Содержание
Введение
глава 1. Психологические особенности личности следователя.
Глава 2. Морально-волевые качества следователя
Глава 3. Интеллектуальные качества следователя
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Профессиональная деятельность правоохранительных органов — деятельность государственная. Государство ставит перед этими органами определенные цели и задачи, направленные на защиту от преступных посягательств граждан, собственности и пресечения преступлений, посягающих на порядок управления. Государство создает специальные системы, переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования предъявляются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, каждому ее работнику.
В деятельности следователя существенное значение приобретает криминалистическое знание и опыт, которые создают условия для понимания имеющейся информации, ее правильного выбора. Эти знания и опыт являются необходимой предпосылкой для активизации воссоздающего воображения.
Познание прошлого события всегда основывается на фактах настоящего, в связи с этим возникает необходимость построения мысленных моделей, взаимосвязей фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Познание включает в себя и практическую сторону по проверке, оценке познаваемых фактов, явлений. В процессе этой деятельности широко применяются эксперименты с объектами, выявленными в процессе познавательной работы.
Глава 1. Психологические особенности личности следователя
Следственная работа относится к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения, в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными способностями.
Для того, что бы быть следователем, не требуются какие-то специальные природные задатки. Все же способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.
В связи со сказанным представляется необоснованной постановка вопроса о наиболее предпочтительном для следственной работы типа высшей нервной деятельности или темперамента. Так, Т. Богдан полагает, что холерический и меланхолический темпераменты принципиально противоположны для судебно-следственной работы.
Следует отметить, что на следствии успешно работают следователи с различными темпераментами.
Свойства темперамента служат основой для выработки индивидуальных стилей работы следователя, который с одной стороны приспосабливает свою психику к условиям работы, а с другой стороны приспосабливает условия работы к своей психике.
Отличия в характере способностей появляются при производстве различных следственных действий, применении тактических приемов. Один следователь лучше допрашивает, но хуже работает с документами. Другой возмещает ограниченность своих способностей отличной работой с вещественными доказательствами, острой наблюдательностью при осмотре и обыске. Обладая посредственными способностями в поисках, первый следователь предпочтет добиться от самого обвиняемого показаний о месте сокрытия нужных предметов и т.д.
Склонность следователя к выполнению определенного вида работы, расследованию определенной категории дел, в которых полнее всего проявляются его способности, нельзя игнорировать.
Психологической наукой сформулированы основные принципы профессионального отбора. Вкратце они сводятся к следующему. Должно быть установлено, какие качества являются профессионально необходимыми для успешного выполнения той или иной работы. Затем устанавливаются методы, при помощи которых определяются обладает ли человек требуемыми качествами. Избранный метод применяется к специалистам, пригодность которых уже доказана их работой (пробные испытания). После этого опробованный на практике метод применяется к остальным проверяемым (отборные испытания). Результаты определения профессиональной пригодности контролируются дальнейшими наблюдениями за работой молодого специалиста. Поскольку правильность прогноза не может быть сразу же проверена на первых порах, целесообразно выявлять и фиксировать такие психологические качества, которые лишь с небольшой вероятностью могут рассматриваться как благоприятствующие овладению данной профессией.
Правильная оценка профессиональных способностей тех, кто уже работает следователями, важна для дальнейшего развития этих способностей и повышения деловой квалификации следственных работников.
К сожалению, современная наука не располагает пока что достаточно надежными методами определения и измерения способностей, умений и навыков следственных работников, которыми можно было бы воспользоваться для решения вопроса о пригодности кандидата на должность следователя.
За рубежом широко используются различные варианты выявления способностей, умений и навыков следственных работников при помощи тестов.
На практике для этого обычно используются чисто эмпирические критерии, учитывая главным образом те свойства личности, которые противопоказаны для следственной работы (моральная неустойчивость, дефекты органов чувств и пр.). Что же касается методики положительных прогнозов о пригодности человека к следственной деятельности, то она еще очень далека от совершенства. Не случайно Ф. Ларош-Фуне писал: «Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами ни какого опыта, сколько бы нам не было лет». Что применимо и к нашему сравнению о следствии.
Между тем, раскрытие процесса становления следователя, изучения и популяризация приемов овладения профессией имеет большое значение для улучшения подготовки кадров следственных работников и повышения их квалификации.
Первым шагом на пути к решению рассматриваемой проблемы должно быть изучение тех качеств работника, в которых заключены способности к данному делу, определение психологических компонентов мастерства и указание путей их приобретения и совершенствования.
