АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Зоны свободной торговли в РК

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1. Свободные экономические зоны Казахстана: реалии и проблемы

 

Глава 2. Перспективы развития свободных

экономических зон в республике Казахстан

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Список использованной литературы

 

 

 

введение

 

Неотъемлемой частью МЭО второй половины ХХ в. становятся свободные экономические зоны (СЭЗ). Они являются фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

По оценкам специалистов к концу 2003 г. через СЭЗ будет проходить до 33 % мирового товарооборота, т.е. это благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль.

СЭЗ представляет собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в других частях государства. Это обособленная географическая территория.

Свободные экономические зоны — это строго определенные территории, в пределах которых действуют льготные экономические условия для совместного предпринимательства с целью развития внешнеэкономического сотрудничества, технического обмена, содействия модернизации хозяйственной жизни, решения социальных и региональных проблем. Хотя сегодня существуют различные типы свободных зон, они обычно имеют следующие черты:

  • временное освобождение от уплаты налогов;
  • освобождение от таможенных пошлин импорта товаров, используемых в производстве на экспорт;
  • ослабление валютного контроля;
  • создание единого административного центра;
  • разрешение создавать фирмы, находящиеся в полной иностранной собственности.

Свободные экономические зоны в Республике Казахстан создавались в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, освоения новых видов продукции, привлечения инвестиций, а также решения социальных проблем.

Правовые основы организации свободных экономических зон в Республике Казахстан регулируют взаимоотношения органов специальной экономической зоны с государственными органами Республики Казахстан, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на ее территории.

Целями данной работы является:

  • определить сущность и необходимость зон свободной торговли;
  • описать особенности зон свободной торговли в Республике Казахстан;

 

Глава 1. Свободные экономические зоны Казахстана: реалии и проблемы

 

Впервые о создании свободных экономических зон (СЭЗ) в Казахстане заговорили в конце 1988 г. Тогда к рассмотрению Правительства были представлены проекты создания СЭЗ: Атырауской, Акмолинской, Шымкентской, Карагандинской, Семипалатинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Талдыкорганской. 30 ноября 1990 г. был принят Закон «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», который установил единый порядок создания СЭЗ, закрепил правовой статус, дав гарантию предпринимателям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, обеспечивал защиту инвестиций зарубежных компаний в нашей республике. Он утвердил общие положения о порядке осуществления финансовых операций в пределах зоны, о налогообложении, принципах применения таможенного режима, создал правовую основу «вхождения» Казахстана в мировое хозяйство. На базе этого закона были созданы СЭЗ: Жайрем-Атасуйская 1(8.06.1991), Карагандинская (18.01.1991 г.), Мангистауская (11.01.1992 г.), Восточно-Казахстанская (11.01.1992 г.), Алакульская (11.01.1992 г.), Жаркентская (11.01.1992 г.) и Свободная экономическая субзона на базе предприятия «Талдыкорганвнештранс» (11.01.1992 г.)

Однако эти зоны были созданы без достаточного учета мировой практики (не было портов, пристаней, торгово-транспортных путей, имеющих выход на магистрали международного значения), принципа точечного развития уникальной продукции с четко ограниченной территорией. Обладая богатыми природными ресурсами, они охватывали обширные площади, создание некоторых из них носило чисто политико-режимный характер. Как следствие, они оказались недостаточно эффективными, и поэтому Указом Президента их действие было приостановлено. После более детального изучения мировой практики организации свободных экономических зон 26.01.1996 г. был принят Указ Президента РК, имеющий силу Закона «О специальных экономических зонах РК». Этот Указ является основным нормативным документом второго поколения и призван содействовать укреплению и развитию микроэкономики республики, привлечению новых технологий и управленческого опыта передовых стран мира. В нем более четко, чем в законе «О свободных экономических зонах» установлены права, ответственность и обязательства администрации зон, порядок разработки положения, определение границы СЭЗ. На базе этого основополагающего Указа в Республике Казахстан созданы следующие СЭЗ: Лисаковская, Акмолинская, Жайрем-Атасуская, Кызыл ординская. Как известно, наша страна пока не располагает условиями, которые необходимы для организации СЭЗ по мировому стандарту. Поэтому при организации СЭЗ необходимо более гибко использовать мировой опыт и уникальные возможности Казахстана, чтобы иметь реальный шанс устойчиво занять нишу на мировом рынке и извлечь максимальную выгоду. Организация СЭЗ должна преследовать цель не только активного привлечения иностранных инвестиций, но и закрыть каналы утечки капитала из страны, чтобы использовать их в интересах развития СЭЗ, создать национальному капиталу условия, равные иностранному капиталу. Таким образом, для решения проблем СЭЗ требуется концентрация усилий не только науки, но и практики.

