АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Внутренняя политика Мао Цзэдуна

Содержание

Введение. 3

Глава I. Биография Мао Цзэдуна. 10

1.1 Детство и юность. 10

1.2 Начало политической деятельности. 11

Глава II. Во время гражданской войны.. 13

2.1 Советская Республика в Цзянси. 13

2.2 Великий поход. 14

2.3 Победа КПК в Гражданской Войне. 18

Глава III. Внутренняя     политика    Мао  Цзэдуна. 22

3.1 Годы у власти. 22

3.2 «Большой скачок». 27

Глава IV Внешняя политика и культ Мао Цзэдуна. 30

Заключение. 35

Список использованной литературы.. 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«…Совсем недавно мы (Казахстан) отметили пятнадцатилетие своей независимости. Пройденный путь был достойным, а результаты наших совместных решений и свершений – впечатляющими.

Всё это создаёт фундамент нового общеказахстанского патриотизма, обоснованной гордости и уверенности в том, что у нашего Отечества, у всего нашего многонационального и многоконфессионального общества, у наших детей – прекрасные перспективы.

История знает немало ярких примеров того, как народы поднимаются на новый уровень развития, когда объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба…»[1]

Отношения  с  соседями и  внутренняя и внешняя  политика   по  отношению к ним имеют чрезвычайно важное значение для любой страны.            

Все   страны   хотят   иметь   мир   и   безопасность   на   своих   границах   и  дружественно настроенных соседей.

Не многим удалось этого добиться,   поскольку история и традиции в не меньшей степени, чем размеры страны и ее ресурсы, часто усиливали разногласия и конфликты между соседними  странами.

«Если мы серьезны в своих намерениях и умны, способны честно проанализировать внутренние и внешние факторы нашего развития, то у нас есть и возможность выбрать правильный путь – на основе нашей общей консолидации, на базе нашей истории и наших специфических условий».[2]

Искусство политики — такое же искусство, как, например, живопись или балет. Еще Аристотель писал: «Человек — политическое животное». Поэтому велика в истории доля политиков-диктаторов. Данный феномен имеет вполне рациональное объяснение. Дело в том, что и сегодня в условиях демократии живет лишь подавляющее меньшинство населения Земли — представители так называемого золотого миллиарда. Остальные же народы существуют в условиях диктатуры или более или менее авторитарного правления.

В данной курсовой работе речь пойдёт о вожде китайского народа —  Мао Цзэдуне. Другой вариант его  имени – Жуньчи (1893–1976) — архитектор китайской революции и основатель Китайской Народной Республики. Он   первый деятель марксизма, сделавший ставку на революционный потенциал крестьянства и завоевавший власть посредством вооруженных партизанских действий в сельской местности.

Актуальность темы. Актуальностью данной темы являются нижеприведенные факторы:

Во-первых, Мао Цзэдун — одна из самых противоречивых фигур в мировой истории, пришел к власти в сложной политической и экономической обстановке. Философ, знаток Конфуция, поэт, чьи стихи поражают своим изяществом, — и в то же время человек, с легкостью капризного монарха распоряжавшийся судьбами целых народов. Гедонист, тонкий интеллектуал — и политик, на совести которого кошмар «культурной революции».
Мао Цзэдуна до сих пор считают возвышенным гением и мрачным злодеем, пламенным революционером и косным догматиком. Кем же все-таки был этот человек? Как жил? Как действовал? Что чувствовал?

 «Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество».[3]

 «Если мы серьезны в своих намереньях и умны, способны честно проанализировать внутренние и внешние факторы нашего развития, то у нас есть и возможность выбрать правильный путь – на основе нашей общей консолидации, на базе нашей истории и наших специфических условий».[4]

Проследить сложное и неоднозначное развитие общественно-политической мысли и ход идеологической борьбы. Установить то взаимное влияние, которое оказывали друг на друга процессы в сфере экономики и политики и с этой точки зрения проследить эволюцию политических систем. Определить роль этих стран в мире и рост степени влияния на международные отношения в связи с внутриполитическими изменениями.

Все это обусловливает необходимость не только комплексного изучения экономики, политики и идеологии в рассматриваемых нами странах в их развитии и роста, но и сравнительного анализа исторического развития в их отношениях.

Казахстан развивает со всеми странами дружественные отношения, о чем свидетельствуют слова Н.А. Назарбаева, «Приоритетными направлениями являются развитие сотрудничества с Россией, Китаем, США, Европейским союзом»1.

«…С рядом государств, которые также заинтересованы в расширении и углублении диалога цивилизаций, мы могли бы совместно выступать с крупными международными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства ».[5]

Степень разработанности темы. При выполнении работы использовались принципы историзма, объективности и научности.

 Приступая к историографическому обзору литературы, следует отметить, что в современной историографии до сих пор не существует фундаментальных работ, посвященных непосредственно изучению политики, проводимой Мао Цзэдуном, и событиям, происходившим в период его правления.

В качестве теоретической базы использовались работы российских  и зарубежных авторов.

Цель работы. Цель данной работы состоит в том, чтобы дать комплексный анализ внешней и внутренней политики проводимой Мао Цзэдуном.

Исходя из цели данного исследования, нами раскрыт целый ряд задач, а именно: показать путь страны под предводительством Мао Цзэдуна, изменения в политической жизни, вскрыть причины этого явления, наметить ряд присущих им закономерностей.

Задачи работы. В соответствии с целью курсовой работы были сформулированы следующие задачи:

— показать формирование личности и мировоззрения будущего правителя Китая;

— проанализировать политические взгляды императора;

— сделать выводы о правлении Мао Цзэдуна.

     — раскрыть проблемы в политической жизни Китая в начале политической деятельности Мао Цзэдуна

     — проанализировать основные особенности внутренней и внешней политики  Китая во времена правления Мао Цзэдуна.

«Путешествуя в прошлое, мы убеждаемся, что всегда была группа государств, которые находились перед болезненным и ответственным этапом изменения самих основ своей жизни. Уже само сознание необходимости перемен, постановка такой проблемы, имели глобальные последствия не только для них, но и для всего человечества».[6]

Поставленные цели и задачи решались на основе следующих источников.

Мемуары и работы публицистического характера позволили более детализировано представить ряд сюжетов, в частности, обсуждение проблем, связанных с политикой Мао Цзэдуна.

В работе используется источники, которые по данной цели чрезвычайно обильны и разнообразны. Они включают в себя сборники,  официальные и неофициальные публикации документов, резолюции, посвященных внешнеполитическим вопросам, которые проводились различными общественными организациями, прессу и литературу мемуарного характера.

Источниковой базой послужили труды российских, отечественных и зарубежных авторов: история Китая учебник под ред. А.В.Меликсетова. М.: изд-во МГУ, 1998, Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век. под ред. А.М.Годригесса. М.: гуманит.  изд. центр. «Владос» 2001 г., Дж. Гренвилл «История ХХ в. Люди. События. Факты. М.: «Аквариум» 1999., К.Розовский.  «Мао Цзэдун», Санкт-Петербург: «Нева» М.: Олма-Пресс» 2000., Всемирная история XIII М.:  «Мысль» 1983 г. под ред. Тихвинского, С.И. Вискова, Р.Ф. Иванова, Всемирная история т. 22, А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек МН «Литература» 1997 г.  и другие источники.

Перечисленные  источники  разные  по  содержанию  по  форме написания, датированные различными  периодами,  являются как бы живыми свидетелями того времени.

Комплексный  подход  к  ним,  критический  анализ,   сопоставление   и сравнительный анализ, позволяют объективно, правдиво, с позиции новой  точки зрения на эпоху правления Мао Цзэдуна, раскрыть подлинную историческую роль политики императора в истории Китая и мировой  истории.    