Глава 2. Морально-волевые качества следователя
От систематичности, цельности, последовательности идейных взглядов следователя зависят в конечном счете результаты его деятельности.
Морально-политические принципы, которыми руководствуется следователь, влияет не только на исполнение им служебных обязанностей и поведения в быту. Через личность следователя они становятся достоянием и всех тех, с кем он сталкивается и общается, оказывая на них воспитательное воздействие.
Но воспитатель прежде всего должен быть сам хорошо воспитан. Идейно-политическая закалка тесно связана с воспитанием других форм сознания, и в первую очередь, с формированием нравственных основ личности.
Значительный вклад в разработку нравственных основ уголовного судопроизводства и судебной этики как науки сделал В.Ф. Кони, который в одной из своих работ на эту тему указал на обязательность усвоения каждым юристом руководящих нравственных начал своей профессии. «С ними, как с прочным вооружением, как с верным компасом надо войти в жизнь!» 7
В моральную характеристику личности следователя входит правосознание — одна из форм общественного сознания, которая играет решающую роль в практическом применении правовых норм. Как правовая идеология — это система правовых знаний, взглядов и идей, как правовая психология — это совокупность сознательных чувств, переживаний, привычек, связанных с действием права.
Говоря о правовой психологии, мы имеем в виду все виды отражения правовых явлений в психике человека, его отношение к этим явлениям.
Следовательно, следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать под угрозой многих нежелательных последствий, иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому в общем психическом складе личности следователя волевые качества играют важнейшую роль.
Повышенные требования к волевой сфере следователя делают обязательным наличие ряда свойств, образующих силу воли. Как говорил Платон: «Воля — целеустремленность соединенная с правильным рассуждением». Наиболее ярко проявляются волевые качества в сложных ситуациях, при решении трудных задач следственной работы. Следовательская работа формирует и укрепляет многие волевые качества, но вместе с тем длительное занятие этой профессией, накладывая на личность своеобразный отпечаток, порой приводит к профессиональной деформации. И здесь справедливы слова Абая Кунанбаева, который писал: «Воспитай волю — это броня, сохраняющая разум».
Одной из наиболее существенных черт в морально-волевом облике следователя является такое качество, как принципиальность — наличие твердых убеждений и активного стремления к их реализации, проведению в жизнь, невзирая на препятствия и угрозы личному благополучию. Небезынтересно высказывание Л.Н. Толстого: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести». Это качество помогает противостоять нежелательным влияниям извне и собственным слабостям, успешно разрешать свойственные каждому внутренние конфликты, различные споры между должным и желаемым, общественным и личным.
В сложных конфликтных ситуациях следователь обязан оставаться хозяином своих чувств и стремлений, сохранять верность нравственным принципам.
Расследование преступлений неизбежно сталкивается с ложными заявлениями и доводами, ошибочными утверждениями и выводами, неправильными оценками и суждениями. Сложность состоит в том, что распознать, где правда, а где ложь, где истина, а где заблуждение. Поэтому жизненной необходимостью для следователя является приличность — постоянная готовность строго и объективно оценивать факты, события, действия и высказывания людей, не доверяясь внешнему впечатлению, привычное стремление увидеть и раскрыть в каждом явлении его подлинную сущность.
В основе критичности лежит сложный психический акт сомнения. В совокупности с предусмотрительностью и осторожностью в поступках и суждениях критичность образует весьма необходимое для следователя качество воли и ума бдительность.
Одностороннее влияние опыта порой приводит к тому, что следователь вообще утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого.
Подозрительность — один из наиболее опасных видов профессиональной деформации. Предубежденность, тенденциозноcть, обвинительный уклон противоречат самой идее правосудия. Даже при рассмотрении отрицательных действий и поступков нужно искать и уметь находить в людях положительные стороны.
Наличие властных полномочий, самостоятельность и независимость следователя, ограниченная гласность расследования, отсутствие публичной критики таит возможность следственных ошибок. Поэтому строгое соблюдение законности в следственной работе во многом зависит от самокритичности следователя. Формирование этой черты — задача морально-политического воспитателя и профессионального обучения, в ходе которого следователь должен быть приучен к систематическому разбору и объективной оценке своего решения и действия, промахов и упущений. Следователь не имеет права на ошибку.