Поэтому «Проблемы формирования специальных экономических зон в Казахстане» были рассмотрены на конференции, проходившей 24 — 26 декабря 1996 г. в Институте переподготовки и повышения квалификации государственных служащих при Правительстве Республики Казахстан совместно с Фондом «Сорос-Казахстан» с приглашением большого количества научных и практических работников. Выработанные конференцией рекомендации об основных принципах организации свободных экономических зон в Республике Казахстан с учетом ее геополитического положения были представлены руководству страны. Видимо, в дальнейшем эти рекомендации будут дополнены, исходя из новых реалий экономической политической жизни страны[1].

Однако следует учитывать, что создание СЭЗ вызывает и многие негативные моменты. Так, число предложений о создании СЭЗ продолжает расти очень быстро, их создание превращается в очередную модную кампанию. Судя по всему, многие регионы, получив статус свободной зоны, надеются обеспечить себе поступление уже обещанных по другим программам, а то и дополнительных ресурсов. В принципе создание СЭЗ преследует цель прежде всего стимулирования притока иностранных инвестиций в национальную экономику и одновременно возможен вариант финансирования капиталовложений в СЭЗ за счет местного рынка капиталов, то есть возможен вариант, связанный с «бегством капитала».

Второй негативный момент: большое преобладание совместных предприятий на территории СЭЗ может привести к переводу значительной части полученных в СЭЗ прибылей за рубеж, сокращая тем самым валютные поступления в страну. Руководство зоны, как правило, требует 100 % — го экспорта произведенной в СЭЗ продукции, в то время как иностранные инвесторы могут быть заинтересованы в проникновении на внутренний рынок. При игнорировании этого противоречия реализуется вариант превращения СЭЗ в большой «черный рынок». К этому может привести и дефицит в национальной экономике, когда значительная доля импорта в СЭЗ направляется для последующей перепродажи за пределами зоны.

Отсюда следует возникновение валютного дефицита у предприятий СЭЗ, для покрытия которого закупаются конкурентоспособные товары с целью их вывоза за границу.

Деятельность свободных экономических зон в РК в результате появления различных негативных факторов прекращена. Поэтому, в РК начиная с 2002 года действуют только две свободные экономические зоны: «Астана — новый город» и «Актауский порт — специальная экономическая зона».

В современных условиях основой успешного развития государства является макроэкономическая стабильность, неинфляционная денежно-кредитная политика, жесткий контроль за дефицитом бюджета и нормальное ценообразование, а также открытость внешней торговли, что предполагает стимулирование экспорта, минимум ограничений импорта, единый импортный тариф, оптимальный курс национальной валюты и благоприятные условия для внешних инвестиций. Серьезным фактором является степень и уровень вмешательства государства в экономику. Зачастую именно это было главной причиной неудач развивающихся стран, так как последствия превышения в этом деле разумной достаточности носят негативный характер. Здесь важно провести четкое разграничение функций между правительством, областными властями, государственными предприятиями и частным сектором как во внутренней экономике, так и в сфере внешних связей, а также — перейти к экономическим методам регулирования.

В рамках усиления внешнеэкономической деятельности республики необходимо:

  • создание условий для развития предпринимательства и привлечения сбережений населения, так как национальный капиталво всех развивающихся странах обеспечивает в 8 — 12 раз больше инвестиций, чем иностранный;
  • разработка и внедрение комплекса законов в сфере внешнеэкономических связей, обеспечение их выполнения и гарантий стабильности;
  • развитие инфраструктуры — транспорта, связи, финансовых рынков и страхового дела, сети крупных, устойчивых банков, создание современной информационной системы;
  • подготовка кадров в области международного права и маркетинга, статистики, налоговых инспекторов, банковских работников, финансистов, аудиторов, бухгалтеров, специалистов по внешней торговле и других профессий, которые нужны для рынка и компетентного управления реформой;
  • проведение активной внешнеэкономической политики как по приоритетным для республики отраслям, так и в плане экономических блоков и целенаправленной работы с отдельными странами, чьи экономики являются взаимодополняющими с нашей экономикой.