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Обобщенное исследование на уровне курсовой работы «Политический портрет Мао Цзэдуна», позволило определить влияние рассматриваемых событий на международное положение стран, сделать вывод о месте и роли данного периода в истории внешней политики исследуемых стран.

Научная ценность данного исследования является актуальной с точки зрения использования ее специалистами, интересующимися темой изучения политического портрета Мао Цзэдуна, студентами Вузов факультетов международных отношений, истории и в частности отделения «МО».

Методологическая основа. Методологической основой курсовой работы стали книги (В потоке истории, На пороге XXI века), идеи  и послание президента Республики Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире: Послание Президента РК народу Казахстана \\ Казахстанская правда. – 2007. – 1 марта.

«Если бы политики отвечали только на вызовы современности, то судьба первых была бы намного проще. Драма действующего политика состоит в том, что шлейф истории незримо присутствует в каждом его деянии или высказывании, будь то разрушительный или созидательный акт. Не имеет особого значения – сознает это или нет сам актер политического театра. Важно другое – постоянное присутствие этой невидимой силы, то проясняющей, то затемняющей смысл сугубо практических и сиюминутных дел»[7]

Автор руководствовался принципами историзма, объективности, всестороннего анализа изучаемых событий и фактов. За основу были взяты научные исследования, где исторические события рассматриваются с позиций нового исторического взгляда.

Что касается методов исследования, то нами были использованы такие как сравнительно-исторический, исторические факты и события в тесной связи с той исторической обстановкой в которой осуществлялись политическая и экономическая жизни изучаемых нами стран.

«Становление капитализма в свою очередь порождало различные классы и новую систему отношений между ними. В условиях развитого рынка, свободной рабочей силы, когда формируются институты гражданского общества, контроль, в том числе классовый, над политическими институтами, государство в значительно большей степени зависит от поддержки населения или, как мы сегодня говорим, от легитимности того или иного решения»[8].

Практическая значимость. Материалы курсовой работы, будут представлять  интерес  для учителей,  студентов,  школьников,  одним  словом  всех   кто   интересуется историей Китая. Курсовая работа может быть использована при написании рефератов, изучения и подготовки студентов к занятиям по истории Китая.

Структура курсовой работы состоит из введения, четырех глав, заключения  и списка использованной работы. Работа состоит из 38 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Биография Мао Цзэдуна

 

1.1 Детство и юность

Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в селе Шаошань провинции Хунань, неподалёку от столицы провинции, города Чанша. Отец Цзэдуна, Мао Женьшэн, принадлежал к мелким землевладельцам и семья его была достаточно благосостоятельной. Строгий нрав отца-конфуцианца обусловил конфликты с сыном и одновременно привязанность мальчика к мягкой по характеру матери-буддистке, Вэнь Цимэй.

В детстве он посещал частную школу, осенью 1910 г. поступил в Дуншаньскую начальную школу второй ступени в уезде Сянсян, а затем весной следующего года в Сянсянскую среднюю школу города Чанша — столицы провинции Хунань. После революции 1911 г., свергшей феодальную монархию, он прослужил полгода в восставшей Новой армии. В 1913 г. Мао Цээдун выдержал экзамен в Хунаньское четвертое провинциальное педагогическое училище (оно в следующем году слилось с Хунаньским первым педагогическим училищем) и окончил его в 1918 г. В молодости Мао Цзэдун усвоил ценности как китайской феодальной культуры, которая тогда называлась «старым знанием», так и культуры западной буржуазной демократии — «нового знания». Произведения Конфуция, Кай Ювэя, Лян Цичао, Сунь Ятсена, Толстого и Кропоткина, а также философов неокантианцев и неогегельянцев в той или иной степени оказали на него влияние и способствовали формированию его мировоззрения[9]. Горячо любя свою Родину, он неустанно стремился к познанию революционных истин. В апреле 1918 г. вместе с Цай Хэсэнем и другими он создал в Чанша общество «Новый народ» с целью поиска новых путей и методов преобразования Китая. Вскоре после учреждения общества Мао Цзэдун организовал группу из его членов и других представителей передовой молодежи для поездки во Францию в рамках программы «работа и учеба» для изучения прогрессивных идей и революционного опыта.[10]

 

1.2 Начало политической деятельности

 

«В молодости я говорил: «Жизнь человека длится двести лет, и поднятые им волны должны колыхаться три тысячи лет». Как видно, гордыни хоть отбавляй, но в то же время я не уверен в себе, у меня всегда такое ощущение, что когда в горах нет тигра, тогда царем становится обезьяна. Вот и я стал таким царем, но это не проявление эклектики, во мне есть и дух тигра, это — главное, есть и дух обезьяны, это — второстепенное». (Мао Цзэдун)

Примерно в период движения «4 мая» (1919 г.) Мао Цээдун впервые познакомился с марксизмом и стал сторонником этого учения. В июле 1919 г. он начал издавать в Хунани журнал «Сянцзянское обозрение», а в следующем году организовал «Общество культурного чтения» для распространения революционных идей. Осенью 1920 г. он создал в Чанша коммунистические группы. Будучи основателем Китайской коммунистической партии, Мао Цзэдун присутствовал на I съезде партии, организованных расправ с коммунистами; эти политические установки были направлены на спасение китайской революции в критический момент. На этом совещании Мао Цзэдун выдвинул тезис о том, что политическая власть должна быть захвачена с помощью революционных вооруженных сил. Это имело огромное значение для выработки у китайских коммунистов правильного понимания характерных особенностей и направления развития китайской революции.

Избранный на чрезвычайном совещании кандидатом в члены Политбюро Мао Цзэдун был направлен Центральным комитетом в Хунань. 9 сентября он возглавил «восстание осеннего урожая» в районе, расположенном на границе Хунани и Цзянси. Вскоре после этого он привел повстанцев в горы, в Цзинганшань, где, осуществляя аграрную революцию, создал первую в Китае революционную базу в деревне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Во время гражданской войны

 

2.1 Советская Республика в Цзянси

 

В апреле 1928 г. повстанцы Мао Цзэдуна соединились с отрядом Чжу Дэ, в результате чего был сформирован 4-й корпус рабоче-крестьянской Красной армии Китая, в котором Мао Цзэдун был представителем КПК и комиссаром, а Чжу Дэ — командиром.

В январе 1929 г. Мао Цзэдун и Чжу Дэ с основными силами 4-го корпуса перешли из Цзинганшаня в южную Цзянси и западную Фуцзянь, где были созданы новые революционные базы (позже они образовали Центральную революционную базу). Китайские коммунисты во главе с Мао Цзэдуном исходили из реальностей Китая. Ведя вооруженную борьбу в сельских районах, где силы реакционной власти были слабее, коммунисты пошли по революционному пути с китайской спецификой к победному захвату политической власти в стране, окружая города сельскими районами, а затем захватывая города. Эти установки были теоретически обоснованы Мао Цзэдуном в таких его работах, как «Почему в Китае может существовать красная власть?», «Борьба в Цзипганшане» и «Из искры может разгореться пожар», которые все были написаны между 1928 и 1930 гг.

В декабре 1929 г. 4-й корпус Красной армии созвал в Гутяне (уезд Шанхай, провинция Фуцзянь) 9-ю конференцию представителей партии, на которой была принята резолюция, подготовленная Мао Цзэдуном. В этой резолюции, которая частично вошла — в работу «Об искоренении ошибочных взглядов в партии», опубликованную в «Избранных произведениях Мао Цзэдуна», говорилось, как пролетарская народная армия нового типа с жесткой дисциплиной и тесными связями с массами может быть создана на базе революционной армии с преобладанием крестьян, а также как укрепить партийные организации.

