АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ЕВРАЗИЙСКИЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

 

КАФЕДРА УЧЕТА И АУДИТА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

 

«МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила:Бекеева Ж..,305 гр.                                                             

                                                     Проверила: Жиенбаева Ж.К.    

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛМАТЫ-2005 г.

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

  1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ……………………………………….4

 

  1. СТАНДАРТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………6

 

  1. СТАНДАРТЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ АУДИТА ………………………9

 

  1. СТАНДАРТЫ КОНТРОЛЯ………………………………………………10

 

  1. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ…………………11

 

  1. СТАНДАРТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОТЫ ДРУГИХ……………….14

 

  1. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКИХ ВЫВОДОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ОТЧЕТА……………………………………………………………………15

 

  1. СТАНДАРТЫ АУДИТА ПО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ           ОБЛАСТЯМ………………………………………………………………17

 

  1. СТАНДАРТЫ АУДИТА ПО СОПУТСТВУЮЩИМ УСЛУГАМ…….17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………19
ВВЕДЕНИЕ

 

          Разработкой, внедрением и продвижением международных стандартов аудита непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) — международное объединение бухгалтерской профессии. Целью Федерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволит ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всего общества. В ее состав входят профессиональные организации бухгалтеров представляющих более двух миллионов бухгалтеров, занимающихся частной практикой, преподаванием, состоящих на государственной службе, занятых в промышленности и торговле.
          Международная федерация бухгалтеров и крупнейшие международные компании выступают с новой инициативой, направленной на повышение качества международных стандартов аудита и финансовой отчетности во всем мире, что позволит защитить интересы международных инвесторов и будет способствовать более активному перемещению капитала между странами. В соответствии с данной инициативой планируется создать новое объединение фирм под эгидой Международной федерации бухгалтеров, которое совместно с Федерацией будет разрабатывать международные стандарты аудита и бухучета  и оказывать содействие в их внедрении в практику. Кроме того, предлагается установить систему независимого контроля за деятельностью МФБ в сфере защиты интересов общества.
Международный комитет  по аудиторской практике  издал стандарты проведения аудита , состоящие из Международных стандартов  проведения аудита и Стандартов по оказанию сопутствующих услуг.

         Каждый стандарт должен иметь строгую структуру и содержит 4 раздела:

1.Общие положения стандарта.

2.Понятия и определения стандарта.

3.Сущность тематики стандарта.

4.Практические приложения.

 

 

  1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

 

  • МСА-100 «ПРЕДИСЛОВИЕ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ АУДИТА И СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ»

 

Совет Международной федерации бухгалтеров (МФБ) основал Комитет по международной аудиторской практике (КМАП). В задачи КМАП входят разработка и внедрение стандартов и положений аудита и сопутствующих услуг от имени Совета МФБ. Принятие стандартов и положений будет сопутствовать приведению практики аудита и сопутствующих услуг к единой форме по всему миру. Для понимания задач и методов работы КМАП, а также масштабов правомочий документов, разработанных КМАП, Совет МФБ утвердил Предисловие к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг в виде стандарта (МСА-100).

В МСА-100 описываются методика и последовательность этапов разработки и утверждения  международных стандартов аудита:

  1. Подкомитет КМАП проводит отбор тем для разработки проектов стандартов аудита.
  1. Подкомитет изучает исходную информацию (положения, рекомендации, исследования или стандарты), изданную странами-членами МФБ, и готовит проект стандарта для рассмотрения КМАП.
  2. После утверждения проекта стандарта КМАП, он направляется членам МФБ для ознакомления и получения поправок, исправлений.
  3. После изучения поправок и внесения исправлений проект стандарта направляется на утверждение.
  4. КМАП на своем заседании ¾ голосов от 10 членов комитета утверждает стандарт, издает в виде МСА, и он вступает в силу с даты, указанной в них.

В каждой стране аудит финансовой отчетности регулируется местными нормативными актами (законом либо положениями), разрабатываемых органами регулирования или профессиональными органами. Национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг отличаются по форме и содержанию. Поэтому КМАП уделяет особое внимание данным документам и их различиям и публикует МСА, предназначенные для принятия на международном уровне, в Республике Казахстан в соответствии со статьей 8 Закона РК «Об аудиторской деятельности» стандарты аудита разрабатываются Палатой аудиторов и принимаются на конференции Палаты аудиторов РК, а затем они направляются на утверждение в Министерство финансов РК.

