АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Понятие государственных расходов

Введение 

Понятие  государственных  расходов 

Сущность  государственных  расходов,  их  состав

Классификация  государственных расходов

Финансирование экономики  

Заключение

Список  использованной  литературы 

                                        СОдержание                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся па затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транс­порт и связь, торговлю, снабжение и заготовки, в непроиз­водственной сфере подразделяются на затраты на образо­вание, пауку, здравоохранение, организацию досуга и отдыха и деятельность в сфере культуры, социальное страхование и социальное обеспечение,  на оборону, управление.

Государственные расходы представляют собой денежные расходы, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распреде­лением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенство­вания общественного производства, удовлетворения разно­образных потребностей общества.

Понятие «расходы» имеет двойной смысл.

  1. Использование денежных доходов по их целевому назначению, то есть непосредственную трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расхо­дов включаются расходы предприятий и организаций про­изводственной и непроизводственной сферы, населения,
    осуществляемые за счет конечных доходов, а валовой об­щественный продукт распадается на три фонда: фонд воз­мещения, фонд накопления, фонд потребления.
  2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного ха­рактера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распреде­лении фондов предприятии по их целевому назначению;
    денежные расходы служат основой формирования конеч­ных доходов всех субъектов хозяйствования.

Эти два аспекта отражают противоречивость и слож­ность понятия «расходы» при его трансформации в поня­тие «затраты»: если «расходы» предполагают окончатель­ную трату, потребление (в противоположность «доходу»),  то «затраты» означают издержки «взачет»  наперед, в ожи­дании будущих дохода или прибыли.

В состав государственных расходов входя  расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, расходы государственных предприятий и организа­ции, учреждении производственной  к непроизводственной  сфер.

 

  Понятие  государственных  расходов.

 

   Сущность государственных расходов, их состав

 

Организация государственных расходов достигается по­средством их прогнозирования, а также установления стро­гого порядка их финансирования и использования средств. Поэтому одним из принципов организации государственных расходов является плановость. Государство участвует в распределении и перераспределении валового обществен­ного продукта и национального дохода между производ­ственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими районами в целях сбалансированного раз­вития национального хозяйства и повышения социального уровня жизни парода. Основным методом планирования государственных расходов является балансовый метод.

Целевой характер финансирования государственных рас­ходов предполагает использование государственных средств на строго определенные мероприятия. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отрас­лей народного хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь па развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и решение важнейших социальных проблем.

Безвозвратный характер финансирования государствен­ных расходов не требует непосредственного возмещения предоставленных ресурсов                   (отличие от кредитного ме­тода). Предоставление финансовых ресурсов согласно дан­ному принципу в последнее время совмещается с таковым  на  основе кредитных методов финансирования как из государственного бюджета, так и внебюджетных фон­дов (например, через Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства); это повысит эффектив­ность используемых финансовых ресурсов.

Финансирование в меру выполнения планов и прогнозов развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателен и осуществлении мероприятий в соответствии с прогноза­ми экономического и социального развития.

Соблюдение режима экономии в использовании ресур­сов — важный принцип организации государственных рас­ходов, направленный па мобилизацию внутренних резе­рвов и усиление контроля за расходованием государст­венных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.

Необходимым принципом организации государствен­ных расходов является оптимальное сочетание бюджетных, кредитных и собственных источников их покрытия.

Совокупность всех видов расходов по направлениям и целевому назначению образует систему государственных расходов. Государственные расходы в подавляющей своей части производятся за счет чистого дохода общества,  централизуемого в бюджете государства или находящего­ся в распоряжении государственных предприятий. Они могут возмещаться также суммами амортизации, включае­мой в себестоимость продукции, которые направляются на капитальные вложения, предусматриваемые для уве­личения производственных фондов государственного хо­зяйства. Часть государственных расходов покрывается за счет средств населения в виде налоговых платежей, поступ­лений от займов и пр. Для финансирования государствен­ных расходов привлекаются долгосрочные кредиты банков в целях увеличения и технического совершенствования основных производственных фондов и погашаемые в пос­ледующем из прибыли и других доходов предприятий.

Государственные резервы — создаваемые государством запасы важнейших видов сырья, материалов, топлива, не­которых видов машин и оборудования, зерна, продоволь­ственных товаров, продукции, предназначенной для чрез­вычайных нужд. Государственные резервы составляют осо­бый централизованный натуральный фонд государства, по­стоянно восстанавливаемый и пополняемый; расходова­ние государственных резервов допускается в исключитель­ных случаях и только по особым постановлениям и реше­ниям правительства. Государственные резервы образуют­ся за счет средств государственного бюджета.

