АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. РЕЧЬ

 

           Министерство образования и Науки Республики Казахстан

Институт иностранных языков и деловой карьеры

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по психологии

на тему:

 

«РЕЧЬ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнил: студент 1-го курса

                                                                              гр. ПД-05-105

                                                                        ГАСАНОВ ВАДЖИБ

      Проверил: Сангилбаев О. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2005

                                 СОДЕРЖАНИЕ |Введение                                                         |3        ||1 Язык                                                           |4        ||1.1 Функции языка                                                |4        ||1.2 Виды языка                                                   |5        ||2 Язык как средство общения                                      |7        ||3 Соотношение мышления и речи                                    |9        ||Перечень ссылок                                                  |14       |                                                                                                                                        ВВЕДЕНИЕ       Речь  является  основным  средством  человеческого  общения.  Без  неечеловек не имел бы возможности  получать  и  передавать  большое  количествоинформации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку  илификсирует в себе то, что невозможно  воспринять  с  помощью  органов  чувств(абстрактные понятия, непосредственно  не  воспринимаемые  явления,  законы,правила и т.п.)  Без  письменной  речи  человек  был  бы  лишен  возможностиузнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У  него  небыло бы возможности передать другим свои мысли  и  чувства.  Благодаря  речикак средству общения  индивидуальное  сознание  человека,  не  ограничиваясьличным опытом, обогащается опытом других людей,  причем  в  гораздо  большейстепени, чем это может позволить наблюдение и  другие  процессы  неречевого,непосредственного   познания,   осуществляемого   через    органы    чувств:восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь  психологияи опыт одного человека становятся доступными  другим  людям,  обогащают  их,способствуют их развитию.                                    1 РЕЧЬ       Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова  сих значениями и синтаксис — набор правил, по которым  строятся  предложения.Слово является разновидностью  знака,  поскольку  последние  присутствуют  вразличного рода формализованных языках.      Объективным   свойством   словесного   знака,   обусловливающим   нашутеоретическую деятельность, является значение  слова,  которое  представляетсобой отношение знака (слова в данном случае)  к  обозначаемому  в  реальнойдействительности  объекту  независимо  от  того,  как   он   представлен   виндивидуальном сознании.      В отличие от значения  слова,  личностный  смысл  —  это  отражение  виндивидуальном  сознании  того  места,  которое  занимает   данный   предмет(явление)  в  системе  деятельности  человека.  Если   значение   объединяетсоциально значимые признаки слова, то личностный смысл  —  это  субъективноепереживание его содержания.       1.2 Функции языка       Выделяют следующие основные функция языка:      1)  средство   существования,   передачи   и   усвоения   общественно-         историческою опыта;      2) средство общения (коммуникации);      3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления,         воображения).       Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования  информацииоб изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация  обокружающем мире и самом человеке,  полученная  предшествующими  поколениями,становится достоянием последующих поколений.      Выполняя  функцию   средства   общения,   язык   позволяет   оказыватьвоздействие на собеседника — прямое (если мы  прямо  указываем  на  то,  чтонадо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные  для  егодеятельности, на которые он будет  ориентироваться  немедленно  и  в  другоевремя в соответствующей ситуации).      Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности  связанапрежде всего с тем, что человек, выполняя  любую  деятельность,  сознательнопланирует  свои  действия.  Язык  является  основным  орудием   планированияинтеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.      