ПЛАН
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Политика – это для нас ….………………………………….…4
Глава 2.Основные проблемы психологии женщин в политике и пути их преодоления……………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………..15
Введение
Актуальность рассматриваемой мною темы «Женщина и Политика» исходит из того, какое участие примут в нем женщины, будет исходить выполнение этой программы.
Деловая женщина Казахстана – явление одновременно привычное и новое.
Объектом исследования данной работы является предпринимательская деятельность.
Предметом исследования данной работы является основные характеристики женщины – предпринимателя как социально – психологического явления.
Анализ психологии женщины — предпринимателя свидетельствует, что определяющим качеством бизнес-леди является осмотрительность. Основными критериями к продвижению служит жизненный опыт и хорошее знание конкретного производства.
Критерием профессиональной компетенции является тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Характером поведения в бизнесе женщин – предпринимателей являются личные контакты.
Женщина – принимает решения медленно, взвешено. Ритм работы неторопливый, последовательный. Разрешение деловых конфликтов ведет путем личных взаимоотношений, основной целью ставит – выработку взаимного согласия.
Глава 1. политика — это для нас
«Политика — это для нас!». Именно так охарактеризовала свою деятельность, недавно вернувшаяся из Женевы с первого международного форума женщин – политиков, проведенного Европейской экономической комиссией ООН, делегация казахстанских – леди. Вот что говорят о личности — женщин, руководитель делегации, вице – президент Конгресса Предпринимателей Казахстана Саида Искакова, директор Алматинского завода изделий бытовой химии Нэлля Сальменова, директор компании по производству медицинских изделий «Жулдуз Кенан» Баглан Бакулова.
«Мы взяли на форум флаг Казахстана, карту нашей страны и оказались единственной делегацией, которая привезла с собой атрибуты государства. Был оформлен стенд «10 лет на рынке Казахстана», мини — выставка наших товаров. Из 48 стран участниц на форуме мы были в числе первых», — говорит одна из участниц форума[1].
Это высказывание говорит о том, что казахстанские бизнес – леди предприимчивые, и даже на международном форуме они были лидерами, причем единственными, кто привез атрибуты своей страны.
«Интерес к казахстанской делегации «подогревался» еще и тем обстоятельством, что в мире восприятие « восточной» женщины остается традиционным: это, мол, безмолвная «тень» своего мужа в непременной парандже».
«Действительно, они, на нас глядя, тоже удивлялись. 22 женщины было в нашей делегации и каждая – лидер, личность. Делая доклад, я сразу объяснила, что Казахстан испокон веков отличается от Центральной Азии тем, что казашки никогда не носили паранджу, здесь всегда почитали женщину – мать, считались с ее мнением. Поэтому к женскому предпринимательству у нас легче было
прижиться».
Данные изречения говорят о том, что на международном форуме бизнес – леди Казахстана были приняты по – достоинству, как личности, как лидеры.
«Мы не стали выносить на всеобщее обсуждение свои внутренние проблемы – они у нас есть, и там их не решить. Признаться, мы внимательно присматривались к бизнес — леди из других стран, старались найти у них определенные личностные качества. Да, у них больше опыта, они более уверены в себе, но зато мы дипломатичнее, тоньше, выносливее».
Баглан Баккулова: «Я занимаюсь бизнесом в области медицины, и меня очень интересует вопрос качества производимой малыми предприятиями продукции. У нас во главу угла становится ценовая политика, а качество практически не контролируется. В результате чего в республике очень много контрабандных лекарств. И как бы мы, отечественные производители, не
« бились» на тендерах, мы проигрываем, потому что цены контрабандного товара оказываются ниже, чем у производителей. Недавно этот вопрос обсуждался на коллегии Министерства здравоохранения, но и даже там, «наверху», я чувствую лоббирование этих закупок. За все время мы не получили на свою продукцию государственного заказа».