В августе 1930 г. был создан 1-й фронт Красной армии, Мао Цзэдун был одновременно секретарем фронтового комитета КПК и политкомиссаром. В ноябре 1931 г. в Жуйцзине (юго-восточная Цзянси) было сформировано Центральное временное правительство Китайской советской республики и Мао Цээдун был избран его председателем. В 1933 г. он был избран членом Политбюро ЦК КПК.

С конца 1930 г. 1-й фронт Красной армии под совместным руководством Мао Цзэдуна и Чжу Дэ нанес поражение нескольким карательным походам, предпринятым гоминьдановскими войсками против Центральной революционной базы. На волне аграрной революции Мао Цзэдун руководил народными массами в деле развития сельскохозяйственного производства, ремесла, торговли, кооперации, культуры и образования, а также ликвидации вражеской блокады, обеспечения продовольствием Красной армии, повышения уровня жизни народа, что позволяло вести затяжную революционную войну. Однако вследствие возобладания «левого» авантюризма Мао Цзэдун был выведен из центрального руководства и армией, и партией. Были также приняты ошибочные стратегия и установки на борьбу с пятым карательным походом Гоминьдана, которая завершилась поражением сил КПК.

 

2.2 Великий поход

 

В октябре 1934 г. ЦК КПК и 1-й фронт Красной армии выступили в Великий поход. В январе 1935 г. в Цэуньи (провинция Гуйчжоу) было проведено расширенное совещание Политбюро ЦК КПК, на котором было покончено с левоавантюристическим руководством в ЦК и сформировано новое центральное руководство во главе с Мао Цзэдуном. Это спасло партию и Красную армию от смертельной опасности и явилось жизненно важным поворотным пунктом в истории КПК.

Пройдя расстояние в 25 тыс. ли через горы и реки, испытав огромные лишения и опасности, ЦК КПК и 1-й фронт Красной армии в конце концов прорвали вражеское окружение и направились в октябре 1935 г. в северную Шэньси.

Вследствие нарастания японской агрессии против Китая страна оказалась ввергнутой в крайне тяжелый национальный кризис. Проведя в декабре 1935 г. в Ваяобао (северная Шэньси) заседание, Политбюро ЦК КПК приняло решение о политических установках и тактике, которым партия должна следовать, добиваясь создания единого национального антияпонского фронта. После заседания Мао Цзэдун выступил на совещании партийного актива с докладом «О тактике борьбы против японского империализма», в котором он в систематизированном виде изложил теорию и тактику единого национального антияпонского фронта[11].

В октябре 1936 г. 4-й фронт Красной армии, руководимый Чжан Готао и Сюй Сянцянем, а также 2-й фронт Красной армии под командованием Хэ Лупа и Жэнь Биши достигли после длительных маршей Ганьсу и соединились с 1-м фронтом Красной армии. Таким образом, три основных фронта Красной армии завершили выдающийся стратегический переход, не имевший прецедента в истории. В декабре 1935 г. был создан Центральный революционный военный комитет под председательством Мао Цзэдуна.

В декабре следующего, 1936 г. произошли Сианьские события: патриотически настроенные гоминьдановские генералы Чжан Сюэлян и Ян Хучэн арестовали в Сиани Чан Кайши за то, что он не оказывал сопротивления японской агрессии, вел наступление на войска КПК и проводил политику расширения гражданской войны. Мирное урегулирование инцидента в Сиани, в которое большой вклад внесли Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай, сыграло важную историческую роль для достижения на новом этапе сотрудничества между Гоминьданом и КПК и установления национального единства во имя сопротивления Японии.

В 1936-1937 гг. Мао Цзэдун на основе марксизма-ленинизма обобщил опыт китайской революции. В декабре 1936 г. он написал работу «Вопросы стратегии революционной войны в Китае», в которой в систематизированном виде изложил характерные особенности, закономерности, стратегию и тактику революционной войны в Китае и подверг критике «левый» авантюризм в военной сфере.

Летом 1937 г. из-под его пера вышли такие известные философские труды, как «Относительно практики» и «Относительно противоречия», где он суммировал основной опыт китайской революции с философской точки зрения и применил марксистскую теорию познания и диалектику для того, чтобы вскрыть и подвергнуть критике субъективизм и особенно доктринерство в КПК.

В августе 1937 г. после начала войны сопротивления Японии Политбюро ЦК КПК провело расширенное совещание в Лочуане (северная Шэньси). Мао Цзэдун выступил на нем с важной речью, в которой сформулировал линию, программу и политические установки КПК на период войны сопротивления, обосновал затяжной характер войны и настоятельную необходимость сохранения независимости и инициативы партии в рамках единого фронта. Он остановился также и на других важных вопросах, таких, как осуществление широкой мобилизации масс на партизанские действия в горных районах и на создание антияпонских баз в тылу врага. На этом совещании была принята программа сопротивления Японии и спасения родины.

В 1938 г. он написал «Вопросы стратегии партизанской войны против японских захватчиков», «О затяжной войне» и другие работы, посвященные военным вопросам, в которых в систематическом виде изложил все аспекты политики партии в период затяжной войны и подверг критике ошибочные теории «национального порабощения» и «быстрой победы». Выдвигая партизанскую войну как стратегическую задачу, Мао Цзэдун выступил против существовавшей внутри и вне КПК тенденции к недооценке партизанских действий. Вместе с «Вопросами стратегии революционной войны в Китае» названные выше работы составляют теоретический базис идей Мао Цзэдуна.

В докладе и заключительном слове на VI расширенном пленуме ЦК КПК 6-го созыва (сентябрь-ноябрь 1938 г.) Мао Цзэдун еще раз подтвердил политический курс на сохранение независимости и инициативы КПК в рамках единого фронта. Поставив перед всеми членами КПК задачу изучения теории марксизма и ленинизма, он настаивал на необходимости соединения теории с практикой в соответствии с условиями Китая, а не просто на изучении абстрактных догм.

В 1939-1940 гг. Мао Цзэдун опубликовал свои известные работы «К выходу первого номера журнала «Гунчанъданжэнь» (Коммунист)», «Китайская революция и Коммунистическая партия Китая», «О новой демократии», где он всесторонне изложил основные концепции повой демократии и развил марксистско-ленинскую теорию о руководстве пролетариата в демократической революции[12]. Определяя цели, задачи, движущие силы, характер и перспективы новодемократической революции, Мао Цзэдун сформулировал ее политическую, экономическую и культурную программу и назвал три главных вида оружия китайской революции, а именно: единый фронт, вооруженная борьба и партийное строительство.

После начала антияпонской войны ЦК КПК, возглавляемый Мао Цзэду-

ном, следовал принципу независимости и инициативы в рамках единого фронта, продолжая прилагать усилия для мобилизации масс па партизанскую борьбу в тылу врага и на создание ряда крупных антияпонских баз. Большинство этих баз было расположено в горных районах и сравнительно небольшая часть — на равнине. После того как в октябре 1938 г. японцы заняли Ухань, в войне наступил период равновесия сил. В то время как армия японских империалистов постепенно стала направлять свои главные удары против антияпонских баз, контролируемых КПК, крайне правые силы в Гоминьдане также усилили экономическую блокаду этих баз. В результате в 1941 г. они испытали серьезные экономические трудности. Для борьбы с ними Мао Цзэдун и ЦК призвали армию и население баз собственными силами обеспечивать себя необходимым продовольствием и одеждой, руководя этим важнейшим движением за рост производства. Таким путем в антияпонских базах развивалась экономика, обеспечивалось их снабжение, и преодолевались серьезные экономические и финансовые трудности.

