АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Этноним «казах»

 

Оглавление:

 

 

Введение ……………………………………………………….

 

1.    Истоки слова «казак»…………..…………………………….

 

2.    Этноним «казах»………………………………………………

 

3.    «Казак» или «казах»?…………………

Заключение……………………………………………………

 

Список использованной литературы……………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

В исторической литературе существует множество точек зрения по поводу происхождения и толкования слова  «казах». Происхождение этнонима «казах» до сих пор является предметом дискуссий, так как каждый источник основывается на своих, присущих автору утверждениях. Однозначно определить истину не представляется возможным, и поэтому мы остановимся на основе анализа исторических источников.  Данная семестровая работа посвящена изучению вопроса об этнониме «казах», его возникновении и толковании. Именно этот вопрос остается на сегодняшний день, несмотря на многочисленные научные исследования достаточно проблемным и интересным для изучения.

Основными вопросами исследования данной семестровой работы являются вопросы возникновения и правильного толкования этнонима “казах”. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды таких ученых, историков как Б.Джилкибаев, Б.Г. Каирбекова, Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.,  Шакарим Кудайберды-улы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.    Истоки слова «казак»

 

Казак – исконно тюркско-кыпчакское слово с изначальным значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».

В исторической литературе встречаются самые разнообразные толкования происхождения слова казак. Начиная с вывода из тюркских глаголов каз – «рыть», кез – «скитаться», кач – «бежать, спасаться», до создания этимологии этого слова от каз – «гусь» и ак – «белый» («гусь белый»). К примеру, Арон Атабек в спецвыпуске газеты «ХАК» пишет следующее: «Науке известны сотни толкований имени Казах. Пожалуй, самое отвергаемое наукой («народная этимология»!), но, действительно, самое популярное в народе: «Каз-Ак» — «Гусь Белый».
Кажется, этот тот самый случай, когда «народная этимология» ближе к истине, чем научная аргументация. Гусь — один из древнейших тюркских тотемов. Этнограф А.Диваев писал о казахах 19 века, что они приходят в священный трепет, слыша голос гусиной стаи.
Тотем — всегда символ защиты и покровительства, а значит, силы и отваги. «Волк», «Собака» и «Гусь» являются в тюркской этнопсихологии одинаково священными и великими понятиями. (Напомню, что именно от Гуся (Ала-Каз) рождена Собака — Кумай). Один из казахских национальных героев, великий оратор средневековья Казыбек-бий удостоился эпитета Каздауысты — «Гусеголосый» .
[1] Противоположная точка зрения у профессора–языковеда Б. Джилкибаева: «Каких только предположений о слове «казах» мы не встречали! Додумались даже до такого объяснения, согласно которому «казах» — это «гусь белый»! Вопреки синтагматическому закону, когда атрибутив предшествует субстантиву. Это самый строгий закон в казахском языке. Некоторые считают, что «казах» означает «отделенный», «отделившийся», «изгой» и т.п. Все это, конечно, несерьезно. В настоящее время казахи носят старинное имя своих предков, которые были добрыми людьми, смелыми воинами, отважными защитниками своей Родины».[2]По моему мнению, вторая точка зрения более аргументирована, чем первая. Но однозначно сказать всё равно нельзя.  Финский исследователь Г.Рамстедт, выводил слово казак из монгольского термина касак-тэргэн, обозначающей род повозки, но данная точка зрения вообще не аргументирована. А. Шахматов и В. Ушков предположили, что «казак» – воин-дружинник тюрко-язычных племён Южного Казахстана, а Н.Мичурин в своих трудах высказал мнение о том, что «казак» перетрансформированное от китайского «касак» – «большое владение».  Н.Карамзин и А.Вамбери в своих трудах дают сведения о том, что византийский император Константин Багрянородный (середина X в.) упоминает «страну Казахия». Дальнейшие исследования показали, что именование Казахия читается как Касахия и имеются в виду не казахи, а касоги.  (Касоги – это группа абхазо-адыгейской группы, говорящей на одном из автохтонных кавказских языков). Таким образом, связь этнонима «казак» с названиями «касог», «касахия», основана на созвучии слов и носит сугубо декларативный характер. Так же существует точка зрения, что арабский историк Ибн Асам аль-Куфи употреблял слово «касак» в историческом сочинении «Китаб аль-Футух» (конец IX — начало X века), но и там тоже упоминается местность Касак, расположенная на Кавказе”.

Существует также такое мнение, что наименование «казак» относится к периоду Восточного и Западного тюркских каганатов, ко времени правления Куль-тегина и Бильге-кагана. В основе данного мнения лежит именование восточных тюрков, как «кок тюрк», (так как восток в тюркском цветовом обозначении частей света был обозначен светло-голубым цветом, цветом неба), следовательно, слово «казак» должно быть связано со словом «кас», далее выходило слово «кас-ак» («кас» – настоящий, «ак» – запад) – «настоящий (выходец) из запада» Но независимо от того, какое происхождение имеет слово казак однозначно можно сказать, что первоначально слово употреблялось в качестве нарицательного обозначения человека вольного, свободного, бездомного, скитальца, а так же изгнанника.

