Содержание
|
Введение ……………………..…………………….…………… |
3 |
|
Сущность, функции и роль финансов, понятие финансов. |
3 |
1. |
Функции финансов |
5 |
2. |
Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий |
8 |
3. |
Финансовые ресурсы |
9 |
4. |
Понятие о финансовой системе |
12 |
|
Заключение…………………………………………………………… |
15 |
|
Список использованной литературы …………………………. |
17 |
Введение
Сущность, функции и роль финансов, понятие финансов
Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме.
Эта особенность проявилась в происхождении термина «финансы», от латинского «finis» — конец (финиш), окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме — между населением и государством). Позже термин трансформировался в «financia», применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем — как совокупность доходов и расходов и государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.
Однако не всякая денежная операция, сделка относятся к финансовой, поскольку деньги опосредуют движение всей стоимости общественного продукта, которое осуществляется при помощи разных экономических категорий — цены, оплаты труда, финансов, кредита. Денежный характер финансов подчеркивает форму их осуществления и их принадлежность к стоимостным экономическим категориям.
Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, необходимо перейти от рассмотрения явления финансов к исследованию их сущности — внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех многообразных форм его бытия.
В иерархии общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения — определяющую часть системы общественных отношений. Отсюда следует, что финансовые отношения — это часть производственных отношений, то есть они являются базисными.
Процесс воспроизводства осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления. Данные четыре стадии воспроизводства определяют наличие товарных отношений между участниками процесса общественного производства, так как произведенные продукты выступают в качестве товаров, под лежащих купле-продаже: прежде чем продукт будет потреблен, оно проходит стадию обмена и распределения.
При этом должны быть удовлетворены потребности и интересы всех участников общественных отношений, а не только участников материального производства. В свою очередь, наличие товарных отношений вызывается необходимостью разделения труда членов общества, в силу чего они должны обмениваться результатами специализированного труда, выполняемых услуг, разными производимыми благами в соответствии с их количеством. Соизмерение созданных благ и ценностей осуществляется с помощью денег как меры стоимости и всеобщего эквивалента. Поэтому произведенная масса материальных и нематериальных благ, услуг — общественный продукт — имеет кроме натурально-вещественного также и денежное выражение. Наличие двух форм воплощения общественного продукта дает возможность довести его до конечного потребления в соответствии с потребностями каждого участника
общественного производства. Для этого используются стоимостные категории — деньги, цена, финансы, оплата труда, кредит.
Степень участия отдельных экономических категорий на разных стадиях воспроизводственного процесса неодинакова. Для финансов считается общепризнанным, что их действие в наибольшей степени проявляется на стадии распределения совокупного общественного продукта. Проследить возникновение финансовых отношений можно в зависимости от сферы их функционирования в первичных звеньях экономики, то есть в сфере материального производства или в деятельности государства как организации, регулирующей общественную, в том числе и экономическую, жизнь, или в сфере государственных финансов.
Для понимания сущности финансов в первом случае можно принять за точку отсчета в воспроизводственном процессе (в целом или в индивидуальном кругообороте производственных фондов отдельного предприятия) момент разделения стоимости и начала относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации изготовленной продукции. При заранее обусловленном характере производства формируются пропорции распределения реализуемого продукта на элементы, соответствующие «с», «v», «m», и образуются соответствующие им фонды денежных средств или накоплений этих средств. При этом выделяются фонды оборотных средств, амортизационный фонд, отчисления на социальное страхование, фонд оплаты труда, прибыль. В дальнейшем происходит
Данный показатель характеризует конечный результат общественного производства, он не включает стоимость промежуточного продукта, представляющего значительную часть оборотных фондов, в формировании и движении которых огромная роль принадлежит финансам. Поэтому в настоящем учебнике принята традиционная формула валового общественного продукта: p=c+v+m процесс перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения. Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя и используется по его усмотрению. Если часть стоимости, соответствующая элементу «с», после реализации продукта авансируется на приобретение средств и предметов труда для обеспечения непрерывности производственного процесса, то из элемента «т», кроме того, может выделяться часть, направляемая на накопление, т. е. на приобретение средств труда -основных фондов — важнейшего фактора производства, также обеспечивающего эту непрерывность.
