АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Каменный век на территории Казахстана

 

 

Содержание

 

 

I Каменный век на территории Казахстана

1 Казахстан в эпоху каменного века;

2 Ранний палеолит;

3 Поздний палеолит;

4 Неолит.

II Казахстан в эпоху бронзы. Андроновская и Бегазы-             

    Дандыбаевская культуры.

       1 Древние земледельцы и пастухи

       2 Андроновская культура

       3 Бегазы-Дандыбаевская культура – феномен поздней бронзы

        Центрального Казахстана    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Каменный век на территории Казахстана

1 Казахстан в эпоху каменного века

Территория Казахстана, находясь на стыке историко-культурных крупнейших и географических регионов (Западной и Восточной Европы с одной стороны, Сибири — с другой, Ближнего и Среднего Востока- с третьей, Китая — с четвертой) привлекает пристальное внимание палеолитчиков всего мира. Казахстанские ученые открыли десятки интереснейших палеолитических памятников. Их хронология, стратиграфия, культурная принадлежность имеют первостепенное значение для изучения эволюции человека в Старом Свете и путей заселения Нового Света. Современные представления о жизни далеких предков основываются на изучении мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились остатки труда человека – каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи – кости животных. Но главную информацию все же дает наиболее массовый материал первобытного общества – каменные орудия труда.

 История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием той или иной социально-экономической формации. В археологии разработана своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпоху камня, бронзы, железа и средневековья. В свою очередь, каждая из  перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода – палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).

Эпоха древнего каменного века – время становления человечества и его   хозяйства – характеризуется низким уровнем производительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды, ягоды и охотился на диких животных. Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном  разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.

Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным её этапом было первобытное стадо – объединение для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношении, отсутствием общинно домашнего хозяйства, в то же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных отношении.

Первобытное стадо соответствует двум наиболее ранним ступеням нижнего палеолита – доашельскому и ашельскому периодам. В ашельское время постепенно вызревают предпосылки для нового социального организма – первобытной общины. В эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа (Homo sapiens). 

Эпоха древнего каменного века (палеолит) – время становления его хозяйства – характеризуется низким уровнем производительных сил. В хозяйство и быт человека внедрялись топоры, зернотерки, ступы. В конце палеолита появились некоторые мелкие орудия, изготовленные из кости. Но основные орудия изготовлялись из камня. Им резали мясо, скоблили шкуры, сверлили отверстия в кости и дереве. Все производство велось сообща, а общий труд вел к образованию общей родовой собственности. Частной собственности ещё не было, существовала только личная собственность на некоторые орудия труда.

Слабость первобытного человека в его борьбе с природой; неумение понять и объяснить происходящие события: рождение и смерть, удачу и неудачу на охоте, смену времен года и других явлений привели к тому, что человек стал объяснять все это действием каких-то особых, сверхъестественных сил.

К концу палеолита природные условия и климат Казахстана изменились. Примерно 15-20 тысяч лет назад сложилась географическая среда, близкая к современной. И это благоприятствовало развитию человеческого общества на территории Казахстана. К концу эпохи палеолита заканчивается эпоха собирательства. Изученность палеолитических памятников различна.                   Отдельные памятники досконально изучены и изданы моно графически (стоянка им. Ч.Ч. Валиханова, Семизбугу, пункт 2), другие более или менее подробно описаны в статьях и обобщающих работах (Кудайколь, Кошкурган, Шульбинка, Батпак, Актогай, Семизбугу 10А, Хантау и др.). Остальные опубликованы предварительно или лишь упомянуты в публикациях. Палеолитические памятники Казахстана можно разделить на два типа — ископаемые и открытые. Ископаемые палеолитические памятники в Казахстане единичны (стоянка им. Ч.Ч. Валиханова, Кошкурган, Батпак, Шульбинка) и представляют особый интерес, поскольку здесь может быть применен весь современный арсенал естественнонаучных и физических методов для изучения их периодизации, стратиграфии, хронологии и палеоэкологии.