Готовность быстро принять решение и привести его в исполнение абсолютно необходима следователю, который нередко бывает обязан срочно реагировать на возникшую ситуацию, принять неотложные меры, чтобы пресечь преступление, сохранить его следы, оказать помощь пострадавшим, восстановить нарушенный порядок, задержать преступника и т.д.
Следственная деятельность требует трудолюбия, усидчивости, высокой работоспособности, напряжения воли.
Есть следователи, которые оперативно отлично справляются с первоначальной стадией расследования. Они способны по несколько суток подряд, почти без отдыха выполнять неотложные следственные действия, проявлять неутомимость и высокую мобильность. Но вот в расследовании наступает более спокойная полоса, когда требуется длительная методическая работа по делу. И тут следователь «оперативник» зачастую теряет интерес к делу и с трудом дотягивает его до конца.
Настойчивость — стержневое качество воли — выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения. Она тесно связана с моральным обликом следователя и такими свойствами характера, как организованность и стойкость.
Невозможно заранее предусмотреть все детали предстоящей работы, частое возникновение таких ситуаций, когда следователь вынужден отложить текущие дела для выполнения неотложных мероприятий, связанные с этим перегрузки, делают особенно острой проблему рациональной организации труда следователя. При этом одним из решающих факторов становится его организованность.
Основа организационной деятельности — способность точно ориентироваться в действительности, в частности, в начальной стадии, качествах людей и их возможностях.
В. Л. Васильев пишет: «Организационная деятельность следователя заключается в волевых действиях по проверке реализации гипотез и планов, а также привлечению других людей для осуществления целей следствия.» 2
В. Н. Васильев включает в содержание организаторской деятельности мобилизацию или самоорганизацию следователя, расстановку и использование сил, взаимодействие следователя с работниками органов дознания.
Думается, что для следственной работы необходимы прежде всего такие организационные качества:
1) Настойчивость, энергичность, самоорганизованность, заключающаяся в быстром ориентировании в создавшейся обстановке и людях, формирование задачи, расчленение ее на этапы и планирование своей деятельности.
2) Находчивость, ответственность, требовательность, умение хранить тайну, организационные способности, обеспечивающие руководство различными группами людей в ходе расследования уголовного дела.
3) Выдержка, дисциплинированность, самокритичность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.
Наличие у следователя периодических перегрузок зачастую приводит к тому, что они приучаются работать рывками, с особым напряжением в конце месяца или при истечении срока ведения дела. Нормативный характер следственной работы при неблагоприятном сочетании некоторых свойств личности вырабатывают формализм, стойкую привычку действовать по шаблону, прикрываясь соответствующим пунктом инструкции или распоряжением начальника.
Умение и способность проявить творчество и самостоятельность в труде связаны с высоким развитием воли и мышления. Инициативность как закрепившееся волевое качество профессионально необходимо следователю, труд которого чаще всего индивидуален, связан с большой служебной самостоятельностью и процессуальной независимостью. «Решай и делай сам», — на этой основе формируется инициативность и ответственное отношение к порученному делу.
Ответственность выполняемой работы, риск нежелательных последствий, вид человеческих страданий, многочисленные
трудности и препятствия делают обычным для следователя состояние напряжения. При этом в первую очередь страдает тормозной процесс, чаще возникает неупорядоченная активность, эмоциональные вспышки, срывы, поспешность, неосмотрительность, узость.
Умение владеть собой в сложной обстановке, рассудочно-волевая направленность помогают следователю снимать напряжение, стойко переносить трудности.
Большое значение в следственной деятельности имеют выдержка, сознательный контроль над собой, своей речью, настроением и поведением. При этом многие криминалисты справедливо подчеркивают необходимость для следователя терпения, умения владеть своими чувствами, сдержанности во многих проявлениях.
Зная особенности собственной психики, ее сильные и слабые стороны, помня об опасностях, которыми чреваты те или иные свойства его личности, следователь должен постоянно корректировать свои оценки, решения и действия с учетом собственных возможностей, подобно тому, как водитель, управляя автомашиной, строит свои расчеты, помня о скорости собственной реакции, глазомере и т.п.
Случайный наблюдатель замечает лишь то, что бросается в глаза, следователь же должен видеть все. В психологии были приняты попытки подсчитать количество впечатлений, получаемых человеком от внешнего мира за короткое время одним каким-либо органом чувств. Подсчеты показали, что даже в течение одного дня человек переживает десятки тысяч различных впечатлений. Ясно, что следователь может и должен видеть именно то, что ему нужно. Это достигается в результате внимания, то есть направленности нашего сознания на восприятие, понимание, запоминание или воспроизведение определенных явлений действительности.
