АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Государственное регулирование как функция управления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Рыскулова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тема:  Государственное регулирование как функция управления

 

 

 

                        

 

 

 

                                           Выполнил: Дуйсенов А.М.

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы,  2006 г.

 

 

Государственное регулирование как функция управления

 

Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

В узком смысле государственное регулирование — одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.

 

Содержание и механизм осуществления государственного регулирования включает:

 

  • нормативное регулирование путем установления общих правил;
  • его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;
  • контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
  • государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;
  • координацию и общее направление их деятельности;
  • содействие ее успешному осуществлению;
  • определение приоритетов в структурной политике;
  • государственные контракты (договоры);
  • регистрацию;
  • лицензирование и др.

 

ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие и цели организации управления

 

Административно-правовая организация управления есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы,

 

Элементами административной организации управления являются:

 

  • органы исполнительной власти;
  • другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти;
  • нормы административного права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления, в том числе из служащих;
  • важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом;
  • правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения.

Понятием организации управления охватывается как государственное, так и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется административным правом.

 

Правовые основы организации управления

 

Виды правовых актов по организации управления по юридической силе:

 

  • Конституция Российской Федерации, закрепляющая в общем виде структуру экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности;
  • законы Российской Федерации;
  • постановления палат Федерального Собрания;
  • конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Уставы субъектов Российской Федерации, кроме республик, имеют большое значение для организации управления на уровне этих субъектов. В уставах, принимаемых законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации, решаются важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса;
  • подзаконные акты Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти.

 

По содержанию различаются:

 

  • общие правовые акты, распространяющие свое действие на общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают;
  • специализированные, регламентирующие вопросы организации управления в отдельных отраслях и сферах.

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Недобросовестная конкуренция — любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам — либо нанести ущерб их деловой репутации.

Естественная монополия — это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на эти виды товаров.

 

Органы местного самоуправления вправе:

 

  • создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности, реорганизовывать и ликвидировать их;
  • определять условия и порядок их деятельности, утверждать их уставы, назначать руководителей;
  • регулировать цены и тарифы на продукцию этих предприятий.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И КРЕДИТОМ

Организационно-правовая система государственного управления

финансами и кредитом

 

Финансовая деятельность государства — это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования. Распределение государственных средств осуществляется методами финансирования и кредитования.

 

  • Финансирование — это безвозвратное, безвозмездное выделение денежных средств (в основном, государственным организациям);
  • Кредитование — это возвратное, возмездное, срочное предоставление денежных средств как государственным, так и негосударственным организациям.

 

Основными разновидностями финансовой деятельности государства являются:

 

  • бюджетная (образование и расходование денежных средств для обеспечения функций государства);
  • налоговая (налоговый учет, налоговый контроль и государственное принуждение в случаях налогового законодательства);
  • кредитная (регулирование денежно-кредитных отношений, в том числе в процессе банковской деятельности);
  • страховая (формирование денежных фондов, предназначенных для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий — страховых случаев — за счет взносов, уплачиваемых страхователями, или за счет бюджета);
  • валютная (регулирование валютных операций, поддержание национальной валюты, формирование валютных резервов страны, валютный контроль);
  • организация денежного обращения и расчетов (защита и обеспечение устойчивости рубля, денежная эмиссия, организация производства, хранения, инкассации наличных денег).