АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. Государственный строй Феодальной Болгарии

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА.

1.1 Первое Болгарское царство.

1.2 Второе царство и распад Болгарии.

 

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ БОЛГАРИИ

2.1 Общественный строй

2.2 Государственный строй

 

ГЛАВА 3. БОЛГАРСКОЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО

3.1 Источники права

3.2 Право собственности.

3.3 Преступления и наказания.

3.4 Судопроизводство.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Легенда повествует, что когда Господь Бог решил разделить между народами мир, все народы присутствовали при этом, за исключением болгар, которые в это время допоздна работали в поле. Все уже было распределено, но Всевышний, оценив их усердие, подарил им этот райский кусочек земли, этот рог изобилия, находящийся в сердце Балканского полуострова; с тех пор и поныне именуемый Болгарией.

Находясь на перекрестке европейских и азиатских амбиций, а также на больших дорогах, по которым в течении веков приливами и отливами шли разные народы, Болгария черпает силы и обогащает себя от своих многочисленных родников.

Семь цивилизаций населяли эти места: фракийцы, славяне, византийцы, протоболгары, римляне, турки и болгары, и каждая из этих цивилизаций наложила свой глубокий отпечаток.

Археологические раскопки, сделанные на болгарской земле, обнаружили следы среднего палеолита (100 000 — 40 000 лет до пашей эры). Самые интересные сведения были извлечены из пещеры Деветак, недалеко от города Ловеч и из пещеры Бачо Киро, недалеко от Дряновского монастыря.

Фракийцы первые населяли землю сегодняшней Болгарии, о чем упоминают историки. Это многочисленное население состояло из отдельных племен, иногда враждебно настроенных друг к другу. Из этих племен сербы занимали юго-западные районы, одрисы (odryses), астис (astis) и бессы (besses) — южные районы, мизийцы, геты и трибалы северо-западные и северо-восточные районы.

Несмотря на то, что у фракийцев не было письменности, их можно было бы отнести к индоевропейцам. Самые яркие следы их цивилизации можно найти в надгробных могилах (tumulus). Фракийцы были земледельцами и пастухами, но также занимались ремеслами. Сокровища из Вылчи Трън и Панагюрище свидетельствуют о высокой степени совершенства достигнутого их ювелирами.

В четвертом веке до нашей эры Филип II Македонский и его сын Александр (336 — 323 гг.) установили господство над большей частью фракийских племен. Но их ожесточенное сопротивления скоро позволили им вернуть свою свободу. В это же время в 3-ем веке до н. э. Кельты овладевают севером Балканского полуострова. Нам известно, что Кавар, их последний владетель, чеканил монеты из бронза и серебра. Кельты продержались более полувека на территории сегодняшней Болгарии.

В это же время римляне впервые появились на Балканах. Но они завершили свои завоевательные походы только в 1-ом веке нашей эры.

Были созданы две римские провинции: Мизия (к 15 г. н. э.), между горной цепью горы Стара Планина и рекой Дунай, и Фракия (к 46 г. н. э.) к югу от горы Стара Планина. Крупнейшими римскими городами были Сердика (в настоящее время София), Никополис ад Иструм (развалины у Никуп к северу от города Велико Тырново), Филипополис (ныне Пловдив) После того как Мизия и Фракия вошли в экономическую и культурную область влияния Латинского мира, они вступают в период интенсивного развития, о котором свидетельствуют многочисленные памятники и археологические ценности[1].

Нашествия варваров воспрепятствовало развитие римской цивилизации, а позднее, с начала 4 века, начали угрожать господству Византийской империи, возникшей после распада Римской империи на две части — Западную и Восточную.

Готы и гунны, чередуясь, переправлялись через Дунай, уничтожали города и истребляли часть населения. В 6 веке императору Юстиниану удалось восстановить большую часть разрушений, и вернул этим районам империи их прежний блеск. Но вскоре нашествия, на этот раз аваров, возобновились.

Что касается славян, то они начали проникать на Балканы еще в конце 5 века. Во второй половине 6 века их нашествия участились, и они начали оседать на правом побережье Дуная. Вскоре после этого многочисленные славянские племена заселили территории фракийцев и начали их ассимилировать. У фракийцев вышел из употребления их родной язык, а также и латинский язык, которым они долгое  время пользовались.

Наконец на Балканский полуостров окончательно поселились болгары. Они были такими же бесстрашными войнами, как авары, того же тюркско-татарского происхождения. Они также пришли из Центральной Азии. Болгары помогли славянам улучшить свою организованность, свое политическое и социальное становление. Вот почему государство созданное в 681 году благодаря союзу славян и болгар, стало называться Болгарией, несмотря на то, что славянский элемент в нем преобладал.