Неотъемлемой частью структурно-инвестиционной стратегии республики стало привлечение иностранного капитала. Исходя из сложившейся ситуации, можно утверждать, что для Казахстана, с его значительным и малоосвоенным ресурсным потенциалом и дешевой рабочей силой, привлечение иностранных инвестиций является важным фактором устранения имеющихся диспропорций и преодоления научно-технического отставания.

 

 

Глава 2. Перспективы развития свободных

экономических зон в республике Казахстан

 

В мировой практике создание и функционирование СЭЗ используются в основном два концептуальных подхода:

  1. территориальный
  2. функциональный.

В соответствии с территориальным принципом организация СЭЗ рассматривается, как обособленная территория, где всем зарегистрированным предприятиям – резидентам, вне зависимости от рода хозяйственной деятельности, предоставляются одинаковые льготные условия.

По второму, функциональному признаку льготный режим применяется выборочно и только по отношению к определенному, приоритетному с точки зрения национальных интересов виду экономической деятельности независимо от места расположения предприятия.

Поскольку в Казахстане необходимо решать задачи, как территориального развития, так и структурной перестройки экономики для ускоренной переориентации на не сырьевой экспорт и реализацию экспортного потенциала, целесообразно применять смешанный, территориально функциональный подход к СЭЗ. Практически это означает, что:

— СЭЗ создаются только на территориях, имеющих достаточно благоприятные транспортно – географические, экономические, научно – технологические предпосылки.

 Основные льготы в СЭЗ предусматриваются по функциональному признаку и исключительно тем резидентам, которые способствуют развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг.

Каждая СЭЗ должна быть сориентирована на конкретные экспортные и реэкспортные рынки сбыта. Это предполагает не только оптимальное общее количество свободных таможенных зон на территории Казахстана, но и их рациональное распределение по территории страны, способствующее максимально эффективной реализации национального экспортного потенциала.

Одним из важнейших элементов, формирующих инвестиционный климат СЭЗ, будет индивидуальный набор льгот и преференций. Поскольку каждая создаваемая зона имеет свои цели и задачи, специфические особенности, степень инвестиционной привлекательности, то и режим каждой зоны должен иметь во многом индивидуальный характер. При этом специфические льготы не только отражают приоритеты в развитии экспорта, но и являются привлекательными и конкурентными по сравнению с режимами  соседних стран.

Индивидуальный характер конкретной зоны закрепляется соответствующим положением по данной зоне с определением целей и задач, функциональной специализацией, специфики и объема льгот и преференций, особенностей правового режима.

Особые условия хозяйствования предъявляют на территории СТЗ высокие требования к методике государственного регулирования и к управлению. При этом главная роль принадлежит нормативной правовой базе СТЗ, ее быстрой адаптации к изменяющимся условиям.

Функционирование и развитие СЭЗ проходит в следующей последовательности. В начальный период создания СЭЗ действует преимущественно в режиме обычной беспошлинной торговли (зона свободной торговли, свободная таможенная зона). При этом режим таможенной экстерриториальности распространяется на все виды ввозимых товаров, а в основной льготный режим  — только на резидентов, производящих наукоемкую продукцию и услуги на экспорт. Все беспошлинные зоны отделены от экономического пространства страны таможенной границей.

Благодаря свободному таможенному режиму резко возрастают объемы реэкспортной торговли, СЭЗ становится крупным торговым центром. Кроме того, быстро развивается транспортный, гостиничный сервис, обширная выставочная деятельность, банковские, страховые и прочие виды услуг. Стимулирование экспорта услуг включает в действие механизмы сервисной зоны. СЭЗ формируется в смешанную функциональную структуру.

Согласно Положения, в этих СЭЗ будет происходить быстрое насыщение внутреннего зонального рынка импортными товарами и возникнет высокая конкуренция между продавцами. Доходы резидентов от реэкспорта будут снижаться. С этого периода акценты деловой активности будут постепенно смещаться в сторону собственного зонального экспорта, а заработанный на реэкспортной торговле капитал будет реинвестироваться в экспорто — ориентированные производства, где условия хозяйствования наиболее привлекательные.  «Полезным» резидентам СЭЗ предоставляется весь набор предусмотренных льгот и преференций; кредиты, земля, недвижимость. Это стимулирует  число таких резидентов в объеме зонального экспорта. На этом этапе зона постепенно начинает приобретать экспортно – производственные черты, помимо чисто торговых. На начальном этапе в качестве экспортной продукции СЭЗ  выступают импортные товары с улучшенными потребительскими свойствами. Конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и элементов производства.

