АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Сущность, функции и роль финансов, понятие финансов

Содержание

 

 

 

 

Введение  ……………………..…………………….……………

3

 

Сущность, функции и роль финансовпонятие финансов.

3

1.

Функции финансов

5

2.

Взаимодействие  и взаимосвязь стоимостных экономических категорий

8

3.

Финансовые  ресурсы

9

4.

Понятие о  финансовой системе

12

 

Заключение……………………………………………………………

15

 

Список  использованной  литературы ………………………….

17

 

 

 

Введение

 

Сущность, функции и роль финансов,  понятие финансов

 

Понятие «финансы» охватывает обширную область эко­номических отношений, связанных с распределением об­щественного продукта в денежной форме.

Эта особенность проявилась в происхожде­нии термина «финансы», от латинского «finis» — конец (финиш), окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме —  между населением и государством). Позже тер­мин трансформировался в «financia», применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем  — как совокупность доходов и расходов и государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Однако не всякая денежная операция, сделка относят­ся к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических катего­рий — цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денеж­ный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономичес­ким категориям.

Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономи­ческих категорий, необходимо перейти от рассмотрения явления финансов к исследованию их сущности — внут­реннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех многообразных форм его бытия.

В иерархии общественных отношений денежные отно­шения относятся к экономическим, которые, в свою оче­редь, включаются в производственные отношения — опре­деляющую часть системы общественных отношений. От­сюда следует, что финансовые отношения — это часть производственных отношений, то есть они являются ба­зисными.

Процесс воспроизводства осуществляется как взаимо­связанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Данные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между участни­ками процесса общественного производства, так как про­изведенные продукты  выступают в качестве товаров, под­ лежащих купле-продаже: прежде чем продукт будет потреблен, оно проходит стадию обмена и распределения.
При этом должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных отношений, а не только участников материального производства. В свою очередь, наличие товарных отношений вызывается необ­ходимостью разделения труда членов общества, в силу чего они должны обмениваться результатами специализирован­ного труда, выполняемых услуг, разными производимы­ми благами в соответствии с их количеством. Соизмере­ние созданных благ и ценностей осуществляется с помо­щью денег как меры стоимости и всеобщего эквивалента.  Поэтому произведенная масса материальных и нематери­альных благ, услуг — общественный продукт — имеет кро­ме натурально-вещественного также и денежное выраже­ние. Наличие двух форм воплощения общественного про­дукта дает возможность довести его до конечного потреб­ления в соответствии с потребностями каждого участника
общественного производства. Для этого используются сто­имостные категории — деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит.            

Степень участия отдельных экономических категорий на разных стадиях воспроизводственного процесса неоди­накова. Для финансов считается общепризнанным, что их действие в наибольшей степени проявляется на стадии распределения совокупного общественного продукта. Проследить возникновение финансовых отношений мож­но в зависимости от сферы их функционирования в первичных звеньях экономики, то есть в сфере материально­го производства или в деятельности государства как орга­низации, регулирующей общественную, в том числе и экономическую, жизнь, или в сфере государственных финансов.

Для понимания сущности финансов в первом случае можно принять за точку отсчета в воспроизводственном процессе (в целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного предприятия) мо­мент разделения стоимости и начала относительно само­стоятельного движения денежной ее формы при реализа­ции изготовленной продукции. При заранее обусловлен­ном характере производства формируются пропорции рас­пределения реализуемого продукта на элементы, соответ­ствующие «с», «v», «m», и образуются соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств. При этом выделяются фонды оборотных средств, аморти­зационный фонд, отчисления на социальное страхование, фонд оплаты труда, прибыль. В дальнейшем происходит

Данный показатель характеризует конечный результат обществен­ного производства, он не включает стоимость промежуточного про­дукта, представляющего значительную часть оборотных фондов, в фор­мировании и движении которых огромная роль принадлежит финан­сам. Поэтому в настоящем учебнике принята традиционная формула валового общественного продукта: p=c+v+m  процесс перераспределения упомянутых элементов стои­мости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения. Часть полу­ченного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для формирования его централизованных фон­дов, другая часть остается у производителя и использует­ся по его усмотрению. Если часть стоимости, соответст­вующая элементу «с», после реализации продукта аван­сируется на приобретение средств и предметов труда для обеспечения непрерывности производственного процес­са, то из элемента «т», кроме того, может выделяться часть, направляемая на накопление, т. е. на приобретение средств труда -основных фондов — важнейшего фактора произ­водства, также обеспечивающего эту непрерывность.

