ПЛАН
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Возникновение государства в Афинах………………….5
Глава 2. Реформы Солона и Клисфена ………………………….……11
Глава 3. Демократизация государства и права в Афинах. Реформы Перикла.……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы………………………………..26
Введение
В системе рабовладельческих государств Древней Греции Афины занимают особое место. Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения сказывались на занятиях людей. Здесь еще в крито-микенский период ремесло, строительное дело достигли высокого уровня, С древних времен наряду с морской торговлей процветал морской разбой.
B Древней Греции в классический период не было единого централизованного государства, меньше сказывалось влияние жречества. В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания как форма правления преобладала лишь на первой стадии рабовладельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего развития, особенно к концу V — началу IV столетия до н. э.
Первые государства-полисы возникали вокруг ремесленных и торговых центров: Афин, Спарты, Милеты, Сиракуз, Пантико-пея. Их политическое устройство и форма правления были разнообразны: демократия, аристократия, тирания, смешанные формы. В одном полисе поощрялась публичная критика должностных лиц, в другом — любая форма протеста или даже инакомыслия квалифицировались как государственная измена. Элита господствующего класса имела по тому времени глубокие знания о назначении власти, о способах и методах подавления и эксплуатации угнетенных масс, в первую очередь рабов. Мыслители Древней Греции в своих трактатах дали анализ политической власти, создали своеобразные учения об идеальном государстве. Но даже такие столпы античной культуры, как Сократ, Платон, Аристотель, были сторонниками рабства.
Культура Древней Греции для европейской цивилизации имела неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли. Наивысший расцвет культуры произошел в условиях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история древних Афин уникальна и неповторима
История государства и права Древней Греции , как одна из составляющих дисциплины «История государства и права зарубежных стран», представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и зарождения правовых норм.
Политическая история Аттики являет собой классический образец возникновения государства.
Глава 1. Возникновение государства в Афинах
Разложение родового строя и возникновение государства в Спарте и Афинах относятся к концу архаической эпохи (IX— VIII вв. до н. э.). На рубеже VIII—VI вв. до н. э. в жизни племен, населяющих южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал свое место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. —
Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена население Аттики делилось на филы (племена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправных членов рода, имеющих наделы земли (клеры), постепенно уменьшалось. Земли многих общинников переходили в собственность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство усилилось в конце периода военной демократии.[1]
Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений. Из нее избирались военные вожди. Знать подчинила себе Совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратили реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т. е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сходка — народное собрание — созывалась в основном для одобрения криком решений Совета старейшин. По словам Гомера, народное собрание за 20 лет отсутствия Одиссея вообще не собиралось. Классовая борьба особенно усилилась после „появления денег. Появление частной собственности, классов и классовой борьбы вызвало появление государства. Свободные граждане противостояли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких изменений в греческом обществе VIII—VI вв. появились государства-полисы.
Образование Афинского государства началось с проведения реформ, приписываемых легендарному Тесею (XIII в. до н. э.). При нем якобы произошло слияние двенадцати ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).
В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. — совместное поселение).
Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, т.е. часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и была передана в ведении пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый 6народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя.
Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.
Родовая знать создала особую группу, носившую название эвпатридов, т.е. «имеющих благородных отцов». Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.
Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов противостояла остальная масса аттического свободного населения — демос. Демос не был однороден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты — крестьяне лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.
Кроме того в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми «не чистого происхождения» и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.
Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы.
Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Потому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.
В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор С.И.Радциг считает, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты, избранные из эвпатридов, управляли Афинами.[2]
Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год.
Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и архонтство считалось высшей почестью не только для самого архонта, но и для всего его рода.
По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг — высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.
В Аттике VIII-VI веков до н.э. продолжало созываться народное собрание экклесия. Как полагают историки в экклесии («собрании вызванных лиц») могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным инструментом в руках родовой знати, которая могла не допустить к участию в нем неугодных ей общинников.
Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.
Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на три группы: эвпатридов — родовой знати, геоморов — земледельцев, демиургов — ремесленников. Только эвпатриды наделялись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Она угнетала демос — народ, в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики — метэки — были свободны, но гражданских прав не имели.
Авторитет родовых учреждений падал. Вместо базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия 9 архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.
В это же время возникли первые территориальные округа (навкрарии). Аттика была разбита на 48 навкрарий, жители которой, независимо от принадлежности к роду и фратрии, обязывались поставить государству корабль с экипажем и двух вооруженных всадников. Во главе округа стоял притан. Распределение жителей по территориям, появление бубличной власти означали возникновение государства. Первое время власть удерживала наиболее богатая часть эвпатридов. Попытка Килона в 640 г. до н. э. путем заговора расширить круг властвующей элиты окончилась провалом.
В начале VII в. до н. э. в Афинах появляются первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и прежде всего кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограничить власть архонтов, произвольно толковавших обычаи.. Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писанных законов 3 законов Драконта. До этого времени писанных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писаных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.[3]
В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необычайной жестокостью и основной мерой наказания являлась смертная казнь. По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи.
Принцип ответственности по правилам талиона был отменен. До законов Драконта убийство рассматривалось как причинение материального ущерба, но теперь оно квалифицировалось как антиобщественное деяние. Вводится понятие умысла и неосторожности. Наказания за крупные и мелкие преступления были одинаковы — смертная казнь. Драконтовы законы стали символом жестокости. Даже в древности говорили, что они написаны кровью. Тем не менее, эти законы ограничили власть архонтов. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные законы. Однако, драконтовы законы имели большое историческое значение. Писанное право вносило порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда.
Глава 2. Реформы Солона и Клисфена
Положение крестьян в Аттике VII-VI веков до н.э. было крайне тяжелым. Главной бедой деревни было ростовщичество, которым занималась часть эвпатридов. Они давали ссуды под залог земли. Если общинник не выплачивал свой долг в срок, земля фактически переходила в собственность кредитора, хотя юридически ей продолжал владеть должник. Оставшиеся без земли крестьяне вынуждены были брать деньги под залог личной свободы. В случае, если долг не уплачивался вовремя, кредитор мог продать в рабство и должника, и членов его семьи.
Солон являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом — архонтом-эпонимом. Своре задачей он поставил успокоение крестьянства и сохранение политического и экономического господства эвпатридов. К VI веку до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.[4]
В это время в городе было три партии: горцы, которые хотели все изменить; паралии, которые хотели изменить немногое; педиеи, которые не хотели ничего изменять. Подкупленные беспристрастием Солона, все эти партии дали ему неограниченную власть, предоставили в его распоряжение все должности и доходы; словом, провозгласили его неограниченным властителем на все время, нужное для устройства государства. Друзья Солона убеждали его удержать эту власть навсегда и сделаться тираном вместо того, чтобы быть только законодателем; но он отвечал им едкими насмешками и продолжал свою работу.
Прежде чем мечтать об устройстве государства, нужно было искоренить настоящее зло — долги, и остановить распространение этого зла. Солон достиг этого, издав закон о погашении долгов (сисахфия — долговая реформа), облегчавший уплату изменением величины процентов и номинальной цены монеты. Другой закон возвратил свободу тем, долги которых сделали их рабами, и отняв у кредиторов всякое право в будущем на личность должника. Благодаря этому закону, с полей Аттики стали исчезать ограды и закладные столбы, указывающие на поземельные долги. Солон хвалился, что очистил от долгов афинскую землю.
Сначала многие были недовольны этими законами, но впоследствии все убедились в их мудрости. И в течение трех веков, пока существовала афинская демократия, она ни разу не возвращалась к этой мере Солона. Уважение к собственности так глубоко вкоренилось в умы, что никто не осмеливался требовать прощения долгов и уменьшения цены монеты. Спокойствие, водворившееся от этих первоначальных мер, дало Солону больше времени и свободы для составления других законов. Он и в них внес ту же мягкость и умеренность, стараясь согласовать нравственные правила и выгоды материальные, и «соединить», как он сам говорил,»силу и правосудие»[5].