Саида Искакова: «Вообще, на форуме в Женеве мы узнали много полезного в области женского предпринимательства, что может существенно помочь развитию женского бизнеса в Казахстане. В нашей стране сейчас усиливается женское движение, растет число предприятий, возглавляемых женщинами – предпринимателями, и благодаря таким мероприятиям, как международный форум Казахстана, в котором участвовало много наших подруг по бизнесу, женский бизнес станет все ощутимее, принесет много пользы экономике и всей стране».
Все вопросы и ответы участниц форума свидетельствуют об определенных проблемах на государственном уровне в сфере становления личности женщины — предпринимателя.
Одной из ведущих характерных черт современной казахстанской бизнес — леди на основе того, какие она ставит вопросы и как себя представляет, является:
- яркая личность (ее знают за рубежом, представлена в высших государственных органах);
- она женственна и не холодна, интеллектуально и физически активна (из данных интервью следует, что она взаимодействует с другими представителями женского бизнеса из ряда стран, после взаимодействия поступают предложения по совместному ведению бизнеса);
- решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроение других, ей несвойственна мелочная опека подчиненных (согласно данным интервью, принимает решения самостоятельно, без вмешательства государственных органов, не получает какой — либо поддержки со стороны правительства);
- она готова рисковать, целеустремленная, уверена в себе;
- умеет оперативно переключаться с одной социальной роли (руководитель, деловая женщина) на другую (жена, мать, дочь);
- уверена в понимании, поддержке и помощи со стороны мужа и детей.
Одним немаловажным условием, а может быть и главным условием, является проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижении жизненных целей, которая может быть решена только совместными усилиями с мужчинами. Женщина – лидер зачастую демонстративно игнорирует и даже противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно оберегая свою территорию от соперника противоположного пола, тем более что ранее она принадлежала ему. Это заранее бесперспективный ход, путем которого женщина – лидер лишает себя «опыта предыдущего поколения», что не верно по сути.
Помимо исследования психологии женщины – предпринимателя, на основании данного интервью, были определены социальные группы женщин – предпринимателей.
Социальный успех, устойчивость феномена «женский бизнес» в немалой степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства: является ли это делом их жизни или носит случайный, а то и вынужденный характер.
Как удалось установить, женщины -предприниматели делятся на три группы:
- Убежденные бизнес – леди. Мотивация их выбора – внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Они пришли в бизнес по доброй воли и с самыми серьезными намерениями (треть обследуемой совокупности).
- Второй и самый многочисленный тип, вобравший половину бизнес – леди, объединил предпринимателей «по – случаю». Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр.).
- Третий тип – предприниматели по – неволе. Он объединил женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа – 1/5 от всех обследуемых. Мотивация их выбора – реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств жизни, невыплата заработной платы, а также давление извне.
При исследовании психологии женщин – предпринимателей установлены социальные ожидания женщин, идущих в бизнес.
На первый план выходят ожидания, связанные с самоактуализацией: стремление к независимости и самостоятельности в работе (2/3 обследуемых), желание раскрыть свои профессиональные способности и возможности (1/4 обследуемых), попробовать себя в новом деле (1/4). Экономический интерес, как оказалось, выражен заметно слабее. На него указали свыше трети женщин. При этом половина этой трети назвала обеспеченную богатую жизнь, другая – отсутствие хоть каких – то средств существования, экономическую нужду. Заметна роль престижных стимулов прихода в бизнес: элитный круг общества, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера. Именно это влечет каждую третью женщину в сферу бизнеса. Согласно имеющимся данным, лишь каждая 6 – я бизнес – леди пришла в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств. В связи с этим невольно возникает гипотеза о том, что терпящие экономический крах, безработные, обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес – леди.
Социальные ожидания, связанные с приходом в бизнес, полностью оправдались к моменту опроса у каждой второй женщины, у каждой третьей – лишь частично, и совсем мала доля тех, кто вовсе не достиг своих целей.
Бизнес-леди к новой социальной и профессиональной роли, несмотря на резкий, радикальный характер реформ, по собственной оценке, оказались готовы, находясь уже на самом начальном этапе новой своей деятельности (в полной неподготовленности призналась лишь одна бизнес – леди). Каждая вторая отметила свою высокую готовность к этому роду деятельности.
