиях культурно-исторической доминанты мобилизации, то есть при готовности всего населения выдержать напряжение форсированных реформ, даже на этапе недемократической стадии их проведения. И, как отмечают многие эксперты, то, что было сделано здесь и на Тайване, вряд ли в другой стране возможно. Не исключается и тот факт, что модернизация на восточноазиатском пространстве основана на двух-трех механизмах, которые привели к специфической промышленной политике (таргетинг), форсированию экспортной ориентации и внедрению научно-технических достижений.

Этапы перехода от одного состояния к другому в Восточной Европе и в самой Центральной Европе были ранее не столь продолжительны, что не характерно для стран СНГ, в которых начиная с 1991г. старое уживается с новым, а новое, зародившись, но не окрепнув, вытесняется последующим, и этот этап представляет собой целую цепь переходных состояний. Многосложность и противоречивость этого «коридора» для стран СНГ позволяет выделить две группы переходного состояния: трансформация незрелых традиционных экономических систем и трансформация современных экономических систем в рыночную систему.

Первая группа связана с углублением разделения труда и повышением его кооперации на базе смены форм собственности и ориентирована на долгосрочный период.

Во второй группе преобладают тенденции разделения и кооперации труда на базе научно-технического прогресса (НТП), плюрализма форм собственности и социализации личности и общества. Как правило, процесс трансформации более ускорен в тех странах, где фиксируются «точки опоры роста» рыночной системы.

Развивающийся мир по структуре неоднороден, и каждая страна отличается от другой по уровню развития, масштабам национального рынка и стратегическим проблемам, стоящим перед ними. Поэтому снижение или ускорение экономического развития не обязательно распространяется на другие страны, хотя конъюнктура делает их все более зависимыми. В перспективе сформируются влиятельные силы, которые в сравнении с западными рынками могут иметь преимущества в обладании возможностями и механизмами перехода к мобильной экономике, поскольку имеют в наличии огромный внутренний рынок. В частности, Китай может оказаться на вершине пирамиды новой мировой иерархии, где свое достойное место могут занять «пороговые» государства, или государства второго уровня.

Учитывая наличие центробежных и центростремительных сил в Азиатско-тихоокеанском регионе, а также усиление мощи ряда латиноамериканских государств, перспективу баланса сил и динамику процесса его изменения следует определять, как отмечал А.Неклесс, на стыке «специфических цивилизационных пространств, таких, как атлантическое, тихоокеанское, южное и транснациональное». Схема такого типа взаимодействия предполагает различные варианты интеграции каждого государства в мировую экономику, содержательность которого будет определяться силой, приспособлением и невелировкой отдельных аспектов и, в целом, внешнеэкономической политикой. На пути к современной цивилизации человечество разделилось на три мира, однако контуры такой цивилизации четко не оформились. Поэтому стратегия многих стран предполагает наличие конкурентной борьбы за то, чтобы не оказаться за пределами данного ареала. С возможностью использования геополитических, геостратегических положений многие государства могут встроиться в формируемую новую геоэкономическую структуру. Анализ внешнеэкономической политики стран, причастных к разным типам государств по своему экономическому развитию, показывает, что они вынуждены либо защитить свою экономику, либо устранить препятствия на пути ее либерализации. Первая позиция, как правило, предполагает проблему выживания, что обусловливает выработку стратегии защиты существующего положения. Однако в мире динамично изменяющихся и усиливающихся внешних факторов невозможно добиться peaлизации данной стратегии, поскольку выживание требует первую очередь развития.

Казахстан в системе внешнеэкономических стратегий

 развития стран ДТР

Этап завершения двадцатого столетия отличается тем что Азиатско-тихоокеанский регион, занимающий некогда интересы второго порядка, все более становится сложные как с точки зрения экономического роста, так и обеспечения глобальной и региональной безопасности. Это пред определяется дислокацией большого количества военных морских и воздушных баз, что формирует векторность bо внешней политике многих стран, особенно крупных держав, таких, как США, Россия, Япония и Китай. Привлекательность данного региона для активизации форм международного сотрудничества обусловлена сосредоточением огромных людских ресурсов, запасов природного сырья, высокоразвитой промышленности, а также обширными пространствами. Находясь в зоне геократических и таласократических моделей миропорядка, осуществив стремительный взлет в экономике, «азиатские тигры» ста вят задачи не менее амбициозные, чем великие державы.