Таким образом, данная работа посвящена истории государства и права средневековой Болгарии. Интерес к данной теме обусловлен необходимостью изучения опыта других стран по строительству государства. Актуальна попытка анализа правовых источников болгарского права[2]. Тем более, надо иметь в виду, что предками современных болгар были тюрко-язычные булгары, обычное право которых имеет много общего с памятниками права народов Средней Азии и Казахстана.

Цель данной работы – показать особенности и пути формирования и развития Болгарского государства, складывания правовых норм и обычаев.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём курсовой – 26 страниц машинописного текста.

 

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БОЛГАРСКОГО ГОСУДАРСТВА.

1.1  Первое Болгарское царство (681 — 1018 гг.)

 

В 681 году византийский император Константин IV Погонат, разгромленный войсками хана Аспаруха недалеко от устоя Дуная, подписал договор, по которому был вынужден платить годовой налог болгарскому хану. Этот факт является официальным признанием существования нового болгарского государства.

Первой столицей этого государства стала Плиска. Территория Болгарии охватывала сегодняшнюю северо-восточную часть страны. К востоку она выходила к Черному морю, к югу — к горной цепи Стара планина, к западу — к реке Искыр, а позднее к реке Тимок, к северу ее границей служил Дунай.

На основе сохранившихся источников следует, видимо, считать, что между родоплеменной аристократией славянских и протоболгарских племён был заключён союз в борьбе против Византии.

В славяно-болгарском государстве первенствующее место заняла болгарская знать. Во главе его стоял протоболгарский хан и его ближайшие военные сподвижники, большую роль сыграла дружина булгар. Следствием этого было распространение государственно — правовой терминологии протоболгарского происхождения (Болгария, болгары, хан и т.д.) Но славянская знать сохранила значительные права и, признав верховенство хана, продолжала управлять отдельными областями. К тому же славяне оказали большое воздействие на социальное развитие булгар. Под влиянием славян, кочевники — протоболгары скоро перешли к оседлому образу жизни и к феодальным отношениям, основанным на землевладении[3].

Основной причиной возникновения славяно-болгарского государства было разложение первобытнообщинного строя и возникновение классов. Однако процесс этот был сложным, поскольку государство у славян и протоболгар создавалось подобно государству у германцев, как непосредственный результат завоевания части Римской империи сначала славянами, а затем протоболгарами.

В период своего управления хан Крум (803-814) после того как разгромил аваров на западе и византийцев на юге, расширил границы государства. В 809 году он захватил Сердику (сегодня София). Особенно знаменательна победа над императором Византии Никифором Первым, который сначала имел перевес, а также ограбил и поджег столицу Плиска. Но сразу после этого Крум блестящей контратакой в одном из ущелий Старой Планины успел уничтожить армию Никифира. Сам император погиб в бою в 811 году. Вследствие этих победоносных войн, болгарское государство расширило свои границы вплоть до реки Тисса, за которой находились мадьяры, и до реки Днестр, которая служила естественной границей на востоке и отделяла Болгарию от печенегов. К югу болгары достигли гор Рила и Радоны.

Во время правления хана Омуртага (816 — 831 гг.) был подписан 30- летний мирный договор с Византией. Эта эпоха (8 — 9 вв.) оставила замечательные архитектурные и скульптурные памятники Плиска, Мадара. Царь Борис Первый (852 — 889 гг.) правил Болгарией в период важнейших событий.

Одно из них — создание славянского алфавита в 863 году солунскими священнослужителями, братьями Кириллом и Мефодием. В 865 году христианство было объявлено государственной религией.

С тех пор Болгария стала колыбелью славянской культуры и письменности. Царствование Бориса подготовило блестящим образом последовавший сразу после этого так называемый „золотой век болгарской литературы„. Произошло это, когда на трон взошел царь Симеон Великий (893 — 927 гг.). При князе Симеоне славяно-болгарское государство превратилось в господствующую державу на Балканах. В 918 году Симеон провозгласил себя императором (василевсом) болгар и ромеев (византийцев). Одновременно был созван собор болгарских епископов, который объявил независимость болгарской церкви и избрал собственного патриарха.

Во время его правления Первое болгарское царство достигло апогей своего политического и территориального могущества. После блестящей победы над византийцами у реки Ахелой (917г.). Симеон расширил свое влияние до полуострова Галиполи в Греции, захватил Македонию и, используя в качестве союзника Сербию, принял ее под свое покровительство и управление.

Империя Симеона не обладала внутренним экономическим и этническим единством, представляла собою непрочное и временное военно-феодальное объединение. Попытка Симеона подчинить Хорватское королевство закончилась разгромом болгарских войск.

В царствование преемника Симеона Петра (927 – 969 гг.) от Болгарского царства отпала область по верхнему течению реки Струмы, а несколько позже – вся Македония.

В самом господствующем классе все чаще возникали серьезные разногласия, приводившие к междоусобицам, ослаблявшим военную мощь и единство государства и с неизбежностью предопределившим его феодальный распад.

