АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. ВОЛЕЙБОЛ 30

План:

  1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. История возникновения волейбола

1.2. Правила   игры

 

1.3. Изучение   техники   игры

1.4. Специфика волейбола

  1. Физическая подготовка и методика развития специальных физических качеств

2.1.  Психологическая подготовка

2.2.  Изучение   техники   игры

2.3. Тактика игры

3.Техника   нападения

3.1. Перемещения

3.2. Подачи

3.3. Передачи

3.4. Нападающие удары

  1. Техника защиты

4.1 Прием  мяча

Заключение

Список   используемой   литературы
                                               1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЛЕЙБОЛА

 С момента своего «изобретения» игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.

В своём реферате я расскажу о развитии волейбола в мире и в нашей стране, о правилах этой игры, о её технике и тактике.

 Официально, датой рождения волейбола считается 1895 год, когда преподаватель физкультуры Гелиокского колледжа (штат Массачусетс, США) Вильям Морган изобрёл игру волейбол, а затем и разработал её первые правила. Это официальная версия, хотя есть и другие. Некоторые склонны считать родоначальником волейбола американца Халстеда из Спрингфилда, который в 1866 году начал пропагандировать игру в «летающий мяч», названную им волейболом.

Попробуем проследить за развитием предка волейбола. Сохранились, например, хроники римских летописцев 3 века до нашей эры. В них описывается игра, в которой по мячу били кулаками. До нашего времени дошли и правила, описанные историками в 1500 году. Игру тогда называли «фаустбол». На площадке размером 90х20 метров, разделённой невысокой каменной стеной, состязались две команды по 3-6 игроков. Игроки одной команды стремились перебить мяч через стену на сторону соперников.

Позже итальянский фаустбол стал популярным в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Дании и других странах Европы. Со временем и площадка, и правила изменились. Так, длина площадки была уменьшена до 50 метров, а вместо стены появился шнур, натянутый между столбами. Строго определился и состав команды — 5человек. Мяч перебивали через шнур кулаком или предплечьем, причём уже оговаривали три касания мяча. Можно было перебивать мяч через шнур и после отскока от земли, но в этом случае разрешалось одно касание. Игра длилась в два тайма по 15 минут. Эта спортивная игра появилась давно, но её возраст отсчитывается только с 19 века потому, что первые правила волейбола были обнародованы в 1897 году. Естественно, сейчас они во много отличаются от первоначальных, волейбол растёт и совершенствуется.

В нашей стране волейбол широко распространили после революции 1917 года.   

         В 1925 года по инициативе секции игр в Москве созывается актив, на котором были приняты первые в нашей стране правила игры, в этом же году состоялись первые официальные соревнования по волейболу. С 1927 года проводится ежегодное первенство Москвы. В последующие годы волейбол получает повсеместное развитие.

В 1928 году в Москве состоялся чемпионат СССР, вошедший в программу 1 Всесоюзной спартакиады. В нём участвовали команды со всей страны. Однако, несмотря на бурное распространение и популярность новой игры, и целый ряд новинок, которые привезли на этот чемпионат команды, спортивное мастерство волейболистов находилось ещё на низком уровне.

Великая Отечественная война затормозила развитие волейбола. Но несмотря на огромные трудности военного времени, спортивная жизнь в стране не замирала. В 1943 году разыгрывается первенство Москвы, в 1944 году первенство и кубок Москвы по волейболу. В 1945 году вновь проводится первенство СССР. Чемпионами страны стали московские команды «Динамо» (мужчины) и «Локомотив» (женщины). На этих соревнованиях мужская команда «Динамо» (Москва) широко применяла в защите взаимодействие защитных линий и доигрывание принятых мячей, а в нападении использовала всё пространство по длине сетки для выпадения нападающего удара. Такая организация игры и принесла команде титул чемпионата СССР и дала толчок дальнейшему развитию тактики волейбола.

Прошедшие в 1946-1947 гг. первенства страны, а также успешное выступление советских волейболистов на международной арене послужили толчком к дальнейшему развитию волейбола в СССР. В 1947 году советские волейболисты, участвуя в соревнованиях на международном фестивале демократической молодёжи в Праге, заняли первое место. В этом же году создаётся Международная федерация волейбола (ФИВБ). После выступления Всесоюзной волейбольной секции в члены этой организации (1948год) волейболисты СССР, становятся участниками всех международных соревнований.