 

2.3 Победа КПК в Гражданской Войне

 

В марте 1943 г. Мао Цзэдун был избран председателем Политбюро ЦК КПК. В апреле ~ июне 1945 г. он председательствовал на VII съезде КПК и выступил на нем с докладом «О коалиционном правительстве», а также произнес ряд других речей, в которых обобщил опыт антияпонской войны и сформулировал политический курс на широкую мобилизацию масс, наращивание народных сил, разгром под руководством КПК японских агрессоров, освобождение народа всей страны и строительство новодемократического Китая. Затем он изложил основные положения политики КПК и три важнейших компонента стиля работы партии: соединение теории и практики, тесная связь с народными массами и самокритика. На съезде идеи Мао Цзэдуна, сочетавшие основные принципы марксизма-ленинизма с подлинной реальностью китайской революции, были провозглашены руководящей идеологией КПК. На I пленуме ЦК КПК 7-го созыва Мао Цзэдун был избран председателем ЦК КПК, он переизбирался па этот пост и на всех последующих съездах партии до своей смерти в 1976 г.

После победы в антияпонской войне Мао Цзэдун выдвинул принцип «зуб за зуб» в борьбе с мошенничеством Чан Кайши на мирных переговорах  с его попытками начать гражданскую войну. В августе 1945 г. вместе с Чжоу Эньлаем и другими лидерами КПК Мао Цзэдун вылетел в Чунцип для переговоров с Чаи Кайши в надежде добиться мира в стране. Между КПК и Гоминьданом 10 октября было подписано Соглашение о мире и национальном возрождении. Однако летом 1946 г. Чан Кайши нарушил его и начал гражданскую войну, к которой готовился долгое время. В ответ Мао Цзэдун выступил с призывом к войне самообороны для разгрома наступления Гоминьдана и сформулировал принцип концентрации превосходящих сил для уничтожения врага по частям и другие военные установки. В августе 1946 г. он сделал свое известное заявление о том, что «все реакционеры являются бумажными тиграми», в интервью американской журналистке Анне Луизе Стронг[13].

Когда гоминьдановские войска под командованием Ху Цзунънаня в марте 1947 г. захватили Янъань, Мао Цзэдун вместе с Чжоу Эньлаем и Жэнь Биши, а также частью членов ЦК и центрального командования Народно-освободительной армии Китая (НОАК) перебазировались в северную Шэньси, откуда продолжали руководить национально-освободительной войной. В этот период НОАК под командованием Пэн Дэхуая и других военачальников одержала ряд крупных побед на северо-западном театре военных действий и постепенно перешла от обороны к наступлению. После года ожесточенных сражений НОАК остановила стратегическое наступление гоминьдановских войск и начала свое стратегическое наступление.

В декабре 1947 г. Мао Цзэдун председательствовал на совещании ЦК в деревне Янцзягоу (уезд Мичжи, северная Шэньси) и выступил на нем с докладом «Современная обстановка и наши задачи». В докладе было отмечено, что революционная война китайского народа вступила в решающий этап, были выдвинуты задачи партии в политической, экономической и военной областях, а также сформулированы известные десять военных принципов Мао Цзэдуна.

В завершающих стратегических битвах народно-освободительной войны Мао наметил в общих чертах принцип проведения ряда крупных кампаний. Вместе с Чжоу Эньлаем и Чжу Дэ он командовал различными полевыми армиями НОАК, сочетая стратегическое окружение с боями по разгрому вражеских сил по частям, крупномасштабные позиционные действия с широкими партизанскими, захват больших и средних городов с разгромом крупных вражеских сил, военные действия с политическими акциями.
        В сентябре 1948 г.- январе 1949 г. НОАК одержала победу в трех важнейших битвах: Ляоси-Шэньянской, Хуайхайской и Бэйпин-Тяньцзинъской, сокрушив основные силы Гоминъдана. В апреле 1949 г. НОАК победоносно форсировала реку Янцзы и поставила реакционный гоминьдановский режим на грань краха. Руководя народно-освободительной войной, Мао Цзэдун вместе с Лю Шаоци, Жэнь Биши и другими коммунистами вел работу по осуществлению земельной реформы и по экономическому строительству в освобожденных районах, обеспечивая, таким образом, живой силой и ресурсами продолжающиеся военные действия.

Накануне падения гоминъдановского режима Мао Цзэдун председательствовал на II пленуме ЦК КПК 7-го созыва. В сделанном на нем важном докладе Мао Цзэдун выдвинул политические установки, ускорявшие победу революции в общекитайском масштабе и готовившие эту победу, сформулировал решение о переносе центра тяжести работы партии из сельской местности в города, а также основные установки, которые должны были проводиться в жизнь после полной победы.

В сентябре 1949 г. под председательством Мао Цзэдуна состоялась 1-я сессия Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). В своей речи на ее открытии и заявлении, подготовленном для сессии, Мао Цзэдун объявил, что китайский народ воспрянул. Он также отметил, что Центральное народное правительство Китайской Народной Республики (КНР) будет вести народ своей страны на преодоление трудностей, осуществляя широкомасштабное экономическое и культурное строительство, ликвидируя бедность и невежество, доставшиеся в наследство от старого Китая, и постоянно улучшая материальную и культурную жизнь народа. На сессии, принявшей Общую программу НПКСК, Мао Цзэдун был избран председателем Центрального народного правительства.

1 октября 1949 г. он на площади Тяньаньмэнь торжественно провозгласил образование КНР. После создания КНР Мао Цзэдун вместе с Лю Шаоци, Чжоу Эньлаем, Чжу Дэ, Чэнь Юнем, Дэн Сяопином и другими руководил китайским пародом в социалистической революции и строительстве нового Китая и добился громадных успехов[14].

В первые три года существования КНР ЦК КПК и Центральное народное правительство, возглавляемые Мао Цзэдуном, осуществляли огромную работу по проведению аграрной реформы и других демократических реформ и успешно завершили ее, организовали сопротивление агрессии США и помощь Корее, а также быстро восстановили экономику страны, находившуюся в состоянии разрухи.

В декабре 1949 г. Мао Цзэдун посетил СССР. Вместе с премьером Чжоу Эньлаем он вел переговоры со Сталиным и подписал перед возвращением в Китай в феврале 1950 г. Китайско — советский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.

По предложению Мао Цзэдуна в 1953 г. ЦК КПК выдвинул генеральную линию на переходный период, начав, таким образом, социалистическую индустриализацию страны и социалистическое преобразование частной собственности на средства производства.

В сентябре 1954 г. в первый раз было созвано Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Оно приняло Конституцию КНР и избрало Мао Цзэдуна первым Председателем КНР. Этот пост он занимал до 1959 г[15].

 

Глава III. Внутренняя     политика    Мао  Цзэдуна

 

3.1 Годы у власти

 

После 1953 г., когда Китай стал осуществлять широкомасштабное экономическое строительство, Мао Цзэдун начал обращать больше внимания на изучение экономической теории, экономической политики и экономической ситуации и высказал ряд ценных суждений. Он призвал все партийные кадры, особенно высшего звена, изучать проблемы экономики и техники и приложить максимум усилий, чтобы стать специалистами в области политики и экономики в соответствии с потребностями экономического строительства.

В апреле 1955 г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК Мао Цзэдун выступил с речью «О десяти важнейших взаимоотношениях»[16]. В ней обобщался первый опыт строительства социализма в Китае и нащупывался путь социалистического строительства, соответствующий условиям Китая. К сентябрю 1955 г. социалистическое преобразование частной собственности на средства производства было в основном завершено. На VIII съезде КПК было отмечено, что главной задачей, стоящей перед китайским народом, является сосредоточение всех усилий на развитии общественных производительных сил. (Этот принцип, однако, не был осуществлен в полной мере добросовестно и в результате породил ряд ошибок в руководстве.)