В дальнейшем сформированные фонды денежных средств подвергаются перераспределению, дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их направлению или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных фондов. Таким образом, часть стоимости, созданная на предприятии, остается в кругообороте данного предприятия, часть расходуется на воспроизводство рабочей силы в форме оплаты труда, социальных расходов, обменивается на материальные и нематериальные блага и услуги, потребляется и выпадает из дальнейшего движения.
- Функции финансов
Функция применительно к финансам означает круг деятельности, присущей данной экономической категории, проявление сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств. В функции отражается общественное назначение категории, раскрывается ее экономическая природа.
В настоящее время наибольшее признание получили две концепции финансов: распределительная и воспроизводственная.
Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства — в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.
Согласно данной концепции, финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
С помощью распределительной функции распределяются и перераспределяются валовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть — национальный доход, а также часть национального богатства »(например, при изъятии оборотных средств, операциях по реализации государственного имущества).
Перераспределение охватывает многообразный процесс членения общественного продукта по субъектам хозяйствования как в отраслевом, так и в территориальном разрезе, в результате чего удовлетворяются разнообразные потребности участников воспроизводства в денежных средствах для обеспечения конечного потребления продукта в натурально-вещественной форме. При этом доходы одних участников формируются за счет расходов других, и национальный доход приобретает форму фонда накопления и фонда потребления. В первом случае средства используются для расширения производства или прироста производственных фондов материальной сферы, непроизводственных фондов социальной инфраструктуры, создания резервов и страховых фондов. Фонд потребления составляют конечные доходы всего населения, используемые для его воспроизводства, ресурсы для содержания учреждений социальной сферы, науки, культуры, управления, обороны страны.
Участие финансов в первичном распределении и перераспределении общественного продукта неодинаково. При первичном распределении финансы взаимодействуют с другими экономическими категориями — ценой, оплатой труда. Основная же сфера приложения финансов — перераспределение, где они взаимодействуют с родственной экономической категорией — кредитом. Распределительная функция финансов охватывает межтерриториальное, межотраслевое, внутриотраслевое, внутрихозяйственное распределение. Межтерриториальное и межотраслевое перераспределение осуществляется через государственный бюджет, когда денежные средства изымаются от одних субъектов хозяйствования и передаются административно-территориальным единицам или отраслям, испытывающим недостаток в финансовых ресурсах. Благодаря этим видам перераспределения достигается пропорциональное развитие всей экономики, что особенно актуально в условиях Республики Казахстан для развития производства в конечных отраслях, а также подъема экономики и социально-бытовой инфраструктуры в отсталых регионах.
Сфера внутриотраслевого и внутрихозяйственного перераспределения в ходе перестройки экономики постепенно сужается с внедрением методов коммерческого расчета и самофинансирования, предполагающих использование заработанных средств хозяйствующих субъектов, кроме полагающихся по закону отчислений государству.
Представителями воспроизводственной концепции финансы рассматриваются как категория воспроизводства в целом, а не одной из — его стадий, то есть они считают неправомерным ограничивать финансы производственными отношениями, связанными только с распределением стоимости общественного продукта. Финансы — категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов в процессе производства и активно воздействуют на этот процесс. Финансы — категория обмена, так как в обмене продолжается процесс распределения общественного продукта, и финансы выступают инструментом этого распределения: финансы выражают движение стоимости, которое происходит не только на второй, но и на третьей стадии воспроизводственного процесса, то есть обмена1; кроме того, финансы связаны не только с формированием, но и с использованием денежных фондов, а оно происходит в обмене, когда на денежные фонды приобретаются товарно-материальные ценности; финансы относятся к категории потребления, поскольку участвуют в формировании фондов общественного потребления и личного потребления и с их помощью обеспечиваются конечные пропорции распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления. Сторонники воспроизводственной концепции считают, что финансы — категория не одной стадии, а всего воспроизводства в целом, поскольку:
все стадии общественного воспроизводства тесно связаны между собой;
финансы обслуживают не только одну стадию воспроизводства, а весь этот процесс в целом, проникая во все сферы деятельности общества — материальное производство, сферу обращения и потребления;
финансы являются универсальным орудием контроля, используемым на всех стадиях движения общественного продукта.