В 1949 году мужская команда советских волейболистов завоёвывает звание чемпиона в первом официальном первенстве мира. Наши сборные команды мужчин и женщин побеждают и в первенстве Европы. Свои чемпионские титулы они подтверждают и в последующие два года. Летом 1952 года первенство мира проводилось в Москве. Советские волейболисты и волейболистки в этих соревнованиях стали сильнейшими в мире.

Включение в 1964 году волейбола в программу Олимпийских игр значительно повысило требования к игре волейболистов.

  • ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра производится   на   площадке,   которая   представляет   собой прямоугольник     18х9 м. Она должна быть твердой и ровной. Площадка ограничивается короткими     (лицевыми) линиями и длинными (боковыми). Середины боковых линий соединяются прямой линией, которая называется средней. На расстоянии 3 м от средней линии и  параллельно ей проводят линии, соединяющие боковые линии – это линия нападения. Ширина всех линий разметки площадки 5 см, они входят в размеры ограничиваемых   ими площадей. Цвет линии должен отличаться от цвета площадки.

Над средней линией площадки натягивается сетка длиной 9.5 м и шириной 1 м.   Сетка крепится на двух стойках (столбах), которые устанавливаются на расстоянии не ближе 50 см от боковых линий. Высота сетки в середине площадки должна быть 2.43 м для мужских команд и 2.24 м – для женских. В команде должно быть не более 12 игроков; 6 игроков, начинающих игру в данной партии, считаются основными, они действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2, 3, 4), называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии, они считаются запасными и располагаются около площадки на отведенных местах. Любой основной игрок в каждой партии может быть один  раз заменен запасным игроком и имеет право вновь вернуться в игру вместо ранее заменившего его запасного игрока.

Соревнования проводятся из трех или пяти партий – это предусматривается положением о соревнованиях. Победившей считается команда, выигравшая две или три  партии. После каждой партии,  а  также  в  третьей  (пятой) решающей партии при счете «8» производится смена сторон. Команде засчитывается очко, когда при ее подаче ошибку  совершает  команда  соперника.  Партия  считается выигранной,  когда  одна  из команд набрала 15 очков или перевес в 2 очка   при   равенстве  счета (например,  16:14,  17:15  и  т.д.).

Во время игры каждая команда имеет право на три удара для направления мяча    на сторону соперника. Касание мяча при блокировании за удар не засчитывается.     Принимать мяч разрешается любой частью тела выше пояса. Касание  мяча  должно быть коротким, отрывистым. Один и тот же игрок не имеет права касаться мяча два раза подряд: исключение составляет прием мяча после блокирования. При одновременной ошибке, допущенной двумя игроками разных команд, мяч переигрывают.

При блокировании разрешается переносить руки над сеткой на сторону   соперника, но при этом блокирующие не имеют права касаться мяча, пока команда   соперника не завершит действие, которым направляет мяч в сторону блокирующих.

Мяч должен быть перебит на сторону соперника над сеткой в пределах ее   ширины (9 м). Если мяч пересек плоскость сетки за этими пределами, команде засчитывается ошибка. Касание мячом сетки в указанных пределах не является ошибкой (за исключением подачи). Касание площадки противоположной команды   любой частью тела считается ошибкой. Наступать на среднюю линию можно.

Каждая команда в каждой партии имеет право на два перерыва в игре по 30 с  каждый.

1.4. СПЕЦИФИКА ВОЛЕЙБОЛА

Специфика волейбола отчасти заключена в самом его названии: «волей» — на лету, «бол» — мяч.

Одной из важных задач в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйти на мяч» — занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями.

Ведущую роль играют быстрота и сила в определенных сочетаниях. При этом первостепенное значение имеет скорость мышечного сокращения и регулирования скорости движений. Особое значение придается пространственной точности движений, крайне необходимой при первых и вторых передачах мяча, подачах, нападающих ударах.

Важна быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений.

Ещё одна отличительная черта волейбола — сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейбол должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной игре степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.