Однако подавляющее большинство палеолитических в местонахождении Казахстана и аридных регионов Евразии в целом относится к памятникам открытого наземного типа с культурным поверхностным горизонтом. В их изучении доминирует археологический метод. Многолетними исследованиями казахстанских археологов установлено, что эволюция каменных индустрий Казахстана в главном и существенном не отличается от эволюции палеолита Европы и Ближнего Востока. Палеолитические индустрии Казахстана могут быть описаны в понятиях и терминах ближневосточного или европейского палеолита. Карта палеолитических памятников Казахстана отражает не только степень изученности территории, но и определенные закономерности расселения древнего человека. Некоторые районы были обитаемы на протяжении всех палеолитические эпох: комплекс стоянок-мастерских у залива Сарыташ на полуострове Мангышлак (Шахбагатасай), на побережье озер Кудайколь и Карасор и др., причем разновременные индустрии локализованы на различных геоморфологических поверхностях; в Северном Прибалхашье ашельские, мустьерские и позднепалеолитические образцы каменных индустрий залегают на одной и той же поверхности (Семизбугу 2,4,10, Туранга, Кызыл-Кайнар и др.). На ряде памятников смешаны индустрии ашеля и мустье (Хантау, Вишневка, Ак-Кошкар 1,6 и др.), мустье и поздний палеолит (Аральск, стоянка им. Ч.Ч. Валиханова, Канай. Аккыр, Шидерты и др.). Небольшие кратковременные и эпизодические стоянки имеют несмешанные материалы (Борыказган, Козыбай, Чингиз, Бурма, Шульбинка и др.). Острейшие проблемы палеолитоведения Казахстана — периодизация, стратиграфия и хронология памятников. Первая серьезная попытка составления схемы периодизации и хронологии палеолита Казахстана была предпринята А.Г. Медоевым. Она не потеряла актуальность. Новые исследования пока вносят в нее лишь дополнения и коррективы.

 

2 Ранний палеолит

 

Ранний (древний) палеолит делится на три крупные эпохи: олдувайскую (2,6 млн. лет назад – 700 тысяч лет назад), ашшельскую (700 тысяч –150-120 тысяч лет назад) и мустьерскую (150-120 тысяч лет – 35-30 тысяч лет назад). В течение каменного века главенствующая роль в изготовлении орудий труда принадлежала камню. И поэтому на стоянках мы находим в большинстве своем изделия из них, за исключением неолитических, где встречаются орудия из кости животных. Человек хорошо знал свойства камня. Чаще всего выбор материала зависел от назначения орудий. В зависимости от формы и характерных типов каменные изделия подразделяются на рубила, скребла, остроконечники, отбойники, сверла, ножи, проколки и т.д.

К числу самых древних орудий труда относятся массивные прямоугольные кремневые отщепы, найденные у поселения Конырдек в толще сцементированных конгломератов, слагающих нижнечетвертичную, самую высокую надпойменную террасу реки Арыстанды так называемого клектонского типа толичаются от более поздних непропорционально большим ударным бугорком, занимающим более половины площади всего отщепа. Вместе с ними находились большие кремневые заготовки, желваки-нуклеусы, от которых были отбиты эти отщепы. Наибольший интерес представляют ашельские стоянки Борыказган и Танирказган, находящиеся на плоской вершине и сложенные галечниками, доломитами, алевролитами и другими породами. Месторождения расположены северо-восточнее г. Каратау Таласском районе Жамбыльской области. Распространение орудий в этих стоянках четко ограничено, за пределами определенной границы обработанные кремневые изделия встречаются редко. Древнепалеолитический инвентарь из Борыказгана и Танирказгана Х. А. Алпысбаев делит на четыре группы: двусторонние и односторонние рубящие орудия; архаические массивные отщепы; крупные желваки-нуклеусы. Преобладает первая группа. Рубящие орудия существенно не отличаются от грубого каменного инвентаря из доашельско-ашельских местонахождений Юго-Восточной Азии и Африки. Они почти всегда имеют четко выраженную валунообразную форму, один конец изделий обработанный, острый, а другой – с сохраненной галечной коркой или слегка подправлены.

В нижнем палеолите для раскалывания камня человек использовал другой камень, просто ударял их друг о друга. Такая техника получила название техники оббивки или галечной культуры, поскольку сырьевым материалом в большинстве случаев служила обыкновенная речная галька. Позже появились отбойники, которые позволяли добиться лучших результатов. Зачастую они цилиндрической или круглой формы с многочисленными следами вмятин и забитостей. К примеру, орудия выявленные Х. А. Алпысбаевым в районе хребта Каратау, обработаны вышеназванной техникой. Сырьем для изготовления орудий служила галька. При обработке орудий целенаправленные удары наносились с двух сторон камня и таким образом получали извилистый рабочий край. Полученные орудия использовались в последствии как рубящие. Результаты изучения каменных орудий хребта Каратау противоречат основным положениям Мовиуса, выдвинувшего теорию о существовании в эпоху нижнего палеолита двух локальных областей. К одной из них он отнес Индостан, Южную и Западную Европу, Переднюю Азию и Африку, обитателям которых присуще только использование ручных рубил. Другой областью является северо-западная Индия ,Верхняя Бирма, Китай, Ява, для индустрии которых характерны двусторонние и односторонние рубящие орудия. На основании обнаруженных каменных орудий в Южном Казахстане Х. А. Алпысбаев делает следующие вывод: «Факт совместного нахождения дву- и односторонне рубящих орудий и ручных рубил не позволяет нам согласиться с утверждениями о существовании совершенно особой азиатской нижнепалеолитической культуры и о своеобразие пути развития Азии в эпоху нижнего палеолита». Сходство и тождество материалов из Южного Казахстана с орудиями труда, обнаруженные на территории Азии и Африки, позволяет высказать предположения о единстве развития нижнепалеолитических культур, в которых изменение и развитие шли одним путем.