В феврале 1957 г. Мао Цзэдун выступил с речью «О правильном разрешении противоречий внутри народа». Проведя глубокий анализ противоречий, существующих в социалистическом обществе после завершения социалистического преобразования собственности на средства производства, Мао Цзэдун в своей речи выдвинул теорию правильного определения и разрешения двух типов различных по своей природе противоречий — внутри народа и между врагами и народом, а также со всей силой подчеркнул, что вопрос о правильном разрешении противоречий внутри народа стал важнейшим в политическом развитии Китая. Он указал, что в политической сфере КПК в течение длительного времени будет существовать бок о бок с другими демократическими партиями и следовать курсу на взаимный контроль в соответствии с потребностями нового общества; в области науки и искусства партия будет проводить политику «пусть расцветают все цветы, пусть соперничают все школы» ради достижения прогресса в искусстве и науке и процветания богатой социалистической культуры. Позднее Мао Цзэдун выступил за создание такой политической обстановки, которой будут присущи централизм и демократия, дисциплина и свобода, единство воли масс и личная свобода в духовной и материальной сфере, которые шли бы на пользу социалистической революции и социалистическому строительству. Однако, к сожалению, эта теория о двух различных типах противоречий никогда не проводилась Мао Цзэдуном на практике, что можно увидеть из его последующих действий.

Летом 1957 г. горстка буржуазных правых элементов начала яростную атаку на новую социалистическую систему и на КПК, пытаясь ликвидировать ее руководящую роль. Чрезмерно остро реагируя на сложившуюся ситуацию, КПК начала необоснованно широкую по масштабу кампанию «борьбы против правых», многократно повторяя и подчеркивая, что противоречия между пролетариатом и буржуазией, между социалистическим и капиталистическим путями были главными противоречиями, существовавшими тогда в китайском обществе.

В ноябре 1957 г. Мао Цзэдун возглавил китайскую делегацию в Советский Союз, где присутствовал на собрании в честь 40-й годовщины Октябрьской революции и на Совещании представителей коммунистических и рабочих партий, подписав документы, принятые на нем.

В начале 1958 г. он предложил перенести центр тяжести в работе партии и правительства на техническую революцию и социалистическое строительство. Позже, летом и осенью того же года, он необдуманно выступил с инициативой осуществления «большого скачка» и движения за создание сельских народных коммун, положив начало многим левацким ошибкам. Вскоре, осознав их, Мао Цзэдун сам возглавил работу по исправлению этих ошибок. Мао Цзэдун подчеркивал, что крестьяне не должны лишаться права собственности на свое имущество и что следует учитывать действие закона стоимости. Возражая ошибочным взглядам сторонников ликвидации товарного производства, которые распространились в то время, он указывал, что социалистическое общество должно стремиться развивать товарное производство.

В 1959 г. Мао Цзэдун ошибочно начал критику Пэн Дэхуая, а затем массированную борьбу в партии против «правого уклона», что свело на нет предпринятые им и ЦК КПК усилия но исправлению левацких ошибок, привело к дальнейшим неконтролируемым левацким действиям и существенно подорвало социалистическое строительство.

С зимы 1960 г. по 1965 г. ЦК КПК и Мао Цзэдун принимали меры по дальнейшему исправлению ошибок «большого скачка» и движения за создание народных коммун и повернули экономику страны на путь восстановления и поступательного развития. Однако вскоре после этого Мао Цзэдун вновь обратил свое внимание на классовую борьбу, в которой он видел  главное проявление внутреннего конфликта в стране. 

После образования нового Китая под руководством Мао Цзэдуна НОАК добилась больших успехов, став революционной, модернизированной армией, укрепляя оборону страны и помогая развитию самых передовых отраслей науки. 

В сфере внешней политики Мао Цзэдун внес огромный вклад в формирование ее основ и выдвижение установок по конкретным вопросам. Вместе с Чжоу Эньлаем и другими руководителями он разрабатывал внешнюю политику независимости и опоры на собственные силы, направленную на борьбу с иностранным вмешательством и гегемонизмом[17]. Он выступал за принцип соединения патриотизма с интернационализмом, за поддержку движения за национальную независимость и освобождение, за мир и за другие формы справедливой борьбы против империализма, а также старого и нового колониализма, стремился к укреплению дружеских контактов и сотрудничества с народами других стран, прогрессу человечества.

С конца 50-х гг. Мао Цзэдун руководил решительной борьбой КПК против лидеров КПСС, которые, по его мнению, стояли на позиции великодержавного шовинизма и пытались вмешиваться во внутренние дела Китая и контролировать его действия. Он подчеркивал, что на международной арене Китай должен бороться против любых проявлений великодержавного шовинизма и всех форм гегемонизма. В 1970-е гг. он выдвинул стратегическую идею о «трех мирах» и открыл перед внешней политикой Китая новые горизонты в результате нормализации его отношений с США и Японией, создавая тем самым благоприятную международную обстановку для осуществления модернизации Китая.

В 1966 г. вследствие неправильной оценки внутреннего и международного положения Мао Цзэдун начал «культурную революцию», которая вопреки его ожиданиям переросла в политические беспорядки и вышла из-под контроля вследствие манипуляций двух контрреволюционных клик — Линь Бяо и Цзян Цин. «Культурная революция» продолжалась десять лет и нанесла серьезный ущерб Китаю. Во время «культурной революции» Мао Цзэдун руководил борьбой по разгрому контрреволюционной клики Линь Бяо, а также раскрыл истинное лицо «банды четырех», стремясь воспрепятствовать ее членам узурпировать верховную власть в партии и государстве. Его действия заложили важную основу для ликвидации несколько позже этой контрреволюционной клики.

Мао Цзэдун умер 9 сентября 1976 г. Он совершил крупные ошибки в последние годы жизни, но он живет в сердцах и памяти китайского народа и почитается им за неизгладимый, выдающийся вклад в китайскую революцию.

ЦК КПК в июне 1981 г. в своем «Решении по некоторым вопросам истории КПК со времени образования Китайской Народной Республики», которое содержало исчерпывающую оценку исторической роли Мао Цзэдуна и идей Мао Цзэдуна, указывал, что великий революционер и марксист, преданный делу пролетариата, Мао Цзэдун был также стратегом и теоретиком. Отражая коллективную мудрость КПК, идеи Мао Цзэдун а представляют собой марксизм-ленинизм, который получил применение и развитие в Китае. Многообразные по своему содержанию идеи Мао Цзэдуна являются оригинальным вкладом в марксизм-ленинизм в следующих областях: новодемократическая революция и социалистическое строительство, создание революционной армии и военная стратегия, политика и тактика, идеологическая, политическая и культурная работа, партийное строительство. Идеи Мао Цзэдуна представляют собой ценное руководство для китайского народа в настоящее время и будут играть такую же роль в будущем для революции и строительства в Китае.

Основные труды Мао Цзэдуна опубликованы в «Избранных произведениях Мао Цзэдуна». Другие его работы помещены в  «Избранных высказываниях Мао Цзэдуна», «Избранных военных произведениях», «Произведениях Мао Цзэдуна о положении в деревне», «Избранных произведениях Мао Цзэдуна  журналистской работе», «Избранной переписке Мао Цзэдуна», «Стихотворениях Мао Цзэдуна».

Мао Цзэдун был трижды женат: в первый раз па Ян Кайхуэй (была убита гоминьдановцами в 1930 г.), во второй-на Хэ Цзычжэнь, и в третий — на Цзян Цин; у него было два сына и две дочери.