 

 

 

 

 

  1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ

КАЧЕСТВ

 

    Волейбол предъявляет высокие требования к  функциональным  возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает  внезапные  и  быстрые  передвижения, прыжки, падения и  другие  действия.  В  связи  с  этим  волейболист  должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке,  большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами  в  определенных их  сочетаниях.  Систематическое  развитие  физических  качеств  содействует успешному овладению приемами техники игры и  тактическими  взаимодействиями.

В  детском  и  подростковом  возрасте  физическая  подготовка   в   основном

направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств,  общей выносливости. В  подростковом  возрасте,  когда  идет  упрочение  навыков  в технике и тактике и  их  совершенствование,  физическая  подготовка  создает основу для повышения уровня  овладения  техникой  и  тактикой.  В  юношеском возрасте  большое  внимание  уделяется  силовой  подготовке  и   специальной выносливости.

    Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между  которыми существует тесная взаимосвязь.

Подвижные игры

    «Чей отскок дальше». Игра проводится в  спортивном  зале  или  в  любом

месте, где есть стенка. Игроки поочередно бросают теннисный (резиновый)  мяч о стенку снизу (сверху) одной  рукой.  Фиксируется  дальность  отскока.  Чей отскок  дальше,  тот  победитель.  Вариант:  ограничить  участок  стенки,  о которую производятся броски мяча.

    «Кто дальше бросит». Участники делятся на З—4 группы и выстраиваются  в шеренги (одна за другой). Каждый игрок первой шеренги держит малый  набивной мяч (хоккейный или теннисный). Судьи находятся в стороне от  линии  бросков. У линии метания, расположенной в 2 м от  первой  шеренги,  обозначены  линии бросков: на расстоянии 10 м — первая, на расстоянии 12 —вторая и  т.  д.  По сигналу игроки первой шеренги по очереди бросают мячи одной рукой снизу  или сверху. Судьи оценивают каждый бросок в  очках:  мяч,  брошенный  за  первую линию — одно очко, за вторую — два очка и т. д. Вариант: броски  выполняются через веревку, натянутую на определенной высоте (2—3 м);  каждый  делает  по два броска (правой и левой рукой).

    «Точная подача». Перед игрой две команды строятся в шеренги за лицевыми линиями волейбольной площадки, которая по обеим сторонам сетки разделена  на несколько квадратов. В каждом  квадрате  —  цифра,  обозначающая  количество очков, начисляемое за попадание после подачи в этот  квадрат.  Первый  игрок одной из команд берет  мяч,  называет  цифру  и  посылает  мяч  через  сетку заранее  обусловленным  способом  подачи.  Если  мяч  приземлился  точно   в указанной зоне, игрок получает соответствующее количество очков. Если же  он упал в другую зону, из названного игроком числа высчитывают 2  очка.  В  том случае, когда мяч заденет сетку или  игрок,  подавая,  переступит  за  линию подачи, очки не начисляются. Игрок, выполнив подачу, встает  в  конец  своей колонны. Подачи выполняются  командами  поочередно.  Итоги  подводят  тогда, когда каждый участник игры будет в  роли  подающего  (один  или  два  раза). Сумма очков определяет команду-победительницу.

2.1.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

    Психологическая подготовка  осуществляется  в  единстве  с  физической,

технической и тактической.

    Для  волейбола  характерна  высокая  эмоциональная  и  интеллектуальная

насыщенность. Эмоциональное  состояние  волейболистов  очень  влияет  на  их игровую деятельность. Самообладание и  эмоциональная  устойчивость  помогает волейболисту  сохранять  точность  движений,  ясность   тактической   мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая  подготовка  нередко приводят  к  победе  над  более   сильным   соперником.   Волевые   качества волейболистов   проявляются   в   преодолении   трудностей    обусловленными особенностями игры.

    Целеустремленность и настойчивость выражается в активном  и  неуклонном стремлении  повысить  спортивное  мастерство,  в   трудолюбии   на   учебной тренировочных занятиях.

 

  Выдержка,   смелость   и   самообладание   выражаются   в   преодолении

отрицательных эмоциональных состояний, часто связаны с  определенным  риском при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.

    Решительность и дисциплинированность выражаются в способности принимать правильные решения, смело брать на себя ответственность  в  сложных  игровых ситуациях,  в  способности  волейболистов  вносить  в  игру   творчество   и инициативу, в умении подчинить свои действия задачам  коллектива  на  основе сознания необходимости выполнения своего долга. Все эти качества  неразрывно связаны  взаимно обусловлены.

