план
введение
глава 1. Реформирование сферы образования РК
Глава 2. Реализация финансовой политики
Глава 3. Уровни образования в республике
заключение
список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обусловлена реформой образования, осуществляемой в настоящее время в Республике Казахстан и связана с целым комплексом мер, направленных на кардинальное изменение его организационно-экономических, правовых, структурных и содержательных компонентов. Объективными факторами, определяющими сущность, характер и направленность нововведений в образовании выступают: становление Республики Казахстан в качестве суверенного независимого государства; ориентация на рыночную модель экономики; развитие различных форм собственности; вхождение образования в мировую образовательную систему. Эффективность процесса реформирования системы образования в Республике Казахстан будет определяться не только этими факторами, но и степенью осмысления мирового опыта в области образования.
Проблема состоит в том, что процесс адаптации системы образования к мировым моделям в странах СНГ уже обозначился в Казахстане, но носит административный характер. Противоречие определяется попыткой перенести зарубежный опыт реформ без должного научно-теоретического обоснования в практику образования в Казахстане.
Ведущая идея. Развитие образования определяется как социально-экономическими условиями развития общества, так а использованием прогрессивного практического опыта в области образования.
Если изменения системы образования отвечают потребностям развития личности в изменившихся социально-экономических условиях, то создаются предпосылки для эффективного влияния системы образования на функционирование различных институтов общества, так как при этом правовая база всех образовательных учреждений наиболее точно отвечает интересам общества в целом.
Общее среднее образование в Казахстане определяется многоступенчатостью обучения и вариативностью школ. Отличие состоит в том что в Германии законодательно определен статус различных школ, что дифференцирует целевой и содержательный компоненты общего среднего образования.
Эффективность процесса реформирования образования по опыту зарубежных стран зависит от юридическо-правовой базы, определяет возможность реализации инвариантной и вариативной модели системы образования.
глава 1. Реформирование сферы образования РК
Основной задачей любой страны является построение сильного государства с сильной экономикой и сильной социальной защитой. В таком государстве должны быть созданы условия, когда каждая личность будет иметь возможность полностью реализовать свой творческий потенциал.
Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.
Последовательное осуществление политики, базирующейся на указанных ориентирах, предполагает переход к модели социального государства, которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При таком подходе граждане, которые обладают самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование.
В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам. Таким образом, безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому в республике следует сделать ориентир на опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.
Реформы в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
во-первых, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохо-зяйств, так как они не обладают возможностями
для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;
во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего медицинское обслуживание и общее образование;
в-третьих, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе — обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.
Безусловно, сфера образования является одной из самых важных составляющих человеческого капитала, она способна не только модернизировать общество, но и воздействовать на уровень развития экономики. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволяет создать стабильное государство с устойчиво функционирующей экономикой, с системой духовных ценностей. Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов экономики. Неотъемлемое условие модернизации общества — освоение людьми новых социальных навыков, развитие культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации.
Отмеченное позволяет нам выделить основные функции образования. На уровне социализации общества и обеспечения экономического развития образование:
— облегчает социализацию в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества в связи с освоением молодым поколением основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений;
— способствует более продуктивному труду каждого отдельного работника, поскольку приобретенные знания делают его способным к такому труду, результаты которого представляют большую ценность и в связи с этим имеют высокую оплату. Образование увеличивает производительность работника на рабочем месте;
— противодействует негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде;
— обеспечивает социальную мобильность в обществе через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, поддержку талантливых и активных молодых людей;
— осуществляет поддержку вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должна занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение;
— увеличивает не только скорость, с которой распространяются достижения НТП, но и скорость, с которой совершаются научные открытия, т. е. повышается темп научно-технического прогресса.
— являясь одним из факторов, способствующих экономическому росту, одновременно вызывает снижение таких негативных явлений, как безработица и бедность. Это возможно посредством обеспечения высокого уровня общеобразовательной подготовки рабочей силы;
— реализует ресурс свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.