В отличие от распределительной концепции финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. При таком подходе существенно расширяется сфера действия финансов.
В соответствии с подобным расширенным пониманием сущности финансов сторонники воспроизводственной концепции наделяют финансы следующими функциями:
- образование денежных доходов и фондов]
- использование денежных доходов и фондов;
- контрольная функция.
Такое содержание функций финансов объясняется разным характером экономических отношений, происходящих в процессах образования и использования доходов и фондов, а также разным составом участников данных процессов. Непосредственным источником образования доходов служит национальный доход, получаемый в сфере материального производства. В процессе первичного распределения национального дохода образуются первичные доходы исходных звеньев экономики — предприятий, объединений и трудящихся. Из их доходов в процессе перераспределения формируются путем накопления фонды денежных средств для использования на разные собственные цели и образуются в виде обязательных отчислений фонды денежных средств других участников общественных отношений. Огромная роль в этом процессе принадлежит государственному бюджету, через который перераспределяется значительная часть денежных средств путем образования разнообразных фондов по территориальному, отраслевому и ведомственному признакам. В результате во многих случаях за счет доходов одних участников общественного воспроизводства образуются фонды денежных средств, используемые для нужд других участников на конечное потребление. Именно эти процессы весьма полно находят отражение в упомянутых функциях финансов.
Роль экономической категории значительно шире ее функций. В отличие от функций, которые постоянны и существуют до тех пор, пока существует сама экономическая категория, ее роль может быть различной, что зависит как от изменения реальных условий, в которых происходит действие категории, так и от наличия разных направлений самого воздействия: на общественное воспроизводство, на повышение эффективности производства, на развитие и укрепление коммерческих начал, на повышение благосостояния населения и т. д. Например, действие финансов в сфере материального производства приводит к усилению заинтересованности коллективов предприятий в экономии материальных, энергетических, трудовых, денежных ресурсов, в лучшем использовании производственных фондов и т. д. Однако это не означает, что финансам присуща стимулирующая функция. Проявление определенных стимулов есть результат действия финансов, целенаправленного использования их функций в практике хозяйствования.
Контрольная функция финансов признается представителями всех научных концепций. Все ранее перечисленные функции финансов, несмотря на их многогранность, не раскрывают полностью те свойства, которые присущи финансам как экономической категории. Поскольку финансы связаны с движением денежной формы стоимости общественного продукта, они обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через движение доходов, накоплений, фондов. Благодаря этому свойству финансы могут как бы оповещать о том, как складываются количественные пропорции распределения на разных уровнях управления экономикой, соотношение доходов, фондов, отдельных их элементов, правильность использования финансовых ресурсов по целевому назначению. Тем самым финансы сообщают об отклонениях и диспропорциях в воспроизводственном процессе и позволяют направить его в нужное русло. Количественное выражение процессов образования и использования доходов, накоплений, фондов отображается в системе финансовых показателей, которые выступают как разновидности стоимостных показателей. Финансовые показатели имеют обобщающий результирующий характер, то есть комплексно выражают результаты всей деятельности хозяйствующего органа любого уровня управления экономикой. Изучение, анализ финансовых показателей позволяют судить об эффективности производства, конечных результатов деятельности, рациональности функционирования определенных органов, систем и т. д.