В дальнейшем сформированные фонды денежных средств подвергаются перераспределению, дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назна­чения средств, адресному их направлению или использо­ванию в процессе кругооборота производственных и не­производственных фондов. Таким образом, часть стоимос­ти, созданная на предприятии, остается в кругообороте данного предприятия, часть расходуется на воспроизвод­ство рабочей силы в форме оплаты труда, социальных расходов, обменивается на материальные и нематериаль­ные блага и услуги, потребляется и выпадает из дальней­шего движения.

 

  1. Функции финансов

 

Функция применительно к финансам означает круг дея­тельности, присущей данной экономической категории, проявление сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств. В функции отра­жается общественное назначение категории, раскрывает­ся ее экономическая природа.

В настоящее время наибольшее признание получили две концепции финансов: распределительная и воспроизвод­ственная.

Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизвод­ства — в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функциони­рования.

Согласно данной концепции, финансы выполняют две функции: распределительную и  контрольную.

С помощью распределительной функции распределяют­ся и перераспределяются валовой (совокупный) общест­венный продукт и его важнейшая часть — национальный доход, а также часть национального богатства »(например, при изъятии оборотных средств, операциях по реализа­ции государственного имущества).

Перераспределение охватывает многообразный процесс членения общественного продукта по субъектам хозяйст­вования как в отраслевом, так и в территориальном раз­резе, в результате чего удовлетворяются разнообразные потребности участников воспроизводства в денежных сред­ствах для обеспечения конечного потребления продукта в натурально-вещественной форме. При этом доходы од­них участников формируются за счет расходов других, и национальный доход приобретает форму фонда накопле­ния и фонда потребления. В первом случае средства ис­пользуются для расширения производства или прироста производственных фондов материальной сферы, непро­изводственных фондов социальной инфраструктуры, со­здания резервов и страховых фондов. Фонд потребления составляют конечные доходы всего населения, используе­мые для его воспроизводства, ресурсы для содержания учреждений социальной сферы, науки, культуры, управ­ления, обороны страны.

Участие финансов в первичном распределении и пере­распределении общественного продукта неодинаково. При первичном распределении финансы взаимодействуют с другими экономическими категориями — ценой, оплатой труда. Основная же сфера приложения финансов — пере­распределение, где они взаимодействуют с родственной экономической категорией — кредитом. Распределитель­ная функция финансов охватывает межтерриториальное, межотраслевое, внутриотраслевое, внутрихозяйственное распределение. Межтерриториальное и межотраслевое перераспределение осуществляется через государственный бюджет, когда денежные средства изымаются от одних субъектов хозяйствования и передаются административ­но-территориальным единицам или отраслям, испытыва­ющим недостаток в финансовых ресурсах. Благодаря этим видам перераспределения достигается пропорциональное развитие всей экономики, что особенно актуально в ус­ловиях Республики Казахстан для развития производства в конечных отраслях, а также подъема экономики и соци­ально-бытовой  инфраструктуры в отсталых регионах.

Сфера внутриотраслевого и внутрихозяйственного пере­распределения в ходе перестройки экономики постепен­но сужается с внедрением методов коммерческого расчета и самофинансирования, предполагающих использование  заработанных средств хозяйствующих субъектов, кроме по­лагающихся по закону отчислений государству.