Таким образом, в своем дальнейшем развитии функция безпошлинной торговли дополняется функцией собственного производства и экспорта товаров и услуг.

Цели дальнейшего расширения экспорта в СЭЗ и повышение конкурентоспособности  зональной продукции на внешних рынках потребует развития научно – технологической базы на основе совершенствования импортных и разработки собственных технологий. Это будет способствовать расширению научно – технологической  и инновационной деятельности на территории СЭЗ. В этой стадии развития зоны начинается интеграция науки с экспортно- ориентированным производством.  Возрастет спрос на интеллектуальные ресурсы. СЭЗ начинают приобретать определенные черты научно – технологических зон. Для эффективного функционирования СЭЗ весьма важно наличие научно – технологического и инновационного потенциала, при дефиците предусматривается стимулирование его притока из других регионов.

Необходимость финансового обеспечения эффективной деятельности СЭЗ на всех этих этапах развития требует создания нескольких общих  от общенациональной практики условий для деятельности финансовых институтов. В частности, выпуска в обращение зональных долговых обязательств, снижения или полного снятия ограничений на деятельность иностранных банков, страховых компаний и других финансовых операторов на территории СЭЗ в обмен на финансирование важнейших зональных проектов.

Сочетая в себе функции торгово – транзитных, экспортно – производственных, научно – технологических, банковских  специализируясь на экспорте наукоемкой продукции и услуг, СЭЗ приобретают комплексные черты.

При помощи СЭЗ представляется возможным решать актуальные для национальной экономики вопросы.  Основным недостатком СЭЗ, как показывают наши исследования, являются: высокая возможность роста правонарушений, связанных с либерализацией режима экономической деятельности, торговля наркотиками. Однако высокий профессионализм и компетентность при организации СЭЗ позволяет свести на нет влияние негативных факторов.

Правильный выбор места СЭЗ – залог успеха.

С учетом вышеизложенного считаю, что необходимо создание Семипалатинско – Курчатовской СЭЗ. Т.е. города Семипалатинск и Кызыл – орда плюс научно – технические ресурсы Курчатава и Байконыра.

Экспортная и реэкспортная специализация Семипалатинской СЭЗ будет направлена на рынки азиатской части России, Монголии, Китая, Японии, стран Южно – Восточной Азии, а также других стран СНГ.

 

Основные преимущества размещения СЭЗ в г. Семипалатинск.

 

Преимущества

Конкретное выражение преимуществ

1.Выгодное международное транспортно – географическое положение

Близость к рынкам России, Китая и Центральной Азии.

Нахождение в центре пересечения транзитных автомобильных и железных дорог, связывающих Россию, Китай и Центральную Азию, кратчайший транзит из Китая в Россию.

Туркестано – Сибирская железная дорога, связывающая два транзитных коридора – Трансибирскую и Трансазиатскую железнодорожные магистрали, проходят через г. Семипалатиск.

2.Наличие крупного научно – технологического патенциала.

Наличие крупного железнодорожного узла с развитой инфраструктурой.

Наличие Аэропорта, способного принимать тяжелые грузовые самолеты любого класса и инфраструктурно связанного с железнодорожным узлом.

Наличие речной транспортной инфраструктуры, способной обслуживать международные речные и смешанные перевозки.

Современная инфраструктура: построен  крупный подвесной мост через реку Иртыш и ветвь железной дороги Курчатов – Аксу, которая свяжет г. Семипалатинск с г.г Павлодар и Астана.

Наличие развитой транспортно – коммуникационной, энергетической, торгово – складской и прочей вспомогательной инфраструктуры.

Научно – технический патенциал исследовательской базы в г.г. Байконур и Курчатов для повышения конкурентоспособности и выпуска наукоемкой продукции и услуг легкой,  пищевой промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, транспортно – коммуникационного и энергетического комплекса, других отраслей экономики.

 

Данные таблицы дают наглядное представление о преимуществах развития СЭЗ в г. Семипалатинск. В то же время недостатки Семипалатинска ограничиваются пропускной способностью железной дороги, связывающей Транссибирскую и Трансазиатскую магистрали, из – за ее однопутности.

Кроме того железнодорожная связь между г. Семипалатинск и Усть – Каменогорск осуществляется через территорию соседней России.