Контрольная функция проявляется в финансовом контроле, но эти понятия нельзя отождествлять. Контрольная функция — внутреннее свойство финансов, а финансовый контроль — практическое использование контрольной функции как присущего финансам объективного содержания. Контрольная функция действует не изолированно, а в органической связи с другими функциями. Среди денежных отношений, выраженных в финансовой форме, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием финансовых ресурсов, но нет и финансовых отношений, которым была бы присуща только контрольная функция.
Функции экономической категории — это разные стороны одного и того же экономического явления, и финансы немыслимы без какой-либо из своих функций, и лишь в их соединении, в тесном взаимодействии они проявляют себя в качестве экономической категории.
- Взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий
Финансовые ресурсы отличают от финансовых фондов. Во-первых, финансовые ресурсы подразумевают источники денежных средств, возможности хозоргана или субъекта хозяйствования в образовании таких средств, то есть «мощность» в этом отношении (потенциал).
Во-вторых, финансовые ресурсы — это средства, которые «связаны» в фондах, то есть целевых «запасах» денежных средств, а также те, которые еще не имеют целевой направленности, обозначенности, не сформированы по фондам. Например, часть денежных средств не имеет вначале фондового характера — это штрафы, пени, неустойки, получаемые хозорганами за нарушение со стороны их хозяйственных партнеров договоров и условий хозяйствования. Получение таких средств не может быть учтено заранее.
Финансы предприятий, организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы имеют такие составляющие:
- финансы жилищно-коммунального хозяйства;
- финансы бытового обслуживания населения;
- финансы пассажирского транспорта;
- финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной деятельности);
- финансы здравоохранения и физической культуры;
- финансы образования;
- финансы культуры и искусства;
- финансы науки и научного обслуживания;
- финансы общественных организаций;
- финансы банковско-кредитных и страховых организаций;
- финансы коммерческих и посреднических организаций (товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т. д.);
- финансы органов управления;
- финансы обороны;
- финансы органов защиты правопорядка.
Финансовые ресурсы являются важным показателем финансовой мощи государства. Формируясь в процессе производства, распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, они представляют собой денежное выражение той части материальных ресурсов, которую общество направляет на конечное использование, то есть на возмещение выбытия основных фондов, обеспечение расширенного воспроизводства и удовлетворение общегосударственных нужд. Чем больше финансовых ресурсов создается в процессе общественного производства, тем оно эффективнее. Вместе с тем от эффективного использования финансовых ресурсов в народном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.
- Финансовые ресурсы
Следует различать в понятии «финансовые ресурсы» две его стороны.
- В практике хозяйствования под понятием «финансовые ресурсы» выступает совокупность доходов и накоплений всех денежных средств, имеющихся в распоряжении государства, предприятий и т. д. в определенном периоде, то есть денежные фонды, кредитные ресурсы, резервы денежных средств. Это практический подход исходя из хозрасчетной практики хозяйствования. Действительно, денежные средства, имеющиеся на определенную дату у предприятия на его счете в банке, независимо от того, являются ли они собственными или заемными, и составляют все его реальные финансовые ресурсы. Также доходы, накопления, сосредоточенные в государственном бюджете, являются ли они результатом первичного или последующего распределения созданной стоимости, выступают на каждую конкретную дату как финансовые ресурсы государства.
- Если исходить из материально-вещественной и стоимостной структуры валового общественного продукта (c+v+m), его распределения и места в этом процессе, то понятие «финансовые ресурсы» выглядит по-иному. Если исключить элемент повторного счета, то понятие «финансовые ресурсы» будет выражать часть валового общественного продукта и национального дохода в стоимостной (денежной) форме, которая концентрируется непосредственно у государства и предприятий для выполнения возложенных на них функций.
Движение финансовых ресурсов отражается в сводном финансовом балансе (балансе финансовых ресурсов и затрат государства). Однако в балансе отражается и часть кредитных ресурсов.