Представителями воспроизводственной концепции финан­сы рассматриваются как категория воспроизводства в це­лом, а не одной из — его стадий, то есть они считают непра­вомерным ограничивать финансы производственными от­ношениями, связанными только с распределением стои­мости общественного продукта. Финансы — категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов в процессе производства и ак­тивно воздействуют на этот процесс. Финансы — катего­рия обмена, так как в обмене продолжается процесс рас­пределения общественного продукта, и финансы высту­пают инструментом этого распределения: финансы выра­жают движение стоимости, которое происходит не только на второй, но и на третьей стадии воспроизводственного процесса, то есть обмена1; кроме того, финансы связаны не только с формированием, но и с использованием де­нежных фондов, а оно происходит в обмене, когда на де­нежные фонды приобретаются товарно-материальные цен­ности; финансы относятся к категории потребления, по­скольку участвуют в формировании фондов обществен­ного потребления и личного потребления и с их помо­щью обеспечиваются конечные пропорции распределения национального дохода на фонд потребления и фонд на­копления. Сторонники воспроизводственной концепции считают, что финансы — категория не одной стадии, а всего воспроизводства в целом, поскольку:

все стадии общественного воспроизводства тесно свя­заны между собой;

финансы обслуживают не только одну стадию воспро­изводства, а весь этот процесс в целом, проникая во все сферы деятельности общества — материальное производ­ство, сферу обращения и потребления;

финансы являются универсальным орудием контроля, используемым на всех стадиях движения общественного продукта.

В отличие от распределительной концепции финан­сов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. При таком подходе существенно расширяется сфера действия  финансов.

В соответствии с подобным расширенным понимани­ем сущности финансов сторонники воспроизводственной концепции наделяют финансы следующими функциями:

  • образование денежных доходов и фондов]
  • использование денежных доходов и фондов;
  • контрольная функция.

Такое содержание функций финансов объясняется раз­ным характером экономических отношений, происходя­щих в процессах образования и использования доходов и фондов, а также разным составом участников данных про­цессов. Непосредственным источником образования до­ходов служит национальный доход, получаемый в сфере материального производства. В процессе первичного рас­пределения национального дохода образуются первичные доходы исходных звеньев экономики — предприятий, объ­единений и трудящихся. Из их доходов в процессе пере­распределения формируются путем накопления фонды денежных средств для использования на разные собствен­ные цели и образуются в виде обязательных отчислений фонды денежных средств других участников обществен­ных отношений. Огромная роль в этом процессе принад­лежит государственному бюджету, через который пере­распределяется значительная часть денежных средств пу­тем образования разнообразных фондов по территориаль­ному, отраслевому и ведомственному признакам. В ре­зультате во многих случаях за счет доходов одних участ­ников общественного воспроизводства образуются фонды денежных средств, используемые для нужд других участ­ников на конечное потребление. Именно эти процессы весьма полно находят отражение в упомянутых функциях финансов.

 Роль экономической категории значительно шире ее функций. В отличие от функций, которые постоянны и существуют до тех пор, пока существует сама экономи­ческая категория, ее роль может быть различной, что за­висит как от изменения реальных условий, в которых происходит действие категории, так и от наличия разных направлений самого воздействия: на общественное вос­производство, на повышение эффективности производст­ва, на развитие и укрепление коммерческих начал, на повышение благосостояния населения и т. д. Например, действие финансов в сфере материального производства приводит к усилению заинтересованности коллективов предприятий в экономии материальных, энергетических, трудовых, денежных ресурсов, в лучшем использовании производственных фондов и т. д. Однако это не означает, что финансам присуща стимулирующая функция. Про­явление определенных стимулов есть результат действия финансов, целенаправленного использования их функций в практике хозяйствования.