— развивает в работнике новаторские способности, делает его более изобретательным и инициативным, что в известной мере содействует ускорению технического прогресса. Ускоряя же темпы развития науки и техники, образование тем самым повышает общественную производительную силу труда.
Система образования должна уже сейчас предусмотреть удовлетворение потребностей экономики, которые будут возникать в будущем (в течение 10-15 лет). Образование призвано помочь республике ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства.
Между тем в начале 1990-х гг. в системе образования имели место отрицательные тенденции, что явилось следствием тех социально-экономических проблем, с которыми столкнулось государство.
Однако преобразования, произошедшие в Республике Казахстан с момента обретения суверенитета, позволили изменить законодательную базу, утвердить новые стандарты образования, разработать и реализовать стратегические направления финансовой и инновационной политики, совершенствовать организационно-управленческий механизм и т. д.
Начиная с 1996 г. в казахстанской системе образования отмечаются положительные сдвиги, обусловленные развитием процессов демократизации, вариативности образования. Развитие данных процессов определялось в первую очередь быстрой адаптацией системы образования к принципиально новым условиям рыночной экономики, свободного развития гражданского общества. Эти преобразования нашли свое нормативно-правовое оформление в законе об образовании 1992 г., утвердившем принципы академической и экономической автономии учебных заведений, свободу выбора в образовании. Принятый 7 июня 1999 г. Закон «Об образовании» учел, в определенной мере, опыт рыночных преобразований, достигнутых в сфере демократизации общества, и содержит ряд принципиально новых концептуальных моментов, определяет структуру модели национальной системы образования и предусматривает несколько нововведений, не учтенных принятым ранее законом.
Далее рассмотрим отдельные направления реформирования образования в Казахстане.
Глава 2. Реализация финансовой политики
Реформирование отрасли в первую очередь затрагивает механизм перестройки финансирования. В Республике Казахстан недостаток финансовых средств в первые годы суверенитета стал основной сдерживающей причиной развития отрасли.
В связи с этим Правительством была реализована политика, направленная на развитие различных форм собственности. Развитие альтернативного частного сектора в сфере образования явилось одним из важнейших факторов перехода республики на рыночную модель. Сделан ориентир на перестройку механизма финансирования путем расширения внебюджетных источников, в том числе активного привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
В настоящее время в казахстанскую систему образования государством, обществом и населением направляется порядка 3% ВВП. Безусловно, этих средств недостаточно для обеспечения сбалансированного развития системы образования. В этих условиях следует использовать другие источники финансирования.
В будущем по мере темпов роста ВВП нужно обеспечить соответственно и рост бюджетного финансирования отрасли. При этом основная часть дополнительных ресурсов должна будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий. Необходимо пойти на значительное ускорение роста расходов государственного бюджета, обеспечивающего инновационную составляющую системы образования. Государственные инвестиции в образование должны выполнять следующие функции:
- обеспечить государственные приоритеты в развитии образования;
- стимулировать эффективное использование внебюджетных доходов учебными заведениями;
- служить инструментом отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов учебных заведений.
Стимулирование притока частных средств в образование должно осуществляться с помощью комплекса налоговых льгот. Государству нужно предусмотреть адресную социальную поддержку учащихся и студентов из низкодоходных семей на всех уровнях образования.
Мобилизация частных средств в систему образования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами населения. В настоящее время только определенная часть семей потенциально могут принимать участие в финансировании образования своих детей.
Доля семей, заинтересованных в инвестировании в образование, растет по мере завершения их! детьми общего образования. Предполагается, что по мере роста доходов, доля семей, способных инвестировать в образование, возрастет к 2010 г.
С учетом введения стимулирующих механизмов бюджетного финансирования, налоговых льгот на частные инвестиции в образование (в частности, уменьшение налогооблагаемой базы с учетом затрат на образование) и темпов роста доходов ожидается увеличение средств семей, поступающих в образование.