Источниками финансовых ресурсов являются все три элемента валового общественного продукта: «с», «v», «m». Например, от элемента «с» образуются: амортизационные отчисления, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду, платежи, входящие в состав материальных затрат в себестоимости продукции предприятий. Элемент «v» является источником таких финансовых ресурсов, как государственные налоги с населения, отчисления на социальное страхование и в государственный фонд содействия занятости, поступления по займам и лотереям. Элемент «m» включает прибыль, косвенные налоги, доходы и поступления от внешнеэкономической деятельности (импортная и экспортная таможенные пошлины, плата за таможенные процедуры).
Часть финансовых ресурсов формируется комплексно в составе нескольких элементов общественного продукта. Так, из элементов «с« и «v», что на уровне предприятий соответствует затратам на производство и реализацию продукции, работ или услуг, формируются ресурсы в виде налогов, сборов и отчислений в специальные внебюджетные фонды: платежи недропользователей — роялти, бонусы добычи, налог на транспортные средства, государственная пошлина, отчисления пользователей автомобильных дорог, платежи за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов и др. А такой вид, как поступления от приватизации, имеет источником национальное богатство, то есть накопленный национальный доход (v+m).
Источником финансовых ресурсов государства являются также средства, привлеченные путем государственного кредита. Наибольший удельный вес в структуре финансовых ресурсов Республики Казахстан занимает прибыль (порядка 40% всего объема), далее следуют отчисления в социальные фонды (около 15%), налог на добавленную стоимость, амортизационные отчисления, средства, мобилизованные по кредитам (все в пределах 5%), отчисления в Дорожный фонд (около 3%), доходы и поступления от внешнеэкономической деятельности (около 4%), акцизы (1%).
Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности. С производительностью труда тесно связан другой показатель эффективности общественного производства — фондоотдача. Повышение фондоотдачи неизбежно отражается на формировании финансовых ресурсов, а именно на приросте их основного источника — чистого дохода, который увеличивается как в результате прироста объема производства продукции, так и вследствие экономии текущих затрат (прежде всего заработной платы и амортизационных отчислений). И наоборот, снижение фондоотдачи уменьшает финансовые ресурсы.
Второй фактор — это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в совокупном общественном продукте -материалоемкости — является фактором, способствующим увеличению произведенного национального дохода — основного источника финансовых ресурсов.
На рост финансовых ресурсов влияет также материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Как известно, норма прибавочного продукта по товарам производственного назначения ниже, чем по товарам и продуктам потребительского назначения (включающих акцизы и обладающих более высокой рентабельностью из-за широкого применения свободных цен). Кроме того, оборот потребительских товаров в воспроизводственном цикле происходит быстрее, что за определенный промежуток времени, например отчетный год, позволит суммировать получаемые ресурсы от нескольких оборотов. Поэтому чем выше удельный вес и темп развития производства товаров и услуг потребительского назначения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы формируются в централизованном и децентрализованном порядке. В централизованном порядке образуются ресурсы государственного бюджета, пенсионного фонда и фонда социального страхования, других внебюджетных фондов. Децентрализованными методами формируются фонды потребления предприятий и организаций сферы материального производства, фонды амортизационных отчислений, финансовые резервы и валютные фонды предприятий, объединений, организаций, другие денежные фонды хозорганов.
Основными источниками финансовых ресурсов в перспективе останутся денежные накопления (прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы), доходы от внешнеэкономической деятельности.
Финансовые ресурсы, имеющие временные источники, такие как поступления от приватизации, реализации государственной собственности, по мере их исчерпания будут уменьшаться. Будут увеличиваться финансовые ресурсы, имеющие источником специальные платежи и налоги недропользователей: роялти, бонусы.
Дальнейшее увеличение оплаты труда, фондов потребления приведет к росту величины средств населения, привлекаемых в состав финансовых ресурсов.
Тенденции динамики объема и структуры финансовых ресурсов государства свидетельствуют о том, что существенное повышение эффективности общественного производства в результате осуществления программы перехода к рыночным отношениям приведет к ускорению темпов формирования финансовых ресурсов и улучшению их структуры в направлении увеличения удельного веса тех источников, рост которых обусловлен интенсивными факторами.