 

Статус МСА и их применение в качестве национальных

МСА применяются при аудите финансовой отчетности. Эти  стандарты, адаптированные по необходимости, также применяются при аудите прочей информации и предоставлении сопутствующих услуг. МСА содержит: принципы, процедуры (которые выделены в тексте стандартов жирным шрифтом), пояснительные и прочие материалы (в виде приложений к стандартам).

Для достижения цели аудита, в исключительных случаях, аудитор может отступить от МСА. В таких случаях он должен обосновать отступление. МСА подлежат применению только по существенным аспектам. Любое ограничение применяемости стандарта аудита разъясняется во введении к такому стандарту. МСА не отменяют местные нормативные акты по аудиту в отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствует  местным нормативным актам, проводимый аудит, автоматически считается соответствующим МСА. Если   местные нормативные акты отличаются либо противоречат МСА по определенным аспектам, то членам МФБ надо следовать обязательствам членства, т.е. включать в национальные стандарты аудита, принципы, на которых основаны МСА.

Кроме стандартов, КМАП издает Положения по международной аудиторской практике с целью оказания аудиторам практической помощи в применении МСА. Эти положения не имеют силы стандартов.

Утвержденным текстом МСА считается текст на английском языке. Члены МФБ имеют право на перевод после получения разрешения МФБ. Перевод осуществляется за счет членов МФБ и должен включать наименование организации, подготовившей  его и ссылку на МСА. В помощь членам МФБ (таковым является Казахстан), которые желают принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления, которое используется для определения правомочий стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Образец такого заявления приведен в приложении к МСА-100.

 

1.2. МСА-110. «ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ»

Глоссарий— это изложение терминов и определений, употребляемых при аудите. Он обеспечивает единство трактовки терминов во всех стандартах аудита. Глоссарий терминов в МСА-110 приведен по состоянию на июль 1995 г.     

 

1.3.  МСА-120. «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА»

Цель МСА-120— это описание концептуальной основы аудита и сопутствующих услуг. В МСА-120 описываются уровни уверенности, краткая характеристика аудита и  сопутствующих услуг, а также ответственность при связи аудитора с финансовой информацией клиента. Финансовая отчетность подготавливается и представляется ежегодно. Она предназначена для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Пользователи полагаются на финансовую отчетность как на основной источник информации, отвечающий их запросам.

Концептуальная основа  показывает различия между аудитом и сопутствующими услугами. К сопутствующим услугам относятся: обзор; согласованные процедуры и компиляция (уменьшает объем детальных данных до понятной формы). Аудит и обзор обеспечивают соответственно высокий и средний уровни уверенности аудитора, согласованные процедуры и компиляция не предусматривают выражение аудитором уверенности.

 

  1. СТАНДАРТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

2.1. МСА-200. «ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АУДИТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

 

Цель МСА-200- это установление стандартов в отношении цели и общих принципов, регулирующих аудит финансовой отчетности.

Цель аудита финансовой отчетности – это предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с концептуальной основой представления финансовой отчетности. При составлении аудиторского отчета используются фразы: «дает правдивое и достоверное отражение» или «представлена достоверно по всем существенным аспектам», которые являются эквивалентными.

Аудиторский отчет повышает доверие к   финансовой отчетности, но пользователь не должен считать данный отчет ни как уверенность в жизнеспособности клиента в будущем, ни как гарантию рациональности или эффективности ведения дел руководством клиента.

Аудитор должен соблюдать «Кодекс этики профессиональных бухгалтеров», изданный МФБ. В статье 3 Закона РК «Об аудиторской деятельности» приведены 4 основных этических принципа: независимость, объективность, профессиональная компетентность и конфиденциальность.

Аудитор обязан проводить аудит в соответствии с МСА, т.к. они содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также пояснительные и прочие материалы. Аудитор должен планировать и выполнять аудит с определенной долей профессионального скептицизма, признавая, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой искажение финансовой отчетности.

Масштаб аудита — это аудиторские процедуры, необходимые в конкретных обстоятельствах для достижения цели аудита. Аудиторские процедуры должны определяться аудитором с учетом требований МСА, законодательно- нормативных актов, а также с учетом условий соглашения по аудиту и требований по представлению отчетности.