3.2 «Большой скачок»

 

Цель, которую  преследовал   Мао  Цзэдун    приступая  к  организации

«большого   скачка»,  состояла  в  переходе к   коммунизму   в  кратчайшее   сроки  на  основе  утверждения  таких  форм  общественной  организации которые   позволили   бы  добиться   небывалой  экономической  эффективности   производства,  осуществления    главных  принципов  коммунистической   утопии   способствовали     бы   укреплению   главенствующего   положения  Мао  Цзэдуна  в  КПК   а     КПК  и  КНР, а  международном   коммунистическом  движении   и  мире. 

Некоторые   очертания    грядущего  «большого   скачка»   проступили   в    выступлениях  Мао   Цзэдуна   уже   на  111   пленуме   8-го  созыва  (осень  1957).  НА   нем   ему  удалось   добиться    в  принципе  одобрение  идеи   необходимости    ускорения   темпов  экономических  и  общественных   преобразований.    Его    конкретные  предложения    состояли    в  требовании   резкого   повышения   урожайности  и  эффективности сельскохозяйственного    производства,  в  привлечении    огромных  масс    населения    ирригационному   строительству,   что   должно  было  бы   обеспечить  радикальное  изменение   положения   в   сельском   хозяйстве.   Он  предлагал  наряду   с  развитием  крупного  производства   создать  среднюю   и    мелкую  промышленность.   В  частности,  им   было   выдвинуто   предложение   развернуть   создание  небольших   сталеплавильных    заводов    с  целью  резкого  увеличения   производства  стали.    Некоторые   из  идей  высказанных  Мао  Цзэдуном   в  период  «большого  скачка»  они  были  реализованы.   Большое  значение   он  придавал  ликвидации   во  всей  стране  «четырех  красных  вредителей»: крыс,   воробьев,   мух, комаров.        

С начала  1958 года  Мао Цзэдун энергично настаивал на осуществление  предлагаемых им мер на совещаниях руководства  КПК.  Значительной части руководства КПК призывы Мао Цзэдуна могли показаться заманчивыми. 10-летний план  развития страны он предлагал осуществить за «три года упорного труда». После досрочного выполнения пятилетки он призывал за 15 лет  догнать Англию, за 20 – США, сравняться с Японией по развитию сельскохозяйственного хозяйства в течении  3-х лет[18]. Отвечая на требования Мао Цзэдуна о составлении на местах повышенных планов экономического развития, производственных объединении и местные власти стали брать на себя трудновыполнимые обязательства.  К концу весны  того же года подготовка попытки резко ускорить  темпы развития  страны  была завершена.

Для того, чтобы приступить к практическому осуществлению этих идей, была необходима санкция высших партийных органов.  Этого Мао Цзэдуну удалось добиться на второй сессии  VIII съезда КПК, состоявшейся в мае 1958г. На сессии было поставлено  резко увеличить темпы экономического развития, в особенности производство чугуна и стали,  что Мао Цзэдун считал ключевым показателем уровня развития экономики, добиться резкого роста сельскохозяйственного производства.

Летом 1958 года  по лозунгом «Три года упорного труда – 10 тысяч лет счастья» [19] весь Китай был мобилизован  для участия в  «большом скачке».

В августе 1958 года состоялось совещание в курортном местечке Бэйдайхе. На совещании  была не только подтверждена  линия на осуществление  «большого скачка», но и даны  определения  политике «коммунизации». Термин «народная коммуна» появился в китайской печати в начале июля 1958 года, а в конце лета именно с созданием народных коммун Мао Цзэдун  связал свои надежды на утверждение  китайской формы коммунизма. В соответствии с предоставлением  Мао Цзэдуна, которые он пропагандировал на совещании,  коммуна мыслилась, как универсальная форма  социальной организации в  коммунистическом обществе Китая. Ее планировалось распространить как на сельскую местность, так и на города. Основной принцип, на котором должны были основываться народные коммуны,  состоял в тотальном обобществлении всей жизни их членов.

 Мао Цзэдун полагал, что народные коммуны, как универсальная форма перехода к коммунизму и основа будущего коммунистического общества в Китае.

В 1958 году была образована  новая программа, которая получила название «Курса трех красных знамен». К лету 1959 года катастрофические для страны последствия политики «Трех красных знамен» выявились со всей очевидностью.

Политика коммунизации имела самые негативные  воздействия и на положении в стране. Политика «Трех знамен» и народной коммуны привела к нехватке сырья и продовольствия. Руководители КПК критически относились к политике Мао Цзэдуна.

К середине 60-х годов благодаря усилиям прагматиков последствия большого скачка в экономике  были в основном преодолены.  Китай подошел к уровню 1957 года по показателям как сельскохозяйственного, так и промышленного производства. Общее возвращение  к прежним методам хозяйствования  не означало,  что Мао Цзэдун оставил свои замыслы.  На протяжении 1965 года Мао Цзэдун в обстановке секретности  осуществлял подготовку к началу открытых борьбы со своими соперниками. 18 апреля 1960 года была «Культурная революция». В целом воздействие культурной революции в активной базе  на жизнь страны была не менее разрушительным, чем большой скачок.

 

Глава IV. Внешняя политика и культ Мао Цзэдуна

          Во внешней политике КНР Мао Цзэдуна  в 1956-1963 гг. главную ставку сделал на использование национально-освободительного движения, рассчитывая создать «третий» мировой лагерь, в котором Китай играл бы ведущую роль.

   В качестве одного из средств достижения гегемонии в национально-освободитель­ном движений была избрана тактика создания и использования вооруженных конф­ликтов, очагов напряженности в развивающихся регионах.  Расчет делался на то, что логика развития таких конфликтов будет вынуждать вовлеченные в них силы осво­бодительного движения искать поддержки Китая, руководство которого объявило се­бя «решительным сторонником» вооруженной борьбы. Такие очаги напряженности рассматривались одновременно, как средство давления на империалистические стра­ны, с тем, чтобы заставить их считаться с Китаем как с глобальным фактором мировой политики. Наконец, здесь присутствовал и расчет на то, что вооруженные конфликты с империализмом отрядов национально-освободительного движения, пользующихся поддержкой социалистических стран, могут перерасти в столкновение двух лагерей, в столкновение СССР и США. Для идеологической обработки сил освободительного движения в ход были пущены тезисы решающей роли «мировой деревни» в мировом революционном процессе, о наличии во всех без исключения странах Азии, Африки и Латинской Америки «превосходной революционной ситуации». В концентрированной форме  «теории народной войны» — вооруженной борьбы «мировой деревни» против «мирового города» — эти идеи были изложены в сентябре 1965г. в статье министра обороны Линь Бяо «Да здравствует победа народной войны!». С этой же целью ис­пользовались также заявления об «общности судеб» Китая и стран «третьего мира», о «различии интересов» народов «белых» и «цветных», «богатых» и «бедных», «Запада» и «Востока».

 

 Рассчитывая создать очаг напряженности, чреватый вооруженным столкновением США и СССР, Мао Цзэдун выступил в период карибского кризиса осенью 1962 г. про­тив его мирного разрешения, пытаясь затянуть и обострить конфликт. В то же время в Латинской Америке им был взят курс на создание раскольнических групп и партий с расчетом использовать их как средство давления на компартии этого региона. Гаванское Совещание коммунистических партий стран Латинской Америки (ноябрь 1964 г.) решительно осудило эту раскольническую деятельность. В конце 1965 г., накануне Гаванской конференции солидарности народов Азии, Африки и Латин­ской Америки, Пекин пытался оказать давление на Кубу, используя угрозу пре­кращения закупок кубинского сахара.