Прежде всего он провозгласил общую амнистию или прощение, из которой исключались изменники и убийцы.
Из древней конституции Солон сохранил только некоторые положения, остальные отменил. Он начал с уничтожения законов Дракона, за исключением тех, которые относились к убийцам. Архонтство, ареопаг и четыре трибы с их подразделениями были оставлены. Но он дал право гражданства тем иностранцам, которые поселились в Аттике с семьями и имуществом. Он узаконил два главных нововведения: по первому, каждый гражданин обладал известными правами, которые доставляло ему его звание; вторым он разделил всё население на четыре класса по состоянию. Первый закон был вполне демократический; второй был демократический тем, что уничтожал потомственное дворянство, и аристократическим тем, что ставил богатых во главе государства.
Четыре класса были организованы следующим образом. В первый входили все граждане, обладавшие годовым доходом, по крайней мере, в 500 медимнов пшеницы или соответственным количеством масла или вина. Они назывались пентакосиомедимнами. Из них выбирались архонты, главные должностные лица, предводители войска и флота.
Второй класс — всадники или гипеи — должны были иметь более 300 медимнов дохода — состояние, признанное необходимым для содержания лошади. Этот класс поставлял кавалерию и, кроме того, ему предоставлялись второстепенные должности.
Третий класс — зевгиты или владельцы двух мулов: их состояние равнялось от 150 до 200 медимнов, они поставляли тяжеловооружённую пехоту и занимали низшие должности.
Четвёртый класс — теты или подёнщики; он заключал всех тех, кто имел менее 150 медимнов; из них набирали рекрутов для лёгкой пехоты и флота. Они не допускались к общественным должностям и почестям, но могли участвовать в народном собрании и судах.
Это неравенство в общественном положении вознаграждалось распределением государственных податей: четвёртый класс ничего не платил, и это было действительным удовлетворением. Три первые класса занимали соответственные должности и платили подать, соответствующую их состоянию; она была так распределена, что не могла возбуждать недоразумений.
Нужно, однако, заметить, что государственные налоги взимались только в случае необходимости; постоянные же таможенные пошлины на товары ввоза платились как бедными, так и богатыми.
По конституции Солона четыре политических учреждения руководили управлением страны: архонты, сенат, народное собрание и ареопаг.
Архонтов было всегда девять, и подразделялись они, как и прежде. Они исполняли также судейские обязанности, но не принимали участия в судах присяжных, члены которых выбирались по жребию из всех трёх классов. Вступая в должность, архонты клялись исполнять законы; оставляя её, они давали отчёт своей деятельности в народном собрании. Пока же они были облечены властью, их особа считалась священной.
По словам Плутарха, те два якоря, которыми держался государственный корабль Афин, даже во время бури, были ареопаг и сенат, или совет четырёхсот.[6] Четыреста сенаторов выбирались из трёх первых классов. Каждая триба поставляла сто членов, избираемых сначала по большинству голосов, а позднее по жребию; их недостатки исправлялись строгими испытаниями, которым они подвергались, будучи ещё кандидатами. В организации афинского сената есть одно отличие от сената спартанского, служащие яркой характеристикой обеих республик. В Спарте сенаторы выбирались пожизненно, должны были иметь не менее 60 лет и за решение собрания отдельные члены ответственны не были. В Афинах назначенным возрастом являлись 30 лет; состав сената менялся ежегодно, и члены его были ответственны; это было вполне демократично. Сенат в Афинах составлял и обсуждал законы до представления их на утверждение народного собрания; вел финансовые и административные дела; обнародовал постановления, которые в течение года имели силу закона, и имел право налагать денежные штрафы. Сенат делился на двенадцать комиссий с одинаковым числом членов; эти комиссии назывались пританиями, и каждая из них имела первенствующее значение в течение одного месяца, как в сенате, так и в народном собрании. Каждая притания во время своей деятельности отыскивала способы для удовлетворения неотложных нужд и интересов государства. Она содержалась на средства правительства.