Такое стремительное развитие азиатских государств показало необходимость признания неевропейской модели развития. Хотя следует указать, что возможность реализации европейской модели может получить применение, когда зрелая экономика АТР перейдет к более высокому региональному образованию. Примечательным является то, что каждая европейская страна, адаптируясь к рынку, в рамках общего рынка вполне может найти свое достойное применение и в АТР, причем такое экономическое единение позволит сохранить широкую палитру политического многообразия в регионе. Азиатская же модель способа производства тоже предполагает важную роль участия государства в хозяйственной жизни. При этом политика, проводимая правительствами, делает ставку на экспансию, которая выводит государства на новые позиции в международных экономических отношениях. Данная модель развития экономики — от стадии превращения ранее политически слабых, экономически неразвитых государств и новое качественное состояние, определяющееся местом на мировой арене на сегодняшнем этапе имеет тенденцию к созданию рыночных моделей на межнациональном уровне (АСЕАН, АТЭС).

Таким образом, конец XX века отличается от предыдущих зарождением тенденций раздела мирового рынка не между отдельными странами, а уже между отдельными интеграционными блоками. В такой ситуации изменение структуры связей в значительной мере предопределяется технологическим прорывом, а не былой конкуренцией изготовителей какого-то типа товарных ценностей.

В структуре экономики государств АТР динамично происходят следующие изменения:

— уменьшается сельскохозяйственное производство;

— возрастает доля сферы услуг, в том числе и кредитно-финансовых (дислокация четырех крупнейших в мире финансовых центров, таких как Токио, Нью-Йорк, Сингапур, Гонконг, объемы сделок каждого превышают 150 млрд. долларов в год);

— ведущим сектором экономики становится обрабатывающая промышленность на базе достижений техники и технологии, автоматизации производства и новых методов управления;

— прогрессирует развитие наукоемких и интеллектуальноемких отраслей, доля которых в структуре ВВП имеет тенденцию роста (Япония, Корея — 3%, США, Сингапур — 2,8%, Тайвань — 1,5%);

— при снижении темпов развития добывающей промышленности сохраняется ее роль в поддержании устойчивого роста экономики;

дислокация в данном регионе крупнейших международных финансовых организаций, таких, как Мировой банк и Азиатский банк развития, являющихся крупными источниками ссудных инвестиций;

— динамичный рост вывоза предпринимательского капитала из азиатских НИС (Гонконг — 12, Тайвань — 6, Сингапур — 6, Южная Корея — 5 млрд. долларов);

— рост объема внешнеторговых операций, достигающий 40-50% от мировой торговли что придает приоритетность развитию внешней торговли этих стран как базы преобразования национальной экономики;

— лидирование «азиатских тигров» по уровню дохода на душу населения и производительности труда, повышающее рейтинг государств;

— приоритетность во внешнеэкономической политике принципа обеспечения конкурентоспособности продукции.

«Программа — 2030» в определенной мере очертила контуры Республики Казахстан в системе международных экономических координат. Однако, учитывая динамичность изменений, происходящих в мире, перед республикой возникает задача формирования такой стратегии развития, которая позволит видеть горизонты сотрудничества и неизбежные в будущем конкуренции с другими государствами. При этом следует иметь в виду, что Казахстан может попасть в вектор стратегии развития мировых центров силы. В формировании внешнеэкономической политики Республики Казахстан факторообразующими могут служить различные явления, но основополагающим при этом являются последствия геоэкономической революции, берущей истоки из пространства АТР. Несомненно, особенности АТР будут служить факторами, которые опреде лят курс стратегии развития. Сказанное обусловливается следующими моментами:

— в пространстве АТР наряду с государствами, незначительно вовлеченными, а также невовлеченными в зоны влияния, дислоцируется несколько крупных центров силы как глобального, так и регионального уровня;

— сосуществование в пространстве разных типов культур и социально-политических систем, формирующих различные экономические модели в границах одной и той же социально-политической системы;

— наличие перед большинством стран такой задачи, как выбор объективной необходимости интеграции в региональные блоки или глобальные хозяйственные механизмы при остроте и целесообразности защиты национальных интересов и самобытности народа;

— дислоцирование в АТР официально признанных ядерных государств и наращивание мощи так называемых «пороговых» стран, обусловливающее тенденцию ускорения гонки вооружений в рамках всей системы;

— неопределенность модели будущего внешнеполитического курса значительного количества стран в связи с нестабильностью внутреннего положения;

— неравномерность в обеспеченности государств энергоресурсами, что может служить ареалом интервенционистской политики в области ввоза и вывоза капитала, а также торговой и валютной политики;