Применительно к следователю чрезвычайно трудно выделить такие стороны «службы внимания», которые имели бы преимущественное значение в его работе. Внимание как психический процесс, будучи фиксированным, переходит в психическое состояние человека, а закрепляясь в определенных чертах, становится свойством личности — внимательностью . Для следователя очень важно воспитать в себе целенаправленное, произвольное внимание.
Глава 3. Интеллектуальные качества следователя
«Живое созерцание», как первоисточник всякого знания, играет очень большую роль в деятельности следователя. Но это созерцание не пассивное, не бессмысленное. Следователь организует свои восприятия, чтобы выделить необходимое, понять существенное, учесть все, что может иметь значение для решения стоящей перед ним задачи. Планомерное, целенаправленное восприятие именуется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Поэтому важной психологической предпосылкой плодотворного наблюдения является острота органов чувств следователя.
Особое значение приобретает это качество при производстве тех следственных действий, в которых элементы чувственного познания выступают на первый план (осмотр, обыск).Известно, что полнота и точность наблюдений зависят от опыта и знаний наблюдателя. Люди, обладающие разным жизненным опытом, разной суммой знаний о наблюдаемом предмете или явлении, видят их по разному.
Чем обстоятельнее знакомство с предметом, чем разностороннее знания, тем плодотворнее наблюдение, ибо человек не только подмечает и фиксирует признаки и свойства предметов или явлений, но одновременно оценивает, осмысливает и истолковывает их. Один человек, рассматривая гильзу, обнаруженную на месте убийства, вовсе не сможет сказать, что это такое, другой укажет, что это — гильза, третий, кроме того, определит, что это гильза от пистолета «Макарова», а четвертый сможет указать и место положения стрелявшего.
Определенность, точность и быстрота понимания зависят от теоретической и практической подготовки следователя. Длительное занятие этой профессией порождает автоматизмы, которые облегчают наблюдение и понимание происходящего, но вместе с тем иногда приводит к ошибкам. Большую опасность представляют так называемые «косные стереотипы» — привычные, укоренившееся суждения и оценки, которые сплошь и рядом искажают восприятие, делают наблюдение неточным и неполным.
Привыкание к тем или иным объектам нередко глушит остроту наблюдения, человек постепенно перестает замечать происходящее перемены. Поэтому целесообразно, чтобы в таких действиях, как осмотр места происшествия или проверка показаний на месте, участвовали наряду с лицами, хорошо знающие данное место, также и незнакомые с ним.
Избирательность наблюдения, как и всякого восприятия, обусловлена потребностями, интересами и, что особенно важно, целями и задачами, которыми руководствуется воспринимающий.
Экспериментально установлено, что высшая эффективность наблюдения обеспечивается наличием определенной цели, ясно сформулированной задачи. Наличие определенного задания намного облегчает в поиски. В этом состоит роль инструкции или программы наблюдения, конкретных вопросах, подлежащих выяснению, роль рабочих версий следователя.
Предопределяет успех наблюдателя в конечном счете интеллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдений и использует его результаты.
В попытках определить интеллект можно выделить следующие основные подходы:
1) Интеллект — это обобщенная способность к обучению;
2) Интеллект — это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению;
3) Интеллект — это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде;
4) Интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта.
Сущность интеллекта понимается как структурирование отношений между средой и организмом, а его развитие проявляется в более адекватной адаптации.
Такое понимание интеллекта позволяет рассматривать его как процесс, а не результат, выступающий в виде способности к обучению, к абстрактному мышлению.
Отношения между интеллектом и личностью — отношения взаимозависимости: «глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний и т.д., во многом определяют адекватность интеллекта».
Следователю надо помнить ряд общих правил организации наблюдения:
- до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;
- определить цель, сформулировать задачу, составить хотя бы мысленно план или схему наблюдения;
- искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;
- расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдения наблюдать одну из частей, не забывая и о наблюдении целого;
- следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;
- не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с различных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;
- подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;
- ставить вопросы «почему» и «что это значит» относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;
- сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различия и связи;
- сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;
- ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме — это помогает их пониманию и запоминанию;
- привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;
- помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения.
Характер наблюдения определяется предметом исследования.
Наблюдательность следователя направлена на отыскание доказательств. Она имеет воссоздающий характер, реконструирует на основе подмеченных признаков обстоятельства расследуемого события.