    В Африке Пекин подталкивал страны, завоевавшие политическую независимость на свертывание отношений и с капиталистическими, и с социалистическими странами. В арабском мире, прежде всего, на разжигание ближневосточного кризиса.

      Особое место в планах завоевания гегемонии в развивающемся мире отводилось созданию под эгидой Пекина блока государств Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, основой которого должна была стать «ось» Пекин — Джакарта. Обещая тогдаш­нему президенту Индонезии Сукарно роль лидера «третьего мира», военную и поли­тическую помощь, а, также воздействуя на него через левацкую группировку в руководстве Компартии Индонезии, Пекин поощрял Сукарно на отказ от политики нейтралитета, поддержал выход Индонезии на ООН и призывы Сукарно к созданию в противовес ООН «организации борющихся наций». Стремясь усилить свое влияние на политический курс Индонезии, Пекин подталкивал Сукарно и связанные с ним силы на верхушечный переворот. Эта авантюристическая тактика привела к путчу 30 сен­тября 1965  в Индонезии, результатом которого было тяжелое поражение Компар­тии Индонезии и резкое ослабление демократических сил страны.

     Рассчитывая изменить курс Индии — крупнейшей из стран движения неприсое­динения, Мао Цзэдун и его сторонники перевели споры с ней по пограничным вопро­сам в вооруженный конфликт. Другим средством ослабления Индии было избрано разжигание индийско-пакистанских  отношений по вопросу о принадлежности Кашмира. В сентябре 1965 г., когда возник вооруженный конфликт между Паки­станом и Индией, китайская печать объявила Индию агрессором и вразрез с призыва­ми мировой общественности и мирной инициативой Советского Союза выступала за расширение конфликта.

      Сущность политики Мао Цзэдуна и его сторонников отчетливо проявилась и в их попытках использовать очаг напряженности, возникший в результате агрессии США  против Вьетнама. Рассчитывая затянуть войну во Вьетнаме для давления и тор­га на этой основе с США, они выступили против курса КПСС на единство действий всех антиимпериалистических сил для оказания помощи народу Вьетнама. В то же время на зондаж Вашингтона относительно возможной реакции Пекина на бомбарди­ровки американской авиацией территории ДРВ Пекин дал понять, что Китай не пой­дет на войну вне своих границ.

     В планах Мао Цзэдуна важное место занимало  сближение с Японией: ее промыш­ленный потенциал рассматривался как рычаг для ускорения развития Китая. В июле 1964 г. он объявил о территориальных притязаниях Китая и Японии к СССР, предложив тем самым японским правящим кругам блокироваться с Пекином на антисовет­ской основе. Стремясь подготовить почву для сближения с ФРГ, Мао Цзэдун в 1964 г. заявил в унисон с ее наиболее реакционными кругами о «незаконности» послевоенных границ  Европе.

После Х Пленума ЦК КПК маоисты повели дело к резкому ухудшению отноше­ний с КПСС и СССР, с другими странами социалистического содружества, активи­зировали раскольническую деятельность в международной коммунистическом дви­жении.

Многочисленные выступления руководства КПК в печати в конце 1962 — начале 1963 г. с резкими нападками на политическую линию социалистических го­сударств и коммунистических партий развитых капиталистических стран имели целью взвинтить  «полемику» и расколоть коммунистическое движение. Летом 1963 г. группа Мао опубликовала «Предложение о генеральной линии международного коммунистического движения» («25 пунктов»), своим острием  направленное против КПСС, в чьем авторитете и тесных связях с другими марксистско-ленинскими партиями она видела главное препятствие на пути реализации своих планов, С осени 1963 г, в  печати КНР начали появляться статьи, в которых теория и практика строительства социализма в СССР и других социалистических странах клеветнически представля­лись как «ревизионистские», ведущие к «буржуазному перерождению». В июне 1964г. маоисты объявили, что в Советском Союзе и других социалистических странах якобы уже произошла «реставрация капитализма», Антисоветская компания в печати  сопровождалась  провокациями на китайско-советской границе[20].

КПСС и Советское правительство, руководствуясь  интересами укрепления единства международного коммунистического движения, принимали меры к нормализации отношений с КНР. Китайской стороне неоднократно предлагалось  прекратить открытую полемику, не переносить идеологические  разногласия на межгосударственные отношения. Однако это не отвечало целям Мао Цзэдуна.

Закономерным результатом  авантюристической политики Мао Цзэдуна явилась серия его крупных внешнеполитических провалов – в Индонезии, в связи с индийско-пакистанским  конфликтом,  в Африке, где ряд стран в конце  1965 – начале 1966 г.  разорвали отношения с КНР. Созданные в некоторых странах  раскольнические группировки и партии оставались  малочисленными, оторванными от масс, Громадное большинство коммунистических  и рабочих партий решительно выступило против  раскольнического курса Пекина, за единство и сплоченность всех  революционных и антиимпериалистических сил.

Культ личности Мао Цзедуна зарождается еще во время Яньаньского периода в начале сороковых годов. Уже тогда на занятиях по изучению теории коммунизма используются главным образом труды Мао. В 1943 году начинают выходить газеты с портретом Мао на передовице, а вскоре «идеи Мао Цзедуна» становятся официальной программой КПК. После победы коммунистов в гражданской войне, плакаты, портреты, а позже и статуи Мао появляются на площадях городов, в кабинетах и даже в квартирах граждан. Однако до гротескных размеров культ Мао доводится Линь Бяо в середине 60-ых. Тогда был впервые публикуется цитатник Мао — «Красная книжечка», ставшая в последствии Библией культурной революции. В пропагандистских сочинениях, как, например, в поддельном «Дневнике Лэй Фэна», громких лозунгах и пламенных речах культ «вождя» форсировался до абсурда. Толпы молодых людей доводят себя до истерии, выкрикивая здравицы «красному солнцу наших сердец» — «мудрейшему председателю Мао». Мао Цзэдун становится фигурой, на которой в Китае сосредотачивается практически всё.

После разгрома «Банды четырёх» ажиотаж вокруг Мао значительно утихает. Он до сих пор является «галеонной фигурой» китайского коммунизма, его до сих пор чествуют, в городах всё ещё отчасти стоят памятники Мао, его изображение украшает китайские банкноты, значки и наклейки. Однако нынешний культ Мао среди рядовых граждан, особенно молодёжи, следует скорее отнести к проявлениям современной поп-культуры, а не сознательному преклонению перед мышлением и деяниями этого человека.

 

 

Заключение

Мао Цзэдун считал, что всю жизнь боролся за счастье народа, а оставил преемникам отсталый и голодный Китай. Он хотел всемирного признания своих заслуг, а закончил дни, фактически изолировав страну от всего остального мира. На склоне лет, когда ему, наверное, вспоминалось время “великого похода”, его окружали не старые друзья, а полузнакомые люди, выдвинувшиеся в период культурной революции. В этом личная трагедия Мао Цзэдуна. Но время его правления было одновременно трагедией для Китая. Это вынуждено было признать в своё время новое коммунистическое руководство страны.

Скончавшись, Мао оставил своим преемникам страну в глубоком, всеобъемлющем кризисе. После «Большого скачка» и культурной революции экономика страны стагнировала на низком уровне, культурная жизнь и наука были разгромлены левыми радикалами, политическая культура отсутствовала вовсе. Особенно тяжким наследием режима Мао следует считать искалеченные судьбы десятков миллионов людей во всем Китае, пострадавших от бессмысленных и жестоких кампаний. Только в ходе культурной революции погибло, по некоторым данным, до 20 миллионов человек, ещё 100 миллионов, так или иначе, пострадали в её ходе. Между тем, по официальной оценке Коммунистической Партии Китая, Мао ошибался лишь на 3/10 доли.