Этим воспользовалась Византия. Она завоевала Болгарию и с 1018 по 1187 год эксплуатировала ее в качестве важнейшего источника материальных — средств для ведения своих почти непрекращающихся войн.

Византийское завоевание тяжело отразилось на положении трудящихся масс. Платежи и повинности в пользу государства и феодалов значительно увеличились. Византийское правительство установило новые повинности. Так, крестьяне, имевшие упряжку волов, должны были отдавать казне определенное количество хлеба, проса и вина. Население платило подать также в пользу церкви (каноникон). Исключительный размах приобрели взяточничество и прямое вымогательство со стороны чиновников. В этих условиях болгарское крестьянство быстро разорялось и закрепощалось феодалами. Число свободных крестьян к середине 12 века значительно сократилось, В ограблении крестьян участвовала, и та часть болгарских феодалов, которая подчинилась Византии и тем самым сохранила свои владения и привилегии.

Период византийского господства характеризовался дальнейшим ростом крупного землевладения, особенно церковно-монастырского. Византийские императоры раздавали села в феодальную собственность светским сановникам, церкви и монастырям.

Тяжелое положение болгарского народа под игом византийцев вызвало ряд восстаний. Первое массовое восстание произошло в Западной Болгарии в 1040 – 1041 гг., Непосредственной причиной его было острое недовольство разоренного крестьянства заменой натурального налога денежным. В 1071 – 1073 гг. вспыхнуло второе восстание, охватившее Болгарию и Сербию.

В конце 12 века Византия распалась на отдельные, почти самостоятельные части. Сербский король Стефан Неманич подчинил себе значительную территорию на Балканах. С запада Византии угрожали норманны и Венеция. Все это создало благоприятные условия для освободительной борьбы болгарского народа.

После этого, во время Петра Первого (927 — 969 гг.) начался упадок государства. Нищета, которая наступила вслед за войнами, тяжесть налогов, грабель со стороны крупных феодалов все это привело к недовольству и сопротивлению со стороны народа, что вылилось в движение богомилов, созданное и возглавляемое священником Доводкам. Отвергая вес формы духовной и гражданской власти (сравнивая всех власть имущих с представителями Сатаны), богомилы являлись угрозой для господствующего класса. И они были подвергнуты преследованиям и мучениям. Их идеи распространялись аппокрифной литературой. Эти предвестники европейского реформаторского движения нашли многих последователей за пределами Болгарии. Их проповедники распространяли                 пламя всеобщего недовольства многие районы Средиземноморья и Малой Азии. Патаринцы и катары в Северной Италии, альбигойцы в Южной Франции и бугры (bougre — bulgare) создадут позднее (в 12 13 в.) многочисленные секты богомилов разнообразного содержания, обусловленного местными условиями.

В 968 году киевский князь Святослав, союзник византийского императора Никифора II Фока, занял Северо-восточную Болгарию. Но вскоре Святослав перешел на сторону болгарского царя Бориса Второго (969 — 971 гг.), наследовавшего трон Петра I. Византийская армия сумела вытеснить русских и одержала победу над болгарами. Захватив в плен Бориса, который остался их заложником в Константинополе, император Византии урезал многие болгарские территории между Дунаем, Черным морем и Стара Планина. На западе болгарское царство (с временными столицами Пресна и Охрил) не смогло продержаться больше полувека (969 — 1018 гг.). В 1014 году армия Василия II застала врасплох войска болгарского царя Самуила и разбила его, Император приказал ослепить всех пленных и вернуть их болгарскому царю. Если верить Манасиевой хронике, при виде многих слепцов болгарский владетель не выдержал ужаса этого зрелища и умер. Император Василий был прозван за это болгароубйца». В 1018 году византийские войска заняли Охрид. Таков был конец Первого болгарского царства.

 

1.2  Второе царство и распад Болгарии (1187-1396 гг.)

 

Порабощение Византией (1018 — 1185 гг.) — это период тяжелых испытаний для болгарского народа. К гнету византийцев добавились систематические разграбления страны печенегами, а также и крестоносцами во время их походов в 1096 году и 1147 году. В это же время движение богомилов стало разрастаться. В Константинополе, столице Византии, был сожжен на костре Василий, один из самых активных распространителей идей богомильства.

Осенью 1185 года вспыхнуло восстание, подготовленное и водимое боярами из города Тырново братьями Асен и Петр. Восстание имело успех. В 1187 году Император Византии Исак II подписал мирный договор, в силу которого все земли к северу от Стара Планина переходили к восстановленному болгарскому царству. В 1197 году на престол сел Кололи, младший брат Лесна и Петра. Калоян (1197 — 1207 гг.) отвоевал у византийцев город Варна и большие районы Фракии и Македонии. Во время очередного крестоносного похода столица Византии Константинополь был взята западными рыцарями и новосозданная Восточная латинская империя стала претендовать на старые владения Византии. Таким образом, латинский император посчитал Калояна своим вассалом.