Памятники ашельского периода обнаружены в Центральном Казахстане. Орудия изготавливались здесь из кремниевых пород черного и серо-зеленного цвета. Одна из таких стоянок- Кудайколь- расположена на северо-восточной окраине Сары-Арки. Среди орудий можно выделить бифасы, т.е. орудия обработаны с обеих сторон камня, скребла предназначенные для выделки шкур животных и обработки дерева, а так же многочисленные нуклеусы- ядрища,  с которых скалывались отщепы и пластины и использовались как орудия. Среди других ашельских  памятников Центрального Казахстана заслуживают внимания стоянки Жаман-Айбат, расположенного в 150 км от г. Джесказгана и Обалысай, выявленного в Джездинском районе Карагандинской области. Среди коллекции каменных изделий выделяются рубящие орудия со следами выветренности.

Самым древним памятником на территории Восточного Казахстана считается на сегодняшний день местонахождение Козыбай, обнаруженное автором в полевом сезоне 1989 году. НаходитсяК стоянка на реке Колгутты, недалеко от села Караторгай Курчумского района. Каменные изделия, изготовленные рукой первобытного человека, в том числе рубящее орудие, орудия с двусторонней обработкой и отщепы из кремнистой породы черного цвета обнаружены на склоне высокой террасы производственного участка Козыбай.

В следующий период – мустьерский – появилась иная техника обработки камня, но местами продолжала существовать и галечная. Подобных памятников известно много на территории Южного Казахстана, и они нашли отражение в публикациях.

Одним из таких памятников является многослойная стоянка, обнаруженная Х. А. Алпысбаевым в 1958 году и впоследствии названая именем казахского ученого-просветителя Ч. Ч. Валиханова. Стоянка содержит пять культурных слоев, в которых обнаружены каменные изделия, кострища и очаги, кости животных – лошади, бизона, сайгака, благородного оленя. Слои располагаются горизонтально, на различных глубинах от современной поверхности правого берега р. Арыстанды, в Алгабасском районе Южно-Казахстанской области. Это пока единственная стоянка на территории Казахстана, каменные изделия и другие культурно-бытовые остатки находытся в первоначальном положении, т. е. В таком виде, каким его оставил человек в мустьерское время. Сложность раскопа состоит в том, что культурные слои залегают на глубине от 2,30- до 7,20 м. Однако, несмотря на это обстоятельство, удалось получить новое свидетельство о жизни первобытных охотников: раскопать мастерскую по изготовлению орудий труда и на основе этого сделать вывод о том, что люди непрерывно заселяли стоянки в  течение длительного отрезка времени, фактически от мустье и завершая эпохой верхнего палеолита.

Новые памятники мустьерского времени обнаружены нами в 1984 году в Агадырском районе Жезказганской области. Это стоянки Огиз-Тау I и II, Улкен Ак- Мая. Каменные изделия залегают на склоне небольших возвышенностей у родника. Обитанию людей в данной местности способствовали близость сырьевого материала и наличие родника.

Выявленные топоры односторонней и двусторонней обработки, скребла, выемчатые орудия и нуклеусы изготовлены из местного сырья- серого кварцита. Многие артефакты использовались вторично уже в последующие эпохи, о чем говорит наличие «свежих» сколов на каменных изделиях.

Наличие протопризматических нуклеусов наряду с дисковидными, а также пластин с симметричными краями с отщепами треугольной формы свидетельствует о прогрессе в технике обработки камня. Типологический анализ каменного инвентаря позволяет датировать коллекции стоянок ранним мустьерским, а возможно, и ашельской эпохой. На многих палеолитических стоянках Центрального Казахстана каменный инвентарь находится на поверхности почвы и в первоначальном залегании. «Это явление, — отмечает А.Г. Медоев, — обусловлено не значительными масштабами денудацией и аккумуляцией на территории Сары-Арки в антропогеновое время».

