После теракта в «Крокус Сити Холле» в России вновь заговорили о том, чтобы отменить безвизовый режим со странами Центральной Азии. Речь об этом в РФ заводят регулярно. Даже умерший в колонии оппозиционер Алексей Навальный долгое время был сторонником визового режима с ЦА. А после теракта, в совершении которого обвиняют граждан Таджикистана, эту идею продвигают едва ли не на государственном уровне. В частности, среди тех, кто её высказал, был депутат Госдумы Сергей Миронов.
Издание Orda.kz поговорила с экспертами из Казахстана и России о том, насколько возможна отмена безвизового режима и к чему она может привести.
Нарушение условий союза
Российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что претворение этих призывов в жизнь маловероятно. По его словам, подобные идеи свидетельствуют о растерянности, царящей в российских элитах в связи с невозможностью противостоять террористической опасности.
«Как показывает практика последних лет, такая опасность действительно частично привносится в российскую атмосферу этническими выходцами из стран Центральной Азии. Это факт. И попытка устранить эту фактическую сторону дела выливается в предложение самых простых решений, которые ведут в ад», — говорит эксперт.
Также, по мнению Дубнова, такие популистские заявления могут быть попыткой привлечь внимание российского «глубинного народа», чьи представители в последние годы настроены всё более шовинистически по отношению к жителям Центральной Азии.
Казахстанский политолог, эксперт по международным отношениям Ануар Бахитханов заявления российских политиков тоже называет популистскими.
«Высказывания российских политиков по поводу введения визового режима со странами Центральной Азии на фоне чудовищного теракта в Москве, на мой взгляд, соответствуют сегодняшнему настроению граждан РФ и сделаны для видимости обратной связи с народом», — говорит он.
Аркадий Дубнов напоминает, что часть постсоветских стран, в том числе государства ЦА, даже после распада СССР продолжает иметь тесные связи с Россией. В частности, речь идёт о ЕАЭС, в состав которого входят Казахстан и Кыргызстан.
«Если говорить об отмене безвизового режима с этими двумя странами, то ставится вопрос о ликвидации некоторых базовых условий работы ЕАЭС — свободного перемещения людей, капиталов и т. д. А это уже чрезвычайно политический вопрос… И даже из этих соображений мне кажется невероятным отказ от безвизового режима, поскольку это грозит распадом ЕАЭС», — считает Дубнов.
О том, что такие заявления противоречат принципам ЕАЭС, говорит и Ануар Бахитханов.
«Популистские заявления вроде этого не соответствуют реалиям и противоположны ценностям и всем ранее достигнутым соглашениям наших государств, а именно работе ЕАЭС. Визовый режим, каким бы он хорошим ни был, — это барьер для свободной торговли, не говоря о туризме и других сферах экономики», — считает политолог.
Бескрайние российские просторы
Аркадий Дубнов приводит и другие аргументы против ввода виз со странами ЦА. По его мнению, граждане Таджикистана и Кыргызстана, которые хотят обеспечить свои семьи, но не могут это сделать на родине, так или иначе будут стремиться попасть в РФ:
«Что они должны будут делать, если Россия введёт визы? В условиях других, так скажем, более цивилизованных отношений между Таджикистаном и Россией граждане Таджикистана должны были бы оформлять рабочую визу. Для этого требуется приглашение работодателя из России и заключение трудового договора. Но опыт показывает, что до приезда в РФ эти люди не получат приглашения, потому что тогда им должна быть гарантирована минимальная заработная плата. Этого нынешний российский работодатель себе позволить не может, потому что он рассчитывает на неквалифицированную рабочую силу».
При этом эксперт отмечает, что отношения между рабочими из ЦА и работодателями из РФ полулегальны. Первые получают зарплату «в чёрную», а вторые, соответственно, не платят налоги и прочие отчисления.
«Ущерб понесут не только те, кто ищет работу в России, но и сами работодатели. А это крупнейшие экономических сферы: ЖКХ, строительство и сфера обслуживания. В России не хватает сотрудников для них», — объясняет эксперт.
Второй вариант попадания в Россию в случае отмены безвиза с ЦА — это туристические визы. И, по мнению Аркадия Дубнова, это может сыграть на руку радикалам.
«Допустим, человек приезжает в Россию как турист, находит работу, то есть нарушает закон, и уходит в подполье, уезжает куда-то, где его найти нельзя. Растворяется в бескрайнем российском пространстве и становится недостижим для властей», — считает эксперт.
«Изгойское существование»
Если же говорить отдельно про Казахстан, то, по мнению Дубнова, минимальная вероятность отмены визового режима здесь кроется не только в ЕЭАС. Эксперт называет РК опорной для России территорией:
«У России и Казахстана семь с половиной тысяч километров только сухопутной границы — она самая длинная в мире. Сильнейшие исторические, экономические и политические связи между регионами. Огромное количество казахов живёт в российских регионах и имеет семейные связи с жителями Казахстана. Введение визового режима с такой страной — это значит устремить Россию в абсолютно одиозное изгойское существование! Значит оградить себя от максимально дружественного народа и государства».
По мнению эксперта, отказ от безвиза с Казахстаном — это фактическое устранение России из числа претендентов на статус лидера будущего мирового порядка — одного из лидеров Глобального Юга, к которому относят и Казахстан.
«Я не вижу не то что перспективы отмены безвиза, я не вижу возможности для этого, если мы считаем, что отчасти вменяемое руководство находится во главе России».
Ануар Бахитханов тоже напоминает, что визовый режим сказывается как на тех, для кого он введён, так и на тех, кто его вводит.
«Сторона, вводящая визовый режим, должна понимать зеркальность этого мероприятия со стороны других стран», — говорит эксперт.
По мнению Бахитханова, если Россия введёт визы, то для Казахстана, безусловно, это будет неприятная новость. Однако он уверен, что адаптация к изменениям наступит достаточно быстро.