Тюргешский Каганат
Тюркский и Тюргешский каганаты (552-756 гг.) Эпоха великого переселения народов (II-V вв.) в значительной мереизменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. В V в. многочисленные группировки союза тюркоязычныхплемен теле (тирек) расселились в степной полосе от Северной Монголии доВосточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи. В VI в. земли Казахстана подпали под власть могущественной державы -Тюркского каганата, правители которого вышли из династийного рода ашина,племени тюрк. Формирование собственно-тюркского этноса в период,предшествующий образованию каганата, проходило поэтапно с III по сер. VI в.в районах Ганьсу, Восточного Туркестана и Алтая. Первое упоминание этнонима ‘тюрк’ встречается в китайских летописях иотносится к 542 г. Китайцы считали тюрков потомками сюнну (хунну). В 546г., благодаря присоединению на Алтае разгромленного большого войска племенителе в количестве 50 тыс. кибиток, тюрки заметно усилились. Весной 552 г.предводитель тюрков Бумын выступил против своих сюзеренов аваров (жуань-жуаней) и нанес им сокрушительное поражение. На развалинах этогогосударства они создали Тюркский каганат. Родоначальником этого этно-социального объединения явился Бумын-каган (ум. в 553 г.) В годы правленияего преемника Мукан-кагана (553-572) Тюркский каганат достиг политическогогосподства в Центральной Азии. Были покорены кидани в Маньчжурии, кыргы-зына Енисее, их данником стало северокитайское государство.Стремясь овладеть богатствами оседлых племен, тюрки двинулись в СреднююАзию. Здесь они встретились с эфталитами, владения которых простирались отКаспийского моря до Северной Индии и Восточного Туркестана. В 561-563 гг.тюрки заключили с Ираном антиэфталитский союз. В 564 г. шах Ирана ХосровАнуширван (531-579 гг.) отнял у эфталитов важную стратегическую областьТохаристан. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 587 г. подБухарой. Границей сфер политического влияния Ирана и Западнотюркскогокаганата была Амударья. После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами торгового Шелковогопути в страны Средиземноморья. Тюрки и находившиеся под их властью согдийцы были заинтересованы в прямыхторговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В 568 г. согдийскийкупец Маниах возглавил посольство тюркского кагана в Константинополь, гдебыло заключено торговое соглашение и военный договор против Ирана.
Персывсячески препятствовали установлению союза империи и каганата. Иранобязался выплачивать тюркам дань в размере 40 тыс. золотых ежегодно и непрепятствовать торговле. Тюркские войска были отведены за Амударью. Такойисход отразился на византийско-тюркском союзе. В 571 г. Истеми овладелСеверным Кавказом и вышел к Боспору (Керченскому проливу). Его сын Турксанфзахватил Керчь и вторгся в Крым (576 г.), но вскоре покинул полуостров.Междоусобная война и социальные противоречия ослабили каганат. ОкрепшийИран в 588 г. нанес под Гератом поражение тюркам. Византия к 590 г. вновьовладела Боспором. Период усобиц (582-593 гг.) в Тюркском каганате завершился в 603 г.выделением Западнотюркского каганата, занявшим территорию от оазисовВосточного Туркестана до Амударьи, Поволжья и вплоть до северокавказскихстепей. Западнотюркский каганат (603-704 гг.). Этнополитическим ядром каганатастали ‘десять племен’ (он ок будун), занимавшие древние усунские земли отгор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племен дулу,а к западу от нее — пять племен нушиби. Столицей стал город Суяб (окологорода Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ городаТуркестана). Вершины своего могущества каганат достиг во время правленияДжегуй-кагана (610-618 гг.) и его младшего брата Ток-джабгу-кагана (618-630гг.). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государствадо северо-западной Индии. Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого иполукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседло-земледельческоготипа хозяйствования. Город и степь были взаимонуждающимися ивзаимодополняющимися частями совокупного социально-политического организмав составе каганата. Население и тюркское и согдийское занималось торговлей,ремеслами, землепашеством и скотоводством. Первым лицом в каганате был каган — верховный владыка, правитель,военачальник, возможно, и собственник всех земель.Высшие титулы в каганате — ябгу, шад и эльтебер — принадлежали к каганскомуроду. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы. Основное населениекаганата состояло из свободных мелких общинников-скотоводов (карабудун).Племена в социальном плане делились на аристократические и вассальные.Подчинение всегда сопровождалось установлением даннических отношений. Однойиз целей набегов тюрков на соседние племена и народы был захват рабов. На завоеванных землях в основном сохранилось их социальное, экономическоеи государственное устройство, но наместники кагана тудуны, контролировалисбор податей и посылку дани в каганскую ставку. В Западнотюркском каганатешел процесс образования классов и сравнительно быстрого формированияраннефеодальных общественных отношений. Военно-политические ресурсы центральной власти Западно-тюркского каганатаоказались недостаточны для удержания народов и племен в повиновении. Вкаганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей,сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил. Шестнадцатилетняямежплеменная война и династийная междоусобица (640-657) привели к вторжениюв Семиречье войск Танской империи. Танские губернаторы пытались управлятьзападнотюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из каганскогорода. Однако не прекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и ихставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 г.политической гегемонии в Семиречье. Тюргешский каганат (704-756 гг.). Ко времени начала арабских завоеванийКазахстан и большая часть Средней Азии находились под властьюЗападнотюркского каганата. Первостепенное место в борьбе против арабовзанимали пришедшие к власти в Жетысу тюргеши, родоначальником династиикоторых был Уч-элик-каган (699-706). Он изгнал из Жетысу (Семиречья) Бори-шада и установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка.Главную ставку он учредил в городе Суябе на реке Чу. Вторая ставканаходилась в городе Кунгуте на р. Или. Уч-элик разделил страну на 20тутукств (уделов), по семь тысяч воинов в каждом. В 705 г. арабы от тактики набегов перешли к захвату областей к востоку отАмударьи — Мавераннахра. Наместник Хорасана Ку-тейба ибн Муслим, захвативБалх, в 706 г. двинулся на Пайкенд (близ Бухары). Тюргеши пришли на помощьсогдийцам. Объединенные силы тюрок и согдийцев нанесли серьезное поражениеарабским войскам. Лишь обманным путем Кутейбе ибн Муслиму удалось столкнутьсоюзников между собой и вырваться из окружения. В 709 г. Кутейба сноваотправился в Мавераннахр и достиг окрестностей Бухары. Тюрко-согдийскаякоалиция нанесла ощутимые удары арабскому войску. Снова, используя тактикуобмана, Кутейба вынудил согдийского царя Тархуна отказаться от помощитюрок, в результате чего арабские войска сумели занять Бухару.В Тюргешском каганате преемником Уч-элика стал его сын Сакал-каган (706-711гг.).