Контрольная функция финансов признается представи­телями всех научных концепций. Все ранее перечислен­ные функции финансов, несмотря на их многогранность, не раскрывают полностью те свойства, которые присущи финансам как экономической категории. Поскольку фи­нансы связаны с движением денежной формы стоимости общественного продукта, они обладают свойством коли­чественно отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через движение доходов, на­коплений, фондов. Благодаря этому свойству финансы могут как бы оповещать о том, как складываются количе­ственные пропорции распределения на разных уровнях управления экономикой, соотношение доходов, фондов, отдельных их элементов, правильность использования  финансовых ресурсов по целевому назначению. Тем са­мым финансы сообщают об отклонениях и диспропорци­ях в воспроизводственном процессе и позволяют напра­вить его в нужное русло. Количественное выражение про­цессов образования и использования доходов, накопле­ний, фондов отображается в системе финансовых показа­телей, которые выступают как разновидности стоимост­ных показателей. Финансовые показатели имеют обобщаю­щий результирующий характер, то есть комплексно вы­ражают результаты всей деятельности хозяйствующего органа любого уровня управления экономикой. Изуче­ние, анализ финансовых показателей позволяют судить об эффективности производства, конечных результатов деятельности, рациональности функционирования опре­деленных органов, систем и т. д.

Контрольная функция проявляется в финансовом кон­троле, но эти понятия нельзя отождествлять. Контроль­ная функция — внутреннее свойство финансов, а финан­совый контроль — практическое использование контроль­ной функции как присущего финансам объективного со­держания. Контрольная функция действует не изолиро­ванно, а в органической связи с другими функциями. Среди денежных отношений, выраженных в финансовой форме, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием финансовых ресур­сов, но нет и финансовых отношений, которым была бы присуща только контрольная функция.

Функции экономической категории — это разные сто­роны одного и того же экономического явления, и фи­нансы немыслимы без какой-либо из своих функций, и лишь в их соединении, в тесном взаимодействии они про­являют себя в качестве экономической категории.

 

  1. Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий

 

Финансовые ресурсы отличают от финансовых фондов. Во-первых, финансовые ресурсы подразумевают источники денежных средств, возможности хозоргана или субъекта хозяйствования в образовании таких средств, то есть «мощ­ность» в этом отношении (потенциал).

Во-вторых, финансовые ресурсы — это средства, кото­рые «связаны» в фондах, то есть целевых «запасах» денеж­ных средств, а также те, которые еще не имеют целевой направленности, обозначенности, не сформированы по фондам. Например, часть денежных средств не имеет вна­чале фондового характера — это штрафы, пени, неустой­ки, получаемые хозорганами за нарушение со стороны их хозяйственных партнеров договоров и условий хозяйство­вания. Получение таких средств не может быть учтено заранее.

Финансы предприятий, организаций и учреждений от­раслей непроизводственной сферы имеют такие состав­ляющие:

  • финансы жилищно-коммунального хозяйства;
  • финансы бытового обслуживания населения;
  • финансы пассажирского транспорта;
  • финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроиз­водственной деятельности);
  • финансы здравоохранения и физической культуры;
  • финансы образования;
  • финансы культуры и искусства;
  • финансы науки и научного обслуживания;
  • финансы общественных организаций;
  • финансы банковско-кредитных и страховых орга­низаций;
  • финансы коммерческих и посреднических органи­заций (товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т. д.);
  • финансы органов управления;
  • финансы обороны;
  • финансы органов защиты правопорядка.

Финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения обще­ственного продукта и национального дохода, они пред­ставляют собой денежное выражение той части матери­альных ресурсов, которую общество направляет на ко­нечное использование, то есть на возмещение выбытия основных фондов, обеспечение расширенного воспроиз­водства и удовлетворение общегосударственных нужд. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе обще­ственного производства, тем оно эффективнее. Вместе с тем от эффективного использования финансовых ресур­сов в народном хозяйстве зависит решение проблемы по­вышения эффективности всего воспроизводства и уско­рение темпов экономического роста.

 

  1. Финансовые ресурсы

 

Следует различать в понятии «финансовые ресурсы» две его стороны.