Средства предприятий могут поступать в двух формах. Первая — оплата тех образовательных программ, в которых заинтересованы сами предприятия (в основном короткие программы дополнительного профессионального образования и подготовка персонала в средних и начальных профессиональных учебных заведениях). Вторая — спонсорские средства. Эффективный спрос со стороны предприятий на образовательные услуги может возрасти по мере оживления реального сектора экономики. При относительно сбалансированных темпах роста по отраслям можно ожидать повышения спроса на образование. Дополнительный эффект возможен благодаря введению налоговых льгот по расходам на образование, предусмотренных в рамках налоговой реформы.
Дополнительные доходы системы образования складываются из коммерческой необразовательной деятельности (продажи собственной продукции вузами, колледжами и другими учебными заведениями, сдачи в аренду помещений учебных заведений и др.).
Глава 3. Уровни образования в республике
В Казахстане введена новая модель национальной системы образования, которая значительно отличается от существовавшей ранее. В соответствии с этой моделью на основе принципа непрерывности и преемственности установлены четыре уровня образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее образование, высшее образование, послевузовское образование, что соответствует Международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО.
Дошкольное воспитание и обучение является основной формой организации предшкольной подготовки детей. При этом детский сад имеет длительную историю развития, и эта форма обучения проверена в мировом сообществе как эффективная модель непрерывного образования и ранней социализации детей. В Казахстане из-за недостатка финансовых средств по содержанию дошкольных заведений большинство детских садов было сокращено. Стратегия реформирования системы дошкольного воспитания включала передачу дошкольных учреждений с баланса предприятий в ведение местных органов власти. Однако низкие объемы инвестиций в отрасль послужили причиной возросшей стоимости содержания детей, это в свою очередь явилось основанием того, что услуги детских садов для многих слоев населения стали недоступны.
Показатель охвата детей постоянными дошкольными организациями в 1991 г. составлял 43,9%, а в 1998 г. — только 10,9%. Процесс сокращения сети дошкольных организаций особенно коснулся сельской местности. Показатель охвата детей постоянными дошкольными организациями в сельской местности на начало 1991 г. составлял 41,3%, а в 1998 г. снизился до 2,3%. В связи с этим по состоянию на 1999 г. только 8 детей из 100 получили полноценное развитие в детских садах.
В соответствии с основными принципами системы образования, принятыми в Республике Казахстан, одним из непременных факторов функционирования отрасли является обязательность и бесплатность общего среднего образования. Между тем страны развивающегося мира с аналогичным уровнем государственных расходов на образование гарантируют населению только самые минимальные «пакеты» образовательных услуг. Государства с высокоразвитой экономикой тратят на образование в среднем 7% ВВП, но практически ни в одной стране не гарантируется бесплатность всех видов образования всем гражданам. Население в той или иной мере участвует в оплате образовательных услуг.
В последнее время в Казахстане предпринимаются шаги, направленные на улучшение системы образования, получение знаний и навыков, необходимых для включения в рыночную экономику. Благодаря мерам, проведенным в сфере образования, была обновлена законодательная база, утверждены стандарты образования, разработаны и внедрены новые учебные программы общеобразовательной школы. Осуществлено издание комплектов учебников и учебных пособий для 1-4 классов средней школы, разрабатываются и готовятся к изданию учебники для 5-6 классов. В республике получили распространение новые формы общего среднего образования: школы с углубленным изучением отдельных предметов (иностранные языки, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины), гимназии, лицеи.
Главная стратегическая линия развития общего среднего образования состоит в его обновлении, в том, чтобы сделать его современным — в содержании образования, во внутреннем устройстве школы, в ее организационно-экономическом механизме, в управлении. Необходимые условия реализации этой линии: личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса; многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ.
В системе среднего общего образования имели место и некоторые отрицательные моменты, складывающиеся в результате невысокого охвата детей обучением на разных ступенях общеобразовательной школы. Так, уровень охвата детей обучением на первой (начальной) ступени образования в 1991-1999 гг. оставался достаточно высоким и составлял 98,7-99,6%. В то же время на второй (основной) ступени образования он имел тенденцию к снижению с 95% в 1991 г. до 78,7% в 1995 г. Реформы образования, проведенные в рамках среднесрочной программы, позволили в последующие годы создать условия для выправления положения: с 1996 г. наблюдается постепенное повышение коэффициента охвата, который в 1999 г. составил 93,4%.