Внутри государства тюргешей не было единства. Внешнеполитическоеположение государства было сложным. Совместно с согдийцами на западе онивели упорную борьбу с арабами, на юге представляли большую опасность войскадинастии Тан, с востока угрожали центральноазиатские тюрки. Восточно-тюрский каган Капаган в битве при Болучу (в Джунгарии) в 711 г. разбилтюргешей. Восточнотюркские войска, двигаясь на запад, переправились черезСырдарью. В это время против арабского наместника восстали самаркандцы икаган центральноазиатских тюрков. Но подоспевший Кутейба спас арабскийгарнизон от полного разгрома. В 712-713 гг. против арабов выступилиобъединенные силы тюрков, согдийцев, шашцев и ферганцев. В ответ Кутейбасобрал большое войско и направил отряд в Фергану и Шаш. Большая частьпоселений Шаша была сожжена. Понимая, какую угрозу арабскому владычеству вМавераннахре представляет союз тюргешей со среднеазиатскими народами, онсовершает в 714 г. поход на Исфиджаб. Тюргешский каганат в течение нескольких лет находился в политическойдестабилизации, но с восшествием на престол Сулук-кагана (715-738 гг.),окреп. Военно-административная власть перешла к племенам ‘черных’ тюргешей,чья орда (ставка) была перенесена в Талас (Тараз). Искусному дипломату и блистательному полководцу Сулуку пришлось вестиборьбу на два фронта: на западе серьезную угрозу представляли арабы, навостоке Танский двор поддерживал претендентов из династии западнотюркскихкаганов, обосновавшихся в Восточном Туркестане. Дипломатическими (брачнымисвязями) и военными мерами Сулук предотвратил опасность с востока, чтопозволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 723 г. тюргешисовместно с карлуками Ферганы и жителями Шаша нанесли крупное поражениеарабам. Каган тюргешей Сулук действовал против арабов смело и решительно,за что получил у арабов прозвище Абу Музахим (Бодливый). Лишь в конце 732г. арабский наместник разбил тюргешей и вошел в Бухару. В 737 г. Сулукпредпринял поход против арабов и дошел до Тохаристана, но вслед за темпотерпел поражение. По возвращении в Суяб он был убит одним из своихполководцев, Бага-Тарханом. Гибель Сулука положила начало длительной борьбе за власть между ‘желтыми’и ‘черными’ тюргешами.В 746 г. в Жетысу с Алтая и Тарбагатая переселились карлуки. В междоусобнойборьбе, а также в жестокой длительной схватке с арабами тюргешские каганыпотеряли свое былое могущество, вследствие чего не могли оказать достойногосопротивления карлукам. Создавшейся обстановкой воспользовалась,проводившая активную политику в этом регионе Китайская империя. Еенаместники в Восточном Туркестане в 748 г. двинули свои войска на г. Суяб,захватили и разрушили его, был казнен владетель Шаша. Его сын обратился запомощью к арабам.
В 751 г. у города Атлаха около Тараза, развернулосьграндиозное сражение между аббасидским военачальником Зиядом ибн Салихом икитайским полководцем Гао Сяньчжи. Битва продолжалась пять дней. Врешительный момент в тылу китайцев восстали карлуки и перешли на сторонуарабов. Китайское войско было наголову разбито. Битва у Атлаха имелабольшое историческое значение в судьбах народов Жетысу и Мавераннахра.Танские войска оставили не только пределы Жетысу, но и Восточный Туркестанпод давлением уйгуров и тибетцев. Арабы тоже не смогли удержаться вТаласской долине и отступили в Шаш. Но междоусобицы окончательно подорвалиТюргешское государство и оно пало в 756 г. под натиском тюркоязычных племенкарлуков. Тюргешский каганат продолжил государственно-административные, военные исоциально-культурные традиции Западнотюрк-ского каганата и в сущностисоставлял последний период в его истории. На руинах Западнотюркскогокаганата кочевые и полукочевые тюркские племена образовали четыремогущественных государства. Помимо Хазарского каганата в Нижнем Поволжье ина Северном Кавказе, на территории Казахстана возникли три этно-социальныхобъединения: в среднем и нижнем течении Сырдарьи и Приаральских степяхразместилась Огузская держава, в регионе Северного, Восточного иЦентрального Казахстана с центром на среднем Иртыше возник Кимекскийкаганат, а наследниками исконных земель Западнотюркского .каганата — Жетысу(Семиречья) стали карлуки. 2. Карлукское государство (756-940 гг.) Первые сведения о карлуках известных под именем булак относятся к V в.Название ‘уч карлук’ (три племени карлуков) древнетюркские руническиепамятники распространяли на сильный союз кочевых племен, занимавшихтерриторию между Алтаем и Восточным побережьем озера Балхаш. В середине VIIв. в состав карлукского объединения входили три крупных племени — булак,чигиль (себек) и ташлык. Вожди карлукских племен носили титул эльтебер. В 742 г. политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трехплемен — карлуков, уйгуров и басмылов, сокрушивших власть восточных тюрков.На короткое время возвысились басмы-лы — их вождь стал каганом. Главакарлуков и предводитель уйгуров получили звание ябгу. Однако в 744 г.басмылы были разгромлены объединенными силами уйгуров и карлуков. ВЦентральной Азии возникло новое государство — уйгурский каганат (744-840).Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получилтитул правого (западного) ябгу. Стремление к самостоятельности привелокарлуков к тому, что они откололись от Уйгурского каганата. В середине VIII в. развернулась борьба за тюргешское наследство междукарлуками и огузами, чьи значительные группировки расселялись в областиИссык-Куля и Таласа. В результате этого противоборства основная частьогузов покинула пределы Жетысу и ушла к Сырдарье. В 766 г. в руки карлукского джабгу перешло все Жетысу с двумя ставкамитюргешских каганов — Таразом и Суябом. Под эгидой карлуков образовалосьраннефеодальное государство. Карлуки продолжали расширять границы. В766-775 гг. одна ветвь карлуков захватила Кашгарию, а в конце VIII в.другая их группировка распространила свое влияние на Фергану. На территории Жетысу сформировалось политическое объединение карлукскихплемен. Согласно арабским и персидским источникам, карлукское объединение вIX-Х вв. состояло из многочисленных родоплеменных групп. Так, арабский географ ал-Марвази (XII в.)отмечает в составе карлуков девять племен. В карлукскую конфедерацию вошликочевые и полукочевые тюркоязычные племена Жетысу и Южного Казахстана:тухси, чигили, азкиши, тюркеши, халаджи, чаруки, барсханы. Население,подвластное карлукам, не было этнически однородным, оно включало ираноя-зычных согдийцев, мигрантов из стран Ближнего Востока и Центральной Азии. В VIII-Х вв. в карлукском государстве шел интенсивный процесс тюркизацииоседло-земледельческие жителей. В VIII-Х вв. карлукские племена расселились на обширной территорииКазахстана — от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, обиталимежду озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах р. Или, Чу, Талас, в отрогахТянь-Шаня, в Исфиджабс-кой области вплоть до средневекового города Отрара.