— в системе АТР сталкиваются интересы мировых центров силы (США, Япония, КНР, «азиатские тигры», Россия). Исследования показывают, что каждая группа сил проводит ту или иную политику, и у той или иной группы сил можно видеть наличие амбициозных программ, либо еще не сформированных, но находящихся в стадии формирования контуров миссии. Так, например, в программе Тайваня фиксируется целевая установка превращения острова в крупный региональный центр, способный занять ключевое место в АТР, а в следующей стадии стратегии развития — и в мире;

— противоборство сил находит реализацию в инвестиционной экспансии государств. Так, в экономике большого Китая лидирующее место в объемах инвестирования занимают Тайвань, Сянган, Аомэнь, Сингапур. На втором мест< находятся инвесторы Японии, на третьем — США и Канады Следующими по объемам инвестирования являются страны ЕС, а именно: Великобритания, Германия, Франция, Италия;

— неадекватная ситуация складывается во взаимоотношениях государств. Так, например, при любом проявлении политического конфликта между КНР и США политика последней формирует сознание приоритетности американских отношений по сравнению с идеологией и системой ценностей Западной Европы. Такая политическая напряженность способствует развитию японо-китайских отношений. И хотя японо-китайские отношения начиная с 60-х годов более или менее отрегулированы, ряд земельных притязаний, а также последствия второй мировой войны в данной системе создают ограничительные параметры. Определяя НИС в системе АТР как главных потребителей техники, технологии и товаров, японская политика проектирует использование таких регуляторов, которые бы сдерживали наращивание китайского потенциала. Учитывая, что «четыре малых дракона» являются перспективными торговыми партнерами, между Японией и Китаем усиливается конкуренция за данные рынки сбыта. Соответственно, Япония осуществляет крупные финансовые потоки в страны АСЕАН и территории «четырех драконов».

Оценивая перспективность данного региона, страны ЕС осуществляют такую политику, в которой происходит переход от торговли к увеличению прямого инвестирования в экономику АТР. Учитывая, что во взаимоотношениях стран АСЕАН и «четырех драконов» происходят сложные процессы (от взаимного притяжения до конкуренции и отталкивания), сильные государства используют каждый свой тактический шаг с целью закрепления в удобном случае для себя позитивных позиций. К этому подталкивает ситуация в Южно-Китайском море опасения военной угрозы со стороны Китая. В конечном итоге сохранение тех или иных споров, разногласий для основных держав определяет внешнеполитические интересы. Учитывая такой баланс сил на всем пространстве, странами «большого Китая» осознается необходимость формирования мощного экономического объединения, которое в состоянии будет выдерживать конкуренцию других государств и блоков, а также необходимость противостояния зарождению мощнейшей мировой супердержавы, притягивающей мировой капитал,

Данный регион воспринимается прежде всего Соединенными Штатами Америки как важнейшее звено глобальной системы военного присутствия. Элементами сил при этом служат военная и экономическая мощь, а также высокий авторитет в деятельности международных организаций. Две задачи — «стреноживание» Китая и перетягивание его на свою сторону в противовес России -подталкивают правительственные органы США к расширению союзников в системе АТР. Кроме того, учитывая имеющиеся исторические корни, раздоры, противоречия и конфликты между государствами, дипломатия США направлена на занятие позиции «мирового судьи» в разрешении этих споров. Усилению мощи экономических, технологических, коммуникационных, информационных экспансий в данном регионе благоприятствует фон, образуемый сосредоточением морских военных баз. Сам же Китай в данном регионе устремлен на решение двух проблем: обеспечение стабильности в стране и создание благоприятных внешних условий для реализации программы модернизации экономики и базы вооружения;

занятие лидирующих позиций в мире и обеспечение высокого влияния в АТР. Безусловно, достижению этих целей будут способствовать потеря и невосстановленность позиций России, а также заинтересованность Китая в ограничении фактора возрастания ислама в странах СНГ, а также сепаратистских сил Синьцзяня и Тибета. Курс его внешнеэкономической политики получает нивелировку от политики «перетягивания каната» во взаимоотношения> между Японией и США.

Япония же на этом континенте стремится сохранить свое влияние наряду с освоением новых рынков и постепенным усилением политического давления. Преследуя цель превращения «в полноценную в военном и экономическом плане державу», Япония в определенном смысле создает тревогу у важнейшего союзника — США. При этом следует отметить, что военно-стратегический блок обеспечивает США задачу уменьшения угроз не только со стороны России, но и невидимое управление военного развития японской экономики. Выступая в роли «мирового судьи» в территориальных спорах между Россией и Японией, а также поднимая проблемы экологии, США не дают реализоваться возможным контактам между этими двумя странами.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в данном регионе, многие эксперты прогнозируют сохранение здесь очагов напряженности на ближайшее десятилетие. Разноплановые, неоднородные стратегические цели, пересекаясь в процессе реализации, оказывают влияние на характер и содержательность внешнеэкономической политики в этом регионе.