Ранее, до своей предпринимательской деятельности, более половины (14чел.) были рядовыми специалистами с высшим и средне — специальным образованием, и только свыше трети занимали руководящие посты (директор, начальник, управляющий, главный специалист). Как видно, организаторские способности и активность « рядовых исполнительниц» не были по достоинству оценены на прежнем месте работы[2].
В ходе повышения квалификации женщина — предприниматель стремится к более глубокому освоению, как правило, одной профессии. Кроме того, многие теоретики менеджмента отмечают, что профессиональное обучение с годами становится более теоретическим, информационным.
Женщина – предприниматель – это не только специалист сегодняшнего дня. Исходя из психологии женщины, с ее стремлением к новизне (но без риска) и на основании постоянного обучения и изучения общих тенденций развития мировой экономики, женщины-предприниматели все больше стараются расширять бизнес в сфере информационных технологий, так как электронные технологии, вызвавшие информационную революцию, существенно меняют представление о бизнесе и о жизни вообще.
Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой. Информационный бизнес, с одной стороны, входит в инфраструктуру всей системы предпринимательской деятельности, наряду с банками, биржами, аудиторскими конторами и т.д., а с другой стороны, — является самостоятельной сферой бизнеса.
Проблема женского предпринимательства продолжает оставаться актуальной для Казахстана, где женщина, несмотря на семидесятилетний период утверждения равноправия мужчины и женщины, остается в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры.
Женщиной освоены многие сферы проявления профессиональной активности, но именно бизнес с его динамикой способен в кротчайшие сроки обнаружить способность или неспособность руководителя вести организацию к успеху, а это означает, что переход женщины в бизнес проявит деловой потенциал и вселит уверенность, и тем самым поможет преодолеть устаревшие представления. Женщинам необходимо попробовать свои силы в малоизвестной сфере.
Заметно, что среди истинных лидеров нет дураков. Интеллект для них обязателен. « Они могут быть даже необразованны с точки зрения абстрактного интеллекта, но умение управлять людьми или социальный интеллект им присущ непременно. Интеллектуальная независимость — вот что, отличает настоящего лидера. Кроме того, он эмоционально стабилен. На языке психологов это ценное качество называется «инфарктоустойчивостью» — отсутствием страха и тревоги. Невротизм лидеру противопоказан».
В ходе своей деятельности женщина – предприниматель работает в обществе. Взаимоотношения с обществом, с государством налагают определенный отпечаток на ее психологию.
Так большинство женщин — предпринимателей полагают, что не могут развернуться в бизнесе, таким образом, как хотелось бы. « Сделать в состоянии многое, но условий для осуществления замыслов нет». Остальная часть женщин – предпринимателей относится к той группе лиц, кто всегда, или почти всегда осуществляет задуманное. Большая часть бизнес – леди с оптимизмом смотрит в будущее, планирует в ближайшие годы расширить свое дело. Другие намерены либо остаться в неизменном состоянии, либо закрыть свое старое дело и открыть новое, либо вовсе отказаться от предпринимательской деятельности.
Основными причинами на эти проблемы или направления являются препятствия или помехи в бизнесе, либо их отсутствие. На это влияет как окружающая атмосфера, так и общественное отношение к данному направлению в экономике страны.
На первом месте в структуре помех по силе негативного влияния стоит, по мнению бизнес – леди, обстановка в стране, на втором – статусные характеристики, на третьем – социально – психологические.
В числе негативных социально – экономических факторов доминирует экономическая нестабильность в стране, отсутствие поддержки со стороны государства, отсутствие необходимых гарантий со стороны государства, противоречивость законодательства о предпринимательстве. В числе социально – психологических помех наиболее часто называется законопослушность, недостаток бойцовых качеств, жесткости, слабый интерес к полученной прибыли.