Особый интерес представляют палеолитические памятники Западного Казахстана, в частности, расположенные на полуострове Мангышлак. Все стоянки, открытые ранее А.Г. Медоевым и позднее Ж.К. Таймагамбетовым, расположены на площадках морских террас Каспийского моря.

Стоянки группы Онежек включают в себя семь местонахождений;  расположены близко друг от друга, но содержат различия в каменном инвентаре. Почти в каждой из них присутствуют ранние и поздние формы орудий и поэтому расчленить их сразу трудно. Это представляется возможным только при всестороннем и тщательном анализе индустрии. Итоговые результаты дают возможность в какой то мере проследить эволюцию развития техники в обработке камня на определенном этапе. Памятники выявлены на бортах оврага у горы Онежек. Район изобилует выходами кремния, что наложило отпечаток на индустрию стоянок. Среди каменных изделий выделены нуклеусы, скребла, бифасы, наконечники дротиков и большое количество отщепов, имеются и крупные сколы леваллуа. В числе нуклеусов есть заготовки, предназначенные для снятия леваллуазских пластин длиной 30 см. Для индустрии Онежек характерно наличие нуклеусов с площадкой, симметричных пластин различных форм ( треугольник, прямоугольник) и малое количество хорошо обработанных орудий. Различие орудий по размеру и характеру обработки объясняется пребыванием людей в разные периоды палеолита.

Древнейшие жители Казахстана были современниками питекантропа и синантропа, в эволюционном развитии соответствующие фазе Homo habilis. Первобытные обитатели Каратау уже могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой на крупных и мелких животных и сбором растительной пищи.

3 Поздний палеолит

 

 Поздний палеолит охватывает время от 35-30 тысяч лет до 12-10 тысяч лет назад. Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам земли и формирование рас и расовых групп. Существует непосредственная связь  между появлением человека разумного и дальнейшим развитием материальной и духовной культуры человеческого общества эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно связано с прогрессивным развитием общественных отношений, процессом формирования родовой общины, возникновением рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива. Предполагают, что родовая организация была матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род, таким образом, представлял собой группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщин в общественной жизни определялось также спецификой общинного домашнего хозяйства, ролью женщины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в идеологических представлениях древних людей возник культ женщины – родоначальницы и хозяйки очага.

Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом-символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время яркое первобытное искусство.

Представления о душе и загробной жизни человека как продолжение земного существования вели к появлению сложных обрядных церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги – браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня и кости.

По сравнению с памятниками предыдущего периода стоянок этого времени обнаружено мало. В восточном Казахстане известны стоянки Канай, Свинчатка, Пещера и Ново-Никольское. Наибольший интерес представляет стоянка у деревни Пещера. Стоянка Пещера находится на правом берегу Бухтармы у входа в пещеру, расположенную на краю мыса, входом на запад и представляет собой два грота, объединенных навесом. С. С. Черников в результате разведочного раскопа на глубине 30-50 см в восточной части раскопа в 60-170 см в западной обнаружил палеолитические изделия, среди которых скребок с круговой ретушью, обломок ножевидной пластины, ножевидное оружие, нуклеус пирамидальной формы со следами сколов, отбойник и отходы производства из черного кремния и зеленоватой породы. Кроме того, обнаружены обломки костей животных: носорога, бизона, пещерного льва и так далее. Характер орудий позволяет датировать стоянку верхним палеолитом. В верхнем палеолите обработка каменных орудий была более сложной: скалывались тонкие пластины с нуклеусов, которые предназначались в большинстве для вкладыша в костяные и деревянные оправы, а затем использовались как ножи и скребки. Широкое применение получила и отжимная техника, позволяющая получать орудия с тонким лезвием, например, наконечники копий дротиков.