В республике в сфере образования происходит формирование рынка альтернативных социальных услуг. В настоящее время получили развитие негосударственные учебные заведения, которые находятся под контролем органов образования. В Казахстане на всех уровнях образования созданы условия, способные реагировать на существующий рыночный спрос.
Развитие негосударственного сектора в сфере образования осуществляется с 1991 г. В 2000 г. в республике уже насчитывалось 112 вузов с численностью обучающихся в них 127 тыс. человек. На начало 2000/2001 учебного года существовало 117 частных колледжей с численностью учащихся 46,8 тыс. человек. С каждым годом растет число частных школ — в 2000/2001 учебном году оно достигло 180 (по данным Агентства РК по статистике).
На этом фоне образовательная система Казахстана все более разделяется на элитную часть, обеспечивающую лучшее образование для небольших привилегированных слоев, и менее качественное доступное образование для других категорий населения.
Структурная перестройка в сфере общего среднего образования содержит в себе следующие основные компоненты:
- восстановление системы дошкольного образования, в том числе путем расширения практики создания комплексов «детский сад — школа» с гибкими формами получения дошкольного образования (неполный день, неполная неделя и т. п.).
- отработка структуры старшей ступени школы с профильным обучением для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности.
Расширение возможностей и повышение эффективности профильного обучения за счет интеграции образовательных ресурсов старшей ступени различных общеобразовательных школ и организации их взаимодействия с учреждениями начального и среднего профессионального образования: создание межшкольных комплексов на уровне старшей школы и комплексов «школа — ПТУ», «школа — ссуз». Решение этих проблем возможно путем создания объединений образовательных учреждений, включающих учреждения дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования. Тем самым будет реализована возможность создания многоуровневого вариативного образования на старшей ступени общего среднего образования.
Необходимость развития среднего профессионального образования связана с тем, что на современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для обеспечения технологической культуры производства, административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях обучаются лица в основном из малообеспеченных слоев населения. Это обусловливает важность сохранения ведущей роли государства в финансировании данного уровня образования.
Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием ориентирована на обеспечение потребностей как республиканского, так и региональных рынков труда. Наряду с бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных учреждений.
Между тем в республике спад производства и массовая остановка большинства предприятий вызвали кризис системы профессионально-технического образования, который усилился после их передачи в коммунальную собственность местных органов власти. Наряду с уменьшением числа учебных заведений произошло снижение численности учащихся в них. Сложившаяся ситуация подтверждает актуальность развития среднего профессионального образования в Казахстане.
В целях лучшей адаптации к платежеспособному спросу на рынках труда и обеспечения вертикальной мобильности учащихся начальной и средней ступеней профессионального образования следует осуществить многовариантную интеграцию средних специальных учебных заведений с учебными заведениями других типов.
Дальнейшее развитие должна получить интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица), а также практика создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
Перспективным направлением можно считать интеграцию средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий.
Система высшего образования также пережила ряд потрясений. Нужно отметить, что рыночные преобразования в наибольшей степени удалось реализовать в высшей школе, опираясь на потенциал влияния и традиции академической независимости вузов.
В высших учебных заведениях сконцентрирован основной потенциал инновационного развития страны. Поэтому именно здесь на первом этапе сосредоточен основной прирост бюджетных средств.
Переход на многоступенчатую структуру высшего образования создал условия для поэтапной подготовки специалистов, обеспечивая преем—ственность образования, предпосылки для конвертируемости дипломов и вхождения в мировую образовательную систему.
В структуре высшего образования в новой модели установлены три ступени: высшее базовое образование (бакалавриат), высшее специальное образование, высшее научно-педагогическое образование (магистратура). При этом в вузах могут функционировать как все ступени, так и две или одна, в основном, вторая, т. е. традиционная. Какие ступени вводить, определяет сам вуз по согласованию с министерством, с учетом своего, отечественного и зарубежного опыта.