Следственная наблюдательность вырабатывается на базе знания способов совершения и сокрытия преступлений, а также следов(доказательств), оставленных при том или ином образе действий преступника, мест и способов их обнаружения.
Значит, основной путь развития следственной наблюдательности — это постоянное расширение знания способов совершения и сокрытия преступлений, уловок преступника, методов обнаружения следов (доказательств), которое рождает практика и разрабатывает криминалистика.
Характер наблюдательности зависит от типов восприятия. Следователю в процессе наблюдения необходимо гармонически сочетать аналитический(детализирующий) и синтетический(целостный) тип восприятия — подмечая отдельные признаки, свойства и особенности наблюдаемых предметов и явлений, одновременно охватывая и весь предмет (явление) в целом, во всей сложности и взаимосвязи отдельных его частей.
Применительно к интерпретации результатов наблюдения, наблюдательность следователя имеет по преимуществу объяснительный характер. Именно это обеспечивает проникновение в сущность наблюдательного явления, познание его всех юридически значимых свойств. Такую наблюдательность можно назвать принципиальностью — качеством, которое очень важно для следователя.
Постоянным объектом наблюдения в следственной работе является человек, его духовная жизнь. Наблюдательность следователя в этой специфической сфере можно назвать психологической. Она выражается в умении подмечать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознать психические свойства личности, угадывать» психологический подтекст» каждого действия и поступка.
Психологическая наблюдательность — необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях.
Такую психологическую проницательность иногда называют способностью «вчувствования», «вживания», то есть мысленного перенесения своего сознания в условия другого человека, для получения наиболее отчетливого представления о его внутреннем мире, чувствах, мыслях, побуждениях и поступках.
Психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных приборов и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показаний свидетелей, потерпевших в быстротечных событиях, судебная психология может использовать положение инженерной психологии.
Есть еще один аспект психологической наблюдательности, очень важный для следственного работника. Нужно уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок.
Наблюдательность — не природный дар, она формируется жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуждается в повседневной тренировке.
Как уже указывалось, следователь, чтобы успешно выполнять свои обязанности, должен обладать разнообразными и широкими познаниями. От следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура. Он должен иметь основательные представления о главных отраслях человеческого знания, глубоко разбираться в общественных науках и особенно в вопросах права. Кроме того, следователю нужны специальные знания, необходимые для профессиональной деятельности.
Образование, даже высшее, — это еще не гарантия образованности, а скорее формальное требование, предъявляемое к претенденту на должность.
Наличный запас знаний — ничтожный умственный капитал по сравнению с тем, что может потребоваться следователю в будущем. Этот запас постоянно должен пополняться.
Формула «чтобы уметь — надо знать» точно передает соотношение знаний и умений следователя. Умения — это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески пользоваться своими специальными знаниями в процессе практической деятельности. Доведение до известной степени совершенства, умение становиться свойством человека — умелостью.
Умелость включает в себя и навыки, то есть автоматизированные способы выполнения тех или иных действий. В ходе овладения профессией у следователя формируются навыки различной психологической структуры.
В психологии следователя наибольший интерес представляет роль памяти в накоплении опыта и сохранении знаний. Характер требований, предъявляемых к следователю, делает главной в его профессии произвольную, смысловую память и такие ее качества, как большой объем, высокая точность и готовность.
Следователь должен очень многое знать, то, что знает, — хорошо помнить. Огромный объем информации, используемой и получаемой в процессе расследования, можно разделить на две части.
Первая — это весь комплекс его профессиональных знаний и опыта, которые служат предпосылкой успешной деятельности следователя. Они являются как бы средством решения стоящих перед ним задач и сохраняются в его долгосрочной памяти.
Вторая часть информации относится к самому расследуемому событию. Это — знание конкретных обстоятельств дела, фактических данных, установление которых является целью проводимого расследования. В полном объеме они сохраняются оперативной памятью.
По длительности сохранения воспринятого, память бывает двух видов — кратковременной и долговременной. Информация в любом явлении вначале поступает в блоки кратковременной памяти, оттуда может перейти в блоки долговременной памяти и сохраняется неопределенный срок. Переход информации из долговременной памяти в кратковременную есть процесс воспроизведения информации. Считают, что кратковременная память связана с циркуляцией импульсов по замкнутым нервным путям, то есть реверберирующим (от лат. отражать) кругам возбуждения.
