АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

 

ТЕМА: «ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА»

 

ПЛАН ИЗЛОЖЕНИЯ:

  1. Понятие, значение и задачи стадии возбуждении уголовного дела.
    1. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
  2. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.
  3. Основание и порядок в возбуждении уголовного дела.
  4. Прокурорский надзор за законностью в стадии возбуждения уголовного дела.

 

Использованная литература:

Нормативные акты:

  • Конституция Республики Казахстан – Алматы, 1995 г.
  • Уголовный кодекс Республики Казахстан – Алматы, 1997 г.
  • Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан – Алматы, 1997 г.
  • Уголовный процесс, Учебник — Под редакцией Гуценко К. Ф., М., Изд. «Зерцало», 1998г.
  • Кузнецов Н. П. — Доказывание в стадии возбуждения уголовного дела, Воронеж, 1984 г.
  • Михайленко А. Р. – Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975 г.

 

  1. Производство по уголовным делам состоит из ряда последовательно определенных стадий, каждая из которых имеет свое предназначение, а все они, вместе взятые, призваны способствовать установлению истины по уголовному делу и постановлению судом справедливого приговора. Стадия возбуждения уголовного дела является самостоятельной стадией – данное положение нашло свое отражение в принятом 13 декабря 1997 года УПК РК. Глава 23 УПК РК устанавливает поводы и основания к возбуждению уголовного дела, порядок, сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, решения и действия, принимаемые на этой стадии уголовного процесса. Достаточно подробная правовая регламентация возбуждения уголовного дела указывает на важное процессуальное значение этой стадии. Как показывает практика, некоторые дознаватели, следователи и прокуроры недооценивают значение стадии возбуждения уголовного дела – соблюдение конституционных принципов (неприкосновенность личности и жилища, презумпция невиновности), неотвратимость наказания за совершенное преступление. Значение стадии возбуждения уголовного дела – законное, обоснованное и своевременное начало производства по уголовному делу, поскольку быстрое выявление преступления, полное, всестороннее и объективное расследование являются необходимыми условиями успешного завершения дела. Непродуманное решение вопросов, связанных с возбуждением уголовного дела, влечет за собой утрату доказательств, незаконное и необоснованное задержание, обыск, выемку, предъявление обвинения, осуждение невиновных и наоборот к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступление. Несмотря на законодательно детализированный механизм законности и обоснованности возбуждения уголовного дела, органы дознания и следствия выносят немало незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел, многие из которых отменяются прокурорами.
  2. Согласно статье 177 УПК РК поводами к возбуждению уголовного дела служат:
  • заявления граждан;
  • сообщение в средствах массовой информации;
  • непосредственное обнаружение сведений о преступлении должностными лицами и органами, правомочными возбудить уголовное дело;
  • анонимные заявления, если выяснится, что в результате их проверки собраны достаточные данные, указывающие на признаки преступления;
  • явка с повинной.

Основанием к возбуждению уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При отсутствии обстоятельств. Исключающих производство по уголовному делу. Поводы к возбуждению уголовного дела – источники информации о совершенном или готовящемся преступлении. Каждый повод выступает самостоятельно и при наличии основания возбуждается уголовное дело. В целях доступности принесения заявлений и сообщений УПК не устанавливает особой процедуры для их оформления и они могут быть представлены в любое правоохранительное учреждение. Правом решать вопрос о возбуждении уголовного дела наделены суд, прокурор, следователь, органы дознания. Указанные субъекты в свою очередь должны принимать сообщения и заявления, в том числе и не относящихся к их ведению. Заявления граждан о готовящемся или совершенном преступлении могут быть устными или письменными. Заявления могут быть поданы не только потерпевшими, но и любым гражданином, которому  стало известно о готовящемся или совершенном преступлении. Устное заявление о преступлении, сделанное при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, вносится соответственно, в протокол следственного действия или судебного разбирательства. В иных случаях составляется отдельный протокол. Протокол должен содержать сведения о заявителе, месте его жительства или работы, а также данные документов, удостоверяющих его личность. Протокол подписывается заявителем и должностным лицом, которое приняло заявление. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протокол вносится отметка, удостоверяемая подписью заявителя. Сообщение в средствах массовой информации может служить поводом к возбуждению уголовного дела. Когда оно опубликовано в газете или журнале, либо распространено по радио или телевидению. Лица, выполняющие управленческие функции в средствах массовой информации, которое опубликовало или распространило сообщение о преступлении, по требованию лица, правомочного возбудить уголовное дело, обязаны передать находящиеся в их распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение, а также назвать лицо, предоставившее эти сведения, за исключением случаев, когда это лицо предоставило их с условием сохранения в тайне источника информации. Опубликованные в средствах массовой информации сообщения являются поводом к возбуждению уголовного дела независимо от личного отношения к этому автора. Не являются поводом к возбуждению уголовного дела сведения, напечатанные в стенгазете. Данные сообщения относятся к заявлениям граждан. При непосредственном обнаружении сведений о преступлении должностными лицами и органами, правомочными возбудить уголовное дело, данное обнаружение служит поводом к возбуждению уголовного дела в случаях, когда:

  • при исполнении своих должностных обязанностей сотрудник органа дознания, следователь, прокурор становятся очевидцами преступления либо обнаруживают следы или последствия преступления непосредственно после его совершения;
  • орган дознания и дознаватель получают сведения о преступлении при осуществлении своих функций или при производстве дознания по делу о другом преступлении;
  • орган предварительного следствия и следователь получают сведения о преступлении при расследовании по уголовному делу о другом преступлении;
  • прокурор получает сведения о преступлении при осуществлении надзора за исполнением законов.

Данные правила не распространяются на дела частного и частно -публичного обвинения. Анонимные заявления могут служить поводом к возбуждению уголовного дела только после их предварительной проверки в случае, если они содержат достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Анонимные заявления – сообщения сделанные без указания лица, от которого исходит информация. Явка с повинной – добровольное заявление лица о совершенном им преступлении, когда в отношении этого лица еще не выдвинуто подозрение или не предъявлено обвинение  в совершении данного преступления. Такое заявление делается в устной или письменной форме и передается заявителем органу, ведущему уголовный процесс. Устное заявление заносится в протокол и подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление. Сам факт явки с повинной нуждается в тщательной проверке, так как таким образом лицо, явившееся с повинной, может быть пытается избежать наказания за совершенное им более тяжкое преступление.

Преступления чаще всего выявляются органом дознания при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Основанием к возбуждению уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, предусмотренного уголовным законом. К признакам преступления уголовное право относит: общественную опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Уголовное дело не возбуждается, если имеется одно из обстоятельств, исключающих производство по делу. Для того, чтобы считать, что имеется основание к возбуждению уголовного дела не обязательно иметь вполне достоверный вывод о готовящемся или совершенном преступлении. Достаточно, если это деяние подтверждается с определенной степенью вероятности, если о нем есть серьезное предположение, вытекающее из конкретных фактических обстоятельств. Вместе с тем, сведения, лежащие в основе вывода о наличии преступного факта, сами по себе должны быть убедительными. Но не обязательно, чтобы они были полными во всех деталях и, безусловно, исключали противоположный вывод. Решение по заявлению или сообщению о преступлении должно быть принято не позднее 24 часов со дня его поступления. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 1 месяца – для получения документов или иных материалов осмотра места преступления.