С 1980 по 1983 гг. автором велись раскопки на Иртыше – стоянке Шульбинка, обнаруженной в Ново-Шульбинском районе Семипалатинской области. Среди 5000 каменных изделий в большом количестве присутствуют скребки на отщепах и пластинах, резцы, проколки, нуклеусы разновидных форм и отходы производства. Кроме каменных изделий обнаружены очаги, сложенные из галек, слой золы, а вокруг очага на значительном расстоянии находились темные пятна небольшого диаметра и округлой формы. Не исключена возможность, что это остатки деревянных столбов, являвшихся основой жилища. Удобное расположение местности, высокая терраса, река, лес – все это притягивало человека, а спасаясь от палящего солнца и дождя в летнее время, он строил себе легкие временные жилища, о чем свидетельствуют темные пятна и очаги. Помимо культурно-бытовых остатков обнаружено погребение человека, который был помещен в скорченном положении на левом боку и ориентирован головой на запад. Скелет очень плохой сохранности, поскольку залегал неглубоко, но сам факт нахождения его заслуживает внимания. Основным сырьевым материалом для изготовления на стоянке Шульбинка служили халцедон, яшма, кремень и горный хрусталь. Как видно, по сравнению с другими периодами каменного века использовалась разнообразная порода и не только местного происхождения. Коллекция находит аналогии в стоянках Алтая и Сибири, что позволяет их датировать возрастом 30-25 тысяч лет.

На территории Казахстана полностью изученных памятников позднего палеолита немного, но имеющиеся материалы дают возможность проследить непрерывность развития материальной культуры людей древнекаменного века, а также процесс заселения территории Казахстана.

 

4 Неолит

 

Начало периода падает на 5 тысячелетие до нашей эры. Это время расцвета техники в обработке камня. Происходит все большая специализация в производстве орудий труда. На ряду с совершенствование техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление: использовались все трудно обрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.

Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия так называемого производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы, — собирательству и охоте. Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в тоже время качественно изменило характер. Вся дальнейшая многотысячная история экономической деятельности  человека есть в значительной степени история развития, совершенствование двух этих форм хозяйствования. Уровень развития  производительных сил, достигнутых первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появление и других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества, ему известна уже керамическая посуда.

В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, господство коллективного труда и обшей собственности на средства производства. Вместе с тем это было время более высоких форм организаций общества: образование племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.

В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 500 неолитических и энеолитических памятников, но абсолютное большинство исследовано выборочно. Неолитические стоянки по характеру расположения на местности делятся на 4 типа: родниковые, речные, озерные и пешерные. Как правило, на стоянках речного и озерного типов содержится значительное количество находок, что свидетельствует о постоянном или продолжительном пребывания  здесь человека. Основной инвентарь таких стоянок – ноже видные пластины и изделия из них.

Наиболее распространены на территории Казахстана родниковые стойбища, чаше всего временные, сезонные местопребывания бродячих охотников. Одна из особенностей неолитических памятников — пустынно-степного Казахстана в том, что большая часть- стоянки открытого (наземного) типа. На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребла. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обработки и их совершенствованию. Неолитические памятники Казахстана образуют несколько территориальных групп, возможно соответствующих районам обитания родственных племен, близких друг к другу по культуре.

Неолитическая стоянка в пещере Караунгур находится на правом берегу одноименной реки, в полтора километрах к северу от села Караунгур Тюлькубасского района Южно- Казахстанской области, или в 43 километрах к северо-востоку от города Шымкента. Сама пещера находится на высоте 7 метров от русла реки. Ширина у входа 20-25 метров, высота около 2-16 метров. Пещера состоит из двух залов: передний, длиной 20 метров, дальний –9 метров. В процессе раскопок 1959 года Х.А. Алпысбаев получил довольно большую коллекцию культурно- бытовых остатков (каменные и костяные изделия, керамика, кости животных) древнейших обитателей пещеры.

Объектом охоты были куланы, медведи, олени, косули, кабаны, лошади, волки, быки, фазаны. Об этом свидетельствуют костные остатки, обнаруженные в пещере. В Западном Казахстане выделяется лишь один вариант кельтеминарской культуры – западноказахстанский – предложенный еще С. П. Толстовым. Датируется кельтеминарская культура концом 4 — началом 2 тысячелетия до нашей эры и охватывает значительную территорию Казахстана и Средней Азии. Каменная индустрия характеризуется заготовками в виде пластин средних размеров и микропластин, обломков пластин и отщепов. В качестве примера можно привести неолитические стоянки и местонахождения, обнаруженные в 1989-1990 годах в Атырауской области: Шатпаколь, кульсары 1-5, Шандыаул, Кыз-Емшек, Кайнар, Жылан-Кабак, Койкара, Сарыкамыс, Шаянды и другие.