Речь имеет три функции:       — сигнификативную (обозначения),       — обобщения,       — коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).       Сигнификативная  функция  отличает  речь  человека   от   коммуникацииживотных.  У  человека  со  словом  связано  представление  о  предмете  илиявлении. Взаимопонимание в процессе  общения  основано,  таким  образом,  наединстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.      Функция обобщения связана  с  тем,  что  слово  обозначает  не  толькоотдельный, данный предмет, но и целую  группу  сходных  предметов  и  всегдаявляется носителем их существенных признаков.      Функция  коммуникации,  включает   в   себя   средства   выражения   ивоздействия. Как средство выражения речь сочетается  с  рядом  выразительныхдвижений  —  с  жестом,  мимикой.  У  животных   тоже   имеется   звук   каквыразительное движение, но  он  становится  речью,  только  когда  перестаетсопровождать аффектированное состояние человека и начинает его обозначать.      Речь не только орудие мышления, в ней есть  эмоционально-выразительныекомпоненты.  Это  проявляется  в  интонациях,   паузах,   ритме   и   другихвыразительных моментах. Чем выразительнее речь,  тем  больше  проявляется  вней говорящий, его характер.       1.2 Виды       В психологии различают два основных вида речи: внешнюю  и  внутреннюю.Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и  письменную.Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек.      Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходеее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь  закончить  мысль  (илипереориентировать ее).      Разновидностью диалогического общения  является  беседа,  при  которойдиалог имеет тематическую направленность.      Монологическая речь — длительное, последовательное, связное  изложениесистемы мыслей,  знаний  одним  лицом.  Она  также  развивается  в  процессеобщения, но  характер  общения  здесь  иной:  монолог  непрерываем,  поэтомуактивное,   экспресивно-мимическое   и   жестовое   воздействие    оказываетвыступающий. В монологической речи, по сравнению с  диалогической,  наиболеесущественно изменяется смысловая сторона.  Монологическая  речь  —  связная,контекстная. Ее содержание должно, прежде всего,  удовлетворять  требованиямпоследовательности  и   доказательности   в   изложении.   Другое   условие,неразрывно  связанное  с  первым,  —  грамматически  правильное   построениепредложений.      Монолог не терпит неправильного построения фраз.  Он  предъявляет  рядтребований к  темпу  и  звучанию  речи.  Монолог  труднее  диалога,  поэтомуразвивается позже.      Письменная речь представляет собой разновидность монологической  речи.Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это  обусловлено  тем,что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи  с  собеседником.Кроме  того,  письменная  речь  не  имеет  никаких  дополнительных   средстввоздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и  организующихпредложение знаков препинания.      Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности.  Она  выступаеткак фаза планирования в практической и теоретической  деятельности.  Поэтомудля  внутренней  речи,  с   одной   стороны,   характерна   фрагментарность,отрывочность.  С  другой  стороны,  здесь  исключаются   недоразумения   привосприятии ситуации. Внутренняя речь – это фаза проговаривания про себя  какподготовка к устной и письменной речи.                           2 РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ       В филогенезе речь  первоначально  выступала,  вероятно,  как  средствообщения людей,  способ  обмена  между  ними  информацией.  В  пользу  такогопредположения говорит  факт  наличия  у  многих  животных  развитых  средствкоммуникации и только у человека способности пользоваться речью при  решенииинтеллектуальных  задач.  У  шимпанзе,  например,  мы  находим  относительновысоко развитую речь, которая в некоторых отношениях  человекоподобна.  Речьшимпанзе, однако, выражает только органические  потребности  животных  и  ихсубъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных  выражений,но  никогда  не  символ  или  знак  чего-либо,  находящегося  за   пределамиживотного.  Язык  животных  не   имеет   тех   значений,   которыми   богатачеловеческая речь, и тем более смыслов.      Но  человеческого  индивида  не  может  удовлетворять  такая,   весьмаограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того  чтобыпередать какое-либо переживание      Психология деятельности  и  познавательных  процессов  или  содержаниесознания  другому  человеку,  нет  иного  пути,  кроме  означивания  речевыхвысказываний,  т.