Продолжение реверберации в течение длительного времени (30-50 мин.) вызывали стойкие круги структурных изменений в нервных клетках мозга, которые являются механизмом долговременной памяти. Таким образом, реверберация- это переход информации с кратковременной памяти в долговременную. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную называется процессом консолидации, то есть закрепления.
Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значительны для следственной работы. Знание закономерности их функционирования облегчает следователю правильный выбор тактических воздействий и правильное воспроизведение забытого.
В зависимости от целей деятельности запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а, если нужно, информация заучивается. При непроизвольном же запоминании закрепляются впечатления, это происходит как бы само собой, без усилия со стороны запоминающего.
С результатами последнего вида запоминания следователю нередко приходится иметь дело. Практика показала, что непроизвольное запоминание, как и произвольное, в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.
Существенен особый случай зрительно-образной памяти, называемый эйдетизмом (от греческого слова «эйдос» — образ). Эйдетики чрезвычайно отчетливо сохраняют представление о виденном, как будто продолжают видеть его со всеми деталями, даже после исчезновения объекта из поля зрения.
Преимущественное развитие одного из видов памяти ( зрительного, слухового, эмоционального, двигательного и т.п.) связано также с особенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у юристов высоко развита словесно-логическая память.
Следователь должен стремиться к выработке профессиональной памяти, продуктивность которой очень высока. Объясняется это направленностью интересов следователя. Профессиональная память связана с длительной тренировкой. Она зависит также от качества внимания, состояния человека в моменты восприятия и т.д.
В своей профессиональной деятельности следователю часто приходится обращаться к речи как источнику информации.
Язык и речь — главные инструменты в следственной работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в деле людьми. Как познавательная, так и удостоверительная стороны расследования неразрывно связаны с использованием речи в основных её формах: устной и письменной. Устность уголовного процесса сочетается с фиксацией в письменном виде полученных данных, с обязательным документированием хода и результатов расследования. Отсюда возникает необходимость для следователя безупречного знания языка, на котором ведется судопроизводство и высокое совершенство владения речью.
Ясность языка — ясность мышления.
В процессе речевого оформления мысль приобретает наибольшую четкость.
Необходимость быть правильно понятым требует от следователя говорить тем языком, который понятен собеседнику. Следователь всегда должен думать над тем, как будет воспринят его вопрос или заявление, проверять это в ходе допроса, беседы, выступления, добиваясь полного взаимопонимания.
В противном случае свидетель или обвиняемый может не понять вопроса и дать неправильный ответ.
Необходимость ускоренной реакции в ходе допроса, умения понимать людей с полуслова вырабатывают у следователя «опережающее внимание». Восприняв минимальный объем языкового материала, следователь начинает действовать, пока ещё мысленно, с вероятностной информацией, зачастую не уяснив доподлинность сказанного.
Однако ясность и понятность не исчерпывает требований, предъявляемых к речи следователя. Очень большое значение в следовательской работе имеет, кроме всего, действенность речи, которой следователь должен уделять большое внимание. Это выражается в правильной интерпретации речи и адекватной по смыслу записи показаний.
Во-первых, целесообразно сделать речь свидетеля и вообще допрашиваемого менее эмоциональной, создать ему максимально — спокойную и комфортную психологическую обстановку. Это важно потому, что чем более эмоциональна речь допрашиваемого, тем больше шансов у следователя ошибиться при переводе её смысла в общепринятый «язык» протокола.
Во-вторых, когда в речи допрашиваемого имеются интонационные выделения, правильное понимание которых существенно для смысла, следует переспросить его и добиться, чтобы он выразил ту же мысль словесными средствами.
В-третьих, следователь не может полагаться на то, что он адекватно воспринял жест допрашиваемого. Помимо крайней неопределенности значения жеста, он бывает часто и просто двусмысленным или даже многозначным. Поэтому переспрос особенно необходим.
Уже из сказанного видно, какую огромную роль играет речь в деятельности следователя. В сущности, следователь обязан профессионально владеть навыками речи. К сожалению, в юридическом образовании этой стороне вопроса до сих пор уделяется недостаточно внимания.
Остановимся более подробно на специфике речи в особенно характерном случае: в условиях беседы следователя с подследственным или свидетелем.
Безупречное владение языком и развитие навыков речи необходимы следователю по разным причинам.
Во-первых, они обеспечивают объективность и достоверность расследования, а в дальнейшем и судопроизводства. Если следователь что-то недопонял или понял неправильно, или понял, но не успел адекватно отразить в протоколе, это так и останется в деле, и лишь с очень большим трудом может быть исправлено.