Ответственность сторон за  финансовую отчетность

Ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности несет руководство клиента. Аудитор несет ответственность за формирование и выражение мнения по      финансовой отчетности. Следует отметить, что аудит  финансовой отчетности не освобождает руководство клиента от ответственности за предоставляемую финансовую отчетность.

 

2.2. МСА-210. «УСЛОВИЯ СОГЛАШЕНИЙ ПО АУДИТУ»

 

    Цель МСА- 210 – это установление стандартов и предоставление аудитору руководства по :

—         согласованию с клиентом условий соглашения на проведение аудита;

—         ответу аудитора на просьбу клиента изменить условия соглашения на услуги.

Аудитор и клиент должны договориться по условиям соглашения. Условия договоренности отражаются документально в форме письма- соглашения. МСА-210 призван помочь в подготовке писем- соглашений, имеющих отношение к аудиту финансовой отчетности, а также к сопутствующим услугам. Если предоставляются иные услуги (консультации по налогообложению, бухгалтерскому учету), то составляются отдельные письма- соглашения. Аудитор должен отправить письмо- соглашение до начала выполнения услуг, и это позволит избежать недопонимания в отношении предоставляемых услуг. Письмо- соглашение документирует и подтверждает согласие аудитора на проведение аудита, цель и масштаб аудита, степень ответственности аудитора перед клиентом и формы представления аудиторских отчетов.

    Форма и содержание писем- соглашений могут отличаться в зависимости от клиента, но они должны включать ряд обязательных указаний:

  • по проведению аудиторской проверки;
  • по обязательствам аудитора;
  • по обязательствам клиента;
  • дополнительные сведения (по усмотрению аудитора или в связи с пожеланием клиента).

 

2.3. МСА-220. «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКОЙ РАБОТЫ»

 

Цель МСА-220- это установление стандартов и предоставление руководства аудитору по контролю качества:

  • политики и процедур аудиторской фирмы, касающихся аудиторской работы в общем;
  • процедур, касающихся работы, порученной ассистентам аудитора проведении отдельного аудита;
  • определить порядок распределения обязанностей сотрудников аудиторской фирмы в ходе аудита.

 

 2.4. МСА-230. «ДОКУМЕНТАЦИЯ»

 

Цель МСА-230 – установление стандартов и предоставление аудитору руководства в отношении ведения документации при аудите финансовой отчетности. Аудитор обязан документально оформлять сведения, имеющие значение при предоставлении доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит был проведен в соответствии с МСА.

Документация— это материал (рабочие документы), подготовленный аудиторами и для аудитора, полученный и хранимый аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы хранятся в форме данных на бумажных носителях, на фотопленке или в электронном формате.

 

2.5. МСА-240. «МОШЕННИЧЕСТВО И ОШИБКИ»

 

Цель МСА-240— это установление стандартов, предоставление руководства по ответственности аудитора рассматривать мошенничество и ошибки при аудите  финансовой отчетности. При планировании и выполнении процедур аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений в финансовой отчетности, возникающих в результате мошенничества или ошибки.

Мошенничество— преднамеренное действие одного (нескольких) лица (лиц) среди руководящего состава, сотрудников или третьих сторон, которое приводит к неправильному представлению финансовой отчетности.

Мошенничество включает в себя: манипуляцию, фальсификацию или изменение документов; неправомерное использование активов; сокрытие (не указание) информации о последствиях операций в документах; учет несуществующих операций; неправильное применение учетной политики.

Ошибка- непреднамеренные неточности  в  финансовой отчетности. К ошибкам относятся: арифметические ошибки в учетных записях или бухгалтерских данных; упущение фактов или их неверная интерпретация; неправильное применение учетной политики.

 

2.6. МСА-250. «РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРИ АУДИТЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

 

Цель МСА-250— установление стандартов и предоставление руководства по ответственности аудитора рассматривать законы и нормативные акты при аудите финансовой отчетности. При планировании и выполнении процедур, а также при оценке их результатов и предоставлении отчета по ним аудитор должен сознавать, что несоответствие деятельности клиента законам и нормативным актам может оказать существенное влияние на финансовую отчетность.