Народное собрание, созываемое всегда сенатом, состояло из всех граждан, число которых колебалось между пятнадцатью и двадцатью тысячами. Хотя город гостеприимно открывал свои ворота для иностранцев, но если кто-нибудь из них проникал в народное собрание до получения звания гражданина, он подвергался смертной казни, так как являлся узурпатором, т.е. незаконно захватившим власть. Собрание начиналось жертвоприношением и молитвой; само же заседание — чтением постановления сената, которое предлагалось на утверждение народа; герольд приглашал взойти на трибуну тех, кто хотел дать совет, полезный для государства. Голоса подавались поднятием руки, без различия классов и состояния. Народное собрание утверждало законы, избирало судей, которые должны были давать ему отчет по окончании исполнения обязанностей, обсуждало политические дела, представленные сенатом. Словом оно соглашалось, отвергало и исправляло. Каждый гражданин имел право открыто высказать свое мнение перед народом, но никто, даже архонты, не могли этого делать без посредничества сената. Каждый гражданин от 20 до 50 лет мог подавать голос в собрание, но старики имели право говорить первыми, — слабое преимущество, даваемое старости. Впрочем, обычай был строже правила, и обыкновенно на трибуну вступали только государственные ораторы: 10 граждан, которым было поручено, после публичного испытания, защищать словом интересы республики. Это была одна из самых почетных и влиятельных общественных деятельностей. Каждый гражданин имел право предать оратора суду, если жизнь его была не вполне безукоризненна; если он был дурной сын или плохой солдат, или, если он предлагал издать декрет, несогласный с уже существующим законом. В последнем случае против него вели процесс по старинны законам, и оратор или подвергался изгнанию, или на него налагали такой штраф, который равнялся разорению.
Фукидид говорит, что очень редко простое собрание превышало 5000 членов, потому что афиняне должны были зарабатывать пропитание земледелием, ремеслом или торговлей, так как закон запрещал праздность и заставлял каждого гражданина объявлять ежегодно, каким занятием он жил; это делалось для того, чтобы сохранить привычку к труду.[7]
Наряду с общим собранием могущество народа проявилось в судах, где председательствовали архонты, и еще более — в суде гелиастов или присяжных, составлявшемся из 6000 граждан, которые выбирались по жребию без различия состояния, имели не менее 30 лет, пользовались хорошей репутацией и никогда не были должниками общественного имущества. Гелиасты судили или все вместе, или отдельными комиссиями в 500, 1000 или 1500 членов. В этих комиссиях обсуждались самые важные политические дела. Число членов показывало, во-первых, что это суд народный, а, во-вторых, лишало богатых и могущественных подсудимых возможности подкупом и угрозами действовать на решение суда. Гелиасты клялись судить по законам и наказывать тех, кто их нарушал. Это учреждение довершало политическое могущество народа, начало которому было положено народным собранием. Гелиасты выбирались ежегодно и потому были воодушевлены теми же идеями, как и народ, из которого они исходили и в который опять возвращались.
Чтобы предупредить слишком большое скопление процессов, Солон постановил, чтобы шестидесятилетние граждане, принятые обеими партиями, могли составлять верховный суд, решения которого считались безапелляционными, то есть окончательными.