е.  отнесения  передаваемого   содержания   к   какому-либоизвестному классу предметов или явлений. Это непременно  требует  абстракциии обобщения, выражения обобщенного  абстрагированного  содержания  в  слове-понятии.  Общение  развитых  в  психологическом  и  культурном  плане  людейнепременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это  и  естьмагистральный путь совершенствования  человеческой  речи,  сближающий  ее  смышлением и включающий  речь  в  управление  всеми  другими  познавательнымипроцессами.      В последние годы ведется немало споров и дискуссий по вопросу  о  том,является способность к усвоению речи у человека врожденной или  нет.  Мненияученых в этом вопросе разделились:  одни  стоят  на  позиции  неврожденностиэтой способности, другие  придерживаются  точки  зрения  о  ее  генетическойобусловленности.      С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какойврожденности  речи  человека  говорить  нельзя.  Это,   к   примеру,   фактыотсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной  человеческой  речиу детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке  людей  и  никогдане  слышавших  человеческого  голоса.  Это   также   данные   многочисленныхнеудачных  опытов  обучения   высших   животных   языку   человека,   умениюпользоваться хотя бы элементарными  понятиями.  Только  у  человека,  причемлишь в условиях  правильно  организованного  обучения  и  воспитания,  можетпоявиться и развиться вербальная понятийная речь.      С  другой  стороны,  имеются  не  менее  достоверные  факты,   которыесвидетельствуют  о  том,  что  многие  высшие  животные  обладают   развитойсистемой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь  человека.Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины  и  некоторые  другие)  понимаютобращенную к ним речь  человека,  избирательно  реагируют  на  эмоционально-экспрессивные ее аспекты.      Имеются определенные экспериментальные доказательства того, что дети срождения способны отличать речь человека и выделять ее из  множества  другихзвуков, избирательно на нее  реагировать  и  очень  быстро  обучаться.  Еслииметь в виду то,  что  основное  отличие  врожденных  и  приобретенных  формповедения  состоит  в  том,   что   наследственно   обусловленные   (имеющиесоответствующие  задатки)  его  виды  при  наличии  соответствующих  внешнихусловий  развиваются  быстрее,  то  вполне  можно  допустить,  что  какие-тогенотипические факторы,  способствующие  быстрому  усвоению  ребенком  стольсложной формы поведения, какой является речь, все же существуют.      Полностью приобретенное поведение, не имеющее врожденных задатков  дляразвития, формируется и прогрессирует  медленно,  совсем  не  так,  как  этоимеет место в случае усвоения речи. Сначала  при  его  развертке  появляютсяпростейшие   элементы   приобретенного   поведения,    которые    становятсясвоеобразными задатками, и только затем на их  основе  конструируются  болеесложные формы поведения. Этот процесс, как правило,  длителен  и  охватываетвесьма значительный период времени в жизни индивида. Примером тому  являетсяпроцесс усвоения детьми понятий, который завершается  лишь  к  подростковомувозрасту, хотя речь оказывается сформированной уже  в  возрасте  около  трехлет.      Другим доказательством возможного существования врожденных предпосылокк усвоению речи у человека является типичная  последовательность  стадий  ееразвития. Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от  того,где, в какой  стране  и  когда  они  родились,  в  условиях  какой  культурыразвивались  и   на   каком   языке   говорят.   Дополнительным,   косвеннымдоказательством той же самой мысли является следующий факт:  речь  ребенком,как известно, не может быть усвоена раньше  определенного  периода  времени,например до одного года жизни. Это становится возможным лишь тогда, когда  ворганизме созревают соответствующие анатомо-физиологические структуры.      Основная трудность, которую необходимо разрешить для того, чтобы найтиокончательный  ответ  на  вопрос  о  наличии  или  отсутствии   у   человекаприрожденных (генотипических)  факторов,  определяющих  усвоение  им  языка,состоит в том, что факты, которые обычно используют для  доказательства  илиопровержения  положений,  связанных  с   обсуждаемым   вопросом,   допускаютразличные толкования. Да и сами эти факты порой достаточно противоречивы                        3 СООТНОШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ       На протяжении всей истории  психологических  исследований  мышления  иречи проблема связи  между  ними  привлекала  к  себе  повышенное  внимание.