Несоответствие— это преднамеренные или непреднамеренные действия упущений (нарушений) со стороны клиента, которые противоречат действующим законам или нормативным актам. Такие действия включают операции, осуществленные самим клиентом или от его имени, руководством или работниками.

Законы и нормативные акты различаются по их отношению к  финансовой отчетности. Одни законы (нормативные акты) определяют форму или содержание финансовой отчетности; суммы, подлежащие учету; информацию, подлежащую раскрытию в  финансовой отчетности. Другие законы подлежат соблюдению руководством клиента или устанавливают условия, при которых клиент имеет право осуществлять свою деятельность. Несоответствие деятельности законам может привести к таким финансовым последствиям , как штрафы, судебные процессы и т.д.

 

3. СТАНДАРТЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ АУДИТА

 

3.1. МСА-300. «ПЛАНИРОВАНИЕ»

 

Цель МСА-300— установление стандартов и предоставление аудитору руководства по планированию аудита финансовой отчетности.

Планирование— разработка стратегии и подхода к ожидаемому характеру, срокам и объему аудита. Аудитор планирует проведение аудита так, чтобы он был эффективным и своевременным. Планирование помогает: обеспечить внимание важным областям аудита; установить проблемы и выполнение работ в короткие сроки; распределить среди ассистентов; координировать работу, выполняемую другими аудиторами и экспертами.

 

3.2. МСА-310. «ЗНАНИЕ БИЗНЕСА КЛИЕНТА»

 

Цель МСА-310— установление стандартов и предоставление аудитору руководства относительно того, что понимается под знанием бизнеса клиента, почему оно важно для аудитора и имеет отношение ко всем стадиям аудита, а также как аудитор приобретает и использует эти знания. При аудите финансовой отчетности, аудитор должен иметь  знания о бизнесе клиента в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и принятой практики, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторский отчет. Уровень знания аудитора включает общее знание экономики и отрасли, в рамках которой клиент осуществляет свою деятельность, а также знание о том, каким образом функционирует клиент.            

 

3.3. МСА-320. «СУЩНОСТЬ В АУДИТЕ»

 

Цель МСА-320— установление стандартов и представление аудитору руководства относительно понятия существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.

Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на решения пользователей, которые они примут основе  финансовой отчетности. Существенность зависит от величины статьи или ошибки, по которым принимается суждение. Следовательно, существенность показывает порог или точку отсчета, которой должна обладать информация, чтобы быть полезной.

  1. СТАНДАРТЫ КОНТРОЛЯ

 

4.1. МСА-400. «ОЦЕНКИ РИСКА И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ»

 

Цель МСА-400— установление стандартов и предоставление аудитору руководства по приобретению понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также об аудиторском риске не обнаружения.

Аудитору нужно понять систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента для планирования аудита и разработки эффективного подхода к проведению аудита. Для оценки риска и разработки процедур, необходимых для снижения риска до приемлемого низкого уровня аудитору следует использовать профессиональное суждение.

 

4.2. МСА-401. «АУДИТ В СРЕДЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

 

Цель МСА-401— установление стандартов и предоставление аудитору руководства по процедурам, применяемым при провидении аудита в среде компьютерных информационных систем (КИС).

Цель и масштаб аудита не меняются в среде КИС. Однако использование компьютера изменяет процесс обработки, хранения и передачи финансовой информации и воздействует на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Аудитор должен иметь достаточные знания КИС, чтобы планировать, руководить и проводить работу. Аудитору надо рассмотреть специальную квалификацию по КИС для проведения аудита.

 

4.3. МСА-402. «ВОПРОСЫ АУДИТА КЛИЕНТОВ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ УСЛУГАМИ ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

 

Цель МСА-402— установление стандартов и предоставление руководства для аудитора, если клиент пользуется услугами обслуживающих организаций. Аудитору надо рассмотреть влияние работы обслуживающих организаций на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента для того, чтобы спланировать и разработать методику аудита.

Клиент привлекает организацию для оказания услуг по ведению учета и составлению отчетности и компьютерной обработке данных.

Обслуживающая организация устанавливает политику и процедуры, влияющие на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента. Такие процедуры и политика функционально обособлены от клиента. Когда такая организация выполняет операции клиента  и ведет его отчетность, клиент полагается на политику и процедуры организации.