На уровне послевузовского образования, как и прежде, осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук. В новой модели повышение квалификации и переподготовка кадров не являются уровнями образования, а рассматриваются как основные формы дополнительного профессионального образования.
Учебная деятельность вузов осуществляется в соответствии с типовыми учебными планами и программами, разработанными на основе государственных стандартов специальностей высшего образования.
Сроки обучения в вузах зависят от уровня высшего образования, реализуемого данным учебным заведением. В вузах, где проводится двухуровневая подготовка специалистов, длительность обучения на первом уровне (бакалавриат) составляет 4 года, а на втором (магистратура) — 1 или 2 года. В технических вузах срок обучения составляет, как правило, 5 лет. В медицинских — 5 и более лет.
Кроме того, в сфере высшего образования осуществлен переход на новую систему приема абитуриентов на основе тестирования, введены гранты на получение высшего образования за счет государства.
Одна из важнейших функций организацион-но-управлеческого механизма состоит в том, чтобы обеспечить связь сферы образования с экономической средой, которая приобрела рыночный характер. В связи с этим одним из направлений реформы образования является акционирование и приватизация, превращение государственных вузов в негосударственные некоммерческие (учреждения, акционерные общества и т. д.) с государственной долей, определяемой Министерством образования и науки Республики Казахстан.
Главный ожидаемый результат приватизации вузов — сокращение нагрузки на государственный бюджет, что достигается не сиюминутным разовым доходом от продажи государственной собственности, а многолетним снижением затрат на содержание вузов, которое еще усиливается переходом от финансирования содержания вуза к финансированию подготовки конкретного количества специалистов в вузе. Приватизация государственных вузов Республики Казахстан была необходима для создания многовариантной, конкурентоспособной системы образовательных услуг в сфере высшего образования. В республике разработан типовой комплект документов по преобразованию государственного вуза в негосударственный путем создания некоммерческой организации в форме закрытого акционерного общества.
Государственные стандарты среднего и высшего образования — главный критерий в оценке деятельности школы и вуза. В этом плане в республике начата работа по гармонизации национальных стандартов образования с международными.
Большое значение придается разработке и внедрению национальных государственных стандартов высшего образования. В разработке госстандартов огромную роль сыграли учебно-методические объединения вузов. В то же время нельзя не отметить, что первое поколение этих стандартов еще очень далеко от совершенства, они продолжают оставаться очень жесткими по своей структуре, в них изобилуют мелкие и второстепенные учебные дисциплины. В будущем необходим новый концептуальный подход к их составлению, иная методология и организационная основа.
В этих целях Постановлением Правительства и был создан Республиканский центр государственных стандартов образования, на который возложена задача создания госстандартов нового поколения с учетом накопленного опыта общемировых тенденций.
Центру предстоит решать вопросы лицензирования и аттестации вузов, постоянного мониторинга качества высшего образования и разработки его научно-методических основ, механизма применения количественных и качественных измерителей.
Улучшение индикаторов в сфере высшего образования как одной из отраслей социальной сферы будет во многом определяться тем, насколько скоординированы, синхронны и системны институциональные реформы.
Необходимость развития непрерывного дополнительного и послевузовского профессионального образования (ДПО) объясняется как объективным, все более ускоряющимся процессом устаревания знаний, так и важностью умения гибко и оперативно откликаться на новые требования рынка в отношении знаний и умений. Для успешной профессиональной деятельности в современных условиях требуется в ближайшие годы обеспечить повышение квалификации и переподготовку руководителей, специалистов и государственных служащих. Для решения такой задачи следует увеличить пропускную способность существующей системы дополнительного и послевузовского профессионального образования.
Ориентация большинства предприятий на краткосрочные результаты резко сузила спрос — объем инвестиций в человеческий капитал упал одновременно с общим объемом промышленных инвестиций. Сокращение спроса существенно сказалось на объеме и особенно качестве предлагаемых услуг в области ДПО. Если в области высшего образования в целом сохранен и развивается потенциал экспорта образовательных услуг, то в области ДПО ситуация прямо противоположна. Практически отсутствуют конкурентоспособные программы повышения квалификации и переподготовки. Во многих областях профессиональной деятельности нет задаваемых государством либо профессиональным сообществом квалификационных требований.
