АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Свободная экономическая зона

План

 

Введение

 

1.Сущность и виды СЭЗ.

 

  1. Преимущества СЭЗ и механизм их действия.

 

  1. Мировой опыт создания СЭЗ.

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Неотъемлемой частью МЭО второй половины ХХ в. становятся свободные экономические зоны (СЭЗ). Они являются фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

По оценкам специалистов к 2000 г. через СЭЗ будет проходить до 30 % мирового товарооборота, т.е. это благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль.

СЭЗ представляет собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в других частях государства. Это обособленная географическая территория.

Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. Среди наиболее распространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СЭЗ и механизм их действия.

 

  1. Зоны свободной торговли. Наибольшее распространение получили в США. Их создание предусмотрено законом 1934 года, целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. К числу ЗТС можно отнести специальные магазины “Дьюти фри” в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗТС относятся также свободные гавани со льготными торговыми режимами. В настоящее время в мире насчитывается более 600 свободных портов и 4 тыс. ЗТС.
  2. Специальные таможенные зоны. Специальные таможенные зоны (СТЗ), как одна из простейших форм экономических зон, предоставляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработке товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми или свободными таможенными территориями. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров. Они имеются во многих странах.

Специальные торгово-промышленные зоны. Представляют собой территории с льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции.

Специальные зоны поощрения экспорта или экспортно-производственные зоны. Зоны экспортной переработки (ЗЭП), по материалам ЮНКТАД, характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей стороны.

ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации к экспортоориентиорованному. Положительный эффект от таких зон в наибольшей степени достигается в так называемых новых индустриальных странах. В настоящее время их число во всем мире достигает 350. ЗЭП создаются с ориентацией на внешний рынок, с целью заработать валютные средства.

Зоны технико-экономического развития. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.

Близкими по организации и особенностям функционирования с ЗТЭР являются ЗОНЫ РАЗВИТИЯ НОВОЙ и ВЫСОКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (ЗРНТВ). Наибольшее число таких находится в США, Японии, Китае. В США их называют “технопарками”, в Японии – “технополисами”, в других странах – бизнес инвестиционными центрами и “инкубаторами”. В отличие от ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитие новейшей и высокой технологии, наукоемкой продукции. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.

Самая известная в мире и крупнейшая в США “Силикон-Велли” дает 20 % мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии создано около двух десятков технополисов на базе ведущих научных подразделений. В КНР зарегистрировано более 50 зон развития новой и высокой технологии.

 

Экономические зоны комплексного, многоотраслевого назначения. Они обладают практически всеми чертами других зон. Например, в СЭЗ Шэньчжень (КНР) входят зоны свободной торговли и технопарк.

Открытые районы. Они охватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим для привлечения иностранного капитала. “Открытые районы”, получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки экспортоориентированное производство.

Оффшорные зоны. Оффшорные зоны (ОЗ) или “налоговые гавани”, как их иногда называют, стали организовываться в 70-е гг. ОЗ привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся Панама, Нормандские острова, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие ОЗ появились в Израиле, Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим налогом. В Швейцарии установлен более низкий размер налога, который сможет снижаться при определенных условиях. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, способствует развитию национальной экономики.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.

Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания “грязных денег” и разного рода банковских афер.

Многие предприниматели создают оффшорные компании в названных ОЗ, пряча доход в твердой валюте на оффшорных счетах.

 

3.Мировой опыт СЭЗ.

 

Общей характерной чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но по существу они, как правило, сходны.

К наиболее распространенным льготам и привилегиям, действующим в СЭЗ, относятся:

  • полное освобождение от пошлин и других сборов, ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства;
  • освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок), а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых или косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране;
  • предоставление льготных кредитов;
  • аренда помещений, транспорта по льготным тарифам;
  • обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.

Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы, в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.

Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.

По обследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в СЭЗ составили в среднем 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В КНР, например, иностранные вложения в четырех СЭЗ составили к концу 80-х гг. 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превысили 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструктура для СЭЗ была создана за счет централизованных госсредств. Крупные затраты могут окупиться лишь в том случае, если СЭЗ будут функционировать длительный период с высокой результативностью.

Первоочередными шагами в создании СЭЗ является определение их целей и задач. Как правило, они тесно взаимосвязаны. Так, в зонах, носящих комплексный характер, цели подчинены активизации предпринимательской деятельности для ускорения освоения природных ресурсов и роста на этой основе экспортного потенциала, развитию современного производства путем внедрения новейших технологий, приобретению опыта развития рыночных отношений. Исходя из указанных целей, ставятся задачи создания СЭЗ.