  1. При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела дознаватель, орган дознания, начальник следственного отдела, следователь, прокурор выносят постановление о возбуждении уголовного дела. В постановлении указываются время и место его вынесения, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, в отношении кого оно возбуждается, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. Копия постановления о возбуждении уголовного дела в течение двадцати четырех часов направляется прокурору. О принятом решении сообщается заявителю и лицу, в отношении которого возбуждено дело, с разъяснением ему прав и обязанностей в связи с началом уголовного преследования. Если известно лицо, пострадавшее от совершения преступления, одновременно с возбуждением уголовного дело оно признается потерпевшим, а если вместе с сообщением о преступлении заявлен гражданский иск, лицо признается также гражданским истцом (статья 186 УПК РК). Данная статья регламентирует порядок возбуждения дел публичного обвинения, который распространяется на все дела, кроме дел, в отношении которых предусмотрен особый порядок: для частного обвинения и частно – публичного обвинения. Уголовные дела частного обвинения, как правило, затрагивают личные интересы потерпевшего и не представляют большой общественной опасности. Это дало право законодателю предусмотреть специальное производство для дел частного обвинения, которые, минуя стадию предварительного расследования, возбуждаются единолично судьей и предают обвиняемого суду.  Начало и исход уголовного дела по делам частного обвинения полностью зависят от воли потерпевшего. Только по личной инициативе потерпевшего может быть принято решение о возбуждении уголовного дела. Прекращение дела за примирением сторон следует понимать ситуацию, в которой потерпевший и обвиняемый обоюдно изъявляют желание прекратить уголовное дело. Заявление или жалоба потерпевшего о возбуждении дела частного обвинения подается в письменной форме в районный (городской) суд по месту жительства потерпевшего. В заявлении излагаются обстоятельства дела и требования о привлечении к ответственности правонарушителя, указываются свидетели. Если заявление по делам частного обвинения подано в органы внутренних дел или прокуратуры, оно подлежит направлению судье для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Дела частного обвинения приобретают характер публичного обвинения в следующих случаях:
  • если преступление имело особое общественное значение;
  • если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого (материальной или служебной) или в силу своих психических или физических недостатков или по иным причинам не в состоянии защищать свои интересы.

В этих случаях дело приобретает характер публичного обвинения и прокурор вправе (без заявления потерпевшего) принять решение о возбуждении уголовного дела и поддержании обвинения в суде. В этом случае дело уже не может быть прекращено за примирением сторон. Лицо, подавшее жалобу в суд по делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде, а также потерпевший по делам частно – публичного и публичного обвинения, самостоятельно поддерживающий обвинение в суде в случае отказа государственного обвинителя от обвинения является частным обвинителем. Статья 390 УПК РК регламентирует порядок возбуждения дел частного обвинения, а также требования, предъявляемые к жалобе. Согласно пункта 8 статьи 390 УПК РК «…обвиняемый вправе предъявить обвинителю встречное обвинение, если оно связано с предметом уголовно- наказуемого деяния, по которому возбуждено производство…». Осуществление в частно – публичном порядке уголовного преследования не может быть начато и производство по уголовному делу возбуждено при отсутствии жалобы потерпевшего, по делам о преступлениях, перечисленных в статье 34 УПК РК. Прокурор вправе возбудить производство по делу частно – публичного обвинения и при отсутствии жалобы потерпевшего, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состояния, либо по другим причинам неспособного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, или затрагивает существенные интересы других лиц, общества или государства. Дела частно – публичного обвинения подлежат прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым лишь в случаях, предусмотренных статьей 67 УК РК: «Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и заладило причиненный потерпевшему вред». Уголовное дело считается возбужденным с момента вынесения – постановления о возбуждении уголовного дела. Согласно статье 185 УПК РК по результатам рассмотрения заявления или сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, начальник следственного отдела, следователь или прокурор принимают одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче заявления, сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения – по подсудности.

Передача заявления или сообщения по подследственности без возбуждения уголовного дела производится в случаях, когда: преступление совершено за пределами данного района и для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимы проверочные действия по месту совершения преступления; для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимы проверочные действия, которые могут быть проведены только органом, к подследственности которого оно относится. Прокурор уведомляется о передаче заявлений и сообщений по подследственности в течение двадцати четырех часов. Передача по подсудности без возбуждения уголовного дела подлежат только жалобы потерпевших о преступлениях, преследуемых в порядке частного обвинения.