По данным арабского географа Ибн Хаукаля (X в.), ‘требовалось 30 дней пути,чтобы пройти земли карлуков с запада на восток’. Соперничество на востоке в конце VIII — начале IX в. карлуков с уйгурамизакончилось поражением карлуков и признанием верховной власти уйгурскогокагана в Монголии. На западе карлуки повели борьбу с арабскимизавоевателями Мавераннахра;активно поддерживали различные антиарабские выступления в начале IX в. В810 г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до г. Кулана (нынест. Луговая). В 812 г. они организовали поход на Отрар, где разбили войскакарлуков, вынудив их джабгу бежать в страну кимеков. С 20 гг. IX в. вМавераннахре стала править местная династия Саманидов, находившаяся вноминальной зависимости от арабского халифа в Багдаде. В 840 г. в центральноазиатских степях произошло важное событие:енисейские киргизы положили конец Уйгурскому каганату, вынудив уйгуровпереселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. Создавшейся ситуациейвоспользовался карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правительИсфиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть,приняв новый титул кагана. В том же году карлукскому кагану пришлось вестивойну против Саманидов. Наместник Самарканда, объявив священную войнуневерным тюркам, захватил Исфиджаб. В 893 г. саманид Исмаил ибн Ахмедпредпринял поход на Тараз. Карлукский каган Огулчак Кадыр-хан выдержалдлительную осаду, однако город пал, а население приняло ислам. Огулчакперенес свою ставку из Тараза в Кашгар и продолжал военные действия противСаманидов. Вместе с тем тюрки Семиречья не только сдерживали натискСаманидов, но и сами предпринимали походы на их государство. В 904 г.Мавераннахр подвергся вторжению большого тюркского войска, но вскоре онобыло вытеснено.Арабское господство коснулось лишь части территории Южного Казахстана,входившей в пределы Карлукского каганата. Города Фараб, Исфиджаб, Тараз,несмотря на все перипетии политической борьбы, оставались, как отмечаютраннесредневековые арабские источники, наиболее неспокойными для арабоввладениями. Арабское завоевание наложило печать на социально-экономическую,политическую и культурную жизнь подвластных халифату территорий, наэтнические и языковые процессы в ней. Государственное устройство карлуков характеризовал ось, наличием развитыхформ удельно-племенной системы, что не способствовало централизованнойформе правления. Власть карлукских джабгу была номинальной. Удельныеправители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить своиполусамостоятельные и фактически независимые владения. Племенная знать быланаделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в карлук-ском государстве отражаласпецифику их кочевого и полукочевого быта. Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство.Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы.Однако основную массу населения составляли рядовые общинники, которыенередко подпадали во внеэкономическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Рельефно выражалась не только строгая иерархическая системагосподствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своейсоциальной значимости роды и племена карлукской конфедерации.
Правящая знать кочевых племен владела не только пастбищами, угодьями, нои городскими центрами. Согласно ‘Худуд аль-алам’, в стране карлуковнасчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерки,Атлалиг, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тонг, Пенчуль и др. Столицакарлуков и многие их города находились на Великом шелковом пути, которыйимел большое значение для жителей юга Казахстана и Жетысу, не только какдипломатический и торговый тракт, но и как путь культурных и духовныхсвязей. Карлукский каганат однако не обладал прочными экономическими связями. Егораздирали усобицы, борьба за власть, за пастбища. В этих условиях реальнаяугроза Карлукскому каганату пришла со стороны Кашгара. В 940 г. ими былвзят Баласагун, и государство карлуков пало. 3. Огузское государство <IX — нач. XI вв.) В результате борьбы в середине VIII в. за тюргешское наследие с карлукамизначительная часть огузов покинула Жетысу (Семиречье) и ушла в предгорья идолину Чу. Здесь находилась их резиденция, называемая ‘Старая Гузия’. Вначале IX в. вожди огузов в союзе с карлуками и кимеками разгромили кангаро-печенежское объединение и захватили низовья Сырдарьи и степи Приаралья. Вконце IX в. в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладелимеждуречьем Урала и Волги. Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации иоформлению в IX-Х вв. огузского союза племен. В состав огузов вошел какдревний (в основном тюркизирован-ный) этнический компонент долины Сырдарьии арало-каспийских степей, индоевропейского и финно-угорскогопроисхождения, таки полукочевые и кочевые роды и племена Жетысу и Сибири:халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры, каи. Формированиеогузской этнической общности было сложным и длительным. Первоначально ядроогузской группирови формировалось в Жетысу, однако в процессе своегодвижения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого иполуоседлого населения территории Южного и Западного Казахстана. Огузы делились на ряд племен со множеством родовых подразделений. СогласноМахмуду Кашгари (XI в.), первоначально они состояли из 24 племен и делилисьна две фратрии: бузуков и учуков. Бузуки пользовались большимипривилегиями. В каждую из этих групп входило12 племен, делившихся, в своюочередь, на две равные части. Тесные контакты огузов с соседними тюркоя-зычными племенами и народностями — карлуками, печенегами, башкирами,кимеками, кыпчаками — способствовали все большему их сближению. В конце IX-начале XI вв. огузские племена обитали на обширной территорииот среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов былиразбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях СырдарьинскихКаратау, до пределов Исфиджа-ба. Наиболее компактно они жили в среднем инижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и Восточном Прикаспии. Границыогузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья.Огузы граничили с оседлыми землевладельческими областями, Хорезмом,Мавераннахром и Хорасаном. В Х в. степи, тянувшиеся на запад до Хазарии, атакже степи Северного Прикаспия, Центральные, Заунгузские, юго-восточныеКаракумы и Приаральские Кзылкумы назывались Огузской степью. Первые упоминания о государстве огузов появляются в арабоя-зычныхисторико-географических сочинениях IX — нач. Х вв. Одно из наиболее раннихизвестий о существовании у огузов своего государства содержится в сочиненииаль-Якуби (IX в.). Свидетельство арабского географа интересно не толькоупоминанием огузов, но и указанием на их войны с соседними тюркскимиплеменами: карлуками, тогузогузами, кимеками. Интересные сведения оплеменах огузов IX-Х вв. содержатся в географическом труде Ибн-аль-факиха(X в.), где сообщается, что огузы наряду с кимеками и тогузогузами являются’царями’ (малик) и больше других почитаются у тюрок. В Х в. столицей огузского государства стал город Янгикент, лежавший настыке важных караванных путей, ведших в Среднюю Азию, Восточную Европу иЦентральную Азию.