Предлагаемые ее решения были самыми разными — от полного разделения  речи  имышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга  функцийдо  столь  же  однозначного  и  безусловного  их   соединения,   вплоть   доабсолютного отождествления.      Многие современные ученые придерживаются компромиссной  точки  зрения,считая, что, хотя мышление  и  речь  неразрывно  связаны,  они  представляютсобой как по генезису, так и по  функционированию  относительно  независимыереальности. Главный вопрос,  который  сейчас  обсуждают  в  связи  с  даннойпроблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и  речью,об их генетических корнях и  преобразованиях,  которые  они  претерпевают  впроцессе своего раздельного и совместного развития.      Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С. Выготский. Слово,писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет  собойживую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства,  присущиеречевому мышлению в целом. Слово —  это  не  ярлык,  наклеенный  в  качествеиндивидуального названия на  отдельный  предмет.  Оно  всегда  характеризуетпредмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно,  выступаеткак акт мышления.      Но слово — это также средство общения, поэтому  оно  входит  в  составречи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится  ни  к  мысли,  ни  кречи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической  частью  итого и другого. Именно в значении слова,  говорит  Л.С.  Выготский,  завязанузел того единства, которое именуется речевым мышлением.      Однако мышление и речь имеют разные генетические корни.  Первоначальноони выполняли различные функции и развивались  отдельно.  Исходной  функциейречи была коммуникативная функция. Сама речь как средство  общения  возниклав силу необходимости разделения и  координации  действий  людей  в  процессесовместного  труда.  Вместе  с  тем  при   словесном   общении   содержание,передаваемое  речью,   относится   к   определенному   классу   явлений   и,следовательно, уже тем самым  предполагает  их  обобщенное  отражение,  т.е.факт  мышления.  Вместе  с  тем  такой,   например,   прием   общения,   какуказательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к  мысли  неотносится.      В свою очередь  есть  виды  мышления,  которые  не  связаны  с  речью,например наглядно-действенное, или  практическое,  мышление  у  животных.  Умаленьких детей и у высших  животных  обнаруживаются  своеобразные  средствакоммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные  движения,  жесты,мимика, отражающие внутренние состояния живого существа,  но  не  являющиесязнаком  или   обобщением.   В   филогенезе   мышления   и   речи   отчетливовырисовывается доречевая фаза в  развитии  интеллекта  и  доинтеллектуальнаяфаза в развитии речи. Л.С. Выготский полагал, что в возрасте примерно  около2 лет, т.е. в том, который  Ж.  Пиаже  обозначил  как  начало  следующей  засенсомоторным интеллектом  стадии  дооперационного  мышления,  в  отношенияхмежду мышлением  и  речью  наступает  критический  переломный  момент:  речьначинает становиться интеллектуализированной, а мышление — речевым.      Признаками  наступления  этого  перелома  в  развитии  обеих   функцийявляются быстрое и активное расширение  ребенком  своего  словарного  запаса(он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это  называется?)  и  стольже быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок  какбы впервые открывает для себя  символическую  функцию  речи  и  обнаруживаетпонимание того, что за словом как средством  общения  на  самом  деле  лежитобобщение, и пользуется им как для коммуникации, так и  для  решения  задач.Одним и тем же словом он начинает  называть  разные  предметы,  и  это  естьпрямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая  какие-либоинтеллектуальные задачи,  он  начинает  рассуждать  вслух,  а  это,  в  своюочередь, признак того, что он использует речь уже и как  средство  мышления,а не только общения. Практически доступным для ребенка  становится  значениеслова как таковое.      Но эти факты есть признаки  только  лишь  начала  настоящего  усвоенияпонятий и их  использования  в  процессе  мышления  и  в  речи.  Далее  этотпроцесс, углубляясь,  продолжается  еще  в  течение  достаточно  длительноговремени,  вплоть  до  подросткового  возраста.  