С другой стороны нельзя не признать, что Мао, получив в 1949 г. малоразвитую, погрязшую в анархии, коррупции и обшей разрухе аграрную страну за малые сроки сделал из неё достаточно мощную, независимую державу, обладающую атомным оружием. В годы его правления процент неграмотности снизился с 80 % до 7 %, продолжительность жизни увеличилась в 2 раза, население выросло более чем в 2 раза, индустриальная продукция более чем в 10 раз. Ему также удалось впервые за несколько десятков лет объединить Китай, восстановив его почти в тех границах, что он имел во времена Империи; избавить его от унизительного диктата иностранных государств, от которого Китай страдал начиная с периода опиумных воин. Помимо этого, даже критики Мао признают в нём блестящего стратега и тактика, каковые способности он доказал во время Китайской Гражданской Войны и Корейской Войны.

Идеология маоизма также оказала большое влияние на развитие коммунистических движений во многих странах мира — Красных Кхмеров в Камбодже, Светлого Пути в Перу, революционное движение в Непале, коммунистических движений в США и Европе. Между тем сам Китай после смерти Мао в своей политике весьма далеко отошёл от идей Мао Цзэдуна и коммунистической идеологии вообще. Реформы, начатые Дэн Сяопином в 1979 г. и продолженные его последователями, де факто сделали экономику Китая капиталистической, с соответствующими последствиями для внутренней и внешней политики. В самом Китае персона Мао оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, большинство населения видит в нём героя Гражданской Войны, сильного правителя, харизматичную личность. Некоторые китайцы старшего возраста ностальгируют по уверенности в завтрашнем дне, равенству и отсутствию коррупции, существовавшие, по их мнению, в эпоху Мао. С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний, особенно культурной революции. Сегодня в Китае достаточно свободно ведётся дискуссия о роли Мао в современной истории страны, публикуются произведения, где политика «Великого кормчего» подвергается резкой критике.

Вне сомнения остаётся, однако, то громадное значение, которое фигура Мао Цзэдуна имеет не только для китайской, но и для мировой истории.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Работы общетеоретического характера:

 

  1. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире: Послание Президента РК народу Казахстана \\ Казахстанская правда. – 2007. – 1 марта ..с. 18.

 

  1. Назарбаев Н.Казахстан 2030 Алматы 1997.с.120
  2. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы Атамура 199-337с.
  3. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы. 2001. 205 с.
  4. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной, социальной и политической модернизации. Алматы 2005 г. с.37
  5. Н. Н. Назарбаев Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы 1997 – 13 окт.

 

 

  1. Источники:

 

 

  1. История Китая учебник под ред. А.В.Меликсетова. М.: изд-во МГУ, 1998, 736 с.
  2. Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век. Под ред. А.М.Годригесса. М.: Гуманит. изд. центр. Владос» 2001 г. 320 с.
  3. Дж. Гренвилл «История ХХ в. Люди. События. Факты. М.: «Аквариум» 1999.
  4. К.Розовский. «Мао Цзэдун», Санкт-Петербург: «Нева» М.: Олма-Пресс» 2000. 192 с.
  5. Всемирная история XIII М.: «Мысль» 1983 г. под ред. Тихвинского, С.И. Вискова, Р.Ф. Иванова.
  6. Всемирная история т. 22, А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др.

МН «Литература» 1997 г., 528 с.

 

  1. История Китая учебник под ред. А.В.Меликсетова. М.: изд-во МГУ, 1998, 736 с.
  2. Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век. Под ред. А.М.Годригесса. М.: Гуманит. изд. центр. Владос» 2001 г. 320 с.
  3. Дж. Гренвилл «История ХХ в. Люди. События. Факты. М.: «Аквариум» 1999.
  4. К.Розовский. «Мао Цзэдун», Санкт-Петербург: «Нева» М.: Олма-Пресс» 2000. 192 с.
  5. Всемирная история XIII М.: «Мысль» 1983 г. под ред. Тихвинского, С.И. Вискова, Р.Ф. Иванова.
  6. Всемирная история т. 22, А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др.

МН «Литература» 1997 г., 528 с.

  1. Под ред. Тихвинского «Новая история Китая» М.: «Наука» 1972 г.
  2. Сапожников Б.Г. «Китай после II Мировой войны М.: «Наука» 1972г.
  3. Мао, Цзэ-Дун. Избранные произведения в четырех томах. Издательство иностранной литературы, Москва, 1952 .
  4. Мао, Цзэ-Дун. Восемнадцать стихотворений. Издательство иностранной литературы, Москва, 1957.
  5. Мао, Цзэдун. Сборник высказываний «Мао Цзедун«. Нева, Олма-Пресс, Санкт-Петербург, 2000.
  6. Шорт, Филип. Мао Цзедун. АСТ, Москва, 2001г.
  7. Бурлацкий, Ф.М. Мао Цзэдун. 2003.
  8. Галенович, Ю.М. Пэн Дэхуай и Мао Цзэдун. Политические лидеры Китая XX века. Огни, 2005.
  9. Snow, Edgar. Red Star over China. Hesperides Press, 2006. (последнее издание)
  10. Spence, Jonathan D. Mao Zedong. New York, Viking, 1999

[1] Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана

[2] Назарбаев Н.А. Казахстан 2030: Послание президента страны народу Казахстана –Алматы: Данкер, 2001. – С.4

[3] Назарбаев Н.А. Рынок и социально-экономическое развитие. – М.: Экономика, 1994. – С. 4.

[4] Назарбаев Н.А. Казахстан 2030:Послание президента страны народу Казахстана.–Алматы:

  Данкер, 2001. – С. 4.

1 Назарбаев Н.А.Казахстан на пути ускоренной, социальной и политической модернизации Алматы 2006 г.с. 43.

[5] Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире: Послание Президента РК народу Казахстана \\ Казахстанская правда. – 2007. – 1 марта ..с. 18.

 

[6] Назарбаев Н.А На пороге XXI века. – Алматы: Онер, 1996. – С. 121.

[7] Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 1999. – С. 4.

[8] Назарбаев Н. «На пороге ХХI века» Алматы 2000 г. с 39

[9] Дж. Гренвилл «История ХХ в. Люди. События. Факты. М.: «Аквариум», 1999, 478с.

[10] К.Розовский. «Мао Цзэдун», Санкт-Петербург: «Нева» М.: Олма-Пресс, 2000. 76с.

[11] История Китая. Учебник под ред. А.В. Меликсетова. М.: издаут. МГУ, 1998, 532с.

[12] К.Розовский. «Мао Цзэдун», Санкт-Петербург: «Нева» М.: Олма-Пресс, 2000. 85с.

[13] К.Розовский. «Мао Цзэдун», Санкт-Петербург: «Нева» М.: Олма-Пресс, 2000. 89с.

[14] Под ред. Тихвинского «Новая история Китая». М.: «Наука», 1972, 142с.

[15] К.Розовский. «Мао Цзэдун», Санкт-Петербург: «Нева» М.: Олма-Пресс, 2000. 117с.

[16] Под ред. Тихвинского «Новая история Китая». М.: «Наука», 1972, 153с.

[17] Под ред. Тихвинского «Новая история Китая». М.: «Наука», 1972, 171с.

[18] История Китая. Учебник под. ред. А.В. Меликсетова. М.: издат. МГУ, 1996

[19] История Китая учебник под ред. А.В.Меликсетова М.: изд-во МГУ 1998 г. 588 с.

[20] Под ред. Тихвинского «Новая история Китая». М.: «Наука», 1972, 183с.