 

 

  1. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

 

5.1. МСА-500. «АУДИТРОСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО»

 

Цель МСА-500— установление стандартов и предоставление аудитору руководства в отношении количества и качества доказательств, получаемых при аудите финансовой отчетности, а также в отношении процедур, выполняемых с целью получения доказательств. Аудитору нужно получить доказательства для формулирования разумных выводов, на которых основывается аудиторский отчет.

Аудиторские доказательства— это информация, получаемая аудитором в процессе формулирования выводов, на которых основывается аудиторский отчет.  Аудиторские доказательства включают в себя первичные документы, бухгалтерские записи, а также информацию из других источников.

 

5.2. МСА-501. «АУДИТОРСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ КОНКРЕТНЫХ СТАТЕЙ  »

 

Цель МСА-501— это установление стандартов и предоставление аудитору руководства, дополняющего МСА-500 «Аудиторское доказательство» в отношении конкретных сумм финансовой отчетности и прочих раскрытий.

В связи с этим МСА-501 состоит из 5 разделов:

  1. Присутствие при инвентаризации товарно-материальных запасов.
  2. Подтверждение сальдо дебиторской задолженности.
  3. Запрос, касающийся судебных дел и претензий.
  4. Оценка и раскрытие долгосрочных инвестиций.
  5. Информация по сегменту.

 

5.3. МСА-510. «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ- НАЧАЛЬНЫЕ САЛЬДО»

 

  Цель МСА-510— установление стандартов и предоставление для аудитора руководства в отношении начальных сальдо счетов, когда аудитор финансовой отчетности за предыдущий период проводился другим аудитором.

При первоначальных проверках аудитору надо получить доказательства того, что:

  • начальные сальдо не содержат искажений, которые существенно влияют на финансовую отчетность текущего периода;
  • конечные сальдо предыдущего периода были правильно перенесены в текущий период или, при необходимости, исправлены;
  • соответствующая учетная политика применяется последовательно, или изменения в учетной политике учтены и раскрыты.

Начальные сальдо – это те остатки по счетам, которые имеются на начало периода. Начальные сальдо основываются на конечных сальдо предыдущего периода и отражают влияние:

  • операций предыдущих периодов;
  • учетной политики, применявшейся в предыдущем периоде.

При первоначальной аудиторской проверке аудитор не будет иметь полученных ранее доказательств, подтверждающих такие начальные сальдо.

 

5.4. МСА-520. «АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ»

 

Цель МСА-520— установление стандартов и предоставление аудитору руководства по применению аналитических процедур в ходе аудита. Аудитору следует применять аналитические процедуры при планировании и общем обзоре как стадиях аудита. Аналитические процедуры могут применяться и на других стадиях аудита.

Аналитические процедуры— это анализ значительных коэффициентов и тенденций, включая последующее исследование изменений и взаимосвязей.

 

5.5. МСА-530. «АУДИТОРСКАЯ ВЫБОРКА И ДРУГИЕ ПРОЦЕДУРЫ ВЫТЕСТИРВАНИЯ»

 

Цель МСА-530— установление стандартов и предоставление аудитору руководства по использованию процедур аудиторской выборки и других способов отбора статей для тестирования в целях сбора доказательств.

Аудиторская выборка— это применение процедур в отношении менее, чем 100 % статей в пределах сальдо счета или хозяйственных операций таким образом, чтобы все единицы выборки участвовали в процессе отбора. Это дает возможность аудитору получить и оценить доказательство относительно некоторых статей, отобранных с целью формирования вывода. Аудиторская выборка может использовать либо статистический , либо нестатистический метод выборки.

 

5.6. МСА-540. «АУДИТ БУХГАЛТЕРСКИХ ОШИБОК»

 

Цель МСА-540— установление стандартов и предоставление аудитору руководства в отношении аудита бухгалтерских оценок, содержащихся в финансовой отчетности. Аудитору следует получить достаточные доказательства в отношении бухгалтерских оценок.

Бухгалтерская оценка— это приближенное значение суммы статьи в отсутствие точных способов измерения.