Настоящее  усвоение  научныхпонятий ребенком происходит относительно поздно, примерно к тому времени,  ккоторому  Ж.  Пиаже  отнес  стадию  формальных  операций,  т.е.  к  среднемувозрасту  от  11—12  до  14—15  лет.  Следовательно,  весь  период  развитияпонятийного мышления занимает в жизни человека около 10 лет.  Все  эти  годыинтенсивной умственной работы и учебных занятий уходят на усвоение  ребенкомважнейшей для развития,  как  интеллекта,  так  и  всех  других  психическихфункций и личности в целом категории — понятия.      Очень важное значение для понимания  отношения  мысли  к  слову  имеетвнутренняя речь. Она в отличие от внешней речи обладает особым  синтаксисом,характеризуется     отрывочностью,     фрагментарностью,     сокращенностью.Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по  определенному  закону:в ней в  первую  очередь  сокращается  подлежащее  и  остается  сказуемое  сотносящимися к нему частями предложения.      Основной  синтаксической  характеристикой  внутренней  речи   являетсяпредикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах  хорошо  знающих  другдруга людей, «без слов» понимающих,  о  чем  идет  речь  в  их  «разговоре».Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно,  осуществляетсячерез внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно,  что  длясебя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.      Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении словзаключается в их обогащении жизненным индивидуальным  смыслом.  Функционируяи развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает  в  себявсе новые смыслы. В результате такой  операции  смысл  употребляемого  словаобогащается   разнообразными   когнитивными,   эмоциональными   и    другимиассоциациями.  Во  внутренней  же  речи  —  и  в  этом  состоит  ее  главнаяотличительная особенность — преобладание смысла над  значением  доведено  довысшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней  имеетсвернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.      Еще   одной   особенностью   семантики   внутренней   речи    являетсяагглютинация, т.е. своеобразное  слияние  слов  в  одно  с  их  существеннымсокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается  двойным  илидаже  тройным  смыслом,  взятым  по  отдельности  от  каждого  из  двух-трехобъединенных в нем слов. Так можно дойти до слова, которое  вбирает  в  себясмысл целого высказывания, и оно становится,  как  говорил  Л.С.  Выготский,«концентрированным  сгустком  смысла».  Внутренняя  речь,   по-видимому,   исостоит  из  подобного  рода  слов,  совершенно  непохожих  по  структуре  иупотреблению на те слова,  которыми  мы  пользуемся  в  своей  письменной  иустной  речи.  Такую  речь  в   силу   названных   ее   особенностей   можнорассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и  естьпроцесс мышления «чистыми значениями».      А.Н.СОКОЛОВ  показал,  что  в  процессе   мышления   внутренняя   речьпредставляет  собой   активный   артикуляционный,   несознаваемый   процесс,беспрепятственное  течение  которого  очень   важно   для   реализации   техпсихологических функций, в которых  внутренняя  речь  принимает  участие.  Врезультате его опытов со взрослыми, где в  процессе  восприятия  текста  илирешения арифметической задачи  им  предлагалось  одновременно  вслух  читатьхорошо  выученные  стихи  или  произносить  одни  и  те  же  простые   слоги(например, «ба-ба»  или  «ля-ля»),  было  установлено,  что  как  восприятиетекстов,  так  и  решение  умственных  задач   серьезно   затрудняются   приотсутствии  внутренней  речи.  При  восприятии  текстов  в   данном   случаезапоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это  означает,что  мышление  в  ходе  чтения  присутствует  и   обязательно   предполагаетвнутреннюю,  скрытую   от   сознания   работу   артикуляционного   аппарата,переводящего воспринимаемые значения в смыслы,  из  которых,  собственно,  исостоит внутренняя речь.      Еще более  показательными,  чем  с  взрослыми  испытуемыми,  оказалисьподобные опыты, проведенные с  младшими  школьниками.  У  них  даже  простаямеханическая задержка артикуляции в процессе  умственной  работы  (зажиманиеязыка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании  текста  иприводила к грубым ошибкам в письме.      Письменный текст —  это  наиболее  развернутое  речевое  высказывание,предполагающее  весьма  длительный  и  сложный  путь  умственной  работы  попереводу смысла в значение. На  практике  этот  перевод,  как  показал  А.