В условиях дореволюционной рыночной экономики г. Семипалатинск, находился на пересечении транспортных путей, естественным образом развивался как центр международной транспортной торговли. Последние время экономика города и прилегающих к нему регионов получила четко выраженную ориентацию на обслуживание нужд оборонных отраслей промышленности. В условиях перехода к рыночной экономики односторонне направленное развитие дало серьезные сбой и привело к сильной социально – экономической деградации региона. В этой связи создания в г. Семипалатинске свободной экономической зоны  с использованием местных интеллектуальных ресурсов и научно —  технологического потенциала бывшего ядерного полигона позволит придать значительный импульс устойчивому социально – экономическому развитию не только региона, но и страны в целом.

Организованная СЭЗ г. Кызыл-Орда является наиболее подходящим для работы в свободной экономической зоне. Она ориентирована на рынке Центральной, Южной, Юго- Западной Азии, Европейской части СНГ, а также некоторых стран Восточной и Западной Европы. Преимущество г. Кызылорды в следующем:

  • Выгодное транспортно – географическое положение, определяемое:
    • центральным расположением на основанных международных автомобильных и железнодорожных транзитных магистралях, проходящих через Казахстан в направлении Север – Юг;
    • расположение в близи рынков Центральной Азии и Европейской части России;
    • крупным железнодорожным узлом соответствующей инфраструктурой;
    • аэропорт в г. Байконуре, способны обслуживать крупные  грузовые самолеты любого класса, а также выполнять  роль аэропорта «подсоска» в сверхдальних, воздушных перевозках по направлению Юго – Восточная Европа;

Высокий научно – производственный потенциал комплекса Байконыр, позволяющий привлекать его интеллектуальные  ресурсы, развивать технологическую базу, повышать наукоемкость и конкурентоспособность  выпускаемая на экспорт зональной продукции и услуг, как показывает практика г. Кызылорда имеет большой опыт работы в условиях свободной экономической зоны, что позволяет использовать имеющийся потенциал более эффективно.

К основным недостаткам г. Кызылорды можно отнести отсутствие железнодорожного сообщения на участке г. Кызылорда – г. Жесказган. Однако, данная дорога должна быть построена.

Кроме того, хорошими предпосылками для развития несырьевого экспортного производства обладают города Уральск, Тараз, Шымкент.

 Аналогичные доводы можно привести и по г. Актюбинску. Однако, несмотря на прекрасные транспортно – транзитные и экспортные предпосылки, создание СЭЗ в Актюбинске не представляется целесообразным. Она будет располагаться в одном транспортном коридоре с г. Кызылорда, инициировать бесперспективную межзональную конкуренцию, отвлекать значительные ресурсы, которые можно было бы использовать более эффективно.

Морские ворота страны – порт Актау – несомненно обладает определенными предпосылками в смысле реализации экспортно  – транспортного потенциала. Но его сегодняшние недостатки – отсутствие пресной воды и плохо развитая автодорожная инфраструктура Мангистауской области не способствует привлечению автомобильных грузопотоков и развитию смешанных перевозок через Актауский морской порт.

Хорошими потенциалами обладают города Петропавловск и Уральск. Однако создание в этих городах СЭЗ одновременно с г. Семипалатинской и Кызылординской СЭЗ также нецелесообразно по причине межзональной конкуренции и распыления ограниченных ресурсов.

СЭЗ города Астана создана в целях ускоренного развития города Астана путем привлечения инвестиции и использования современных методов хозяйствования, передовых технологии, активизации предпринимательской деятельности, создания высокоэффективных экспортно-ориентированных производств, освоение выпуска новых продукции, интенсификации научно – технического и торгово – экономического сотрудничества с  рубежными странами, создания современной производственной и социальной инфраструктуры.

Из-за недостижения поставленных целей  Указам Президента Республики Казахстан от 28 июля  2000 года за №421 «Об упразднении специальной экономической зоны города Астаны» досрочно упразднена специально экономическая зона г. Астаны.

С 1 января 2001 г.  таможенный режим «свободная таможенная зона» на территории г. Астаны не применяется.

Данное положение установлено требованиями самого таможенного режима. Одним из требований,  допускающих применение таможенного режима «свободная зона», в соответствии со статьей 71 Закона Республики Казахстан «О таможенном деле Республики Казахстан» является осуществление  самой территории  специальной экономической зоны и использования  иностранных товаров  в его территориальных границах.

Товары и транспортные средства, оформленные в таможенном режиме  «свободная таможенная зона»  (код им 71), являются условно выпущенными.

В соответствии со статьей 27 Закона республики Казахстан «О таможенном деле в Республики Казахстан» условно выпущенные товары  и транспортные средства в отношении которых  предоставляется выпуск без взимания    таможенных  платежей и налогов, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие  условия.