  1. В практике хозяйствования под понятием «финансо­вые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоп­лений всех денежных средств, имеющихся в распоряже­нии государства, предприятий и т. д. в определенном пе­риоде, то есть денежные фонды, кредитные ресурсы, ре­зервы денежных средств. Это практический подход исхо­дя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными, и состав­ляют все его реальные финансовые ресурсы. Также дохо­ды, накопления, сосредоточенные в государственном бюд­жете, являются ли они результатом первичного или пос­ледующего распределения созданной стоимости, высту­пают на каждую конкретную дату как финансовые ресур­сы государства.
  2. Если исходить из материально-вещественной и сто­имостной структуры валового общественного продукта (c+v+m), его распределения и места в этом процессе, то понятие «финансовые ресурсы» выглядит по-иному. Если исключить элемент повторного счета, то понятие «финан­совые ресурсы» будет выражать часть валового общест­венного продукта и национального дохода в стоимостной (денежной) форме, которая концентрируется непосредст­венно у государства и предприятий для выполнения воз­ложенных на них функций.

Движение финансовых ресурсов отражается в сводном финансовом балансе (балансе финансовых ресурсов и за­трат государства). Однако в балансе отражается и часть кредитных ресурсов.

Источниками финансовых ресурсов являются все три элемента валового общественного продукта: «с», «v», «m». Например, от элемента «с» образуются: амортизационные отчисления, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду, платежи, входящие в состав материальных затрат в себестоимости продукции предпри­ятий. Элемент «v» является источником таких финансо­вых ресурсов, как государственные налоги с населения, отчисления на социальное страхование и в государствен­ный фонд содействия занятости, поступления по займам и лотереям. Элемент «m» включает прибыль, косвенные налоги, доходы и поступления от внешнеэкономической деятельности (импортная и экспортная таможенные пош­лины, плата за таможенные процедуры).

Часть финансовых ресурсов формируется комплексно в составе нескольких элементов общественного продукта. Так, из элементов «с« и «v», что на уровне предприятий соответствует затратам на производство и реализацию про­дукции, работ или услуг, формируются ресурсы в виде налогов, сборов и отчислений в специальные внебюджет­ные фонды: платежи недропользователей — роялти, бо­нусы добычи, налог на транспортные средства, государст­венная пошлина, отчисления пользователей автомобиль­ных дорог, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов и др. А такой вид, как по­ступления от приватизации, имеет источником националь­ное богатство, то есть накопленный национальный доход (v+m).

Источником финансовых ресурсов государства явля­ются также средства, привлеченные путем государствен­ного кредита. Наибольший удельный вес в структуре фи­нансовых ресурсов Республики Казахстан занимает при­быль (порядка 40% всего объема), далее следуют отчисле­ния в социальные фонды (около 15%), налог на добав­ленную стоимость, амортизационные отчисления, сред­ства, мобилизованные по кредитам (все в пределах 5%), отчисления в Дорожный фонд (около 3%), доходы и по­ступления от внешнеэкономической деятельности (око­ло 4%), акцизы (1%).

Важным фактором роста финансовых ресурсов являет­ся повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. С производительностью труда тесно связан другой показа­тель эффективности общественного производства — фон­доотдача. Повышение фондоотдачи неизбежно отражает­ся на формировании финансовых ресурсов, а именно на приросте их основного источника — чистого дохода, ко­торый увеличивается как в результате прироста объема производства продукции, так и вследствие экономии те­кущих затрат (прежде всего заработной платы и аморти­зационных отчислений). И наоборот, снижение фондоот­дачи уменьшает финансовые ресурсы.

Второй фактор — это пропорции деления валового обще­ственного продукта на фонд возмещения материальных за­трат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в совокупном общественном продукте -материалоемкости — является фактором, спо­собствующим увеличению произведенного национально­го дохода — основного источника финансовых ресурсов.

