АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Семь чудес света Египетские пирамиды.

 

 

 

 

 

 

 

 

         Семь чудес света: Египетские пирамиды.

Единственным из «Семи чудес света», дошедшим до наших дней, являются египетские пирамиды. Древняя египетская архитектура даже в наши дни поражает мощью своих громадных каменных сооружений. Среди огромных колонн древних храмов, вздымающихся к небу и стоящих часто, как деревья в лесу, можно заблудиться. У входа в эти храмы, как грозная стража, стоят огромные статуи фараонов, лежат каменные сфинксы. Сфинкс — в Древнем Египте — воплощение царской власти, статуя, изображающая фантастическое существо с телом льва и головой человека или священного животного.

Около 5 тыс. лет назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце IV ты­сячелетия до н. э. правители одного из них под­чинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, — южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г. до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя греческие историки переделали в Хеопс. Так называют его  и  в  наше  время. В руках фараонов сосредоточивались огромные богатства и неограниченная власть.

Дед и отец Хеопса тратили свои богатства не только на придворную роскошь и вели­чественные гробницы — пирамиды, которые дол­жны были увековечить имена грозных пра­вителей. Их рабы воздвигали плотины, про­рывали каналы, устраивали шлюзы, чтобы равномерно распределять воды Нила для оро­шения полей. Благодаря этому с полей Егип­та снимались высокие урожаи, что приноси­ло фараонам новые и новые доходы.

Хеопс же думал только о том, чтобы просла­вить себя. Льстивые и хитрые жрецы говорили ему: «Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем,— это гостиницы. Подлинное жили­ще человека — гробница, дом вечности, где он будет обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей гроб­нице». И Хеопс решил сократить по возмож­ности государственные расходы, а большую часть своих доходов тратить на создание гроб­ницы, которая будет выше и величественнее всех прежних царских гробниц.

Чужеземных рабов не хватало, и к работам стали привлекать земледельцев — египтян. Фа­раон велел выбирать для работы самых креп­ких и выносливых. Каждый земледелец должен был отработать на строительстве пирамиды треть года. В столицу Мемфис, по словам греческого историка Геродота, жившего в V в. до н. э., согнали до 100 тыс. человек. Кор­мили их черствыми лепешками, сушеной рыбой, чесноком и редькой. Многие умирали, но на сме­ну им гнали все новых и новых…

Первые десять лет ушли на подготовитель­ные работы. Прокладывали удобный путь к ме­сту стройки, выбранному на западном берегу Нила (около предместья современного города Каира — Гиза), рыли подземные тайники и за­кладывали фундамент. А в каменоломнях, примерно в 600 милях к во­стоку от Нила, скалывали глыбы известняка и перевозили их на западный берег. После этого 20 лет строилась гигантская каменная пирамида. Строительство ее было завершено на 31-м году правления царя.

2 млн. 300 тыс. каменных глыб весом 2,5 тонн каждая были гладко обтесаны медными ору­диями (железных орудий  в то время еще не было) и плотно прилажены друг к другу. Высота пирамиды была 280 локтей (около 147 м), т. е. примерно достигала высоты со­временного сорокаэтажного дома. Сторона основания пирамиды достигает 230 метров. Она занимает больше площади, чем 9 футбольных полей. Обтесанные плиты были уложены с таким совершенст­вом, что в шов между ними нельзя просунуть даже иголку. Вход в пирамиду находился на северной стороне. Узкий коридор вел через большую галерею в погребальную камеру (10х5х5 м.), в которой был установлен цар­ский гроб — саркофаг. К сожалению, он  не сохранился до нашего времени, но предпола­гают, что он был высечен из камня. Боковой коридор вел в склеп царицы.

Хеопс добился своей цели, хотя трудовой народ роптал и даже рабовладельческая знать была недовольна чрезмерными затратами, исто­щавшими страну.

После смерти царя верные слуги выполнили все,  что  предписывалось  старинными  обычаями. Они вскрыли труп царя, извлекли мозг и внутренности, продержали тело 70 дней в со­леной воде, залили душистой смолой и обер­нули готовую мумию погребальными пеле­нами. Египтяне верили, что возможно воскре­шение мертвых. Они считали, что душа умер­шего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Сначала в мумии пре­вращали только тела царей, а впоследствии и всех знатных рабовладельцев. Вокруг пира­миды фараона располагались гробницы вель­мож и чиновников. Владельцы богатых поме­стий и роскошных домов хотели и после смерти отличаться от простых людей. Бедняков же просто завертывали в циновку и зарывали.

Саркофаг с мумией царя положили на огромные салазки, запрягли быков и погнали их на запад, где, по учению жрецов, находился вход в загробный мир. Плакальщики и пла­кальщицы оглашали воздух дикими воплями. Жрецы закололи в жертву душе умершего бы­ков и гусей. Царскую мумию поместили внутри пирамиды  и  вход  в гробницу  замуровали.

Во время одного из восстаний, подробности которого нам неизвестны, мумия была выбро­шена из склепа и бесследно исчезла.

От повелителя, построившего себе величай­шую пирамиду, которую в древности причис­ляли к «семи чудесам света», не осталось и следа, но грандиозное здание, соз­данное египетским народом с таким трудом и страданиями, стоит уже пятое тысячелетие и мало изменилось со временем. Только потрескавшаяся наружная облицовка была обломана и расхищена на новые постройки, так что пирамида понизилась на 9 м.

В 1953 г. два египетских археолога откопали среди песков невдалеке от пирамиды тайник на глубине 17 м, перекрытый каменными блоками. Внутри оказалась огромная деревянная ладья фараона в 35 м длиной с двумя рядами весел. Египетские жрецы изготовили эту ладью чтобы царственный покойник мог поплыть в ней после смерти по небесным волнам в далекое царство мертвых.

На следующий год другой египетский археолог разыскал в песках новую пирамиду — фараона Хесемхета, жившего за сто лет до Хеопса. Пирамида, к счастью, была нетронута! Ни один грабитель в нее не проник. Во внутренней камере находился алебастровый гроб, очень хорошо сохранившийся, но, к разочарованию ученого, он оказался пустым. У древних египтян существовал обычай строить ложные гробницы (кенотафы). Предполагают, что пустой гроб был запасным, на случай, если душа умершего захочет покинуть постоянную гробницу и переселиться  в другую.

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Жрецы внушали народу, что и после смерти фараон останется властителем и на него будут работать толпы слуг. Египетская религия учила, что бедняки и рабы не имеют никакой надежды на счастливую жизнь даже в загробном мире. Только фараоны и вельможи будут блаженствовать после смерти так же как и при жизни. В загробном мире, по представлению египтян, существует такое же неравенство, как и на земле: одни трудятся, а другие пользуются властью и богатством.