С приобретением экономического суверенитета перед Казахстаном встала актуальная задача перевоплощения в самостоятельный субъект международных экономических отношений. Однако три ключевых качественных параметра, выделенных в стратегии Президента, предопределяют необходимость определения места и роли его на международной арене. Фактор геополитики, геостратегии и геоэкономики обусловливает целесообразность выбора той или иной стратегии в характере взаимоотношений Казахстана с внешним миром. Геополитика предопределяет развитие Казахстана в определенной системе координат, где находят состыковку приоритеты ВЭП как лидирующих (США, Япония, ЕС), так и другого типа государств (НИС и других территориально тяготеющих к республике). Смена отраслей народного хозяйства, обеспечивающих экономический рост государства, возрастание роли Международных организаций и ТНК к концу 20-го столетия динамично меняют баланс сил на мировой арене. Следствием этого является вооружение такой стратегией ВЭП, которая может быть многовекторной с дифференциацией по отношению к тому или иному партнеру в соответствии с объективными и субъективными факторами. Находясь на стыке интересов лидирующих центров экономического соперничества, стремительного натиска НИС, исторической взаимозависимости стран СНГ в условиях усиления невоенных методов экспансии, приоритеты внешнеэкономической политики Республики Казахстан могут формироваться в следующих плоскостях:

— тяготения и территориальной близости (Центрально-Азиатские государства, страны Средней Азии, Россия, Китай);

— географического расположения страны, лишавшего прямого выхода к международным коммуникациям;

— наличие среди партнеров сверхдержав, в том числе бывших и претендующих в будущем;

— формирование систем коллективной безопасности;

— укрепление превинтивной дипломатии;

— усиление интеграционных тенденций;

— усиление глобальных проблем — экологических освоения космоса, энергетических, военных и оборонных;

— возрождение на значительном пространстве этнокультурных факторов;

— наличие территориальных притязаний, а также разногласий в использовании природных факторов.

Безусловно, в системе этих взаимоотношений экспортные возможности Казахстана, а также формы перспективного сотрудничества не могут носить такой амбициозности, как стратегия «драконов». Более того, в этой системе, строя отношения на уровне выражения интересов не первого и не второго порядка, Казахстан будет вынужден в своей модели взаимоотношений учитывать и российский фактор, поскольку в иерархии значимости государств рейтинг России значительно выше и определяется огромным природным потенциалом в нефтяной, газовой, лесной промышленности, а также высокими технологиями в ряде отраслей экономики.

На внешнеэкономической политике республики отражаются следующие собственные особенности:

— при низкой плотности заселения значительных территорий и при прогнозе достижения к 2030 году численности 25 млн.чел. будет представлен суженный рынок, эффективность которого не может быть обеспечена незначительным по сравнению с соседними государствами предъявляемым спросом;

— значительная протяженность границ и соседство с большим количеством государств;

  • низкая обеспеченность инфраструктурой, хотя имеющаяся в наличии являет собой уникальность, поскольку S связывает Россию, Европу с основными державами АТР и государствами данного блока;
  • обладание значительной территорией рискованного земледелия, где разрешение многих проблем требует государственного вмешательства, а также значительных иностранных инвестиций;

— неравномерность развития регионов по уровню экономического, социального и культурного потенциала и в соответственно различные уровни в развитии форм деловой активности;

— наличие на территории республики районов экологического бедствия;

— наличие современного ядерного оружия, космодрома Байконур.

Республика Казахстан относится к государствам со средним уровнем экономического развития, при этом исторически сложившийся производственный сектор обслуживался профессиональной, высококвалифицированной рабочей силой. В отличие от Китая, превратившегося в мировой «цех» по производству товаров, Казахстан по всей вероятности должен занять место между данной моделью и моделью технологически высокого порядка. Этому способствуют исторически сложившиеся производственные заделы в экономике, а также профессионализм рабочей силы. Несмотря на то, что на мировой арене многие государства пытаются снизить темпы развития добывающей промышленности, она в Республике Казахстан в ближайшие годы сохранит свою важность, поскольку относится к отраслям, поддерживающим рост экономики. В условиях же усиления интеграционных тенденций ее странами АТР Казахстан может упрочить свои позиции, поскольку страны этого региона с каждым годом все более будут увеличивать спрос на энергоносители. Кроме того, спрос на сырьевую продукцию все более будет возрастать, особенно на такие виды, как средства тибетской медицины, а также на продукцию черной металлургии, сталь и стальные изделия азотные удобрения, на продукцию нефтехимии, строительную и сельскохозяйственную продукцию, угольную, углеводороды. Таким образом, на среднесрочный период конъюнктура рынка создает благоприятные условия для наращивания экспортные производств. Однако в длительной перспективе серьезным препятствием устойчивому росту экономики Республики Казахстан может послужить обрабатывающая промышленность.