- Понятие о финансовой системе
Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно.
Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов -подсистем, которые классифицируются по разным критериям.
В вышеприведенном определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:
- совокупность финансовых отношений;
- совокупность фондов денежных средств;
- финансовый аппарат управления.
Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.
Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.
Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.
Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством. Такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов предприятий.
Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете республики как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.
Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств — это звено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.
Второе звено — финансы предприятий и организаций народного хозяйства — имеет два относительно самостоятельных подзвена:
— финансы предприятий и организаций материального производства;
— финансы предприятий, организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.
В первом подзвене — финансах производственной сферы — решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных объединениях, предприятиях, в отраслях народного хозяйства, а также централизации средств в целевых и резервных фондах названных хозяйствующих субъектов.
Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности, другие качественные показатели производства. Сюда относятся следующие составляющие:
- финансы производственных объединений и предприятий промышленности и их вышестоящих органов;
- финансы сельскохозяйственных предприятий и организаций;
- финансы предприятий и организаций грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушного, магистрального трубопроводного);
- финансы предприятий и организаций строительства;
- финансы связи (в части обслуживания производства);
- финансы потребительской кооперации;
- финансы водного хозяйства;
- финансы геологоразведочных организаций;
- финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).
Место и роль второго подзвена — финансов непроизводственной сферы, в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.
В данном звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.
Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляет вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, фонды государственного социального страхования и обеспечения, амортизационный фонд, фонд оборотных средств, фонды потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие — в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи — накапливаются (амортизационный фонд).
Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступает финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.
Финансовый аппарат, занимающийся экономической контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений, совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.
Заключение
Финансы предприятий сферы материального производства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается национальный доход — основной источник финансовых ресурсов общества.
Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и предприятиями производственной и непроизводственной сфер — государственными и других форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из общественных фондов потребления денежных средств, получения материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений, организаций и предприятий производственной и непроизводственной сферы. Такие отношения являются финансовыми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т. д.), относящихся к обмену.
Вместе с тем специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться, и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер — при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий — оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенными исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других экономических отношений.
Значительная часть стоимости, созданная в материальном производстве, передается на общегосударственные нужды и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений государства в качестве государственных доходов. Помимо отчислений от доходов первичных звеньев экономики государство мобилизует часть средств населения в форме налогов, добровольных платежей — займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным участием. Часть средств поступает от государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций и населения в фондовой и нефондовой форме в виде разных платежей, отчислений, сборов. Так возникают формы финансовых отношений на уровне государства через формирование централизованных фондов денежных средств — государственный бюджет, фонды социального страхования, различные внебюджетные фонды. Эта часть финансовых отношений весьма многообразна и связана как с созданием указанных фондов на разных уровнях государственного управления — республиканском, местном, так и с перераспределением и использованием на упомянутых уровнях, а также по отраслевому, ведомственному, региональному, социальному принципам. Помимо этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных долгосрочных целевых программ — развития производительных сил, экологических, социальных, научных, региональных и др.
Рассмотренные процессы обусловливают сложное переплетение финансовых отношений, их взаимодействие с другими экономическими отношениями и требует научного подхода к изучению их действия на эффективность экономики, ее поступательное развитие, социальные процессы в обществе.
Финансы обладают рядом специфических характерных признаков, полное наличие которых определяет их категориальную принадлежность.
Список литературы
- Финансы Под редакцией профессора В.М. Родионовой
- Москва, “Финансы и статистика”, 1995 г.
- И.Т. Балабанов Основы финансового менеджмента Как управлять капиталом? Москва, “Финансы и статистика”, 1995 г.
- Экономика и жизнь № 45 ноябрь 1996 г. Бюджетный оптимизм “испаряется” Финансовая газета №23