    Психологическая  подготовка   волейболистов   определяется   характером

игровых  действий  и  особенностями  соревнований.  Выполнение   большинства приемов игры связано со стремительностью реакции,  быстрым  переключением  с одних форм движений на другие, с  правильным  ориентированием  на  площадке. Сложность игровых действий заключается  в  том,  что  весь  арсенал  приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно  иных  по скорости и характеру.  Игра  волейболиста  связана  с  выполнением  ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому  от  него  требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий  и ответных движений.

    Эффективность  технико-тактических  действий  в  значительной   степени

определяется хорошим периферическим зрением волейболистов,  высоким  уровнем развития у них интенсивности,  устойчивости,  распределения  и  переключения внимания.  Волейболисту   приходится   одновременно   воспринимать   большое количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно  переключать и распределять его. Например, он следит за  полетом  мяча  с  подачи,  затем принимает  его,  одновременно  распределяя   свое   внимание   —   определяя расстояние к мячу и к партнерам, следит, как  передвигаются  свои  игроки  и игроки команды соперников.

    Игра в нападении с первой передачи, выход игрока с задней линии к сетке

для организации атак, организация различных вариантов защитных и  нападающих действий  —  все   это   обусловливает   высокие   требования   к   мышлению волейболистов.  Им  необходимо  уметь  быстро  и  точно  ориентироваться   и оценивать  действия   партнеров   и   соперников   в   игровой   обстановке, самостоятельно  принимать  эффективные  тактические   решения,   разгадывать замыслы соперника и предвидеть результаты. Именно  в  тактических  действиях волейболистов и реализуется их творческое мышление, память, представление  и воображение.

    Одно из важных психологических особенностей  двигательной  деятельности волейболистов  —  это   умение   выполнять   точные   и   дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия.

    Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой юных волейболистов, должны занять одно из  главных  мест  в  учебно-тренировочном процессе.

 

2.2.  ИЗУЧЕНИЕ   ТЕХНИКИ   ИГРЫ

Техника игры разделяется на технику нападения (перемещения, подачи,       передачи, нападающие удары) и технику защиты (перемещения, прием мяча, блок).

2.3. ТАКТИКА ИГРЫ

Тактика игры — это умения и разумная организация всех действий игроков с целью выйти победителем в игре. Все действия игроков в волейболе делятся на две категории: защитные и нападающие действия. В соответствии с этим и тактика игры складывается из тактики нападения и тактики защиты. Различают индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.

Тактика защиты и тактика нападения резко различаются на крайних полюсах: организация действий при приеме мяча от противника и завершающий нападающий удар с предшествующей ему второй передачей. Однако, принимая мяч от противника, игрок стремится направить его к сетке так, чтобы его партнеры наилучшим образом могли организовать нападающие действия. Здесь защитные действия одновременно выступают и как нападающие.

Тактика тесно связана с техникой. Никакой замысел в игре не может быть выполнен без совершенного владения техническими приемами игры, необходимыми для выполнения этого замысла.

С учетом своих возможностей каждая избирает систему игры в нападении и защите, которая предусматривает рациональную организацию действий игроков в нападении и защите.

          Тактические действия в нападении осуществляются посредством подач, передач и собственно нападающих ударов.

          Тактика подачи имеет основную задачу — ввести мяч в игру, предельно затрудняя его приём и организацию последующих действий противников.

          Тактика передач. Основной задачей при выполнении передач  для нападения является создание наиболее благоприятных условий для выполнения завершающего удара.

Слабо подготовленному игроку для выполнения нападающего удара требуются хорошие условия: вертикальная передача, достаточная высота мяча и на определённом месте, возможность разбега для прыжка, тактика передач в таких случаях состоится в том, чтобы создать эти наиболее удобные условия для нападающего удара.

Более сложным является выведение игрока для выполнения нападающего удара в такое место, в котором противник может оказать наименьшее сопротивление. с этой целью передача производится игроком, который для выполнения этой функции вынужден меняться с тем, чтобы занять ключевую позицию, позволяющую разнообразить простые передачи. Поэтому в тактике передач применяются: простые передачи, передачи со сменой мест, передачи для нападающего удара с первой передачи и передачи в прыжке.