Таким образом, словом  казак называли всякого вольного человека , скитальца, искателя приключений. Отсюда слово казак появляется в русском языке, и распространяется после отмены крепостного права в России. «Казаками на Руси звали людей без определенных занятий и постоянного местожительства, вольных, гулящих людей, а так же вольнонаемных батраков и т.д. . Хотя слово казак зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века , но все же первоначально родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества».[3] Исходным значением термина казак, служил социальный статус, социальное положение в обществе, государстве. Человек ставший изгоем, скитающийся по разным местам назывался казаком, данный статус своеобразно был временным, людей, которые вели такой образ жизни было немало, это обуславливалось не только сложностью обстановки или просто доброй волей, но и тем что данный образ жизни был сопряжен с многочисленными трудностями выживания в одиночестве с дикой природой. Человек-казак ставил себя в экстремальные условия, скитания в пустынях, лесах, горах. Ввиду того, что статус казак был временным, казаком мог стать любой человек независимо от принадлежности, социального положения, будь он тюрк или перс. Старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства «кочевых узбеков» Шибанид Абу-л-Хаир, его внук Муххамад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Саид; Султан Хусайн – все они были некоторое время казаками, причем Султан Хусайн и Султан Саид позднее стали править каждый  в своей стране, что подтверждает временность статуса. Казакование не знало этнических и государственных границ, и было так сказать престижным явлением, так как закаляло дух, делало человека мужественным, давало почувствовать независимость и самостоятельность.

  1. Этноним «казах»

Возникновение современного этнонима казах напрямую связано с откочевкой Гирея и Джанибека. Именно они положили основу для образования казахского этноса и этнонима казах. Группа кочевников из Узбекского улуса, отделившегося от государства Абу-л-Хайр-хана и восставшая против него, во главе с Джанибеком и Гиреем некоторое время скиталась в степях Семиречья, за что получила название «узбеки-казаки». Это и было важным в образовании этнонима казах. Парное название означало лишь принадлежность кочевников, первая часть «узбек» — говорила о том, что данные кочевники происходят от узбекского улуса. В частности истории известны монгольские, ногайские, дештские казаки, чутур-казаки (на Кавказе), а так же «казаки эмира Танбала», «наши казаки» (слова Бабура), «шибан-казаки» и т.п. И именно поэтому первая часть «узбеки» была своеобразным описанием принадлежности казаков Гирея и Джанибека, а так же их потомков к Узбекскому улусу – это подтверждает автор «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдар.

Узбекское происхождение казаков Джанибека и Гирея потверждается Мухаммадом  Хайдаром, он говорит о том, что они формировались из беглецов Узбекского Улуса, что и получило отражение в их первоначальном названии «узбеки-казаки». Откочевка Джанибека и Гирея 1459 г., стала одним из важных моментов формирования казахской народности и именно в это время происходит так называемое присваивание будущего имени казаки (казахи). «И отныне слились в нерасторжимое единство история людей, приверженцев Урус-хана и история слова казак. … откочевка Джанибека и Гирея – судьбоносное событие и в истории самого слова казак».[4]

После смерти Абу-л-Хайр хана в Узбекском улусе произошла смена династии другой ветвью Чингизидов которая не привела к каким-нибудь существенным переменам в экономической и социальной структуре государства кочевых узбеков, но привела к изменению самоназвания государства и к приобретению слову казак этнической основы. Потомки Урус-хана возглавившие «узбеков-казаков» и ставшие в последствии во главе большинства узбеков Узбекского улуса сгенерировали своеобразную конкуренцию с потомками Шибана, которые в последствии были отстранены от власти путем подавления. Далее племена, обитавшие в Узбекском улусе, стали подразделять на узбеков (шибанитов), казаков (казахов) и мангытов (ногаев). Тем самым безраздельному господству термина узбек был положен конец. Вот как характеризует этнополитическую ситуацию на территории Восточного Дешт-и Кипчака того времени Ибн Рузбихан, один из самых осведомлённых придворных историков Шейбани-хана. «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно из них – шибаниты, и его ханское величество после ряда предков был и есть  их повелитель. Второе племя – казаки, которые славны во всём мире силою и неустрашимостью, и третье племя – мангыты, а из них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном; другой с Туркестаном; третий с Дербендом; четвёртый с Хорезмом; пятый с Астрабадом. И все эти земли целиком являются местами летних и зимних кочевий узбеков. Ханы этих трех племён находятся постоянно в распре друг с другом и каждый из них посягает на другого».[5]