Болгарский царь отверг притязания императора Балдуина Фландреского. Военное столкновение стало неизбежным. 14 апреля 1205 года у стен крепости Адрианополь, вопреки всем ожиданиям, латинская армия, считавшаяся непобедимой, была разгромлена Калояном. Император Балдуин был схвачен в плен и брошен в тюрьму в болгарской столице. К сожалению, Калоян не сумел воспользоваться полностью этим замечательным успехом. В 1207 году он был убит в результате заговора, организованного недовольными боярами.

Во время царствования Ивана Асена II (1218 — 1244 гг.) наступил новый период восхода болгарского государства. Были восстановлены границы страны со времен Симеона, сильный толчок получило развитие искусств и торговли, впервые началась чеканка собственных монет из золота, серебра и меди. Культура и экономика расцвели после битвы у села Клокотница (март 1230 г.), когда болгарские войска одержали блистательную победу над византийцами, ведомыми Феодором Комниным.

Со второй половины 13 века начался упадок болгарского государства, раздираемого внутренними конфликтами. Крестьяне, угнетенные произволом бояр и тяжелым бременем налогов, поднялись на восстание и после побед над царскими войсками и взятия столицы Тырново провозгласили свинопаса Ивайло царем. Ивайло сумел отбросить очередное нашествие татар с севера. Но в 1280 году бояре свергли Ивайло с престола и его место занял Георги Тертер (1280-1292 гг.). Вплоть до 1323 года Болгарией правили наследники династии Тертеров. Среди них только Тодор — Святослав (1300 — 1321гг) сумел преодолеть внутренние междоусобицы и наладить взаимоотношения с соседними татарскими правителями.

Михаил Шишман (1323-1330гг) дал начало династии Шишманов. При правлении царей Ивана Александра (1331 1371 гг.) и Ивана Шишмана (1371 — 1396 гг.) возродились и стали процветать болгарские культурные традиции — прежде всего в области литературы, изобразительного искусства и архитектуры.

Но непрерывные войны с Византией и Сербией ослабили политическую и военную мощь второго болгарского царства, единение которого в действительности стало фиктивным. В конце своего существования независимые владельцы управляли отдельными его областями: в Северо-восточной Болгарии, в Вощине, в Родопах. Эта разрозненность государства помогла туркам, проникшим на Балканы в начале 14 века, овладеть всеми территориями страны. После осады города Тырново пал в 1393 году, а Видин — в 1396 году. С этого момента в течение почти пяти столетий Болгария превратилась в провинцию Османской империи.

Турецкое иго (1396 — 1878 гг.) является самым мрачным периодом в болгарской истории. Политическое порабощение сочеталось с религиозным нажимом: была уничтожена болгарская патриархия, оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству, разрушены были монастыри и культурные памятники. Вытесненные со стратегических центров и плодородных равнин, болгары ушли в горы. Немалая часть их была вынуждена принять ислам. А те, которые отстаивали свою христианскую религию, были подвергнуты жестокой эксплуатации в виде тяжелых налогов, разных повинностей. «Рая» (так называли турки порабощенных христиан) вынуждены были платить и так называемый «кровный налог», т.е. отдавать маленьких мальчиков для обучения в турецкие казармы. После принятия ислама, они превращались в янычар, которые становились отборной частью турецкой армии.

Болгарское население неоднократно пыталось освободиться от османского гнета. Восстания вспыхивали в 1402 — 1403 гг., в 1598 г. и в 1686 г. в Тырново, в 1688 г. в Чипровцах и т.д. С начала 17 века стало популярным так называемое хайдушское движение (в виде своеобразных партизанских отрядов).

В 18 веке начался период национального возрождения. С 1735 года нашли распространение школы вне монастырей, где обучение шло на болгарском языке. Паисий Хилендарский, монах Атонского монастыря, написал я «Историю славяно-болгарскую» (1762 г.). Во многих городах и крупных селах появились «читалища» — дома, в которых можно было читать книги, проводить вечера национальных традиций, ставить пьесы. Читалища превратились в центры развития национального самосознания и распространения вновь создаваемых культурных народных ценностей. Наконец и болгарская церковь добилась независимости от греческой патриархии в Константинополе. Султанский ферман (указ) 1870 года юридически постановил эту независимость и фактически признал самобытность болгарской нации[4].

 

ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

БОЛГАРИИ

2.1 Общественный строй

 

Возникшее в конце 7 века славяно-болгарское государство было феодальным по своему характеру. Его классовую основу составляли крестьяне-общинники и феодалы-землевладельцы.

