СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
- Концепция социально – рыночного хозяйства…………………………….4
- Казахстан на пути к социальной рыночной экономике…………..……….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
Управление экономикой — главная задача не только государства, но и каждой, отдельно взятой организации. Под управлением экономикой понимают систему сознательного, целенаправленного, планомерного воздействия со стороны управляющего органа на объекты управления (или на процессы) с целью сохранения их качественной специфики, нормального функционирования, приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, получения установленного результата, а также согласования и корректировки действий исполнителя.
Объекты управления представляют собой управляемое звено (элемент или совокупность элементов) системы управления, воспринимающие управляющее воздействие со стороны других элементов.
В качестве субъектов управления выступают социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивиды, осуществляющие управленческие действия, т.е. принимающие решения и организующие их реализацию. Различают два вида субъектов управления: непосредственный и главный.
Послание Президента народу Казахстана охватывает самые животрепещущие актуальные проблемы современного казахстанского общества и основные направления его развития. В Послании указаны пути решения узловых экономических и социальных проблем. А именно: обеспечение сбалансированности экономики, опережающее развитие перерабатывающей промышленности, высокотехнологических и наукоемких производств, производственной структуры агропромышленного сектора. Наблюдается решительное изменение структуры производства, пристальное внимание к решению задач по возрождению и развитию аула, поворот к социально-экономическим проблемам.
1.Концепция социально-рыночного хозяйства
Управление в общественных системах всегда носит двойственный характер. С одной стороны, оно является функцией процесса производства, т.е. функцией комбинированного процесса труда, порождаемой кооперацией труда. В этом проявляется организационно-техническая сторона управления. С другой стороны, управление является функцией собственности на средства производства — социально-экономическая сторона управления. Именно она определяет цели, характер и инструментарий управленческой деятельности.
В условиях рыночного хозяйства особое значение приобретает такая функция управления, как регулирование развития национальной экономики. Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Основоположником концепции социально-рыночного хозяйства и организатором хозяйственной реформы в послевоенной Германии является Людвиг. Содержание этой концепции было раскрыто в опубликованной им книге “Благосостояние для всех”. Так, социально-рыночное хозяйство определялось как “хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности”. Оно обеспечивает стремление к рационализации, к капиталовложениям, готовность к расширению потребления.
Общим для всех национальных вариантов благосостояния является то, что рыночное начало дополнено социальным началом в иных сферах. Поэтому современную смешанную экономику нередко называют социальным рыночным хозяйством. Но любая экономика по самому определению социальна, поскольку она не может не быть социальным институтом. То же самое верно и в отношении рыночной экономики. Под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возникшей в ХХ в. в странах Запада.
Социальное рыночное хозяйство предполагает, что экономика одновременно служит и индивиду, и обществу. Так как, рынок сам по себе не учитывает социальные аспекты общественной жизни и самой экономики. Эти проблемы призвана решать социальная политика.
Концепция социальной рыночной экономики предусматривает синтез гарантированных правовым государством политических свобод, экономической свободы и идеалов социального государства, гарантирующего социальную защищенность граждан и социальную справедливость. Здесь понятие «социальное» означает, что рыночное хозяйство в силу своей эффективности создает материальные предпосылки для обеспечения уровня благосостояния для всех слоев населения. В то же время оно гарантирует комплекс свобод и прав, среди которых, важное значение имеют свобода экономической деятельности, или свобода экономического выбора, свобода конкуренции, равенство возможностей — предполагается ограничение рынка там, где он приводит к нежелательным для социального порядка результатам.
Центральное место в теории государственного благосостояния занимает идея обеспечения приемлемых для данного общества жизненных стандартов. Личное благосостояние, помимо чисто экономических критериев зависит и от степени гарантии в государстве политических свобод, и от таких показателей, как социальная защищенность, устроенная семейная жизнь, возможность продвижения по службе. Поэтому общественное благосостояние предполагает наличие “общественных благ”, к которым экономическая наука относят те товары и услуги, которые рыночная система не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров «индивидуального потребления»: будучи потребленными одним субъектом, они остаются для потребления другими. К общественным благам относят услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера, услуги, предоставляемые автомагистралями, учреждениями и организациями здравоохранения, народного образования, культуры.
Таким образом, в современном мире концепция социального рыночного хозяйства рассматривается, как попытка добиться синтеза между пониманием неизбежности процессов, происходящих на рынке, и старанием совместить их с социальным и общественным прогрессом.
Социальное рыночное хозяйство – это социально-экономическая система, функционирующая на основе многообразия всех форм собственности, экономической свободы производителей товаров и услуг, обеспечивающая с помощью государства справедливое распределение валового внутреннего продукта в соответствии с трудовым вкладом каждого гражданина и предоставляющая социальные гарантии незащищенным слоям населения.