К числу таких задач относятся:

  • привлечения иностранного капитала;
  • использования зоны как шлюза между внутренней экономикой и мировым рынком;
  • отработка новых форм хозяйствования;
  • создания льготных условий для хозяйственной деятельности отечественным и зарубежным предпринимателям.

Создание СЭЗ происходит в несколько этапов. На начальной стадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, где предполагается создать СЭЗ с привлечением специалистов определяет целесообразность ее образования, намечает целевую направленность и отраслевую структуру СЭЗ, а также некоторые другие ее параметры.

По результатам проведенной работы принимаются решения о проектировании СЭЗ и подготовке соответствующих документов по ее официальному признанию.

После принятия решения о создании СЭЗ наступает этап введения ее в действие, т.е. формирование инфраструктуры, основных элементов, условий предпринимательской деятельности. Далее следует стадия функционирования зоны.

Сейчас в мире функционирует около 2000 свободных экономических зон. Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

При этом, главным образом, предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась “доводка” продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.

Успешным вариантом свободной экономической зоны стало создание зоны благоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте “Шеннон”. Территория зоны составляла всего 15 га. Цель ставилась скромная: получить дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, тот случай, когда результаты значительно превзошли ожидания. Еще один удачный пример свободной экономической зоны, центром которой явился аэропорт – “Дог-Айленд” (Англия, 1982 г.). Площадь этой СЭЗ составила около 2000 га. Под реализацию намеченной программы было привлечено более 1 млрд. ф. ст.

В 1967 г. в Бразилии была создана свободная экономическая зона иного типа – “промышленный округ свободной зоны Манаус” (Амазония). Выделенная для этой СЭЗ площадь – 3,6 млн. кв. км.; цель – стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели – налоговые льготы. Это зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро СЭЗ составили примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3-5 % производства.

В 1978 г. в Китае были созданы свободные экономические зоны в 14 прибрежных городах. Цель – развитие внешней торговли. Основной инструмент – налоговые и таможенные льготы. На каждый гектар зоны в период ее становления ежегодно вкладывалось примерно 15-17 млн. долл. США. Всего с момента создания по 1987 г. в СЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22 млрд. долл. Через них проходило 2/3 внешнего товарооборота страны. В 1990 г. экспорт только одной зоны Шеньчжень составил 3 млрд. долл.

Происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В ближайшее время в США планируется создать до 1000 СЭЗ. Объем инвестиций должен при этом составить более 3 млрд. долл., а число дополнительных рабочих мест – 100 тысяч.

В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис “Цикуба” обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.

Наконец, можно выделить еще одну разновидность свободных зон, которая распространена в мире, — оффшорные зоны, которые служат своего рода “налоговыми оазисами”, обслуживающими международные финансовые операции. Примерами оффшорных центров являются, прежде всего, островные территории – Антильские, Багамские, Бермудские, Виргинские, Каймановы, Барбадос, Гернси и Джерси, Кипр, Мальта, Мадейра, а также Гонконг, Западное Самоа, Ирландия, Либерия, Ливан, Лихтенштейн, Панама, Сингапур и ряд других.

Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.

По налоговым льготам, в свою очередь, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. Можно также добавить, что если в Ирландии, Швейцарии от оффшорных компаний требуется лишь минимальных бухгалтерский учет, то на Антильских островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне отсутствует даже такое требование. В Западном Самоа форма и порядок бухгалтерского учета не регламентированы и выбираются владельцем компании.

Интересен опыт Венгрии. В этой стране был реализован режим классического оффшора. Оффшорные копании получают скидку на налог на прибыль в размере 85 %, что позволяет сократить реальную ставку налога до 5,4 %. Оффшорной компании предоставляется право вести операции с иностранной валютой; иметь счета в иностранных банках при условии, что определенная доля счетов приходится на Венгерский банк.

Так, для оффшорных компаний льготы могут быть целенаправленно ориентированы на основных торговых партнеров того или иного региона (для Республики Татарстан это, например, Германия, США, Венгрия, Швейцария, Австрия, Китай, Турция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия); данная рекомендация, разумеется, небесспорна и нуждается в дополнительной проработке.

По наблюдениям специалистов, многие СЭЗ прошли свой “путь”, трансформируясь сначала из складских и транзитных зон в экспортно-производственные, а затем – и в комплексные. Мировой опыт свидетельствует, что при отсутствии экспортных зон рост вывоза из страны товаров и услуг увеличивается в среднем в год на 7 %, при наличии же их – на 20 %.

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, мировая практика показывает, что создание СЭЗ – весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, не располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой  литературы

 

  1. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон // Российский экономический журнал – 1995 — № 11, с. 34-44.
  2. Глуховский М. Свободные экономические зоны и занятости // Трудовой мир – 1998 — № 5, с. 26-28.