Главой огузского государства был верховный правитель,носивший титул ‘джабгу’. Огузские джагбу имели заместителей — кюль-эркинов.Власть верховных правителей передавалась по наследству. Выборы огузскихханов проводились на советах, которые являлись трансформированнымпережитком народных собраний эпохи военной демократии. Важную роль вдержаве джабгу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул’сюбаши’.В огузском государстве IX-Х вв. шел процесс разложения старых родоплеменныхинститутов, развивались патриархальнофеодальные отношения. В конце Х- нач.XI вв. в державе сырдарь-иискнх джабгу функционировала система регулярныхналоговых сборов, что указывало на складывание в нем стационарного аппаратауправления. В огузском обществе развивалась частная собственность, шел интенсивныйпроцесс выделения богатой знати. Основой имущественного неравенстваявлялась частная собственность на скот. Наряду с богатой аристократией былимассы рядовых общинников. бедняков, рабов. Главным хозяйственным занятиемогузов было экстенсивное скотоводство. Наряду с кочевниками имелись компактные группы полуоседлого и оседлогонаселения. Средневековые авторы Х-Х1 вв. в качестве городов и оседлыхпоселений отмечают Дженд, Сауран, Карнак, Сюткент, Фараб, Сыгнак и др.Кочевники, лишенные скота, переходили на оседлый образ жизни. Основным ихзанятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имелатесные контакты с земледельческими оазисами Мавераннахра, Хорезма иСемиречья. В степи и оседло-земледельческой зоне широкое распространениеполучила работорговля. В IX в. правители Хорасана ежегодно отправляли кодвору багдадских халифов две тысячи огузских рабов. В основе огузы былиязычниками, поклонялись шаманам. Вместе с тем в среду огузов постепеннопроникал ислам. Государство огузов играло важную роль в политической и военной историиЕвразии. В 965 г. в союзе с Киевской Русью они разгромили Хазарскийкаганат, восточные границы которого в середине Х в. достигали северо-восточного побережья Каспийского моря. В 985 г. огузский джабгу вместе срусскими князьями нанес крупное поражение Волжской Булгарии. Все этоспособствовало росту политической мощи огузской державы. На рубеже X-XI в. огузское государство испытало кризис вследствиевосстания среди огузских племен, недовольных хищническим сбором налогов.Согласно огузским историческим преданиям, эти восстания падают на правлениеАли-хана, который пришел к власти около середины или в начале второйполовины Х в. Недовольство фискальной политикой джабгу было использовановождями сельджуков, поселившихся близ Дженда еще в середине Х в.Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителейЯнгикента и захватили Дженд, но не надолго. Вскоре они были вынужденыоставить пределы Джендской области. В это время усилился Шахмалик, наследник Али-хана. При нем государствонастолько усилилось, что огузы в 1041 г. захватили Хорезм
Однако спустядва года Шахмалик, последний из известных джабгу огузов, попал в рукисельджуков и был казнен. Многолетние стычки и войны с сельджуками подточили объединение огузскихджабгу. Ослабленная глубокими внутренними противоречиями держава джабгуокончательно пала под ударами вождей кыпчакских племен. Значительная массаогузов под напором кыпчаков ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии.Другая часть огузов перешла под власть Караханидов Мавсраннахpa исельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпча-ками в середине XIв. огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-икыпчака. Огузские племена долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспияоставили заметный след в этнической истории казахов. 4. Кимекский каганат (IX — нач. XI вв.) Ранний этап истории кимеков связан с племенем яньмо, отмеченным вкитайских источниках в связи с событиями VII в. в западнотюркской среде.Синологи отождествляют яньмо с племенем йемек (имек). В свою очередь,термин имек, как считают ученые-востоковеды, является фонетическойразновидностью имени кимек. Существующее мнение о тождестве кимеков икыпчаков ошибочно, ибо сведения письменных средневековых источниковпозволяют однозначно рассматривать их как два отдельных, но родственныхтюркоязычных этноса. Яньмо — одно из телеских племен — в начале VII в.обитало в северо-западной Монголии. К середине VII в. имеки (кимеки)откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. Обособлениеплемени произошло после падения Западнотюркского каганата в 656 г. Скореевсего, именно в это время возникло ядро кимекского племенного союза. Главаплемени кимеков носил титул ‘шад-тутук’. Во второй половине VIII-нач. IX в. кимекские племена двигаются в трехнаправлениях: на северо-запад, к Южному Уралу (в основном кыпчаки), на юго-запад, к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану и на юг, в пределы северо-восточного Семиречья. Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территориюЗападного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до северныхпределов токузогузов, обитавших в Восточном Туркестане. Граница между нимипроходила по Джунгарскому хребту. Источники единодушно относят кимеков к числу основных тюркских племен.Первое по времени упоминание этнонима ‘кимек’ в письменных источникахотносится к событиям VIII в. и связано со списком политически и социальнозначимых тюркских народов по данным арабского географа Ибн Хордадбеха (IXв.). Единственным источником, сохранившим, хотя и в неполном, искаженном,переработанном виде, легенду о происхождении кимеков, является трудперсидского историка XI в. Гардизи. Согласно этой легенде, кимекипроисходят от татар, родственниками татар названы также кыпчаки, баяндуры.Вхождение татар в племенной союз кимеков относится к сер. IX в. Легенда опроисхождении кимеков, очевидно, проистекает из реалий этнопо-литических иэтнокультурных связей кимеков и кыпчаков с татарскими племенами. После распада в 840 г. Уйгурского каганата в Центральной Монголии частьвходивших в него племен (эймур, баяндур, татар) присоединились к ядрукимекского объединения. Именно в это время складывается кимекская федерацияв составе семи племен:эймур, имек, кыпчак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекскихплемен стал носить титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушкаразличных тюркоязычных народов — карлу-ков, огузов, уйгуров и др. Конфедерация кимскских племен представляла собой полиэтническоеобразование, вобравшее помимо тюркоязычных племен, очевидно,тюркизированные группировки татар, объединение которых (токуз-татар) впредшествующее время было связано тесными политическими и культурными узамис токузогузами Центральной Азии. Союз кимекских племен не был образованием,основанным на кровнородственных связях, а базировался на принципахтерриториально-административных отношений. В социальном плане объединениекимсков стояло над родоплеменными структурами, а племена в нем были связанымежду собой иерархическими и вассальными отношениями, строгорегламентированными устоями общества. В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, затем в союзе с карлукамипомогли огузам нанести поражение и вытеснить кангаро-печенежские племена издолины Сырдарьи и Приаралья. Бурные события второй половины V1I1-IX вв., в ходе которых кимекскиеплемена прочно укрепились на территории от Среднего Иртыша до Джунгарскихворот и продвинулись на запад вплоть до Южного Урала и бассейна Сырдарьи,дали толчок развитию государственной организации кимеков. Первое упоминаниео государственном образовании у кимеков появляется в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX-нач. Х вв. Аль-Якуби (IX в.),отличавшийся широкой осведомленностью и сравнительно высокой точностьюсообщений, упоминал о государственности у кимеков и других тюркоязычныхнародов. Могущество кимекского правителя было значительным. Со времени сложения укимеков каганата в конце IX — нач. Х вв. их царь стал носить высшийтюркский титул кагана. Таким образом, по мере социального и политического развития кимекскогообщества от племени до государственного образования шел последовательныйпереход в титулатуре их глав от низшей ступени к высшей, от шад-тутука докагана. В ходе становления кимекского государства менялся состав кимекскихплемен. По данным ‘Худуд аль-алам’ и аль-Идриси, ядром кимекскогогосударства стали 12 племен. Каган кимсков обладал реальной властью: в пределах своего государства онназначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институтнаследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьии ханского рода, но и у племенной знати. Так, уделы 11 управителейкимекского кагана передавались по наследству детям этих управителей. Зарождшис удельно-племенной систем»! было следствием крупных перемен г.обшествскноч строе, вызванных становлением патриархально-феодальныхотношений в кимекском обществе. Владельцы уделоь, как обычно, находились вподчинении кимекского кагана. Вследствие единения военного иадминистративного начал управители-вожди, стоявшие во главе крупныхплеменных объединений, стремились укрепить индивидуальные кочевые хозяйстваи упрочить политический вес. Некоторые из них превращались в полузависимых ханов, стремившихся при благоприятных условиях кзахвату верховной власти в государстве.