         Обманы в волейболе чаще всего применяются в сочетании с подготовкой к нападающему удару или передачей для него. Тактика этих действий при нападающих ударах состоится на использовании такой подвижности или невнимательности отдельных игроков команды противника. При неправильной расстановке игроков на площадке, особенно с увеличением числа блокирующих появляются места, свободные от игроков. Наличие таких свободных мест и используется при так называемом обмане. Обман выполняется на те места, которые оказались свободными или места, откуда игрок переместился с целью закрытия свободного места.

         Тактика защиты состоит из чёткого взаимодействия игроков передней линии между собой (блокирование и страховка), игроков задней линии между собой и, наконец, взаимодействие игроков задней линии и игроков передней линии между собой.

         Блокирование. Первым действием, которым команда начинает защищаться от нападающего удара противника, является блокирование. Блокирование может быть одиночным или групповым (двойным, тройным).

         Приём мяча с подачи и от нападающего удара. Наилучшая техника для защитных действий на задней линии — нужная передача мяча с возможным смягчением удара. С этой целью необходимо правильно определить направление полета мяча и место его приземления. Здесь, прежде всего, надо оценить обстановку: в каком положении находится мяч, ударяющий игрок по отношению к мячу и к сетке, каким в соответствии с этим будет наиболее вероятное направление мяча от нападающего удара, какова будет крутизна траектории его полета.  

         От расстояния между мячом и сеткой зависит угол полета мяча после удара (без блока). Поэтому при близкой к сетке передаче мяча для нападающего удара следует перемещаться вперед с тем, чтобы попасть в нужное для приема мяча место.

         Страховка. Надобность в страховке действий игрока может появиться во многих случаях: при плохой подвижности отдельных игроков, несовершенном владении передачей и др. их подстраховывают товарищи по команде. Постоянная необходимость в страховке возникает при нападающем ударе и блоке. Находясь в прыжке, ни нападающий, выполняющий удар, ни блокирующий игрок не могут передвинуться, реагируя на противодействие и действие противника. В связи с этим необходимо этих игроков страховать.

Тактический успех страховки, как и других защитных действий, зависит от предвидения действий игроков команды противника.

 

 

 

3.   Техника   нападения

3.1.  Перемещения.

Во время игры, прежде чем выполнить тот или иной технический прием, волейболист перемещается по площадке. Цель таких перемещений – выбор и занятие места для выполнения конкретного технического приема нападения или защиты. Для    быстрого начала движения перед перемещением игрок должен принять стартовую стойку  готовности. Выделяют следующие типы стартовых стоек:

Устойчивая – одну ногу (чаще левую) ставят впереди другой, ноги согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью 130-150 градусов), туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в  локтях и вынесены вперед туловищем игрока (чаще  всего  применяется  при приеме подачи).

Основная – стопы обеих ног расположены на одном уровне на расстоянии    20-30 см друг от друга. Тяжесть тела равномерно распределена на обе   ноги, ОЦТ тела игрока проектируется на середине площади опоры. Ноги  согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью 140-160   градусов),  туловище  наклонено вперед. Такая стойка используется во всех технических приемах; при этом можно стоять неподвижно (статическая   стартовая стойка), можно переступать с ноги на ногу (динамическая  стартовая  стойка), что в известной мере облегчает начало движения.

Перемещение по площадке осуществляется ходьбой, бегом, скачком.

Ходьба – в отличие от обычного шага ногу выносят вперед слегка согнутой (так называемый пригибной шаг). Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ игрока и быстро принимать исходное положение для выполнения технических приемов.

Бег – отличается стартовыми ускорениями, резкими изменениями направления движения и резкими остановками. Последний беговой шаг     должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением, аналогичным запрыгивающему шагу при нападающем ударе.

Совершенствование нападающих ударов проводится как без противодействия блока, так и при пассивном или активном сопротивлении блокирующих.

Игрокам полезно вырабатывать своеобразное мышечное чувство, прыгать как можно выше, чтобы нанести удар по мячу на «своей» высоте.

         Блок — это основной защитный прием. Техника блокирования проста: прыжок и вынос рук над верхним краем сетки. Но не последнюю роль играет и перемещение игрока к месту постановки блока.