Местонахождение Шатпаколь находится в 12 км к северу от с. Шокпартогай Эмбинского района. Каменные изделия – ножевидные пластины, отщепы, фрагменты керамики – обнаружены на небольшом склоне у родника. Стоянки Кульсары 1-5 находятся вокруг Кульсары. Почти все они разрушены в результате строительства дорог и прокладки трубопровода. Среди множества индустрии выделены ножевидные пластины как с ретушью, так и без них, скребки на отщепах и пластинах, резцы, черешковые наконечники стрел двусторонней обработки, анкоши – орудия с боковыми выемками, нуклевидные сколы и призматические нуклеусы. Большинство фрагментов керамики без орнамента, только некоторые имеют вдавленные горизонтальные линии, от которых идут вниз прямые или вертикальные линии.

Шандыаул находится в 22 км на северо-восток от Кульсары. Каменные изделия выявлены недалеко от современного кладбища с. Аккизтогай. Среди них скребки на пластинах, двуконцевые скребки, отщепы и керамика.

Местонахождение Кыз-Емшек обнаружено недалеко от горы Иман-Кара, в 37 км к югу-востоку от железнодорожной станции Жантерек. На вершине горы подобраны нуклеусы призматического характера, ножевидные пластины с ретушью по граням со стороны спинки и фрагменты керамики. Подобные артефакты выявлены у высокого обрыва реки Кайнар.

Для местонахождении Жылан-Кабак и Койкара характерно наличие фрагментов керамики с орнаментом «елочка» и мелкой «гребенкой». Каменный инвентарь идентичен индустриям вышеназванных стоянок.

Стоянки Сарыкамыс и Шаянды обнаружены на дюнах в 3-4 км на юг от с. Сарыкамыс Эмбинского района Атырауской области. Здесь собрано большое количество ножевидных пластин без следов утилизации; несколько пластин с ретушью со стпроны спинки, орудия с выемкой на пластинах и отщепы. На фрагментах керамики орнамент в виде косых насечек, вдавленных в сосуд, горизонтальные линии и геометрические фигуры в виде треугольников. Окрашенная керамика отсутствует.

Находки, относящиеся к неолитическому времени, выявлены в районе заброшенного с. Сатчи-Кыз на второй надпойменной террасе правого берега реки Кызыл-Су, в 2 км от с. Белокаменки Семипалатинской области. В данном месте террасу прорезают выходы кремнистого сланца и кварца. Стоянка Кызыл-Су находится на возвышенном участке, внизу которого находится маленький родник. Рядом, перпендикулярно к пойме реки, проходит глубокий овраг, на дне которого была обнаружена треугольная пластина с ретушью по боковым краям и отщеп из темно-кремнистой породы, что и послужило толчком к обнаружению стоянки. Каменные изделия (а их более 100) собраны на поверхности. Площадь распространения находок 3030 м. В двух местах был заложен шурф, размером 10,5 м. В шурфе наблюдалась следующая стратиграфия: дерн, мощностью 0,05 м; серо-желтая супесь с мелкой щебенкой, мощностью галечник с мелкими валунами и крупнозернистый песок. Коллекцию подъемного материала составляют нуклеусы, наконечники стрел, скребки, ножевидные пластины, микролиты и отходы производства. Нуклеусы призматического скалывания, аморфные, небольшого размера. Присутствуют необработанные заголовки нуклеусов. Большее число орудий составляют концевые скребки на пластинах с овальным рабочим краем. У некоторых ретушированы боковые стороны. Имеются скребки высокой формы. Наконечники стрел двусторонней обработки, небольшие. Встречены и заготовки наконечников. Некоторые изделия представлены пластинками с притупленным краем, которые обработаны с двух или одной из сторон и невелики по размерам. Изделия в основном из яшмы, халцедона, опала.

На территории Казахстана обнаружено пока несколько неолитических погребений, в основном в Северном Казахстане. Ни одно из захоронений не имеет внешних признаков на поверхности. Во всех могилах вместе с костями лежали наконечники стрел, что указывает ни только на то, что наши предки занимались охотой, но и на то, что они вступали в частые военные конфликты. В погребениях мало керамики, а в некоторых ее вовсе нет.

Тесные культурно-хозяйственные связи, существовавшие в пределах мира охотников и рыболовов, ярко отразились на в археологических материалах. Наиболее четко они могут быть прослежены с племенами кельтеминарской культуры, или кельтеминарской культурной общности, обитавшими в северных областях Средней Азии. Рельефнее всего проступают у племен Южного и особенно Западного Казахстана. Цепочки древних контактов уходят и далеко на север и северо-запад в Приуралье и Западную Сибирь, прроявляясь в особенностях форм кремневых орудий и в типах орнаментированной глиняной посуды. Культура племен Северного и Восточного Казахстана, обнаруживая признаки сходства с культурой населения Средней Азии, в тоже время была более близка к алтайским и прибайкальским племенам новокаменного века. Сохраняя специфику и своеобразие культурных традиций, неолитические племена Казахстана развивались, таким образом, в тесном взаимоотношении с племенами соседних регионов и областей.