Для мобилизации средств работодателей и граждан необходимо предоставление кредитов на повышение квалификации и переподготовку, а также развитие системы финансирования ДПО через целевые благотворительные фонды, аккумулирующие средства из различных источников.
Государству нужно поддержать структурные и содержательные изменения в дополнительном профессиональном образовании. Приоритетным направлением должно стать развитие высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное и послевузовское профессиональное образование, в том числе путем формирования в своей структуре специальных подразделений. Наряду с этим предусматривается поддержка корпоративно-отраслевой системы дополнительной подготовки кадров и обеспечение ее интеграции с вузовской.
Несмотря на осуществление реформ в системе образования, сокращение объемов финансирования в сочетании с другими проблемами привело к следующим последствиям:
- структурная деформация образования: структура подготовки не совпадает с потребностями рынка труда, растет нехватка специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих кадров;
- сохранение структурных диспропорций между предложением образовательных услуг и потребностями, формирующимся гражданским обществом и развивающимся рынком труда;
- отсутствие эффективных институтов, связывающих образование с потребностями общества, что влечет значительные потери ресурсов как на пути к системе образования, так и внутри нее;
- хроническое недофинансирование образования из всех источников, включая государственные и частные, и как следствие — заметное ухудшение качества образования;
- ригидность образовательной системы, обусловленная преобладанием трансляции знаний над воспитанием навыков и ценностей, устарелостью стандартов и содержания образования.
Для эффективной модернизации образования на данном этапе необходимо обеспечить три базовых условия:
- повышение заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование эффективные кадры;
- финансирование информатизации образования, обеспечивающей модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию;
- формирование новых институтов системы образования, способствующих максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективное использование выше обозначенных и бюджетных средств, и на этой основе -высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг.
Решение этих задач потребует напряжения ресурсов и концентрации усилий всего общества. Особые усилия потребуются от самой системы образования. Общество не может экономить на образовании, но образование обязано эффективно использовать свои ресурсы — как выделенные государством и обществом, так и заработанные на рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформирование системы образования является объективным историческим процессом, обусловленным становлением Республики Казахстан как суверенного государства, ориентированного на рыночную модель экономики. Как и всякий диалектический процесс, он характеризуется противоречиями, решение которых в определенной степени зависит от научно-теоретического осмысления зарубежного опыта развития образования.
Государственную политику в процессе реформирования образования, как в Казахстане, так и в Германии составляют законодательство, управление и финансирование. Это взаимосвязанный диалектический процесс, от степени и качества функционирования каждой из них, зависит в целом успех проводимых реформ.
Условием эффективности управления системой образования по опыту Казахстана и Германии, является наличие и взаимосвязь административных и консультативных органов. Отличие системы управления образованием Германии характеризуется строгим соблюдением законодательных и нормативных актов, инструктивных положений, четкое определение иерархии функциональных обязанностей государственных служащих. Руководящие и консультативные органы выполняют аналитическую и прогностическую функции: определяют концепцию реформирования образования, стратегию и тактику планирования и развития образования; утверждают содержание образования и определяют политику подготовки специалистов по направлениям обучения, определяют объем финансирования вузов, научных центров и профессоров.
Таким образом, данная работа подтвердила то, что если изменения системы образования отвечают потребностям развития личности в изменившихся социально-экономических условиях, то создаются предпосылки для эффективного влияния системы образования на функционирование различных институтов общества, так как при этом и содержание и методика работы всех образовательных учреждений наиболее точно отвечают интересам общества в целом.
Список использованной литературы
- Шокаманов Ю.К. Тенденции человеческого развития в Казахстане. Алматы: Агентство РК по статистике, 2001.
- Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Центр стратегических разработок, 2000.
- Дамитов Б.К., Сатова Р.К., Мухитова Р.Б. Вопросы перехода на новую модель формирования студенческого контингента вузов Республики Казахстан // Современное образование. Алматы, 1999. С. 3-45.