Класс феодалов состоял из крупной феодальной аристократии (бояр) и их вассалов – мелких феодалов, связанных отношениями сюзеренитета-вассалитета. Политическая власть находилась в основном в руках землевладельческой знати. В грамотах болгарских царей термин «бояре» («бояре великие и малые») употреблялся для обозначения высшей группы должностных лиц. В дальнейшем ряды боярства пополнялись из числа отличившихся воинов и царских чиновников. Крупные феодалы имели свои земли и дружины из своих вассалов,

В период Второго Болгарского царства феодальная собственность на землю, составлявшая основу всего феодального строя, существовала в двух формах: баштины и пронии. Баштина – наследственная и свободно отчуждаемая собственность феодала. Прония – земельное владение, предоставлявшееся вассалу при условии военной службы сюзерену (крупному феодалу или царю). Прония получила широкое распространение со времен византийского господства (конец 11-12вв).

Крупнейшим феодалом была церковь. Чтобы обеспечить свое господство над массой зависимого крестьянства, феодалам, сосредоточившим в своих руках политическую власть и вооруженные силы, необходимо было мощное идеологическое оружие. Таким оружием стали христианство и церковная организация. В конце 9 века при князе Борисе христианство стало официальной религией. Церквам и монастырям принадлежали огромные земельные владения. Они расширялись за счет царских пожалований и приобретения земель феодалов и крестьян на основе договоров купли, дарения, завещания, мены, залога.

Власть феодалов над населением принадлежавших им владений юридически оформлялась иммунитетными грамотами (фискальный и административный иммунитет~.

Крестьяне. Основной категорией зависимого крестьянства были парики. Большинство париков вело свое происхождение от свободных общинников, имевших свое хозяйство, но попавших в феодальную зависимость. Парики обрабатывали землю, которая считалась собственностью феодала. Они были прикреплены к этой земле и не имели права ее покидать. Парики отрабатывали барщину и несли другие повинности в пользу феодала, а также облагались налогом в пользу государства. О личной зависимости париков от феодала говорит уже сам факт раздачи царями феодалам земель вместе с крестьянами. Парики находились под частной юрисдикцией феодала.

С развитием товарно-денежных отношений, заметно усилился процесс расслоения крестьянства. Выделилась небольшая зажиточная верхушка, в то же время множилось число разорившихся крестьян. Последние попадали в более тяжелую зависимость от феодала, сливаясь с низшей категорией зависимого населения – отроками.

Отроки вели свое происхождение от рабов, получивших в пользование землю.

Они не являлись субъектом права. Совершивший кражу отрок, если его господин не возмещал украденного, должен быть выдан потерпевшему. Отроками становились дети рабыни, военнопленные. Рабами могли, стать должники и преступники. Рабов часто продавали в Византию.

Первоначально отроки использовались только в домашнем хозяйстве, в качестве слуг. Но, постепенно они, подобно холопам на Руси, по своему правовому положению сблизились с париками. Окончательное утверждение феодального строя в Болгарии и закрепощение крестьян в 13-14вв. сопровождались исчезновением рабства.

Среди зависимого сельского населения выделяются ремесленники (технитарии), кузнецы, столяры, строители, гончары, портные и т. п., обслуживавшие, прежде всего, потребности, господского хозяйства. Наряду с домашним ремеслом технитарии занимались и сельским хозяйством.

Закрепощение болгарского крестьянства происходило в обстановке упорной классовой борьбы. Одной из распространенных форм сопротивления крестьян было бегство. Нередко крестьяне вступали на путь вооруженной борьбы против феодалов (восстания под предводительством Ивайла (13в.), Момчила и др.).

При византийском господстве большого размаха в Болгарии достигло богомильское движение[5]. Направленное против феодального гнета, оно имело религиозную окраску и выступало в форме ереси. Идеология богомилов привлекла к себе широкие массы угнетенных классов смелой критикой царя, бояр и высшего духовенства. Особенно следует подчеркнуть призыв богомилов не работать на господ и не подчиняться их власти. Осуждение феодального насилия и притеснений, убийств и кровопролитий – важная сторона политических взглядов богомилов.

Напуганные быстрым распространением богомильства в широких слоях болгарского народа, феодалы в союзе с церковью подвергали еретиков жестоким наказаниям.

Наряду с феодальным сельским хозяйством в средневековой Болгарии развивается ремесло. В крупных городах растет число ремесленников. Развитие ремесла и рост потребностей феодалов вызывают оживление торговли. Появляется сословная прослойка купцов. Значительное развитие получает не только внутренняя, но и внешняя торговля. Наряду с традиционными торговыми отношениями с Византией и Русью устанавливаются торговые связи с Дубровником, Генуей, Венецией. Однако развитие ремесел и торговли тормозилось господством натурального феодального хозяйства, подчинением города деревне.

 

2.2 Государственный строй

 

В 13– 14вв. Болгарское государство представляло собой феодальную монархию с весьма неустойчивой центральной властью. Во главе Болгарского государства стоял монарх, именовавшийся ранее ханом (по-славянски – князем), а при Симеоне – кесарем (царем и василевсом) – императором. В отличие от власти византийских императоров власть болгарского монарха была наследственной. Наследником болгарского царя считался его сын или брат. Своего наибольшего значения царская власть достигает при царях Симеоне и Иване-Асене II. В подражание константинопольским императорам болгарские государи 13-14 вв. носили титул «царь и самодержец». Царь был окружен высшей чиновной знатью, составлявшей царский совет.