Во-вторых, они обеспечивают доступность речи следователя. Этот фактор не менее важен. Ведь если даже следователь правильно понимает слова допрашиваемого, иногда достаточно одного неточного или неумело поставленного вопроса, чтобы допрос пошел по неправильному пути.
В-третьих, развитие речевых навыков и умений позволяет следователю установить с допрашиваемым живой психологический контакт, возбудить у него доверие: для этой цели следователь может и должен выбирать для собеседников разного пола, возраста, образования, социальной принадлежности разные слова, разное построение речи, уметь ( в идеале) говорить с каждым на его языке.
Следователь, работающий в иноязычной среде, должен овладеть хотя бы в ограниченной степени языком местного населения: уровень доверия к человеку резко повышается, если население видит, что он если не овладел, то хотя бы старался овладеть языком, и, таким образом, человек не «посторонний», не «случайный». Лучше всего начинать допрос на местном языке и, при появлении трудностей, продолжать его через переводчика, чем работать с переводчиком с самого начала и тем самым невольно противопоставлять себя окружающим.
В-четвертых, развитые речевые навыки существенны и для профессиональной деятельности самого следователя. Они способствуют четкости и ясности мышления, помогают преодолевать сковывающее влияние профессионального языка, нередко отражающиеся в некоторой шаблонности криминалистической мысли.
Какие же именно особенности речи следователю полезно развивать?
Во-первых, это богатство словаря, умение в каждый момент, в любой ситуации выбрать как раз то слово, которое уместно и необходимо.
Во-вторых, это дифференцированность употребляемых средств языка, не просто умение выбрать нужную форму выражения, а богатство стилистических и иных языковых пластов, из которых эти выражения можно черпать. Так, следователь может правильно и уместно употреблять слова, но эффект от его беседы будет совсем иной, если он в разговоре с крестьянином будет свободно пользоваться его словарём, в разговоре с бухгалтером — его профессиональной лексикой, а разговоре с профессиональным уголовником покажет знание «блата». Вместе с А.Р. Ратиковым мы считаем, что следователь обязан понимать «блат», но не должен, кроме как в самых исключительных случаях сам его употреблять.
В-третьих, это умение адекватно понять речь свидетеля или подследственного, то есть умение поставить себя на его место и «услышать» в этой речи то, что хотел вложить в неё говорящий, а не следователь сам имел бы в виду, говоря те же слова и употребляя те же выражения. Чем выше квалификация следователя, тем объективнее его понимание речи свидетеля или подследственного, тем меньше он «вкладывает» в это понимание от своего личного речевого опыта, от своих собственных речевых особенностей.
Общее требование к речи следователя можно сформулировать так: она должна быть максимально краткой, ясной и простой по выбору слов и синтаксическому строю.
Иной характер носит письменная речь, используемая в деловых бумагах и профессиональных актов следователя. Она ограничивается фактической информацией, обращена к рассудку и не рассчитана на пробуждение эмоций.
Язык документов отличается сжатостью и лаконичностью, он более экономичен, чем многословная устная речь. Вместе с тем, структурно он более развернут, ибо всё, что в устной речи заменяется и возмещается общей ситуацией и взаимным восприятием собеседников, должно быть выражено и зафиксировано в документе.
В связи с этим следует особо остановиться на технике протоколирования, которой зачастую не уделяется должного внимания. Протокол служит источником доказательств, и от его качества зависит возможность использования установленных данных в ходе дальнейшего расследования и судебного разбирательства.
При составлении протоколов допросов, в которых фиксируются показания, то есть живая речь свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемого, перед следователем возникает нелегкая задача: запечатлеть полученные сообщения по возможности дословно. На практике же постоянно приходится встречать «стилизированные» протоколы, в которых все говорят одинаково. Это происходит оттого, что следователь неправильно вкладывает в их уста свою собственную, несвойственную им речь. В результате на суде порой это дискредитирует материалы расследования, стирает их доказательную ценность. Помня о такой опасности, надлежит по возможности придерживаться формулировок, оборотов речи и стиля допрашиваемых.
Что же касается процессуальных актов, не связанных с фиксацией чьих-либо показаний (протоколы осмотра, обыска и пр.), то их язык должен быть строго документальным, как и язык иных деловых бумаг следователя.
Следователю необходимо постоянно упражняться в точности передачи чужой речи, в полном, ясном, правильном и последовательном описании событий и предметов с использованием минимального количества слов, регулярно критически разбирать составленные документы.