Большая часть бизнес – леди ощущает неравенство своих возможностей для достижения успеха в сфере предпринимательства по сравнению с мужчинами в сходных условиях. Лишь треть полагает, что у мужчин и женщин равные шансы для достижения своих целей. Это неравенство обусловлено, главным образом, существующими в обществе стереотипами. Во – первых, двойной нагрузкой женщины: дом и работа («женщина ко всему еще и мать, и жена»). На вопрос о том, встречаются ли женщины в своей предпринимательской деятельности с дискриминацией по полу, женщины разделились на две равные части. Не обнаружилось единства и в вопросе о том, должна ли у нас в стране быть разработана специальная социальная программа.
Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес – леди противоречиво. Государственные органы далеко не всегда выступают защитником и опорой. Только пятая часть бизнес – леди встречает с их стороны больше поддержку, чем противодействие своей деятельности. Такая же часть — лишь одно противодействие в работе, либо чаще противодействие, чем поддержку. Чуть меньше половины опрошенных не встречают ни помощи, ни противодействия. В числе трудностей во взаимоотношениях с государственными органами управления доминируют упоминания неоднозначности толкования законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, принятие законов задним числом, бюрократизм, неоперативность, затягивание дел, низкий профессионализм, неопределенность функций государственных чиновников и требований к предпринимателям с их стороны, и, наконец, коррупция и взяточничество.
Далеко не во всем гладко складываются отношения и с партнерами по бизнесу. «Выбор партнера – сама по себе трудность, и весьма значительная». Ненадежность, нарушение договорных обязательств – наиболее частый изъян в партнере, на него указывает основная масса опрошенных предпринимателей – женщин. Второй крупный недостаток партнера – отсутствие или недостаток профессионализма, третий – нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману.
Гораздо мягче складываются отношения с конкурентами. Почти у половины опрошенных вообще нет никаких проблем с конкурентами. Более того, присутствует желание наладить партнерские отношения с ними, работать в контакте. Отсутствие жесткой конкурентной борьбы свидетельствует о разреженности рынка, где работают опрошенные бизнес — леди. В то же время, четвертая часть опрошенных указала на дезинформацию, обман, нечистоплотность своих конкурентов.
Подчиненные также далеко не всегда удовлетворяют требования бизнес – леди. Лишь небольшая часть опрошенных не имеет трудностей в этой области. Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность – наиболее частые пороки подчиненных. « Не понимают, что это частная компания и заработная плата зависит от их труда», « привыкли получать заработную плату независимо от результатов», «необходим постоянный контроль: ленятся, халтурят».
При изучении женщин – лидеров выделялись личностные качества, способствующие и мешающие женскому бизнесу. Женщины – менеджеры при оценке достижений своих фирм не испытывали особого удовлетворения. «Лично для себя я достигла того, чего хотела»,- замечает одна из женщин – менеджеров. Относительно же компании – существует целый ряд объективных причин, почему мы многое не сделали вовремя. Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми, 75,0% женщин назвали излишнюю мягкость; желательным вектором изменений – формирование психологической дистанции с персоналом и изменение практики санкционирования.
Среди черт, мешающих бизнесу, женщины назвали невозможность перешагнуть через жалость, стремление сделать хорошо для всех. Обобщенная оценка приведенных качеств позволяет предположить, что основной фокус неудовлетворенности расположен в зоне повышенной эмоциональности, которая воспринимается как тормоз для общего дела. Но хотелось бы заметить, что именно повышенная эмоциональность обеспечивает женщинам – менеджерам преимущества, которые они не всегда осознают.
Черты, способствующие успеху в бизнесе женщин – менеджеров, в обобщенном виде можно представить следующим образом:
- умение налаживать контакты с людьми;
- любовь к людям;
- добросовестность и ответственность;
- умение доводить начатое дело;
- стремление все понять самой и научиться;
- интуиция;
- удачливость;
- хитрость.
Попытка оценить «преимущества женщин», достигших успехов в бизнесе, с позиции социально – психологического анализа путем наблюдения во время интервью, привели меня к выводу: «Успешная женщина – предприниматель умеет, прежде всего, продуктивно регулировать процесс перемен, необходимый для оптимальной организации ее деятельности, т. е. является « мастером перемен».