Прирост оборотных средств финансируется за счет соб­ственных или приравненных к ним средств предприятии. При их недостатке выделяются бюджетные средства, в основном для новых предприятий, или предоставляется кредит с последующим его погашением. Кроме того, па покрытие недостатка собственных оборотных средств на­правляются средства целевого финансирования.

Расходы на формирование специальных целевых фондов включают вложения денежных средств в создание как го­сударственных внебюджетных фондов экономического назначения так и фондов специального целевого назначения, образуемых государственными пред­приятиями и организациями, их вышестоящими звенья­ми па отраслевом, межотраслевом, региональном уровнях  (фонды производственного, технического развития, со­вместные или долевые фонды по созданию объектов ин­фраструктуры, для доступа к необходимым ресурсам, их использования и т. д.).

 

 

    Классификация  государственных расходов

 

Отдельные виды государственных расходов неоднород­ны по экономическому содержанию и значению. Этим обусловливаются различия в источниках, формах и мето­дах финансирования государственных потребностей.

Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материаль­ного производства и создания национального дохода. В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

расходы в непроизводственной сфере деятельности;

расходы на создание государственных резервов.

Первая группа расходов обусловлена хозяйственной деятельностью государства и связана с созданием нацио­нального дохода.

Вторая группа государственных расходов связана с по­треблением национального дохода для удовлетворения общественных потребностей общества. Средства, расхо­дуемые на непроизводственную сферу, направляются прежде всего на содержание учреждений образования и здравоохранения, развитие пауки и культуры, жилищное и культурно-бытовое строительство, социальное страхо­вание работников, а также на социальное обеспечение всех членов общества. Государство также затрачивает средства на оборону, содержание государственного аппарата и дру­гие мероприятия, связанные с деятельностью государст­венных органов.

Государственные расходы третьей группы — на созда­ние и пополнение государственных резервов — предна­значаются для удовлетворения потребностей как производственной, так и непроизводственной сфер при чрезвы­чайных обстоятельствах, например, при стихийных бедст­виях, для возмещения потерь и обеспечения бесперебой­ности снабжения предприятий, учреждении, организаций и населения товарами и продуктами. Создание таких ре­зервов в децентрализованном порядке (отдельно у каждо­го предприятия и организации) было бы нерациональным. Централизованный порядок их образования позволяет относительно снизить их необходимые размеры и наибо­лее эффективно использовать эти резервы.

По предметному (целевому) признаку государственные расходы делятся па расходы па экономику, социально-куль­турные мероприятия, науку, оборону и управление. Помимо сумм расходов по отдельным направлениям в расходную часть включаются резервы денежных средств, предназна­ченные для финансирования неотложных нужд, которые не могли быть предусмотрены заранее. Поэтому в финан­совых планах и бюджетах образуются резервные фонды.

По территориальному признаку государственные расхо­ды делятся по экономическим регионам. Такая классифи­кация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

Государственные расходы должны обеспечить наибо­лее полное удовлетворение государственных потребнос­тей при максимально эффективном использовании средств. В связи с этим существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемые особенностями хозяйствования:

  • финансирование хозрасчетных предприятий и организаций;
  • сметно-бюджетное финансирование.

Как способ применяется эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег и обращение и кредитной эмиссии (безналичной).

 

   Финансирование экономики

 

Расходы па развитие экономики представляют собой денежные средства, направляемые па создание условий для постоянного роста объемов производства и повышения его эффективности. К ним относятся затраты на капитальные  вложения, ремонт основных фондов, прирост обо­ротных средств, создание материальных резервов, операци­онные расходы, образование специальных фондов и фондов целевого финансирования.

Финансирование капитальных вложений производится за счет собственных средств предприятий и организа­ций, долгосрочных кредитов банков, сбережений населе­ния (на жилищное строительство), ассигнований из бюд­жета. Доля собственных средств предприятий возрастает. эти хозрасчетные средства предназначены на техническое перевооружение и реконструкцию, и предприятия несут полную ответственность за расширенное воспроизводст­во. В этом главный аспект перестройки инвестиционной политики. А бюджетные средства в основном использу­ются для финансирования крупных производственных строек, имеющих народнохозяйственное значение, а так­же строительства объектов социальной инфраструктуры.