 

 

 

 

 

 

II Бронзовый век

 

1 Древние земледельцы и пастухи

 

Процесс овладения человеком навыками земледелия, переход от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия. Время выведения культурных злаков определяется ученными 8-7 века до нашей эры, и произошло это скорее всего в горных районах Малой Азии. В 6-5 тысячелетии до нашей эры земледелие распространилось в Средней Азии, вначале на юге Туркменистана, в предгорьях Копет-Дага. В горные и степные районы Казахстана земледелие пришло в эпоху бронзы в конце 3 тысячелетия нашей эры.

Вместе с земледелием возникло и скотоводство. Ученые долго спорили, что возникло раньше – земледелие или скотоводство. Сейчас ясно что то и другое человек осваивал параллельно. Земледелие развивалось на плодородных почвах при достаточном количестве воды. В засушливых районах и на малоплодородных землях развивалось скотоводство. Там, где имелась вода, скотоводство сочеталось с земледелием.      

На рубеже первой-второй четверти II тысячелетия до нашей эры в евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем добавления в медь олова сделать металлические изделия прочными. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья.

 

2 Андроновская культура

 

Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с. Андроново, рядом с г. Ачинском в Южной Сибири). Раскопки здесь были проведены в 1931 году Б. В. Андриановым. В 1927 году археолог М. П. Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что памятники андроновской культуры распространены на обширной территории – от Минусинска на востоке до Урала на западе. Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии.

Один из сложных вопросов в изучении андроновской культуры связан с хронологией, определением временных рамок. Большинство исследователей делят время существование андроновской культуры на три периода: ранняя бронза – 18-16 века до нашей эры; средняя – 15-12 века до нашей эры; поздняя – 12-начало 8 века до нашей эры. Эти периоды по наименованию первых обследованных памятников получили названия федоровский, алакульский, замараевский. Считалось, что они отражают разные этапы развития андроновской культуры. Но выяснилось, что федоровские памятники датируются временем не ранней, а средней бронзы, и стройная картина развития андроновской культуры нарушилась. Удалось определить, что федоровские памятники распадаются на ранние и поздние. Первая группа относится к 15-14 века, а вторая к 13-12 века до нашей эры. Если ранние памятники найдены в Центральном Казахстане и на Урале, то поздние – на очень широкой территории: в Западной Сибири, на юге и юго-востоке Казахстана, в Средней Азии. Центром расселения федоровских племен, видимо, был Казахстан; они были вытеснены отсюда племенами алакульцев, которые пришли в Центральный Казахстан из какого-то западного центра.

Таким образом, алакульские и федоровские племена существовали одновременно, в результате их взаимодействия складываются памятники смешанного типа. В Семиречье формируются памятники «семиреченского типа», на западе – «кожумбердинского». Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живущих племен, поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей ряд близких культур.

Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены и обследованы многочисленные поселения, могильники, древние рудники, жертвенные места и наскальные рисунки – петроглифы, свыше 30 поселений и 150 могильников. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня. Ранний этап – нуринский – характеризуется преобладанием в погребальном обряде кремации (трупосожжения). Встречаются захоронения, совершенные по обряду трупоположения. Могильники, небольшие по размерам, состоят из земляных насыпей, вокруг которых сооружались круглые или прямоугольные оградки из каменных плит. Внутри ограды находилась могила, представляющая собой либо грунтовую прямоугольную яму, края которой обложены плитками (циста), либо каменный ящик. Сверху, после погребения, ямы перекрывались плитами.

Керамика представлена горшками, украшенными орнаментом, состоящим из сочетаний треугольников и меадров, параллельных вдавлений. Украшалась только верхняя часть сосудов. Найдены бронзовые круглые зеркала, бронзовые бусы. В захоронениях обнаружены кости домашних животных.

На следующем этапе – атасуйском – наблюдается широкое освоение территорий, в том числе и полупустынных районов. Резко возросли масштабы горных работ, о чем свидетельствуют многочисленные рудные разработки. Наиболее известные и исследованные могильники этого периода  Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находится в долине р. Атасу. Внутри погребальных оград находились ямы, ящики, цисты. Преобладающим становится трупоположение в скорченном положении на боку.