Самая примитивная государственная власть есть прежде всего результатсоциального расслоения общества. Косвенные данные средневековых источниковнедвумысленно свидетельствуют о социальной дифференциации в кимекскойструктуре. С) существовании в кимекском государстве налоговых сборов можнопредположить по тому факту, что из золота, собираемого тюрками по береговойлинии кимекского моря. их царь брал обязательную долю. а остаткомдовольствовался владелец. О наличии письменности позволяет судить запись арабского путешественникаАбу Дулафа (X в.): ‘У них растет тростник, которым они пишут’. По всейвероятности, кимеки писали тростниковыми перьями и пользовалисьдревнетюркским алфавитом. Об этом же говорят находки из Прииртышья и изТарбагатайских гор — бронзовые зеркала с древнетюркской надписью,датированные IX-Х вв. В IX — нач. XI вв. у кимеков бытовали древние тюркские религиозныеверования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культпредков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам.Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимековисповедовали манихейство — религию христианского толка. Возможно, исламполучил определенное распространение среди кимекской знати. В социальном и культурном отношении кимеки во многом унаследовали иразвили традиции, сложившиеся в древнетюркской среде VI-IX вв., а с концаIX — до начала XI вв. они обладали раннефеодальной государственностью. Во внешнеполитическом курсе кимекский каган был довольно предприимчив.Кимекские правители совершали успешные походы на юг. Захватили часть земельтокузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане. Каганкимеков вторгался и в страну енисейских кыргызов. В свою очередь,сопредельные династии и народы совершали нападения на становища кимсков.Предпринимались, в частности, военные походы караханидов в глубь кимекскихземель, порой они доходили до Иртыша. В начале Х в. рубежи кимекского государства стабилизировались. Взаимныевоенные набеги кимсков и их соседей все чаще сменялись мирным общением. Обэтом, в частности, свидетельствуют многочисленные торговые пути к кимскам,пролегавшие из Булгарии в Поволжье, Саманидов из Средней Азии, от огузов,карлуков, токузогузов и кыргызов. От Великого шелкового пути ответвляласьсеть караванных дорог, ведших к ставке кимекского кагана Кимския (Имския)на Иртыше.В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумяпричинами: центробежными тенденциями кыпчак-ских ханов, стремившихся ксамоопределению, усилением в каганате междоусобных распрей, и миграциейкочевых племен Центральной Азии, переселение которых относится к началу XIв. 5.
Государство Караханидов (942-1210 гг.) Родоначальником династии Караханидов принято считать Са-тук Богра-хана(915-955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дядиОгулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя вБаласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началасьистория собственно государства Караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племенакарлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили иягма. В Х в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу отНарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее — в долине р. Или. Вэтой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Приис-сыккулья. В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательносокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границеймежду Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами ипределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения-Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. Навостоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидовпростирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось насопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьяхАмударьи).
В течение двух последующих веков владения Караханидовпростирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западевплоть до Семиречья и Кашгара на востоке. Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы снеустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами,вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимисятитулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми.Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой. В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось надве части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахрвплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш,Фергана, Семиречье и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. Такпроизошло юридическое закрепление уже фактического распада государстваКараханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранеенаходившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана. В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование властизахватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отравлен. На престолвзошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханскимвладетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет(1059-1074) правили сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун.При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а границамежду двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула егоуделы перешли к Богра-хан Харуну (1075-1102) — владетелю Кашгара,Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость ксельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана,на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Онзахватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез,однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен. При правлении могущественного султана Санджара (1118-1157) Сельджукидыдобились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметилсяполитический упадок Караханидов. В начале второй четверти XII в. многочисленный народ караки-таи (киданей)завоевал Семиречье с Баласагуном, а затем и все остальные владениявосточных Караханидов и начал угрожать западной ветви. После разгромакараханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствамигосударства Караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе снайманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212 г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскореисчезла и ферганская ветвь Караханидов. История могущественного государстваКараханидов на этом завершилась. Государство Караханидов не было простым повторением прежнихгосударственных образований. В отличие от политических устройств кочевыхобществ на территории Казахстана военное управление было отделено отадминистративного. Государственно-административная структура основываласьна иерархическом принципе. Важнейшим социально-политическим институтом в государстве Караханидовбыла военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам иприближенным права на получение с населения района, области или городаналогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалованиеполучило название ‘икта’, а его держателя называли мукта, или иктадар.Институт икты играл значительную роль в хозяйственной и политической жизниюга и юго-востока Казахстана.
Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевоескотоводство. Вместе с тем в XI-XII вв. в Семиречье и Южном Казахстанечасть тюркских племен переходила к земледелию и приобщалась к городскойкультуре. В идеологии кочевого и оседлого населения важное место занималидревнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространениеполучил ислам, принятый каганатом в качестве государственной религии.Исламизация, в особенности южных районов Казахстана, проникновениемусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели квытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой тюркскойписьменности на арабской графике. Рост самосознания тюркских этносов при Караханвдах привел к появлениюмусульманской литературы на тюркском языке. На этом поприще прежде всегобыли известены Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари. В целом Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап вовсех сферах общества. Лишь потрясения периода монгольского завоеванияпрервали естественный процесс наметившегося развития. 6. Государство каракитаев (1128-1213 гг.). Улусы найманов и кереитов Государство каракитаев. Формирование каракитаев тесно связано сцентральноазиатскими племенами кидансй. Кидани (ци-дань, кита, хита)упоминаются в письменных источниках с IV в. н. э. как монголоязычныеплемена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии иУссурийского края. В 924 г. обширная территория от Алтая до Тихого океанаперешла под эгиду Кидань-ского государства (империю Ляо). В 1125 г. объединенные силы сунского Китая и Чжурчженского государстваположили конец империи Ляо. Часть киданей подчинилась чжурчженям, а другаячерез земли енисейских кыргызов дошла до р. Эмиль и здесь построилаодноименный город. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья зазападной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местнымнаселением, закрепляется имя каракитаи. В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов ‘ призвалкаракитаев пойти против притеснявших его каналов и карлуков. Елюй Даши,заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал государство вЖетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы отЕнисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединилиВосточный Туркестан. В 1137 г. они разбили при Ходженте Махмуд-хана,владетеля Мавераннахра, а в 1141 г. в Катванской степи близ Самарканда -сельджукско-караханидские войска. Каракитаи заняли Бухару и весьцентральный Мавераннахр. Особый отряд, направленный в Хорезм, заставилХорезм-шаха выплачивать им ежегодную дань в размере 3 тыс. золотых динаров.Семиречье, Южный Казахстан, Мавераннахр и Восточный Туркестан вошли впределы государства каракитаев. Династию Караханидов каракитаи превратили ввассалов. Глава каракитайского государства носил титул гурхана. Центром еговладений оставался Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, встране введена система подворного обложения — с каждого дома взимали поодному динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов, так какопасался их усиления и соперничества. Под их непосредственным управлениемнаходились южная часть Жетысу, северо-восточная область Ис-фиджаба,Кульджинский край. Часть Жетысу к северу от Или принадлежала карлукскимханам, в среде которых постоянно присутствовал представитель гурхана.Первый гурхан умер в 1143 г. В 1208 г. к каракитаям бежали вытесненныеЧингисханом из Монголии найманы во главе с Кучлуком. Улус найманов. В XII в. конфедерация найманов наряду скереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупноецентральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос опроисхождении и ранней истории найманов достаточно сложен. Вполне возможно,что они имели смешанный этнический состав, хотя новейшие сведения в научнойлитературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают, что значениетермина ‘найман’ раскрывается с позиции монгольского языка и означает’восемь’, по числу племен, входивших в конфедерацию. Упоминаемый вдревнетюркских надписях союз племен ‘секиз-огузов’ исследователямиотождествляется с найманами. В VIII в. племенное объединение огузовзанимало земли от р.
Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили инайманы. Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьяхИртыша, на севере — енисейские кыргызы, на востоке — кереиты, жившие вВосточной Монголии, а на юге — уйгуры, находившиеся, как и большинствонародов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей.Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов сокружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности сканглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владенияхнайманов. Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными имогущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушениякиданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азииобразовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль вкоторых перешла к кереитским ханам. Улус кереитов. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменныхисточниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральнойгруппы цзубу. Этнический состав конфедерации кереитов был неоднороден. Онсостоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитовжили найманы, на севере — ‘меркиты, на востоке — татары, на юге — тангуты.Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-балык на р. Орхон и южную — севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка наОрхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важномотрезке торгового пути, поэтому была местом сосредоточения купцов изсопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионеров. В 1007 г.кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка.Кереиты, очевидно, находились под определенным влиянием уйгурской культуры. Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли отверховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западедо Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические иэтнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами,монголами, каракитая-ми и тангутами. При пышном дворе Тогрул-ханавоспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности Темучин(Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни. Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителейзнати канглы. Отдельные факты наводят на мысль о наличии генетической связимежду кереитами и канглы. Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политическогоразвития.
Они оформились в самостоятельные государственные образования -улусы, стоявшие над родоплемен-ными институтами и обнимавшие весь этнос сдинастийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию.Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимниепастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленныйорганами управления ханской ставкой, войсками и дружиной. Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханскаяставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов икереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространениеделопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогови назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, какобычно, передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов кхристианству указывает на достаточно высокий уровень социального икультурного развития. Процесс социальной дифференциации и консолидацииродственных племен завершился образованием раннефеодальных государств:Улуса кереитов и Улуса найманов. К концу XII в. произошло политическое возвышение Темучина, который,разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу наднайманами. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлуком прибыли наАлтай, где соединились с группами кереитов и меркитов. В 1209 г. каракитаи в неблагоприятное для них время начали * войну схорезмшахом Мухаммедом. Государство каракитаев оказалось в исключительнотщдном положении. В 1210 г. хорезмшах Мухаммед в союзе с самаркандскимханом Усманом напал на каракитайское войско около Таласа. Предводителькаракитаев Таянку был взят в плен и каракитайские войска вынуждены былиотступить. В 1211 г. Кучлук и союзные с ним ханы пленили гурхана и лишили еговласти. Через два года последний гурхан Чжилугу скончался. Государствокаракитаев перестало существовать. Менее чем вековое существованиегосударства каракитаев не повлияло сколько-нибудь заметно на экономику,общественную жизнь и культуру края. 7. Кыпчакское ханство (нач. XI в. -1219 г.) Этноним ‘кыпчак’ впервые упоминается в древнетюркском руническомпамятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источниках кыпчаки впервыеотмечаются арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркскихплемен, хронологически относящихся также к VIII в. После падения Западнотюркского каганата в 656 г. значительные группы кыпчаков на севере от Алтайских гор и в Прииртышье под эгидойкимеков составили ядро племенного союза. Однако стремление основныхкыпчакских племен к самоопределению привело их в конце VIII в. к отделениюот кимекской федерации и передвижению на запад от кимеков. Но окончательнойнезависимости кыпчаки не достигли. В IX-Х вв. история кыпчаков теснопереплелась с историей кимеков. Кыпчаки находились в политическойзависимости от кимекского кагана, входили в конфедерацию, а затем вКимекский каганат. После падения Кимекского каганата в начале XI в. военно-политическаягегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских икуманских племен перешли в руки кыпчакских ханов. Пришедшая к властидинастийная знать кыпчаков стала предпринимать активные действия в южном изападном направлениях, что привело к непосредственным контактам сгосударствами Средней Азии и юго-восточной Европы. Во второй четверти XI в. племенная знать кыпчаков вытеснила огузскихджабгу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, При-аральских иПрикаспийских степей. С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление вначале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместобытовавшего до того в письменных источниках ‘Степь огузов’ (Мафазат аль-гуз). Завладев Ман-гышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчакивплотную подошли к северным рубежам Хорезма. В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западномнаправлении от Итиля (Волги). По мере движения на запад племенной массивкуман первым вступил в непосредственные контакты с народами ВосточнойЕвропы, в частности Руси, Византии, Венгрии. Историко-географическую область Дешт-и Кыпчака, обнимавшую всю ариднуюзону от Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на двакрупных этнотерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе сдинастийным родом токсоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ель-борили. формирование кыпчакской этнической общности на территории Казахстана былосложным и длительным процессом, в развитии которого прослеживаются триэтапа. Первый этап связан с образованием ядра кимекского племенного союза, вкотором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. игрализначительную роль. В это время происходили тесные этнокультурныевзаимодействия кыпчаков с телескими племенами.Второй этап — с конца VIII в. до начала XI в.