Игрок перемещается вдоль сетки приставными или окрестными шагами, бегом или шагом, согнув руки, держа кисти на уровне лица. Во время перемещения и прыжка взгляд блокирующего направлен не нападающего игрока противника. По приему с подачи или нападающего удара, а также по начальной траектории мяча после передачи блокирующий определяет направление и характер передачи нападающему.

Скачок – широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, скачок  сочетается с шагом или бегом. Перемещение часто  заканчивается скачком, позволяющим быстрее его завершить.

3.2. Подачи

Подача – технический прием, с помощью которого мяч вводится в игру.  Наступать на лицевую линию площадки или переступать ее в момент выполнения подачи запрещается. Удар должен быть нанесен по мячу, находящемуся в воздухе. Подача считается правильной, если мяч пролетел над сеткой в пределах ширины 9 м  (между антеннами и ограничительными лентами), не задев ее. Подача считается неправильной, если мяч упадет за пределами площадки: коснется игрока подающей  команды; производится броском или толчком; выполнена двумя руками; произведена с  нарушением очередности при  смене  мест; коснется какой-либо части подающего после подбрасывания.

Различают четыре способа подачи: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая.

Во всех вариантах подачи перед ее выполнением игрок должен принять  исходное положение. При этом левая нога (для правши) ставится впереди правой, ноги несколько согнуты в коленях (угол сгибания между бедром и голенью 130-160 градусов). Левое плечо впереди  правого, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Левая  рука  согнута  в локте и вынесена вперед перед туловищем, мяч лежит  на ладони. Правая  рука  внизу и готовится к замаху. Игрок смотрит вперед.

Нижняя прямая подача. Занимающийся стоит лицом к сетке. Мяч левой рукой   плавно подбрасывает вверх на высоту до 0.5 м над головой. Одновременно с   подбрасыванием мяча правой рукой выполняет замах назад вниз. При снижении мяча в полете примерно до   уровня   груди   игрок   маховым  движением прямой правой руки сзади вниз вперед выполняет ударное движение. Одновременно с махом производит   поворот туловища вокруг вертикальной оси, правое плечо выводит вперед. С началом ударного движения ноги выпрямляются, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. Удар по мячу наносится напряженной ладонью впереди игрока на уровне его пояса так, чтобы после удара мяч летел вперед и вверх. После удара рука вытягивается в направлении движения мяча.

Нижняя боковая подача. Занимающийся стоит боком к сетке. Мяч левой рукой подбрасывает вверх. Одновременно с подбрасыванием правой рукой выполняет замах   вниз назад, правое плечо отводит назад и несколько опускает вниз. При снижении подброшенного мяча маховым движением прямой правой руки сзади вправо вперед ударное движение одновременно с вращением туловища вокруг вертикальной оси и выведением правого плеча вперед. Ноги при этом выпрямляются, тяжесть тела переносится на впереди стоящую левую ногу. Удар по мячу наносится напряженной вогнутой кистью снизу сбоку впереди туловища занимающегося на уровне его пояса. Рука после удара вытягивается вперед в направлении сетки, как бы сопровождая мяч.

Верхняя прямая подача.  Занимающийся  стоит лицом к сетке. Левой рукой  мяч  плавно подбрасывает почти над головой, чуть впереди на высоту до 0.5 м. Одновременно выполняет замах правой рукой вверх назад, поднимает руку и отводит согнутой  в локте за голову. При этом игрок несколько прогибается в грудной и поясничной частях туловища, отводит назад правое плечо и наклоняет голову назад. При выполнении ударного движения правую руку из крайнего положения замаха разгибает в локте и   маховым движением выносит вверх, правое плечо поднимает вверх. Далее игрок ведет   руку к мячу немного выше головы и впереди себя (угол наклона  вытянутой  руки до 80   градусов). Удар по мячу выполняет “жесткой” кистью и несколько снизу. Ноги при  этом   выпрямляются, тяжесть тела переносится впереди левую ногу. В дальнейшем рука вытягивается в направлении сетки, а затем опускается.

Верхняя боковая подача. Занимающийся стоит боком к сетке. Мяч левой рукой плавно подбрасывает вверх над головой на высоту до 1.5 м. Замах выполняет  одновременно правой рукой вниз назад, при этом правое плечо значительно опускает и сгибает правую ногу. При выполнении ударного движения правую руку маховым движением выносит по дуге сзади вверх, плечо поднимает вверх. Удар по мячу наносится выпрямленной рукой вверх и немного впереди себя (угол наклона руки около 85 градусов), кисть накладывается на мяч сзади и снизу. В дальнейшем рука по дуге опускается вниз.