Ареопаг — древнее учреждение, пользовавшееся большим уважением народа, разбирал дела по особенно важным преступлениям: убийства, отравы и измены. Его заседания происходили на холме бога войны Арея, под открытым небом. В члены ареопага избирались только архонты, следовательно, люди уже пожилые и опытные в делах. Солон увеличил власть ареопага, преобразовав его в верховный суд; он поручил ему надзор над народом, его нравами, воспитанием и религией; дал ему право ревизовать постановления народных собраний и возобновлять ведение дел и процессов. Члены ареопага избирались пожизненно. Форме заседаний был придан торжественный и суровый характер. Они происходили ночью, при свете факелов, под председательством второго архонта. Подсудимый клялся прежде всего говорить только правду, и затем излагал своё дело, причём рассказ должен был быть прост и, по возможности краток; отступление, воззвания к жалости и милосердию судей строго запрещались. Ареопагиты подавали голоса при помощи камешков, которые они бросали или в оловянную урну милосердия, или в деревянную урну смерти. Решение ареопага считалось неизменным, но виновному давалось право удалиться в изгнание до исполнения приговора. Главная сила этого учреждения заключалась в том высоком уважении, которым оно пользовалось в общественном мнении.
Возможно, что некоторые из названных учреждений были установлены до Солона или, ещё вероятнее после него. Но даже и без особой точности в наименовании законов Солона легко понять их общий дух: Солон, как он сам говорил, положил конец раздражению бедных против богатых и дал каждой партии не копье для атаки, а щит, чтобы иметь возможность укрыться и защищаться от нападений.
Заметим еще, что, давая бедным право участия в главных собраниях и в судах, этот истинный мудрец показал тем самым, во-первых, то высокое уважение, какое он питал к чувству собственного достоинства граждан, а, во-вторых, свое понимание того, что хорошие законы должны возвышать гражданина, а не унижать его. В Афинах не было политических партий или бесправных; Солон старался, чтобы каждый гражданин имел ясное понятие о главных интересах города, — чтобы быть в состоянии правильно подавать голос, — о законах и нравственности, чтобы справедливо судить.
В Афинах мало чувствовались узы гражданских и политических учреждений, а это зависело от того, что личность не поглощалась гражданином, а имения принадлежали не только правительству; напротив, каждый гражданин, имевший право собственности, владел ею вполне свободно и независимо. Эту свободу основал тоже Солон, издав закон о духовных завещаниях. Солон, предпочитавший дружбу родству и свободу принуждению, хотел, чтобы каждый был господином своего состояния и поэтому разрешил тем, у кого не было детей, располагать своим имуществом по желанию. Но он утверждал только те завещания, которые писались в полном рассудке, т.е., когда у завещателя не был ослаблен ни болезнями, ни излишним употреблением вина, ни пристрастием. Он считал незаконными и те завещания, которые составлялись по принуждению, или в благодарность за ласки. Родственники наследовали только в том случае, если завещания не было. Если у умершего были дети, то наследство делилось поровну между сыновьями, обязывавшимися, однако, дать приданое сестрам; ежели не было сына — наследницей считалась дочь.
Солон придал больше значения брачным союзам, препятствуя тем из них, которые имели вид покупки. Он хотел, чтобы брак представлял «тесный союз мужа с женой, цель которого — основывать новые семейства и наслаждаться сладостью взаимной нежности». Чтобы достигнуть этого, Солон запретил старикам из корыстных целей жениться на богатых наследницах, а невестам приносить мужу приданое больше трех платье и небольшого количества недорогой домашней утвари.[8]
Семья уважалась всеми, и никто, даже правительство, не имел право стараться проникнуть в тайны священного семейного очага. Солон обязует взрослого сына кормить больного отца и прежде чем избрать гражданина в высокую должность по требованию закона., нужно было справиться, был ли он хорошим сыном: уважал ли своих родителей при жизни чтил ли память после смерти.
До 16 лет родители воспитывали ребенка как хотели. В 16 лет афинянин делался учеником государства и поступал в общественный гимназиум, где до 18лет учился под надзором должностных лиц и подвергался строгой дисциплине.
В 18 лет, т.е. в год своего гражданского совершеннолетия, юноша имел право вступить во владение родовым имением. В это же время он поступал на военную службу.