Опорой власти болгарских царей являлось войско, Царь был верховным законодателем, высшим судьей и главнокомандующим. Он объявлял войну, заключал мир, вел переговоры с соседними странами.

Царская власть была ограничена Боярским советом, в его состав входили великие бояре и патриарх. Одной из главных функций Боярского совета были выборы царя в случае, если по той или иной причине обычный порядок престолонаследия не мог быть осуществлен, Кроме того, совет выступал как совещательный орган при царе по ряду вопросов внешней и внутренней политики. Через Боярский совет феодалы имели возможность активно участвовать в управлении и направлять политику государя по угодному для себя пути.

Народные собрания, которые в 7-8 вв. еще продолжали созываться как известная дань традиции, в 13-14 вв. уже не играли никакой роли, Простой народ был полностью отстранен от участия в управлении государством,

Постепенно оформлялась иерархия чиновников, которые проводили политику господствующего класса феодалов, защищали его привилегии и интересы.

Чиновники центрального управления были выходцами из среды бояр и назначались непосредственно царем. Главным из них был великий логофет. Он был первым министром и соратником царя Второго Болгарского царства.

Другим видным сановником был протовестиарий министр финансов, правитель и хранитель царской и государственной казны,

Важное положение занимали великий воевода и протостратор – высшие военные чины.

Местное управление. Территория Болгарии делилась на области. Управление области находилось в руках областного правителя, который являлся непосредственным представителем царской власти, и был известен под именем дуки, или кефалии. Дука. жил в главном городе области и назначался царём. Отдельными городами управляли также дуки, подчинявшиеся правителю области. Кроме того, в каждом городе был военный комендант, на которого возлагалась оборона крепости и командование местным гарнизоном. Село находилось во власти своего господина.

Суд. В начальный период Болгарского государства судебные функции выполняли сам государь (хан) и назначаемые им судьи. В последующее время существовали государственные, феодальные и церковные суды. Судебные функции выполняли не только специально назначенные судьи, но также провинциальные и городские правители, и другие чиновники, главным образом фискалы.

 

ГЛАВА 3. БОЛГАРСКОЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО

3.1 Источники права

 

В 7-8 вв., в Болгарии доминировало обычное право. Вместе с тем Болгария, приняв христианство от Византии, некоторое время испытывала определенное влияние византийского права, Это нашло свое проявление, в частности, в использовании переведенных на болгарский язык отдельных византийских законов. Сгруппированные в особые сборники – номоканоны, они включали как светские (номос), так и церковные (канонос) законы. В числе номос особого упоминания заслуживают Эклога и Земледельческий закон. Последний в основной своей части представлял собой запись обычного славянского права. Болгарская знать содействовала рецепции византийских законов, так как видела в них удобный, уже испытанный временем инструмент защиты феодального строя.

Но византийское законодательство не оказало решающего воздействия на самобытное развитие права Болгарии, был составлен правовой сборник – Закон Судный людям. Во времена царя Симеона (893 927 гг.) он юридически закреплял победу феодальных отношений в стране. Закон Судный людям, состоящий из 32 глав, представлял собой сборник норм уголовного, процессуального и отчасти гражданского права. Дополненный постановлениями и жалованными грамотами (хрисовулами) болгарских царей, он явился заметным рубежом в развитии болгарского феодального права. Одной из основных задач этого права являлась защита собственности и личности феодалов[6].

 

3.2 Право собственности.

 

Характер и содержание права феодальной собственности нашли свое наиболее четкое воплощение в хрисовулах болгарских царей. В этих грамотах последовательно различались два основных вида этой собственности – баштина и прония.

Первая представляла собой наследственную, свободно отчуждаемую собственность, а вторая – условной, пожизненное владение, сопряженное с обязанностью государственной, главным образом военной службы. Вручение феодальных прав на землю было неразрывно связано с передачей новому господину прав на феодальную эксплуатацию проживающих на этой земле крестьян. Ватопедская грамота царя Ивана-Асена II (1230 г.), жаловавшая монастырю Пресвятой богородицы земли села Семалто на правах баштины, подчеркивала его право взимать налоги и повинности с крестьян этого села. Одновременно феодал, в данном случае монастырь, наделялся соответствующей, необходимой для реализации этих прав властью. Подчеркивалась передача монастырю всех функций управления и суда. Отныне государственные чиновники суда и фиска не могли «даже и ноги поставить во владениях того святого монастыря».

Сохранению собственности в руках отдельных состоятельных семей способствовало наследственное право. Баштина наследовалась детьми покойного, а в случае их смерти или отсутствия – его родственниками «вплоть до третьего племянника». Смерть держателя пронии возвращала ее (по крайней мере, формально) верховному собственнику (обычно им считался сам царь). От последнего зависело, решение вопроса о передаче пронии сыну умершего.