На рост финансовых ресурсов влияет также материально-вещественная структура общественного производст­ва в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта по товарам производственного назначения ниже, чем по товарам и продуктам потребительского назначения (включающих акцизы и обладающих более высокой рентабельностью из-за широкого применения свободных цен). Кроме того, оборот потребительских товаров в воспроизводственном цикле происходит быстрее, что за определенный проме­жуток времени, например отчетный год, позволит сумми­ровать получаемые ресурсы от нескольких оборотов. Поэ­тому чем выше удельный вес и темп развития производ­ства товаров и услуг потребительского назначения в об­щественном производстве, тем больше может быть воз­можный объем финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы формируются в централизованном и децентрализованном порядке. В централизованном порядке образуются ресурсы государственного бюджета, пенсион­ного фонда и фонда социального страхования, других вне­бюджетных фондов. Децентрализованными методами фор­мируются фонды потребления предприятий и организа­ций сферы материального производства, фонды аморти­зационных отчислений, финансовые резервы и валютные фонды предприятий, объединений, организаций, другие денежные фонды хозорганов.

Основными источниками финансовых ресурсов в пер­спективе останутся денежные накопления (прибыль, на­лог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внеш­неэкономической деятельности.

Финансовые ресурсы, имеющие временные источни­ки, такие как поступления от приватизации, реализации государственной собственности, по мере их исчерпания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ре­сурсы, имеющие источником специальные платежи и на­логи недропользователей: роялти, бонусы.

Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потреб­ления приведет к росту величины средств населения, при­влекаемых в состав финансовых ресурсов.

Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствуют о том, что сущест­венное повышение эффективности общественного произ­водства в результате осуществления программы перехода  к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры в направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными фак­торами.

 

  1. Понятие о финансовой системе

 

 Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также орга­нов, организующих эти отношения. Иногда понятие упот­ребляется в узком смысле только как совокупность фи­нансовых учреждений государства, что неточно.

Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов -подсистем, которые классифицируются по разным критериям.

В вышеприведенном определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой сис­темы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соот­ветствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:

  • совокупность финансовых отношений;
  • совокупность фондов денежных средств;
  • финансовый аппарат управления.

Финансовая система является системой интеграцион­ного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с од­ной стороны, выражают часть производственных отноше­ний и поэтому выступают элементом системы этих отно­шений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональ­ные свойства. В финансах можно назвать в качестве функ­циональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

Звенья как соподчиненный ряд классификации содер­жат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свой­ство систематизации придает финансовой системе интег­рационный характер.

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент зани­мает ведущее место среди других элементов системы, по­скольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в фи­нансовой системе выступают общегосударственные финан­сы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.

Обширные финансовые отношения возникают в этом  звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством. Такие отношения анало­гичны возникающим в звене финансов предприятий.

Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете рес­публики как экономической форме образования центра­лизованного фонда финансовых ресурсов и основном фи­нансовом плане государства, во внебюджетных специаль­ных фондах как дополнительных формах целевого финанси­рования общественных нужд, в государственном кредите.

Государственный кредит включается в финансовую сис­тему, хотя кредитные отношения отличаются от финан­совых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расче­ты по нему осуществляются за счет бюджетных средств — это звено можно считать принадлежащим как финансо­вой, так и кредитной системам.

Второе звено — финансы предприятий и организаций на­родного хозяйства — имеет два относительно самостоятель­ных подзвена:

—  финансы предприятий и организаций материально­го производства;

 —  финансы предприятий, организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.

В первом подзвене — финансах производственной сферы — решаются задачи формирования и эффективного ис­пользования децентрализованных фондов денежных  средств в производственных объединениях, предприяти­ях, в отраслях народного хозяйства, а также централизации средств в целевых и резервных фондах названных хо­зяйствующих субъектов.

Финансы этого подзвена обслуживают производствен­ную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности, другие качественные по­казатели производства. Сюда относятся следующие состав­ляющие:

  • финансы производственных объединений и предпри­ятий промышленности и их вышестоящих органов;
  • финансы сельскохозяйственных предприятий и ор­ганизаций;
  • финансы предприятий и организаций грузового транс­порта (железнодорожного, речного, морского, автомобиль­ного, воздушного, магистрального трубопроводного);
  • финансы предприятий и организаций строительства;
  • финансы связи (в части обслуживания производства);
  • финансы потребительской кооперации;
  • финансы водного хозяйства;
  • финансы геологоразведочных организаций;
  • финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, тор­говли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).