В 20 лет — в год политического совершеннолетия — молодой человек делался полноправным гражданином. Он принимал участие в народном собрании, где уже пользовался правом голоса.
В 30 лет гражданин имел право поступить в сенат.
В 60 лет он оставлял военную службу и мог отдыхать.
Желая поднять промышленность страны, Солон всячески поощрял занятие торговлей и ремеслами. По одному из солоновых законов, отец, не научивший сына ремеслу, не имел права требовать, чтобы сын содержал и кормил его в старости, и ареопаг, следивший за занятиями граждан, должен был наказывать праздных; таким образом, про Афины можно сказать, что они возвели труд в закон.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.
Компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560- 527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Большой размах строительства общественных сооружений давал средства существования бедноте.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что вызывало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.
Аттика была разделена на десять территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории — городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, т.к. на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришёл территориальный принцип деления населения.[9]
Клисфен упразднил Совет четырёхсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 чел. от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан ещё один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учётом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.
С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осуждённый большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.
Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.
Реформы Клисфена сыграли большую роль в становлении греческой демократии. После Клисфена Афинское государство сделалось значительно демократичнее, чем оно было, например, при Солоне.
Глава 3 Демократизация государства и права Афин. Реформы Перикла.
Реформы Клисфена уничтожили остатки родового строя, тормозившие развитие производительных сил и ликвидировали аристократическую республику. Однако это не сделало Афины демократическими. Высшие государственные должности, как и прежде, занимали люди, находившиеся на верхних ступенях социальной лестницы.
Афины были влиятельным государством и многие греческие города-государства пошли вслед за ними по пути к демократии. Это не могло не беспокоить Спарту, которая опасалась усиления Афин. Поэтому Спарта всеми возможными способами старалась не допустить демократических преобразований как в Афинах, так и по всей Греции.[10]
В 471 году до н.э. в Афинах утвердилось правительство олигархов во главе с Кимоном, который взял курс на сближение со Спартой, которую считал идеалом. Но такая попытка не имела успеха среди населения, и этим воспользовались сторонники демократии: Кимон был подвергнут остракизму, против большинства членов ареопага были возбуждены судебные процессы по обвинению во взяточничестве, злоупотреблениях доверием граждан и так далее. Это подорвало доверие афинских граждан к этому органу власти и в 462 году до н.э. народное собрание приняла закон, по которому ареопаг лишался своих прежних функций и превращался в простой суд по разбору уголовных преступлений. Верховная государственная власть перешла к народному собранию.
Вскоре после этого демократическое движение возглавил Перикл. Благодаря его энергии Афины одерживают крупные победы во внешней политике, усиливая свое влияние.
Во внутренней политике также происходили изменения. В 457-456 годах был изменен порядок избрания архонтов. Отныне эта должность стала доступной для третьего и четвертого класса граждан — зевгитов и фетов. Несколько позже были восстановлены суды по демам.[11]
Борьба Афин со Спартой продолжалась с переменным успехом. Власть демократов снова сменилась властью олигархии. Однако, длительные войны против Спарты все более ослабляли позиции олигархов. В результате в 433 году до н.э. вождь олигархов Фукидид был изгнан из Афин и во главе государства на 15 лет становится Перикл.
В эти годы в городе окончательно складывается демократическая конституция. Несмотря на то, что цензовый порядок, введенный Солоном, продолжал сохраняться, все афинские граждане имели возможность занимать высшие руководящие должности, за исключением казначейских. Должностных лиц отныне стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом продолжали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.
Было установлено вознаграждение за исполнение государственных должностей, что позволяло любому гражданину временно оставить свое ремесло для полноценной службы отечеству.
