АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. ВООБРАЖЕНИЕ-2

ВООБРАЖЕНИЕ

 

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме вообра­жения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механиз­ме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника. В силу данного обстоя­тельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в кни­ге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного фено­мена в психологии и поведении человека.

Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и спе­циально рассмотреть проблему воображения в учебнике.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материаль­ная и духовная культура является продуктом воображения и твор­чества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомосапиенс», мы уже доста­точно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, откры­вает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое дру­гое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах па­мяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представ­лено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать зада­чи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесооб­разны  (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, кото­рым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно

носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фанта­зии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с ре­продуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-де­мократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петро­ва при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действитель­ности.

Источником любого направления в искусстве может быть толь­ко жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фанта­зии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-ново­му ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произ­ведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разла­гая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т. д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой сов­ременного авангарда, нередко создавались при помощи продуктив­ного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П. Пикассо «Герника» — это не хаотическое нагромождение геомет-ризированных тел или их частей, а прежде всего отражение траги­ческих событий войны в Испании 1936—1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкрет­ная мысль. Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фан­тасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне  очевидные реалии.

 Плодом такого воображения является роман М. Бул­гакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е. Замятин, О. Хакс­ли, Дж. Оруэлл), фантастические кентаврицы и кентаврята четыр­надцатилетней московской школьницы Нади Рушевой. Об­ращение к столь необычным, причудливым образам позволяет уси­лить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека..

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображе­нии, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко актив­ное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Напри­мер, одно из них: во время’ работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем твор­честве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т. е. с акта воображения, посте­пенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управ­ляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф. М. Достоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над кото­рыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничи­вается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявля­ется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет по­ложительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сно­видения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлин­ная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя из­вестно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетво­рение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имею­щие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезнен­ные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное пси­хическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать вообра­жение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действи­тельность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органи­чески в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего вооб­ражения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабаты­вается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в форми­ровании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это плани­рование и программирование деятельности, составление таких про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофи­зиологическими состояниями организма, настраивать его на пред­стоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, часто­ту пульса,  кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморе­гуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно разви­вать воображение. В творческих видах труда — наука, литература, искусство, инженерия и др.— развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной систе­мы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, темпе­ратуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

 В данном разделе речь пойдет в основном о том, как фантазия человека используется в самой психологии, а также о психологическом анализе продуктов и механизмов во­ображения.

Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим по крайней мере всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творче­ского и иного воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций.

Существуют индивидуальные, типологические особенности вооб­ражения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разно­образии их, фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обла­дают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстракт­ными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полу­шарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое примене­ние в психологии, особенно в создании психодиагностических лич­ностных методик. Личностные тесты проективного типа   (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принад­лежат. На рис. в качестве иллюстрации показана одна из сюжетно неопределенных картинок, которая используется в проектном тес­те типа ТАТ для изучения потребности в достижении успехов.

Посмотрев на такую картинку в течение примерно 20 с, испытуе­мый затем должен написать по ней целый рассказ, отвечая на следующий перечень вопросов: 1. Кто эти люди? Что изображено на данной картинке? 2. Что произошло с этими людьми до этого? 3. О чем они думают в данный момент времени? Какие мысли, жела­ния и чувства у них имеются? 4. Что произойдет дальше? Рассказы, написанные испытуемыми по трем-четырем подобным картинкам, подвергаются содержательному анализу, оцениваются в баллах, и путем их последующей обработки делается вывод о степени раз­витости у испытуемого исследуемого качества личности.

ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеаль­ного проявляется наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной противоположностью органическому как ма­териальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвя­заны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее.

У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т. п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некото­рые современные врачи, верящие в психогенную природу подобных заболеваний, утверждают даже, что, например, желудочные заболе­вания чаще случаются не от того, что мы едим, а от того, что «ест» нас, т. е. от разного рода переживаний, сопровождаемых фантазиями.

Физиологические реакции на психологические состояния, связан­ные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоя­щую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными, осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идео-моторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытя­нутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Непроизвольное проявление движений, связанных с соответст­вующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко исполь­зуется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет), так называемые «экстрасенсы», угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движе­ниям.

На фактах существования связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психоте­рапевтических воздействий, в том числе и тех, которые получили

популярность в нашей стране за последние годы (А. Кашпировский, А. Чумак и другие).

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследо­вания, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсо­знания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит нам о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определен­ным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется изби­рательность реакций. Родители, например, особенно мать, весьма чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моменталь­но просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

Режим сна и бодрствования у разных людей и детей различ­ного возраста неодинаков. Новорожденный все свое время проводит в систематической смене состояний сна и бодрствования. Время сна у него колеблется от 13 до 16.часов в сутки. Большинство взрослых спят в среднем 7,5 часов, однако индивидуальные различия у них довольно велики. Есть, например, люди, которые спят всего лишь три часа в сутки, и этого им вполне хватает. Есть такие, кого не может удовлетворить даже сон, продолжающийся девять и более часов. Различия в индивидуально нормальном времени сна зафикси­рованы и в обыденном сознании людей, в представлениях о так назы­ваемых «совах» и «жаворонках». Первыми называют тех, кто ло­жится поздно и встает поздно, а вторыми — тех, кому свойственно ложиться и вставать рано.

Вместе с млекопитающими люди образуют единую биологическую группу, для которой характерен ритм, называемый биологическими часами. В науке он известен под названием циркадного ритма и представляет собой периодические изменения в организме, происхо­дящие в течение суток. Они связаны с состояниями сна и бодрство­вания, имеют период полного цикла, примерно равный 24 ч. Он не­сколько увеличивается, приблизительно до 25 ч, когда человек не имеет возможности спать и не в состоянии внешне отличить время дня от времени суток. У людей, слепых с рождения, этот ритм также может несколько отличаться от зрячих, но и у них его индивидуаль­ная продолжительность весьма устойчивая. Известен случай, когда у слепого человека он систематически продолжался 24,9 ч, причем с удивительным постоянством, так что каждые две недели он выби­вался из ритма и для того, чтобы не опоздать на работу, вынужден был  принимать снотворное  или  предпринимать  что-либо другое,

обеспечивающее ему сон. Попытки изменить циклические наступле­ния сна и бодрствования за счет применения психотропных и иных воздействий обычно оканчиваются неудачей. Циркадный ритм по­этому можно считать довольно стойкой психофизиологической ха­рактеристикой человека.