В эти хронологические рамкикыпчаки постепенно расселились на обширной территории от Алтая и Иртыша навостоке до Южноуральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками вЗападном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Взаимодействие иинтеграция трех сновных этнополитических объединений: кимеков, кыпчаков икуманов проходили под консолидирующей ролью кимекских племен. Кыпчаки,равно как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурныхвзаимосвязях и взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских,печенежских, карлукских и в особенности огузских племен. Вместе с тем линиявнутреннего этнического развития кыпчакского этноса была направлена наассимиляцию древних насельников, местных телеских, угро-финских, сармато-аланских этнокомпонен-тов. Кыпчакский этнос складывался на базе множествародов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а попринципу территориально-хозяйственных отношений. С начала XI до начала XIII вв. формирование этнической общности кыпчаковвступает в третий этап развития, связанный прежде всего с ростом могуществакыпчакских ханов, власть которых легитимизировалась ханским династийнымродом ель-борили. Степень развития и углубления этнических связей вКыпчакском ханстве, а также уровень формирования кыпчакского этноса визвестной степени определялись по племенному составу кыпчаков восточногоулуса. Структура племенного состава конфедерации кыпчаков в XI-XII вв. быласложной и неоднородной. Кыпчакская общность вобрала в себя, помимособственно кыпчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, древнебашкирские,огузские племена, а также тюркизированные элементы ираноязычногоэтнического пласта. В силу специфики развития исторического процесса в кочевых обществах втаких ‘вторичных’ племенных образованиях сохраня-/ лось значениекровнородственных связей, родословных генеалоги-1 ческих древ,подтверждавших общность происхождения, не утрачивались племенныесамоназ^ния. В формировании кыпчаков приняли участие многочисленные племена канглы,компактные группы которых во второй половине XII в. образовалиэтнотерриториальное объединение в пределах Приаральских степей, а такжетюркоязычные племена уран, пришедшие в Х в. на территорию Казахстана изВосточного Туркестана, баят, азкиши и тюргеши. Появление двух последнихплемен в XII в. в Причерноморье, скорее всего, было связано с передвижениемтуда кыпчакских племен, а вместе с ними азкишей и тюргешей. Одним изэтнических компонентов кыпчаков также были карлуки, чигили, каи. Формирование кыпчакской народности на территории Казахстанастимулировалось процессом нивелировки этнокультурных признаков, чемусодействовали однотипность форм хозяйствования, система общественныхотношений и общность языка. Тесное взаимодействие кыпчаков с различнымиэтническими группами сказывалось на их этнической общности. Со все растущимполитическим весом кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая свою»принадлежность к единому этносу, принимали этноним кыпчак. Однакозавершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольскимнашествием.Расселение. К середине XI в. кыпчакские племена расселялисьна обширной территории современного Казахстана — от Алтая и Иртыша навостоке до Итиля (Волги) и Южного Урала на западе, от оз. Балхаш на юге долесостепной полосы юго-западной Сибири на севере. Во второй половине XI в. кыпчаки расселялись на Мангышлаке и Устюрте, гдесовместно с ними кочевали группы огузских племен. На ‘Малой карте’ аль-Идриси отмечен этнотопоним ‘Степь кыпчаков’ (Сахра аль-кыфчак),локализованный между Каспийским и Аральским морями, в соответствии среалиями, относящимися ко второй половине XI в. Начальные этапы движения кыпчаков на запад в середине XI в. нашлиотражение в географической карте Махмуда Кашгари, на которой места ихобитания показаны к западу от Итиля и на северо-запад от Каспийского моря,а сама река Итиль отнесена к стране кыпчаков. Кыпчакские ханы расширили на юге пределы своего государства, достигнувокрестностей г. Тараз, где возвели укрепление Канджек Сенгир, пограничное сКараханидами. Естественной границей между кыпчакскими правителями иКараханидами являлись оз. Балхаш и озера Алакольской котловины, Восточные рубежи охватывали правобережье Иртыша и склоны Алтайских гор.Махмуд Кашгари разместил имеков (кимеков) в бассейне Иртыша, на их древнейтерритории, которые носили название ‘Имекские степи’. В XII в. кыпчакскиеплемена на Алтае и в верховьях Иртыша граничили с найманами, канглы икереитами. ; На северо-востоке кыпчаки были связаны с саяно-алтайским очагомцивилизации и культуры, носителями которой были кыр-гызы, хакасы и др.племена. Северные границы Кыпчакского ханства проходили по лесостепнойзоне, отделяющей нынешнюю казахскую степь от Западной Сибири. На северо-западе кыпчаки вошли в этнокультурный и политический контакт снаселением Поволжья и Приуралья. Взаимодействие кыпчакских племен сбулгарами и башкирами во второй половине XI — нач. XIII вв. развивалось внаправлении кыпчакского языкового и культурного влияния. Этническая территория кыпчакских племен в пределах их этнополитическогообъединения была относительно стабильной, за исключением юго-западныхрубежей, где начиная с 30-х гг. XII в. довольно активную политику сталопроводить государство Хорезмшахов. Образование ханства. Бурные события первой половины XI в., в ходе которыхкыпчакская аристократия значительно расширила территорию расселения племенВосточного Дешт-и Кыпчака, приведшие к войнам и столкновениям с державойогузов на Сырдарье, со среднеазиатскими династиями Сельджукидов,Хорезмшахов и Караханидов, а также необходимость обеспечения внешнейбезопасности, стали объективной причиной образования государства укыпчаков.Политические устои Кыпчакского ханства значительно укрепились в середине XIв. после миграции многочисленных группировок кыпчакских и куманских племен,создававших почву для центробежных устремлений в Дешт-и Кыпчаке. Со 2-й половины XI в. по 1-ю треть XII в. наблюдаются относительнаястабилизация и политическое единство кыпчакских ханов. Это позволяетполагать, что в кыпчакской этносоциальной общности были верховные ханы,распространявшие свою власть на все ханство. Власть кыпчакских ханов передавалась по наследству от отца к сыну.Династийным родом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы. Вханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана,ведавший ханским имуществом и ханской армией. В военно-административномотношении Кыпчакское ханство, следуя древнетюркским традициям, делилось надва крыла: правое — со ставкой на р. Урале на месте города Сарайчик и левое- с резиденцией в городе Сыгнаке. Более мощным было правое крыло. Центрханства, скорее всего, находился в Тургайских степях. Военной организации ивоенно-административной системам управления придавалось исключительноезначение, ибо они отражали специфику кочевого быта и были наиболееорганичными и удобными для кочевого способа существования. Рельефно была выражена строгая иерархическая система господствующейаристократической верхушки (ханы, тарханы, баскаки, беки, баи), наряду сэтим роды и племена также разделялись по своей социальной значимости. Кыпчакское общество было социально и сословие неравным. Основойимущественного неравенства была частная собственность на скот. Основнымбогатством служило число лошадей. Многие в стране кыпчаков, как сообщаютписьменные источники, владели несколькими тысячами прекюсных лошадей, анекоторые из них 10- и более-тысячными табунами. Посягание на собственностьстрого каралось, считалось наказуемым, по устоявшимся нормам обычного права(торе). Скот, находившийся в частной собственности кыпчакских семейств,отмечался родоплеменными метками (тамгами). Обладая огромными стадами, аристократия была и фактическим собственникомпастбищ, на которых содержался этот скот, хотя юридически собственность ине фиксировалась. Право распоряжения пастбищами и регулированияперекочевками принадлежало кыпчакским ханам и племенной знати.