Наследование остального имущества (исключение составляло хозяйство крестьянского двора) регулировалось соответствующими статьями Эклоги (титул 7 славянской редакции).

 

3.3 Преступления и наказания.

 

Представление о преступлении эволюционирует от традиционного, общеславянского понятия «обиды» к пониманию преступления как нарушении установленных царской властью и церковью норм права и потому наказываемого. Наиболее важными считались «преступления против государя». Статья 4 титула 16 славянской Эклоги давала им настолько широкое толкование, что по существу любое действие лиц, неугодных правящим кругам, могло рассматриваться как заговор против царя. Максимальной санкцией во всех этих случаях была смертная казнь.

Столь же сурово карались «отступники от веры». И это не было случайным. Социальный протест народных масс против феодального закабаления очень часто принимал форму религиозных течений, отрицавших некоторые из догматов официальной церкви (явление, типичное для Средневековья). Лиц, придерживающихся старых, дохристианских верований, Закон Судный людям, (ст.1) предписывал передавать вместе с их имуществом «в божий храм», т. е. превращать в феодально-зависимых от церкви.

Следующую по важности группу составляли преступления против личности. Рассмотрение дел лиц, обвиненных в убийстве, стало исключительной компетенцией царского суда, Умышленное убийство каралось смертной казнью (Эклога, т. 17, ст. 45). Убийство по неосторожности – бичеванием и заточением в тюрьму (там же, ст. 48). Наряду с основным наказанием с семьи убийцы взимался особый штраф (фун), который шел в пользу казны.

Болгарской системе наказаний за уголовные преступления были присущи типичные для феодализма черты права-привилегии. Степень ответственности и тяжести наказания зависела от сословной принадлежности потерпевшего и совершившего преступление. Максимум преимуществ имели представители высших сословий. Посягательство на их жизнь и здоровье наказывалось наиболее сурово. В свою очередь, тяжесть их уголовной ответственности уменьшалась, по мере, понижения социального ранга лица, ставшего объектом их преступления. Получило фактическое признание право господина на убийство своего отрока. Убийца нес ответственность лишь в том случае, если убийство было совершено способом, особо мучительным для его, жертвы в результате тяжких истязаний и т. д. (Эклога, т. 17, ст.49)[7]. Простое убийство отрока посторонним свободным лицом рассматривалось как противоправное истребление чужого имущества, дававшего господину право на соответствующее материальное возмещение (обычно в размере двойной стоимости).

Особая забота проявлялась в отношении собственности феодалов, включая собственность церкви. Хищение церковного имущества наказывалось продажей в рабство (Закон Судный людям, ст. 28). «Захват стада»- избиением, совершенный повторно – изгнанием, в третий раз – продажей в рабство (там же, ст.26).

Сурово карались имущественные преступления, сопряженные с угрозой жизни или здоровью потерпевшего. Так, поджог дома из-за вражды или с целью грабежа наказывался смертью (за городской дом – «сжигание», за деревенский – «рассечение мечом») или преданием посту на 12 лет как «враждебника» (там же, ст. 15).

Болгарское право, санкционируя привилегированное положение феодалов, (это была его главная задача), в допустимых для господствующего класса пределах защищало жизнь и имущество крестьян и простых горожан.

Получили некоторое развитие гражданско-правовые нормы, посвященные договорам купли-продажи, дарения, займа, найма. Регулировались имущественные и семейные отношения в соседской общине (здесь особая роль принадлежала Земледельческому закону).

 

3.4 Судопроизводство.

 

В судах, рассматривавших преступления против царя и церкви, утверждаются начала розыскного процесса.

В остальных же случаях сохраняет еще свое значение обвинительный процесс, предусматривавший одинаковый порядок разбора дел по уголовным и гражданским делам. Обвиняемый и обвинитель – «соперники», по древнеболгарской правовой терминологии – в том случае, если они принадлежали к одному сословию, имели одинаковые процессуальные права и обязанности. Разбор дела («спора») начинался по инициативе потерпевшего. На стороны была возложена обязанность сформулировать обвинение и соответственно возражение на него, представить доказательства. Среди доказательств особое значение придавалось свидетелям. При этом судьям вменялось в обязанность «говорить спорящим… «если не представите свидетелей, как закон божий велит, принять ту же казнь ожидайте, которую готовили другим»…» (Закон Судный людям).