Таким образом, товары и транспортные средства, ранее заявленные в таможенном режиме «свободная таможенная зона», по истечению срока ликвидационных процедур (6 месяцев с момента ликвидации специальной экономической зоны)  подлежат переоформлению в иной таможенный режим (выпуск товаров для свободного обращения и д.р.) в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

 

 

 

 

заключение

 

Таким образом, мировая практика показывает, что создание СЭЗ – весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

В мировой практике создания СЭЗ почти нет успешных примеров функционирования зон, расположенных в районах, не имеющих развитой международной транспортной сети, но располагающих богатыми природными ресурсами, если еще и СЭЗ создаются на больших территориях. Большое значение имеют и размеры создаваемых СЭЗ, выбор их специализации. Попытки комплексного развития свободных зон в Китае, две из которых имеют площадь 100 кв.км., привели к резкому росту расходов на инфраструктурное обустройство.

Превращение СЭЗ фактически в центр транзитной торговли ведет к спекулятивному росту цен. Возможен также вариант, когда свободная зона станет стимулировать вывоз из страны сырья, хотя многие иностранные компании заинтересованы в основном во внутреннем рынке. Неподготовленное и неконтролируемое использование иностранными компаниями СЭЗ для проникновения на внутренний рынок ведет к варианту перехода к обработке импорта. Но главной проблемой Казахстана является удаленность созданных зон от «каналов» связи с мировым экономическим сообществом, что во многом затрудняет нормальное функционирование СЭЗ Казахстана.

Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, не располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи

Хотя на практике немногие страны придерживаются принципа свободной торговли, большая часть экономистов считает этот принцип наиболее предпочтительным. Их позиция базируется на трех основных аргументах. Первый — это рост выгоды от свободной торговли по формальной логике как обратное отражение анализа выигрышей и убытков от ее ограничений. Во-вторых, многие экономисты считают, что свободная торговля дает дополнительные выгоды, которые выходят за рамки формального анализа. И, наконец, с учетом трудности применения результатов сложного экономического анализа на практике даже те, кто не считает свободную торговлю наилучшей возможной политикой, полагают ее в любом случае хорошим выходом из положения.

Существуют достаточно логически обоснованные соображения в пользу отклонения от принципа свободной торговли. Один из аргументов, в принципе, конечно, верный, состоит в том, что страны могут добиться улучшения условий торговли посредством введения пошлин, взимаемых по оптимальной ставке, и посредством налогов на экспорт. На практике этот аргумент, впрочем, не очень важен. Малые страны не могут оказать большого влияния на цены своего экспорта и импорта, поэтому не могут использовать ни пошлины, ни другие подобные вещи. Для улучшения своих условий торговли большие страны, с другой стороны, могут оказывать влияние на условия торговли, но, вводя пошлины, рискуют создать угрозу срыва международных соглашений и вызвать сопротивление со стороны других государств.

 

 

Список используемой  литературы

 

  1. Сборник нормативных правовых актов Республики Казахстан по таможенному оформлению, Алматы,1999 год.
  2. Абрамова Ж. «Вопросы экономики», №10, 1991 г., «Возможности создания СЭЗ в Болгарии», С. 116.
  3. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон // Российский экономический журнал – 1995 — № 11, с. 34-44.
  4. Глуховский М. Свободные экономические зоны и занятости // Трудовой мир – 1998 — № 5, с. 26-28.
  5. Шреплер Х. Международные организации: Справочник. М.: Международные отношения, 1995
  6. Курс экономической теории / Под ред. Чепуриной М. Н., Киселевой Е.А., Киров,
  7. Муканов Е. Некоторые аспекты экономических проблем Казахстана и их решение. //Известия АН РК, 1997, №5, с. 62 — 70
  8. Темиргалиев Б.Б. Основы внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан. (издание 2-е, переработанное и дополненное) – Алматы, 2003 г.
  9. «Панорама», 1999-2000
  10. Известия АН СССР №1, 1989 г. «СЭЗ — мировой опыт и перспективы»
  11. Внешняя торговля. №10, 1990 г , СЭЗ в КНР», с 15
  12. Материалы конференции изданы под научным руководством проф. Байзакова С.Б. и Темиргалиева Б.Б., Алматы, 1997 г.

 

 

 

 

[1] Материалы конференции изданы под научным руководством проф. Байзакова С.Б. и Темиргалиева Б.Б., Алматы, 1997 г.