Основные задачи государства состоят в следующем: формирование и поддержание надежного правопорядка в стране; обеспечение внутренней и внешней безопасности; обеспечение стабильности национальной валюты; развитие отраслей социальной; осуществление контроля в области конкурентной борьбы; обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества; разработка и реализация требований, запретов на использование рыночных стимулов для охраны окружающей среды; определение правил действия в области налогового и социального права.
Решение этих задач государством в социальном рыночном хозяйстве позволяет обеспечить достижение следующих целей: повышение уровня и качества жизни; обеспечение стабильного уровня цен; обеспечение высокого уровня занятости; поддержание социальной справедливости и эффективно функционирующей системы социального обеспечения.
- Казахстан на пути к социальной рыночной экономике
В Послания «Казахстан-2030» Президент страны Назарбаев Н.А. отмечает: «Мы должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть траектория, магистраль нашего развития, которая приведет к выбранной цели. Правильно определив наши приоритетные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю и терпение при движении по этому пути, мы обезопасим себя от зигзагообразных шараханий, непроизводительной растраты энергии, времени и ресурсов. Имея сильную стратегию и целеустремленность, мы сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути».
С обретением государственного суверенитета перед Казахстаном встала задача определения самостоятельного пути экономического развития с учетом специфики республики и мирового опыта.
Исходные положения реформы были сформулированы в Программе стабилизации экономики и перехода к рынку (1990 г.) и Программе совместных действии Кабинета министров и областных Советов народных депутатов по выходу из кризиса (1991 г.). В мае 1992 г. Президент изложил основные направления реформы в статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». В середине 1994 г. правительство Республики Казахстан приняло «Программу действий правительства по углублению реформ и выводу из экономического кризиса» сроком до 1996 г. Затем эта программа была продолжена на последующий период в виде Среднесрочной программы экономических реформ на 1996—1998 гг. и Программы правительства до 2000 г, Ежегодных посланиях Президента РК.
Современное состояние экономики говорит о том, что для осуществления поставленной задачи у Казахстана есть возможности.
- выгодное географическое, геополитическое и геоэкономическое положение;
- население с высоким уровнем научного и творческого потенциала, арсенал научных идей, открытий и изобретений;
3.природные ресурсы, которые необходимо рационально использовать;
- площади сельхозугодий и пашни;
- устойчивая политическая стабильность и единство в обществе.
Если говорить о конкретных задачах экономики Казахстана в сфере материального производства, то к ним следует отнести:
- насыщение рынка продовольствием и товарами народного потребления собственного производства;
- наращивание базы строительства и стройиндустрии, в первую очередь для возведения жилья;
- преодоление сырьевой направленности экономики;
- развитие наукоемких производств и машиностроения;
- внедрение экологически чистых технологий;
- формирование современной инфраструктуры (транспорта, связи, энергетики, туризма и т.д.).
Предполагалось всю эту работу осуществить в три этапа. Первый этап охватывал 1992—1995 гг. и характеризовался двумя процессами: активным разгосударствлением, приватизацией собственности и насыщением потребительского рынка товарами.
На втором этапе (до 2005 г.) проводилась работа по постепенному преодолению сырьевой направленности экономики и ускоренному вхождению Казахстана в мировую экономику. В этот период должны были заработать рыночные механизмы, обеспечиться подлинная свобода всех товаропроизводителей, рациональное природопользование, высокий уровень технологий.
Третий этап продолжительностью до 2030 г. будет характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа и вступлением Казахстана в разряд новых индустриальных стран мира.
Для достижения данной цели Н.А. Назарбаев выделил в своем послании народу семь долгосрочных приоритетов:
Приоритет 1. Национальная безопасность.
Приоритет 2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.
Приоритет 3. Обеспечение экономического роста.
Приоритет 4. Здоровье, образование и благополучие граждан.
Приоритет 5. Энергетические ресурсы.
Приоритет 6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь.
Приоритет 7. Профессиональное правительство.
При соблюдении всех этих принципов государство берет на себя функции социальной защиты, становясь действительно социальным государством, снимает с себя многие контрольные функции, децентрализуя власть, отдавая ее на места. Центральные органы будут осуществлять надзорные и контрольные функции. И в этом случае госслужащий будет отвечать требованиям, вытекающим из Послания Президента: «чиновник новой генерации — это слуга нации, патриотичный, справедливый преданный своему делу и профессиональный». Только создав эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа, общество сможет реализовать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях.