При Перикле порядок государственного устройства являлся следующим: верховным органом власти признавалась экклесия, которая собиралась от двух до четырех раз в месяц. Она обсуждала и принимала законы, решала вопросы войны и мира, продовольственного снабжения, принимала отчеты должностных лиц, осуществляла высший государственный контроль и рассматривала судебные дела в последней инстанции. Право голоса в экклесии имели все граждане Афин, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения. Однако, в связи с тем, что участи в народном собрании не оплачивалось, граждане, добывавшие себе на пропитание собственным трудом, или проживавшие в отдаленных местностях, не могли позволить себе по несколько раз в месяц участвовать в народном собрании. Поэтому число присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2-3 тысяч, в основной своей массе — жителей Афин.
Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом важном государственном органе — совете пятисот. В него входили десять, избиравшихся по филам, пританей по пятьдесят человек в каждой. Каждая из пританей по очереди в строго определенное время года осуществляла свои функцию совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом, контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными лицами. И все таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.
Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней политикой, финансами и т.д. переизбрание в коллегию можно было производить много раз, однако, за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное доверие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и подвергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли претендовать только обеспеченные граждане.
Заключение
Афинское государство в процессе своего развития достигло наибольших результатов именно в начале своего становления.
Однако для своего времени идеи Солона и Клисфена были революционными, поскольку изменили весь государственный строй и общественную жизнь граждан. Однако афинское государство находилось в окружении других воинственных государств, которые всеми силами старались не допустить развития демократических и идей в данное время.
Возникновение Афинского государства явилось переломным моментом в истории всего человечества. Именно в этот период проявилась первое законодательное закрепление государства как политического субъекта. Причем, самым значительным достижением этого времени стало основополагающий принцип о свободе гражданина и его праве на самоопределение.
Это событие по своей значимости играет большую роль и в наши дни, когда принципы демократии, заложенные в процессе создания Афинского государства, становятся принципами построения правового государства.
В нынешнее время, когда Казахстан находится на переходном периоде от авторитаризма к демократии, идеи афинской демократии являются своеобразным примером в формировании правового сознания граждан. Потому что именно в развитии политической и правовой культуры населения заложены основы демократического построения государства.
Список использованной литературы:
- Бузескул В.П. История афинской демократии СПб., 1920
- История Древней Греции //под ред. Авдеева А.П., М., 1959
- История Древней Греции //под ред. Струве В.В. М., 1956
- История Древней Греции //под ред. Кузищина В.И., 1978
- История государства и права зарубежных стран.//под ред. Галанза Т.1 М.,1963
- История государства и права зарубежных стран.// под ред.Жидкова К.Н. М.,1988
- История государства и права зарубежных стран. // под ред. Федорова Л.Н. М., 1977
- История древнего мира.// под ред. Дъяконова И.М. М.,1982
- Кочекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. М., 1963
- Колобова К.М. Глуснина Л.М. Очерки по истории древней Греции. Л.,1958
- Петерский И.С. Всеобщая история государства и права. Ч.1 М., 1984
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания.М.,1964.
- Радциг С.И. Древняя Греция. М., 1978
- Сергеев В.С. История древней Греции. М., 1968
[1] Петерский И.С. Всеобщая история государства и права. Ч.1 М., 1984 с..335
[2] Радциг С.И. Древняя Греция. М., 1978 с.65
[3] История государства и права зарубежных стран.//под ред. Галанза Т.1 М.,1963 с. 249
[4] Колобова К.М. Глуснина Л.М. Очерки по истории древней Греции. Л.,1958 с.182
[5] Плутарх. Сравнительные жизнеописания Т. 1,.М.,1964. С.213
[6] Плутарх. Сравнительные жизнеописания.М.,1964.с. 217
[7] История древнего мира.// под ред. Дъяконова И.М. М.,1982 с. 327
[8] Плутарх. Сравнительные жизнеописания.М.,1964. С. 223
[9] История Древней Греции //под ред. Кузищина В.И., 1978 с.264
[10] История Древней Греции //под ред. Кузищина В.И., 1978 с.226
[11] История государства и права зарубежных стран. // под ред. Федорова Л.Н. М., 1977 с. 232