К таким статьям относятся:

  • снижение стоимости ТМЗ и дебиторской задолженности до их предполагаемой стоимости реализации;
  • условия распределения стоимости основных средств в течение срока их полезной службы;
  • начисленный доход;
  • отсроченный налог;
  • резерв на покрытие убытков. Понесенных в результате судебного иска;
  • убытки, связанные с незавершенными договорами подрядами;
  • резерв на гарантийные рекламации.

 

5.7. МСА-550. «СВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ»

 

Цель МСА-550— установление стандартов и предоставление аудитору руководства в отношении ответственности аудитора и аудиторских процедур по связанным сторонам и операциям с такими сторонами.

Стороны считаются связанными, если в процессе принятия финансовых и оперативных решений одна сторона способна контролировать или оказывать значительное влияние на другую сторону. Операции между связанными сторонами- это передача ресурсов или обязательств между связанными сторонами, независимо от взимания платы.

 

  • МСА-560. «ПОСЛЕДУЮЩИЕ СОБЫТИЯ»

 

Цель МСА-560— установление стандартов и руководства  по ответственности аудитора относительно последующих событий.

Последующие события- это события, возникающие между окончанием периода и датой отчета аудитора, а также факты, обнаруженные после даты отчет аудитора. Аудитор должен рассмотреть влияния последующих событий на финансовую отчетность и аудиторский отчет.

 

5.9. МСА-570. «НЕПРЕРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

Цель МСА-570— установление стандартов и предоставление аудитору руководства в отношении ответственности аудитора при аудите финансовой отчетности касательно допущений о непрерывной деятельности. При планировании и выполнении процедур, а также при оценке их результатов аудитор должен рассмотреть адекватность использования руководством клиента допущения о непрерывной деятельности при подготовки финансовой отчетности.

Допущение о непрерывной деятельности— это фундаментальный принцип при подготовке финансовой отчетности. При использовании допущения о непрерывной деятельности обычно рассматривается то, что клиент продолжит деятельность в будущем и  у него нет ни намерения, ни необходимости в ликвидации, прекращении торговли или поиске защиты от кредиторов. Соответственно активы и обязательства отражаются на основе того, что клиент будет способен реализовывать активы и погашать обязательства в ходе обычно деятельности.

 

  • МСА-580. «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА КЛИЕНТА»

 

Цель МСА-580— установление стандартов и предоставление аудитору руководства по использованию представлений высшего персонала клиента, в качестве аудиторского доказательства, а также в отношении процедур, применяемых в процессе оценки и документального оформления таких представлений. Аудитор должен получить доказательство того, что руководство признает свою ответственность за достоверное представление финансовой отчетности в соответствии с законодательством и стандартами бухгалтерского учета и что финансовая отчетность утверждена руководством клиента. Аудитор может получить такое доказательство из протоколов заседаний Совета директоров или путем получения письма от руководства или подписанной копии финансовой отчетности. Аудитору надо получить письменные представления от руководства клиента по вопросам, существенным для финансовой отчетности, в том случае, когда не ожидается получения других достаточных  доказательств.

 

  1. СТАНДАРТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОТЫ ДРУГИХ

 

6.1. МСА-600. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ДРУГОГО АУДИТОРА»

 

Цель МСА-600— установление стандартов и предоставление аудитору руководства в случаях, когда основной аудитор использует работу другого аудитора по финансовой информации составных частей, включенных в финансовую отчетность клиента. МСА-600 не рассматривает случаи, где два или более аудитора назначаются как совместные аудиторы; также не рассматривает случаи взаимоотношений аудитора с предшествующим аудитором. Когда основной аудитор использует работу другого аудитора, то ему следует определить, как работа другого аудитора повлияет на аудит.

Основной аудитор— это аудитор, несущий ответственность за составление аудиторского отчета по финансовой отчетности клиента.

Другой аудитор— это аудитор, несущий ответственность за составление отчета по финансовой информации составной части клиента, включенной в финансовую отчетность, аудит которой проводился основным аудитором.

 

6.2. МСА-610. «РАССМОТРЕНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА»

 

Цель МСА-610— установление стандартов и предоставление для аудитора руководства для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита. МСА-610 не рассматривает случаи, когда служба внутреннего аудита оказывает помощь внешнему аудитору при выполнении процедур внешнего аудита. Данный стандарт применяется только к внутренней аудиторской деятельности, имеющей        отношение к аудиту финансовой отчетности. Внешнему аудитору следует рассмотреть деятельность службы внутреннего аудита и ее влияние на внешние аудиторские процедуры.