Это – не простое умение, формирование которого происходит постепенно и требует определенных качеств, лежащих в основании данного свойства. Преимущество женщин – предпринимателей складывается из личностных свойств, которые не всегда осознаются самими женщинами – предпринимателями. К этому числу можно отнести «калейдоскопное мышление», предрасположенность к лидерству, адекватность самооценки и склонность к воспитательному поведению. Феномен «калейдоскопного мышления» — это умение отойти от устоявшихся стереотипов, взглянуть на проблему под новым углом, используя всю собранную предварительную информацию. Подобное мышление отличается от «прицельного мышления» тем, что не застревает на каком – то одном аспекте проблемы и не концентрируется при любых условиях только на определенных способах решения проблемы.
Историческая склонность женщин к воспитательному поведению позволяет актуализировать потенциал тех работников в фирме, которые, на первый взгляд, не могут быть эффективными. Умение убедить людей, в том, что их усилия необходимы, как ничто другое, способно обеспечить «мотивационное включение» сотрудников и помочь им в овладении эффективными стратегиями. Эти характеристики личностного потенциала женщин – предпринимателей необходимо дополнить такой особенностью личностной структуры, как приоритет действия над анализом. У женщин – предпринимателей доминирует интуитивность. Доминирование интуитивных стратегий в бизнесе над рациональными и достижение успеха такими психологическими типами не случайно. А именно, интуиция позволяет формировать творческие линии поведения в деловой среде со многими неизвестными. Мотивы женского предпринимательства – деньги или самоутверждение?
Вывод, который можно сделать в результате глубинных интервью — «У современных женщин – «мотивация денег» не является доминирующей, она была необходимой составляющей мотивацией творчества и самореализации».
Также весьма существенно в мотивации представлены: « забота о тех, кто рядом», профессиональный рост, самоутверждение.
В любом случае, «материальный интерес» всегда соперничает с внутренней структурой, с личностными мотивами, и если побеждает, то в случае обострения страха за финансовое благополучие тех, кто рядом.
Длительные наблюдения за женщинами – предпринимателями, занявшими лидирующую позицию в бизнесе, дают основание предположить, что женская мотивация имеет подвижный характер.
Не следует, однако, создавать отдельные мифы, считая казахстанских женщин – предпринимателей носителями исключительно прогрессивных идей, «благодетелями» общества, поскольку подобное не может стать массовым явлением в современном Казахстане. И в то же время, нельзя отрицать, что она несет психологические черты, делающие более привлекательными наши представления о будущем Казахстана.
Глава 2.Основные проблемы психологии женщин в политике и пути их преодоления
Психологии женщин – предпринимателей и вопросу «Женщины и Бизнеса» особое внимание уделяет Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. Его позиция заключается во всемерном привлечении женщин в бизнес, создании им для этого благоприятных условий и недопущении ущемления и дискриминации.
Занятие женщин бизнесом как раз и порождает вопросы:
- Легко ли женщинам в бизнесе?
- Имеет ли женский бизнес свои особенности?
По результатам анкетирования, 78,1% опрощенных склоны считать, что занятие предпринимательством женщин ничем не отличается от мужского, причем так считают 66,7% женщин и 81,8% мужчин. 33,3% женщин, как более осведомленные о проблемах женского бизнеса, отметили, что последний имеет свои особенности, среди мужчин это отметили лишь 18,2% респондентов.
При исследовании проблем занятия женщинами предпринимательством ставился вопрос[3]:
- Легко ли заниматься женщинам бизнесом? Большая часть респондентов(41,6%) ответили, что труднее, чем мужчинам. Такого же мнения придерживаются большинство женщин (66,7%).