Расходы на ремонт производятся за счет специального фонда ремонта основных фондов, создаваемого по нормативам затрат па ремонт основных фондов с включением затрат в себесто­имость продукции, работ и услуг предприятий и органи­заций.

Расходы на создание резервов являются необходимым ус­ловием обеспечения непрерывного кругооборота средств и всего процесса расширенного воспроизводства, соблю­дения народнохозяйственных пропорций, возмещения по­терь от стихийных бедствий. Финансовые резервы дают возможность маневрировать денежными ресурсами, уст­ранять временные финансовые затруднения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности у предприятий. Резервные фонды создаются па разных уровнях хозяйст­вования.

К операционным расходам относятся расходы па содер­жание специализированных организаций, в функции ко­торых входит проведение мероприятии общегосударствен­ного характера, а также затраты предприятий, хозяйствен­ных организаций, непосредственно не связанные с рас­ширением производства или включаемые в себестоимость продукции. В сельском хозяйстве к операционным расхо­дам относятся расходы учреждений и организаций, осуществляющих: ветеринарное обслуживание сельскохозяй­ственных предприятий и населения; органов государст­венной службы защиты и карантина растений; государст­венных племенных рассадников и семенных инспекций;  известкование и гипсование почв; мелиоратив­ные работы. Операционные расходы в сельском хозяйстве финансируются из государственного бюджета, за счет соб­ственных средств хозяйств (к которым относятся средст­ва, поступающие от сельскохозяйственных предприятий за выполненные работы).

Расходы на формирование специальных целевых фондов включают вложения денежных средств в создание как го­сударственных внебюджетных фондов экономического назначения  так и фондов специального целевого назначения, образуемых государственными пред­приятиями и организациями, их вышестоящими звенья­ми па отраслевом, межотраслевом, региональном уровнях  (фонды производственного, технического развития, со­вместные или долевые фонды по созданию объектов ин­фраструктуры, для доступа к необходимым ресурсам, их использования и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Роль государственных расходов определяется тем  что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально-куль­турные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктур­ных предприятий и организаций удовлетворяют общие потребности населения в дополнение к обеспечению ры­ночными товарами и услугами со стороны как государст­венного, так и рыночного секторов экономики.

Государственные расходы покрываются за счет займов — внутренних и внешних.

Главное место в расходах па экономику занимают ка­питальные вложения — совокупность затрат материаль­ных, трудовых и денежных ресурсов, направляемых на рас­ширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Понятие «капитальные вложения   следует отличать от понятия «инвестиции, представляю­щие любое вложение капитала с целью получения дохо­да. В состав капитальных вложений включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение обору­дования, инструмента, инвентаря, прочие капитальные ра­боты и затраты (проектно-изыскательские, геологоразве­дочные и буровые работы, затрать  по отводу земельных участков и переселению и т. д.)  затраты па подготовку кадров для вновь строящихся предприятий. Различают воспроизводственную структуру капитальных вложений, включающую: новое строительство, расширение, рекон­струкцию, техническое перевооружение.

Положение государственных расходов среди других категорий определяется значением государственной соб­ственности и ролью государства в современных условиях. Государство является собственником средств производст­ва, выступает организатором производственного процес­са, участвует в создании и распределении валового обще­ственного продукта и в соответствии со своими функция­ми и задачами через систему государственных расходов удовлетворяет значительную часть общественных потреб­ностей. Хотя доля государственного сектора в экономике республики за период реформирования резко снизилась, но даже с выполнением программы разгосударствления и приватизации эта доля останется в пределах 30-40%, что соответствует развитым рыночным отношениям. Поэтому категория «государственные расходы» отражает устойчи­вые экономические отношения и сохранит свое значение в перспективе.

Органы финансовой службы и военных округах и во­инских частях, учебных заведениях и других организаци­ях осуществляют контроль за расходованием денежных средств на содержание армии.

Финорганы проводят контроль за правильностью и эффективностью расходования средств па управление.

 

 

Список  использованной  литературы

 

 

  1. Финансы Под редакцией профессора В.М. Родионовой
  2. Москва, “Финансы и статистика”, 1995 г.
  3. И.Т. Балабанов Основы финансового менеджмента Как управлять         капиталом?  Москва, “Финансы и статистика”, 1995 г.
  4. «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения»

       под редакцией Л.Н. Красавиной, Москва, 1994 г.

  1. «Финансово-кредитный словарь», т.3, Москва, 1994 г.