Внутренний аудит означает деятельность по оценке работы, созданной внутри клиента в качестве одной из его служб. Элементы работы службы внутреннего аудита могут быть полезными для внешнего аудитора.

 

6.3. МСА-620. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ЭКСПЕРТА»

 

Цель МСА-620— установление стандартов и предоставление для аудитора руководства по использованию работы эксперта в качестве аудиторского доказательства. При использовании работы, выполненной экспертом, аудитору следует получить доказательства того, что такая работа адекватна целям аудита.

Эксперт— лицо или фирма, обладающие специальными знаниями и опытом в отдельной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита (например, специалист по актуарной оценке, инженер, технолог и др.). Эксперт может быть привлечен (нанят) клиентом или аудитором. В процессе аудита аудитору может понадобиться получить доказательство в форме отчетов, заключений, оценок и утверждений эксперта.

 

  1. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКИХ ВЫВОДОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА

 

7.1. МСА-700. «АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ ПО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

 

Цель МСА-700— установление стандартов и предоставление для аудитора руководства в отношении формы и содержания аудиторского отчета, который публикуется как результат аудита финансовой отчетности клиента.

Аудиторский отчет должен содержать четкое письменное выражение мнения по финансовой отчетности в целом. Аудиторский отчет включает следующие элементы:

  • заголовок;
  • адресат;
  • вступительный или вводный параграф;

—    идентификация аудированной финансовой отчетности;

— заявление об ответственности руководства клиента и ответственности аудитора;

  • параграф-описание масштаба и характера аудита;

—    ссылка на МСА или на национальные стандарты;

—    описание работы, выполненной аудитором;

  • параграф- мнение по финансовой отчетности;
  • дата отчета;
  • адрес подпись аудитора.

 

7.2. МСА-710. «СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ»

 

Цель МСА-710— это определение действий аудитора, в отношении сравнительных показателей. Аудитор должен определить, соответствуют ли сравнительные показатели по всем существенным аспектам концептуальной основе представления отчетности.

 

7.3. МСА-720. «ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ДОКУМЕНТАХ, СОДЕРЖАЩИХ АУДИРОВАННУЮ ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ »

 

Цель МСА-720— установление стандартов и предоставление для  руководства по рассмотрению аудитором прочей информации, которая приводится в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность, по которой аудитор не несет обязательства по представлению отчета. Аудитор должен прочесть прочую информацию для идентификации существенных не последовательностей по отношению к аудированной финансовой отчетности.

Прочая информация— это отчет руководства или совета директоров о деятельности клиента, сводные финансовые данные или важные показатели; данные о занятости персонала; запланированные капитализированные расходы, финансовые коэффициенты; имена высших должностных лиц и директоров, а также выборочные квартальные данные.

  1. СТАНДАРТЫ АУДИТА ПО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ОБЛАСТЯМ

 

8.1. МСА-800. «АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ ПО СОГЛАШЕНИЯМ НА АУДИТ СПЕЦИАЛЬНОГНО НАЗНАЧЕНИЯ»

 

Цель МСА-800— установление стандартов и предоставление руководства в связи с соглашениями на аудит специального назначения.

Аудит специального назначения включает:

  • финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с основой бухгалтерского учета, отличной от МСФО или национальных стандартов;
  • специализированные счета, элементы счетов или статьи в финансовой отчетности (отчеты по компоненту финансовой отчетности);
  • соответствие договорным обязательствам;
  • обобщенную финансовую отчетность.

 

8.2. МСА-810. «ПРОВЕРКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

 

Цель МСА-810— установление стандартов и предоставление руководства в отношении соглашений с целью проверки и представления отчета по перспективной финансовой информации.

Перспективная финансовая информация— это информация, основанная на допущениях относительно событий, которые могут произойти в будущем, и возможных действий клиента. Эта информация носит субъективный характер, и ее подготовка требует значительной работы по вынесению суждений. Перспективная финансовая информация может быть  в форме прогноза, перспективной оценки или их сочетания.