Вопрос: Легко ли заниматься бизнесом женщинам? |
Всего |
В том числе |
|
женщин |
Мужчин |
||
Легче, чем мужчинам |
15,2 |
2,2 |
20,2 |
Труднее, чем мужчинам |
46,1 |
66,7 |
38,5 |
Одинаково с мужчинами |
38,8 |
31,2 |
41,3 |
Как свидетельствуют данные таблицы, большинство мужчин считают, что занятие бизнесом одинаково как для женщин, так и для мужчин. Очевидно, они не до конца знакомы со всеми трудностями, которые приходится преодолевать бизнес-леди. И все же более трети мужчин, очевидно оценивая свое участие в бизнесе и осознавая, насколько это трудно даже для них, сильных мужчин, признают, что женщинам в бизнесе сложнее и труднее, чем мужчинам, следовательно, бизнес — действительно трудное занятие.
По мнению мужчин, труднее всего женщинам дается разрешение производственных проблем, на что указали 46,3% опрошенных мужчин. На втором месте мужчины отметили рэкет (27,2% респондентов), 18,1 % мужчин считают, что женщинам труднее всего решать финансовые проблемы, 9,1% считают, что это налоги, 2,1% — образование[4].
Вопрос: Какие проблемы женщинам труднее решать? |
Всего |
В том числе |
|
Женщин |
Мужчин |
||
Производственные |
42,8 |
41,5 |
43,6 |
Финансовые |
19,7 |
24,5 |
18,1 |
Рэкет |
25,4 |
21,7 |
27,2 |
Налоги |
9,9 |
10,4 |
9,1 |
Бизнес – образование |
2,3 |
1,9 |
2,1 |
По результатам анкетирования, большая часть респондентов решает вопросы по – деловому, назначая встречи в офисе, в официальной обстановке. На это указали 68,6% обследованных. Четвертая часть респондентов (24,2%) прибегают к решению своих вопросов в общественных местах (кафе, ресторан), 5,8% решают вопросы на нейтральной территории. К рэкету обращаются 1,4% респондентов. Разница арсеналов средств для решения своих проблем между предпринимателями мужчинами и женщинами приведена в таблице[5]:
Вопрос: Какими мерами Вы отдаете предпочтение для решения своих проблем? |
Всего |
В том числе |
|
Женщин |
Мужчин |
||
Деловая встреча в офисе |
68,6 |
68,7 |
68,2 |
Встреча в общественном месте (кафе, ресторан) |
24,2 |
28,3 |
23,0 |
Встреча на нейтральной территории |
5,8 |
3,0 |
6,9 |
Рэкет |
1,4 |
0 |
1,9 |
В ходе анкетирования женщинам самим было предложено высказаться и определить причины, препятствующие психологическим процессам, а затем, в свою очередь, предложить пути их преодоления.
Таким образом, как следует из результатов обследования, наболевших вопросов требующих решение в сфере малого предпринимательства, еще много, а малый бизнес нуждается в ощутимой поддержке, как со стороны государства, так со стороны местных органов власти. Об этом говорит тот факт, что четверть опрошенных руководителей малых предприятий (25,5%) затрудняется назвать перспективы своего дальнейшего развития.
Важнейшими задачами в деле содействия развития женского предпринимательства в республике, в целом, являются:
- формирование благоприятных условий для развития деловой активности женщин;
- обеспечение необходимых условий для ощутимого участия женщин – предпринимателей в социальном и экономическом развитии страны.
Заключение
Психология женщин – предпринимателей динамична и противоречива, в ней отражаются все проблемы социально – экономической и политической жизни в республике. Главной особенностью женского предпринимательства является то, что она полностью независима. История ХХ века свидетельствует об ограниченности тезиса «женщина – объект экономики». Женщины все активнее выступают в качестве ее субъекта, практически малоизученной общности.
Исходя из вышеизложенного следует, что психология деловой женщины во многом зависит от социально – экономических условий страны. В период кризиса общества и наличия таких проблем, как безработица среди женщин, отсутствие помощи со стороны государства привело к тому, что женщины, сами того не осознавая, стали заниматься вроде бы несвойственным им делом – бизнесом. Вместе с тем занятие бизнесом, у женщин – предпринимателей происходило и происходит, в отличие от мужчин, более стабильно, увереннее, об этом говорят показатели процентного соотношения женщин – предпринимателей, закрепившихся на рынке и предпринимателей – мужчин ушедших с легального бизнеса.