Различались две основные группы свидетелей: непосредственные очевидцы свершившегося и свидетели (поручители) «доброго нрава» спорящих. В зависимости от характера дела, требовалось разное количество свидетелей-поручителей. Для «больших споров» – 11 свидетелей, для малых – от 7 до 3 свидетелей. Среди других доказательств определенное значение имели ордалии и клятва[8].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, подведём некоторые итоги. В данной работе мы рассмотрели основные этапы складывания и развития государства и права в Болгарии. Политическая власть в средневековой Болгарии находилась, в основном, в руках землевладельческой знати. В дальнейшем ряды боярства пополнялись из числа отличившихся воинов и царских чиновников. Крупные феодалы имели свои земли и дружины из своих вассалов,

В период Второго Болгарского царства феодальная собственность на землю, составлявшая основу всего феодального строя, существовала в двух формах: баштины и пронии. Баштина – наследственная и свободно отчуждаемая собственность феодала. Крестьяне были прикреплены к земле и не имели права ее покидать. Парики отрабатывали барщину и несли другие повинности в пользу феодала, а также облагались налогом в пользу государства. Рабами могли стать должники и преступники. Рабов часто продавали в Византию.

Первоначально отроки использовались только в домашнем хозяйстве, в качестве слуг. Наряду с домашним ремеслом технитарии занимались и сельским хозяйством. Вспыхивали многочисленные восстания, направленные против феодального гнета, которые имели религиозную окраску и часто выступали в форме ереси. Особенно следует подчеркнуть призыв богомилов не работать на господ и не подчиняться их власти. Осуждение феодального насилия и притеснений, убийств и кровопролитий – важная сторона политических взглядов богомилов.

Наряду с феодальным сельским хозяйством в средневековой Болгарии развивается ремесло. В крупных городах растет число ремесленников. Наряду с традиционными торговыми отношениями с Византией и Русью устанавливаются торговые связи с Дубровником, Генуей, Венецией.

В 13– 14вв, в отличие от власти византийских императоров власть болгарского монарха была наследственной. В подражание константинопольским императорам болгарские государи 13-14 вв. носили титул «царь и самодержец».

Царская власть была ограничена Боярским советом, в его состав входили великие бояре и патриарх, он жил в главном городе области и назначался царём. Кроме того, в каждом городе был военный комендант, на которого возлагалась оборона крепости и командование местным гарнизоном. В начальный период Болгарского государства судебные функции выполняли сам государь (хан) и назначаемые им судьи. В последующее время существовали государственные, феодальные и церковные суды.

В 7-8 вв., в Болгарии доминировало обычное право. Сгруппированные в особые сборники – номоканоны, они включали как светские (номос), так и церковные (канонос) законы. В числе номос особого упоминания заслуживают Эклога и Земледельческий закон. Дополненный постановлениями и жалованными грамотами (хрисовулами) болгарских царей, он явился заметным рубежом в развитии болгарского феодального права.

Характер и содержание права феодальной собственности нашли свое наиболее четкое воплощение в хрисовулах болгарских царей. В этих грамотах последовательно различались два основных вида этой собственности – баштина и прония. И это не было случайным. Убийство по неосторожности – бичеванием и заточением в тюрьму (там же, ст. 48). Степень ответственности и тяжести наказания зависела от сословной принадлежности потерпевшего и совершившего преступление. Посягательство на их жизнь и здоровье наказывалось наиболее сурово. «Захват стада»- избиением, совершенный повторно – изгнанием, в третий раз – продажей в рабство (там же, ст.26).  Болгарское право, санкционируя привилегированное положение феодалов, (это была его главная задача), в допустимых для господствующего класса пределах защищало жизнь и имущество крестьян и простых горожан.

В судах, рассматривавших преступления против царя и церкви, утверждаются начала розыскного процесса. Обвиняемый и обвинитель – «соперники», по древнеболгарской правовой терминологии – в том случае, если они принадлежали к одному сословию, имели одинаковые процессуальные права и обязанности.

 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Большая Советская Энциклопедия. Т. 5. – М., 1957.
  2. Всемирная история. Т. 3. – М., 1957.
  3. Всемирная история. Т. 4. – М., 1957.
  4. Всеобщая история государства и права. – М., 2000.
  5. История государства и права зарубежных стран. – М., 1980.
  6. История государства и права. – А., 2000.
  7. Ливанцев К. Е. Сборник документов по всеобщей истории государства и права. Л., 1977г.
  8. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. В 2 частях. — М., 19
  9. Жидкова О. А. История государства и права зарубежных стран. В 2 частях. М., 1991.
  10. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.
  11. Всеобщая история государства и права. //Под /ред. К. И. Батыра. М., 1996.
  12. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. //Под /ред. З. М. Черениловского. М., 1996.

 

 

[1] Большая Советская Энциклопедия. Т. 5. – М., 1957.

[2] Всемирная история. Т. 4. – М., 1957.

[3] История государства и права зарубежных стран. – М., 1980.

[4] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995.

[5] Богомилы – сторонники еретического антифеодального движения, основанного попом Богомилом в 10 веке,

[6] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. //Под /ред. З. М. Черениловского. М., 1996.

[7] Там же.

[8] Всеобщая история государства и права. – М., 2000.