Распространенные  ошибки:

  1. Игрок при подаче не попадает кистью по мячу, мяч при этом летит в разные стороны. Причины: неправильное подбрасывание  мяча для выполнения  подачи  (в сторону, за голову или далеко впереди себя и т.д.); отсутствие зрительного контроля за движением руки при ударе.
  2. При подаче мяч не долетает до сетки. Причины: медленное движение руки к мячу при ударе; при ударе по мячу кисть расслаблена.
  3. При подаче игрок не попадает мячом в площадку соперника. Причины: неправильное подбрасывание мяча для выполнения подачи; рука не   вытягивается  в  направлении движения мяча при подаче.

Способы устранения ошибок: отработать вертикальное подбрасывание мяча, концентрировать внимание на движении кисти руки при ударе по мячу, укреплении мышц руки, вытягивании руки после подачи в направлении сетки.

3.3.   Передачи.

Передача – технический прием, с  помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего удара. По направлению относительно передающего игрока передачи могут быть вперед, назад и над собой.

Передача вперед. Перед выполнением передачи игрок принимает стартовую   стойку и перемещается к месту встречи с мячом. В исходном положении стопы ставят на  одном уровне, параллельно друг другу; ноги согнуты в коленях (130-160 градусов); руки согнуты в локтях и кисти вынесены перед лицом. При приближении мяча движение начинают ноги – они разгибаются в коленях; затем руки, разгибаясь в локтях, выполняют встречное движение к мячу. В дальнейшем руки и ноги выпрямляются до    конца, руки вытягиваются в направлении передачи. Длина передачи и ее высота регулируются в коленях в исходном положении.

Передача назад. Ее целесообразно выполнять из положения, в котором одна   нога (обычно левая) несколько впереди другой. Руки поднимают так, чтобы кисти рук находились над головой. Вначале разгибаются ноги,  одновременно игрок прогибается  в  грудной и поясничной частях туловища. Затем руки разгибаются в локтях строго вверх,   а необходимый угол взлета мяча задается и регулируется величиной прогибания игрока.

Распространенные ошибки:

  1. Игрок выполняет передачу с техническими ошибками (бросок, захват мяча и т.д). Причины: неправильный выход игрока к месту встречи с мячом; отсутствие зрительного контроля при выполнении удара по мячу.
  2. При передаче игрок не может точно направить мяч своему партнеру. Причины: слишком медленные или слишком резкие движения рук при выполнении удара по мячу; руки не вытягиваются в направлении движения мяча.

Способы устранения ошибок: отработать выход к мячу так, чтобы он падал на голову; обратить внимание на быстрое выпрямление ног и относительно медленную работу рук   при ударном движении передачи; отработать полное выпрямление рук в локтевых    суставах при передаче.

3.4. Нападающие удары

Нападающий удар – технический прием атаки, заключающийся в перебивании   мяча одной рукой на сторону противника выше верхнего края сетки. Различают прямые нападающие удары (выполняют лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).

Прямой нападающий удар. Для достижения высокой горизонтальной скорости  движения и ее использования для прыжка вверх выполняется двух-трехшажный разбег.     Первый шаг относительно небольшой, скорость невелика. Во втором шаге длина увеличивается, скорость растет. Последний шаг самый большой и быстрый, его обычно выполняют как скачок (запрыгивающий шаг). Одну ногу (обычно правую) выносят   вперед и  ставят на пятку (стопорящее движение). Другую ногу подставляют так, чтобы  стопы находились на одном уровне. В прыжке одновременно со взлетом игрок делает   замах правой рукой вверх назад (по типу движения верхней прямой подачи). Ударное   движение начинает с поворота тела вокруг вертикальной оси, затем правую руку выпрямляет в локтевом суставе и вытягивает вверх вперед к мячу. Кисть накладывает  на  мяч в расслабленном состоянии сверху сбоку (угол наклона руки около 75 градусов) движением  “хлест” и одновременно с ведением руки вперед сгибает ее в лучезапястном суставе, направляя мяч вниз. В дальнейшем руку опускает по дуге вниз вперед, в направлении к левому колену. После удара игрок снижается и приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях.