Сколько бы ни говорилось о необходимости критической оценки материалов следствия и дознания, мы не можем избежать такого психического явления, как «гипнотическое действие» документа. Написанное или напечатанное слово зачастую воспринимается как наиболее авторитетное, заслуживающее полного доверия.
В обеспечении полноты и точности протоколирования большое значение имеет использование стенографии и звукозаписи, являющиеся средствами контроля и самоконтроля, технически упрощающее труд следователя (человек может написать 20-30 слов в минуту, продиктовать же в 2-3 раза больше).
Заключение
Государство в настоящее время должно оказать поддержку следственным работникам, так как они, наряду с рядом других государственных служащих, ведут работу от имени государства, наделены определенными властными полномочиями и вступают в контакт с лицами, преступившими закон, одни из первых.
Стабильность следственного аппарата правоохранительных органов помимо определенной материальной и иной их заинтересованности требует от Государства психологической поддержки. Необходимо на государственном уровне поднять авторитет следственных работников, обеспечить на должном уровне их профессиональную неприкосновенность в следствии чего крайне необходимо создание закона о статусу следователей наряду с принятым законом о статусе судей.
Действующее уголовное законодательство и уголовно-процессуальное законодательство требует коренных изменений, пересмотр перевода ряда преступлений в разряд административных правонарушений, а также ужесточение наказаний за совершение тяжких видов преступлений и в отношении лиц, неоднократно преступивших закон.
Уголовно-процессуальное законодательство в настоящее время излишне консервативно в части ведения дознания и предварительного следствия.
Неукоснительно выполняя требования закона, начиная с установления фактических обстоятельств дела, установления виновного, изучения его личности, субъективной стороны преступления, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений по конкретному уголовному делу, следователь ставит работу на уровень научно-исследовательской деятельности, в ходе которой следователь поставлен в заведомо безвыходную ситуацию, так как нельзя расследуя уголовное дело по убийству, понимая социальную опасность этого вида преступления, выявить все причины и условия, способствующие совершению данного преступления, и если бы следователь был бы в состоянии выполнить эту работу, то можно было бы с уверенностью сказать, что после десятка расследованных уголовных дел убийства бы прекратились, что свидетельствует о ненужной формальности в работе следователя и поглощает значительную часть следственной работы.
Нельзя законом перелагать на следователя обязанности и проблемы, которые должны решаться в целом на общегосударственном уровне.
Следователь должен раскрыть при расследовании уголовного дела общую и особенную части уголовного права, что практически невыполнимо.
Необходимо при пересмотре уголовно-процессуального законодательства в разумных пределах упростить стадии предварительного следствия и большую часть нетяжких видов преступлений, в совершении которых лицо признает себя виновным, начинать с судебного рассмотрения, минуя предварительное следствие, единолично судьей.
Список использованной литературы
- Указ Президента Республики Казахстан. О государственном следственном комитете РК и его органах. Алматы., 1995. — 34 с.
- Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений. — М.: Юрист, 1996.-341 с.
- Васильев В.Л. Юридическая психология. Юрид. лит., 1991, — 90 с.
- Вопросы совершенствования предварительного следствия. Л., 1971, — 78 с.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л., 1984. — 58 с.
- Галкин И.С. Расследование преступлений группой следователей.- М. , Прокуратура СССР, 1965. — 48 с.
- Курс судебной психологии. — Бухарест, 1957. — 65 с.
- Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Избранные произведения. — М., 1956. — 60 с.
- Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений.- М.: Юрид. литература, 1981. — 80 с.
- Леви А.А. Применение метода реконструкции при расследовании. М., 1975.- 112 с.
- Матышкина А.М. Психология мышления. -М., 1965, — 100 с.
- Настольная книга следователя. -М. :Госюриздат., 1949. — 116 с.
- Организация работы следователей. М., 1968. — 201 с.
- Повышение квалификации работников прокуратуры / методическое пособие/: М., 1973. — 58 с.
- Полянский Н.П. Вопросы теории советского уголовного процесса. Госюриздат., 1956. — 45 с.
- Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М; 1967. — 100 с.
- Ратиков А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
- Соя-Серко Л.А. Рационализация работы следователя. — М., 1975.
-48 с.
- Ульям Джеймс. Основы психологии. -М., 1946, — 90 с.
- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. -М., 1995.- 120 с.
- Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности.- М., 1996.- 68 с.
- Ямпольский А.Е. Психологические основы формирования следственного мастерства.- Волгоград., 1980.- 125с.