Место и роль второго подзвена — финансов непроизвод­ственной сферы, в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием националь­ного дохода. Финансовые отношения в этом подзвене воз­никают в его первичных структурах и между ними, с дру­гими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.

В данном звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее пере­распределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.

Совокупность централизованных и децентрализован­ных фондов денежных средств, присущих звеньям финан­совых отношений, составляет вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансо­вых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюд­жетные, фонды государственного социального страхова­ния и обеспечения, амортизационный фонд, фонд обо­ротных средств, фонды потребления. Одни фонды цент­рализованы в большей степени, другие — в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), дру­гие временно сохраняются (резервные фонды), третьи — накапливаются (амортизационный фонд).

Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Уп­равляющим субъектом выступает финансовый аппарат, ко­торый представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и явля­ется третьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической  контрольной работой в процессе организации и плани­рования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений, совместим с дру­гими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управля­емость ее.

 

Заключение

 

Финансы предприятий сферы материального производ­ства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается национальный доход — основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Населе­ние (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и предприятиями производственной и непроизводствен­ной сфер — государственными и других форм собствен­ности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из общественных фондов по­требления денежных средств, получения материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население свои­ми денежными средствами выплачивает налоги, оплачи­вает услуги государственных и других учреждений, орга­низаций и предприятий производственной и непроизвод­ственной сферы. Такие отношения являются финансовы­ми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребительских товаров и услуг в торго­вой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т. д.), относящихся к обмену.

Вместе с тем специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой систе­мы: фондовой формы и внешнего управления, хотя де­нежные средства населения могут иметь, в каждом инди­видуальном случае, целевую направленность или сберегаться, и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер — при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий — оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенными исчезновением финан­совых отношений и вступлением в действие других эко­номических отношений.

Значительная часть стоимости, созданная в материаль­ном производстве, передается на общегосударственные нужды и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений госу­дарства в качестве государственных доходов. Помимо от­числений от доходов первичных звеньев экономики госу­дарство мобилизует часть средств населения в форме на­логов, добровольных платежей — займов, лотерей, сбере­жений, хранящихся в банках с государственным участи­ем. Часть средств поступает от государственных, коопера­тивных, общественных предприятий и организаций и на­селения в фондовой и нефондовой форме в виде разных платежей, отчислений, сборов. Так возникают формы финансовых отношений на уровне государства через фор­мирование централизованных фондов денежных средств — государственный бюджет, фонды социального страхования, различные внебюджетные фонды. Эта часть финансо­вых отношений весьма многообразна и связана как с со­зданием указанных фондов на разных уровнях государст­венного управления — республиканском, местном, так и с перераспределением и использованием на упомянутых уровнях, а также по отраслевому, ведомственному, регио­нальному, социальному принципам. Помимо этого, дви­жение денежных средств и фондов опосредовано выпол­нением государственных долгосрочных целевых программ — развития производительных сил, экологических, соци­альных, научных, региональных и др.

Рассмотренные процессы обусловливают сложное пере­плетение финансовых отношений, их взаимодействие с другими экономическими отношениями и требует науч­ного подхода к изучению их действия на эффективность экономики, ее поступательное развитие, социальные про­цессы в обществе.

Финансы обладают рядом специфических характерных признаков, полное наличие которых определяет их кате­гориальную принадлежность.

 

 

Список  литературы

 

 

  1. Финансы Под редакцией профессора В.М. Родионовой
  2. Москва, “Финансы и статистика”, 1995 г.
  3. И.Т. Балабанов Основы финансового менеджмента Как управлять         капиталом?  Москва, “Финансы и статистика”, 1995 г.
  4. Экономика и жизнь № 45 ноябрь 1996 г. Бюджетный оптимизм “испаряется” Финансовая газета №23