Боковой нападающий удар. В современной игре используют сравнительно  редко. Разбег при этом ударе принципиально не отличается от прямого удара, только выполняется под более острым углом к сетке. В прыжке при взлете выполняют замах правой рукой по типу верхней боковой подачи: руку отводят вниз в сторону, туловище наклоняют в сторону бьющей руки, левую руку поднимают вверх. Ударное движение   выполняют так же, как при верхней боковой подаче. Начинают его с поворота    туловища вокруг вертикальной оси. Одновременно выводят вперед правое плечо и выполняют маховое движение рукой снизу-вверх  по дуге, руку выводят к мячу и  производят удар кистью сверху-сбоку. Затем продолжают поворот и движение плеча вперед и руки вперед-вниз. После удара игрок снижается и приземляется на согнутые ноги.

Распространенные ошибки.

  1. Игрок не перебивает мяч через сетку. Причины: низкий прыжок; при выполнении удара слишком поздно отпускает мяч из руки.
  2. Игрок не попадает по мячу. Причины: неправильный выбор места отталкивания в прыжке; плохое согласование действий нападающего и передающего игрока;    отсутствует зрительный контроль при выполнении разбега. Слишком слабый удар. Причины: выполнение удара согнутой в локте рукой; медленное движение руки к мячу.

Способы устранения ошибок: укрепить мышцы  ног и совершенствовать качество  прыгучести с целью повышения высоты прыжка; отработать правильный выход к летящему мячу, используя для этого неподвижно закрепленный над сеткой мяч;   укрепить мышцы руки; отработать удар по мячу прямой рукой, стоя у стены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Техника  защиты

4.1. Прием  мяча.

Прием мяча – технический прием защиты, позволяющий оставлять мяч в игре   после нападающих действий соперника. В игре используют следующие способы приема: снизу двумя руками, снизу  одной рукой.

Прием мяча снизу двумя руками. После перемещения к месту встречи с мячом в последнем стопорящем шаге руки вынесены вперед вытянутыми и напряженными,   кисти соединены вместе, образуя своеобразный “замок”. Можно соединить кисти, сжать кулаки. Целесообразно ставить одну ногу (чаще левую) впереди другой,  ноги согнуть  в  коленях, туловище несколько наклонить вперед. Руки располагают перпендикулярно     траектории полета мяча. При приближении мяча встречное движение начинают ноги,  которые, выпрямляясь в коленных суставах, поднимают тело игрока вверх и несколько    вперед (примерно под углом 20 градусов). Руки включаются в работу несколько позже. Удар по мячу выполняют предплечьем (в передней его трети). Ноги выпрямляют, руки после удара вытягивают в направлении передачи.

Прием мяча снизу одной рукой. Таким способом принимают мячи, летящие далеко от игрока после предварительного перемещения или выпада. Ударное движение выполняют только рукой, ноги в нем не участвуют. Пальцы напряжены,  сжаты. Можно  ударить тыльной стороной ладони.

Распространенные ошибки:

  1. Игрок выполняет прием мяча с техническими ошибками (мяч прокатывается по рукам, останавливается и т.д.). Причины: неправильный выход игрока к месту встречи с мячом; неправильное расположение рук при приеме мяча; отсутствие зрительного контроля при выполнении удара по мячу.
  2. Игрок не может точно направить мяч своему партнеру. Причины: слишком резкое движение рук при выполнении удара по мячу; руки не вытягиваются в направлении движения мяча.

Способы устранения ошибок: отработать правильный выход к мячу так, чтобы он   падал на выставленное вперед  колено; обратить внимание на быстрое выпрямление ног   и относительно медленную работу рук при передаче; отработать вытягивание рук после передачи в направлении движения мяча.

 

 

Заключение

В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные  решения.

Вывод: волейбол способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма;  настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления;  способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических    качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Б.И. Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь и др. “Физическая культура”, Высшая  школа  1989 г.
  2. Ю.Д. Железняк  “Юный волейболист”, Учебное   пособие   для   тренеров. Москва. Физкультура и спорт, 1988 год.
  3. Н.К. Коробейников, А.А.Михеев, Н.Г. Николаенко “Физическое воспитание”, Учебное  пособие  для  средних  специальных  учебных  заведений. Высшая  школа  1984 г.