Н.Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от  сознательного  контроляактивного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.      Промежуточное положение между  внешней  и  внутренней  речью  занимаетэгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера  по  общению,  ана себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции  состороны другого человека, присутствующего в  данный  момент  и  находящегосярядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у  детей  среднего  дошкольноговозраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с  собой  в  процессеигры.      Элементы этой речи можно  встретить  и  у  взрослого,  который,  решаясложную интеллектуальную задачу,  размышляя  вслух,  произносит  в  процессеработы какие-то фразы, понятные только ему самому,  по-видимому,  обращенныек  другому,  но  не  предполагающие  обязательного  ответа  с  его  стороны.Эгоцентрическая  речь  —  это  речь-размышление,  обслуживающая  не  столькообщение, сколько само  мышление.  Она  выступает  как  внешняя  по  форме  ивнутренняя по своей психологической функции. Имея  свои  исходные  корни  вовнешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во  внутреннюю.При  возникновении  затруднений  в  деятельности  человека  активность   егоэгоцентрической речи возрастает.      До сих пор мы говорили о развитии речевого мышления,  т.е.  той  формыинтеллектуализированной речи, которая рано или  поздно,  в  конечном  счете,превращается в мысль. Мы убедились в том,  что  мышление  в  своем  развитииимеет собственные, независимые от речи истоки и следует собственным  законамв течение длительного периода времени, пока мысль не  вливается  в  речь,  апоследняя не становится интеллектуализированной,  т.е.  понятной.  Мы  такжезнаем, что даже на самых высоких уровнях своего развития речь и мышление  несовпадают   полностью.   Это   означает,   что   свои   корни    и    законыонтогенетического развития должны быть и у  речи.  Рассмотрим  некоторые  изних.      Опыт исследования процесса речевого развития  у  детей,  принадлежащихразным народам, странам, культурам и нациям, показывает,  что,  несмотря  нато, что различия в структуре и содержании современных языков  разительны,  вцелом процесс усвоения ребенком  своей  родной  речи  везде  идет  по  общимзаконам. Так, например, дети всех стран и народов с  удивительной  легкостьюусваивают в детстве язык и овладевают  речью,  причем  этот  процесс  у  нихначинается и завершается примерно в одно и то же время,  проходя  одинаковыестадии. К возрасту около 1 года  все  дети  начинают  произносить  отдельныеслова.  Около  2  лет  от  роду  ребенок   уже   говорит   двух-трехсловнымипредложениями.  Примерно  к  4  годам  все  дети  оказываются  в   состоянииразговаривать достаточно свободно.      Одногодовалые  дети   имеют   обычно   уже   довольно   богатый   опытвзаимодействия  с  окружающей   действительностью.   У   них   есть   четкиепредставления о своих  родителях,  об  окружающей  обстановке,  о  пище,  обигрушках, с которыми они играют. Еще задолго до того, как  дети  практическиначинают пользоваться  речью,  их  образный  мир  имеет  уже  представления,соответствующие усваиваемым словам.      Следующий  этап  речевого  развития  приходится  на  возраст  примерно1,5—2,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать  слова,  объединятьих в небольшие фразы  (двух-трех-словные),  причем  от  использования  такихфраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро.      После двух-трехсловных фраз ребенок переходит  к  употреблению  другихчастей  речи,  к  построению  предложений   в   соответствии   с   правиламиграмматики.  К  этому  следует  добавить  и  своеобразную  детскую   речевуюизобретательность,  проявляющуюся  в  том,  что  ребенок  вдруг   совершенносамостоятельно по собственной инициативе начинает придумывать  новые  слова,произносить такие фразы, которые от взрослого он никогда не слышал.                                ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК          1.  Психология  и  педагогика:  Краткий  конспект  курса  лекций  –           СПб.:ООО «издательство «Альфа»», 2001. – 304с.         2. Основы психологии. Издание третье переработанное и  дополненное.           Серия «Учебники  учебные пособия». Ростов – на – Дону: «Феникс»,           2000. – 672с.         3. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. заведений: В 3кн. – 4  –е           изд. – М.: Гуманит, изд.цент. ВЛАДОС, 2000. – Кн1: Общие  основы           психологии. – 688с.