  1. В случае отсутствия основания к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, прокурор, следователь, орган дознания и суд отказывают в возбуждении уголовного дела. Обстоятельствами, исключающими уголовное преследование, согласно статье 37 УПК РК, являются:
  • отсутствие события преступления;
  • отсутствие в деянии состава преступления;
  • вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние;
  • за истечением срока давности;
  • за отсутствием жалобы потерпевшего – по делам о преступлениях, уголовное преследование по которым может осуществляться в частном и частно-публичном порядке, кроме случаев возбуждения данных дел прокурором, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться своими правами, либо затрагивает существенные интересы других лиц, общества или государства;
  • за примирением потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым, статья 67 УК РК, а также при отказе частного обвинителя от обвинения;
  • в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор суда по тому же обвинению либо иное неотмененное судебное постановление, установившее невозможность уголовного преследования;
  • в отношении лица, об отказе от уголовного преследования которого по тому же обвинению имеется неотмененное постановление органа уголовного преследования;
  • в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, кроме случаев, когда возбуждение уголовного дела необходимо для применения к нему принудительных мер медицинского характера;
  • в отношении лица, недостигшего к моменту совершения деяния возраста, по достижении которого, согласно закону, возможно возложение уголовной ответственности;
  • в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или расследования дела в отношении других лиц;
  • в отношении лица, подлежащего освобождению от уголовной ответственности в силу положений УК РК.

Орган уголовного преследования, обнаружив обстоятельства, исключающие уголовное преследование, выносит на любой стадии досудебного производства постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела. Прокурор вправе также до начала рассмотрения дела в главном судебном разбирательстве отозвать его из суда и прекратить по перечисленным выше обстоятельствам. Постановление об отказе в возбуждении дела, как процессуальный акт должно отвечать определенным требованиям. Так же как и постановлению в возбуждении уголовного дела, ему надлежит быть обоснованным, полным, мотивированным, законным и определенным. О принятом решении уведомляются граждане, общественные организации и государственные органы, от которых поступило заявление или сообщение о совершенном преступлении. Этим лицам и организациям разъясняется порядок обжалования решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Согласно статье 187 УПК РК «… постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано соответственно начальнику следственного отдела, начальнику органа дознания, а также прокурору или в суд в порядке, установленном настоящим Кодексом. Постановление суда об отказе в принятии заявления о частном обвинении может быть обжаловано в вышестоящий суд». Если из поступившего заявления усматриваются нарушения политических, трудовых, жилищных, семейных и иных прав граждан, а также нарушение законных интересов организаций, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, то одновременно с отказом в возбуждении уголовного дела заинтересованным лицам должны быть разъяснены права и порядок обращения в суд для восстановления нарушенных прав и интересов в порядке указанного судопроизводства.

  1. Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел, так же, как и отказа в их возбуждении, в существенной степени зависит от правильно организованного, эффективного и действенного прокурорского надзора за исполнением законов в этой стадии уголовного процесса. Прокурорскому надзору УПК РК отводит специальную статью 190, закрепляющую права прокурора. Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор вправе:
  • отменить постановление дознавателя, органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и отказать в возбуждении уголовного дела;
  • отменить постановление дознавателя, органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело;
  • отменить постановление дознавателя, органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и прекратить уголовное дело, если по нему уже произведены следственные действия.

Прокурор обязан ежемесячно проверять все постановления об отказе в возбуждении  дел и отменять те их них, которые не соответствуют закону. При этом прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела и производстве по делу дознания или предварительного следствия. Согласно статье 31 Указа Президента Республики Казахстан «О прокуратуре»: «Прокурор вправе независимо от его участия в судебном разбирательстве дела опротестовать в вышестоящий суд не соответствующие закону или необоснованное решение, приговор и иное постановление суда (судьи), не вступившие в законную силу». Если необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела носят распространенный характер, прокурору необходимо не ограничиваться указанным выше правилом – проверять «отказные материалы» один раз в месяц – и изучать каждое постановление немедленно после его вынесения следователем или органом дознания. Проверяя законность отказа в возбуждении уголовного дела, прокурор должен обращать внимание на следующие вопросы:

  • соблюдены ли законные сроки рассмотрения сообщения о преступлении;
  • обосновано ли по существу принятое решение;
  • соответствует ли формулировка основания к отказу в возбуждении уголовного дела нормам материального и процессуального права;
  • соответствует ли формулировка обстоятельствам изложенным в материалах проверки;
  • уведомлены ли о принятом решении заинтересованные лица, разъяснено ли им право на обжалование принятого решения.