Учитывая многонациональный состав населения республики, главнейшей задачей является предотвращение распада нации на отдельные анклавы, которые могут интегрироваться в транснациональную структуру. Однако при распадении мира на три транснациональные геоэкономические структуры следует отметить, что границы ядра высокотехнологичной цивилизации в законченном виде не проявляются, соответственно каждая страна идет по пути конкурентной борьбы за возможность быть причастной к этому ядру. В такой ситуации без четко выраженной стратегии развития, ориентированной на внешний рынок, любая страна может оказаться под угрозой не нахождения собственной ниши, а следовательно, влиять на кого-то или защитить свои интересы. Ориентация на включение национальной экономики в мировое рыночное хозяйство в целях достижения успехов требует органической увязки структурного регулирования с внеш неэкономической политикой.

 Тенденция определения места страны в мировом хозяйстве выражается в следующей схеме:

1) основные центры мирового соперничества — развивающийся мир — НИС — постсоциалистические государства — постсоветские государства;

2) наличие специфических интересов, имеющих общность историко-культурных, социальных и религиозных ценностей, способствующих формированию единого пространства со странами Средней Азии, а также с Ираном, Пакистаном и Турцией.

Стремление Казахстана создать линию безопасности по периметру своих протяженных границ, а также обеспечить взаимовыгодное сотрудничество и партнерство в экономической, политической, гуманитарной сферах рисует широкую палитру векторности стратегии с отдельными блоками, такими, как СНГ, Центральная Азия, со странами АСЕАН, Японией, Южной и Северной Кореей, Южной Азией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая многонациональный состав населения республики, главнейшей задачей является предотвращение распада нации на отдельные анклавы, которые могут интегрироваться в транснациональную структуру. Однако при распадении мира на три транснациональные геоэкономические структуры следует отметить, что границы ядра высокотехнологичной цивилизации в законченном виде не проявляются, соответственно каждая страна идет по пути конкурентной борьбы за возможность быть причастной к этому ядру. В такой ситуации без четко выраженной стратегии развития, ориентированной на внешний рынок, любая страна может оказаться под угрозой не нахождения собственной ниши, а следовательно, влиять на кого-то или защитить свои интересы. Ориентация на включение национальной экономики в мировое рыночное хозяйство в целях достижения успехов требует органической увязки структурного регулирования с внеш неэкономической политикой.

Стремление Казахстана создать линию безопасности по периметру своих протяженных границ, а также обеспечить взаимовыгодное сотрудничество и партнерство в экономической, политической, гуманитарной сферах рисует широкую палитру векторности стратегии с отдельными блоками, такими, как СНГ, Центральная Азия, со странами АСЕАН, Японией, Южной и Северной Кореей, Южной Азией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Токаев. Сборник статей. “Внешняя политика Казахстана”, 1995г.
  2. Н. А. Назарбаев. “На пороге XXI века”. 1996 г.
  3. Конституция 1995 г.
  4. Н. А. Назарбаев. “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”. 1992 г.
  5. Е. К. Нурпеисов, А. К. Котов. “Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике”. 1995 г.
  6. “Казахстан и мировое сообщество”. 1996 г. № 3.
    С. Тримбетов. “О союзе трех центрально-азиатских государств”.
  7. “Казахстан и мировое сообщество”. 1994 г. № 1.
    У. Касенов. “Итоги внешнеполитической деятельности РК и ее приоритетные задачи”.
  8. Очерк “История Казахстана”. Алматы, 1993 г.
  9. Договор о коллективной безопасности между странами СНГ. “Каз. правда”, 1992 г. 19 мая.
  10. “Дипломатический курье”, 1996 г. № 1.
    Токаев. “Наша задача — содействовать развитию Казахстана как субъекту МП”.
  11. Г. Б. Хан, Л. С. Суворов. “АТР в мировой экономике и политике”, “Казахстан и АТР: перспективы сотрудничества”, стр. 43. Алматы, 1996 г.