В период стабилизации экономики женщины – предприниматели идут в ногу со временем, внедряя в своем бизнесе информационные технологии. Бизнес женщин более стабилен, не подвержен стрессам, крахам.
Однако, в республике не обеспечены возможности для занятия женщин бизнесом со стороны государства. На сегодняшний день нет ни одной программы по развитию женского предпринимательства.
Полная социальная незащищенность женщины и ее семьи способствует ее заинтересованности в предпринимательстве. Вместе с тем, исходя из женской психологии, а именно удовлетворение личных потребностей, приводит к тому, что активность женщин – предпринимателей сводится только к прибыли сегодняшнего дня.
Это является свидетельством тому, что женщины – предприниматели не доверяют политическому строю, с опаской относятся к расширению своего бизнеса. На изменение психологии женщины – предпринимателя могут оказать влияние демократические процессы, образование Агентства по делам женщин, выступление на II Форуме женщин Президента РК Нурсултана Назарбаева.
Я считаю, что это станет тем катализатором, который поможет женщинам решить проблемы своего бизнеса.
Список использованной литературы
- I. Нормативно-правовая база
- Казахстан: за равные права и возможности // Первоначальный доклад Правительства РК о выполнении Конвенции ООН, о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Национальная комиссия по делам семьи и женщин. Астана, 2000. С. 60, 82.
- Справка о работе Комиссии по делам семьи и женщин при акиме Севера-Казахстанской области по активизации участия женщин в политической жизни региона. Представлена на заседании Национальной комиссии по делам семьи и женщин 7 сентября 2001 г.
- Мониторинг соблюдения политических прав женщин в РК. Отчет по результатам проекта, выполненного Республиканским движением «Женщины Казахстана» в рамках Женской программы Фонда Сорос-Казахстан. Алматы, 2001. С. 90-95.
- Реализация прав женщин в Казахстане. Материалы социологического исследования. Союз женщин интеллектуального труда. Алматы: Фонд «XXI век», 2001. С. 37.
- II. Книги. Статьи. Монографии
- Коллинз Р. Введение в неочевидную социологию. // Антология гендерной теории. М.: Пропилеи, 2000. С. 117.
- Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки по политэкономии пола // Антология гендерной теории. М.: Пропилеи, 2000. С. 109.
- Чадороу Н. Воспроизводство материнства // Антология гендерной теории. М.; Пропилеи, 2000. С. 68.Степанова Н. М. «Женщины в Парламенте: роскошь или необходимость». ОНС.1995. стр. 176-179.
- Шакирова С. «Феминизм как философская проблема» Алматы.1997. стр.48.
III. Справочники, статистические ежегодники
- Демографический ежегодник Казахстана. Агентство по статистике Республики Казахстан. Алматы — 2002., Стр. 54.
- Женщины и мужчины Казахстана: краткий статистический сборник / Под ред. А. Смаилова. Алматы, 2001.
- Статистический ежегодник Казахстана, 1997 – 2000. Алматы.
- Уровень политического риска в Казахстане. Алматы: ЦААПИ, 2000. С. 81.
[1] Мониторинг соблюдения политических прав женщин в РК. Отчет по результатам проекта, выполненного Республиканским движением «Женщины Казахстана» в рамках Женской программы Фонда Сорос-Казахстан. Алматы, 2001. С. 90-95.
[2] Щакирова С. «Феминизм как философская проблема» Алматы.1997. стр.48.
[3] Женщины и мужчины Казахстана: краткий статистический сборник / Под ред. А. Смаилова. Алматы, 2001. С. 102.
[4] Женщины и мужчины Казахстана: краткий статистический сборник / Под ред. А. Смаилова. Алматы, 2001. С. 103.
[5] Там же С. 104.