В XVI веке произошли события, которые привели к огромным этнополитическим, экономическим переменам в истории Средней Азии и Казахстане. Мухаммад Шейбани (глава Шибанидов), вышел из степей Дешт-и Кипчака и воспользовавшись политической раздробленностью страны, в 1500г. захватил Бухару, а в мае 1501г. захватил Самарканд, изгнав оттуда потомка Тимура Бабура. Вскоре  Бабур был вынужден икать убежище у своего дяди, монгольского хана Махмуда, а после его поражения от Шейбани-хана в сражении под Ахси в 1503г. удалился в Кабул. Шибаниды продолжали захватывать все новые и новые мелкие владения Тимуридов, пользуясь их раздробленностью. В мае 1507г. Шейбани-хан со своими войсками вошел в пределы Хорасана и захватил Герат, Астрабад, Гурган. Тимурид Бади аз-Заман, последний оплот в борьбе с кочевыми узбеками предав свой народ бежал в Азербайджан, а оттуда в Турцию – все это явилось падением власти Тимуридов в Средней Азии. На большей территории Средней Азии воцарилась новая династия Шибанидов (происходившая от внука Чингиз-хана  Шибану).Завоевание государства Тимуридов, племенами узбеков стало важным явлением в истории этнонима казак. Так как уход Шибанидов с достаточно большой массой людей с территории современных казахских степей привел к различиям в бытовой сфере, обычаях, культурной жизни между узбеками Средней Азии и узбеками-казаками (казахами) Дешт-и Кипчака. Это разграничение явилось главным и сыграло решающую роль в окончательном сложении казахской народности. Степи Восточного Дешт-и Кипчака стали этнологически разделёнными. Племена, передвинувшиеся с Шайбанидами, стали носить название узбек, а за остальными кочевниками, объединенными под властью другой ветви Чингизидов, закрепилось название казаки (казахи), а страну их именовали Казакстан (Казахстан).

3.«Казак» или «казах»?

Многие сейчас задаются вопросом как правильнее «казак» или «казах». С исторической точки зрения правильное написание  — «казак» . Современное «казах» — более позднее написание. В примечании к труду В.В. Радлова «Из Сибири» говорится: «Киргизами Радлов именует главным образом казахов, хотя и указывает, что их правильное название и самоназвание казак. Такое ошибочное название казахов получило в дореволюционной литературе широкое распространение. Их именовали также казак-киргизами, киргиз-кайсаками, киргиз-казаками, но отнюдь не из-за отсутствия самоназвания народа казах (казак), которое существовало, по крайней мере, с XV в., а в русских документах применялось уже в XVI-XVII вв., что отметил еще в начале XIX века. А. Левшин в своей статье «Об имени киргиз-казачьего народа…» писал, что киргиз-кайсакам дают чужое имя, которым ни они сами себя, ни соседи, исключая россиян не называют… Киргиз есть название народа совсем другого… Название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют. Замена самоназвания народа другим названием, как полагают исследователи вопроса, произошло в результате стремления отличать в официальных документах этот народ от русского казачества соседних районов Сибири. “Как установила Г.Ф.Благова, одна из первых фиксаций слова казах в русских источниках относится к 1822г., в словарях это слово появляется в 1865г. официальное утверждение русского варианта тюркского слова казак, казах связано с административно-хозяйственным переустройством Казахстана, происшедшим в 1936г. ”.[6]

Заключение:

Подводя итог всему сказанному можно сказать, что история названия казахского народа ведет своё начало с истории возникновения народа, его этногенеза, а так же родом его деятельности. Предки казахов были вольными людьми, смелыми воинами, отважными защитниками своей родины. И искаженность названия по сути дела не меняет истории народа его быта, культуры и нравов. На территории современного Казахстана проживает более 120 национальных меньшинств, которые носят общее название «Народ Казахстана»,  живут в дружбе и согласии на всей территории. Мы все должны чтить историю народа, на земле которого живём. И не смотря на то, что моя национальность русский, я выбрал  тему возникновения и трансформации этнонима казах, считая своим догом хоть как-то изучить для себя этот интересный и не менее важный вопрос. Не останавливаясь на противоречивости данных в исторических источниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.
  2. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992.
  3. Фазлалах ибн Рузбихан Исфахани. (Ибн Рузбихан) перевод Москва 1974.
  4. Арон Атабек Спецвыпуск газеты “ХАК” 1999г. 6 августа.

 

  1. Б. Джилкибаев “Хазарская полемика и судьба казахов” (О книге Милорада Павича «Хазарский словарь»). Интернет ресурс: http\\www.unesco.kz\hazar.htm

 

  1. «Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. — Алма-Ата: СП Дастан, 1990» с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

 

  1. Мухтарова Г. Происхождение этноса. Серия гуманитарных наук 1999.-N6.-C.99-103.

 

  1. ЕЛЬДЕСОВ Д. Силуэт кентавра: Новое прочтение этнонима «казах»// Казахстанская правда 1999.-6 августа. — С.7

 

 

CREATED BY SHERIFF

r_w_s@aport.ru

Пользуйтесь на халяву

 

[1] Арон Атабек Спецвыпуск газеты “ХАК” 1999г. 6 августа. — С.7. 

[2] Б. Джилкибаев “Хазарская полемика и судьба казахов” (О книге Милорада Павича «Хазарский словарь»)

Интернет-ресурс: http\\www.unesco.kz\hazar.htm

 

[3] Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.  Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С.250-251

[4] [4] Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.  Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С.254

[5] Фазлалах ибн Рузбихан Исфахани.(Ибн Рузбихан). Москва 1974, перевод с.62

[6] Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.  Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С.257