 

  1. СТАНДАРТЫ АУДИТА ПО СОПУТСТВУЮЩИМ УСЛУГАМ

 

9.1. МСА-910. «СОГЛАШЕНИЯ ПО ОБЗОРУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

 

Цель МСА-910— это определение действий аудитора в отношении его ответственности в случае принятия соглашения по обзору финансовой отчетности, а также формы и содержания отчета, который аудитор готовит по такому обзору. МСА-910 используется при обзоре финансовой отчетности, однако он может применяться и по обзору финансовой  или прочей информации. МСА-910 следует использовать вместе с МСА-120 «Концептуальная основа МСА».

Цель обзора финансовой отчетности— это предоставление аудитору возможности утверждения о том, привлекли ли внимание аудитора в ходе выполнения процедур, которые не предоставляют все доказательства, требуемые при аудите, какие-либо аспекты, дающие ему основания считать, что  финансовой отчетность не подготовлена по всем существенным аспектам в соответствии с концептуальной основой представления финансовой отчетности (негативная уверенность).

 

  • МСА-920. «СОГЛАШЕНИЯ ПО ВЫПОЛННЕНИЮ СОГЛАСОВАННЫХ ПРОЦЕДУР В ОТНОШЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

 

Цель МСА-920— это определение действий аудита в отношении ответственности в случае принятия соглашения по выполнению согласованных процедур относительно финансовой информации, а также по форме и содержанию отчета, который аудитор готовит в связи с таким соглашением. МСА-920 распространяются на соглашения в отношении финансовой информации.

Соглашение по согласованным процедурам включает выполнение аудитором определенных процедур в отношении отдельных статей финансовой информации (кредиторской задолженности, дебиторской задолженности, закупок у связанных сторон, а также продажи и прибыли клиента), финансового отчета (бухгалтерский баланс) или даже полного комплекта финансовой отчетности.

 

9.3. МСА-930. «СОГЛАШЕНИЯ ПО КОМПИЛЯЦИИ ФИНАНСОВОЙ        ИНФОРМАЦИИ»

Цель МСА-930- установление стандартов и представления руководства  в отношении ответственности бухгалтера при выполнении условий соглашения по компиляции  финансовой информации, а также формы и содержания отчета по компиляции.

Цель компиляционного соглашения в том, чтобы бухгалтер использовал знания по бухгалтерскому учету  в противоположность знаниям по аудиту для сбора, классификации и обобщения  финансовой информации. Выполняемые процедуры не предназначены для выражения какой –либо уверенности в отношении  финансовой информации и не позволяют бухгалтеру выразить такую уверенность. Однако пользователи компилированной финансовой информации получают некоторую выгоду в результате привлечения к данной работе бухгалтера, так как услуги были выполнены с профессиональной компетентностью и должной тщательностью.    

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Аудиторские стандарты формулируют единые  основополагающие  предписания, определяющие нормативные  требования к качеству и надежности аудита и  обеспечивающие гарантии  результатов аудиторской  проверки при их соблюдении.

         На основе аудиторских стандартов формируются  учебные программы для  подготовки аудиторов, а так же  единые требования для проведения экзаменов.

         Аудиторские стандарты являются основанием для  доказательства в суде  качества проведения аудита  и определения меры  ответственности аудитора.

         Стандарты определяют общий подход к проведению  аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудитора,  вопросы методологии, а так же  основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.

         Аудитор, который отступает от стандарта, должен обосновать причину этого.

         Значение стандартов заключается в том, что они:

                 — обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

                 — содействуют внедрению в практику научных достижений;

                 — помогают пользователям понять процесс проверки;

                 — создают общественный престиж профессии;

                 — устраняют контроль со стороны государства;

                 — помогают аудитору вести переговоры с клиентом.

 

          Разработкой  стандартов на международном уровне  занимается много организаций, в том числе и Международная организация бухгалтеров, которая была создана  в 1977 году.  В ее рамках  аудиторскими стандартами  занимается Международный комитет по аудиторской  практике,  действующий на правах  постоянного комитета. Международные стандарты проведения  аудита, которые  издает Комитет, способствуют  развитию  профессии в тех странах, где ее уровень ниже  общемирового, и  унификация подхода к аудиту в международном  масштабе.

         Международные стандарты применяются в любых случаях  проведения независимого аудита. Однако Международные стандарты не превалируют над местными.