На другом полюсе находились непосредственные производители — скотоводы.Рядовые общинники были в своей основной массе свободными. Однако черезотдачу себя и своего имущества под защиту сильного сородича проявлялась ихзависимость от власть имущих. С потерей скота, а следовательно ивозможности кочевать, свободный общинник переходил в категорию оседлыхжителей (ятуков). Но как только у бедного ятука появлялось достаточноеколичество скота, он снова переходил в лоно кочевого хозяйства. Самую бесправную группу в кыпчакском обществе составляли рабы, которыепополнялись за счет военнопленных. Рабы шлиглавным образом на продажу, и лишь часть их использовалась в хозяйстве вкачестве слуг. Таким образом, Кыпчакское ханство было сложившимся ранне-феодальнымгосударством, продолжившим и развившим традиции древнетюркскойгосударственности. Политические взаимоотношения кыпчаков. В 1065 г. правитель сельджуков АлпАрслан совершил поход на Мангышлак против кыпчаков. Добившись от кыпчаковизъявления покорности, сельджукский султан совершил поход на Дженд иСауран. В результате этой военной кампании часть кыпчакских племен временнопопала в зависимость от сельджукидов Хорасана. В конце последней четверти XI в. на Мангышлаке и восточном побережьеКаспийского моря по-прежнему властвовали кыпчаки, в политическойзависимости от которых находились отдельные группы огузских и туркменскихплемен. В 1096 г. племена кыпчак-ского объединения во главе с’могущественным’ ханом совершили поход на Хорезм. Однако покровителихорезмшахов сельджукиды вынудили их возвратиться на Мангышлак. Судя по опосредованным сведениям Махмуда Кашгари кыпчак-ская военно-кочевая знать находилась в сложных политических взаимоотношениях справителями династии Караханидов. Караха-ниды предпринимали походы ввосточные пределы Кыпчакского улуса, в свою очередь кимеки с берегов Иртышасовершали набеги в пределы тюркской мусульманской державы в. Семиречье. В конце XI — начале XII вв. Дженд, Янгикент и другие города нижнейСырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Однако в первой половине XIIв. они стали ареной упорной борьбы между кыпчакскими ханами имусульманскими династиями Средней Азии, пытавшимися во что бы ни сталоовладеть ею. Под флагом распространения ислама хорезмшах Атсыз завоевалДженд, а затем продвинулся на север, присоединив к своим владениямМангышлак. В 1133 г. кыпчаки потерпели поражение от Атсыза, предпринявшего поход изДженда в глубь Дешт-и Кыпчака. Источники не содержат никаких дополнительныхсведений о причинах первого крупного поражения. По существу с этого времени(второй трети XII в.) началась раздробленность Кыпчакского ханства,вызванная рядом причин, основными из которых стали: формирование прохо-резмийской ориентации среди знати кыпчакских племен, сложение крупногообъединения канглы, усиление междоусобной динас-тайной борьбы за власть. Со второй половины XII в., в особенности с эпохи правления Текеша(1172-1200), проводилась целенаправленная политика на сближение скыпчакской знатью. Предводители племенных группировок кыпчаков, канглы,имеков, уран стали привлекаться на службу хорезмшахами. Правящая знатьКыпчакского ханства и династии Хорезмшахов вступала между собой вродственные связи. Кыпчакский хан Джанкеши выдал свою дочь Теркен-хатун захорезмшаха Текеша. Согласно средневековым традициям, отношения свойства как’союз мира и родства’ на разных уровнях межэтнических связей имелиисключительно важное значение. Они повлекли за собой целую систему реальныхи нередко тесных связей, проявлявшихся в общественно-политической обоюднойподдержке. Однако в целом политическая ситуация в регионе характеризовалась крайнейнестабильностью, которая вызывалась и поддерживалась хорезмшахами врезультате проводимой ими политики, направленной на подрыв устоевнезависимого Кыпчакского улуса. В этих целях из представителей кыпчакскойаристократии они создали замкнутое военное сословие, поддерживавшееустремления хорезмшахов. Идеологической основой такой линии былаисламизация кыпчаков, прежде всего их знати. Между тем значительныегруппировки кыпчакских племен оставались вне ислама до конца XII в.Пространство между Джендом и Фарабом до конца XII в. считалось областьюязыческих кыпчаков. Согласно установившейся традиции, правители Хорезма брали жен из ханскихродов канглы и кыпчаков. Объединение племени канглы во 2-й половине XII -нач. XIII вв. представляло большую политическую силу, стремившуюся ксамоопределению, тем самым не способствовавшую политическому единствуКыпчакского ханства. Как известно, главную военную опору хорезмшаховсоставляли группировки канглы и кыпчаков. В начале XIII в. важную роль придворе хорезмшахов играл предводитель канглы Амин Малик, на дочери которогобыл женат хорезмшах Ала ад-дин Мухаммед. Кыпчакская аристократия,наделенная хорезмшахами государственными и военными должностями, отстаивалаинтересы последних. В кыпчакском обществе усилились внутренниепротиворечия, вызванные прохорезмийской ориентацией значительных группкыпчаков, а также соперничеством за верховную власть. В этой обстановкехорезмшахи искусно разжигали и поддерживали вражду между кыпчакскимивождями. В начале XIII в. в состав государства хорезмшаха Мухаммеда (1200-1220),предъявлявшего свои притязания на первенство во всей мусульманской Азии,вошла и область Сыгнака. Несмотря на потерю Сыгнакского владения кыпчакскиеханы продолжали Вести упорную борьбу с Хорезмом. Из Дженда Мухаммедпредпринимал неоднократные походы на север против Дешт-и Кыпчака. В 1216 г.во время одного из военных походов против Кадыр-хана он дошел до Иргиза,где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Чингисхана,преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков. После битвы ссултаном монголы под прикрытием ночи отступили. Это было .первое появлениемонголов на территории Казахстана, приостановившее длительное соперничествокыпчаков с хорезмшахами.
Наступила эпоха монгольских завоеваний.
Литература:
- История ССР, т. 1, Таш., 1967; Валитова А. А., К вопросу о классовой природе Караханидского государства, «Тр. Киргизского филиала АН СССР», т. 1, в. 1, 1943. А. Г. Подольский.
- История Казахстана 8 – 9 класс.
- Интернет
План:
- Введение.
- Быт.
- Культура.
- Заключение.
- Список литературы.