Поселения имеют своеобразную планировку: жилища, а их бывает от 10 до 80, располагаются по кругу, в центре которого находится загон для скота. Одно из хорошо изученных поселений Атасу имело площадь 15000 кв. м. и состояло из 35 землянок и хозяйственных построек. На поселениях и в могильниках при раскопках найдено большое количество бронзовых орудий, оружия, украшения.

Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры – бегазы-дандыбаевской.

 

3 Бегазы-Дандыбаевская культура — феномен поздней бронзы
Центрального Казахстана.

 

В археологии Казахстана существует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры, неразрывно связанный с уникальным природно-географическим регионом Центрального Казахстана (Сары-Арка). Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан — это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.

Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи — раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

Исследования 30-40х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры. Первые исследования от- несли ее к локальному варианту карасукской культуры (М.П. Грязнов). Сводка накопленного, характеристика культуры приведены в монографии А.Х. Маргулана 1979 года «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана».

Своеобразными «визитными карточками» бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название «скальные мавзолеи» и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением.

Уже первые находки посуды в бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков.

Не укладывались в стандартные представления о степной бронзе и грандиозные «скальные мавзолеи» (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы). Это были строения прямоугольные, квадратные, либо круглые в основании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены их сложены из горизонтально уложенных плит, скрепленных раствором. Плиты укладывались с напуском вовнутрь, создавая в древности сводчатое перекрытие. Внутри мавзолеев раскопаны центральные могилы, глубиной около 1 м, стены их тоже оформлены горизонтально уложенными или вертикально стоящими плитами. Верхняя часть конструкций выступает над современной поверхностью. Вокруг могилы сооружалась «обходная галерея», на которой расчищены многочисленные жертвенно-поминальные комплексы: сосуды, кости животных, вещи. Все раскопанные мавзолеи оказались ограбленными. С восточной стороны к мавзолеям примыкают длинные коридоры. По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений (Сангру I,II Бегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменными плитами высотой 3,0 — 4,0 м. Необходимо указать, что памятники типа бегазинских «скальных мавзолеев» немногочисленны на территории Центрального Казахстана.

Появление в начале первого тысячелетия до н,э. в степях Казахстана столь грандиозных сооружений объясняется как показатель роста богатств местного андроновского населения, как яркое проявление социального расслоения племен эпохи бронзы. Здесь кроются истоки новых для Степи явлений в виде процессов социо- и политогенеза, охвативших Степь во второй половине I тыс.до н.э.

В изучении бегазы-дандыбаевской культуры, несмотря на обилие материала, больше проблем, чем ясного. Дискуссионным остается проблема соотношения андрона и бегазы-дандыбаевцев. Завоеватели или эволюция местных андроновских племен? Можно ли, опираясь на находки тамгообразных знаков на керамике и немногочисленность крупных «скальных мавзолеев», говорить о их пришлости? Можно ли относить их к прототюркам, выходцам из Центральной Азии (мнение Е.Е. Кузьминой). Столь же дискуссионны и малоизучены вопросы участия бегазы-дандыбаевцев в становлении культур раннего железного века: сакской и тасмолинской. И эти проблемы трактуются неоднозначно и требуют своего решения.

В последние десятилетия банк центральноказахстанских материалов поздней бронзы значительно расширился и пополнился новыми коллекциями. По данным В.В. Варфоломеева открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников.. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.

Весь этот orpомный материал тpeбует систематизации именно с позиций решения проблемы бегазы-дандыбаевской культуры. Необходимо осуществить картирование курганов и погребений с бегазы-дандыбаевской керамикой. Очертить ареал распространения «скальных мавзолеев». Необходимо продолжить paскoпки курганов рядового населения бегазы-дандыбаевцев. Такие могильные поля известны на территории Акмолинской (мoгила у г.Степногорска) и Карагандинской областей (мог.Карашаш). Необходимы массовые и разнообразные анализы продукции гончарного производства, костяных изделий, трасологический анализ каменных орудий труда на предмет специализации горнорудного и металлообрабатывающего производства, спектральный анализ бронзовых изделий, палеоантропологические исследования.

Изучение бегазы-дандыбаевской культуры — это история складывания современной этнической карты Центральноазиатского региона. Это вопросы взаимоотношений носителей индоиранской и тюркоязычной групп народов. Это проблема становления кочевого скотоводства, это история степи в период перехода к раннему железному веку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1 История Казахстана (очерк),

   издательство «Даур» Алматы, 1993

 

2 История Казахстана,

   издательство «Даур» Алматы, 1992

 

3 Казахстан. Летопись трех тысячелетий,

   издательство «Рауан» Алматы, 1992