Решение же социальных вопросов в концепции развития неразрывно связано с экономикой, и практически она должна обеспечить их осуществление. При этом предусматривается:
- создание общества, в котором наделе было бы обеспечено благосостояние всех слоев населения;
- обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой сфере деятельности;
- развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана;
- повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, но, не допуская незаконного обогащения.
В центре же стратегии социального развития находится социальная защита населения Казахстана в основе, которой:
- государственная поддержка нетрудоспособных и малоимущих слоев (пенсионеров, инвалидов, учащихся, многодетных семей);
- государственная поддержка науки, культуры, образования и здравоохранения;
- обеспечение социальных гарантий по безработице. Об этом свидетельствуют и задания, данные Президентом государства правительству:
- обеспечение полной и своевременной выплаты пенсий, пособий и заработной платы в бюджетных организациях;
- выдача микрокредитов наименее обеспеченных граждан;
- выдача кредитов на развитие малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств;
- компьютеризация школ;
- обеспечение удешевления кредитов для крестьянских и фермерских хозяйств;
- обеспечение полной посещаемости детьми школ;
- начало общественной кампании за здоровый образ жизни.
Опыт экономических реформ дал неоднозначные результаты. С одной стороны, процесс трансформации социально-экономической системы, перевода ее на рыночные принципы функционирования принял необратимый характер и на этом пути осуществлены важные системные преобразования. С другой стороны, налицо ряд нерешенных проблем в области оживления производства, состояние экономики продолжает оставаться сложным и напряженным. В числе наиболее важных проблем реформирования экономики можно выделить такие как:
- макроэкономическая стабилизация;
- реструктуризация предприятий, развитие предпринимательства;
- формирование и развитие национальных производительных сил;
- инвестиционная политика;
- развитие фондового рынка;
- проблемы регионального развития;
- социальная защищенность населения.
Послание Президента народу Казахстана охватывает самые животрепещущие актуальные проблемы современного казахстанского общества и основные направления его развития. В Послании указаны пути решения узловых экономических и социальных проблем. А именно: обеспечение сбалансированности экономики, опережающее развитие перерабатывающей промышленности, высокотехнологических и наукоемких производств, производственной структуры агропромышленного сектора. Наблюдается решительное изменение структуры производства, пристальное внимание к решению задач по возрождению и развитию аула, поворот к социально-экономическим проблемам.
Сегодня архиважной проблемой нашего общества является обеспечение социальной защиты населения, обеспечение достойного уровня жизни казахстанцев. Разделы Послания, касающиеся социального блока развития нашего общества, нашли у всех самый благожелательный отклик. Повышение пенсии почти миллиону пенсионеров, увеличение размера минимальной заработной платы, рост заработной платы государственных служащих — все это новые меры по решению сложных социальных проблем.
В совокупности факторы и социальные программы приведут к улучшению демографической ситуации, укреплению здоровья нации, особенно подрастающего поколения, увеличению благосостояния казахстанцев и укреплению независимости Казахстана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под управлением экономикой понимают систему сознательного, целенаправленного, планомерного воздействия со стороны управляющего органа на объекты управления (или на процессы) с целью сохранения их качественной специфики, нормального функционирования, приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, получения установленного результата, а также согласования и корректировки действий исполнителя.
Социальное рыночное хозяйство предполагает, что экономика одновременно служит и индивиду, и обществу. Так как, рынок сам по себе не учитывает социальные аспекты общественной жизни и самой экономики. Эти проблемы призвана решать социальная политика.
Центральное место в теории государственного благосостояния занимает идея обеспечения приемлемых для данного общества жизненных стандартов. Личное благосостояние, помимо чисто экономических критериев зависит и от степени гарантии в государстве политических свобод, и от таких показателей, как социальная защищенность, устроенная семейная жизнь, возможность продвижения по службе. Поэтому общественное благосостояние предполагает наличие “общественных благ”, к которым экономическая наука относят те товары и услуги, которые рыночная система не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров «индивидуального потребления»: будучи потребленными одним субъектом, они остаются для потребления другими.
Таким образом, в современном мире концепция социального рыночного хозяйства рассматривается, как попытка добиться синтеза между пониманием неизбежности процессов, происходящих на рынке, и старанием совместить их с социальным и общественным прогрессом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Назарбаев Н.А. Послание президента народу Казахстана. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год // Казахстанская правда от 4 апреля 2003 года.
- Программа действий Правительства РК по углублению реформ на 1996-1998 гг. // Казахстанская правда. 1995, 20 декабря.
- Программа действий правительства Республики Казахстан на 1998—2000 гг. // Казахстанская правда от 15 апреля 1998 г.
- Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. — М.: Дело и сервис, 2004.
- Управление организацией. / Под ред. Поршнева А.Г., — М.: Инфра-М, 2001.
- Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. — М.: Инфра-М, 2000.